«Исследовательская работа на тему «Вопросы сохранения культурного наследия»



Смоленское областное государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Козловский сельскохозяйственный техникум»









Исследовательская работа

ВОПРОСЫ СОХРАНЕНИЯ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ









Выполнил:
Красносумова М.Н. –
преподаватель истории




Смоленская область
Рославльский район
2010-2011

СОДЕРЖАНИЕ

1.Введение3

2. История города в памятниках6

3.Благотоворительная деятельность.15

4.Затихнувшее эхо19

5.Выводы...22



Библиография
1. Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Ростиславль краеведческий альманах вып.1-2. – Смоленск -2007г.
2.Иеромонах Рафаил (Ивочкин). Рославльская земля: православные храмы. – Смоленск – 2004г.
3. Шевченко Е.А., Шевченко О.А.. «Рославль. Портрет провинциального города» (издание 2-е дополненное). – Администрация МО «Рославльский район» Смоленской области.
4. Газета «Рославльский машиностроитель» №12-24 2007г.
5. Ростиславль краеведческий альманах вып.2(3) –Смоленск – 2005г.
6. Газета «Рославльская правда» №№ 117118 (1 5456-467)
7. Газета «Рабочий путь» 11.09.1987г. «Древнее городище».
8.Б.Махотин «К живым истокам» Московский рабочий 1989г.





1.Введение
Воспитание патриотизма – это целенаправленная и систематическая
деятельность общеобразовательных учреждений, направленная на формирование у подрастающего поколения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Это сложный управленческий и технологический процесс, поскольку патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.
В XXI веке необходимость воспитания патриотизма у учащихся вновь актуализировалась. Процесс преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества.
Анализ точек зрения ученых и практиков показывает, что в современных условиях патриотизм идентифицируется на уровне следующих личностных качеств: это любовь к «большой» и «малой» Родине, готовность выполнять конституционный долг, патриотическое мировоззрение и ценности.
Актуальность исследовательской работы:
В основе исследования лежит анализ опроса обучающихся I-III курсов «Козловского сельскохозяйственного техникума», которым было предложено ответить на вопрос: «Назовите исторические памятники города Рославля».
В результате опроса 51 обучающегося были получены следующие данные, показанные в гистограмме (рис. 1).

рис. 1
По результатам опроса можно сделать выводы о том, что поверхностное знание истории родного города подрастающим поколением может привести к тому, что через несколько десятилетий сохранившиеся исторические памятники города могут исчезнуть или «преобразиться» до неузнаваемости. Строительство каменных джунглей, фастфудов, в погоне за прибылью и европейским стандартом, может привести к утрате исторической особенности нашего города, его неповторимого колорита.
Задачи исследования:
Воспитание уважения к историческому прошлому своей Родины, привязанности к месту, где родился, готовности к выполнению гражданского и конституционного долга.
Восстановление имен именитых жителей города Рославля.
Обновление духовных начал.
Сохранение и восстановление исторических ценностей нашего города.



Формы и методы реализации:
Проведение гражданских форумов среди учащейся молодежи «Деятели науки, культуры и церкви города Рославля», «Советский тыл» и т.д.
Проведение просветительской работы волонтерами города среди молодежи.
Создание туристического маршрута.
Разработка маршрутных листов-заданий.
Ожидаемые результаты:
Привлечение молодежи к участию в реальной жизни города и решении проблем местного общества.
Способность сохранять и преумножать знания о родном крае, через проведение просветительской работы волонтерами города среди молодежи.
Тесное взаимодействие местных органов власти, деятелей культуры, православной общины Спасо-Преображенского монастыря, представителей бизнеса и инициативных групп граждан, в решении вопросов по сохранению культурного наследия города.






















2. История города в памятниках
Каждый город с чего-то начинается. Наш город берет свое начало с 1137 года. Именно в это время смоленский князь Ростислав «отстроил две крепости – одну – назвав своим именем - Ростислав, а другую именем отца – киевского Ростислава» был основан как пограничная крепость южных земель Смоленского княжества.
Деревянная крепость Рославля не раз защищала границы Смоленской земли, но в 1358г. была захвачена воинами литовского князя Ольгерда. С 1408г. в связи с изменением западнорусского диалекта город стал называться Рославлем. В1515г. Рославль был возвращен Москве. В начале XVI в. Образовался Рославльский уезд. Вначале XVII в. Рославль захватили войска польского короля Сигизмунда III. Город в 1618 году был отдан Польше, а в 1623г. получил магдебургское правление. Тогда же городу, в знак особой чести и уважения, был пожалован герб, изображенный на городской печати: бургундский король- святой Сигизмунд со скипетром и державой. Летом 1654г. царь Алексей Михайлович сумел вернуть Смоленские земли. Рославль окончательно вошел в состав государства России. 18 декабря 1708 г. Рославль был приписан к Смоленской губернии и стал уездным центром. Отличительной особенностью нашего города являлась торговля медом, что нашло отражение в городском гербе. Высочайше утвержденном 10 октября 1780г. Прошло несколько десятилетий, и, стремясь довести изображения русских городских гербов до совершенства, император Александр II в 1857 году поручил барону Б.В. Кене переделать городские гербы согласно устоявшимся европейским канонам геральдики. Изучив старый герб Рославля, другие городские гербы, Кене заметил, что ульи уже находятся во многих губернских и уездных городах. В этой связи Кене заменил изображения ульев на более яркую и широкую по символике геральдическую фигуру - пчел. Пчела символизировала не только изобилие меда, но и трудолюбие рославльчан.
30 января 1859 года новый герб города Рославля был утвержден. Серебряная башенная корона о трех зубцах (символ уездного города) и два золотых колоса, соединенные Александровской лентой (красная лента ордена св. Александра Невского). В левом верхнем углу изображался губернский герб. К сожалению, рисунок этого герба города остался неопубликованным.
Решением районной Думы от 27 июня 2003г. принят проект герба муниципального образования «Рославльский район», в его основе -геральдическая символика 1780 г.
13 INCLUDEPICTURE "http://ww
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·–
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Герб Рославля 1623 г. Герб Рославля 1780 г. Герб Рославля 1859 г. Герб Рославля с2003 г.
Как видно из истории наш город не раз подвергался нашествию завоевателей, сжигался дотла, менял символику, но возрождался жил и развивался вместе с его жителями. Менялись поколения рославльчан, которые строили город для будущих потомков. Все дальше и дальше от нас их имена, которые без нашей помощи через десяток лет канут в лето. XXI информационный век требует обновления духовных начал. Люди, оторвитесь от своих мобильных телефонов, поднимите голову и увидите, как встает рассвет над Спасо-Преображенским монастырем, обозревая город с Бурцевой горы, посмотрите на его великолепие во все времена года. Это наш город и его будущее в наших с вами руках.

2.1 Бурцева гора.
Рославльский детинец, ставший ядром города и его верным стражем, не раз подвергался нашествию завоевателей, сжигался дотла, возрождался. Но силы были далеко неравные. В конечном итоге наступило его запустение и исчезновение. На месте бывшего укрепленного поселения осталась одна только земляная насыпь в виде овального холма – городище.
Сначала городище было общественным достоянием и имело собственное название – Земляной вал. После изгнания Наполеона из России в 1812г. русский император Александр I распорядился передать Земляной
вал в частное владение местного городничего после смерти, которого в 1816-1856г.г. он перешел штатному смотрителю училищ Николаю Иванову Бурцеву. Став владельцем Земляного вала хозяин на протяжении более 40 лет заботился о его благоустройстве: вырастил на вершине сад и разбил по окружности липовую аллею.
На Бурцевой горе был устроен городской парк с рестораном и купеческим клубом, здесь же стояла деревянная часовня святых Константина и Елены, построенная в 1855г.
Имя Николая Ивановича постепенно закрепилось за валом, получившим название Бурцева гора.


В дореволюционные годы на Бурцевой горе существовал Летний театр. В нем пел молодой Леонид Собинов, выступали знаменитые дрессировщики братья Дуровы.
В настоящее время это любимое место отдыха горожан, особенно молодежи. Здесь проводятся различные массовые культурные мероприятия. Но Бурцева гора требует к себе неослабного внимания не только как красивое место отдыха, но и прежде всего как замечательный и универсальный памятник археологии федерального значения XII века.
Исторически Рославль развивался по берегам двух речек Становка – приток Остра и Глазомойка.
В названии речки Становка угадывается застой воды, ее установка когда-то подпиравшей плотиной. Но самое выразительное название у речки Глазомойке. Можно представить, какой чистой и приятной в недалеком прошлом была вода в речке.
Славился город своими воскресными базарами и семидневными ярмарками – сырной и рождественской, которые устраивались два раза в год. Ярмарки проходили на торговой площади (ныне территория парка им.1 Мая), здесь же в конце XVIII находилась Духо-Николаевская церковь, построенная на средства прихожан, а также Александра Максимовича Борисова и Василия Федоровича Прокопенкова. К сожалению, она не могла избежать участи большинства российских церквей и после революции в стенах храма устроили зернохранилище, а затем в пятидесятые годы XX в., разрушили. Позже на этом месте был выстроен спортзал медучилища.

Начало Парку культуры и отдыха имени Первого Мая было положено рославльскими комсомольцами, которые первого мая 1921 года устроили на базарной площади субботник, разровняли ее и посадили деревья. На территории Первомайского парка находится памятник XIXв. бывшая Верковская лазарет- богадельня – современный медицинский колледж.


2.2 Казано-Пятницкая церковь.
Недалеко от центра, между улицами Варшавской (ныне Красноармейская) и Казанской (ныне Октябрьская) находится Казанско-Пятницкая церковь второй половины XIX в. выстроенная на средства купца А.Ф. Мукинина. 15 августа 1853г. настоятелем Казано-Пятницкой церкви стал священник Алексей Щукин, прослуживший в Казанской церкви 62 года. Заботы отца Алексея распространялись не только на прихожан Казанской церкви и благотворительные учреждения. Его пастырскому попечению были вверены души солдат, так как Казанский храм одновременно являлся и полковой церковью Невского полка в течение 22 лет- с 1892г.
После революции 1917г. Казанский храм постигла участь многих православных церквей ее использовали под склад стеклотары. В 1974г. полуразрушенное здание в 1974г. было взято под государственную охрану. В 1985г. под сводами Казанско-Пятницкой церкви разместился Выставочный зал Рославльского историко-художественного музея, только благодаря

стараниям его сотрудников здание церкви сохранилось в течение более чем 20 лет.
4 ноября 2006г. Казано-Пятницкий храм был возвращен в ведение Смоленской епархии. От внутреннего убранства храма сохранились белые изразцовые
печи конца XIXв.
В алтарном помещении и в притворах, а также фрагменты росписи в барабане купола и в алтарной части.
2.3 Церковь Рождества Богородицы.
На вершине Юрьевской горы, при пересечении основных улиц, была образована небольшая площадь, на которой в 1854 году заложена церковь Рождества Богородицы. Средства на строительство и украшение храма вносили именитые граждане города Рославля супруги
Смолины, купец II гильдии М.Ефремов, более всех сегодня памятен купец Павел Тимофеевич Вехов. За свои труды на духовной ниве он удостоен был погребения в южной части храма, недалеко от главного престола. Это самый поздний по времени возведения среди храмов нашего города. В приходе действовала одноклассная церковно-приходская школа, открытая в 1896г. при ней была библиотека для внеклассного чтения. При самом храме тоже существовала библиотека для народного пользования.
После революции 1917г. церковь Рождества Богородицы оставалась действующей. И лишь в 1937г. была закрыта решением облисполкома. 30 августа 1960г. постановлением Совета Министров РСФСР храм включен в число памятников истории и культуры СССР. В октябре1991г. решением комиссии, утвержденным главой городской администрации здание храма было передано на баланс Русской Православной церкви.



2.4 Вознесенская церковь.
В южной части города, на кладбище (открыто для захоронения в 1777), стоит Вознесенская церковь. К 1821г. деревянная Вознесенская церковь пришла в состояние крайней ветхости. Поэтому граждане Д.С.Полозов и И.А.Мухин задумали заменить ее на новую – каменную. Начатая постройка производилась медленно, так что освящение церкви последовало не ранее13 декабря 1832г.
в годы гонений на церкви Вознесенский храм закрыли. Решением облисполкома здание храма было передано под культцели (неизвестно какие культурные мероприятия можно было проводить на городском кладбище). Во время оккупации Вознесенская церковь была открыта, настоятелем Вознесенской церкви с1941 по 1953г. был Отец Всеволод (погребен на Вознесенском кладбище).
Став настоятелем Вознесенской церкви, протоиерей Всеволод начал с ее восстановления: организовал сбор икон, находившихся в собственности прихожан или спасенных ими при разграблении храма, обустраивал по возможности внутренние помещения.

Ко времени открытия Вознесенского храма в 1941г. кладбище было обнесено каменной оградой, ворота сделали большие, с железными створами. Возле них стояла каменная сторожка. На кладбище росла березовая роща, превратившаяся в парк. Но в 1942г. деревья были вырублены не только немецкими оккупантами, но и местными жителями. В результате к началу 1943г. на кладбище не осталось не только растительности, но даже деревянных крестов.
В августе 1941г. немцы создали в Рославле лагерь военнопленных ДУЛАГ №130, который расположился недалеко от Вознесенской церкви. Отец Всеволод обратился к верующим с призывом организовать сбор продовольствия для советских военнопленных, чтобы спасти их от голодной смерти. Крестьяне приносили хлеб, картофельные лепешки и оладьи. Все это собиралось и незамедлительно переправлялось в лагерь.
По возможности отец Всеволод также вызволял военнопленных под личное поручительство. Многие из спасенных шли в «примаки» и трудились в сельском

хозяйстве, впоследствии некоторые уходили к партизанам. На месте массовых расстрелов – Вознесенском кладбище- в 1979г. был открыт мемориальный комплекс «Памяти погибших», выполненный скульпторами О.Соловьевым и В.Глазковым.
2.5 Спасо–Преображенский монастырь.
Сам монастырь именовался уездным, так как находился за чертой города на высоком берегу реки. Монастырь постепенно клонился к упадку так как был оставлен за штатом на своем содержании и, не имея средств к существованию, в конце XVIIIв. упразднен, а его храм обращен в приходский. В начале XIXв.деятельность монастыря возобновилась.
В 1804г. высочайшим указом ему были выделены 32 десятины земли в подмонастырной слободе и мельница, расположенная на этой территории. Преображенская церковь в обители пришла в совершенную ветхость. Благочестивые граждане г. Рославля начали сбор пожертвований на устройство нового каменного храма. Массивный пятиглавый храм Преображения Господня был освящен в 1819г. в честь победы русских войск над Наполеоном. В1848г. проживающий в монастыре в звании «бельца» Рославльский купец П.Н. Ракочевский пожертвовал перед пострижением в монахи собственные сбережения на строительство каменной зубчатой ограды вокруг монастыря. В этом же году в память о благополучном окончании подрядных работ на строительстве Московско-Варшавского шоссе состоялась закладка при монастыре каменной часовни. Средства на это дал помещик А.А. Вонлярлярский. А в 1872г. благодаря денежным вкладам «доброхотных дателей», преимущественно К.Ф. Мекк часовня была освящена как церковь во имя св. Благоверного князя Александра Невского.
Во второй половине XIXвека в монастырском комплексе появились здание духовного училища, корпус братских келий, а у ворот монастыря – одноэтажная просфорная с кельями для сторожа и богомольцев.
Постановлением облисполкома от 13 июля 1929г. Рославльский Спасо-Преображенский мужской монастырь был закрыт, а его здания переданы на нужды музея Природы и истории края.

28 декабря 1996 г. под председательством Патриарха Алексия II проходило заседание Священного Синода Русской Православной церкви. Святейший Патриарх и Синод утвердили ходатайство митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла о преобразовании прихода в городе Рославле в Спасо-Преображенский мужской монастырь.







3. Благотворительная деятельность
Рославльское купечество, получая доходы от торговли хлебом, пенькой, медом, тканями, деревянной посудой и прочим. Развернуло в городе строительство не только амбаров и каменных лавок, но и занималось благотворительностью. На средства представителей купеческого сословия возводились не только храмы в Рославле и уезде, были построены административные, общественные, торговые и культовые здания, до сих пор являющиеся украшением центральной части города.
Основное внимание в городском строительстве уделялось учебным заведениям в присутственных местах. Так в 1865г. состоялось открытие женской прогимназии, построенной на средства Рославльского купца, почетного гражданина города Алексея Кузьмича Мухина. В 1960г. здание реконструировано (надстроен 3 этаж) под производственный корпус Рославльского завода алмазного инструмента.
В 1874г. приняла своих учеников мужская прогимназия, преобразованная в классическую в 1907г. перед Великой Отечественной войной в этом здании располагался педагогический техникум, после войны - техникум механизации сельского хозяйства.

В 1904г. на втором этаже дома по
улице Московской (ныне Пролетарской) купец Тихон Степанович Богомазов на свои средства оборудовал и подарил городу женское ремесленное училище. Обучение в нем было бесплатным.
В правом корпусе того же здания, вытянутом вдоль улицы, располагался мануфактурный магазин А. С. Якобсона.
В 1909г. на средства Василия Петровича Мухина и его дяди Алексея Кузьмича Мухина была построена и открыта вторая женская прогимназия, преобразованная в гимназию в 1910г. (ныне средняя школа №1).
Первый этаж смежного с гимназией здания в конце XIX в. (1897г.) занимала городская Дума, второй был отдан Рославльскому отделению Северного, а с 1910г. – Русско-Азиатского банка.
Таким образом, к 1914г. в Рославле насчитывалось 18 учебных заведений Министерства народного просвещения. Частных школ не было.
Особенно интенсивно застраивались центральные улицы, прилегающие к Соборной площади (ныне площадь В.И. Ленина). До сих пор сохранились некоторые памятники градостроительства XIX-первой половины XX века, украшающие наш город и придающие ему неповторимый вид.
Примером может служить угловое здание по ул. Пролетарской (ныне магазин «Оптика»). Этот трехэтажный дом был построен для купца Ф.С.Зуева, срезанный угол подчеркивают вход и балкон. Смежное с ним кирпичное двухэтажное здание - бывшее Дворянское собрание. В настоящее время здание используется как аптека.
Одно из красивейших зданий современного Рославля - здание суда, построено в 1860 -1870г. – сохранило свой первоначальный облик и в наши дни.



Среди различных построек Заречья, привлекает внимание «заставной» дом, построенный в 1850г., за городской заставой. Этот кирпичный особняк служил гостиницей первого класса. Позднее особняк перешел в частные руки. На первом этаже размещалась шляпная мастерская купца Артемьева, второй этаж занимало шестиклассное городское училище. Перед Великой Отечественной войной здание передали городскому музею. В период оккупации все музейные коллекции были утрачены. В октябре 1962г. музей восстановили в этом же здании.
Не многие рославльчане знают, что, проходя по сегодняшним центральным улицам города, мы с привычным видом оглядываем здания, которые некогда принадлежали рославльским купцам и меценатам. К сожалению, немногие из них уцелели до настоящего времени, а некоторые, если и сохранились, находятся в запущенном состоянии.
Всем известное Управление сельского хозяйства Администрации МО «Рославльский район» некогда принадлежало купцу С.В. Денисову.
В бывшем доме купца Миронова, владельца маслобойного завода, находится Рославльский районный узел Федеральной почтовой связи.
В доме купца Н.Н. Полозова расположена редакция газеты «Рославльская правда», в особняке Иевлева ООО «Служба заказчика».
Долгое время двухэтажный кирпичный особняк, ранее принадлежавший Кострубиным, расположенный южным фасадом к улице Глинки, протяженным, восточным – к улице Красина, служил помещением для швейной фабрики «Восход».
На перекрестке улиц Пролетарской 40 и Ленина 1 сохранился трехэтажный дом, ранее принадлежавший семье Петра Прохоровича Карпачева, который был городским головой в течение 15 лет. При его непосредственном участии были построены два женских начальных училища, здание женской прогимназии. Карпачев проводил работу по благоустройству города. Еще в 1899г. началось устройство тротуаров по многим улицам старого города. А ведь всего этого может и не быть.






















4.Затихнувшее эхо
В этом разделе пойдет речь об исторических памятниках города, которые сохранились только на фотографиях. Либо находятся в запущенном состоянии.
4.1 Благовещенский собор.
В центре города Рославля располагался один из самых красивых городских храмов – Благовещенский. В сборе средств на строительство каменного храма в 1779г. принимали участие все горожане. Когда были собраны необходимые средства. Многие люди вышли рыть канавы под фундамент. Возведенное здание стало предметом гордости горожан. Значительный вклад в благоукрашение этого храма в XIX в. внесли
рославльские купцы: П.Т.Вехов, купец II гильдии Федор Куричин, купец Иван Новиков, Анастасия Чепелкина и ее сестра Анна Рокачевская, И.С. Полозов. В начале XXв. основным жертвователем на нужды Благовещенского собора был купец Тихон Богомазов. Царь Алексей Михайлович выделил средства для отливки пятипудового колокола.
После революции 1917г. собор продолжал действовать. С 1920 по 1935г.г. действовала Рославльская епархия, и Благовещенский собор стал кафедральным. К сожалению, в конце 1930–х г.г. собор был закрыт, и в нем разместился склад. Разбирать собор начали в 1940г., а закончили уже после войны. В настоящее время на этом месте разбит сквер им. В.И.Ленина. Так завершилось существование одного из самых любимых рославльчанами храмов.


4.2 Успенская церковь.
Точная дата строительства неизвестна. Имеются сведения, что она возведена в конце XVIII в. В основном на средства пожертвований купцов Мухиных. В отличие от дворянского - Благовещенского, новый храм стал купеческой церковью. Отливку колокола решили производить на месте. Когда для колокола плавился металл, то многие из прихожан Успенской церкви бросали в него серебряные монеты. Кольца, серьги, надеясь придать колоколу большую звучность и мелодичность. Стараниями священника Клавдия Кулюкина в 1891г. в храме было основано общество трезвости, а 10 сентября 1896г. при храме открыла свои двери церковно-приходская школа.
К началу XIXв. Успенский храм стал одним из самых богатых в городе по церковной утвари, соперничая только с Благовещенским собором.
После революции 1917г. здание Успенской церкви решением облисполкома было передано на нужды хлебозавода. Сейчас это храмовое здание находится в частично руинном виде. Напротив церкви выстроено величественное здание сбербанка.
4.3 Воскресенская церковь.
Церковь располагалась на левом берегу реки Становки, которая отделяла приход от центра города. Этот район назывался Заречье. В 1813г. по неосторожности храм сгорел. В 1816г. состоялась закладка нового, каменного храма. Основным попечителем стройки Воскресенской церкви был священник Дмитрий Кузьмич Руковский. Он лично странствовал с книгой для сбора подаяний на строительство, под его руководством храм был закончен и подготовлен к освящению. Годы служения отца Дмитрия – 1803-1834г.г., как храмоздатель, был похоронен в стенах церкви, между трапезной частью и притвором. К церкви примыкал сад с оградой на кирпичных столбах.
После закрытия храма в нем устроили хранилище и завезли несколько вагонов соли, которая считалась неприкосновенным запасом. Решением исполкома областного совета депутатов трудящихся 11 июня 1974г., здание храма было взято на государственную охрану. Однако такая «охрана» привела к тому, что церковь в начале 90-х годов рухнула, соль сделала свое дело.

4.4 Почтово-телеграфная станция.
Не сохранилось здание почтовой станции с жилыми помещениями, специально оборудованными « для проездов» августейших особ и членов императорских фамилий, выстроенное по типовому проекту середины XIXв. В 1850 и 1853 гг. в комнатах для «царских проездов» останавливался император Николай I Павлович, в 1857 г.- проездом за границу – императрица Александра Федоровна, позднее император Александр III Александрович с императрицей Марией Федоровной и генерал – губернатор Москвы - великий князь Сергей Александрович Романов.
В 1880-х годах комнаты были сданы под помещение почтово-телеграфной конторы и квартиру почтмейстера. После революции 1917г. здание почтово–телеграфной станции было отдано под клуб им. В.И.Ленина.
Сейчас на этом месте круглая площадь «Кольцо».

4.5 «Теремок» или дом Аракина.
Ушел в небытие случайно уцелевший. Редчайший образец городской усадебной архитектуры на юге Смоленщины. Горку, где было возведено здание, рославльчане называли Аракинской, а сам дом «Теремком».
Дом был построен в середине 80-х годов XIXв. уездным воинским начальником Дмитрием Тихоновичем Аракиным (1841- 1910г.). Владелец дома происходил из дворян Новгородской губернии, приехал в Рославль по назначению в 1878г.
Дмитрий Тихонович был женат на Л.О. Халютиной, дочери умершего подполковника. Двое сыновей – младенцев умерли в 1893г., похоронены вместе со своей бабушкой П.Ф. Халютиной на Вознесенском кладбище. Эта причина, очевидно, и привязала Аракина навсегда к Рославлю, где он позже окончил свои дни и похоронен с сыновьями в одной ограде на том же кладбище.















5. Выводы
Все ли секреты исторических памятников города Рославля удалось раскрыть и исследовать? Наверное, далеко не все, не затронут севера - восточный район города, освоение которого наложило существенный отпечаток на все стороны его жизни. Но это другая история, которую еще предстоит изведать. Поскольку история ушедших в небытие памятников учит, что нельзя высокомерно относиться к своему прошлому, не сохранять его.
В городе разработан проект «Ростиславово городище», в котором рассматривается один из вариантов благоустройства и сохранения Бурцевой горы – ценного памятника археологии.
Но без тесного взаимодействия и координации усилий со стороны местных органов власти, общественных организаций, деятелей культуры, поддержки православной общины Спасо-Преображенского монастыря, представителей бизнеса и инициативных групп граждан.
Не смотря на усилия руководителей данного проекта по прекращению любых строительных работ на Бурцевой горе, в течение последних десятилетий, оно неоднократно подвергалось не вполне оправданным произвольным «благоустройствам», не согласованным с областным обществом охраны памятников. А так же с профессиональными археологами. Врезанный в крепостные валы обзорный мостик, заросший порослью деревьев и заполненный бытовым мусором ров, значительный урон уникальному памятнику нанесла и установка в 1976г. бетонной стеллы, до сих пор не нашедшей своего достойного применения. Выглядящий иногородным сооружением фонтан и здание бывшей телевышки, где ныне находится кафе «Старый мост». На одной из стен которого висит памятная табличка, в побелке, «городище Бурцева гора археологический памятник XII века охраняется государством». Не сразу и поймешь, что этот «памятник» истории был построен в советское время.
Все работы на Бурцевой горе должны проводиться с согласия специалистов. Иначе под угрозой разрушения и гибели окажется культурный слой с содержащимися в его толще без доступа кислорода древними вещами, пролежавшими в земле не менее 8 столетий.
В проекте «Ростиславово городище» предусмотрено создание павильона для археологической экспозиции с виртуальной реконструкцией Ростиславльской крепости. Зачем строить павильоны, если уже есть готовый - кафе «Старый мост». Его можно переоборудовать во избежание дополнительных строительных работ, которые вызовут нарушение культурного слоя городища.
Для проведения массовых мероприятий на Бурцевой горе необходим не сценический подиум, а крытый летний театр. Как это было ранее.
Разработка туристического маршрута по достопримечательным местам города Рославля.
На зданиях, имеющих историческую ценность, а также сохранившихся домах Рославльского купечества, необходимо установить памятные доски с указанием года постройки и изначальным предназначением этих зданий. Для того чтобы, прочитав надпись, молодым людям расхотелось «расписывать» стены зданий, как это часто бывает у нас в центре города.
Как отмечалось выше, горожане всем миром возводили Благовещенский собор, его теперь не восстановить, зато есть возможность на месте собора установить памятную доску, перед которой мы могли бы преклонить головы и помянуть наших славных предков.
Очень жаль, что нет сейчас среди рославльчан меценатов, подобных купцам Мухиным, которые взялись бы восстанавливать в нашем городе редкие памятники Успенскую и Воскресенскую церкви, профинансировали бы археологическую экспедицию по изучению Бурцевой горы.
Но возможно и это поправить. Если администрация города пойдет на разработку программы по вовлечению предпринимателей города не только в его благоустройство, но и реконструкцию исторических мест.
Сдавая в аренду подобные помещения, необходимо требовать сохранения замысла архитекторов.
Привлечение предпринимателей и организаций города к благотворительной деятельности, можно осуществлять через понижение налоговой ставки от предпринимательской деятельности или доходов.
Требует к себе внимания и Вознесенская церковь – слишком разросшиеся деревья скрывают красивый каменный храм от взоров, проходящих мимо его.
На самом кладбище, где расположены захоронения с 1777г., проводится своевольная усушка деревьев, которые, падая, либо ломаясь, разрушают еще сохранившиеся, старинные памятники. Большей частью эти деревья так и остаются лежать в проходах между могилами, захламляя и приводя в бесхозный вид территорию кладбища, на котором похоронены именитые граждане города. Наша задача не допускать запустения их могил.
Для того, чтобы возродить колорит и своеобразие нашего города, необходимо постепенно вернуть названия составных частей города, которые ранее находились в неразрывной связи с вписавшимся в его ландшафт. Таким образом мы сохраним и преумножим те названия улиц, в которых наиболее полно отразятся индивидуальные черты города.
В настоящее же время, более половины названий рославльских улиц (75 из 140) можно встретить в Смоленске, и только 30 – в единственном числе.
На всех этапах по сохранению культурного наследия нашего города необходимо привлекать учащуюся и работающую молодежь с помощью проведения Гражданских форумов, в которых будут ставиться проблемы для обсуждения, и определяться пути их практического решения.
Необходимо проводить практические конкурсы среди учащихся школ на знание истории города. Для этого будут выдаваться маршрутные листы- задания. Согласно которым необходимо будет найти место с кодовой буквой. При наборе кодовых букв появиться слово.
Хочется закончить свою работу строчками из стихотворения Г.Федорченко «Рославль»: Есть на Смоленщине старинный городок.
Зеленый городок тот - Рославлем зовется,
Он словно нашей русскости залог,
Его названье в сердце отзовется.
Россию славлю – в Рославле слилось
И звон колоколов, весенние капели.
Сломить его фашисты не сумели!
Сад Первомайский, Бурцева гора,
Остер – глубокий, синей лентой вьется.
Смоленщины прекрасная земля,
Российским словом – Рославлем зовется.










































13PAGE 15


13PAGE 14215



Князь Ростислав

Бурцева гора. Начало XX в.

Часовня святых Константина и Елены


Становка начало XX века

Духо-Николаевская церковь. Начало XX в.

Казано-Пятницкая церковь. 2004 г.

Церковь Рождества Богородицы.2010г г.

Вознесенская церковь. Трофейный снимок 1941-1943 гг.

Мемориал «Погибшим в Великой Отечественной войне». 2004 г.

Спасо-Преображенский монастырь 1908г.

Преображенский храм Спасо-Преображенского монастыря. 2006 г.

Женская прогимназия Мухиных. Начало XX в.

Мужская гимназия. Начало XX в.

Городская дума. Русско-Азиатский банк.1910-е гг..

Историко-художественный музей
(здание бывшей гостиницы I класса)2006 г.

Редакция газеты «Рославльская правда»2004г.

Благовещенский собор. Начало XX в.

Руины Успенской церкви. 2004г.

Воскресенская церковь.2004 г.

Почтово-телеграфная станция. 1860г.



 
14Canon iP4700 series

Приложенные файлы


Добавить комментарий