План проведения кино лектория для старшеклассников или студентов СУЗа на тему: «Сила прощения»


Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области
«Новоузенский агротехнологический техникум»
План проведения кинолектория
«Сила прощения»
Подготовил : Милованов А.Б.
педагог дополнительного
образования
г.Новоузенск
2017
Содержание: просмотр - 30 минут и обсуждение художественного фильма-притчи «Гость».
Цель: формировать правильное представление о базовых общечеловеческих ценностях – и особенности о прощении.
Задачи:
-формирование у подрастающего поколения качеств доброты и прощения
-формирование у подрастающего поколения чувства эстетики и способности смотреть на художественные особенности фильма
- формирование представлений о совершенствование понятийного аппарата;
-развитие аналитических и вербальных способностей
Форма проведения: кинолекторий с обсуждением
Место проведения: класс техникума
Участники: студенты 1-го курса техникума
Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор, экран, звуковая аппаратура, запись художественный фильм «Гость».(30 мин)Ход мероприятия
Предварительная работа с учащимися.
Педагог: Перед началом фильма может предложить учащимся высказать свое мнение о том, что легче – ответить злом за зло, или простить того кто по неразумию, причинил обиду, но раскаивается.
Может ли добрый поступок привести к исправлению и раскаянию, как перемене образа мысли и жизни?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Педагог: Фильм который мы будем смотреть сегодня занял первое место в 2014 году на кинофестивале «Сретенье» в г.Обнинске. В основу сценария легла новелла классика абхазской литературы Михаила Лакербая – притча «Гость» из сборника «Кто убил лань».
Что такое притча? Учащиеся: высказывают свое мнение.
Словарь: Притча - это интересный поучительный рассказ. притчи в виде историй с глубоким смыслом, заканчивающиеся моральным изречением для более отчетливого понимания сути.
К таким произведениям можно отнести притчи, входящие в Евангелие, а также и другие многочисленные произведения этого жанра, написанные на протяжении нескольких столетий.
Сохраняя доходчивость изложения, притча предлагают человеку задуматься об истинном смысле жизни. У нее есть одна особенность, которая притягивает внимание читателя и очень точно ее характеризует. Истина в ней никогда «не лежит на поверхности». Она открывается каждому в нужном ракурсе, т.к. люди все разные и находятся на разных этапах своего развития. Смысл притчи понимается не только разумом, но и чувствами, всем существом.
Художественный фильм- притча может иметь очень сильное воздействие на
мысли и чувства человека, а современное нравственное кино понятно и интересно и взрослым и детям.
Фильм помогает, что очень важно самостоятельно сделать верный жизненный выбор, увидеть как бы со стороны вечные и современные нравственные проблемы и даже способы их позитивного разрешения.
Просьба к зрителям: поразмыслить и после просмотра назвать главную тему фильма.
Так же будим учиться смотреть кино, которое как известно есть синтез искусств, и нужно обладать умением смотреть фильмы.
Как научиться смотреть фильм?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Педагог: Прошу вас обращать внимание на небольшие подробности.
Авторы знают цену пейзажу, крупному плану, деталей, цену тонкой светотени, создающим определенную атмосферу. 
Просьба - Определить насколько соотносится картинка в кадре и музыка, - по крайней мере, мне кажется, что эта одна из сильных сторон фильма. Неповторимое звучание кавказской ночи, с ее непрестанным трескотом цикад.
сюжет и игра актеров.
В картине некоторые сценарные слабости и просчеты в работе с актерами (напомним, с непрофессиональными актерами) с лихвой перекрываются великолепными съемками и уверенным монтажом, точным выбором впечатляющих деталей и тактичностью показа актеров.
Особенность: фильм-притча с субтитрами. Снят он на осетинском языке.
Прошу Вас, обратить внимание на особые обычаи, которые Вы увидите в фильме.
Что такое обычай?
Учащиеся: высказывают свое мнение.
Словарь: Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Работа после просмотра фильма
Понравился ли фильм? Какая главная тема, о чем фильм?
Учащиеся: высказывают свое мнение

Важная тема для размышления: Почему страдают невинные? Почему добрый Бог допускает зло в мире?
 В XVIII веке философ Лейбниц одним из создателей немецкого философского и научного лексикона,  величайшийх учёный и философ всех времён объединил эти вопросы в доктрину теодицеи, буквально — оправдания Бога. Но почти за 4 тысячи лет до Лейбница этот вопрос был задан Иовом, праведником из страны Уц, — самому Богу… 
Работа с сакраментальным для европейской культуры тесктом Ветхого Завета:
ИОВ гл. 2
2 И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее.
3 И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла, и до этих пор тверд в своей непорочности; а ты возбуждал Меня против него, чтобы погубить его безвинно. Иов.1,14 И отвечал сатана Господу и сказал: кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него;
5 но простри руку Твою и коснись кости его и плоти его, — благословит ли он Тебя? Иов.1,116 И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги.
7 И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказой лютой от подошвы ноги его по самое темя его.Иов.7,58 И взял он себе черепицу, чтобы скоблить себя ею, и сел в пепел.
9 И сказала ему жена его: ты все еще тверд в непорочности твоей! похули Бога и умри.
10 Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими
История жизни Иова раскрывает нам, что не всегда земное счастье соответствует добродетельной жизни человека и учит нас также быть сострадательными к несчастным.
 Иов, своими невинными страданиями и терпением, прообразовал Господа Иисуса Христа. Поэтому в дни воспоминания страданий Иисуса Христа (на Страстной седмице) в церкви читается повествование из книги Иова.
Фильм заставляет задуматься, он ставит нас пред нравственным выбором, ведь невозможно не сопереживать происходящему на экране, сюжет держит внимание в напряжении. А перенесенное страдание или переживании страдающему по мнению многих очищает.
Вспомним понятие Катарсиса у Аристотеля (384-322 г. до н.э.) Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки (трагедии), благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость» .
По учению Аристотеля, трагедия «при помощи сострадания и страха производит катарсис подобных (т. е. сострадания, страха и родственных им) аффектов»
1) очищение аффектов от какой-либо скверны;
2) очищение души от аффектов, [временное] освобождение от них.Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису, т. е. к разряжению, в результате которого аффекты [на время] оказываются как бы удаленными из души.
Центральная в литературных исканиях Аристотеля, широко известная из истории эстетических учений концепция «очищения страстей» сохранилась «путем страха и жалости достигающая очищения подобных страстей»
Катарсис облегчает скованную усталостью душу сильным движением эмоций.
Педагог: Каковы особые обычаи, которые Вы увидели в фильме?
Учащиеся: высказывают свое мнение
Традиция и обычай: Отношение к гостю: «Гость - от Бога гость».
Как все традиционное, гостеприимство постепенно стало ритуализироваться, принимать религиозную окраску. Лучшая иллюстрация сказанного — осетинское приветствие гостя "Уазаег — Хуыцауы уазаег" (гость — Божий гость). Оно свидетельствует о том, что гость, кто бы он ни был и откуда бы ни прибыл, считается Божьим посланником, личностью священной и неприкосновенной. Поэтому хозяева выражали радость по случаю его благополучного прибытия. 
Традиция и обычай: Отношение старших к младшим, и младших к старшим.
Когда Ахсабек говорил речь над погибшим, то пред началом почтительным знаком спросил позволение на это у самого пожилого.
Младший в присутствии старших стоит, следит за столом, уходит последним.
Младший это маленький, а старший это только ли взрослый?
Традиция и обычай Ответственность за ближних: - тех кто рядом, твой родной, близкий по крови и языку и вере.
Традиция и обычай Солидарность, помощь в надежде, что тебе помогут в трудную минуту.
Тема для размышления. Отношение между носителями разной культуры.
Фильм снят с большой любовью к своему народу, обычаям, культуре. Но возникло ли у вас чувство, что Вас оскорбили? Соответственно любить свой народ, это вовсе не означает обижать кого-то, кто чем-то отличается от тебя.
Учащиеся: высказывают свое мнение
Важно понять что понятие «Культура» происходит от слова культ, вера, инициация свыше, религиозная мотивировка – вот ключ к пониманию любой культуры.
Место съемки фильма, Алагирский район Северной Осетии, а именно - Куртатинское ушелье, с.Фиагдон, неподалеку от мужского монастыря
На Кавказе и самый южный и самый высокогорный монастырь в России . Сосуществование народов и религий способствует обогащению человека и общества, особенно знание о соседях. Важно при этом знать и любить свои обычаи и свою культуру. И непременно, такое выражение культуры не останется незамеченным.
Словарь: АККУЛЬТУРАЦИЯ процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин Аккультурация используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов.
К.Леонтьев (1831—1891) — русский дипломат; мыслитель религиозно-консервативного направления; философ, писатель, литературный критик, публицист, социолог. В конце жизни принял монашеский постриг с именем Климент. К.Леонтьев много говорил о говорил в своих работах о культурных контактах.Впервые в истории социально-философской мысли он разработал идею цикличности развития государств, народов, культур. Цикличность в развитии общества подобна фазам онтогенеза, где есть эмбриональный период, рождение, рост и расцвет всех возможностей, но есть также угасание и смерть.
Любая органическая целостность имеет свой срок существования. К. Леонтьев видит некий алгоритм в жизни этносов и их культур, неуклонно обнаруживающий себя в массе уникальных исторических событий.
И в природе, и в общественной жизни всякое развитие неизбежно проходит три последовательные стадии: первоначальной простоты, подобно зародышу, зерну или неразвитому организму;
«цветущей сложности», когда раскрываются все потенции растения, животного, человека или народа;
и, наконец, «смесительного упрощения», когда организм переходит в стадию стирания всех своих отличительных черт, разложения и гибели. Наиболее ярким и контрастным периодом «цветущей сложности» в истории европейской культуры Леонтьев считал Средневековье, а последующий буржуазный «прогресс» Нового времени представлялся ему торжеством гибельной уравнительности, культурной серости и умирания.
«Некультурный - значит несвоеобразный», - утверждал Леонтьев. России, как и любому другому народу, следует прежде всего стремиться к сохранению и приумножению своей самобытности, без которой она просто перестанет существовать, угрозу чего уже предчувствовал Леонтьев в конце прошлого века.
Из других культурологических взглядов К. Н. Леонтьева интересно отметить, что он был противником политического национализма, считая, что современный национализм есть порождение либеральной и уравнительной демократии, погубившей такие полные жизни и разнообразия «цветущие сложности», как мировые империи.
«Цветущая сложность» западной цивилизации основывалась на сосуществовании множества начал: это византийское христианство, германское рыцарство, греческая философия и римское право.
Современный Запад вступил в последнюю стадию своего развития – в результате победы буржуазии повсюду утвердилось однообразие и стандарт, появился средний тип европейца.
Однообразие для Леонтьева означает смерть культуры, что он и предрекает Западу в своих пророчествах. Россия должна воспротивиться западным влияниям, «устоять в своей отдельности», для чего философ предлагает «заморозить» ее развитие и таким образом спасти русскую культуру.
Назначение России он видит в том, чтобы она положила предел «раковой опухоли» прогресса и создала новую цивилизацию на основе византийского православия.
Тема для размышления: Пробуждение совести.
Можно ли предположить, что гостю там было хорошо и комфортно на крыше? Что он испытывал - муки совести, которые и являются муками ада.
Учащиеся: высказывают свое мнение
Пушкин в Борисе Годунове, устами Пимена восклицает: «несчастен тот, в ком совесть нечиста».
предположение, что отец заряжает ружье, в то время как тот собирал ему узелок с едой в дорогу. Страх за свою жизнь. Липкий и изматывающий, -он и был наказанием.
Мог ли он предположить, что будет совершено правосудие и его постигнет кара?
Исходя из своего личного опыта, ведь он убил Темыра за то, что тот его оскорбил.
Сопоставимо ли такое наказание за правомерное преступление?
Учащиеся: высказывают свое мнение
Что выше справедливости? Прощение…
Тема для размышления: Ответственность пред старшими.
«Опора дома и помощь отца должен быть сын» - следует поговорить об ответственности детей перед родителями, и необходимости думать о том, как осуществит планы старших о своем будущем.
Тема для размышления: Вечно ли торжествует зло?
Зло не избежит должного наказания – зло не имеет сущности, оно способно лишь разрушать само себя и его носителей.
Тема для размышления: Автор и текст.
Преломление такой мировозренческой концепции в жизни самого Михаила Лакербая. Как внутренний мир влияет на творчество автора. Это особая тема.
Родился в селе Мерхеули  Сухумского округа  в семье мелкопоместного дворянина. Получив начальное образование в родном селе, он поступил в Сухумскую горскую школу, а затем — в Сухумское реальное училище, которое окончил в 1920 году. Один из зачинателей абхазской советской литературы.
Лакербай вступил в абхазскую литературу в пору её зарождения, вместе с ней рос и мужал, внося большой вклад в развитие её драматургии и новеллы. Был один из тех писателей, кто способствовал возрастанию веса и значения абхазской литературы.
После установления Советской власти в Абхазии с 1921 по 1925 год М. Лакербай работал соредактором первой абхазской советской газеты, носящей и поныне данное им название — «Апсны капш» («Красная Абхазия»).В 1929 окончил юридическо-экономический факультет Тбилисского политехнического института.
Некоторое время работал юристом. Однако эта профессия не прельщала молодого Лакербай, проявившего в те годы склонность к журналистике и поэзии.
С 30-х годов начинается новый этап в творческой биографии М. Лакербай, когда он едет в Москву и поступает на высшие курсы сценаристов и кинорежиссёров.
В начале Великой Отечественной войны М. Лакербай добровольцем пошел на фронт. Служил военным корреспондентом в дивизионной газете «На штурм врага».
В 1942 г. участвовал в боях за оборону Севастополя где попал в немецкий плен. В августе 1944 г. вернулся в Сухуми.
В 1947 году Лакербай арестован в Москве и осужден на 8 лет. В 1955 г. освобожден.
Последние 10 лет жизни Лакербая стали наиболее активны. Наибольшую известность принесли Лакербаю новеллы, «Абхазские новеллы» и «Аламыс», вышедшие в издательстве «Советский писатель» в Москве в 1957 и 1961 годах.
Лаконичные, национально колоритные, полные юмора, они отражают жизнь абхазского народа до Октябрьской революции и в советское время, проникнуты духом интернационализма, глубоко гражданственны.
Писатель идёт к литературе, вдохновленной идеалами современности, правдиво отражающей социальные конфликты эпохи и духовный облик людей, строящих новый мир — социалистическое общество.
Написал комедии и историческую драму «Чудесный сплав» (1956) — о дружбе абхазского, грузинского и русского народов. Эти произведения сыграли большую роль в развитии абхазского национального театра.
Как к источнику своего творчества писатель обращался к абхазскому фольклору — историческим песням, сказаниям, притчам и легендам, пословицам и бытовым историям.
Они служат основой создаваемых им новелл, в которых отражается мудрость народа, его обычаи и понятия, меняющиеся под воздействием революционных событий. «О душе народа, об аламысе я собрал эти устные рассказы, услышанные в разные годы», — писал автор в предисловии к одной из своих книг. Эти новеллы волнуют своим благородством, или, говоря словами самого автора, «аламысом», который, как волшебный талисман, открывает нам внутренний мир человека.
Писатель М. Лакербай умер в 65 лет. Он упорно работал над новыми произведениями до конца своих дней.
Тюрьма как испытание воли. Смог ли автор простить тех, кто лишил его воли? Если считаете что - да, то почему?
Анализ урока
Педагог обсуждает с учащимися, что понравилось на уроке, какие новые знания получили, что удивило, что было полезно. Делает вывод: Что выше справедливости? Прощение…
Рекомендуемая творческая деятельность:
Самостоятельно ознакомиться с жизнеописанием М.Лакербая.
Прочитать рассказ « Гость» из сборника новелл: «Кто убил лань?»
Познакомиться с притчами Христа из Евангелия
Словарь:
Притча - это интересный поучительный рассказ. притчи в виде историй с глубоким смыслом, заканчивающиеся моральным изречением для более отчетливого понимания сути.
Обычай - стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Аккультурация процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин Аккультурация используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов.

Приложенные файлы


Добавить комментарий