Конспект урока МХК Творчество Андрея Рублёва и Дионисия

МХК 9 урок Творчество Андрея Рублева и Дионисия
(слайд 1 + щелчок)
«О вещая душа моя!
О сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия»

Эти слова Тютчева в основном отражают суть творений русских иконописцев XV в. Их произведения удивительно способствуют возвышению человеческого духа к миру высшей реальности, где царят красота и безграничная божественная любовь.XV в. по праву считается (щелчок) «золотым веком» русской иконы, его вершинные творения озарены светом великой «Троицы» (щелчок) Андрея Рублева, работами Дионисия.

В творчестве(слайд 2 ) Андрея Рублева ярче, чем у его современников, запечатлен новый этический идеал эпохи объединения русских земель вокруг Москвы. Этот идеал озарен светом представлений о высших человеческих ценностях стремлении к добру и согласию.

Отразить внутреннюю безграничность души как отблеск вечной небесной гармонии вот в чем видел художник свое истинное предназначение. Поэтому доминантой его творчества становится воплощение образов Божественной любви.

Имя художника овеяно славой и легендами. Точная дата его рождения не известна. Ученые полагают, что появился на свет мастер Андрей, скорее всего, около(щелчок) 1360 г. Следовательно, он был современником русских людей, которые одержали великую победу на поле Куликовом.

Источником знаний о жизни и творчестве художника являются прежде всего летописи. Впервые летописец упоминает «чернеца Андрея Рублева» в 1405 г. в связи с очень важным событием в религиозной и художественной жизни Древней Руси росписью(слайд 3 ) Благовещенского собора Московского Кремля. К этому времени он был хорошо известен как искусный иконописец. Выше говорилось, что в 90-е гг. XIV в. в Москве работал прославленный пришелец из Византии, художник Феофан Грек. Его творчество олицетворяло расцвет живописи в эпоху Предвозрождения.

Считал ли Андрей Рублев патриарха иконописи своим учителем? Пожалуй, здесь нельзя дать однозначный ответ. Мастер Андрей принадлежал ко второму, более молодому поколению московских живописцев. Он, безусловно, ценил экспрессию, психологизм, динамичность образов своего великого предшественника, однако в своем творчестве утверждал все же иные, глубоко национальные художественные идеалы, вступая тем самым в незримый творческий спор с Феофаном Греком.

В 1405 г. вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Андрей Рублев принял участие в создании первого русского иконостаса (щелчок) Благовещенского собора в Кремле. Непросто определить авторство Андрея Рублева в совместном творчестве. И все же явственно проступает различие между работами византийского мастера и русских иконописцев. Вероятнее всего, Рублеву принадлежал праздничный ярус с иконами (щелчок) «Рождество Христово», (щелчок) «Крещение», «Воскрешение Лазаря» и (щелчок) «Преображение». В этих иконах обращает на себя внимание удивительное чувство ритма в расположении живых и стройных фигур. В отличие от новгородских икон, у Рублева преобладают нежные и легкие краски, придающие евангельским сценам исключительное очарование.

Совершенно по-другому относился Андрей Рублев к искусству(слайд 4 )
мастера Даниила, прозванного Черным. Есть достоверное свидетельство древнерусского писателя Иосифа Волоцкого, что Рублев был учеником Даниила и какое-то время работал в его мастерской.

В 1408 г., как сообщает московская Троицкая летопись, Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным«начаша подписывати» (щелчок) Успенский собор во Владимире. В созданных здесь фресках(щелчок) проявляется мастерство зрелого художника. Главное внимание Рублев сосредоточил на человечности переживаний, (щелчок) внутренней гармонии, душевном благородстве и сердечной доброте. (щелчок)

Мастерство художника нашло выражение ив изяществе пропорций, четкости контуров, (щелчок) соразмерности движения и покоя. (щелчок) Замечателен образ трубящего ангела, (слайд 5 )
возвещающего близость СтрашногоСуда. Его изящная, легкая фигура невесомо парит в пространстве. Руку художника выдает и тонкий колорит, созданный смешением тонов.

Из работ Андрея Рублева и Даниила Черного во владимирском Успенском соборе до нас также дошли иконы деисусного чина иконостаса, составлявшие единый ансамбль с фресками. (После реставрации эти иконы вошли в собрания Третьяковской галереи в Москве(щелчок) и Русского музея в Санкт-Петербурге. (щелчок))

Идейный замысел композиции был связан с темой Страшного Суда и выражал мысль о заступничестве и молении святых «за род человеческий» перед Спасом. Эта идея была воплощена в иконах с особой проникновенностью и мастерством.

(слайд 6 )
На центральной иконе «Спас в Силах» изображен восседающий на престоле Иисус Христос с раскрытым текстом Евангелия. Художнику в полной мере удалось передать глубину и возвышенное благородство образа. Величавый облик Спаса в соединении с душевной отзывчивостью позволяют увидеть в нем национальный идеал, в котором выражены народные представления о справедливости и святости веры. Чистые, мягко звучащие тона иконы, ее торжественный и четкий ритм свидетельствуют о высоком мастерстве художника.

Сегодня многие росписи, созданные совместным трудом двух художников, рождают трудности в определении автора Рублева. Сами же мастера об этом мало заботились. В 1425 г. на Руси разразился страшный мор и голод, длившийся несколько лет. Однако Андрей и Даниил не оставили начатого важного дела в то время они были заняты росписью. Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Умерли они почти одновременно, в 1427 г., едва окончив работу1.

Не секрет, что биографию Андрея Рублева одного из самых одухотворенных творцов русского искусства современные ученые собрали буквально по крупицам.
Известно, например, что иноческая жизнь молодого художника протекала в двух прославленных центрах русского православия. Сначала в Троице-Сергиевой обители, где были сильные духовные традиции, установленные преподобным Сергием Радонежским.
Затем Андрей Рублев вместе со своим другом и соратником по работе Даниилом Черным перебрался в Андроников монастырь. Эта обитель была известна как средоточие книжности и учености. Основал монастырь писатель-агиограф, митрополит всея Руси Киприан.

Вершиной художественного творчества Андрея Рублева является знаменитая «Троица» (слайд 7 ) (1425 1427), выразившая идеалы Добра и Справедливости, Любви и Согласия.
«Старые источники указывают, что Рублев написал икону Троицы в похвалу Сергию Радонежскому. (щелчок)
Иначе говоря, икона была создана в память того человека, который всю свою жизнь призывал к прекращению подтачивавших силы Руси братоубийственных феодальных распрей, который принимал активное участие в идейной подготовке Куликовской битвы, который проповедовал дружбу и любовь к ближнему, который всегда был склонен протянуть руку помощи маленьким людям. Действительность лишь частично оправдала надежды Сергия.

Несмотря на то что Московское княжество встало на путь быстрого подъема и близился час освобождения от татарского ига, жизнь продолжала оставаться трудной, полной опасностей, необеспеченной... Не утихали княжеские междоусобия, мор и голод.
"Насилие со стороны сильных, хитрость, коварство со стороны слабых, недоверчивость, ослабление всех общественных уз среди всех", вот черты, господствовавшие, по мнению СМ. Соловьева, в русской жизни того времени.

В этих условиях личность Сергия приобретала совсем особое значение. Он обладал неотразимым моральным авторитетом, с ним связывались мечты о национальном раскрепощении и социальном мире. В представлении людей XV в. Сергий был не только великим "сердцеведом", но и великим человеколюбцем. Вот почему в икону, написанную в его память, Андрей Рублев вложил идею мира, идею гармонического согласия трех душ.

Для него ангелы, символизировавшие триединое божество, были живым напоминанием о заветах Сергия. Здесь оказалась воплощенной, в совершенных художественных формах, страстная мечта лучших русских людей о том социальном мире и согласии, которые они тщетно искали в современной им действительности и которые были неосуществимы в тогдашних исторических условиях. И как раз потому, что мечта эта была чистой, благородной и высокочеловечной, она приобрела такую широту звучания» (Лазарев В.Н. Русская средневековая живопись. М., 1970. С. 296).

Икона была написана мастером Андреем для большого иконостаса Троицкого собора Сергиева монастыря в память о святом Сергии1. На ней изображены три ангела, являющие единую Святую Троицу.

Этот символ христианской веры не стоит пытаться объяснить с помощью «людской логики». Чтобы постичь смысл рублевского творения, гораздо важнее проникнуться высоким чувством соприкосновения со святостью, принять Святую Троицу как знак любви, соединяющий Бога и человека, вечное и земное, душ и душу.
Изображая триединую сущность Бога, не имеющего ни начала ни конца, мастер Андрей не пошел по пути своих предшественников, в подробностях бытописующих ветхозаветный сюжет.

В иконе Рублева отсутствуют Аврам и Сарра. Это сделано сознательно: художника влекла религиозная, вневременная суть сюжета, но не его бытовые подробности. Очевидно, что высокое творческое озарение пришло к Рублеву, когда он «увидел» внутренним «духовным зрением» композицию иконы, в центре которой ее важный символ евхаристическая чаша.

Евхаристия... Это таинство и одновременно символ искупительной жертвы: Бог Отец послал своего Сына принять смерть на кресте во имя спасения душ человеческих. В евхаристическую чашу Андрей Рублев поместил голову тельца еще один символ. В новозаветной практике телец рассматривается как образ Иисуса Христа.
На иконе жертвенную чащу благословляют левый и средний ангелы. Тем самым Бог Отец призывает Сына смириться и пойти на жертву. Бог Сын кротко выражает согласие с волей Бога Отца.

Третий ангел не принимает участия в этой неслышной беседе, он присутствует здесь как образ вечной жизни, дарованной людям «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». «Среди мятущихся обстоятельств времени, среди раздоров, междоусобных распрей, всеобщего одичания и татарских набегов, среди этого глубокого безмирия, растлившего Русь, открылся духовному взору бесконечный, невозмутимый, нерушимый мир, "свышни мир" горнего мира.

Вражде и ненависти, царящим в мире дольнем, противопоставлялись взаимная любовь, струящаяся в вечном согласии, в вечной безмолвной беседе, в вечном единстве сфер горних... эту невыразимую грацию взаимных склонений, эту премирную тишину безглагольности, эту бесконечную друг пред другом покорность мы считаем творческим содержанием Троицы.

Человеческая культура, представленная палатами, мир жизни деревом и земля скалою, все мало и ничтожно пред этим общением неиссякаемой бесконечной любви: все лишь около нея и для ня, ибо она своею глоубизною, музыкою своей красоты, своим пребыванием выше пола, выше возраста, выше всех земных определений и разделений есть само небо, есть сама безусловная реальность, есть то истинно лучшее, что выше всего сущего.

Андрей Рублев воплотил столь и кристально-твердое и непоколебимо-верное видение мира»1, так размышлял о «Троице» известный ученый-богослов.

Композиция «Троицы» заключена в круг (или овал), который образуют фигуры ангелов. Мир вечности, тишины, покоя передан с помощью мягких, округлых линий в очертаниях голов, плеч, рук, в изгибах крыльев, в силуэте наклоненного тонкого деревца и горки.

Краски иконы словно пронизаны вечным божественным светом, символом которого является золото. Золотистые крылья подчеркиваются мягкой лазурью прекрасным рублевским «голубцом».

Такие же мягкие сочетания колорита составляют золотой фон, зеленовато-желтая горка, зеленовато-оливковое дерево, бледно-зеленый «позем» (земля). В центре иконы художник выделил насыщенное темно-вишневое пятно в одеянии центрального ангела и оттенил его сияющим «голубцом». «Сколько творческого дерзания требовалось для того, чтобы похитить кусок небесной лазури»1, отметил один из знатоков древнерусской живописи.

Другой исследователь сравнивал краски «Троицы» с цветовой гаммой созревающей нивы, где синеют головки васильков. И все же думается, что линии и колорит этого совершенного творения были заимствованы Рублевым не у природы, а в сфере иных, идеальных представлений о высшем Божием обетовании, где царит вечный свет, красота и гармония.

«Троица» относится к числу произведений, рассчитанных на длительное и неспешное созерцание, раздумье, на тихую молитву. Художник проявил себя как тонкий психолог, прекрасно чувствующий неписаные «законы» восприятия живописи.

В поздний период творчества (14081427) Андрей Рублев вместе с Даниилом Черным, кроме иконостаса и фрески Успенского собора во Владимире, создали фрески в соборе(слайд 8 +3(щелчока ) Успения Звенигорода и храме Рождества (слайд 9+2(щелчока )
богородицы Саввино-Сторожевского монастыря, иконостас и фрески Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. (слайд 10+(щелчок) Андроников монастырь(слайд 11 +(щелчок )
Возможно, мастер Андрей расписал собор Симонова монастыря. (слайд 12 +(щелчок)
Немало им было создано и икон, в каждой из которых, виден удивительный и неповторимый почерк художника.
Иконы Андрея Рублева уже в XV в. ценились буквально на вес золота. За ними охотились собиратели и почитатели рублевского таланта.

(слайд 13 )Монастыри и церкви гордились работами, считавшимися рублевскими, упоминали их во всех описях икон, находившихся в иконостасах и ризницах. В XIX в. ценность любой коллекции, от монастырской до частной, определялась тем, что в ее собрании хранились иконы Рублева или его учеников. Последователей же у великого мастера было много во все времена. (щелчок)
Еще в 1551 г. в постановлениях Стоглавого собора было сказано о том, что иконы писать следует «с древних образов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев». (щелчок)

Чем же отличается живопись Рублева от работ других мастеров?
При обращении к Андрею Рублеву духовность становится первым «ключевым» словом, вне которого невозможно понять, в чем же заключается притягательная сила его искусства искусства на все времена. Второе «ключевое» слово благодать. (щелчок) Иконы Рублева пронизаны благодатным божественным светом. Каждый рублевский образ совершенная гармония где соединились любовь и красота, духовная возвышенность и простота, которую в искусстве достигают лишь гении. (щелчок)


(слайд 14 )Достойным преемником Рублева во второй половине XV столетия стал Дионисий. Правда, преемственность эта была особой и жизнь в ту эпоху, когда творил Дионисий, была совершенно иной.

Великокняжеский двор в период правления Ивана III поражал аскетичную средневековую Русь стремлением к парадной пышности. Зодчество, иконопись, музыка призваны были украшать жизнь кремлевских правителей, прославлять величие молодой московской государственности.

Поэтому в работах Дионисия мы не найдем ни трагической экспрессии Феофана Грека, ни глубины философских обобщений Андрея Рублева. Искусство Дионисия иной образный мир, исполненный изящества, радостного ликования и света. Для художника характерна классическая неторопливость повествования, ясность видения сюжета. Чистота линий и мерность ритма позволяют вспомнить «рублевские интонации» и вновь поразмышлять об удивительной взаимосвязи иконописи и музыки.

О Дионисии мы знаем столь же мало, сколь и о других его собратьях по профессии. Известно, что родился он уже после смерти Андрея Рублева и Даниила Черного, (щелчок) в 40-х годах XV в. Монахом не был, имел семью. Работал вместе со своими сыновьями, Владимиром и Феодосием, тоже профессиональными живописцами. Умер художник после 1502 г. (позднее его имя не упоминается в летописях).

Ранний период творчества Дионисия приходится на 6070-е годы XV в., когда он работал в (слайд 15 )Пафнутьево-Боровском монастыре. К сожалению, росписи эти до нас не дошли. Однако можно предположить, что именно они принесли молодому мастеру известность. Во всяком случае, в 80-е годы его приглашают в Москву и поручают выполнить ряд важных заказов. Летопись сообщает, что в 1481 г. Дионисий расписал большой многоярусный иконостас (щелчок) московского Успенского собора. Эта работа тоже не сохранилась.

Первые дошедшие до нас произведения Дионисия фрески алтарной части (слайд 16 +(щелчок )Успенского собора Московского Кремля. Многие исследователи приписывают кисти Дионисия фреску(щелчок) «Поклонение волхвов», что расположена в Похвальском приделе храма.

Однако не московские работы сделали имя мастера всемирно известным. Местом паломничества сегодня стали северные земли, где расположен (слайд 17 )
Ферапонтов монастырь и где в храме Рождества Богородицы сохранились бесценные фрески, созданные Дионисием в 15021503 гг. Расписывать храм, прославляющий покровительницу русской земли, большая честь для любого художника. Дионисий, работая вместе «со своими чады», блестяще справился с этой сложной задачей. (щелчок)

Общая композиция росписей отличается размеренной сдержанностью ритма, стройностью и гармоничностью. (щелчок) Некоторая украшенность и декоративность образов здесь вполне уместна мастер воплотил настроение праздничного ликования вселенского масштаба! (щелчок)

Когда утром и вечером солнце пробивается в узкие окна храма, то фрески Дионисия вспыхивают янтарным светом радостно и торжественно. (щелчок) Кажется, что еще миг и этот гимн в красках зазвучит победным песнопением(щелчок)! И это не случайные ассоциации: значительная часть сюжетов фресок связана с распевами в честь Пресвятой Богородицы. (щелчок)

В трех больших люнетах центральной части храма представлены крупные композиции, имеющие важное смысловое значение. (щелчок) На южном люнете «Собор Пресвятой Богородицы», фреска во славу Той, что родила Христа!. С восточной стороны находится фреска(щелчок) «Покров Богородицы» На северном люнете композиция(щелчок) «О Тебе радуется», прославляющая Царицу мира славословие в честь Небесной заступницы рода человеческого.

Среди центральных фресок выделяются «Богоматерь с младенцем на троне» и самая «музыкальная» композиция «О Тебе радуется».

Она выполнена под впечатлением известного гимна, созданного византийским богословом, поэтом и музыкантом Иоанном Дамаскиным. (щелчок) Образы фрески изысканно грациозны; здесь и небесные силы (ангельский собор), и предстоящие люди (род человеческий). В центре росписи Богородица, восседающая с младенцем на престоле. Все присутствующие торжественно славят Богоматерь знаменитым песнопением. Порой кажется, что округлые плавные линии композиции, ее завершенность соответствуют закругленности, повторности текста.

На втором ярусе фресок, выполненных на стенах и столбах, представлено еще одно песнопение Акафист Богородице. Здесь в легких, чуть удлиненных образах воплощена сложнейшая музыкально-поэтическая композиция, состоящая из нескольких частей. Обратим внимание на фреску, изображающую пение Акафиста Священниками, князем и народом перед иконой Пресвятой Богородице.
Богородице Дево, Радуйся,
Благодатная Марие,
Господь с Тобою; благословена Ты
в женах и благословен плод чрева Твоего,
яко Спаса родила еси душ наших.
Тебе, Высшей Военачальнице,
избавившей от бед,
мы, рабы Твои, Богородица,
воспеваем победную и благодарственную песнь.
Ты же, имеющая силу непобедимую,
освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали
к Тебе: радуйся, Невеста Вечнодевственная.

Под сводами храма, украшенного Дионисием с сыновьями, чувствуешь себя легко и свободно. Настроение лирической приподнятости фресковых образов передается людям, освобождая их от повседневных суетных мыслей, вселяя надежду и тихую сердечную радость.

В Третьяковской галерее находится одна из немногих дошедших до нас икон Дионисия, некогда созданная для иконостаса(слайд 18 )
Павлово-Обнорского монастыря, (щелчок) «Распятие», одно из самых совершенных творений зрелого мастера!

В иконе главенствует белый цвет как знак чистоты и благодати. Фигуры иконы составляют группы соразмерно расположенные на ее плоскости. Между ними молчаливое пустое пространство, своеобразные «музыкальные паузы». Как не похожа эта икона на изображение земных мук Христа в католических храмах! Художнику чужда пронзительная экспрессия и трагедийность. Его образы вне людских представлений о страданиях и смерти. Мастер передает сакральный (священный) смысл сюжета. Его творение символ вечности и покоя.
(слайд 19 )
Дионисий.
Синие выси. (щелчок)
Кисть, как факел, в его руке, (щелчок)
Изумрудное солнце виснет (щелчок)
В крупной капле на кончике. (щелчок)
Не крестьян писал Дионисий, (щелчок) Не святых писал Красоту. (щелчок)
С. С. Орлов. «Сказы о Дионисии»

Искусство Дионисия было последним и, пожалуй, самым «музыкальным» аккордом великой иконописной «симфонии», (щелчок) созданной мастерами русского Предвозрождения. (щелчок) Он оставил учеников, которые достойно продолжали профессиональные традиции «мистического реализма» в последующем столетии. (6 щелчков) И все же, если говорить о вершинах древнерусской живописи, то вспоминаются прежде всего три великих имени: Феофан Грек, Андрей Рублев и Дионисий.








13PAGE 15


13PAGE 14915




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий