Методика освоения фольклорного материала детьми среднего и старшего дошкольного возраста на основе разучивания прибаутки, скороговорки, плясовой песни


Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида № 4 «Ивушка»

Методика освоения фольклорного материала детьми среднего и старшего дошкольного возраста на основе разучивания прибаутки, скороговорки, плясовой песни (из опыта работы)

музыкальный руководитель
высшей категории.
Удалова Е. Т.
2015г.
При освоении детьми фольклорного репертуара педагогу необходимо ориентироваться на решение конкретных обучающих, развивающих и воспитательных задач, которые решаются не отдельно друг от друга, а в едином педагогическом процессе.
Вместе они направлены на реализацию общей цели - приобщение детей к истокам национальной культуры через различные виды деятельности и развитие детского творчества.
В первую очередь, необходимо создавать доброжелательную атмосферу на занятиях, эмоционально-положительный климат. Между педагогом и ребенком должно быть взаимодействие.
Формировать активную гражданскую позицию, понимания собственной принадлежности к русскому народу, причастности к возрождению и продолжению русских традиций.
Необходимо воспитывать в детях такие качества, как искренность, доброжелательность, гостеприимства и т.д.
Знакомить с детей с разнообразными видами и жанрами фольклора.
Педагогом необходимо осуществлять индивидуальный подход ,учитывая интересы ребенка и соответственно развивать его индивидуальные способности, учитывать психологические особенности, соответствующие возрасту ребенка, образность мышления и интерес к игровой деятельности, к подражанию. Освоение материала ребенком должно происходить с постепенным усложнением. В течение всего года должна быть системность и последовательность в работе.
На музыкальных занятиях, развлечениях, досугах педагог должен использовать различные методы и приемы при разучивании фольклорного материала – это словесный метод, включающий в себя, например, беседу с детьми, загадывание загадок, или рассказ. Объяснительно-иллюстративным метод, когда происходит показ и образец педагога с рассматриванием наглядного пособия. Репродуктивный метод, направленный на закрепление
навыков и знаний детей. Эвристический метод обучения позволяет педагогу предоставить ребенку больше самостоятельности и творческих проявлений.
Малые формы детского фольклора, например, потешки, прибаутки, скороговорки, песни, народные игры, хороводы дают возможность познакомиться с историческим прошлым русского народа.
Например, прибаутки несут в себе познавательную функцию, сопровождаются игровыми действиями. В них прослеживается стихотворная форма текста.
При разучивании прибаутки « Ай, ду-ду» в старшей группе:
- сначала дети проговаривают текст:
Ай, ду ду, ай, ду-ду.
Потерял мужик дуду….
-прохлопывают ритмический рисунок, проговаривая текст нараспев;
-затем, например, на слоге «лю», пропевают мелодию» ;-соединяют мелодический и поэтический текст;
-Затем можно предложить детям спеть песню в нескольких вариантах с различным ритмическим рисунком.
Скороговорки являются прекрасным материалом для развития дикции и артикуляции в певческой работе с детьми.
Разучивать скороговорку в средней группе « Три сороки» я начинаю с проговаривания текста в медленном темпе с определенной четкостью,
«Три сороки –тараторки
Тараторили на горке».
-Предлагаю детям прохлопать ритмический рисунок на ложках, затем на бубнах, одновременно, неторопясь, проговорить текст;
-следующим этапом предлагаю детям спеть на любом удобном слоге мелодию скороговорки ( на 3 звуках).При повторении задания мелодию можно спеть на другом слоге.
-соединяем мелодию с текстом и поем в среднем темпе( в режиме разговорной речи);
- на заключительном этапе поем скороговорку в нескольких вариантах, предлагая ребенку ( по желанию) придумать свой вариант мелодии.
Плясовые песни отличаются ярким, напевным характером. Обычно пение может сопровождаться обыгрыванием действий в соответствии с текстом песни.
Для чистого интонирования у детей я использую собственное исполнение, как пример для правильного интонирования.
Добиваюсь от детей умения слушать себя и анализировать качество своего исполнения, а также прислушиваться к пению окружающих его детей.
Дети, которые неправильно передают мелодию, садятся ближе к педагогу и рядом с хорошо поющими детьми.
На первом этапе разучивания русской народной песни «Вдоль по улице молодчик идет» со старшими дошкольниками применяю наглядный и словесный методы:
-краткое вступительное слово педагога: сообщаю название песни, объясняю, кто ее сочинил, сообщаю несколько слов о ее содержании.
- исполнение (показ) песни взрослым;
Исполняется песня весело, задорно. Чтобы дети поняли, к чему надо стремиться при разучивании и исполнении песни, педагог должен петь выразительно, эмоционально.
- беседа с детьми о песне предполагает разбор эмоционально-смыслового содержания песни. После того, как дети прослушали ее, предлагаю уточнить еще раз характер (веселый, задорный,) и содержание песни ( о ком или о чем поется)
- чтение поэтического текста песни;
Читаю текст песни выразительно, тем самым помогаю детям понять смысл песни. Объясняю непонятные слова, например,: молодчик, удалый, кафтан,
опоясочка и т.д., правильное и отчетливое их произношение. Можно предложить проговорить текст громко или тихо с четкой артикуляцией.
Можно показать иллюстрацию, соответствующую тексту песни.
По желанию детей можно спеть песню еще раз.
На втором этапе помимо наглядного и словесного методов я использую практический метод.
Предлагаю детям послушать 1 куплет песни, затем 1 фразу,
прошу детей пропеть ее на слог «ля», при этом можно показывать рукой направление мелодии.
Чтобы дети правильно передавали мелодию, можно предложить еще раз спеть на слог «лю».
Вместе с детьми прохлопываем ритмический рисунок мелодии, также для этого используем музыкальные инструменты: ложки, бубны, трещетки.
Затем в медленном темпе поем со словами:
«Вдоль по улице молодчик идет…»
Работа над второй фразой по тому же принципу, обращаю внимание на дыхание по время пения. Чтобы помочь детям овладеть правильным дыханием, я им разъясняю и показываю, где и как нужно брать дыхание, как его распределять по музыкальным фразам. Обращаю внимание на певческую установку. единое звуковедение. Работа ведется уже не столько над запоминанием песни, сколько над качеством ее исполнения.
2 фразы 1-го куплета соединяются:
«Вдоль по улице молодчик идет,
Вдоль по широкой удалый идет…»
Поется полностью 1 куплет:
«Вдоль по улице молодчик идет,
Вдоль по широкой удалый идет.
Ой, жги, ой, жги говори!
Вдоль по широкой удалый идет!»
Его пропеваем 2-3 раза, можно предложить несколько вариантов исполнения, например, по рядам или сначала поют девочки, а затем мальчики, пение по «цепочке», исполняя песню по фразе (здесь можно использовать пение хорошо интонирующих детей). В таком варианте педагог может прослушать индивидуальное пение любого ребенка и т. д. Предлагаю детям слушать не только свое пение, но и других ребят.
Аналогично проводится работа над разучиванием последующих куплетов.
Также эту песню можно начинать разучивать с детьми с припева, так как она написана в куплетной форме.
Когда дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал, можно внести элементы игры, т.е. пение сопровождается разыгрыванием действий в соответствии с содержанием самой песни. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на музыкальных занятиях, на праздниках, но и в повседневной жизни.

Приложенные файлы


Добавить комментарий