«Конспект урока на тему «Анализ произведения «Живи и помни» «

Цели: Создать условия для совершенствования умений и навыков анализа текста, понимания основной идеи произведения, развития умения видеть его художественные особенности.
Вызвать у детей размышление о прочитанном, душевный отклик и чувство ответственности человека за свой выбор.
Способствовать обучению школьников работать с разными видами информации, выстраивать коммуникацию с текстом.

Ход урока:
1 Оргмомент
Эпиграф:
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
Не той, что из сказок, не той, что с пеленок,
Не той, что была по учебникам пройдена,
А той, что пылала в глазах воспаленных,
А той, что рыдала,- запомнил я Родину.
И вижу ее накануне победы
Не каменной, бронзовой, славой увенчанной,
А очи проплакавшей, идя сквозь беды,
Все снесшей, все вынесшей русскою женщиной. (К. Симонов)
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы говорим о войне. О ней говорить всегда сложно.
За время войны в СССР погибло около 27 млн. человек, 40% – мирное население, погибшее в концлагерях, а по неофициальным данным потери составили более 40 млн. человек.
Страшные цифры, в стране не было семьи, которая не пострадала бы во время войны. Это огромное огненное колесо прошло по судьбам, искалечило души людей.
И не удивительно , что не оставались в стороне от войны и видные русские советские писатели и поэты. Во многих произведениях художественной литературы послевоенного периода и современности находит свое отражение тема войны с различных позиций.
Учитель: - Вспомним, какие произведения литературы вам известны на военную тематику.
( Ответы детей)

2. Учитель: - На сегодняшнем уроке мы познакомимся с одним из самых сложных и самых интересных произведений русской литературы, произведением, которое встало в ряд поистине выдающихся, классических книг современности. Речь пойдёт о повести В. Распутина «Живи и помни». Наш сегодняшний урок – это урок-размышление, размышление о глубинах человеческой души.
- Как вы понимаете это выражение «путешествие в глубь души»? (Разобраться в психологии человека, в причинах его поступков).
- Кто из русских писателей до Распутина положил начало такому глубокому анализу психологии человека? (Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание»).
II Повторение домашнего задания
Учитель: - Домашним заданием было задано изучить биографию В.Распутина и прочитать повесть «Живи и помни».
. Информация о писателе (Сообщение ученика)
Валентин Григорьевич Распутин родился в 1937 году. Современный русский писатель, коренной сибиряк, всегда жил и живет на Родине, пишет о тех, кто рядом, кого он знает и любит. Самые известные его произведения: повесть «Последний срок», «пожар». «Прощание с Матёрой». Парадокс Распутина состоит в том, что его писательской темой, его болью, его жизненной задачей стало разоблачение истоков безнравственности, а героями его стали, наоборот, люди исключительно высокой нравственности. Его творчество отмечено многими государственными наградами и литературными премиями. За повесть «Живи и помни», вышедшую в 1974 году, удостоен Государственной премии.
- А какие произведения писателя вам известны? (Ответы детей)
III. Работа по теме урока
1. Анализ повести.
Учитель: - В чём сила этого произведения? Почему оно вызвало такой интерес? Попробуем разобраться. Для начала определим тему повести. О чём она? (Варианты ответа: - о любви; - о дезертире; - о русской женщине; - о войне.)
- Безусловно, каждое высказанное вами предположение, верно. Но главную тему поможет определить нам слова одного из героев повести:
«Это все война, все она проклятая!» - Кто говорит эти слова? Кому они принадлежат? (Андрей Гуськов).
Война – это страшное испытание для человека. Война калечит души людей, огненным колесом проходит по их судьбам. Порой на войне люди совершают страшные поступки.
- Какую сторону войны затрагивает автор в повести? (Автор затрагивает не совсем популярную сторону войны – дезертирство).
- Замыслом повести послужило воспоминание из детства: (Слайд)
1) Беседа:
- Какой эпизод описан первым в в повести? (Исчезновение топора).
- Почему Настёна догадалась, что топор взял свой? (Топор лежал под половицей, а об этом знали только члены семьи).
- Как вы думаете, почему пропадает именно топор, а не, скажем, ружьё или рыболовные снасти? В каком произведении русской литературы фигурирует та же деталь?(Роман Ф. Достоевского «Преступление и наказание»).
- Какое символическое значение имеет эта деталь? (Гуськов занёс топор над своей судьбой).
- Что заставляет Настёну искать продолжения истории с топором? Какие чувства испытывает героиня? («Как заворожённая посматривала на баню». «Неспокойная, упрямая жуть в сердце заставляла её искать продолжения истории с топором»).
- Как автор описывает первое появление Андрея? («Дверь открылась, и что-то, шебурша, полезло в баню»).
- Какое чувство возникает у Настёны? («А муж ли? Не оборотень с нею был?»)
- Автор с самого начала даёт нам понять, что Андрей, став дезертиром, вступает на путь зверя.
- Кто он, этот человек, и что позволило ему совершить поступок, презираемый всегда и везде, независимо от века и национальности?
- Какое слово чаще всего повторяет автор, когда начинает рассказ об Андрее? Давайте вспомним, какими чувствами он покидал деревню, отправляясь на фронт. Нужно прибавить , что он в числе первых был призван на войну.
(Читаем выдержки из повести) «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден её покидать».
«Невольная обида на всё, что оставалось на месте, от чего его отрывали и за что ему предстояло воевать, долго не проходила.
«Его обидело: что ж так скоро? Не успел отъехать, оторваться, а уже позабыто, похоронено всё, чем он собирался стать: значит: ступай и умирай, ты для нас конченый человек». (Слово «обида», «обиделся» подчёркивается автором).
- Был ли Гуськов трусом? «Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару, чтобы подстраховывать друг друга, самые отчаянные ребята. Воевал как все, - не лучше и не хуже».
Учитель: - Итак, Андрей совершает преступление. Какое? (Ответы детей).
2). Работа с классом. Групповая работа.
Учитель: - А можем ли мы безогаворочно назвать его преступником? Мнения будут разными. Для ответа разделимся на две группы, одна группа защищает , а другая- обвиняет А. Гуськова.
- Но вместо фронта после ранения Андрей решает пойти домой. Что же им движет, выбирая этот путь, как вы думаете?
-Что же заставляло его обижаться? (Мысль о том, что он должен погибнуть, именно он).
- Что вызывает обиду Гуськова? (Страх).
- За кого боится Гуськов? (За себя, за свою жизнь).
- Какая черта характера порождает этот страх? (Эгоизм).
- Движет Андреем эгоизм. Любовь к самому себе.
Учитель: - Докажите, опираясь на текст повести, что и Настёну Гуськов вовлекает в свой грех, движимый побуждениями эгоизма. (Настёна нужна ему как добытчик: принеси ружьё, спички, соль. Его не беспокоит то, с чем ей придётся столкнуться. Он заставляет её молчать, грозит убить, если она что-нибудь скажет).
- Далее идёт разрушение души героя. Эгоизм порождает другие пороки.
- Как автор показывает расчеловечивание героя? Людям начинает пакостить (ворует рыбу, выкатывает на дорогу пень, хочет поджечь мельницу). Пусть его не видят, но подозревают, что он есть. Совершает убийство косули и телёнка.
- Обратимся к эпизоду убийства телёнка. Почему это именно убийство? «Испуганно повернул он к приближающемуся человеку голову – быстро и точно, с мгновенным замахом человек ударил его обухом топора по подставленному лбу, и голова, чуть хмыкнув, повалилась и повисла на ремне. В тот же миг сзади закричала корова. Совсем озверев, Гуськов пошёл на неё»
- Как ведут себя человек и животное? (Животное ведёт себя как человек, а человек озверел).
- Обретает ли герой то, к чему стремился? Что чувствует он, когда видит свою деревню, отца? «Он стоял, смотрел, припоминал, но всё как-то легко, без волнения и боли – или они ещё не проснулись, не расшевелились, или он успел их погубить. Он и сам начал удивляться своему спокойствию: впервые за четыре года стоит перед родной деревней , а душа пустая. Неужели правда всё выгорело дотла?»
- На что обрекает себя герой? (Он обрекает себя на полное одиночество, оторванность от людей).
- Кого обвиняет Гуськов в своих несчастьях? (Война и судьба)
Учитель: Автор использует прием расчеловечивания героя, то есть лишает его качеств человека. Мы доказали, что внутри Андрея Гуськова человек умер. Изображая внутреннее расчеловечивание героя, автор показывает и внешние изменения. Давайте посмотрим, как менялся внешний облик Андрея Гуськова.
. 3. Работа по таблице. Андрей Гуськов – Расчеловечивание героя
Учитель: -На кого стал похожим, с каким животным сравнивает писатель героя произведения? - А кто виноват в таком его положении? Кого обвиняет Андрей?
– Для Андрея виновных двое – война и судьба. Он не готов, не хочет нести ответственность за свои поступки, прикрывается ими. «Это все война, все она проклятая!» «Андрей понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги нет, освобождало его от лишних раздумий». Он не задумывается о том, какие страдания приносит своим родным.
Учитель: А что мы знаем о его семье?
– Отец Михеич добрый, мягкий, всегда поддерживал Настену..
Учитель: Как он ведет себя после своей догадки о возвращении сына?
– Почувствовал близость сына, отдалился от людей, чувствуя свою вину за его поступок.
Учитель: Почувствовала ли мать близость сына? Почему?
– Семеновна не ощутила близости сына. Возможно, это и есть слепая материнская любовь – она даже не допускала мысли, что ее сын вернется иначе, чем герой.
Учитель: - Что мы можем сказать о Настене? Какой была ее юность? Как и почему она вышла замуж за Андрея? Как он к ней относился? Она могла бы таить на него обиду? Сомневается ли Настена помогать или не помогать мужу? Почему? Что мы знаем о судьбе Настёны? (Трудное детство, ранние лишения, закалённый характер).
Как меняется ее жизнь, поведение? А было ли свойственно ее характеру ложь, воровство, хитрость? (Нужно было переделывать себя).
Учитель: Какие чувства она испытывает к Андрею?
Могла ли она отказаться этой участи? - В том-то и дело, что не могла, потому что другой любви не знала, по-другому не умела.
– Любила, жалея, и жалела, любя. Это два чувства, которые ведут русскую женщину по жизни. Думала только о том, где взять ту силу, которая поможет вернуть его на место.
Учитель: А где вообще Настена брала силу? Откуда в ней эта моральная стойкость, преданность?
– Все из детства. Именно там закаляется характер, формируется человек. Детство у Настены и Андрея было разное, и личности получились разные.
Учитель: Сейчас нужно несколько слов сказать о композиции. Что-нибудь заметили при чтении?
4.Работа с схемой (Слайд)
– У В. Распутина особое построение композиции – зеркальное расположение глав. Схожие эпизоды повторяются через какое-то время
Учитель: Как вы думаете, зачем автор так выстроил повесть?
– Повторение позволяет пристальней вглядеться во внутренний мир героев, увидеть, как меняется состояние и сознание персонажей.
Учитель: Выясняя причины поступков героев, автор приводит нас в детство, туда, где формируется личность. А затем события начинают развиваться стремительно, и автор ведет нас к трагическому финалу. События повторяются, но герои уже другие.
Учитель: Она чувствует себя одиноко даже среди людей. В повести две массовые сцены, доказывающие это (возвращение Максима Вологжина и день окончания войны). Давайте посмотрим, что чувствовала Настена, находясь среди людей?
– Она чувствует себя одиноко, считает, что недостойна находиться вместе со всеми. Она вынуждена доказывать себе, что имеет право радоваться со всеми, что и она заслужила этот праздник.
- В чём же разница жизненных позиций Гуськова и Настёны?
- Какие побуждения движут героями? (Эгоизм одного, великодушие, любовь другой).
- В чём видят причину несчастий? - Какие чувства испытывают?
- Как воспринимают одиночество, оторванность от людей?
Сопоставление чувств героев произведения
Гуськов
Настёна

Эгоизм, думает прежде всего о себе.
Причины несчастий – война и судьба.
Обида и злоба.
Великодушие, любовь, простота и милосердие.
Склонна себя обвинить в несчастьях мужа.
Вера в доброту людей.


Учитель: Но нет предела человеческим страданиям. Судьба посылает ей еще одно испытание – будущий ребенок. Почему это испытание?
– Не может поделиться счастьем, порадоваться открыто. Она одна вынуждена принимать удары судьбы. Устала она.
Учитель: И тогда приходит к ней простая и злая мысль: «Скорей бы конец. Любой конец лучше такой жизни». Но была у нее надежда на помощь природы. Какое время в жизни деревни так ждала Настена?
– Время сенокоса. Это время, когда все люди вместе, и чувствуется не только единство людей, но и единство с природой. Ведь она всегда помогала Настене.
Учитель: Давайте вспомним описание природы в 10 и 19 главах. Почему такой мрачный пейзаж?
– Природа пытается ее остановить, задержать.
IV Закрепление
Учитель:
- Почему ситуация с Андреем менее трагична, чем с Настеной? Об этом говорил сам Распутин: «Я писал не только и меньше всего о дезертире, о котором ,не унимаясь, талдычат все, а о женщине».
Возвращение к эпиграфу
- Не о ней ли, об этой женщине сказал К. Симонов в одном из своих стихотворений: (Прослушивание аудиозаписи)
. В чём её трагедия и почему именно она, а не дезертир Гуськов совершает грех самоубийства да ещё и убийства, ведь она убивает не только себя, но и своего неродившегося ребёнка.
- Какое главное правило для Настёны в семейной жизни? (Верность).
- Казалось бы, она поступает правильно в её представлении. Она помогает мужу, с которым свела судьба, с которым должна быть вместе и в печали , и в горести. Но героиня ощущает разлад со своей душой, какой-то дискомфорт. В чём этот разлад? (Права перед собою, но не права перед людьми. Помогает мужу – значит, предаёт тех, кого он предал. Честна перед мужем - грешна перед свёкром и свекровью).
- За что ей такое наказание? Она в этом виновата? ( - Но Настёна сама придумывает себе вину:)
«А может, она тоже повинна в том, что он здесь, - без вины, а повинна? Не из-за меня ли больше всего его потянуло домой?.. Он перед отцом и матерью не открылся, а перед ней открылся. И, может, смерть оттянул, чтоб только побыть с ней. Так как же теперь от него отказаться? Это совсем надо не иметь сердца, вместо сердца держать безмен, отвешивающий, что выгодно и что невыгодно. Тут от чужого, будь он трижды нечистый, не отмахнёшься, а он свой, родной Их если не Бог, то сама жизнь соединила, чтоб держаться им вместе, что бы ни случилось, какая бы беда не стряслась».
- На что надеется Настёна? (Надеется на доброту людей, на помилование).
- Настёна разделяет вину мужа, уверяя себя, что что бы с ним не случилось, она в ответе.
- Она даже видит знак судьбы. Какой это знак? (Обоюдный сон героини и героя).
- Почему же Настёна решилась на самоубийство? (Высокая степень самопожертвования завела её в тупик, из которого она не нашла другого выхода).
Учитель: Но Настена так и не дождалась сенокоса. Она понимает, что Андрея выследили, пытается его предупредить. С какими чувствами она отправляется в этот последний путь?
– Стыдно было перед Андреем, перед людьми, перед собой. Устала она. Настена задает себе вопросы, на которые нет ответа.
- Обратимся к её последним мыслям:
«Стыдно почему так истошно стыдно и перед Андреем, и перед людьми, и перед собой? Где набрала она вины для такого стыда?»
«Всякий ли понимает, как стыдно жить, когда другой на твоём месте сумел бы прожить лучше? Как можно смотреть после этого людям в глаза?»
- Почему же ей стыдно? Не тот ли это стыд, о котором Горький писал, что «самый тяжкий стыд и великое мучение – это когда не умеешь достойно защищать то, что любишь, чем жив»?
- Осудила ли деревня Настёну?
- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).
Учитель: Представьте себе ночь, тишина, переливается река и на этой лунной дорожке в лодке одинокая женщина.
(Фрагмент из фильма)
Вот она встает, перевешивается через край, и тишину разрывает крик: «Настена, стой, не смей, Настена!» И мы понимаем, что это не только крик Максима Вологжина, это крик самого автора.
В. Распутин писал: «Я и смерть Настены склонен принимать не как победу зла, а как суровое испытание нравственного закона, когда от него требуют: «Отступись», а он сквозь слезы и мучения: «Не могу».
Учитель: Как вы думаете, решись Андрей на поступок, выйди он к людям, простили бы его?
– Настену прощают, и его бы простили.
- Как погибает Настёна?
- Осудила ли деревня Настёну?- Кто же виноват в несчастьях Настёны и Гуськова? (Война).
- И мы ещё раз убеждаемся, что главная тема повести – война. Но не всякий поступок можно оправдать войной.
- Всякое ли преступление можно оправдать войной?
– Война спишет многое, но есть высшие нравственные законы, которые никто не имеет права преступить и оправдать такие поступки невозможно.
Слово учителя: - В каждом произведении автором поднимаются проблемы. Главную проблему мы определили – это Война. Какие еще проблемы затрагиваются в повести?
(Ответы детей)
V Домашнее задание: письменная работа: «Мое отношение к» (высказать свои мысли, которые не смогли высказать на уроке).
VI Подведение итогов урока.























13PAGE 15


13PAGE 14715





Приложенные файлы


Добавить комментарий