Методическая разработка урока по литературе на тему «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»

Тема: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
Цели:
1) Образовательная – знакомство студентов с личностью, биографией и творчеством  великого писателя; формирование представлений о жанрах, образах поэзии А.К. Толстого, обогащение словаря студентов.
2) Развивающая -- закрепление умения  работать с  учебной литературой, развитие умения слушать, анализировать, совершенствование  навыков монологического высказывания.
3) Воспитывающая – формирование чувства гордости за русскую литературу.
Оборудование: портрет писателя, стихотворения
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Изучение нового материала.
Вводное слово учителя.
Русская литература дала миру трех писателей с фамилией Толстой:
Л.Н. Толстой – автор «Севастопольских рассказов», трилогии «Детство. Отрочество. Юность», знаменитых романов «Война и мир», «Анна Каренина» и других великих произведений.
А.Н. Толстой – автор романов «Петр Первый», «Хождение по мукам», «Гиперболоид инженера Гарина», детской сказки «Буратино».
Если говорить о творчестве А.К.Толстого, то скорее всего подавляющее большинство жителей нашей страны не вспомнит ни одного произведения этого великого человека (и это конечно очень грустно).
А ведь  А.К. – великий русский поэт, писатель, драматург,  член-корреспондент Петербургской академии наук. По его произведениям  в ХХ веке было снято 11 художественных фильмов в России, Италии, Польше, Испании. Его театральные пьесы с успехом шли не только в России, но и в Европе. На его  стихи в разное время было создано более 70 музыкальных произведений. Музыку к стихотворениям Толстого писали такие выдающиеся русские композиторы, как Римский-Корсаков, Мусоргский, Балакирев,  Рахманинов,  Чайковский, а также венгерский композитор Ф.Лист.  Никто из поэтов не может похвастаться таким достижением.
Через полвека после смерти великого поэта последний классик русской литературы И. Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселе недостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».
На сегодняшнем уроке мы попробуем восстановить историческую справедливость.
Запись в тетради
Тема: «А.К.Толстой. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии А.К.Толстого»
Цели урока:
-познакомимся с биографией поэта и  его творчеством;
-выделим основные темы и образы  в его поэзии;
-определим значение его творчества для русской литературы.
Рассказ учителя
Толстой Алексей Константинович (24 августа  1817 г. Санкт-Петербург 28 сентября 1875  c. Красный Рог (ныне Почепский район Брянской обл.)
По отцовской линии он принадлежал к древнему дворянскому роду Толстых (государственные деятели, военачальники, деятели искусства, Л.Н.Толстой – троюродный брат). Мать Анна Алексеевна Перовская происходила из рода Разумовских (последний украинский гетман Кирилл Разумовский, государственный деятель екатерининских времен,  доводился ей родным дедом).
После рождения сына супруги разошлись, мать увезла его в Малороссию, к своему брату А.А. Перовскому, известному в литературе под именем Антония Погорельского. Он и занялся воспитанием будущего поэта, всячески поощряя его художественные склонности, и специально для него сочинил известную сказку «Черная курица, или Подземные жители» (1829).
К  1826 году (9 лет)  мать и дядя перевезли мальчика Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые дружеские  отношения).  Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Толстой всю жизнь помнил эту встречу и хранил подарок великого поэта – кусок бивня мамонта.  Перовский до своей смерти в 1836 году оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого (писал с 6 лет), отдавал их на суд  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], с которыми состоял в приятельских отношениях. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.
В 1834 (17 лет) Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел.
На государственной службе А.К. находился 27 лет. 1834-1861 – Толстой на государственной службе (коллежский секретарь, в 1843 получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 - церемониймейстера (5-й класс), в 1856, в день коронации Александра II, был назначен флигель-адьютантом). Закончил службу статским советником (полковник).
В литературе Толстой дебютировал не как поэт, а как писатель. В 1841 году была напечатана мистическая повесть на вампирскую тему «Упырь». В.Г.Белинский отметил это произведение, как творение еще очень молодого, но очень перспективного писателя.  Фантастикой проникнуты и другие  повести, написанные в конце 1830-х начале 1840-х «Семейство вурдалака», «Встреча через триста лет».
Высшим достижением Толстого в прозе явился роман «Князь Серебряный» (1862).  Это исторический роман в «вальтерскоттовском» духе об  эпохе опричнины Ивана Грозного. Современной  критикой роман воспринят не был, но пользовался огромной популярностью у читателей.
В 1854 (37 лет)  Толстой начал публиковать свои лирические стихотворения (писал с 6 лет).  При жизни вышел только один сборник стихотворений в 1867 году (50 лет.)
В 60-е годы Толстой увлечен драматургией (пишет театральные пьесы). Широкое, в т.ч. и европейское признание он получил благодаря драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870). Главная ее тема трагедия власти, и не только власти самодержавных царей, но шире власти человека над действительностью, над собственной участью.
 Служба у А.Толстого вызывает отвращение. А.Толстой ставил "искусство как пользу в сто раз выше службы".
В 1861 году  А.Толстой   в официальном письме Александру II попросил  об отставке: "Служба, какова бы она ни была, глубоко противна моей натуре. Я думал, что мне удастся победить в себе натуру художника, но опыт показал, что я напрасно боролся с ней. Служба и искусство несовместимы, одно вредит другому, и надо делать выбор". Добившись отставки, А.Толстой посвящает себя литературе, семье, охоте, деревне.
Личность А.К.Толстого всегда отличало благородство, честность,  прямота, нежелание  кривить душой, идти на нравственные компромиссы. Поэт всегда честно говорил в глаза царю, с которым дружил с детства, о несуразностях власти. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, был противником социальных потрясений (рассорился с Некрасовым, Чернышевским,   Салтыковым-Щедриным).
Толстой обладал огромной физической силой: гнул подковы, узлом завязывал серебряные ложки, пальцем загонял гвозди в стену.
Любимым занятием его была охота. Особенно он любил охоту на медведя с рогатиной (это самая опасная охота на медведя, многие охотники в такой охоте погибли, многие чудом остались живы). На его счету было около 100 медведей (случай на охоте).
Несмотря на дружбу с наследником трона, а затем и императором Александром, Толстой никогда не пользовался этим для собственной выгоды. При дворе он появлялся лишь для того, чтобы воспользоваться привилегией друга императора: "говорить во что бы то ни стало правду", чтобы помочь своим собратьям по перу.
9 слайд
Благодаря хлопотам А.Толстого в 1853 году возвращается из ссылки Тургенев. В середине 50-х годов он помог вернуться из ссылки Тарасу Шевченко. Летом 1862 года вступился за Ивана Аксакова, которому было запрещено редактировать газету "День". В 1863 году он вновь заступается за арестованного Тургенева. В 1864 году А.Толстой делает попытку смягчить участь Чернышевского, отправленного на каторгу. На вопрос царя, что делается в русской литературе, А.Толстой ответил, что она "надела траур по поводу несправедливого осуждения Чернышевского", но Александр II холодно оборвал его: " Толстой, никогда не напоминай мне о Чернышевском". Этот эпизод особенно наглядно демонстрирует, насколько глубоки и непоколебимы были убеждения А.Толстого о чести, законе, справедливости. Ведь ни к взглядам Чернышевского, ни к его личности А.Толстой никогда не испытывал симпатий, но он был возмущен теми незаконными методами расправы, которые не могут быть допустимы даже по отношению к врагу.
А теперь мы обозначим основные темы, жанры и образы в творчестве А.К.Толстого. Данные будем заносить в таблицу (таблицу перенести  в тетрадь).
Тема любви (в таблицу)
Тема любви занимала большое место в творчестве Толстого. В любви Толстой видел основное начало жизни. Любовь пробуждает в человеке творческую энергию. Самое ценное в любви - родство душ, духовная близость, которую не в силах ослабить расстояние. Через всю любовную лирику поэта проходит образ любящей духовно богатой женщины (в таблицу).
Основным жанром любовной лирики Толстого стали стихотворения  романсового типа (в таблицу).
Что такое романс?
Больше половины его стихотворений на любовную тему превратились в музыкальные стихотворения.
С1851 года все стихотворения были посвящены одной женщине Софье Андреевне Миллер, которая впоследствии стала его женой.
А.Толстой в 1851 встретился на балу-маскараде с таинственной незнакомкой (в маске), которая была выше светской суеты и держалась обособленно, при этом на ее лице лежал некий отпечаток тайны. Она отказалась снять маску, но взяла его визитную карточку, пообещав дать знать о себе. Вернувшись домой, А.Толстой долго не мог уснуть. В этот вечер он пишет стихотворение "Средь шумного бала".
Средь шумного бала, случайно,
В тревоге мирской суеты,
Тебя я увидел, но тайна
Твои покрывала черты:
Через несколько дней он увидел ее. Софья Андреевна стала единственной на всю жизнь любовью А.Толстого. Она была замужем за полковником конной гвардии (уже не жила с мужем, но развод не был оформлен). Любовь их была глубоким чувством, но соединить свои судьбы они не могли, так как были препятствия со стороны властной матери А.Толстого и Л.Ф.Миллера. Брак был оформлен только в 1863 году. Софья Андреевна всегда была верной подругой А.Толстого, его музой и первым строгим критиком, она обладала безупречным вкусом, и ее мнением художник очень дорожил. Софья Андреевна была великолепно образована, знала 14  языков, играла на рояле, хорошо пела.
Вся любовная лирика А.Толстого с 1851 года посвящена ей.
Стихотворение "Средь шумного бала",  благодаря музыке Чайковского, превратилось в знаменитый романс, который был очень  популярен и в XIX, и в XX  веках.
Их брак длился без малого 20 лет и стал самым ярким периодом в жизни и творчестве Толстого.  На исходе жизни (1871) , находясь далеко от дома, поэт написал в письме любимой супруге такие слова: "Кровь застывает в сердце при одной мысли, что могу тебя потерять - я говорю себе: как ужасно глупо расставаться! Думая о тебе, я в твоем образе не вижу ни одной тени, ни одной. Все вокруг лишь свет и счастье".
13 слайд
2) Тема природы (в таблицу)
Ознакомьтесь со статьей.
Вопросы
основной  жанр поэзии Толстого о природе?
основные лирические образы?
особенность, отличительная черта  его стихотворений о природе?
Многие произведения А. К. Толстого строятся на описании своих родных мест, своей Родины, вскормившей и вырастившей поэта. В нем очень сильна любовь ко всему «земному», к окружающей природе, он тонко ощущает её красоту. В лирике Толстого преобладают стихотворения пейзажного типа.  
В конце 50-60 годов в произведениях поэта появляются восторженные, народно-песенные мотивы. Отличительной чертой лирики Толстого становится фольклорность. Особенно привлекательна для Толстого весенняя пора, расцветающие и оживающие поля, луга, леса. Любимым образом природы в поэзии Толстого является «веселый месяц май». Весеннее  возрождение природы исцеляет поэта от противоречий, душевных терзаний и придает его голосу нотки оптимизма.
 
В стихотворении «Край ты мой, родимый край» Родина у поэта ассоциируется с величием степных скакунов, с их безумными скачками на полях. Гармоничное слияние этих величественных животных с окружающей природой, создают у читателя образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края. Поэт с восторженным упоением делится картинами широких степей, над которыми словно парят лошади.
Край ты мой, родимый край! Kонский бег на воле, В небе крик орлиных стай, Волчий голос в поле! Гой ты, родина моя! Гой ты, бор дремучий! Свист полночный соловья, Ветер, степь да тучи!
         В природе Толстой видит не только неумирающую красоту и врачующую истерзанный дух современного человека силу, но и образ многострадальной Родины. Пейзажные стихотворения легко включают в себя раздумья о родной земле, о битвах за независимость страны, о единстве славянского мира.
Заполнение строк таблицы
Основной жанр: пейзаж (включающий философские раздумья).              Что такое пейзаж?
Основные образы: весенний месяц май, образ многострадальной Родины, образы безграничной свободы и необъятных просторов родного края.
Особенность: фольклорность, народность поэзии Толстого (стихотворения в стиле народных песен).
Многие  лирические стихотворения, в которых поэт воспевал природу, положены на музыку великими  композиторами. Чайковский  высоко ценил простые, но глубоко волнующие произведения поэта и считал их необыкновенно музыкальными. Ну а другой поэт  русской природы (XX век) Сергей Есенин так однажды высказался о Толстом: «Широкой он души человек.  Какая-то богатырская удаль слышится во многих стихах его, кажется, что сам народ русский подсказывает ему и слова, и ритмы, и глубину чувств».
Сатира и юмор (в таблицу) 
В чем разница между сатирой и юмором?
Юмор и сатира всегда были частью натуры А.К. Веселые розыгрыши, шутки, проделки молодого Толстого и его двоюродных братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых были известны на весь Петербург. Особенно доставалось государственным чиновникам высшего ранга. Жалобы.
 Позже Толстой стал одним из создателей образа Козьмы Пруткова – самодовольного, глупого чиновника, начисто лишенного литературного дара.  Толстой и Жемчужниковы составили  биографию вымышленного горе-литератора , выдумали место работы, знакомые художники написали портрет Пруткова.
От имени Козьмы Пруткова они писали и стихи, и пьески, и афоризмы, и исторические анекдоты, высмеивая в них явления окружающей действительности и литературы. Многие верили, что такой писатель действительно существует.
 Афоризмы Пруткова пошли в народ.
Афоризмы Козьмы Пруткова (глупые, плагиат)
Зри в корень.
Никто не обнимет необъятного.
Лучше скажи мало, но хорошо.
Слабеющая память подобна потухающему светильнику.
Если у тебя есть фонтан, заткни его; дай отдохнуть и фонтану.
Стрельба в цель упражняет руку и причиняет верность глазу.
Пища столь же необходима для здоровья, сколь необходимо приличное обращение человеку образованному.
Бди!
Копая другому яму, сам в нее попадешь.
Сатирические его стихотворения пользовались большим успехом. Любимыми  сатирическими жанрами А.К.Толстого были: пародии, послания, эпиграммы (в таблицу).
Сатира Толстого поражала своей смелостью и озорством.Свои сатирические стрелы он направлял и на нигилистов («Послание к М.Н.Лонгинову о дарвинизме», баллада «Порой веселой мая» и др.), и на государственный   порядок («Сон Попова»), и на цензуру, и мракобесие чиновников, и даже на самую русскую историю («История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»).
Самым  известным произведением данной тематики является сатирическое обозрение «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» (1868). В 83 четверостишиях изложена вся история России (1000 лет) с призвания варягов до правления Александра  II. А.К. дает меткие характеристики русским князьям и царям, описывая их попытки улучшить жизнь на Руси. А заканчивается каждый период словами:
Подошли к самой важной теме в творчестве А.К.Толстого - исторической.
Тема истории России (в таблицу) 
Основные жанры: баллады, былины, поэмы, трагедии (в таблицу). В этих произведениях  развернута целая поэтическая  концепция русской истории.
Каковы же были взгляды Толстого на историю России?
Сообщение ученика
Историю России Толстой делил на два периода: домонгольский (Киевская Русь) и послемонгольский (Московская Русь).
Первый период он идеализировал. По его убеждению, в древности Русь была близка к рыцарской  Европе и воплощала высший тип культуры, разумного общественного устройства и свободного проявления достойной личности. На Руси не было рабства, существовало народовластие  в форме веча, не было деспотизма и жестокости в управлении страной, князья относились с уважением к личному достоинству и свободе граждан, русский народ отличался высокой  нравственностью  и религиозностью.  Высок был и международный престиж Руси.
Баллады и поэмы Толстого, рисующие образы Древней Руси, пронизаны лиризмом, они передают страстную мечту поэта о духовной независимости, восхищение цельными героическими натурами, запечатленными народной эпической поэзией. В балладах «Илья Муромец», «Сватовство», «Алеша Попович», «Боривой»  образы легендарных героев и исторические сюжеты иллюстрируют мысль автора, воплощают его идеальные представления о Руси.
Монголо-татарское нашествие  повернуло течение истории вспять. С 14 века на смену вольностям, всеобщему согласию и открытости Киевской Руси и Великого Новгорода приходят холопство, тирания и национальная замкнутость России Московской, объясняемые тяжким наследием татарского ига. Устанавливается рабство в виде крепостного права, уничтожено народовластие и гарантии свободы и чести,  возникают самодержавие и деспотизм, жестокость, моральное разложение населения.
Все эти процессы он относил в первую очередь  к периоду  правления Ивана III, Ивана Грозного, Петра Великого.
 XIX век Толстой воспринимал как прямое продолжение позорного «московского периода» нашей истории. Поэтому критике со стороны поэта подвергались и современные российские порядки.
Однажды в письме своему другу Алексей Константинович написал: «Если бы перед моим рождением Господь Бог сказал мне:«Граф! выбирайте национальность, где вы хотите родиться!» - я бы ответил ему: «Ваше величество, везде, где Вам будет угодно, но только не в России!» И когда я думаю о красоте нашего языка, когда я думаю о красоте нашей истории до проклятых монголов мне хочется броситься на землю и кататься в отчаянии от того, что мы сделали с талантами, данными нам Богом!».
Основные образы поэзии
Образы народных героев (Илья Муромец, Боривой, Алеша Попович) и правителей (князь Владимир, Иван Грозный, Петр I)
Работа с литературоведческим термином.
Любимым жанром поэта была баллада
Баллада (найдите в справочнике     ?   и запишите термин в тетрадь)
Наиболее распространенный в творчестве Толстого литературный образ – это образ Ивана Грозного (во многих произведениях- баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин», роман «Князь Серебряный», трагедия «Смерть Иоанна Грозного»). Эпоха правления этого царя - это яркий пример «московщины»: казни неугодных, бессмысленная жестокость, разорение страны царскими опричниками, закрепощение крестьян. Кровь стынет  в венах, когда читаешь строки из баллады «Василий Шибанов» о том, как слуга сбежавшего в Литву князя Курбского привозит Ивану Грозному послание от хозяина.
3. Закрепление изученного материала
- основные темы в творчестве А.К.Толстого
- жанры
-образы
-в чем особенность, отличительная черта всей поэзии Толстого
Бунин написал: «Гр. А. К. Толстой есть один из самых замечательных русских людей и писателей, еще и доселенедостаточно оцененный, недостаточно понятый и уже забываемый».
Почему?
Для А. Толстого была характерна личная независимость, честность, неподкупность, благородство. Ему были чужды карьеризм, приспособленчество и высказывание мыслей, противных его убеждениям. Поэт всегда честно говорил в глаза царю. Он осуждал державный курс русской бюрократии и искал идеал в истоках русской демократии древнего Новгорода. Кроме того, он решительно не принимал и русский радикализм революционеров-демократов, находясь вне обоих станов.  
Ретроград, монархист, реакционер – такими эпитетами награждали Толстого сторонники революционного пути: Некрасов, Салтыков-Щедрин, Чернышевский. А в советское время великий поэт был низведен до положения второстепенного поэта (мало издавался, не изучался в курсе школьной литературы). Но как ни старались предать  забвению имя Толстого, влияние его творчества на развитие русской культуры оказалось огромно (литература – стал предтечей русского символизма, кино -11 фильмов, театр – трагедии прославили русскую драматургию, музыка -70 произведений, живопись – картины , философия- взгляды Толстого стали основой для философской концепции В.Соловьева).
Очень ценно на этом фоне высказывание о А.К. Толстом другого русского классика И.С.Тургенева: "Он оставил в наследство своим соотечественникам прекрасные образцы драм, романов, лирических стихотворений, которые в течение долгих лет стыдно будет не знать всякому образованному русскому; он был создателем нового у нас литературного жанра - исторической баллады; на этом поприще он не имеет соперников: Наконец, кто же не знает, что в его строго идеальной и стройной натуре била свежим ключом струя неподдельного юмора - и что граф А.К.Толстой, автор "Смерти Иоанна Грозного" и "Князя Серебряного", был в то же время одним из творцов памятного всем Козьмы Пруткова. Всем, знавшим его, хорошо известно, какая это была душа, честная, правдивая, доступная всяким добрым чувствам, готовая на жертвы, неизменно верная и прямая. "Рыцарская натура" - это выражение почти неизбежно приходило всем на уста при одной мысли о Толстом; я бы позволил себе употребить другой - прекрасный и в данном случае самый уместный - эпитет. Натура гуманная, глубоко гуманная! - вот что был Толстой, и как у всякого истинного поэта, жизнь которого неуклонно переливается в его творчество, эта гуманная натура сквозит и дышит во всем, что он написал".
Подведение итогов. 
Оценивание.
Домашнее задание. Знать биографию. Стихотворение наизусть.

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий