«Обобщение опыта по теме «Развитие творческих способностей»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
г. Рассказово Тамбовской области


ЦЕЛОСТНОЕ ОПИСАНИЕ
ОПЫТА РАБОТЫ
«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»

учителя начальных классов
Мамонтовой Раисы Михайловны







2014-2015 уч.г.


БАЗОВАЯ МОДЕЛЬ ОПЫТА
ИПМ 1.Сведения об авторе
ИПМ2.Актуализация темы.
ИПМ 3.Условия формирования опыта.
ИПМ 4.Теоретическая база опыта.
ИПМ 5.Новизна опыта
ИПМ 6.Адресная направленность
ИПМ 7.Технология опыта.
Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время.
Объединение дополнительного образования»Золотой ключик»
Объединение дополнительного образования «Танец».
Объединение дополнительного образования «Риторика».
ИПМ 8.Результативность.
Список литературы.


1. Сведения об авторе:  Ф.И.О. Мамонтова Раиса Михайловна Образование:высшее  Место работы: МБОУ СОш №3 г.Рассказово Должность :учитель начальных классов Педагогический стаж: 28 лет  Стаж работы в занимаемой должности:28 лет  Категория: высшая








Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочное время в рамках ФГОС»
Ведущая идея опыта- создание условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся во внеурочное время в рамках ФГОС.
2. Актуализация темы.
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личностные запросы, решать и проблемы общества. Данный социальный заказ усиливает внимание к проблеме развития творческой активности учащихся, которая способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению, самореализации и успешной социализации.
Если посмотреть на современное состояние образования в России, то можно увидеть, что оно характеризуется качественными изменениями в области содержания, которое направлено на развитие творческого мышления учащихся. И эффективность работы школы в данном направлении определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей каждого ученика, формирует творческую личность школьника, готовит его к творческой познавательной  и общественно-трудовой деятельности. Главной целью школы, как социального института, в современных условиях является разностороннее развитие детей, их познавательных интересов, обще учебных умений, навыков самообразования и, конечно, творческих способностей.
Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей учащихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Сегодня многие педагоги уже осознают, что истинная цель обучения - это не только овладение определенными знаниями и навыками, но и развитие воображения, наблюдательности, сообразительности и воспитание творческой личности в целом. Как правило, отсутствие творческого начала зачастую становится непреодолимым препятствием в старших классах, где требуется решение нестандартных задач. Творческая деятельность должна выступать таким же объектом усвоения, как знания, умения, навыки, поэтому в школе, особенно начальной, нужно учить творчеству.
Для того, чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
В своей педагогической деятельности большое внимание я уделяю именно внеурочной деятельности, так как в ней имеются большие возможности для развития творческой, разносторонней личности. Эти возможности можно успешно реализовать, опираясь на традиционные и нетрадиционные методы воспитания и обучения, а так же на собственное педагогическое творчество.
3.Условия формирования опыта.
Условием возникновения данного вопроса послужило внедрение инновационной деятельности на базе школы государственных стандартов второго поколения на первой ступени обучения (письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден  приказом  Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 года, регистрационный № 17785) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года № 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 ).
Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направлен на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы, и одна из целей ФГОС является развитие личности школьника, его творческих способностей.
 В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться к беспрерывному накоплению знаний, к тренировке памятихочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
     Мы выполняем заказ общества и государства. Образовательные стандарты дают нам ориентир на развитие системы воспитания и обучения, которые ожидают от нас семья, общество и государство. С этой целью в стандартах второго поколения предложена модель выпускника начальной школы. Эта модель стала и моим ориентиром. А ключевыми направлениями работы стали такие личностные характеристики ученика, как любознательность, активность, заинтересованность в познании мира, способность к организации собственной деятельности, готовность самостоятельно действовать.
 Современное обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников и основываться на личном опыте ребенка. Основной задачей образования становится актуальное исследование окружающей действительности. Учитель и ученики идут этим путем вместе, от проекта к проекту.
Цель исследования:
создание условий, способствующих развитию творческих способностей обучающихся во внеурочное время в рамках ФГОС.
Объект исследования:
развитие способностей детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования:
процесс развития творческих способностей младшего школьника.
Гипотеза исследования: процесс развития творческих способностей младшего школьника, будет более эффективным, если созданы условия, способствующие развитию творческих способностей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности ученика.
Исходя из цели, гипотезы и, учитывая специфику предмета исследования, определены следующие задачи:
1.Изучить и проанализировать научно-методическую литературу и практический опыт по проблеме.
2.Обеспечить диагностику развития творческих способностей.
3.Определить формы и содержание работы по развитию творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Таким образом, условие возникновения данного проекта обусловливается необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей.

4.Теоретическая база опыта.
В своей работе основываюсь на гуманной педагогике. Гуманная педагогика ориентирует на свободный выбор и учёт индивидуально-личностных интересов и возможностей субъектов педагогического процесса. Основными постулатами является вера в возможности ребенка, раскрытие его самобытной природы, уважение и утверждение его личности, направленность на служение добру и справедливости.
Для формирования творческой личности ребенка, развития его активности использую идею сотрудничества. Это идея свободного выбора ребенком способа и сроков работы, идея коллективного творческого воспитания, идея творческого производительного труда. Отношения с учениками ориентированы на то, чтобы вовлечь их в творческую самостоятельную познавательную деятельность. Отсюда лозунг: «Учение без принуждения».
  Особенно значимы такие идеи, как идея творческого самоуправления (при условии совместной работы старших и младших членов коллектива), идея сотрудничества с родителями, как детей, так и педагогов, идея личностного подхода к ученику.
Моя работа всецело построена на педагогики сотрудничества – это гуманистическое направление педагогики, основанное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленное на всестороннее развитие и саморазвитие личности детей.
Изучением проблемы творческих способностей и творческой активности занимались и занимаются многие педагоги, психологи: Л.С.Выготский, А.М.Матюшкин, Г.И.Щукина, Ф.Я.Байков, М.И.Бойцов, А.И.Денисов, Н.А.Ковина, Л.С.Беляева, Х.Х.Габраль, Л.Л.Литвиненко, В.В.Мерцалова, А.Н.Леонтьев, М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова и другие
В исследованиях ряда ученых (М.Н.Скаткин, Я.И.Пономарев, Т.И.Шамова) понятие творческих способностей синонимично понятию «творчество». В научной литературе творчество определяется как деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не бывшее, и выступающая в любой сфере: научной, производственно-технической, художественной, политической - там, где что-то создаётся, открывается, изобретается.
Раскрывая воспитательную сущность творчества, исследователь Н.Кузанский отмечал, что у творческой деятельности человека нет другой конечной цели, кроме самого» человека, поскольку он не выходит за свои пределы, когда творит, но «развертывает свою силу и постигает самого себя». Исследуя механизм творчества как психологического процесса, С.Л.Рубинштейн называл его одним из видов деятельности, в ходе которого создается что-то новое, оригинальное, что потом входит в историю не только самого творца, но и науки, искусства.
Таким образом, творческие способности - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода .
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому условие успешного развития творческих способностей - тёплая дружелюбная атмосфера в семье и детском коллективе. Стараюсь создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь в том случае, если оно будет представлять собой целенаправленный процесс, в ходе которого решается ряд частных педагогических задач, направленных на достижение конечной цели. Главным направлением формирования творческих способностей младших школьников является развитие воображения.
Мой опыт работы базируется на философии выдающегося русского психолога Л. С. Выготского, который доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта и утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни. Он писал: "Первая форма связи воображения с действительностью заключается в том, что всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из деятельности и содержащихся в прежнем опыте человека". Из этого следует, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека.
Педагогический вывод, который можно сделать из всего выше сказанного, заключается в необходимости расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Таким образом, творческие способности - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом – индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.
А для того, чтобы дети развивали способности к творческому мышлению, необходимо постоянно создавать ситуацию творческой, учебной деятельности, способствующей раскрытию и развитию природных творческих дарований.

5.Новизна опыта
Состоит в создании целостной системы мероприятий , направленных на формирование благоприятной среды, ориентированной на раскрытие и развитие творческих способностей обучающихся
6. Адресная направленность
 «В мире довольно людей, которым никто не помог пробудиться. Пробудить в человеке истинно человеческие начала, любовь ко всему прекрасному, помочь увидеть красоту земли призван, прежде всего, учитель».
    (Антуан де Сент-Экзюпери)
Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые:
-готовы к осуществлению творческого подхода в обучении и воспитании,
-готовы выйти за рамки программного материала,
-способны к саморазвитию, изучая инновационные компьютерные технологии,
-не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

7.Технология опыта

Проектно- исследовательская деятельность
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Необходимость решать эту проблему развития творческих личности в своей педагогической деятельности подвигла меня к использованию проектного метода обучения как новой современной педагогической технологии, позволяющей развить эффективные средства самостоятельной учебной деятельности, соединяя в систему теоретические и практические составляющие деятельности учащихся, позволяя каждому раскрыть, развить и реализовать творческий потенциал своей личности.

Целью моей деятельности является создание условий для развития активной творческой личности школьников.
Задачи:
а) формировать творческий потенциала личности разнообразными методами во внеурочной деятельности в рамках ФГОС;
б) уделить внимание изучению и овладению современными педагогическими технологиями, позволяющими существенно изменить методы организации образовательного процесса, характер взаимодействия субъектов системы, и, наконец, их мышление и уровень развития.
в) приобщать учащихся к творческой работе;
г) прививать интерес к творчеству, поиску необычного, нового;
д) развивать навыки созидания, самореализации;
е) поддержать и развивать творчество учащихся в разнообразных его проявлениях;
Исходя из особенностей младшего школьного возраста, нами реализованы: I. Творческие проекты (1-4 классы).
Продуктом творческих проектов в рамках операции «Поздравляем» и акции «Милосердия» стали выставки плакатов: День Святого Валентина, «Наши Новогодние пожелания», «Поздравляем с Днем мужества!»  «Для милых Дам!»; плакаты ко дню здоровья: «Я выбираю спорт!», «Курить-здоровью вредить!»; праздники: «Когда все вместе», «Новые песни о главном», «Мама, папа, школа, Я – вместе дружная семья», «Весенний букет к 8 Марта», «Знай правила движения как таблицу умножения». Творческие проекты в рамках объединения дополнительного образования: «Золотой ключик» - театрализованные сказки: «Волк и семеро козлят», «Золушка на новый лад», «Как медведь трубку курил», «Новогодние приключения Маши и Вити». II. Исследовательские проекты (4 класс) Продуктом исследовательской деятельности в рамках объединения дополнительного образования «Уроки здоровья» стали проекты: «Бархатные ручки», «Операция «Руки под лупой», «Береги зрение», «Жевательная резинка-польза или вред», «Доброе слово», «Пейте дети молоко – будете здоровы!»
Данный вид работы позволил обеспечить развитие творческих способностей каждого ученика и сформировать умение работать в коллективе, нести ответственность не только за себя, но и за своих товарищей.
Объединение дополнительного образования «Золотой ключик»
На протяжении трёх лет, организовывая театрализованную деятельность через объединение дополнительного образования  «Золотой ключик», я провожу целенаправленную деятельность  по развитию  творческих способностей школьников. Все игры и упражнения, используемые мною на занятиях, базируются на принципах личностно-ориентированного обучения.
Актуальность использования театрализованной деятельности в воспитании детей заключается в том, что она является одной из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Она доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка  театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.      Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет мне через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.   Подготовка спектаклей к Новому году, к 8 Марта, к окончанию учебного года занимает большую часть времени. Занятия по дикции, упражнения для дыхания, упражнения с постановкой движения, упражнения для развития голоса и дыхания, тренировка органов речи, мимика лица- это необходимые упражнения для развития актерского мастерства.
Театральное искусство, обладает большими возможностями воспитания у детей желания не только потреблять, но и творить, смотреть и видеть, образно мыслить, слушать и слышать. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Таким образом, театрализация помогает всесторонне развивать ребёнка.







Объединение дополнительного образования «Танец»

Выдающиеся педагоги – Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина – считали,
что ребенка следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих
заданий.
Проблема развития творческих способностей у младших школьников
состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и
танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может
развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны
педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества
помогут ребенку развить свои творческие способности.
Занятия объединения дополнительного образования «Танец» играют значительную роль в становлении художественно-творческих способностей учащихся, что выражается как общими закономерностями психической деятельности человека, так и закономерностями художественного творчества, способствующего реализации индивидуальных способностей. Через занятия хореографией дети учатся передавать свои чувства и свою индивидуальность посредством танцевальных движений, через танцевальные движения у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и формируется внутренний духовный мир ребенка. Танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуальности. Ребенок может и не стать выдающимся танцором, вообще не связать свою жизнь с танцем, но он сможет творчески подходить к любому делу, ведь творчество – это побудительный мотив, источник энергии для фантазии, является катализатором и благоприятной средой для работы. Если учащиеся не испытывают чувство страха и волнения перед выступлением  на сцене или просто на уроке перед одноклассниками, умеют импровизировать и сочинять танцевальные этюды   – значит ребенок приобрел уверенность в себе, переборол страх публичного выступления.
Объединение дополнительного образования «Риторика»
Через занятия объединения дополнительного образования «Риторика» осуществляю тесные межпредметные связи с литературой и уроками русского языка, где проводятся с детьми творческие опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй. Сочинение - это творчество: оно развивает воображение, дисциплинирует мысль и речь, в сочинении происходит самовыражение.Учащиеся любят сочинение, любят именно за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать свое. Они раскрывают тему, собирают материал, систематизируют его, составляют план и корректируют его, подчиняя сочинение своему замыслу, выбирают средства языка, наилучшие для решения «коммуникативной задачи», наконец, редактируют, совершенствуют текст. В результате развиваются их творческие способности, их самостоятельность.




8.Результативность
Подводя итоги  работы, можно сказать, что:  занятия объединения дополнительного образования художественно-эстетического профиля способствовали росту и развитию способностей ребенка, т.к. резервы творческого мышления есть в каждом человеке в большей или меньшей степени и развитие их происходит непосредственно на занятиях хореографией, музыкой, изобразительным искусством, ведь важнейшими компонентами этих предметов является:
интеллект;
творческое мышление;
воображение;
фантазия;
интуиция;
наблюдательность;
эмоции;
-    догадка;
вербальное мышление.
Наши достижения:
Дети принимали активное участие во всероссийских творческих конкурсах «Зимнее вдохновение», «Весеннее вдохновение» в номинации «Я исследователь». Все участники награждены дипломами победителя (1 место).
Наши проекты размещены на сайте Международного Детского Творчества Фестиваля «Апельсин» в разделе «Наука и творчество». Имеем дипломы с сайта.
Нефёдова Анна на муниципальном этапе Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика» заняла в 3 место; на муниципальном этапе Всероссийсого конкурса детского и юношеского литературно-художественного творчества в номинации «Художественное слово» -2 место.
Хачиров Артём награждён дипломом III степени за участие во Всероссийском дистанционном конкурсе сочинений «Мой кумир
Наши сочинения размещены на сайте Международного Детского Творчества Фестиваля «Апельсин» в разделе «Проза». Имеем дипломы с сайта.











Список литературы
1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших  школьников // Начальная школа.- 2011 г.-№4.-с.80-81.
2.Безрукова «Педагогика. Проектная педагогика». Учебное пособие, 2012г., издательство «Деловая книга»
О. Соломенникова “Радость творчества”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]









шђ Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий