«Курсовая работа «Возможности историко-математического компонента в формировании общей культуры учащихся»


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Пермский государственный
Гуманитарно-педагогический университет»
Математический факультет
Кафедра высшей математики
Курсовая работа
возможности историко-математического материала в формировании общей культуры учащихся
Направление 44.03.01 «Педагогическое образование»
Профиль «Математика»
Работу выполнила:
студентка группы ZM121
математического факультета
Безенкова Елена Викторовна
________________
подпись
«Допущена к защите»
Руководитель: _____________
подпись
«____» __________ 20___г.
Дата защиты: «____»______20___г.
Оценка: _______________
Руководитель: ______________
подпись Научный руководитель:
докт. физ.-мат. наук, проф.
Малых Алла Ефимовна
Пермь
ПГГПУ
2017 ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC \o "1-3" \h \z \u ВВЕДЕНИЕ3-6ГЛАВА 1.формирование общей культуры учащихся в рамках гуманизации и гуманитаризации образования7-131.1. Понятие общей культуры7-10
1.2. Гуманизация и гуманитаризация школьного образования11-13ГЛАВА 2. Роль истории математики в формировании общей культуры учащихся14-202.1. Использование исторического компонента на уроках математики14-182.2. Ряд исторических задач19-20ЗАКЛЮЧЕНИЕ21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ22-24

Введение
Исторически сложилось так, что одной из приоритетных позиций российского образования является его направленность на общекультурное развитие обучающихся. Она находит отражение и в тексте современного Закона РФ «Об образовании» (ред. 2012 года), где отмечено, что «содержание образования должно содействовать формированию и развитию личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями...» [8 с. 7] и в тексте Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, где в требованиях к структуре основной образовательной программы основного общего образования говорится что «основная образовательная программа основного общего образования определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса на ступени основного общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих, физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.» [27]
Таким образом, мы видим, что содержание образования должно обеспечивать не только уровень усвоения знаний, умений, навыков, но и дать возможность для развития общей культуры учащихся (мировоззрение, логическое мышление, интеллект, кругозор, инициатива, самостоятельность, творчество, способность к самообучению и т.д.).
Заметим, что воспитание личности, которая отличается целостным видением современной картины мира, готовностью к самообучению, саморазвитию является воплощением идей культурологического подхода к процессу обучения, гуманизации и гуманитаризации системы образования. Принцип гуманитаризации является одним из ведущих принципов модернизации российского образования и математического, в частности. Поэтому данный вопрос обсуждается в работах философов (А.А.Касьян, М.С.Коган, Ф.Т.Михайлов, И.М.Орешников), педагогов (Л.Я.Зорин, И.Я.Лернер, В.Г.Разумовский), математиков и методистов (А.Д.Александров, В.И.Арнольд, Г.В.Дорофеев, А.Г.Мордкович, Т.С. Полякова, М.В. Потоцкий, Г.И.Саранцев, П.М.Эрдниев, Б.П.Эрдниев и др.). Однако еще недооценено богатое гуманитарное содержание математики и, соответственно, оно не используется в должной мере. Мы считаем, что внедрение элементов историзма в процесс преподавания математики – яркой представительницы «негуманитарных» дисциплин сыграет одну из главных ролей в процессе гуманитаризации образования.
Именно история науки занимается вопросами познания, выяснением того, как человечество продвигалось от незнания к частичному знанию, а от него к более полному и совершенному. Говоря словами Гете, «история науки – это сама наука». Обращение к истории науки дает возможность привлечь богатейший и интереснейший материал. Исторические задачи могут стать источником создания проблемных ситуаций. Чем больше будет ученик решать старинные задачи, тем богаче будет его возможность для творчества, развития глубокого и устойчивого интереса к предмету.
Проблемы включения элементов историзма в систему обучения математике исследованы уже во многих работах как, в чисто дидактическом, так и в методологическом плане. Вопросы использования элементов истории математики в преподавании рассмотрены в работах А.Д.Александрова, З.Я.Гельмана, Г.Д.Глейзера, Б.В.Гнеденко, В.В.Гузеева, Л.Я.Зориной, Т.С. Поляковой, К.А. Рыбникова, В.И.Рыжика, В.М.Тихомирова, А.Б.Юшкевича, М.Г.Ярошевского и др. Этим проблемам посвящены работы В.М.Беркутова, М.А.Исаевой, З.Касаевой, С.М.Насибова, Ю.С.Свистунова, У.К.Шерматовой.В своей работе мы хотим показать какими средствами история науки может воспитывать личность, описанную выше, как и когда они наиболее эффективны, насколько важно использование элементов истории математики в формировании и развитии общей культуры учащихся и привести ряд примеров внедрения историзма на уроках математики в средней школе. Вышеизложенное обусловливает актуальность исследуемой нами темы.
Проблема заключается в подборе фактов из истории математики и обоснования их использования на уроках.
Объектом исследования является процесс обучения математике в 7-9 классах.
В качестве предмета исследования выбраны факты из истории математики и их использование на уроке.
Цель исследования состоит в подборе и обосновании использования фактов из истории математики.
Цель, объект и предмет нашего исследования позволили выделить следующую гипотезу. Формирование и развитие общей культуры учащихся происходит более эффективно, если в процесс обучения использовать элементы истории математики.
Для реализации цели исследования необходимо было решить следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблемам формирования общей культуры учащихся, гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса.
2. Выделить средства, которыми обладает история математики для формирования общей культуры учащихся и формы работы с ними;
3. Подобрать ряд исторических задач и обосновать их использование на уроках.
При решении поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования: анализ литературы (психолого-дидактической, методической, педагогической, учебников, учебных пособий) по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит по два пункта и заключения.
Результаты исследования отражены в 3 публикациях и выступлении на конференции.
На защиту выносятся:
1. Теоретическое обоснование использование элементов истории математики для формирования общей культуры учащихся.
2. Ряд исторических задач.
Глава 1. Формирование общей культуры учащихся в рамках гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса
Понятие общей культуры
«Культура является определяющим условием реализации созидательного потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой духовного здоровья нации, гуманистическим ориентиром и критерием развития человека и цивилизаций» – подчеркивается в проекте Декларации прав культуры предложенном в 1995 г. (к 90-летию Д.С. Лихачева) [6 ст. 2, с. 12]
Как известно, понятие «культура» является многоуровневым. По мнению В.С. Степина, в историческом развитии понятия «культура» движение мысли шло от отождествления культуры со всем, что сотворено человеком, к анализу человеческой активности. В одной из своих публикаций ученый дает следующее определение: «Культура может быть интерпретирована как сложноорганизованная система надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения и общения людей). Эти программы представлены многообразием знаний, предписаний, норм, навыков, идеалов, образцов деятельности и поведения, идей, верований, целей, ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и исторической динамике они образуют накапливаемый и постоянно развивающийся социальный опыт. … Таким образом, наряду с генетическим кодом, который закрепляет и передает от поколения к поколению биологические программы, у человека существует еще одна кодирующая система – социокод, передающий от человека к человеку, от поколения к поколению надбиологические программы, регулирующие социальную жизнь» [6].
Как справедливо отмечает на основе глубокого системного анализа множества подходов к культуре А.С. Запесоцкий, существует несколько сотен ее определений [9 с. 149]. Анализ их содержания позволил автору зафиксировать феноменологическую сущность культуры «… как совокупности ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этноса, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях и обеспечивающих смысл существования человека и общества» [9 с. 150–151]. И.А.Зимняя отмечает, «что это – общая социальная характеристика культуры, тогда как для ее собственно психологического толкования необходимо включение самого человека как субъекта культуры, как субъекта ее присвоения и развития. В силу этого в вышеприведенное определение культуры необходимо добавить, что это … совокупность ценностей, норм и идеалов …, присвоенная и используемая человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми. При этом большинством исследователей культуры отмечается активная, деятельностная сущность присвоения этой «совокупности» человеком в процессах ее опредмечивания и распредмечивания». [11]
На основе такого толкования сущности общей культуры человека остановимся на ее понимании, разработанном авторами: Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А., которые подчеркивают, что общая культура человека есть единое целое, включающее: а) внутреннюю культуру, определяемую собственно личностными, деятельностными и интерактивными особенностями человека, воспитанными в семье и системе образования и б) образованность как освоенную совокупность знаний, характеризующуюся системностью, широтой, всесторонностью и глубиной. [12]
С позиций личностно-деятельностного подхода в содержании общей культуры авторы выделяют шесть основных направлений, которые представляют три глобальных плана ее рассмотрения: план культуры личности, план культуры деятельности и план культуры социального взаимодействия человека с другими людьми. Эти шесть направлений, представляющие три плана общей культуры, суть следующие: культура отношения и культура саморегуляции – культура личности; культура интеллектуальной деятельности и культура предметной деятельности – культура деятельности; культура поведения и культура общения – культура социального взаимодействия. Каждое из этих направлений выделяется в качестве автономного, самостоятельного в общей системе их взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимодействия достаточно условно. В тоже время явна их разновекторная направленность. Так, культура отношения, культура интеллектуальной деятельности и культура саморегуляции образуют внутренний, интеллектуально-аффективно-волевой, ценностно-смысловой пласт общей культуры человека. Культура предметной деятельности, культура поведения и культура общения представляют собой внешний контур, в реализации которого выявляются особенности внутреннего. Анализ приводимых многими исследователями толкований культуры позволяет выделить также основные ее составляющие. Они рассматриваются нами в рамках каждого из шести вышеназванных направлений культуры как присущие человеку, находящемуся на каждой ступени образования. В качестве таких составляющих были определены: понимание мира, (осмысление); знание мира и себя в нем; умение; творческое преобразование или творение и готовность человека к дальнейшему развитию. Показательно сопоставление определения этих составляющих с такими терминами как «делание», «творение» (В.Т. Кудрявцев), «умелость» (В.Т. Кудрявцев,
Э. Эриксон).
Таким образом, заключая рассмотрение общей культуры человека можно привести “живые метафоры” определения самой культуры, в терминах В.П. Зинченко:

«Культура первична, непреходяща, вечна…;
непосредственна, искренна и скромна …;
бесстрашна и неподкупна …;
совестлива …;
непрактична, избыточно щедра …;
ненавязчива, самолюбива и иронична … [13 с. 184]».
Если, по В.П. Зинченко, «сила культуры в ее преемственности, в непрерывности ее внутреннего существования и развития, в ее порождающих и творческих возможностях…» [13 с. 184], то совершенно понятно, что обеспечить такую преемственность культуры в обществе в значительной мере должно именно образование, первостепенные задачи которого – формирование, постоянное развитие и упрочивание общей культуры обучающегося.
1.2 Гуманизация и гуманитаризация школьного образования
Гуманизация общественной жизни - глобальная проблема современности. Происходящая в мире научно-техническая революция, небывалые достижения наук, появление новой техники, внедрение новых технологии в различных сферах производства создали предпосылки технократизации, бездуховности, дегуманизации жизни, порабощения человека машиной, превращение его в некий побочный продукт или деталь механизма производственных отношений. Этот процесс особенно пагубно отражается на детях и молодежи. Воспрепятствовать ему могут и должны усилия, направленные на гуманизацию различных сторон жизни и, прежде всего, образования. В современной ситуации структурной перестройки образования гуманизация и гуманитаризация образования являются одним из условий реального пути возвращения к истокам педагогической науки и традициям российского образования, основанного на представлениях о доминировании целей развития свободной, гуманной, духовной, творческой личности, способной к самоопределению и самореализации. Истоки идей гуманитаризации лежат в теоретических трудах таких великих педагогов, как К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С. Френе, В.А.Сухомлинский, Б.П.Юсов; философов и культурологов - М.М. Бахтин, Ю.М. Лотман. Именно сегодня образование должно стать особым социальным институтом, транслирующим базовые приоритеты российской культуры, воспитывая у подрастающего поколения уважение к истинным общечеловеческим ценностям, формируя когнитивные функции и развивая необходимые социокультурные компетенции, умение креативно функционировать в различных ситуациях.
Схожесть понятий «гуманизация» и «гуманитаризация» обманчива, так как большинство исследователей полагает, что между данными терминами существует определенное различие. Гуманизация образования это, как правило, создание гуманной, ориентированной на интересы и потребности человека, на общечеловеческие ценности и идеалы системы образования, а гуманитаризация – учебно-методическое содержание образования как составная часть и средство реализации процесса гуманизации.
Заметим, что понимание гуманизации образования было единым и со временем не претерпело заметных изменений. «Результат гуманистической направленности образования – это, прежде всего, становление человека, способного к сопереживанию, готового к свободному гуманистически ориентированному выбору и индивидуальному интеллектуальному усилию» [15, с. 35].
Тогда как толкование понятия «гуманитаризация образования» не было однозначным и прошло путь от понимания гуманитаризации образования как склонности к увеличению в нем доли гуманитарных дисциплин (например, В.И. Игошин, А.А. Столяр) до понимания процесса гуманитаризации образования как поиска и выделения в каждом учебном предмете проявлений общечеловеческой культуры (например, Т.А. Иванова, В.В. Краевский, В.С. Корнилов, Т.Н. Миракова). «В этом случае любой предмет, в том числе физика, математика, химия, будет реализовывать также и функцию формирования творческих способностей учащихся, их эмоциональной сферы и ценностных, по определению гуманистических, ориентаций» [15, с. 35].
Принцип гуманизации и гуманитаризации содержания образовательного процесса рассматривается с позиций культурологического подхода. Такой подход позволяет предметы учебного плана наполнить содержанием, раскрывающим достижения наук как достижения разума, борьбу концепций, проявление смелости мысли, интуиции, одержимости и других проявлений воли и характера людей науки.
Культурологический подход предполагает обращение к национальным и религиозным традициям народа, широкое использование различных видов искусств, ремесел, физической культуры.
«Подлинная культура как реализация внутренней сущности человека не может не служить человеку, не быть именно гуманистической» говорит В.С Семенов в статье «Культура и развитие человека» [19]. Т.Н. Миракова предполагает, что гуманитаризация в широком смысле слова означает обновление средств совершенствования культуры, и доказывает, что понятия «гуманитаризация» и «культура» этимологически близки [17]. Это позволяют сделать вывод о неразрывной связи понятий «гуманизация», «гу-манитаризация» и «культура».

Глава 2. Роль истории математики в формировании общей культуры учащихся
2.1 Использование исторического компонента на уроках математики
О важности исторических аспектов в преподавании говорится во многих работах, специальных исследованиях, высказываниях известных ученых - математиков. В.В.Бобынин в докладах «Цели, формы и средства введения исторических элементов в курсе математики средней школы» и «Об указаниях, получаемых преподавателями математики от ее истории» на знаменитых Всероссийских съездах преподавателей математики обращает внимание на то, что рассмотрение исторического материала на уроках математики способствует:
- повышению интереса учащихся к предмету;
- углублению понимания ими фактического материала;
- расширению умственного кругозора учащихся;
- повышению их общей культуры.
Отечественной школой накоплен большой опыт включения элементов истории в преподавание школьного курса математики. Создана библиотека специальной литературы. Среди значительных книг по истории математики для школы можно назвать работы таких авторов, как И.Г.Башмакова, Б.В.Болгарский, Г.И.Глейзер, Б.В.Гнеденко, В.Н.Молодший, К.А.Рыбников, А.А.Свечников, Д.Я.Стройк, В.Д.Чистяков, А.П.Юшкевич и др.
Вышли сборники исторических задач, такие как:
Г.Н.Попов. Исторические задачи по элементарной математике (1938, переиздана в 1999);
В.Д.Чистяков. Три знаменитые задачи древности (1963);
С.Н.Олехник, Ю.В.Нестеренко, М.К.Потапов. Старинные занимательные задачи (1988, 1996);
И.И.Баврин, Е.А.Фрибус. Старинные задачи (1994);
С.С.Перли, Б.С.Перли. Страницы русской истории на уроках математики: Нетрадиционный задачник (1994) и др.
Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики.
Использование в преподавании элементов истории развития математики способствует достижению таких целей, как осознание значения математики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления.
Среди целей введения элементов истории в преподавание математики и средств, которыми она обладает для развития общей культуры учащихся особо выделим следующие:
Она развивает научное мировоззрение, т.к. содержит не только знания о пути, который прошла математика, формировании ее понятий и методов, но и осмысление этого пути. Показав учащимся как возникали и разрешались кризисные ситуации в науке, осознавалась их значимость в будущем, как менялась буквенная символика и терминология, мы доказываем, что математические понятия, факты и методы развиваются и изменяются под воздействием и влиянием общества. Сведения о научных поисках, открытиях помогает увидеть по-новому то, что кажется привычным и обыденным. Исторический материал должен демонстрировать учащимся, каким может быть трудным и длительным путь ученого к истине, которая сегодня формулируется в виде короткого утверждения.
Великий естествоиспытатель, математик и историк Г.В. Лейбниц (1646-1716) подчеркивал, что история науки учит искусству открытий, то есть способствует развитию мышления. Нельзя считать, что основная цель преподавания вообще, и математики в частности, состоит в том, чтобы сообщить ученику как можно больше конкретных знаний, новых понятий, теорем. «Многознание уму не научает», - говорил Гераклит. [5]
Использование исторических сведений является одним из критериев интересности содержания учебного материала, служит для развития познавательного интереса учащихся к математике.
Исторические сведения служат для развития творческих способностей учащихся, так как включение сведений о творчестве крупных ученых, о том, как они приходили к постановке своих исследований, как находили метод решения, как формулировали окончательный результат, позволяет создать творческую атмосферу на уроках, помогает понять, что в процессе творчества нет ничего необычного, сверхъестественного, но цели достигаются в результате упорного труда.
Элементы истории служат средством нравственного воспитания учащихся, воспитания чувства гордости за достижения отечественной математики. Богатое гуманитарное и культурное содержание поддерживается материалами о жизни и деятельности известных ученых, внесших вклад в сокровищницу научных знаний, о том времени и общественных законах в котором они жили. Эстетика поддерживается красотой решения задач и строгими логическими рассуждениями при доказательстве теорем, которые завораживают нас, также как завораживали все предшествующие поколения на протяжении тысячелетий. История науки обладает множеством впечатляющих фактов о благородных социальных и гражданских мотивах деятельности ученых. Пренебрежение этим материалом или умалчивание о нем обедняет познавательный и нравственный опыт учащихся. Лишенные конкретных доказательств о единстве науки и нравственности школьники могут считать, что существует чистая наука, далекая от реальной жизни, несвязанная с судьбами людей и общества.
Наконец, история математики важна не только потому, что необходима для решения ряда методологических и педагогических проблем. Она важна, и сама по себе как «памятник человеческому гению, позволившему человечеству пройти великий путь от полного незнания и полного подчинения силам природы до великих замыслов и свершений в познании законов, управляющих внутриатомными процессами и процессами космического масштаба. История науки является тем факелом, который освещает новым поколениям путь дальнейшего развития и передает им священный огонь Прометея, толкающий их на новые открытия, на вечный поиск, ведущий к познанию окружающего нас мира, включая нас самих». [5]
Важная методическая проблема заключается в создании научно-обоснованной системы работы учителя с историческим материалом на уроках математики. Она еще очень далека от своего совершенства. Необходимо найти умелое сочетание элементов истории с математическим материалом. Трудность заключается в отборе конкретного исторического материала, а также методов и форм его преподавания. Для реализации названных дидактических функций элементов истории на уроках математики они должны быть специально включены в программы и учебники. В идеале по каждой теме школьного курса математики нужно создать соответствующие методические разработки с указанием конкретных исторических фактов и методов их преподнесения учащимся.
В работе с учащимися основной школы и старших классов можно выделить следующие формы использования исторического материала (классификация по объему предлагаемой информации):
1. Историческая справка.
2. Исторический экскурс.
3. Историческая задача.
4. Статья (сочинение) на историческую тему.
5. Реферат, посвященный истории математики.
6. Проект по истории математики.
Среди форм проведения выделим:
Создание соответствующей проблемной ситуации.
Короткое сообщение ученика.
Доклад ученика.
Беседа или рассказ учителя.
Урок или семинар по определенной теме.
Формы внеклассной работы, где может быть использована история математики:
- Историческая математическая газета или рубрика настенной классной газеты, посвященной вопросам истории математики.
- Историческая математическая викторина.
- Исторический математический вечер.
- Серия кружковых, или факультативных занятий, или элективных курсов.
В распоряжении каждого учителя математики должен быть исторический материал по изучаемой теме, которым он может распорядиться по собственному усмотрению, в соответствии со своим опытом, вкусом, уровнем и профилем класса. Значение такого материала для начинающего учителя трудно переоценить.
Курс математики основной школы может создать условия для того, чтобы школьники увидели, как сложилась та или иная математическая теория, в силу каких причин возникла, как и с чем связана, как работает наша наука, какими методами она изучает окружающую действительность, каковы ее возможности и ограничения. Для этого необходимо систематически наполнять наш предмет материалом из исторического развития математики.
Выполнять эту работу следует постепенно. Включение элементов истории должно быть оправдано содержанием конкретного материала и методически грамотно продумано.
2.2 Ряд задач из истории
Нами были отобраны некоторые задачи с указанием класса и места в тематическом плане. .
Перед вами картина «Устный счет» художника Н.П. Богданова-Бельского (1868-1945). На ней изображен урок арифметики в сельской школе XIX в., в которой преподавал профессор С.А. Рачинский, покинувший университетскую кафедру, чтобы стать народным учителем. На классной доске записана следующая задача 102+112+122+132+142365. Решите её устно.
Данная задача полезна детям в 5 классе после изучения квадрата числа (учат наизусть квадраты чисел до 20). Пытались заметить, что
102+112+122 = 132+142 = 365. По желанию можно подготовить рассказы о художнике Н.П. Богданове-Бельском (множество картин на школьную тематику) и о профессоре С.А. Рачинском (из какой семьи, какой наукой занимался).
В 6 классе при прохождении темы «Нахождение числа по значению его части» можно предложить задачу Бхаскары: Из множества чистых цветков лотоса были принесены в жертву: Шиве – третью долю этого множества, Вишну – пятую и Солнцу – шестую, четвертую долю получил Бхавани, а остальные 6 цветков получил уважаемый учитель. Сколько было цветков?
В 7 классе перед доказательством второго признака равенства треугольников будет уместна задача Фалеса о нахождении расстояния от берега до корабля. Перед этим кто-то из учащихся готовит рассказ о Фалесе, его жизни и вкладе в математику.
Решение систем линейных уравнений с двумя неизвестными можно начать с решения задачи иранского ученого XVI в. Бехаэддина: Разделить 10 на 2 части, разность которых равна 5.
Также в этой теме можно предложить еще одну задачу Бхаскары: некто сказал другу: «дай мне 100 рупий и я стану вдвое богаче тебя», друг ответил: «Дай мне только 10 и стану в 6 раз богаче тебя». Сколько денег у каждого?
Всегда интересны детям рассказы о возникновении арифметических знаков, знака процента, арифметического корня и др.

Заключение
В результате написания данной работы были решены все поставленные задачи. В первой части работы был проведен анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблемам формирования общей культуры учащихся, гуманизации и гуманитаризации образовательного процесса. Даны понятия терминов «гуманизация», «гуманитаризация» и «культура» и сделан вывод о их неразрывной связи.
Во второй главе курсовой работы были выделены основные средства, которыми обладает история математики для развития общей культуры учащихся, формы работы на уроке с использованием исторического компонента и подобран ряд задач.
Проделанная работа позволяет сделать вывод о том, что систематически и правильно поставленное включение сведений из истории математики не только на уроках, а и во всех формах внеклассной работы повышает интерес к математике, делает ее более живой и увлекательной, способствует лучшему усвоению материала, развивает мышление, научное мировоззрение и творческие способности учеников, расширяет их кругозор. Тем самым повышает общий уровень культуры учащихся.
Выполнять эту работу следует постепенно. Включение элементов истории должно быть оправдано содержанием конкретного материала и методически грамотно продумано. Историко-математический компонент урока должен соответствовать определенным критериям. Также следует продумать элементы контроля усвоения данного материала. Интересно и полезно, подобрать и систематизировать сведения из истории математики, соответствующие тематическому планированию. Например, по каждой теме геометрии в 7 классе. Всё это видится нам как темы следующих работ.
Список литературы
Болгарский Б.В. очерки по истории математики. Минск : Вышэйшая школа, 1979.
Глейзер Г.И. История математики в школе IV-VI классы. – М. : Изд-во «Просвещение», 1981.
Глейзер Г.И. История математики в школе VII-VIII классы. – М. : Изд-во «Просвещение», 1981.
Гнеденко Б.В. Знание истории науки – преподавателю школы // в ж. «математика в школе», 1993. №3. С. 30–32
Даан-Дальмедико А., Пейффер Ж. Пути и лабиринты (очерки по истории математики). М. : Мир, 1986.
Декларация прав культуры. – СПб.: СПбГУП, 1996.
Жохов, А.Л. Научные основы мировоззренчески направленного обучения математике в общеобразовательной и профессиональной школе [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / А.Л. Жохов. – М., 1999. – 479 с.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: Ось-89, 2012.
Запесоцкий А.С. Образование, философия, культурология, политика. – М.: Наука, 2002.
Зимняя И.А. Культура. Образованность. Профессионализм специалиста. (К проблеме унифицирования требований к уровню профессиональной подготовки в структуре государственных стандартов непрерывного образования) // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании. Сб. научн. статей / Под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Н.А. Селезневой и канд. пед. наук В.Г. Казановича. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998. – 156 с.
Зимняя И.А. Личностно-деятельностный подход в обучении русскому как иностранному // Русский язык за рубежом. 1985. №5.
Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999, –67 с.
Зинченко В.П. Живое знание. – Самара: СГПУ РАО, 1998.
Иванова, Т.А. Теоретические основы гуманитаризации общего математического образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Т.А. Иванова. – Нижний Новгород, 1998. – 338 с.
Краевский, В.В. Методология педагогики. Новый этап [Текст] / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова. – М.: Академия, 2006. – 400 с.
Малых А.Е. Знакомство учащихся с историческими сведениями и фактами из жизни и деятельности ученых-математиков. Пермь, 1989. – 20 с.
Малых А.Е. Элементы историзма в процессе обучения математике. Пермь, 1986. – 20 с.
Миракова, Т.Н. Дидактические основы гуманитаризации школьного математического образования [Текст]: дис. ... д-ра пед. наук / Т.Н. Миракова. – М., 2001. – 465 с.
Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – 528 с.
Семенов, В.С. Культура и развитие человека [Текст] / В.С. Семенов // Вопросы философии. – 1982. – № 4. – C. 15-29.
Сидоренко В.Ф. Образование: образ культуры//Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
Степин, В.С. Конструктивные и прогностические функции философии [Текст] / В.С. Степин // Вопросы философии. – 2009. – № 1. – C. 5-10.
Столяр А.А. Роль математики в гуманизации образования // В ж. «Математика в школе», 1990. №1. С. 5–7.
Стратегия модернизации содержания общего образования. Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. — М., 2001.
Успенский, В.А. Апология математики, или о математике как части духовной культуры [Текст] / В.А. Успенский // Новый мир. – 2007. – № 12. – C. 127-149.
Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. Гл. III, § 5. Ключевые компетенции. М.: Изд. МГУ, 2003.
http://минобрнауки.рф/документы/938

Приложенные файлы


Добавить комментарий