«Методическая разработка «Создание художественного образа на уроках композиции в ДХШ».»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«СОЗДАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА УРОКАХ ПО КОМПОЗИЦИИ В ДХШ».






Выполнила:
преподаватель ДХШ №1
им. Н.П. Шлеина
Осьминина О.В.











г. Кострома, 2013г.

Содержание:

1. Введение. Цель выбранной темы методической разработки (стр. 3)
Задачи, которые необходимо осуществить в процессе создания учащимися композиции на заданные темы (стр.4)
Разъяснение последовательных этапов работы учащихся над композицией на темы:
1). «Человек-Ветер, Человек-Дождь» (стр.5)
2). «Мой внутренний мир» (стр.7)

4. Список использованной литературы (стр.10)






















Выбор темы методической разработки обусловлен, прежде всего, своей значимостью в процессе обучения учащихся изобразительному искусству. Основная цель данных заданий по композиции – создание учащимися художественного образа. Это процесс, при котором личные переживания, ощущения от объекта или явления, «пропущенные» через сознание человека, воплощаются на листе путем изобразительно-выразительных средств искусства. То есть выражение через ощущение, эмоцию.
«Выразительность – есть изображение
внутреннего через внешнее»
Шеллинг
Внутренняя работа учащихся на эмоционально-чувственном уровне и задания, ориентированные на нее, развивают творческий подход в изображении задуманного и рисовании с натуры, а также образное мышление.
Дети младшего школьного возраста отличаются особенным, нестандартным восприятием окружающего мира. «Представления ребенка – это образы, в которые неразрывно слиты знания о предмете, отношение к нему и наиболее сильные впечатления, которые он произвел на ребенка в жизни». Многие учащиеся словно от природы наделены образным мышлением. Других же необходимо направлять в процессе обучения с помощью упражнений и заданий его развивающих. «Художественные способности обнаруживаются почти у всех детей младшего школьного возраста. Способности же изобразительные ярко проявляют себя в это время очень редко. Поэтому в первом классе много времени отводится упражнениям на изучение изобразительно-выразительных средств (точка, линия, контур, пятно, цвет), их возможности в изображении. Учащиеся в процессе обучения знакомятся с понятием формы (плоской, геометрической, образованной замкнутой линией), также такими понятиями как тон, тональные градации; основные, составные и дополнительные цвета; контраст; цветовой спектр и его четверти. Задачей занятий по композиции является формирование у учащихся представления об основных законах ее построения.
«Композиция - (от лат «сочинение», «составление», «построение») – это творческий процесс создания произведения искусства от появления замысла до его завершения». Основными законами формальной композиции являются: композиционный центр, ритм, статичность и динамика элементов композиции, цветовые контрасты.
Умение создавать устойчивое равновесие всех форм изобразительных элементов, определяя их движение относительно центра композиции, позволяет достигнуть ее цельности, а также выразительности художественного образа. Композиция – это определенный ход мыслей. Поэтому важно, чтобы процесс ее создания не сводился к бездумному рисованию, а активизировал мышление учащихся. Знание основных законов построения композиции и их применение в рисовании, во многом поможет учащимся создавать интересные творческие работы на различные темы.

2. ЗАДАЧИ:
1). Сформировать у учащихся представление об основных законах построения композиции.
2). Обучить умению выявлять композиционный центр.
3). Обучить умению работать над эскизом.
4). Закрепить навыки работы тоном, цветовым тоном.
5). Развитие чувства ритма.
6). Развитие абстрактного мышления.
7). Развитие образного мышления.

3. 1). ТЕМА: «Человек-Ветер, Человек-Дождь».
ЦЕЛЬ: создание художественного образа.
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1). Охарактеризовать природное явление: ветер и дождь. выбрать одно из них с целью изображения.
2). Представить ветер (или дождь) в образе человека. Как он будет выглядеть соответственно своему характеру?
3). Работа над эскизом.
4). Изобразить образ ветра (или дождя) на листе (А4) с учетом выбранного формата (вертикального, горизонтального, квадратного).
5). Выполнение работы в цветовом тоне (материал: цветные карандаши).

Одушевляя природные явления, отдельные предметы, мы начинаем постигать какой-то неведомый нам смысл их существования, проникаем в их тайну. Подобное восприятие развивает воображение у учащихся и формирует творческий подход к изображению.
Первая задача: охарактеризовать природные явления: дождь или ветер. Была составлена таблица, куда вписывались ответы учащихся.




дождь

ветер


1. Мелкий (моросящий)
2. Ливень

1. Легкий
2. Порывистый
3. Сильный

характер:
1. Усталый, добрый, надоедливый.
2. Дребезжащий.
3. Сильный.
характер:
1. Спокойный, воздушный.
2. Нервный, неуравновешенный.




Затем учащиеся выбирали образ, который они будут изображать, например: ветер - порывистый, дождь мелкий.
Вторая задача: представить ветер (или дождь) в образе человека. Каким можно изобразить его внешний облик? Будет это старик с длинной бородой или маленькая девочка? Многое зависит от того, какими чертами характера наделен образ. Но речь идет не об изображении реального человека, а о создании именно художественного образа. Перед учащимися стояла задача его поиска. Так, например, тело «Человека-Ветра» может состоять из закручивающихся линий, изображающих ветер, или нарисованные распущенные волосы и борода, также плавно переходящие в линии, подразумевающих ветер; длинное платье «Человека-Дождя» может быть образовано из мелких капелек воды и т.д.
Предварительные эскизы к работе помогают в поиске оптимального формата листа и вариантов расположения элементов изображения. Выбор формата листа для данной композиции усиливает выразительность воплощаемого образа (например: вытянутый вертикальный формат листа усилит впечатление «сильного ветра» или «ливня», горизонтальный же легкого ветерка). Работая над эскизом, учащимся необходимо было продумать как расположить изображение образа Ветра (или Дождя) на листе, его движения (летит, бежит, ступает по земле), его действия ( например, поддерживает своими плечами тучи). Перед учащимися стояла задача скомпоновать элементы изображения, добившись их равновесия, определить ритмическое построение композиции. Все второстепенные изобразительные элементы (например, облака, дождинки или развертывающийся пейзаж) должны быть «подчинены» главному образу, выступающему как центр композиции, и в то же время, необходимо взаимодействие между ними. Важно, чтобы в работе над эскизом учащиеся не уделяли большое внимание вырисовыванию мелких деталей, а обобщенно намечали линиями движение всех изобразительных композиций, стараясь следовать по пути от главного к частному.
После того, как утвержден эскиз и изображение перенесено на более крупный формат листа, можно было приступать к выполнению работы в цвете (цветными карандашами). Соответственно «характеру» задуманного образа, учащиеся определяли цветовую гамму (более холодную или более теплую). Работая цветными карандашами, они использовали прием смешивания одного цвета с другим, позволяющий добиваться живописного качества. С помощью цветового тона учащиеся решали задачу выразительности художественного образа. Грамотное распределение цветового тона позволяет акцентировать композиционный центр, излишне не подчеркивая второстепенных элементов. Таким образом, композиция приобретает такое качество как цельность.
3. 2). ТЕМА: «Мой внутренний мир».
ЦЕЛЬ: Отобразить «свой внутренний мир» в композиции, создав образ с помощью изобразительно-выразительных средств.
На мой взгляд, попытка изобразить свой «внутренний мир» - это отражение сущности сознания человека на данном жизненном этапе. Перед учащимися стояла задача как бы «заглянуть» внутрь самих себя (мои мысли, переживания), определить составляющие моего «я».
ЭТАПЫ РАБОТЫ:
1). Представить образ своего «внутреннего мира». ( Составляющие его изобразительные элементы).
2). Продумать «конструкцию» изображаемого образа.
3). Работа над эскизом.
4). Изобразить свой «внутренний мир» на листе (А4) с учетом выбранного формата (вертикальный, горизонтальный, квадратный).
5). Выполнение работы в тоне, в цветовом тоне.
Согласно внутреннему ощущению себя, перед учащимися стояла непростая задача изобразить свой «внутренний мир», создать его образ. В центре внимания «я» и те мысли, явления, предметы, которые это «я» окружают. Причем присутствие «я» в образе человека совсем не обязательно. Учащиеся
могли изобразить себя в образе любого животного, природного явления (стихии), предмета, геометрической формы (фигуры), то есть того, с кем по их мнению они себя отождествляют. Все окружающие «я» изобразительные элементы должны быть связаны с ним по смыслу, а изображение в целом выражать идею «внутреннего мира» каждого учащегося.
На следующем этапе работы необходимо было продумать «конструкцию» своего «внутреннего мира». То есть «мой внутренний мир» - это некая модель, состоящая из отдельных изобразительных элементов, связанных между собой по смыслу и, находящаяся в определенном пространстве.
Например: Я – прозрачный куб. Внутри меня «летают» мысли в образе птиц. К моим граням приставлены деревянные лесенки. Одна из моих сторон зеркальная и в ней отражаются облака. Вокруг меня (куба) проносятся ветры. Я- куб, стою на круглой планете – Земля, которую в свою очередь поддерживают чьи-то большие руки. Пространством моего «я» также могут быть, например, комната, дом, лес, океан, остров и т. д. А путешествие во времени позволяет перенестись совсем в другие пространства.
Работа над эскизом к данной композиции заняла немало времени у учащихся, так как они продумывали изображение «конструкции мира» в общем, а также составляющие ее части, детали. Эскизы помогают в поиске вариантов размещения изображения на листе (определение формата листа, центра композиции, ее ритмического построения). Очень важно, чтобы учащиеся грамотно компоновали элементы изображения, намечая условно (геометрическими фигурами) их местоположение относительно друг друга, двигаясь в процессе рисования от общего к частному.
Затем перед учащимися стояла задача определить цветовую гамму своего «внутреннего мира» (более холодная или более теплая). Или же они видят «свой мир» в черно-белых тонах. Выбор материала - свободный: гуашь; тушь, перо; пастель; гелиевые ручки; цветные карандаши; акварель или же смешанная техника. Выполнение работы в тоне (цветном или черно-белом) позволяет добиваться учащимся более определенного, интенсивного «звучания» изображения, а также выразительности создаваемого ими художественного образа, творческой идеи.

Развитие образного мышления предполагает постоянную внутреннюю работу человека над собой. Эту работу во многом определяет чтение книг. Поэтому очень важно, чтобы учащиеся как можно больше читали.





4. Список использованной литературы:
1.Региональные программы по общеобразовательным предметам для школ Костромской области – Кострома: 1995// региональная программа по изобразительному искусству (1-7кл.) – с.203-253.
2.Изобразительное искусство в школе. – 2005. - №1, №5.


, 2 Изобразительное искусство в школе, №1, 2005г., Ю.Полуянов, «Способность создавать гармоничное целое», с.44










13PAGE 15


13PAGE 14215





Приложенные файлы


Добавить комментарий