«Методическая разработка «Старинный бабушкин сундучок»


Цели: создать условия для получения знаний младшими школьниками о казачестве, быте казаков, их традициях, танцах, песнях, о традиционном казачьем костюме, для развития интереса обучающихся к истории родного края, воспитания чувства патриотизма.
Задачи:
Образовательные:
познакомить детей с историей возникновения народного костюма казака и казачки;
познакомить детей с народным промыслом родного края.
Развивающие:
развивать творческий потенциал детей средствами фольклора и словотворчества, связанных с передачей художественных традиций, бытующих в Волгоградской области;
формировать интерес к подлинным предметам старины и способности извлекать информацию из различных источников.
Воспитывающие:
помочь осознать необходимость изучения истории своего родного края;
воспитывать гордость за героическое прошлое казаков, интерес к родным традициям и обрядам;
развивать чувство коллективного творчества.
Формы обучения:
индивидуальная;
фронтальный опрос;
групповая.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный; беседа;
Оборудование: музыкальная аппаратура, диски с подобранным музыкальным репертуаром, атрибуты для творческих заданий, казачьи  костюмы для детей, атрибуты казачьего быта для оформления зала: сундук, народный костюм казака и казачки, пуховый платок, мультимедийный проектор, медиа-презентация.
Оформление: Зал украшен поделками и предметами быта в казачьем стиле (русская печь, стол, самовар, лавки, прялка и т. д.). На видном месте располагается большой сундук с замком. В нем лежат народные костюмы казака и казачки, пуховый платок.
Предварительная работа: посещение краеведческого музея Дьяконовского СДК, сельской библиотеки, встречи со старожилами поселения, подготовка индивидуальных сообщений учащимися о предметах казачьего быта и одежды, привлечение родительницы для исполнения роли бабашки Глаши.
Данное мероприятие является итоговым и проходит в форме праздника на занятиях кружка ИЗО, в разделе декоративно – прикладное искусство. Оно рассчитано на обучающихся 1- 4 классов. Время, отведённое на проведения праздника, - 1 час.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит фонограмма песни «Гимн Войска Донского» )Ведущая.
Край ты мой казачий,
Степи да луга.
Слышится, как плачет
В поле иволга.
Где-то с переливом
Прокричал петух.
За Хопром разливным
Костерок потух.
Трелью, заливаясь
В гущине ветвей,
Милую ласкает
В роще соловей.
Опустивши рыло
И поджав бока,
Рыжая кобыла
Кормит стригунка.
Проскакал игриво
Коник вороной.
До чего ж красивыйКрай Хопёрский мой!
- Здравствуйте, ребята! Сейчас вы услышали стихотворение нашего земляка Виктора Григорьевича Гранатова «Край хопёрский мой». Как вы думаете, чему посвящены строки его произведения? (Ответы детей: нашей малой родине - хопёрскому краю).
Ведущая:
- Правильно, хопёрский край – наша малая родина. Край наш удивительный и неповторимый. На берегах реки Хопёр издавна жили казаки. Веками складывалась культура нашего народа. Мы – потомки, должны знать и продолжать традиции своих предков. Давайте вместе послушаем в исполнении детского казачьего хора нашего хутора песню «Хутор мой казачий», которую написал наш земля Геннадий Рогожин. (Выступление хора)
- Ребята, а теперь давайте поговорим о том, как жили наши предки-казаки. Посмотрите, в центре нашей хаты стоит предмет. Кто знает, как он называется? (Ответы детей: сундук).
-Молодцы! Правильно, это сундук. На нём висит большой замок. Без помощи нам его не открыть. А поможет нам его открыть бабушка Глаша. Она - хранительница этого предмета.
(Входит бабушка Глаша, девочка и мальчик в казачьих костюмах).
Бабушка Глаша:
- Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу. Познакомьтесь - это мои внучата Маша и Ваня. Они мои помощники. (Маша и Ваня здороваются с ребятами, сидящими в зале).
Ведущая:
- Бабушка Глаша, какой у вас сундук старый, да под замком! Видно, много в нем добра.
Бабушка Глаша:
- Старый, верно, ему уже много лет. В домах казаков всегда стояли сундуки. Чем больше сундуков, тем больше достаток хозяев. Сундук был обязательной частью приданого невесты и хранилищем ее одежды и украшений. А еще в домах казаков стояли рундуки. Это ящики с полками без дверей и стекол, приделанные к стене. В них хранили разное добро. Слайд №1
А этот сундук дорог тем, что достался он мне от моей бабушки. И хранятся в нём не золото, не жемчуга.
Ведущая:
- А что же?
Бабушка Глаша:
- Хотите узнать? (Ответы детей: да).
- Все покажу. Только плату возьму за это.
Ведущая: - А чем платить за поглядки?
Бабушка Глаша:
- Плата небольшая, кто споёт, кто спляшет, кто творчество своё проявит - вот и вся плата.
- А кто мне поможет открыть сундук? (Желающий ребёнок помогает открыть замок сундука и открывает крышку).
Бабушка Глаша:
- Молодец, вынимай моё богатство. (Ребёнок достаёт женский костюм).
Ведущая:
- Какой красивый костюм!
Бабушка Глаша:
- Это не постой костюм, а праздничный. Его надевала еще моя бабушка по большим праздникам. Маша, расскажи ребятам об одежде казачек.
Маша:
- Своеобразный облик женского донского костюма складывался веками. В нем отразились особенности жизни казаков и органично слились традиции разных народов. В конце 18 - начале 19 веков на Нижнем Дону основную часть костюма составляло цветное платье - так называемый кубелек.
Слайд №2
К началу 20 века преобладающим на Дону стал комплект женской одежды, состоящий из юбки и кофты, который называли «парочка». Кофта была с оборкой «басочкой», воротник стойка, рукав длинный. Юбки шили пышными, мелко собранными у пояса. Украшалась она кружевами, оборками. Нижняя юбка «спидница» - обязательная принадлежность женского костюма. Рукава, воротник, подол украшали вышивкой или отделкой из красного ситца. У девушек вместо платков – ленты в волосах. Головной убор замужних женщин – шлычка (колпачок). Слайд №3,4
Ведущая:
- Маша, спасибо за интересный рассказ.
Бабушка Глаша:
- Ваня, давай доставай следующий предмет из нашего сундука. (Ваня достаёт костюм казака - воина).
Ваня:
- Ребята, а это военная форма моего прадеда. Обмундирование казака состояло из гимнастерки, мундира, шаровар, сапог, шинели, фуражки, башлыка, папахи, пояса. Введение формы коренным образом изменило быт казаков. Только при выполнении грязной домашней работы они надевали широкие штаны, рубахи, зипуны. Все остальное время они носили форму. В ней казаки ходили даже в церковь. Слайд №5
Ведущая:
- Ребята, посмотрите на предметы, принесенные из нашего сельского краеведческого музея. Это казачьи атрибуты, о них вам расскажут ребята.
Ученик 1.
- Шашка — холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) — большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.
Ученик 2.
- Нагайка — короткая конская плеть — оружие. Нагайка использовалась как оружие в схватке и для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.
Ученик 3.
- Погоны — часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.
Ученик 4.
- Лампасы — часть казачьей одежды, полосы контрастного цвета на брюках, входящих в комплект повседневного и парадного военного обмундирования, казачий лампас, в отличие от других (регулярных) частей русской, а также иностранных армий, прежде всего является символом вольности, сословной принадлежности; лампасы — неотъемлемая часть формы казака, даже в мирное время.
Ведущая:
- Сколько нового рассказали вам участники нашего праздника. Умели казаки работать, воевать, умели они и веселиться. Казачий танец всегда был украшением любого праздника. Давайте вместе посмотрим казачий танец.
(Танцевальная группа исполняет казачий танец «Казачка»).
Бабушка Глаша:
- Спасибо, ребятушки, за красивый танец.
Маша:
- Бабушка, смотри, в твоём сундуке я нашла красивый пуховый платок.
Бабушка Глаша:
- Моя бабушка была искусная мастерица. Вязала носки, шали, платки.
- Урюпинск основан донскими казаками с 1618года. И все это время технология производства пуховязания передавалась и улучшалась из поколения в поколение. Умелое сочетание казачьих традиций, любовь к животным, кропотливый ручной труд рождают пуховые изделия удивительной красоты. Пуховязание для многих жителей нашего края является не только увлечением, но и источником семейного дохода. За это благодарные жители и поставили в центре города памятник «Козе» и скульптурную композицию «Рукодельницы». Пуховый базар в Урюпинске самый крупный в РФ. Ведь еще из покон века съезжались купцы из разных уголков России на Покровскую ярмарку, чтобы продать свой товар и обязательно закупить пуховых подарков для своих жен, дочерей и невест. Слайд № 6,7,8,9
Ведущая:
- Бабушка Глаша, ребята, готовясь к празднику, тоже принесли пуховые вещи, связанные их бабушками и мамами. Давайте их рассмотрим и послушаем песню в исполнении вокальной группы песню «Ярмарка». ( Выставка изделий из пуха)
Бабушка Глаша:
- Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить творческое задание. Для этого вы должны объединиться в группы. (Дети делятся на три творческие группы).
- Молодцы, выполнять моё задание сообща будет интереснее. А теперь слушайте внимательно. Вы получите листы с изображением казачьих костюмов. Вы должны будете фломастерами раскрасить недостающие детали. Первая группа ребят будут украшать вышивкой женский костюм (Приложение 2). Вторая группа - костюм казака (Приложение 1). А третья группа украсит праздничный платок казачки (Приложение3).
(После выполнения творческого задания дети рассказывают о проделанной работе).
Бабушка Глаша:
- Ребятки, порадовали вы бабушку Глашу. Правильно выполнили свои задания, проявили творчество и смекалку. А этими качествами всегда обладали настоящие казаки и казачки.
Маша:
- Бабушка, я и Ваня хотим проверить, что ребята запомнили из нашего рассказа.
Ваня:
- Ребята, слушайте внимательно и ответьте на наши вопросы.
(Ваня и Маша задают вопросы).
Вопрос 1.
- В чем казачки хранили своё приданное?
Вопрос 2.
- Как назывались костюмы казачек конца 18 начало 20 веков?
Вопрос 3.
- Из чего состоял костюм казака – воина?
Вопрос 4.
- Назовитеи атрибуты казака – воина?
Вопрос 5.
- Каким промыслом славится наш казачий край?
Бабушка Глаша:
- Ребятки, я вижу вы внималельно слушали наш рассказ, правильно отвечали на вопросы моих внучат. Я думаю, что обычии и традиции нашего казачего края, наших предков вы будете продолжать чтить. Пришло время закрыть сундук и попрощаться с вами. Пусть у каждого из вас будет свой сундучок, в котором храните не только дорогие для вас вещи, но и доброту души своей. Копите любовь к земле, на которой живете, пуще глаза берегите любовь свою к матери, отцу, сестре, брату, жениху, невесте. Если будет среди вас лад, будет вам всем и  клад. Дом, земля наша любовью богата и трудом.
Ведущая:
- Бабушка Глаша, Ваня и Маша, я и ребята благодарим вас за интересный рассказ о жизни казаков. В благодарность за это они прготовили для вас песню.
(Ребята исполняют казачью песню «Алая зоря». Автор песни: Геннадий Рогожин). Ведущая:
- Ребята, сегодня вы узнали много интересного и нового о своем казачьем крае, об обычаях и традициях, вам их продолжать, в ваших руках история и будущее нашего края. Ведь без прошлого нет настоящего, почитай старших, цените свою семью, любите родину. Наш праздник я хочу закончить строчками из стихотворения Сергея Бехтеева
Любите, дети, старину
С ее былинными веками,
С ее столетними церквами,
К величью ведшую страну,
Любите, дети, старину!..
Любите, дети, Отчий Дом,
И нежность материнской ласки,
Любите бабушкины сказки,
В кругу внучаток вечерком,
У печки с ярким огоньком…
Любите Русь – Святынь оплот,
Мир кроткой кельи монастырской;
Дух мощной рати богатырской,
Нас всех хранящий от невзгод…
Любите, дети, свой народ!
Ведущая:
-До свидания! До новых встреч!

Литература
Книги.
Чтобы свеча не угасла…Откуда есть пошла земля урюпинская. Издательство «Панорама», Волгоград, 2006,с.136
Рогожин С79 Хутора и станицы. Сборник песен. Первая часть-2009-88 с. Урюпинск.
Тропинка к дому: Поэзия и проза хоперских казаков. – Волгоград: Комтет по печати, 1995.
ГОЛГОФА
Поэзия и проза хопёрских казаков. Приложение к газете «Хопёрский вестник», 1992 г
Интернет ресурсы.
- Сундук с элементами ковки, Мос…Сундук с элементами ковки.http://smito.ru/c335-546326.ht…-http://copypast.ru/2009/10/22/starinnye_sunduki_28_foto.html
-festival.1september.ru/articles/511401/pril1.pptfestival.1september.ru/articles/511401/pril1.ppthttp://forum.kazakia.info/viewtopic.php?p=7173ru.wikipedia.org›Википедия›Донские_казакиhttp://vkmonline.com/minusovki/minusfile/42863-http://urupinsk.org/photo/2-0-6
http://www.chitalnya.ru/work/53544/
http://www.liveinternet.
Уголки России: Полный Урюпинскhttp://kozapuh.blog.ru/104646835.html
http://semyarossii.ru/component/k2/item/510http://www.avs75.ru/Behteev-2.htmlПриложение 1.
-38100170180
Приложение 2.
574675170180
Приложение 3.
-15240-2338070

Приложенные файлы


Добавить комментарий