Методические указания (художественная резьба по дереву) Техника выполнения геометрической резьбы











МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
для студентов по выполнению практических работ

Техника выполнения геометрической резьбы





профессиональный модуль:
ПМ02. МДК02.01. Технология исполнения изделий ДП и НИ (Основы исполнительского мастерства).


специальность СПО:
54.02.02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву).





Тольятти, 2017г.







ОДОБРЕНО

РАССМОТРЕНО

Методическим советом

Предметной (цикловой) комиссией

ГАПОУ КТ и ХО

Радченко Т.В.__________________

Протокол № ___.

Протокол № ___.

от «_____» _______________20 г.

от «_____» _______________201 г.



Автор (составитель):
Мишагина Ирина Александровна, преподаватель

Ф.И.О., должность

Методические указания для студентов 1-го курса по выполнению практических занятий (для студентов специальности 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву))


Рецензенты:







Методические указания составлены в соответствии с требованиями ФГОС к уровню подготовки выпускника по специальности СПО 54.02.02 Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву), предназначено для студентов, изучающих ПМ02.МДК02.01. Технология исполнения изделий ДП и НИ (Основы исполнительского мастерства). Методические рекомендации направлены на расширение знаний и практических умений, включает в себя перечень практических занятий.

Содержание

1. Введение
1.1. Критерии оценки 4
2. Перечень материалов и оборудования 5
3. Поэтапное выполнение работы 5
4. Перечень рекомендуемой литературы, Интернет-ресурсов 12



















1. Введение
Методическое пособие предназначено для выполнения практических работ при изучении ПМ02. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы (художественная резьба по дереву). МДК02.01. Технология исполнения изделий ДП и НИ (Основы исполнительского мастерства).
Основными целями практических занятий являются закрепление и углубление теоретических знаний, полученных на аудиторных занятиях и в ходе самостоятельной работы студента; формирование умений и навыков выполнения учебных упражнений в технике геометрической резьбы, применения знаний в области материаловедения, технологии и приемов традиционных видов резьбы, применения правил пользования инструментом и техники безопасности при изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства (художественной резьба по дереву); развитие самостоятельности, ответственности и организованности.
1.1.Критерии оценки выполнения практических заданий.


п/п
Критерии оценки
Количество балов

1
Постановка руки.
10

2
Техника безопасности.
30

3
Последовательность ведения работы.
10

4
Соблюдение технологии.
20

5
Чистота и точность выполнения работы.
30


Итого:
100


Перевод баллов в оценку.
От 90 до 100 баллов - «5» (отлично)
От 80 до 90 баллов - «4» (хорошо)
От 70 до 80 баллов - «3» (удов.)
От 60 до 70 баллов – «2» (неуд.)
Критерии оценки по курсам.







2. Перечень инструментов и оборудования.

1. Нож - силовой косяк
2. Правило
3. Механический карандаш
4. Линейка
5. Угольник
6. Разметочный циркуль
7. Мягкие абразивы
8. Учебная дощечка (материал липа).

3. Этапы выполнения работы.

Геометрическая резьба – наиболее распространенный и популярный вид русской народной резьбы. С неё обычно и начинают обучение технике резьбы по дереву. Рисунок резьбы состоит из простых геометрических фигур – полос, квадратов, треугольников разного вида, многоугольников, кругов, в самых разных комбинациях.
Изложение техники выполнения основных элементов геометрической резьбы будем вести в форме рассказа о соответствующих упражнениях.
Для упражнений используют дощечки – заготовки 200*100*15 мм.
Предварительно заготовку размечают. Разметку начинают с нанесения линий, ограничивающих орнамент. Далее разбивают внутреннее пространство на элементы геометрического узора: сначала, как правило, на квадраты или прямоугольники, а затем на треугольники. Линии делят на части с помощью линейки или циркуля - делителя. Ниже приведены в качестве примера схемы вычерчивания некоторых орнаментов (рис. 1).

Рис. 1
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Элементы геометрической резьбы выполняются следующими приемами и в следующем порядке.


«Шашечки» и «сетка» (рис. 2).

На приготовленную для резьбы заготовку наносят сетку из квадратов со стороной 10 мм.
Сначала режут выемки поперек волокон древесины, затем вдоль.
Начинают резьбу с прорезания средней линии выемок. Косячок ставят на начало карандашной линии вертикально. Движением к себе прорезают линию на глубину 3 мм. В конце прорези пятку погружают в древесину. Можно также прорезать конец линии, отклонив косячок от себя, носком лезвия. Важно не перерезать линию, ограничивающую орнамент. Таким образом прорезают все средние линии на заготовке.
При резьбе наклонных граней выемки косячок наклоняют вправо или влево. Угол наклона должен быть в пределах 30-40°.
Сначала прорезают все правые грани выемок с наклоном косячка вправо, от себя. Косячок ставят носком на начало выемки, отступив от средней линии на 1,5-2 мм. Наклонив резец, врезают его в древесину и медленно ведут на себя. Когда до конца грани остается 5-10 мм, ручку косяка постепенно отводят от себя, продолжая в то же время движение носка резца на себя до конца грани. Если этого не сделать, то конец грани снизу останется не прорезанным.
Резьба левых граней с наклоном косячка влево, движением к себе несколько труднее, чем правых, так как резец стремится сдвинутся к средней линии.
В конце упражнения подрезают торцевые грани выемок. Для этого дощечку поворачивают на 90°. Наклонив косячок вправо на 30- 40°, прорезают линию, ограничивающую рисунок, соблюдая все выше описанные правила.
При резьбе выемок вдоль волокон, усилие резания меньше, но резать несколько сложнее, так как резец стремится пойти по слою древесины. Режут выемки вдоль волокон теми же приемами, что и выемки поперек волокон, т.е. движением к себе с наклоном косячка вправо и влево.
Это упражнение можно выполнить и в более сложном варианте, вырезав сетку из линий под углом, друг к другу в 45°.
Первая надрезка линий сетки производится справа налево, после чего дощечка поворачивается и выполняется вторя надрезка – слева направо. Затем в том же порядке производится подрезка.
Рис. 2

«Сколышки» (рис. 3).

Работу начинают с накалывания боковых сторон. Нож – косяк ставят вертикально носком на вершину так, чтобы лезвие его было расположено вдоль одной из боковых сторон. Углубив носок в древесину, делают накол. Глубина накола у вершины должна быть максимальной 1,5–2 мм, а у основания треугольника – нулевой (как говорят, «сходить на нет»). Наколы с обеих сторон нужно делать на одинаковую глубину. Рез не должен пересекать линию основания треугольника. Сделав надрезы, косячок наклоняют к себе и вдоль снования треугольника носком резака, постепенно углубляя его, срезают стружку – подрезают треугольник. При этом ручку косячка держат в правой руке, а резец направляют с помощью пальцев левой руки. Если предыдущие операции выполнены правильно, то сколышек должен сам выскочить. Если он не выскакивает, стоит еще раз провести наколку и подрезание по тем же линиям, но с большим усилием.
Этим способом режут выемки, расположенные вдоль или поперек волокон. Если же сколышки расположены под углом к направлению волокон, то направление движения резца нужно выбирать таким, чтобы резание было по слою древесины: с левого или правого угла основания, движением к себе или от себя.
Элементы резьбы «сколышки» можно также делать с наклонной наколкой. Для этого ставят нож не вертикально, а слегка наклонно от зубца. Подрезку выполняют так же, как описано выше.

«Треугольники» (рис. 3).

Начиная резьбу нож – косяк ставят строго вертикально в центр треугольника так, чтобы пятка его была направлена в один из углов. Нажимая на нож, носок углубляют в древесину и делают накол. Аналогичным образом делают наколы в двух других углах. Глубина наколов должна быть 3-4 мм. Затем нож приставляют к нижнему левому углу треугольника и, наклонив его к себе (угол наклона около 60°), срезают нижнюю грань теми же приемами, какими выполнялась подрезка сколышков. Подрезка двух боковых граней выполняется в той же последовательности, но с учетом направления волокон. Если наше основание треугольника расположено вдоль волокон, то подрезать боковые грани нужно от основания к вершине. Если же основание расположено поперек волокон – то вершины к основанию.
Треугольники должны вылетать сами собой, также их отделению можно помочь пяткой резака. В случае, когда треугольники не вылетели сами, все операции повторяются в прежнем порядке, в тех же положениях и с прежними наклонами резака.
Выполняя резьбу, нужно следить, чтобы грани выемок были ровными и точно сходились, по линиям вертикальных наколов.
Достаточно потренировавшись в выполнении одиночных треугольников, можно переходить к следующим упражнениям - резьбе геометрических узоров. Все они составлены из треугольников и рекомендуемы для выполнения. Тренировку в резьбе этих узоров нужно проводить столько раз, сколько потребуется, чтобы работа была качественной.

Рис. 3

«Ромбы» и «витейка» (рис. 4).

Узор ромбы состоит из двух рядов отдельных треугольников, соединенных вершинами. Режется сначала верхний ряд треугольников, приемами описанными выше, потом нижний.
Также из двух рядов треугольников, расположенных друг против друга, но на расстоянии и со сдвигом, образуется рельефная зубчатая полоса - витейка.

Рис. 4


«Цепочка», «змейка» (рис. 5).

Следующий узор, первый из двойных, называется цепочка. Она также состоит из треугольников, к которым снизу пририсованы такие же (их зеркальное отражение). Сначала надрезается на две стороны средняя линия, являющаяся общей линией оснований двух рядов треугольников. Затем треугольники режутся как обычно, сначала вырезают верхние треугольники, а затем нижние. Цепочка требует большого внимания при исполнении, иначе перегородки оснований треугольников получаются нечисто или даже скалываются.

Довольно сложный для вырезания, но очень красивый узор змейка. Состоит также из двух рядов треугольников как бы вдвинутых один в другой. При резьбе змейки надрезают основания обоих рядов треугольников, сначала первого ряда, затем, с поворотом дощечки кругом, по этим же линиям, - второго ряда. После этого подрезают первый и второй ряд.
Представленные на дощечке ниже узоры звездочки (вариант 1 и 2) также состоят из трехгранных выемок и выполняются приемами описанными выше.
Рис. 5
«Сияние» (рис. 6).

Сиянием называется орнамент из удлиненных треугольников, расходящихся из одной точки (центра) и ограниченных какой-нибудь геометрической фигурой - квадратом, прямоугольником, ромбом, кругом. Количество удлиненных треугольников, входящих в сияние, может быть различным.
Разметка сияния, ограниченного многоугольником, основана на одном принципе. Внутри фигуры проводят диагонали, а стороны между ними делят на нужное число частей. Точки, полученные от деления, соединяют линиями с центром фигуры.
Разметка сияния в круге основана на делении окружности на равные части. Окружность делится на нужное количество частей; точки деления соединяются линиями, проходящими через центр.
Розетку с сиянием (как и другие подобные узоры) режут в следующей последовательности.
Сначала, учитывая направления волокон, делают вертикальные надрезы во всех треугольниках. При этом заготовку поворачивают по кругу, так как надрезы удобнее выполнять движением к себе.
Затем режут грани лучей от центра розетка движением к себе с наклоном косячка вправо и влево. Резание выполняют одной рукой. Вторая рука придерживает заготовку, постепенно поворачивая ее при вырезании каждого следующего луча.
Последняя операция – подрезка третьей, короткой грани лучей. Она производится так же, как подрезка уголков. Однако в данном случае косячок движется не по прямой линии, а по дуге окружности.
Для тренировки рекомендуется выполнить несколько разновидностей узоров «сияние» - ограниченные квадратом, ромбом и т.д.

Рис. 6

В геометрической резьбе применяются также четырехгранные выемки различной формы: квадратные, прямоугольные, ромбические (рис. 7). Эти элементы обычно делаются более крупными и глубокими и требуют большого мастерства при выполнении.
Наиболее же сложными по выполнению являются криволинейные выемки, такие как элемент «глазок» (рис. 7) или трехгранные выемки «розетки – вертушки» (рис. 6).
Рис. 7

Комбинируя элементы геометрической резьбы, которые были приведены выше, можно построить бесконечное множество орнаментальных композиций.
























4. Список литературы

1.Чебан В. А. Резьба по дереву. – Ростов н/Д ИД «Владис»,2006. – 512с.
2. Абросимова А. А., Каплан Н. И., Митлянская Т. Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу. - М.: Высш. Шк.,1984. – 159с.
3. Матвеева Т. А. Мозаика и резьба по дереву. – М.: Высш. Шк.,1978. – 140с.

Интернет-ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13PAGE \* MERGEFORMAT141215



Рисунок 1

Приложенные файлы


Добавить комментарий