Исследовательская работа такая замечательная игра


Районный конкурс «ЮВЕНТА»
Исследовательская работа
«Такая замечательная -игра»
«Такая замечательная -игра»


Секция: краеведение, история
Содержание
Введение 3
Основная часть 4
Заключение 7
Список использованной литературы 8
Приложение 9
Введение
Самым замечательным способом развлечения является игра.
Без игры на свете человеку было бы не только скучно, а просто невозможно жить. Игра помогает стать ловким, быстрым, сообразительным, служит становлению и сплочению коллектива.
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим.
И мы, конечно, играем только в те игры, которые сохранились в народе до нашего времени. Дошли, наверное, потому, что были самыми интересными, самыми увлекательными.
Родители считают, что мы, чаще всего, играем в компьютерные игры, а в подвижные игры - только на уроках физкультуры, редко – с друзьями на улице. И нам стало интересно, так ли это? А в какие же игры играли наши родители, бабушки, дедушки? Как и откуда вообще появилась игра?
Целью нашей исследовательской работы является изучение игр, в которые играли наши предки.
Исходя из цели, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Разработать вопросы для анкетирования.
2. Провести анкетирование родителей, бабушек, дедушек и ребят.
3. Выявить, в какие игры играют сейчас и, в какие играли раньше.
4. Изучить литературу по данной теме.
5. Дать описание некоторым играм.
6. Разучить с одноклассниками новые игры.
Объектом исследования являются игры.
Предмет исследования – содержание игр.
 Гипотеза: Мы думаем, что игры наших предков отличаются от игр, в которые играют современные дети.
Актуальность исследования игр велика, так как на земле нет ни одного человека, который не любил бы играть.
Методы исследования:
Подбор и изучение материала по теме.
Опрос в форме анкетирования.
История возникновения народных игр
Изучив научную литературу, мы узнали, что возникновение народной игры теряется в стародавних временах.
Подвижные игры возникли еще у первобытных людей. Это были игры, которые развивали физические качества и воинское искусство: «Палочные бои», «Буй», «Кто дальше?» (метание камней, копья в цель и на дальность). Ещё в Лаврентьевской летописи в которой говорится о лесных славянских племенах (радимичах, вятичах, северянах), упоминается о том, что в дни языческих праздников народ сходился на игрища.
На территории Древнего Новгорода при раскопках обнаружено огромное количество «кубарей» и шаров, остатки различных по размеру и форме мячей, детских луков и стрел, шахматных фигур, кукол и других предметов, что говорит о высоком уровне развитии игры.
Известный русский исследователь народных игр 19 века Е.А. Покровский отмечал, что представление об игре имело некоторую разницу у разных народов. Так, у древних греков слово «игра» означало собой действия, свойственные детям. У римлян «игра» означало радость, веселье. У немцев слово «игра» означало легкое плавное движение наподобие качания маятника, доставляющее при этом большое удовольствие.
Рассмотрим толкование понятия «игра» в «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И.Даля: «Игра…то, чем играют и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие».
В течение долгого времени с играми по традиции знакомились в устной форме. Тем самым народы России, передавая от поколения к поколению игровой фольклор, сохранили неразрывной ту нить времен, которая связывает прошлое с настоящим и будущим. В старые времена на Руси существовало около трех тысяч игр. Даже представить себе это трудно!
Игра связана с песней, танцем, пляской, сказкой, загадками, скороговорками, речитативами, жеребьёвками и другими видами народного творчества как средствами народной педагогики. Игра - это материализация сказки-мечты, мифов-желаний, фантазий-сновидений, это - драматизация воспоминаний о начале жизненного пути человечества.
В беседе со своей бабушкой, я узнала, что раньше специально игре никто не учил. Ребятишки, как только им разрешали самостоятельно выходить на улицу, включались в компанию сверстников и, сначала наблюдали, а затем уже становились участниками массовых игр. В то время детей разных возрастов на улицах было много,поэтому игры проходили весело и интересно. Старшие дети учили младших. Так самые интересные игры передавались из поколения в поколение. В большинство народных игр играли на свежем воздухе. Игры эти разнообразны, требуют много движения, находчивости, смекалки, дают массу всяких физических навыков и умений! Во всех народных играх проявлялась любовь к веселью, удальству.
Анкетирование
В доказательство данной гипотезы было проведено анкетирование. Письменный опрос состоял из трех частей, в каждой из которых записаны игры разных поколений. Мои одноклассники опрашивали своих бабушек и дедушек, мам и пап. Затем нами были составлены общие таблицы игр по разным возрастам.
Первыми были проанкетированы наши ровесники. Всего 32 человека.
Анкета1. (см.Приложение)
На вопрос «Вы любите играть?», все из опрошенных детей ответили положительно. Большинство любят играть в спортивные и компьютерные игры, но нас удивило и знание народных игр. В хорошую погоду ребята играют:
«Дочки-матери»-7
«В школу»-4
«Города»-4
«Морской бой»-6
«Море волнуется раз…»-7
Шашки-4
Настольный хоккей-3
Русское лото-6
Детское домино-11
Пазлы-5
«Снежный бой» (снежки)-9
Строить окопы и пещеры-12
Катание на лыжах, санках, коньках-13
Куклы-5
Жмурки, Прятки-13
Классики- 15
Пятнашки-11
Догонялки-23
Выбивалы-27
Слова-17
Пионербол-13
«Альчики»-7
Скакалка-19
Третий лишний-12
Съедобное-несъедобное-8
Вышибалы-9
3х15-13
Футбол-10
В играх большинство предпочитают компанию сверстников.
Таким образом, в настоящее время большинство детей любят совмещать компьютерные и народные игры.
Работа за компьютером является неотъемлемой частью жизни современных школьников. Персональный компьютер стал незаменимым помощником в решении самых разнообразных задач. Современный ребенок с детства ориентируется в компьютере, чувствует себя более уверенно, потому что ему открыт доступ в мир современных технологий. Использование компьютерных игр позволяет гораздо легче и быстрее развивать память, внимание, воображение, умение находить закономерности. Конечно нельзя забывать о том, что все хорошо в меру. Ведь при не соблюдении режима компьютер превращается из друга во врага.
В опросе родителей участвовало 21 человек. Анкета 2. (см.Приложение)
Во что играли наши мамы Во что играли наши папы
Куклы покупные и бумажные
Дочки-матери
Магазин
Башатики
Прятки
«В картошку»
Красочки
Глухие телефончики
Жмурки
Резиночка
Классики
Третий лишний
Платочки
Чики-стоп
Съедобное-несъедобное
Вы поедете на бал?
Бадминтон
«Разрезные открытки
Кубик-рубик машинки и солдатики покупные
Войнушка
альчики
Прятки
Вышибалы
Городки
Штандр-стоп
Жмурки
Третий лишний
Чики-стоп
Али-баба
Стенка на стенку
Казаки-разбойники
В козла
Пионербол
Футбол
Шашки
Шахматы
Карты
Тетрис
Из опроса родителей мы выяснили, что командные игры преобладали среди мальчиков, и, разумеется, «военным» играм оказывалось предпочтение. Такая известная игра, как «Казаки-разбойники», тоже относилось к разряду военных.
Мальчишескими считались игры в бабки, в ножички, камешки. Очень популярной была игра «Альчики». Такие игры развивали глазомер, ловкость.
Из спортивных игр дети предпочитали игры, где основными элементами были бег и прыжки. Девочки любили игры со скакалкой, которую порой заменяла простая веревка. Широко распространены были игры с обручами. Самыми распространенными играми были: «Казаки-разбойники», «Лапта», «Горелки», «Городки», «Волк во рву», «Царь горы» и «Жмурки».
С вопросом « В какие игры вы играли, когда были детьми?», мы обратились к нашим бабушкам и дедушкам. В опросе приняли участие 12 бабушек и дедушек.
Во что играли наши бабушки и дедушки?
Тряпичные самодельные куклы, солдатики, машинки
«Царь горы»
«Снежный бой» (снежки)
Строили окопы и пещеры
Катались на лыжах, санках, коньках.
Дочки-матери
Клек(муха)
Лапта
Чехарда
Гуси-гуси
Прятки
Гори-гори ясно
Бояре
Невод
Птицелов
Волки и овцы
Удочка
Салки
Подводя итоги, мы отметили, что наши дедушки и бабушки, как и мы, любили играть в игры. Отличие мы видим в том, что во времена детства наших дедушек и бабушек было много подвижных игр, больше, чем у наших сверстников, но меньше, чем у родителей. Может быть, это связано со временем, в котором они жили. Они жили в послевоенное время, когда рабочих рук не хватало и детям приходилось много работать наравне со взрослыми, поэтому времени на развлечения у них практически не оставалось. Но, как и работа, игры способствовали укреплению здоровья, физическому и умственному развитию, поэтому у многих наших сверстников бабушки и дедушки еще живы и редко болеют.
Мы обратили внимание на то, что у старшего поколения народные игры отражают повседневные занятия наших предков: удочка, птицелов, волки и овцы, невод, альчики.
Заключение
В ходе исследования мы познакомились с историей возникновения игр, узнали, в какие игры играли наши предки. Мы выявили, что все дети и во все времена очень любили и любят играть. В ходе исследования мы выяснили, что наши бабушки, когда были детьми,  играли в подвижные игры, а в наше время дети предпочитают   спортивные  и компьютерные игры.  С развитием научно-технического прогресса изменилась роль игры, появились новые атрибуты, в том числе технические средства (настольные игры, игровые приставки и конечно компьютеры). Однако есть игры, которые остаются любимыми у детей всех трех поколений: «Жмурки», «Прятки», «Казаки-разбойники», «Цепи кованые», «Альчики» и другие.
Правила этих игр складывались и проверялись многими десятилетиями, даже веками, в их создании принимали участие многие поколения ребят, жившие на нашей земле. И это очень мудрые правила. Разбирая условие каждой игры, мы сделали для себя открытие: некоторые игры переходят из поколения в поколение, сохраняя условия, но меняя название.
Некоторые неизвестные игры мы уже разучили с одноклассниками, а некоторые остались неизученными, так как их необходимо проводить на свежем воздухе. Как только наступит теплое время года, мы обязательно постараемся научиться играть в такие игры, как: «12 палочек», «Фанты», «Царь горы», «Краски».
Таким образом, мы сумели достичь цели нашего исследования. Выдвинутая нами в начале исследования гипотеза подтвердилась. Данная работа помогла нам привлечь внимание окружающих к играм, которые были популярны во второй половины двадцатого века.
Мы считаем, что нам удалось заинтересовать школьников подвижными играми из детства наших родителей и с наступлением тепла, дети не будут засиживаться дома, а выйдут на улицу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Словарь В.Даля. http://dal.sci-lib.com/Кенеман А. В.  Детские подвижные игры. Москва. Просвещение 1989. 
Литвинова М. Ф. Народные подвижные игры. Москва. Просвещение 1986. 
Минский Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. Москва Просвещение  1985. 
Приложение
Анкета для учащихся
Вы любите играть? (нужное подчеркните)
ДА НЕТ ИНОГДА
Где Вы больше любите играть? (нужное подчеркните)
ДОМА НА УЛИЦЕ
В какие игры Вы играете?
а) на улице __________________________________________ б) дома _____________________________________________
«Играете ли вы в какие-нибудь игры кроме компьютерных?»(нужное обвести)
ДА НЕТ
«В какой компании вы любите играть больше всего?»
Один –
Только со взрослыми –
Только с детьми –
В смешанной компании (взрослые и дети) –
Анкета для родителей
Уважаемые родители!
Вспомните, пожалуйста, то время, когда Вы были детьми (в возрасте своего ребенка) и в какие игры Вы любили играть. Будем Вам признательны за Ваши ответы и время, которое Вы уделили анкете.
В детстве Вы любили играть? (нужное подчеркните)
ДА НЕТ ИНОГДА
Где Вы больше любили играть? (нужное подчеркните)
ДОМА НА УЛИЦЕ
В какие игры Вы играли в детстве?
а) на улице ___________________________________________________ б) дома _______________________________________________________
В какую игру Вы бы хотели научить играть детей? ______________________________________________________
Сборник игр
Игры для улицы
«Царь горы»
В эту игру играли зимой. Для игры нужна была небольшая горка. Выбирали «Царя горы», а остальные были «хомяки». «Царь горы» забирался на горку. «Хомякам» нужно было захватить горку, а «Царь горы» должен быть защищать свою территорию. Тот «хомяк», которому удастся захватить территорию, становился «Царем горы». Игра повторялась снова.
«Фанты»
Для игры в эту игру собиралось не менее 10 человек. У каждого был свой фант (обычно фантик от конфеты). Выбирался водящий. Игроки становились в круг, а водящего садили в центр круга. Фанты отдавали одному игроку, который стоял за спиной водящего. Тот брал фант и задавал вопрос водящему: «Что этому фанту сделать?». Водящий говорил задание для фанта. Задания, обычно, были творческие: рассказать стих, спеть песню, прокукарекать, рассказать анекдот, пробежать какое-то расстояние и др.
«В клетку»
В эту игру играют девочки.
Само название игры имеет исторические корни. В словаре В.Даля дается такое толкование: клеть – жилая холодная половина избы или отдельная избушка без печи; тесное помещение, клетушка.
Девочки собирали разную посуду и строили около дома «клетку» - комнату-кухню. Там они «готовили еду» из того, что было под рукой (вода, почва, растения), «кормили» своих подружек, кукол, мыли посуду, т.е. играли «в семью» подражая взрослым.
«Разрезные открытки»
Эта игра похожа на современные пазлы.
Для игры разрезали несколько открыток на 4-6 частей. Все части перемешивали и делили между участниками игры равными частями. Цель игры – первому собрать открытку. Участники во время игры могли обмениваться деталями между собой. Кто первый соберет, тот и выиграл.
«Города»
Для этой игры расчерчивали тетрадный лист на колонки. названия колонок были такими: имя женское, имя мужское, город, река(море), растение, животное, песня, название фильма и т.д.
Один из игроков с закрытыми глазами ставил ручку на газету. На какую букву он попал, с этой буквы и должны начинаться слова в колонках. Как только все участники заполняли колонки, начинали проверять. За правильные ответы ставили очки. Если у игрока слово ни с кем не совпало, то ему давали большее количество очков. Тот игрок, у кого все колонки заполнены и меньше всего совпадений с другими игроками, и выигрывал.
ВышибалыВсе игроки, кроме двух, становятся в шеренгу в центре просторной площадки. Двое «выбивающих» с мячом располагаются по краям площадки. В их задачу входило, перебрасывая друг другу мяч, выбить с площадки всех игроков. Тот, до кого дотрагивался летящий мяч, выходит из игры. Труднее всего выбить последнего, самого ловкого игрока, остававшегося под обстрелом. Когда и его настигает мяч, игру начинают сначала.Классики
На асфальте расчерчивали игровое поле из десяти клеток примерно 30x30 см. Клетки шли двумя столбиками. Первый нумеровался от 1 до 5, второй в обратном направлении от 6 до 10. Самое главное в «классиках» - хорошая бита. Делали ее из круглых жестяных коробочек от леденцов или баночек от обувного крема. Внутрь насыпался песок. Иногда биту заменял камешек. Играло несколько человек. Первый игрок бросал биту в «первый класс» - клеточку с цифрой «1». Задача игрока, прыгая на одной ноге, прогнать биту по всем классам и выбить с игрового поля. При этом ни игрок, ни бита не должны были попадать на линии. Если это случалось, говорили, что игрок «стратил», и ход переходил к следующему участнику. Если же первый класс проходился успешно, игрок переходил во второй класс. Теперь ему нужно было, не заходя на игровое поле, бросить биту в клетку с цифрой «2» и уже оттуда гнать ее из клетки в клетку.
Казаки и разбойники Вряд ли можно найти среди нынешних мам и пап тех, кто не играл в детстве в эту захватывающую игру, которая была самым настоящим приключением, азартной погоней. И каждый чувствовал себя опытным следопытом, распутывающим хитросплетения чужих следов и меток. Участвовали две команды. Одна в оговоренном месте считала до определенного числа (если все умели, то до 100), другая тем временем удирала, по пути оставляя мелом стрелки, указывающие направление своего движения. Стрелки ставились не слишком часто и не всегда на видном месте. Они появлялись и на стволах деревьев, и на стенах домов, и на деревянных скамейках. На перекрестках и развилках дорог стрелки раздваивались, чтобы запутать преследователей. В общем, одни удирали, другие догоняли, решая по пути массу логических задачек и учась ориентироваться в пространстве.
Кандалы
Берутся 2 равные команды становятся против друг на расстоянии 4-6 метра берутся за руки крепко. По очереди каждой командой говорятся следующие слова: «Кандалы» - первая команда, «Закованы» - вторая команда, «Раскуйте нас» - первая, «Кем из нас» - вторая. Затем первая команда выбирает с противоположной любого человек и он должен разбить их цепь, если он не разбивает, то входит в состав первой команды. Затем команды меняются, т.е. слова начинают говорить вторая команда. Играем, пока в одной из них окажется ни одного человека.
Море волнуется
По числу играющих ставятся стулья в два ряда, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого стула. Каждый играющий должен хорошо помнить свой стул, где он сидит. После того как все усядутся, нарочно выбранный ведущий кричит: «Море волнуется!» Все играющие вскакивают и бегут вокруг стульев до тех пор, пока ведущий не улучит момент, когда каждый отбежит далеко от стула. Тогда он кричит: «Море утихло!» После этого каждый должен занять свое место, а так как ведущий занял один из стульев, то между играющими происходит суматоха, и каждый старается захватить место, какое попалось. Играющий, оставшийся без места, становится ведущим.
Лапта
Для этой игры требуется плотный резиновый мяч и лапта – круглая палка (длиной 60см, ручка толщиной 3см, ширина основания 5-10см), площадка 25 – 30метров. На площадке проводят 2 линии на расстоянии 20метров. С одной стороны площадки находится город, с другой -  кон. Участники игры делятся на две равные команды. Одни идут в город, другие водят. Команда города начинают игру. Метальщик лаптой забивает мяч, бежит через площадку за линию кона и снова возвращается в город. Задача водящих поймать мяч и осалить мячом бегущего. Они могут перебрасывать мяч друг другу, чтобы попасть в бегущего на более близком расстоянии. Если игрокам поля удается запятнать бегущего, они переходят в город. Если нет, все остаются на своих местах. Игра продолжается, метальщиком становится другой игрок. Но если игроку не удаётся сразу вернуться в город, его могут выручить, при условии, если следующий метальщик далеко отобьет мяч. За линию кона бегут уже 2 игрока. Если все игроки города, кроме одного находятся за линией кона, тогда метальщику разрешается ударить трижды. Если он промахнется, то горожане уступают своё место водящим. Игра начинается сначала.
Цепи кованые 
Играют две команды, которые, держась за руки стоят на расстоянии 15 – 20 метров. Игроки первой команды кричат: «Цепи кованые, раскуйте нас!». Противники отвечают: «Кем из нас?» Первые называют любого игрока. Он разбегается и пытается разбить цепь противников, если ему это удается, то он забирает с собой любого игрока из разбитой пары. Если не разбивает цепь, то сам остаётся в команде противника. Перекличку начинают по очереди. Выигрывает команда, в которой будет больше игроков.   
 Двенадцать палочек 
Игра проводится на местности, где есть возможность спрятаться. Количество игроков не ограничено. Выбирается водящий. Копается небольшая канавка, глубиной 15 – 20 см, длиной 20см. Готовятся 12 палочек, длиной 10 – 15 см и большая  палка, длиной около 50 см. Один край большой палки отпускается в канавку, а на свободный край укладываются 12 палочек – это кон. Любой игрок разбивает кон, ударяя ногой по свободному краю палки, остальные прячутся, пока водящий собирает и складывает кон. Если игрок найден, то водящий разбивает кон и прячется. Найденный игрок становится водящим. И игра продолжается. Кон может разбить игрок, незаметно подкравшийся к кону, тогда водящий снова его собирает. Водящие меняются. Игра продолжается до тех пор пока не надоест. 
Пятнашки 
Играющие выбирают пятнашку – водящего. Остальные разбегаются по площадке, а пятнашка их ловит. Кого он заденет рукой, становится пятнашкой. Существуют разные варианты этой игры:- выше ноги от земли – играющий может спастись от пятнашки в случае если встанет на какой-нибудь предмет;- пятнашки с домом – игрок может «спрятаться» от пятнашки в «доме», очерченном на земле круге;- колдун дерева боится – пятнашка не может запятнать игрока, если он встанет на деревянный предмет и т. д. 
Расколдуйте меня вороного коня 
Игроки выбирают водящего – колдуна. Все разбегаются, колдун старается осалить убегающих. Кого осалил, тот отводит руки в стороны и кричит: «Расколдуйте меня вороного коня!» Другие игроки, задев осаленного, могут расколдовать его. 
Из круга вышибала 
Все играющие делятся на две команды. На площадке чертится круг диаметром 10 метров. Игроки одной команды  становятся по линии круга – они вышибалы. Другая команда располагается внутри круга. Вышибалы стараются мячом выбить игроков в круге. Когда выбьют всех, команды меняются местами. 
Штандер
Водящий становится в центр круга, очерченного на земле. Вокруг него выстраиваются игроки. Водящий высоко подбрасывает мяч вверх несколько раз, когда он  произнесет: « Штандер!» ,игроки разбегаются. После того как водящий поймал мяч, он кричит: «Стой!». Все останавливаются,  водящий бросает в любого игрока мяч с тем, чтобы осалить. Осаленный становится водящим, а игра продолжается.
Жмурки
Водящему - жмурке завязывают глаза, ставят в центр круга, поворачивают вокруг себя со словами:-Где стоишь?- Намосту!- Что продаёшь?-Квас!- Лови мышей, а не нас!            После этих слов игроки разбегаются по площадке, хлопая в ладоши. Жмурка ловит игроков и определяет их имя, после этого пойманный становится жмуркой , игра продолжается.
Снежки
Водящий заготавливает снежки, игроки разбегаются по площадке. Задача водящего осалить игроков снежками. Осаленный становится помощником водящего и нем сходя со своего места он может салить снежками других игроков. Игра прекращается, когда будут осалены все игроки. 
ЛАЦ
Четыре альчика ставят в ряд в положении «та». Пятый альчик игрок подбрасывает вверх, и пока он летит, нужно успеть перевернуть один из четырех лежащих альчиков в положении «алц». Если успеешь поймать падающий альчик, ход остается у тебя.
СОБЕРИ ПО ОДНОМУ
Три-четыре игрока становятся у стартовой черты. Перед каждым тарелка. Против каждого игрока ставят по 7 альчиков. Первый на расстоянии 1м от стартовой черты, второй на 2м и т. д. с интервалом 1м. по сигналу игроки бегут, берут первый альчик, возвращаются и кладут в тарелку, затем бегут за вторым и т.д. побеждает тот, кто первым соберет все свои альчики в тарелку.
Примечание: воспитатель с учетом физической подготовленности с детей своей группы может сократить количество альчиков и тем самым уменьшить расстояние для челночного бега в данной игре. Расстояние рекомендуемое для младших школьников в челночном беге в сумме – 15 метров.
МЕТАНИЕ АЛЬЧИКОВ
Плоский ящик, имеющий 16 отделений, устанавливаемый наклонно на площадке. Внутри каждого написано число, общее количество очков. Играющие становятся на расстоянии 3,5м и получив по 7 альчиков, стараются забросить их в то или иное отделение. Выигрывает тот, кто к концу игры наберет больше очков.
НЕ ОШИБИСЬ
(упражнение на развитие мелкой моторики, зрительной памяти, осязания )
на столе лежат мелкие предметы – волчки, грибочки и среди них альчики. Игроку, стоящему перед столом, завязывают глаза. Цель игры – собрать альчики в мешочек, и не путать их с другими предметами. Поощряется тот, кто ни разу не ошибся.
УСПЕЙ ПОЙМАТЬ
Четыре альчика игрок рассыпает на столе. Пятый бросает вверх. Нужно быстро взять один из лежащих альчиков и успеть поймать брошенный. Игра заканчивается, когда все альчики собраны.

Приложенные файлы


Добавить комментарий