«Консультация для педагогов ДОУ на тему «Развитие коммуникативных навыков через театрализованную деятельность дошкольников»

Развитие коммуникативных навыков дошкольников через театрализованные игры.

Ст. воспитатель МБДОУ № 208
Никитина Г.Н.

Как часто мы, взрослые, забываем, что научиться общаться, устанавливать отношения с другими людьми, входить в новый коллектив – навык который нужно развивать и, при необходимости оказывать помощь при становлении личности ребенка, с самого раннего возраста.
Мир маленького ребенка – это его родители, комната, игрушки, площадка на которой он играет, детский сад с воспитателем и другими детьми.
Общаясь с ребенком, взрослый постепенно расширяет эти границы, вводит малыша в более сложный и богатый мир.
В наш век компьютерных технологий, усиливающегося влияния телевидения, занятости родителей, уменьшения уровня общения детей не только со взрослыми, но и со сверстниками, уменьшается уровень коммуникативности у детей дошкольного возраста. Маленькому ребенку трудно усвоить элементарные навыки и правила общения. Родители, в силу своей занятости не уделяют должного внимания своим детям. С учетом того, что в семьях 1 – 2 ребенка, передача игрового опыта также затруднена.
В связи с вышеизложенным, я решила взять на углубленную работу тему по развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста. В связи с тем, что основной деятельностью детей дошкольников является игровая деятельность, я решила взять именно театрализованные игры.
Ориентированность современных требований дошкольного образования предполагает направленность на удовлетворение потребностей растущей личности. Эти потребности весьма многогранны, они могут быть познавательными, эмоциональными, а также потребности в общении и установлении положительных взаимоотношений.
Ученые рассматривают личность ребенка с точки зрения ее потребности в созидании себя. В этом смысле на первый план выдвигается деятельность, в которой наиболее полно проявляется потребность ребенка в преобразовании. Это именно игровая деятельность.
Л.И.Божович считает необходимым, чтобы ведущая деятельность составляла основное содержание жизни самих детей. Таким образом, игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредотачиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых; ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации.
Л.С.Выготский понимает игру как «иллюзорную реализацию нереализованных желаний». С.Л.Рубинштейн отмечает, что сущность игры заключается в «способности, преображая, отображать действительность». Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические новообразования, присущие каждому конкретному возрасту.
О воспитательном значении игры говориться в работах Р.И.Жуковской, Д.В.Менджерицкой, А.П.Усовой.
Необходимо также сказать о значении театрализованной игры, как одного из видов игровой деятельности. Театрализованная игра дарит неограниченные возможности воздействия на ребенка. На основе театральной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей. Театрализованная деятельность направлена на развитие ощущений, чувств, эмоций, мышления, воображения, фантазии, внимания, памяти, воли, многих умений и навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских и двигательных.
Театр, сам по себе, является демократичным, доступным методом решения внутренних и межличностных проблем. Участвуя в театрализованной деятельности ребенок становится более общительным, добрым, участливым, готовым придти на помощь. Гибкость драматургии основана на способности творческого воображения преображать и гуманизировать мир, в котором мы живем.
Дошкольное детство – это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития индивидуальности является освоение ребенком позиции субъекта детских видов деятельности.
Театрализованная деятельность – это игра. Потребность в игре важнейшая характеристика человека. Игра представляет собой один из основополагающих факторов организации психических процессов, благодаря игре дети становятся более смелыми. Это та смелость, которая дает возможность смотреть на мир смело и является обязательной спутницей творчества. Для ребенка игра является мастерской-студией, тем местом и временем, где проявляется воображение, которое помогает творческому восприятию мира. Воображение позволяет создавать модели поведения, которые ребенок использует в реальной жизни. Когда ребенок играет он высвобождает чувства и установки, которые настойчиво стремились вырваться на свободу. Театрализованная игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир.
Вся работа по театрализованной деятельности - это хорошо продуманная, поэтапная работа, требующая большого интереса к делу как педагога, так и детей.
Многие конфликты между детьми происходят из-за неумением встать на позицию другого, увидеть в нем личность, обладающую своими потребностями, желаниями. Процесс общения протекает непросто. Наблюдая за ним, мы видим только внешнюю, поверхностную картину взаимодействия. Но за внешним лежит внутренний, невидимый, но очень важный слой общения: т.е. потребности и мотивы – то, что побуждает одного человека тянуться к другому. Только хорошо зная и понимая своего собеседника, можно построить истинное общение с ним, в противном случае создается лишь его видимость. В связи с этим многими исследователями (Т.В.Антоновой, Л.В.Артемовой, Л.В.Лидак, Н.Я.Михайленко и др.) выделяют общение, как необходимое условие возникновения игры и ее существования в детском обществе. В этом контексте процесс игры рассматривается как игровой диалог, способ понимания, проникновения в смысл, намерения собеседника, связанные с организацией общей деятельности.

Понятие и виды, определения.

Коммуникативность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Понятие «театрализованная игра» тесно смыкается с понятием «игра – драматизация». Л.С.Фурмина определяет театрализованные игры, как игры – представления в которых в лицах с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза, разыгрывается литературное произведение, то есть воссоздаются конкретные образы. В этих видах игр ребенок учиться исполнять взятую на себя роль, сопереживать своему персонажу, договариваться о выполняемых действиях, распределять ролевые отношения. В се это способствует развитию коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.
Понятие «режиссерская игра» - это разновидность сюжетной игры, специфика которой заключается в том, что ребенок организует деятельность как бы извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками, озвучивая их. Режиссерская игра тесно связана с общением. Следовательно, в старшем дошкольном возрасте ребенку необходимо освоить позицию субъекта в совместной режиссерской игре.
Несомненно, что развивая у детей коммуникативные навыки, воспитатель должен учитывать особенности развития детей дошкольного возраста и индивидуальные особенности каждого.

Особенности развития детей от 3 до 6.

После 3 лет малыш вступает в новый возраст, который принято называть дошкольным. Это возраст, когда воображение начинает работать так ярко и так интенсивно, что трудно отличить выдуманное от реального. Это возраст, когда в жизнь ребенка входят сверстники. Общие игры, ссоры, привязанности, согласия и разногласия постепенно заполняют круг его интересов.
Младший дошкольный возраст, когда ребенок уже может рассказать об увиденном, о том, что его волнует, что он хочет. Когда каждый день приносит что-то новое, интересное. Ребенок открывает мир: знакомится с людьми, природой, окружающими предметами, узнает о добре и зле.
В 4-5 лет речь ребенка становиться для него средством общения, так же средством выражения мыслей ребенка и рассуждений. Это открывает новые возможности как для познания мира, так и для самостоятельной организации совместной деятельности
У детей старшего дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи ребёнка.
Всё чище становиться произношение, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать.
Обогащение и расширение словаря осуществляется не только за счет существительных, обозначающих предметы, их свойства и качества, но и за счёт названий отдельных частей, деталей предметов, глаголов, а также суффиксов и приставок, которые дети начинают широко употреблять. Всё чаще в речи ребёнка появляются собирательные существительные, прилагательные, обозначающие материал, свойства, состояние предметов. За год словарь увеличивается на 1000-1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно. К концу шестого года ребенок более тонко дифференцирует собирательные существительные, например не только называет слово животное, но и может указать на то, что лиса, медведь, волк – это дикие звери, а корова, лошадь, кошка – домашние животные. Дети используют в своей речи отвлечённые существительные, а также прилагательные, глаголы. Многие слова из пассивного запаса переходят в активный словарь.
Это очень благоприятный период для развития режиссерской игры, в которой большое значение имеет творческий подход к построению и развитию сюжета.

Игра и театр
Исследователи убеждены в том, что генетической основой детского творчества является игра. В детском саду игра и театр существуют не рядом, а одно в другом: театр организуется как игра, а в игре всегда есть театральное начало, то есть искусство перевоплощения.
Театр как искусство особыми средствами художественной формы интерпретирует стороны человеческой жизни, общения, заставляет пережить проблемы, чтобы принять свое или отвергнуть предлагаемое художником понимание смысла.
Кукольный театр удовлетворяет желания детей познавать мир, отражает его в образах – символах, показывает способ общения с игрушкой, формирует эмоционально-чувственную и нравственную сферы.

Игра – драматизация – это игра, которая обычно на требует специальной подготовленности играющих, так как чаще всего не преследует цели поставить спектакль для зрителя. Конституирующими признаками игры, по утверждению А.Н.Леонтьева, является потребностью, которой игра отвечает, и безотносительность к предметному ее результату. Мотив такой игры лежит в самом ее процессе, а не в результате. Эти признаки выражают процессуальность такой игры: ее мотив, проще говоря, не в том, чтобы «сделать постройку, а в том, чтобы ее делать». В игре-драматизации литературный сюжет может быть обречен в самом общем плане, в остальном дети могут импровизировать, додумывать, варьировать, изменять то есть действовать творчески, по-своему. По утверждению ученых, в любой игре есть возможность драматизации. Иначе говоря, драматизировать можно любой игровой материал. При этом не всегда нужны декорации и костюмы – у ребенка работает воображение; драматизируя, он перевоплощается в роль, и все необходимое предстает в его фантазии. Учитывая все вышесказанное и добавив влияние литературных произведений, игровых упражнений, умению воспитателя создать определенную ситуацию в игровой форме – театрализованная деятельность развивает коммуникативные навыки ребенка без нудных моралей и указаний взрослого. Роль воспитателя в такой работе состоит в том, чтобы направить ситуацию в правильное русло находясь с ребенком в игровом партнерстве.

Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков.

Игра-знакомство «Меня зовут»
Цель. Развивать умение детей обращаться друг к другу по имени.
Ход игры. Дети стоят в кругу. У педагога в руках мяч который передается по кругу. Детям предлагается при получении мяча в руки назвать свое имя проговаривая полное предложение (меня зовут Аня).
У этой игры много вариаций: «Назови себя ласково», «Назови ласково друга», стоящего рядом с тобой», «Комплимент», «Изобрази звук» и т.д.
Хороводная игра «Ау!»
Цель. Развивать внимательное отношение друг к другу, помочь преодолеть барьер в общении.
Ход игры. Ребёнок стоит в кругу с завязанными глазами, он потерялся в лесу. Дети водят хоровод, проговаривая слова «Петя (Маша), ты сейчас в лесу, мы поем тебе АУ! Ну-ка, глазки открывай поскорей, кто тебя позвал, узнай побыстрей.  Кто-то из детей кричит ему: «Ау!» – и «потерявшийся» должен угадать, кто его звал.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель. Воспитывать уверенности в себе, в своих силах.
Ход игры. Ребёнок должен закончить каждую из предложенных вами фраз: “Я умею”, “Я хочу”, “Я смогу”, “Я добьюсь”. Для неговорящих детей показать.
При усложнении можно предложить детям закончить сказку, или придумать к знакомой сказке свое окончание.
Дидактическая игра «Вежливые слова»
Цель. Развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.
Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).
Творческая игра «Рукавички»
Цель. Воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход. Для игры нужны вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Разложите по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару, и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Понаблюдайте, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.
Игра-драматизация «Подарок на всех»
Цель. Развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива.
Ход игры. Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик - Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток. Лети, лети лепесток, через запад на восток, Через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели. Вели, чтобы
В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.
Игра-драматизация «Что такое хорошо и что такое плохо»
Цель. Формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, поведении, умении правильно оценивать себя и других.
Ход игры. Педагог  читает детям стихотворение или рассказ по заданной теме, дети изображают ситуации при помощи картинок на столе или фланелеграфе.
Подвижная игра «Не намочи ног»
Цель. Учить проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.
Ход игры. Дети сидят на стульчиках с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается по две дощечки. Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.
Игра-упражнение «Пожалуйста»
Цель. Вырабатывать навык употребления «Волшебных слов».
Ход игры. Всё становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибается – выбывает из игры.
Игра-драматизация  «Репка»
Цель. Воспитывать у детей чувство взаимопомощи, развивать у них выразительность интонации, мимики, движений.
Ход игры.Педагог рассказывает сказку, дети-артисты, включаются в игру по ходу сказки. В конце игры, можно предложить детям поводить хоровод, устроить праздник  урожая.

«Письмо друзьям»
Цель: Развивать умение детей выдвигать игровые инициативы, словестно описывать сюжет игры, наполнять его эмоционально-положительным содержанием».

Ход игры: Воспитатель предлагает детям написать письмо в детский сад в другую страну и рассказать в какие игры играют русские ребята.
Усложнение: Воспитатель может предложить детям разбиться на команды и составить разные письма при помощи рисунков, набросков, абревиатур, пластелина и другого материала.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий