Оперы на сказочные сюжеты в творчестве русского композитора Н. А. Римского-Корсакова


Тема: «Оперы на сказочные сюжеты в творчестве русского композитора Н. А. Римского-Корсакова»



Оперы на сказочные сюжеты в творчестве русского композитора Н. А. Римского-Корсакова.
Введение………………………………………………….............................
Раздел 1. Обзор опер на сказочные сюжеты в русской музыке XIX века
Раздел 2. Опера – сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова: особенности жанра
Раздел 3. Опера «Снегурочка»: история создания, особенности музыкального языка и драматургии………………………………………
Заключение……………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………..

Введение
Кто из нас не читал русские сказки? Наверное, невозможно найти ни одного русского человека, который сказал бы, что он не знает русские сказки и ее персонажей. С детства мы заслушивались приключениями Царевича и серого Волка, чудесными историями о молодильных яблочках, страшилками про Кикимору и Бабу Ягу, удивлялись чудесным превращениям и рукоделию Василисы Прекрасной.
Сказка – один из самых притягательных жанров для русских композиторов. Многие оперные шедевры написаны на сказочные сюжеты. Но сказка, как подметил Пушкин, — «ложь, да в ней намек». Далеко не все оперы-сказки имели сказочно счастливую судьбу из-за намеков, из-за неожиданных музыкальных решений. Как бы то ни было, современный слушатель имеет возможность выбрать оперу-сказку на свой вкус.
Сказка – ее причудливый мир, в котором вымысел так естественно сочетается с реальностью, привлекала многих русских композиторов. Но ни один из них не отдал сказке столько жара души, сколько Николай Андреевич Римский-Корсаков. В детстве мы все любили сказки. Ведь когда слушаешь сказки, то вместе с их героем встречаешь новые приключения, радуешься за их победы, грустишь, когда зло может победить добро. Мы как будто становимся героями сказки. Римского-Корсакова называют величайшим среди композиторов сказочником. В его душе были затронуты струны, отозвавшиеся русской стариной, народными песнями, поэзией древних мифов и образов, побудившие его воспеть в своем творчестве красоту природы и гармонию бытия.
Фантазия Николая Андреевича питалась поэтическими первоисточниками – образностью сказки, вообще народной фантастики. В круг его творческих интересов входили темы человека и природы, борьбы добра и зла, любовь и стремление к свободе. Поэтому нравственная идея несет в себе представление самого автора, как о личности, о нравственных и социальных идеалах, о силах, которую несут эти идеалы или противоборствуют им. Эти темы всегда остаются современными и актуальным для аудитории.
Целью реферата является выявление особенностей сюжетов, музыкального языка и драматургии опер Н. А. Римского-Корсакова, созданных по сказочным источникам.
Для достижения цели были решены следующие задачи:
- рассмотрены оперы на сказочные сюжеты русских композиторов XIX века;
- представлена краткая характеристика опер-сказок Н. А. Римского-Корсакова;
- выявлены особенности жанра
- кратко описаны история создания, особенности музыкального языка и драматургии оперы-сказки Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка».
Реферат состоит из введения, трех разделов, заключения, списка литературы.
Раздел 1. Обзор опер на сказочные сюжеты в русской музыке
XIX века
Русские сказки часто встречаются в музыке русских композиторов. В своем творчестве они обращались к фантастическим героям, к волшебным превращениям, их увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями. На мой взгляд, опера – это музыкальный жанр, который может во всей своей полноте выразить все богатство русского художественного наследия.
Михаил Иванович Глинка вспоминал: «Песни, сказки, услышанные мной в ребячестве, были первой причиной того, что я стал преимущественно разрабатывать народную русскую музыку». Как Пушкин открыл эпоху новой русской литературы, так и Глинка заложил фундамент русской классической музыки. Обоих художников (А. С. Пушкина и М. И. Глинка) объединяет светлое восприятие мира. Русский композитор, Николай Андреевич Римский-Корсаков, говорил так: «Мой род — это сказка, былина.. . и непременно русские». Каждый из творцов хорошо знал и горячо любил русскую старину, древние обряды и народные поверия.
Одна из первых опер, написанная на сюжет сказочной поэмы опера «Руслан и Людмила». Сюжет Александра Сергеевича Пушкина заинтересовал Михаила Ивановича Глинку и подвиг его на написание прекрасной пятиактной оперы «Руслан и Людмила» - либретто композитора В. Широкова, при участии К. Бахтурина, Н. Кукольника, Н. Маркевича, А. Шаховского.
«Руслан и Людмила» – эпическая опера. Монументальные образы Киевской Руси, легендарные фигуры великого князя Светозара, богатыря Руслана, вещего народного певца Баяна переносят слушателя в обстановку глубокой древности, рождают представление о красоте и величии народной жизни. Значительное место в опере занимают фантастические картины царства Черномора, замка Наины, музыка которых наделена восточным колоритом.
Основной конфликт – столкновение сил добра и зла – отражен в музыке оперы благодаря рельефному противопоставлению музыкальных характеристик действующих лиц. Вокальные партии положительных героев, народные сцены насыщены песенностью. Отрицательные персонажи либо лишены вокальной характеристики (Черномор), либо обрисованы при помощи речитативного «говорка» (Наина). Эпический склад подчеркивается обилием хоровых массовых сцен и неторопливым, как в былинном повествовании, развитием действия.
Как и в большинстве сказок, идеей произведения является торжество светлых сил жизни. Тема добра раскрывается уже в увертюре, в которой использована ликующая музыка финала оперы. В среднем разделе увертюры возникают таинственные, фантастические звучания. Первый акт впечатляет широтой и монументальностью музыкального воплощения. Второй акт, состоящий из трех картин, начинается симфоническим вступлением, рисующим суровый таинственный северный пейзаж, объятый настороженной тишиной. Значимое место занимает полная глубокой человечности и нравственной красоты баллада Финна, а также великолепная по музыке ария Руслана. Четвертый акт отличается пышной декоративностью, яркостью неожиданных контрастов. Ария Людмилы «Ах ты доля, долюшка» – развернутая монологическая сцена, в которой глубокая печаль переходит в решимость, негодование и протест. В пятом акте впечатляет проникнутый негой и страстью романс Ратмира «Она мне жизнь, она мне радость» и торжественный, ликующий и светлый финал оперы.
Опера с большими перерывами была написана за пять лет. Премьера состоялась 27 ноября (9 декабря) 1842 г. на сцене Большого театра в Петербурге.
Еще один композитор, который обратился к сказочным персонажам - Петр Ильич Чайковский. Он написал комико-фантастическую оперу в четырех действиях «Кузнец Вакула» (во 2 редакции – «Черевички» –либретто написано по повести Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед рождеством» Я. Полонским. Нет в оперном творчестве П.И. Чайковского более светлого оперного произведения. Поэтизация народной жизни в ее лирике и быту, в ее реальности и фантастике, предлагаемые Н.В. Гоголем, оказались близки и композитору. Привлекла и возможность отразить украинский колорит, неповторимость природы Украины, ее песенности, традиций, говора, обычаев. Целую россыпь народных жанров использует композитор в опере. Тут и задушевное ариозо – песня Оксаны «Цвела яблонька в садочке, цвела, да повяла», украинская дума – ария Вакулы «Слышит ли девица сердце твое...», песня Солохи «Ой, как светит месяц», в которой лирическое созерцание сменяется оживленной, бойкой пляской. Искрящийся юмором дуэт Солохи и Беса «Оседлаю помело», выдержанный в движении неистового галопа. Ария Беса «Гей вы, ветры буйные» напоминает таинственные древние заклинания. Народные сцены, в которой автор пказал разнообразие народных жанров — народная обрядовая песня-колядка, лирическая песня, протяжная и задумчивая, контрастирующая с веселой пляской. Оркестр раскрывает красочные образы природы, рисует поэтичные пейзажи, имитирует наигрыши народных инструментов. Чудесная, необыкновенная, сказочная и лирическая музыка П.И. Чайковского делает сказочных героев незабываемыми, понятными и близкими слушателю.
Из сказочных композиторов не могу не упомянуть Александра Сергеевича Даргомыжского, воплотившего в опере сказку А.С. Пушкина «Русалка». В опере мастерски слиты душевные переживания и особенности психологии человека. Любовные страсти, затаенная грусть, задумчивость, бурная радость, смутная тревога, предчувствие надвигающейся беды, душевное потрясение тесно переплетаются с жаждой мести, протестом и гневом.
В увертюре сливаются темы и мотивы, которые будут разработаны далее в опере и которые характеризуют главных персонажей и главные события этой драмы. Сначала мы слышим звуки свадьбы князя, затем вырисовывается образ грусти княгини, мелькают фантастические фразы из подводного царства, мелодии у скрипок из той сцены, когда дочь мельника в большом волнении объявляет князю, что скоро будет матерью, и тотчас же за этим — таинственные переливы мелодии и гармонии из последней сцены оперы.
В центре оперы А.С. Даргомыжского находится образ крестьянской девушки, дочери Мельника. Музыкальная характеристика Наташи в начале оперы выдержана в лирических тонах. В ее вокальной партии преобладают плавные мелодии романсового склада. Они выражают ласковые, нежные чувства, вместе с тем и печальные предчувствия девушки «Ах, прошло то время».
Сложная гамма обуревающих героиню чувств передана с небывалой гибкостью и непринужденностью художественного выражения в речитативном эпизоде, завершающем сцену Наташи и Князя. В речитативах выражены чувства то робости и неуверенности девушки «Теперь я понимаю все. Ты женишься», то гневное отчаяние Наташи «Ты женишься?!».
Развитие драматических черт образа Наташи с нарастающей силой продолжается в сцене с Мельником. Возгласы гнева и бурного отчаяния «Или он зверь» чередуются с речитативами, проникнутыми чувством глубоко запрятанной душевной боли «Не верю, не может быть». Как плач звучит ее ариозо «О боже, он уехал, навек меня покинул». Ласковая, любящая девушка превращается в грозную и мстительную Русалку.
Неоднозначен образ Наташи — царицы русалок и в IV действии оперы. В ариозо звучат ласковые и томные интонации, мягкостью романсовой мелодики напоминающие о Наташе из начальных сцен. Контрастна по характеру ария «Давно желанный час настал», она рисует характер властный и неукротимый. Однако самая интересная и художественно ценная сторона образа Наташи-русалки раскрыта композитором в ариозо последней картины «Тебя, князь милый, я призываю», сочиненном на народную тему «Идет коза рогатая». Повторяемость лаконичной попевки, причудливая «игра» неродственными тональностями создают впечатление какой-то колдовской силы и волшебного очарования, столь уместное в данной сценической ситуации.
Благодаря высокому мастерству и знанию человеческой натуры А.С. Даргомыжский создал яркие и запоминающиеся музыкальные образы.
Раздел 2. Опера – сказка в творчестве Н.А. Римского-Корсакова: особенности жанра.
Ведущим жанром в творчестве Н.А. Римского-Корсакова, чье наследие представляет огромную художественную ценность, стала опера. Горячо любивший русскую старину, древние народные обряды, он отдал свои силы преимущественно опере именно потому, что никакой другой музыкальный жанр не смог бы во всей своей полноте выразить все богатство русского художественного наследия. В неустанном влечении к опере проявились творческие принципы Римского-Корсакова, тяготевшего к наглядности музыкальных образов, к отображению в музыке конкретных жизненных событий. Это сказывается и в постоянном обращении к музыке с текстом: романсам, хорам, обработкам народных песен. Но именно опера с ее сценичностью дает наибольшие возможности для воплощения зримых, «осязаемых» образов.
В оперном творчестве с наибольшей полнотой раскрылись особенности стиля и художественного метода композитора. Оперными средствами композитор хотел передать прежде всего обаяние русской сказочности, своеобразие старинных русских обрядов. Это видно по жанровым подзаголовкам оперы, которыми охарактеризовал автор свои произведения. «Снегурочку» он назвал «весенней сказкой», «Ночь перед Рождеством» - «былью колядкой», «Садко» - «оперой-былиной», «Кащея бессмертного» - «осенней сказочкой». Сказочность Н.А. Римский-Корсаков понимает очень широко и обобщенно. Из пятнадцать опер, представляющих необычайное разнообразие жанровых, композиционных и стилистических решений, у него есть и собственно сказки: «Снегурочка» по пьесе А.Н. Островского, «Кащей Бессмертный», пушкинские «Сказака о царе Салтане» и «Золотой петушок». Кроме того, композитор обращается к народному эпосу в музыке «Садко»; легендам – «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»; народным преданиям и фантастике в операх «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», опере-балете «Млада». За этими названиями раскрывается яркая вереница фантастических персонажей: дочь Мороза и Весны – Снегурочка, мудрый царь Берендей, новгородский гусляр Садко, морская царевна Волхова и царевна Лебедь, лесная девушка Феврония. И у каждого своя история, своя сказка.
Новый, специфически «корсаковский» тип оперы с характерными особенностями драматургии формируется в лирико-комической “Майской ночи”, получает законченное воплощение в “Снегурочке и сохраняется в последующих произведениях. Его увлекает отстоявшийся в обычаях и ритуальных формах быт людей, тесно слитый с жизнью природы, окрашенный народными поверьями и мифологическими представлениями.
В центре внимания не только действие, но и поэтическая атмосфера, в которой оно разворачивается. Широкие обрядовые или игровые сцены на народно-песенной основе (хоровод “Просо”, Троицкая песня, русальные песни в “Майской ночи”; проводы масленицы, свадебный обряд, сцена в заповедном лесу в “Снегурочке”; колядки в “Ночи перед Рождеством”), романтически красочные картины природы, фантастические сцены (ночь на берегу пруда в “Майской ночи”; пролог, волшебные превращения леса, появление Весны из озера в “Снегурочке”; вступление “Святый вечер” в “Ночи перед Рождеством”) образуют развёрнутый фон, на котором рельефно выступает лирическая линия главных героев. Природа и быт, нереальное и реальное оттеняют и дополняют друг друга.
Н.А. Римский-Корсаков не раз говорил о своей приверженности к принципам художественного реализма, что было естественным следствием его убежденности в объективно-жизненной природе искусства. Правда человеческих характеров, жизненность сценических положений были неизменными его требованиями, причем не только в операх реального содержания, но и фантастического.
В то же время композитор предстает перед нами романтически настроенным художником, увлеченным волшебным вымыслом, поэзией сказки и легенды, таинственно-прекрасным миром природы, манящей прелестью старины, далеким и неизведанным Востоком. Громадное значение имела сила художественной фантазии композитора – способность переноситься в «иной» мир, представить себе образы и явления во всей их поэтической истинности. Отсюда волшебные представления «реальности» былинного Новгорода, мифического царства берендеев, легендарного Китежа.
Романтическое сознание наводит композитора на столкновение мечты и действительности. Но контраст реального и волшебно-природного не рождает конфликт, а синтезирует эти понятия.
Фантастическое начало свободно проникает в людской быт, человеческое – в природную стихию. Человек и силы природы – это соучастники единого бытия, поэтому возникающие противоречия в итоге разрешаются в строгой гармонии, утверждающей торжество человека, народного блага.
Помимо тем человека и природы, добра и зла, стремления к свободе и справедливости, Н.А. Римский-Корсаков испытывал тяготение к сказочному жанру, как к средству изображения политической, социальной действительности. Устойчивые фантастические мотивы и образы настолько переосмыслены, что можно говорить об их втором рождении. Переосмысления сказочных тем ведет к тому, что фантастическое начало выступает как мощное истолкование реального. Сочетание поэтической мечты и сарказма, устремленности в будущее и высмеивания настоящего позволило автору опер по-новому осмыслить сказку, как художественный жанр, обращенный к широким слоям народа.
Главное свое внимание он направлял на вечное, высокое, прекрасное в «образе» народа. Такой подход был связан с осмыслением культурно- исторической, духовной значимости народного искусства. Изображение мира народности в его поэтически возвышенных, эстетически прекрасных, словом, идеальных чертах, открыл для себя в песнях, сказках, обрядах. Влюбленность в мир народности выражала патриотическое чувство русского художника, страстное желание возвеличить народ как главного деятеля национальной жизни и культуры, носителя духовных и творческих сил нации. Все это составляет внутреннюю основу многих опер, фантастических по содержанию.
Творчество Н.А. Римского-Корсакова обнаруживает удивительную цельность внутреннего мира художника, органичность его философии и эстетики. Избранная им тема – это преклонение перед величием мира и человека, воспевание Идеала, которые для него есть Красота и Добро.

Раздел 3. Опера «Снегурочка»: история создания, особенности музыкального языка и драматургии.
Когда наша жизнь вдруг становится немного солнечнее, чем обычно, мы говорим, что проводим время «просто сказочно». Это значит, что хотя есть множество сказок с плохим концом, мир волшебных бабушкиных выдумок все-таки напоминает о детстве, о беспечальном времени, красота которого ласково манит всю жизнь. В сказках всегда красиво. Там - заповедные леса, летние луга, молочные реки, калиновы мосты. Сказка зовет прочь из города, на природу. И именно там писателям, поэтам, композиторам и художникам обычно хочется писать сказки. Так было и с Н.А.Римским-Корсаковым, который посвятил летние дни на даче в русской деревне «Снегурочке». Здесь композитор вдохновлялся красивыми, бескрайними полями, прелестными рощами, лесами, озерами, и даже исконные русские названия деревень, как, например, Канезерье, Подберезье, Копытец, Дремяч, Тетеревино, Хвошня приводили его в восторг.
В начале семидесятых годов Н.А. Римский-Корсаков познакомился со сказкой А. Н. Островского «Снегурочка». Тогда она не произвела на него большого впечатления. «В зиму 1879—1880 годов, — вспоминал композитор, — я снова прочитал «Снегурочку» и точно прозрел на ее удивительную поэтическую красоту. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна». Сочиняя оперу, композитор местами изменил пьесу, некоторые фрагменты сократил, «смягчил» сатирические сцены. Связывало драматурга и композитора увлечение народными обычаями и традиционными русскими обрядами. Н.А. Римский-Корсаков, разделял интерес А.Н. Островского к фольклору и с удовольствием перенес их в оперу.
«Снегурочка» - музыкальная «весенняя сказка» о чудесном преображении природы, которая является одной из вершин мастерства Н.А. Римского-Корсакова. Опера так полно выразила творческие и философские взгляды композитора, его отношение к искусству и жизни, при этом отличалась такой гармоничностью языка и совершенством формы.
Композитор воплотил в музыке многокрасочные картины быта берендеева царства, смену времен года, яркие образы фантастических и реальных персонажей, чуткие, согретые человеческим теплом картины природы. Н.А. Римский-Корсаков любил «Снегурочку» более всех других своих произведений, считая эту оперу самой совершенной. Здесь нашли отражение глубокие размышления художника о мудрости и неисчерпаемости природы и жизни.
Идея оперы — гармония и борьба благодетельных для человека и враждебных ему сил природы, прославление мощи природы, несущей человеку жизнь и счастье, прославление могучей силы любви, прославление искусства, выявляющего творческие силы человека — коренится в народной поэзии. В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: "земные" образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные - Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделённые и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно "оживает" под воздействием великой силы любви, ведущей её, однако, к гибели.
Центральное место оперы занимает лирическая драма Снегурочки. Ее путь одушевления, «очеловечения» определил драматургию оперы. Чудный образ главной героини - воплощение чистой и хрупкой, почти прозрачной красоты. Нежная и кроткая, она как бы олицетворяет собою устремлённость, порыв к самому прекрасному и непреходящему. Ее музыкальная характеристика сосредоточена не на активном физическом действии, а на внутренней линии переживаний. Музыкальный образ её меняется на протяжении оперы - от детской резвости и холодка до колоратурных переливов голоса, окрашенных светлым человеческим чувством в сцене таяния. Реальные девичьи черты переплетаются в нем со сказочными, лирические элементы - с эпическими, связывающими героиню оперы с миром природы. В образе Снегурочки особенно ярко раскрывается идея неодолимости любви как могучей жизненной силы, перерождающей даже холодную дочь Мороза. Изображение внутренней жизни героини дается композитором без резких контрастов, путем раскрытия отдельных устойчивых душевных состояний и отображения лишь самых важных, узловых моментов движения образа. Это определение зафиксировало характерные черты драматургии и театрального видения композитора: лирико-эпический склад мышления, сдержанность, уравновешенность общего действия, спокойное чередование эпизодов, отсутствие острых столкновений, отказ от внешнего драматизма и эффектов, сосредоточение на внутренней жизни героев.
Лирическим центром пролога и важнейшим эпизодом его первой части служат ария и ариетта Снегурочки (лирико-колоратурное сопрано), где дается первая развернутая характеристика героини оперы, экспозиция ее образа. В этих номерах композитор характеризует основные стороны образа Снегурочки: его реальные девические черты и вместе с тем волшебные, указывающие на связь Снегурочки с миром природы. Музыкальный материал арии и ариетты получит в дальнейшем очень большое развитие на протяжении всей оперы, главные темы обоих номеров относятся к числу самых важных лейтмотивов произведения. Они составляют основу характеристики Снегурочки. Кульминационным эпизодом стало преображение Снегурочки, тесное соприкосновение с миром реальности. Завершается лирическая линия предсмертной арией Снегурочки. «Сцена таяния» заслуживает особого внимания с точки зрения духовности героини, которые близки христианским этическим ценностям - любви, доброте, всепрощению, милосердию, кротости, скромности. Эти качества она пронесла через развитие всей оперы. Поэтому опорными смысловыми точками прощального монолога в сцене таяния оказываются не слова обиды, огорчения, упреков, а слова восторга, блаженства и благодарности матери «за дар любви». В заключении происходит развязка эпической оперы – примирение с силами природы, прославление Ярилы-Солнца.

Приложенные файлы


Добавить комментарий