Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста


Картотека дидактических игр для развития экологических представлений детей дошкольного возраста
Дидактическая игра «Волшебный цветок»
Цель: Закрепить знания детей о значении растений в жизни человека; развивать навыки чтения готовых символов, воспитывать у ребенка потребность в заботе о растениях и о своем здоровье.
Материал: Вырезанные из бумаги лепестки ромашки, на каждом из которых нарисован символ-шифр; кубик.
Правила игры: Ребенку предлагается прочитать выбрать лепесток с символами значений растений в жизни человека (№ 1 – очищение воздуха, № 2 – определение времени, № 3 – предсказание погоды, № 4 – украшение окружающего мира, № 5 – создание настроения, № 6 – применение как лекарства); из игры выбывает тот, кто не сумеет расшифровать символ на лепестке.
Вариант:У каждого игрока свой «цветок». Ведущий загадывает загадки по символам. Ребенок отгадывает и выкладывает лепестки. Побеждает тот, кто выполнил задание правильно и быстро.
Дидактическая игра «Березка»
Цель:Учить детей устанавливать причинно-следственные связи и взаимозависимость явлений природы.
Материал: Круг диаметром 80 см на подставке. В центре круга с одной стороны - изображение веселой березки, с другой стороны - изображение грустной березки. 10 съемных деталей-символов с рисунками «друзей» березки: птичка, солнце, гриб, чистая вода, дождевой червь, божья коровка и ее личинки, почва, умеренный ветер, ребенок, поливающий березка. 10 деталей-символов «вредителей» березки: личинка майского жука, тля, гусеница, загрязненная почва, ураган, жгучее солнце, гриб-губа, жук-листоед, грязная вода (загрязненная отходами производств), ребенок, ломающий веточки дерева.
Правила игры: предлагаем ребенку выбрать деталь-символ, соотнести с «веселой» или «грустной» березкой, объяснить, как это влияет на березку и почему. Пример: «Это птичка, ее надо поместить рядом с веселой березкой, потому, что птичка поедает насекомых-вредителей, живущих в коре и под корой березки».«Личинка майского жука. Ее надо поместить рядом с грустной березкой, потому что, личинка живет в почве и кормится корнями деревьев. От этого деревья чахнут и погибают».

Дидактическая игра «Волшебный круг»
Цель: Познакомить детей с многообразием взаимосвязей в экосистеме.Материал:Игровое поле состоит из двух кругов (диаметр 20 и 30 см). По окружности большого круга расположены коробочки, наполненные природным материалом (шишки, камешки, перья, ягоды, модели солнца, воды, воздуха, мелкие картинки объектов природы). Набор картинок: лес, водоем, поле в разные времена года; животные.
Правила игры:
Водящий выбирает картинку, которую размещает в центре верхнего круга и крутит стрелку. Дети поочередно открывают коробочки, на которые указывает стрелка, называют предмет, находящийся в них и объясняют взаимосвязь между данным предметом и картинкой в центре верхнего круга. Выигрывает ребенок, установивший большее количество взаимосвязей.
Дидактическая игра «Картина природы»
Цель: Расширить знания детей о живой природе, средах обитания живых организмов (вода, земля, воздух).
Материал:Объемная четырехгранная пирамида с изображением воды, земли, воздуха; съемные значки с картинками животных, растений, птиц, рыб, насекомых.
Правила игры: Предлагаем детям рассмотреть грани пирамиды и рассказать, какая это среда обитания. Выбрать среди значков картинки живых существ, обитающих в каждой конкретной среде, разместить их на соответствующих гранях пирамиды и объяснить свой выбор. Пример: «Это море. В море живут рыбы, морские млекопитающие, рачки, разные водоросли. Я выберу картинку с изображением дельфинов, поселю их в море, потому что это морские млекопитающие».
Дидактическая игра «Чудо-дерево».
Цель: Закрепить знания детей об отличительных признаках растений, их составляющих частях.Материал: Игровое поле состоит их десяти коробочек, соединенных на одной плоскости. В коробочках - береста, желуди, ягоды рябины, еловые и сосновые шишки, спил дерева, листья, мох, иголки ели и сосны. Каждая коробочка закрывается крышечкой с цифрами от одного до шести.
Правила игры:
Дети по очереди достают цифры из «мешочка», открывают соответствующую коробочку и угадывают растение по его части, объясняют функциональное значение данной части для всего растения. За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого к концу игры больше фишек.
Дидактическая игра «Лесные жители»
Цель: Учить различать и называть характерные особенности диких животных, устанавливать связи между средой обитания и образом жизни и внешним видом животных.Материал: Картинки: животных, «домиков», детенышей, продуктов питания животных.
Правила игры:
Ребенку предлагаются картинки с изображением животных.Назови животных. Где они живут? Выбери и опиши животного по схеме.Найди каждому животному детеныша. Чья семейка гуляет на поляне? (медвежья, волчья…)Подбери животным их домики. Кто где живет? Чем питаются животные? Выбери картинки. Дидактическая игра «Птицы в природе»
Цель: Формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей в природе.Развивать умение устанавливать последовательную зависимость, состоящую из нескольких звеньев (экологическая пирамида).
Материал: Макет дерева с изображением птиц. Кубики с картинками: земля, вода, солнце, воздух, деревьев разных пород, корм для птиц, птицы разных видов. Опорные картинки: будка дерево, кора, пень, клетка, озеро, червяк, лягушка, шишка, мышка, рыбка, земля, вода, солнце, воздух.Правила игры:
Выберите любую из птиц на картинке или предложите это сделать ребенку. Задайте вопросы: Что это за птица? Где живет?( Предлагаются соответствующие опорные картинки).Найдите кубики с изображением деревьев. • Что нужно дереву, чтобы оно росло? (Земля, вода, солнце).• Найдите кубики с изображением земли, воды, солнца. Определите их место в экологической пирамиде. (Дети находят соответствующие кубики и ставят их в основании пирамиды под кубиками с изображением деревьев).• Чем питается птица? (Предлагаются соответствующие опорные картинки)• Где находит себе корм? В результате должна получиться пирамида, которая выстраивается в соответствии с этажами природы. Как вы думаете, что случится с птицей, если исчезнет вода? (земля, солнце, воздух).
8. Дидактическая игра «Вершки – корешки».
Цель: учить детей составлять целое из частей.
Материалы: два обруча, картинки овощей.
Правила игры: Вариант 1. Берется два обруча: красный, синий. Кладут их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч красный надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч синего цвета – те, у который используются вершки.
Ребенок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладет его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ  именно сюда. (в области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки: лук, петрушка и т.д.
Вариант 2. На столе лежат вершки и корешки растений – овощей. Дети делятся на две группы: вершки и корешки. Дети первой группы берут вершки, вторая – корешки. По сигналу все бегают врассыпную. На сигнал « Раз, два, три – свою пару найди!»
9. Дидактическая игра «Кто дружит с деревом?»
Цель:Закрепить представления о том, что лес – это сообщество растений и животных, которые живут рядом и зависят друг от друга.
Материал:Панно с изображением леса. Карточки с картинками животных, птиц, насекомых. Кубик с кружками красного, зеленого, синего и желтого цветов или мешочек с разноцветными пуговицами.
Правила игры:
На столе стоит панно и разложены карточки с картинками. Дети поочереди бросают кубик. Если выпадает сторона кубика с зеленым кружком, ребенок берет карточку с изображением любого животного, размещает ее на панно и рассказывает почему это животное дружит с деревом.Например:Это белка. Она живет на дереве в дупле, иногда сама строит гнездо. Ещё белка собирает еловые и сосновые шишки, на ветках развешивает грибы – делает запасы на зиму. Если выпадает синий цвет – выбирает птицу; красный цвет – насекомое; желтый – птицу, насекомое, животное, которые не живут в лесу и мотивирует свой выбор.
10. Дидактическая игра «Экотаблицы»
Цель: Систематизировать знания о животном мире. Формировать умение пользоваться графическими символами. Развивать логическое, образное мышление.
Материалы:
Таблицы с графическими символами;
Предметные картинки с изображением представителей животного мира.
Правила игры:1. Ребенок выбирает таблицу с графическими символами и объясняет, какое животное зашифровано. 2. С помощью таблицы составляет последовательный рассказ о животном.

Приложенные файлы


Добавить комментарий