Оценочные и методические материалы по изобразительному искусству для учащихся 3 класса


Приложение № 2
к рабочей программе
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
для учащихся 3Б класса
Оценочные и методические
материалы по изобразительному искусству
для учащихся 3Б класса
Тест по изобразительному искусству
1.Какое из перечисленных понятий не обозначает вид изобразительного искусства?
а) графика
б) скульптура
в) кино
г) живопись
2.Сколько цветов можно выделить в радуге?
а) 5
б) 7
в) 9
г) 13
3. К какому жанру относится изображение птиц и животных?
а) пейзаж
б) бытовой
в) анималистический
г) натюрморт
4. Во сколько раз высота головы человека меньше длины его тела?
а) в 5
б) в 6
в) в 7
г) в 9
5. Как называется картина, составленная из маленьких цветных квадратиков особого стекла (смальты)?
а) аппликация
б) мозаика
в) гравюра
г) репродукция
6. Рисунок, выполненный карандашом, углём, тушью или краской одного цвета, относят к …
а) графике
б) живописи
в) орнаменту
г) рельеф
7. Цвета, которые нельзя получить путём смешивания красок, называют…
а) основными
б) составными
в) тёплыми
г) холодными
8. Какой из перечисленных цветов не является основным?
а) жёлтый
б) красный
в) синий
г) зелёный
9. Белая бумага, дощечка для смешивания красок и получения нужного цвета есть…
а) мольберт
б) палитра
в) пастель
г) акварель
10. Что определяют как строительное искусство, зодчество, искусство проектировать?
а) архитектура
б) интерьер
в) графика
г) композиция
11. В какой росписи используются только белая и синяя краски?
а) Хохломская
б) Городецкая
в) Гжель
г) Дымковская
12. Картины, изображающие , различные предметы обихода, снедь, фрукты, цветы.
а) пейзаж
б) портрет
в) этюд
г) натюрморт
13. Живописное, графическое или скульптурное украшение из повторяющихся геометрических, растительных и животных элементов – это…
а) орнамент
б) репродукция
в) аппликация
г) колорит
14. При смешении каких цветов можно получить фиолетовый цвет?
а) красный и коричневый
б) красный и синий
в) красный и чёрный
г) синий и коричневый
15. Как называется композиция из разноцветного стекла, пропускающего свет и встроенного в оконный проём?
а) живопись
б) витраж
в) мозаика
г) скульптура
Тема: «Твои игрушки»
Цели: пояснить тему четверти; повторить виды деятельности на уроках изобразительного искусства; вспомнить образы братьев-Мастеров и задачи каждого из них; выяснить назначение детских игрушек; познакомить с их разнообразием на примерах поделок народного творчества; дать установку на изготовление игрушки из пластилина.
Вид деятельности: лепка из пластилина.
Планируемые результаты: школьники повторят специфику урока изобразительного искусства; приобретут знания о технике безопасности, многообразии используемых материалов; повторят основные правила работы на уроке, приемы работы с пластилином, навыки выполнения творческого задания.
Оборудование: модели игрушек народных промыслов, пластилин и принадлежности для работы с ним.
Ключевые слова и понятия: дымковская игрушка, художественный промысел, орнамент, колорит.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Беседа по теме урока
Сегодня начинается новый учебный год. Сядьте удобно, приготовьтесь работать.
Вспомните и назовите виды работ, которыми вы занимаетесь на уроках изобразительного искусства. (Рисование, лепка, конструирование.)
Чем рисуют художники? (Карандашами, красками, фломастерами.)
Какие виды красок вы знаете? (Акварель, гуашь, масляная краска.)
Нa чем рисуют акварелью и гуашью чаще всего? (На бумаге.)
На чем еще, кроме бумаги, можно рисовать масляными красками? (На полотне.)
Верно, на специально подготовленном, вставленном в рамку и натянутом полотне. Вот мы с вами бегло повторили знания о предметах, которые необходимы для занятия изобразительным искусством — рисованием.
Бери, художник, полотно,
Картиной станет пусть оно!
Бери, художник, карандаш,
И нарисуй мир добрый наш!
Бери, художник, в руки кисть
И нарисуй всю нашу жизнь!
И. Агапова
Что вам понадобится во время лепки? (Пластилин, дощечка, тряпочка.)
Что вам понадобится для конструирования из бумаги? (Ножницы, клей, соединительные материалы, карандаши.)
(Общая тема учебного года в 3 классе называется «Искусство вокруг нас». И ваша задача - научиться видеть в жизни прекрасное вокруг себя везде, где бы вам ни придется быть. Внимательно всматривайтесь в окружающую вас жизнь, наблюдайте за прекрасным, но, что самое важное, применяйте свою фантазию, выдумку и воображение при изучении жизни. Ведь это очень важно - стать интересным человеком. То, что вы занимаетесь изобразительным искусством в школе, вовсе не означает, что после ее окончания каждый из вас непременно станет профессиональным художником. Но вы научитесь разбираться в искусстве, сами станете интереснее и добрее, а как следствие — станете лучше. У каждого человека есть свои художественные способности на уроках по изобразительному искусству они получат свое развитие, и вы почувствуете, что многому научились и много узнали.
Тема этой четверти звучит так: «Искусство в твоем доме». Для начала вы будете находить предметы искусства у себя дома, изучать их, анализировать процесс их изготовления и, конечно, пытаться самостоятельно создавать подобные пещи.
— Какие предметы, окружающие нас дома, можно назвать «предметами искусства»?
Но, оказывается, у художников есть очень много разных направлений работы, и это не только картины или скульптуры, декорации в театре или оформление посуды. Художники создают эскизы домов и костюмов, мебели и машин, оформляют улицы, комнаты, даже заводские и фабричные цеха. Прежде чем приступать к созданию какой то вещи, художник создает пример ее будущего внешнего облика. Он придумывает еще не существующую вещь, воображает, как она должна выглядеть. А потом уже вместе с инженерами художники решают, что надо сделать, чтобы этот предмет оказался полезным, чтобы он помогал людям. У инженеров-конструкторов, которые создают самолеты, даже есть такая поговорка: «Некрасивая машина не взлетит».
На сегодняшнем, первом уроке мы обратимся к теме «Твои игрушки». У каждого из вас были и есть любимые игрушки.
— Какая игрушка была у вас самой любимой?
— Из чего были сделаны ваши любимые игрушки? (Ответы школьников.)
Но, наверное, вам приходилось и самим делать игрушки из разных материалов, и часто такие самодельные игрушки становились самыми любимыми.
— Из чего вы сами мастерили свои игрушки? (Ответы школьников.)
Для того чтобы самому смастерить игрушку, нужны обычные вещи: бумага, нитки, разнообразные коробочки, пробки, шарики, палочки, природный материал, резинки, лоскутки. И, конечно, ваши умелые руки и ваша фантазия. Например, сегодня вам предстоит изготовить игрушки своими руками, но они будут немного необычными. Какими? Об этом вы узнаете немного позже.
III. Работа в тетради
На уроках изобразительного искусства вы будете пользоваться тетрадями дли записей, но записывать вы будете немного — название темы урока, фамилии художников, с картинами которых вам предстоит познакомиться, новые слова, которые используют в мире изобразительного искусства. Ведь в основном вы будете выполнять художественные работы.
Для начала оформите обложку тетради - напишите на ней слова «по изобразительному искусству», далее в родительном падеже ваши фамилию и имя.
Откройте первую страницу, напишите слова: «Тема урока», далее откройте кавычки и впишите название темы - «Твои игрушки».
IV.Знакомство с правилами гигиены зрения
Прежде чем вы приступите к знакомству с заданием урока, послушайте важное сообщение. На уроках следует внимательно относиться к своему здоровью. Ведь вы занимаетесь несколько часов в день, поэтому очень большая нагрузка ложится на зрение. Особенно это касается уроков изобразительного искусства. Поэтому в ходе урока вы будете выполнять специальную гимнастику для глаз, чтобы снять с них напряжение. Избежать проблем со зрением вам помогут несколько несложных упражнений.
Познакомьтесь с упражнениями специальной зрительной гимнастики для глаз (каждое упражнение выполняется до 10 раз).
Поочередно широко раскрывать и закрывать глаза, сжимая веки.
Фиксировать взгляд на кончике носа.
Часто мигать веками.
Выполнять движения глазами вправо-влево, при этом голову не поворачивать.
Выполнять движения глазами вверх-вниз.
Закрыть глаза ладонями и представить перед собой пространство, полное темноты. При этом несколько раз сделать продолжительные вдохи и выдохи.
Эти упражнения можно выполнять не только на наших уроках но и во время любых других занятий, связанных с напряжением глаз, как в школе, так и дома. Теперь прошу вас записать эти упражнения в тетрадях.
V. Повторение правил охраны здоровья
Второй серьезный момент — большая нагрузка на вашу осанку. Все письменные работы на уроках и дома вы выполняете, нагнувшись вперед к письменному столу. От многочасового сидения у человека может начаться искривление позвоночника. Для того чтобы облегчить вам нагрузку на позвоночник, существует немало простых, но полезных упражнений, которые вы разучите, чтобы делать их на уроке. А еще лучше - выполнять их и дома, самостоятельно.
- На какие органы человека ложится наибольшая нагрузка во время школьных уроков? (На глаза и позвоночник.)
— Что надо делать, чтобы избежать болезней этих органов? (Выполнять специальные упражнения.)
VI. Повторение пройденного материала, работа с учебником
Прежде чем я начну объяснять нашу задачу на урок, вам надо вспомнить, что на каждое занятие к нам будут приходить три брата-Мастера: Изображения, Украшения и Постройки. Давайте вспомним, какую роль играет каждый браг при изготовлении предмета изобразительного искусства.
Откройте учебники на с. 7, прочтите про себя начало страницы. А отрывки, в которых говорится о работе братьев-Мастеров, надо прочитать вслух.
(Педагог назначает трех учеников, каждый из которых читает свой отрывок текста.)
— Определите роль Мастера Изображения в создании игрушки. Приведите примеры разных изображений деталей игрушек.
- Определите роль Мастера Украшения в создании игрушки. Приведите примеры его участия в создании разных обликов игрушек.
- Определите роль Мастера Постройки в создании игрушки. Приведите примеры его деятельности.
VII. Познавательная информация
Знаете ли вы, как возникли игрушки? С какой целью люди создавали игрушки? Каково их назначение? Слово «играть» означает — «забавлять», «развлекать». Вот и цель создания игрушек — развлекать детей, забавлять их. Игрушек существует огромное множество, но самыми первыми были те, которые сделаны из самых простых природных материалов. Например, поленце, которые девочки укачивали, как маленького ребенка, или камешки, которые гремели при их пересыпании из рук в руку.
— Перечислите, какие вы знаете названия игрушек. (Ответы школьников.)
Вот вы и сами убедились, какое разнообразие игрушек существует на свете - от простых палочек и шариков до плавающих и бегающих зверей, от огромных самосвалов и автомобилей до елочных.
Сегодня вы узнаете подробнее об игрушках, которые относятся к направлению «народный промысел».
(Демонстрация поделок народных промыслов.)
Есть в России город Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Неподалеку от Вятки находится и посей день село, которое называется Дымково. Свое название село получило оттого, что над крышами всех его изб почти постоянно вьется дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымкова является изготовление глиняных игрушек — кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали дымковские мастера свои поделки и высушивали их на печке - чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда и получило село свое название — Дымково. А поделки, что выпускались в этом краю, получили свое название по географическому месторасположению — дымковские или вятские. В селе Дымково особенная глина, из которой такие игрушки выходят неповторимыми.
Ни одна выставка народных промыслов не обходится без того, чтобы там не были представлены глиняные игрушки из села Дымково. Этот народный промысел хорошо знаком всему миру. Для многих само понятие русской глиняной игрушки ассоциируется с дымковскими фигурками — красочными, празднично нарядными, пестрыми, как осенний букет. Они широко представлены в музеях, о них написано много книг, о них хорошо знают и дети, и взрослые. Давайте сделаем маленький экскурс в историю вятской игрушки.
И так, в селе Дымково, что возле города Вятка, издавна занимались лепкой да раскраской глиняной игрушки — петушков, индюков, всадников, лошадок, оленей. Эти игрушки отличались своей нарядностью: по белому фону их расписывали геометрическим орнаментом из кругов, полосок, клеток, волнистых линий. Но самой известной дымковской игрушкой была женская фигурка - барыня, водоноска, девушка в кокошнике. Поэтому в женских фигурках больше всего деталей - нарядные прически, головные уборы, оборки, передники, муфты, зонтики, сумочки, воротнички.
Но не уступали им в красоте и фигурки зверей. Дымковские кони и индюки были одновременно и настоящими, и фантастическими. Например, у индюка можно увидеть хвост, как у павлина, белый конь раскрашен ярко-синими яблоками-кругами, а у оленя рога красные и с золотом. Во всех этих красочных образах отражались присущие русскому народу удаль, оптимизм, любовь к сказкам и песням.
Чтобы изготовить дымковские фигурки, надо проделать много разных операций. Сначала их лепят из глины, затем высушивают при комнатной температуре. Но для того чтобы начать изготовление поделок, глину сначала особым образом готовят: ее смешивают с речным песком, просеянным через сито. Сушат поделки по-разному — от 2-3 дней до 2 недель в зависимости от размера. Затем игрушки обжигают в печах.
Игрушки накаливают и оставляют прямо в печах для просушки. А затем покрывают ослепительно-белым слоем мела, разведенным на молоке. А уже потом прямо по этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. Для раскраски одной фигурки применяют от четырех до восьми цветов. Особенно ярко и нарядно расписывают юбки барышень. Поэтому красота дымковских барышень часто привлекает внимание художников своими орнаментами.
У нас в стране существуют целые танцевальные ансамбли, где танцоры выступают в костюмах дымковских игрушек. Это говорит об их высокой степени привлекательности.
Дымковская поделка не только служила для украшения крестьянских домов. Ведь дымковская глина еще называется музыкальной. Потому что на Руси, как известно, живет самый музыкальный народ в мире. Если у нас нет музыкальных инструментов, то его делают из того, что найдется под рукой. Вот и из дымковской глины наловчились делать веселые свистульки. Даже целые ярмарки устраивали, на которых свистульки продавали, так они и назывались - ярмарки-свистуньи. Проводились они в мае и длились по 3-4 дня. К этой ярмарке умельцы всегда старались приготовить свой лучший товар — наиболее яркий и веселый. Свистульки были симпатичные, привлекательные — не только простые дудочки, но и свистульки-птички, свистульки-петушки. Тогда во время ярмарки стояли в городе шум, смех, веселье и свист. А ярмарочные свистульки в торговых рядах занимали едва ли не главное место среди прочего товара.
Попробуем сами заняться изготовлением дымковской игрушки. Только в роли глины в ваших поделках будет выступать пластилин.
Основой для многих вятских игрушек — все равно, является ли она изображением человека или животного, — служил конус — поставленный или положенный на бок. Сейчас мы рассмотрим, как из конуса путем его преображения и добавления ряда существенных деталей смастерить куколку. А пока ответьте па вопросы.
- Сравните игрушку народную и современную.
— Как вы отличите игрушку народную от авторской.
VIII. Актуализация понятия, знакомство с рабочими принадлежностями для лепки.
— Люди каких профессий используют материал под названием «пластилин»? (Архитектор, скульптор, мультипликатор.)
— Как называется вид технологии, который сегодня будет использоваться при работе с пластилином? (Объемная лепка.)
IX. Задание для самостоятельного выполнения
Как много кукол расписных!
И слепим мы одну из них.
Из ярких красок их наряд,
Как будто огоньки горят.
И. Агапова
Чтобы пластилин стал более податливым, его перед работой следует слегка размыть. А для изготовления дымковской игрушки сначала надо научиться делать конус. Скатайте из куска пластилина шар, потом одной рукой вытягивайте один его конец, раскатывая шар на доске. Конус может быть любого размера — вытянутый или, наоборот, приземистый.
Конус поставьте на его широкое основание. На вершину конуса прикрепите шарик, это будет голова. Немного ниже, с двух сторон корпуса, надо прилепить еще два вытянутых конуса, из которых оформляются плечи и руки куколки.
Далее пойдет верхняя часть корпуса, а чуть ниже делается талия куклы. Остальная часть — пышная, расширяющаяся книзу юбка. Вот вам общая основа для такой куклы.
Но село Дымково тем и было знаменито, что там мастера из одной этой основы делали тысячи разных вариантов кукол. В чем же заключалась разница между ними? В первую очередь — в одежде. Ведь даже головной убор кукле можно придумать разный. Можно надеть на нее кокошник, а можно — шляпу с полями. А можно вообще ничего не надевать, только украсить голову переплетенными между собой полосками, словно это волосы. А еще можно в волосы воткнуть красный цветок, заплести кукле косу: одну пустить по спине, две заплести в бараночки. Вот уже сколько вариантов!
А вот как можно украсить кукле юбку. Я перечислю, какие можно вылепить и прикрепить к ней детали. Например, по низу юбки пустите оборку-воланчик. Такие же воланы, причем сразу несколько, можно прилепить и вдоль юбки — от талии куклы, и наискосок — с одного бока на другой и одновременно - сверху вниз. Помимо этого, юбка также оформлялась прилепленными кружками, шариками. Низ ее можно разрисовать стеком, будто по низу пришита бахрома. Поверх юбки кукле можно сделать фартук — тоже с воланом-оборкой.
Подумайте об изображении узоров, которые вы нанесете на их одежду. Главной частью раскраски остается, конечно, юбка.
Вот каждому из вас листок бумаги, попробуйте нарисовать узоры для росписи юбок. Проведите сначала на бумаге волнистую линию. Затем попробуйте оформить ее. Между зубцами линии разместите кружки, кольца, полоски, черточки, точки, завитки, овалы, зигзаги. Вот как много разнообразных деталей можно разместить всего на одной волнистой линии! Фантазируйте, пробуйте!
Учтите также, что все кружки, овалы и запятые можно усложнить. Например, круги бывают большие и маленькие, овалы — широкие и узкие. Причем одну деталь можно наложить на другую. На тех же овалах или кружках можно наносить точки и черточки -в центре, сбоку, внизу и сверху. Такой геометрический орнамент -основа узора для дымковской игрушки.
X. Физкультминутка
Прошу вас подняться со своих мест, настала пора дать отдых вашим глазам и плечам, проведем физкультминутку. Давайте поиграем в интересную подвижную игру, которая называется «Найди шишки, орехи и желуди».
(Педагог проходит вдоль рядов парт и говорит, кто будет «шишкой», «орехом» или «желудем». Каждый школьник выполняет определенный жест.)
• «Шишки» приставляют руки к ушам, растопырив пальцы;
• «желуди» складывают ладони над головой домиком;
• «орехи» опускают руки вперед — вниз, слегка закругляя их в локтях.
После чего школьники по команде педагога произвольно ходят по классу-лужайке. Когда учитель хлопает в ладоши, каждый из «шишек», «орехов» и «желудей» должен найти себе еще двух товарищей и взяться с ними за руки. Игру можно проводить несколько раз.
XI. Продолжение практической работы
Займемся оформлением наряда кукол. У дымковской игрушки есть своя гамма цветов.
- Какие цвета чаще всего используются при оформлении дымковской игрушки? (Красный, желтый, синий, малиновый, коричневый, лиловый и даже черный.)
Все цвета — сочные, яркие, которые отлично контрастируют с белизной фона игрушки. При росписи можно до бесконечности варьировать цвета будущих узоров на платьях.
Ручки куклы тоже держат по-разному - кто к груди прижмет, кто в бока ими упрется. А еще можно им в руки разные предметы давать. Кому — зонтик, кому — муфточку от холода, кому - кастрюльку, кому — собачку, кому — ведерко, кому — цветы, кому — завернутого в одеяльце ребеночка, кому — кошечку, кому — подушку, кому — каравай хлеба или корзину с грибами. Девушки-барышни держат в руках зеркальце с витой оправой или шкатулку с драгоценностями - наверное, свое приданое. Очень популярной была среди дымковских мастеров статуэтка, которая звалась «водоноска» — девушка держала на плечах выгнутое коромысло, а к его концам прилеплялись сразу два ведра. Еще была фигурка по имени «барыня» - обычно ее одевали в богатую шапку, меховую душегрейку, к шее прикрепляли стоячий воротник или воланы. На плечи ей даже можно положить какое-нибудь подобие меха — например, куницу с остроугольной головой и лапками.
Или еще известная фигурка — продавщица со своим товаром в руках. А таким товаром могло быть все, что угодно: от связки баранок до арбуза.
Обычно лица этим куколкам оформляли похожими друг на друга. Передавались общие детали, главное - глаза, брови, рот и обязательно - крупный румянец во всю щеку. Но и в этих мелких деталях было разнообразие. Например, губы можно вылепить в виде простого маленького шарика алого цвета, а можно - тремя шариками («бантиком»), или сердечком, или полоской в улыбке. Обычно румянец на щеках и губы рисовали одного цвета — два больших круга и между ними посредине маленький. Над глазами обязательно брови — черные, тонкие, как говорится, «вразлет».
XII. Рефлексия
- Назовите вид работы, которым вы занимались сегодня на уроке. (Лепка.)
- Какие принадлежности вам понадобились?
- Что следует сделать с пластилином перед самым началом работы?
- Перечислите свойства пластилина. (Эластичный, мягкий, податливый, легко принимает нужную форму, боится тепла.)
- Как называется вид кукол, которых вы сегодня выполняли?
- Какие основные детали используются для оформления юбок дымковских кукол?
— Как можно оформить голову, ручки куклы?
— Что для вас было сложного в изготовлении такой куклы?
— Какие новые слова вы узнали на уроке?
— Чему новому вы научились?
— Какова была роль каждого из трех братьев-Мастеров в изготовлении дымковкой куклы?
XIII. Творческий момент, сочинение синквейна
Каждое занятие вы будете завершать сочинением поэтического произведения из пяти строчек. Оно называется словом «синквейн». Повторите это название все вместе хором.
Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».
Вы уже знакомы с частями речи - существительными, прилагательными, глаголами. Вот в каждой строчке синквейна по очереди будут использоваться все эти части речи.
(Педагог может вывесить плакат с пояснениями создания синквейна.)
1 строка - заголовок, в который выносится ключевое слово, тема синквейна, имя существительное.
2 строка — два прилагательных.
3 строка - три глагола.
4 строка - фраза на тему синквейна.
5 строка - вывод, одно слово, существительное.
Вот какие примеры синквейнов можно сочинить на известные вам темы.
(Педагог демонстрирует варианты создания синквейнов на распространенные темы.)
1. «Утро» Утро.
Свежее, раннее. Пробуждает, веселит, светит. Утро приходит к нам с рассветом. Радость.
2. «Солнце» Солнце. Ясное, яркое.
Восходит, сияет, воодушевляет. От солнца всем становится радостно. Счастье.
А теперь попробуем вместе сочинить синквейн на слово «игрушка».
Игрушка.
Любимая, добрая.
Развлекает, веселит, утешает.
Игрушки должны быть у всех детей.
Веселье.
(Педагог записывает каждую сочиненную ребятами строчку на доске.)
Посмотрите, какое хорошее стихотворение вы все вместе сочинили. Давайте прочитаем его хором. Теперь вы знаете, как можно сочинять подобные несложные стихотворения, и сами можете тренироваться в их создании. А темой для синквейна может быть любое слово.
Примечание. В дальнейшем на каждом уроке синквейны создаются по данной общей схеме.
XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Ваши поделки надо аккуратно убрать в специальные целлофановые пакетики, которые вы принесли с собой. Пластилин, который остался, соберите в коробку, дощечку заверните в бумагу. Оботрите руки тряпочкой.
На следующий урок принесите пластилин и принадлежности для работы с ним.
Тема: Красота букетов из Жостова. Твоя посуда.
Цели: повторить технологию работы с пластилином; познакомить с проектированием предметов по принципу стилевого единства; обсудить посуду разных форм и внешнего оформления; познакомить с понятиями «гармония», «колорит».
Вид деятельности: лепка из пластилина, изготовление посуды.
Планируемые результаты: школьники узнают предметы, входящие в состав чайного сервиза; дадут описание их внешнего вида; научатся создавать ансамбль предметов в их единстве.
Оборудование: образцы посуды разных видов и назначений, пластилин и принадлежности для работы с ним, готовые поделки для демонстрации, фотографии и рисунки с сервизами, оформленными в единой форме.
Ключевые слова и понятия: сервиз, гармония, чайная пара, колорит.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)
II. Беседа по теме урока, работа с учебником
- Чем вы занимались на прошлом занятии?
- В чем заключается необычность дымковских игрушек? (В их разнообразии и в раскраске, для раскраски такой игрушки используются яркие, сочные цвета — от красного до фиолетового.)
Да, в обычной одежде сочетание таких цветов покажется чересчур пестрым, но для украшения глиняной игрушки они смотрятся очень нарядно.
Сегодня вы продолжите работу с пластилином, только в течение урока вам придется уже слепить несколько видов посуды, которые вместе составят целый чайный сервиз.
Откройте учебник на с. 18-23, рассмотрите представленные там образцы посуды.
- Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены на с. 18—19? (Для чая.)
- Что входит в состав чайных сервизов?
- Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы?
- Чем, помимо краски, раскрашены представленные здесь сервизы? (Позолотой.)
- Из чего сделана посуда, фотография которой представлена на с. 22? (Из дерева.)
Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отломившись от нее, может поранить кожу человека.
- Для чего же тогда предназначена такая посуда?
- Какие предметы здесь изображены и для чего предназначен каждый из них?
Хохломскую посуду часто использовали для других целей, помимо пищевых, например, вазочки - как подставки для искусственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки - для хранения меда.
- Какие предметы хохломской посуды использовали в качестве музыкальных инструментов? (Ложки.)
На с. 23 учебника представлена посуда из местечка под названием Гжель. Здесь выбор предметов очень богатый. Рассмотрите фотографию и найдите предметы, которые я назову, и расскажите, но каким признакам вы их отыскали.
- В какой части фотографии - вверху или внизу - находится подставка для яиц? (Внизу слева.)
- Опишите, как она выглядит. По каким признакам вы поняли, что это именно так часть сервиза, которую я прошу найти? (Это тарелка с овальными углублениями для яиц, в центре тарелка украшена фигуркой птички.)
- Какая птица использована здесь для украшения и еще как ручка этой подставки? (Курочка.)
- Почему подставку для яиц украсили фигуркой птички-курочки? (Потому что яйца - продукт, который приносит курица.)
- Чьим продуктом — птицы или рыбы — является икра? (Рыбы.)
Верно. Для того чтобы икру выставлять на стол, используют специальный прибор, который называется икорница.
- Найдите на фотографии икорницу, расскажите, где она находится и по каким приметам вы ее узнали. (Она находится справа, оформлена в виде рыбки.)
Верно, корпус и голова рыбки - крышка икорницы, а ее плавники — подставка.
- Что может храниться в посуде, крышка которой сделана в виде изображения кота? (Сливочное масло.)
- Как называется такой предмет? (Масленка.)
Позади масленки к стенке прислонена большая глубокая миска с нарисованным петухом на ней — это тарелка для первого блюда, например, куриного супа. В центре фотографии - два чай-пика, большой и маленький. Большой - для кипятка, маленький — для заваривания в нем чая.
- Какие ручки у большого чайника? (В виде женских фигурок.) С другой стороны от большого чайника находится предмет, который не используется в качестве посуды, но на столах он раньше часто выставлялся. Это подсвечник. Посмотрите, от основного стержня в две противоположные стороны отходят круглые части — подставки под свечи.
- Почему подсвечники не делали в наборах хохломской посуды? (Хохломская посуда — изготавливалась из дерева, а дерево могло загореться от огня свечей.)
Откройте учебники на с. 24, прочитайте, какую работу выполняет при изготовлении посуды каждый из братьев-Мастеров.
III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония»
Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пластилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза.
— Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.)
Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по каким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплекта, почему их нельзя спутать с другими сервизами.
- Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.)
Сервизы могут объединяться формой ручек, подставками под предметы. Бывают даже сервизы, где все предметы стоят на столе не донышками, а специально сделанными лапками-подставками в виде маленьких ножек.
- Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни раскрашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.)
Форма посуды согласована с оформлением. Если чашечки сервиза напоминают цветы с волнистыми краями, то и в его оформлении присутствуют цветочные детали. Такая согласованность формы посуды и ее декоративных украшений называется словом «гармония». Запомните, слово «гармония» означает «согласованность», «согласие». Когда какие-то предметы хорошо подходят друг к другу, то про них можно сказать, что они друг с другом гармонируют.
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Посуда у тебя дома». Запишите также определение слова «гармония».
Гармония — это согласованность, согласие разных компонентов в едином стиле.
В сервиз входит достаточно много видов разной посуды. Повторите предметы, которые входят в чайный сервиз. (Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.)
— Как вы думаете, является ли чайная ложка предметом чайного сервиза? Ведь она тоже часто используется во время чаепития. (Если такая ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.)
Но бывают ложки, изготовленные из того же материала, что и все остальные предметы сервиза, например, из фарфора. Да еще ее и расписывают, как все остальные предметы, тем же узором. Тогда такую ложку можно считать частью сервиза.
V. Изготовление формового задела. Подготовка к практической работе
Вы уже убедились в том, как много предметов входит в состав чайного сервиза. Поэтому договоримся сначала сделать лишь несколько вещей. Зато в них вы должны сразу же четко обозначить две самых важных особенности — общую форму всех предметов, их цветовое решение. А когда первые предметы будут вылеплены, то надо будет придумать и общие детали для их декоративного оформления.
Заданием на начало урока станет лепка самого крупного предмета — чайника и чашки с блюдцем. Обычно чашек в сервизе бывает много - от 6 до 12. Но вы слепите сегодня образец, на который сами впоследствии будете равняться, изготавливая псе остальные чашки.
Первая задача - выбор формы изделий. При этом можно руководствоваться образцами, представленными в учебнике. А еще лучше, если вы придумаете свою форму для сервиза. Подумайте и решите этот вопрос каждый самостоятельно.
Все предметы придется лепить из пластилина одного цвета. Поэтому посмотрите на ваши запасы и определите, пластилина какого цвета у вас больше всего. Хватит ли этого цвета для всего сервиза? Если одного какого-то цвета мало, то вам придется лепить посуду, скомбинированную из двух цветов. Допустим, нижняя часть каждой вещи будет одного цвета, а верхняя - другого. Важно, чтобы цвета сочетались между собой и находились и гармонии.
VI. Начало практической работы. «Чайная пара»
С лепки какого предмета можно начать эту работу? Поможет нам такая подсказка. Когда накрывают стол к чаю, то первые предметы, которые на нем расставляют, это чашки.
- Как вы думаете, почему? (Ответы школьников.)
А потом уже вносят и расставляют на столе все остальные принадлежности для чаепития. Поэтому и нашу лепку мы начнем с изготовления чашки.
Итак, вы уже определились с главными моментами — выяснили, какого цвета (или цветов) пластилин вам понадобится и какой формы будут ваши поделки. И еще нужен третий параметр - величина предмета. Возьмите кусочек пластилина, подходящий но объему вашей будущей чашке, слегка разомните его в руках и скатайте в комок. Из такой заготовки надо смастерить чашку.
Придайте пластилину выбранную форму. При этом чашку можно поставить на картонку для лепки. После того как ваша чашка внешне приобрела ту форму, которая нам нужна, сверху в ней надо проделать углубление. Его можно просто продавить пальцем. После этого еще раз проверьте форму чашки - возможно, что она немного изменилась из-за появления углубления. Выровняйте ее края. Какой будет ручка у вашей чашки? Подумайте, ведь ее можно сделать не только простой полубараночкой, а украсить какими-нибудь завитушками. Только учтите, что тогда подобные ручки надо будет сделать и для всех остальных принадлежностей сервиза.
Будет ли у вашей чашки блюдечко? Ведь бывают сервизы, в которых блюдца отсутствуют. Договоримся, чтобы у ваших чашек блюдца были. Для того чтобы изготовить блюдце, скатайте кусочек пластилина в шарик, расплющьте его в тонкую лепешку и поднимите у нее края вверх. Посмотрите, нельзя ли сделать так, чтобы даже блюдце по своей форме гармонировало с чашкой. Например, если у чашки волнистые края, то и у блюдечка тоже можно краешки сделать слегка волнистыми.
Чашка и блюдце носят в обиходе название «чайная пара». Значит, первую такую чайную пару вы уже изготовили. Можно ее пока установить на краю вашей картонки для лепки или на время вообще переставить в другое место. Теперь займемся другой поделкой, а потом вернемся к чайной паре вновь.
VII. Продолжение практической работы
Вторая поделка из сервиза - командир всех блюдец и чашек, про него так и говорят — «над чашками начальник». Кто же это? Верно, это чайник.
По сравнению с чашкой этот предмет крупнее. Поэтому и пластилина для него потребуется больше. А технология изготовления чайника похожа на ту, которую вы уже освоили, выполняя чашку.
Сначала лепится его основная внешняя форма — круглая, конусовидная или просто в виде цилиндра. Потом в форме делается углубление, и будущий чайник подравнивается с боков и сверху. Какие детали мы должны сделать для него? Первая деталь — это ручка. Обратите внимание на то, что она должна иметь сходство с ручкой чашки. А можно ее вылепить и интереснее, богаче украшенной. Ведь чайник - центр чайного стола, поэтому ему разрешено выглядеть наряднее. Прикрепите ручку с одного бока чайника. Обратите внимание на то, что ручка не должна быть тонкой. Ведь она должна выдерживать вес чайника, за нее чайник поднимают.
Какие еще детали следует вылепить для чайника? Это носик и крышечка. Носик прикрепляется с противоположной стороны от ручки. Эта деталь тоже не должна получиться узкой, ведь подразумевается, что через носик из чайника наливают чай.
Последняя деталь - крышка. Тот, кто делает сервиз из пластилина разных цветов, может выбрать для нее любой цвет. Крышку лепят из шарика, слегка приплюснув его в лепешечку. Завершить крышку надо сверху маленьким шариком.
После того как вы закончите изготовление чайника со всеми деталями, поставьте эту поделку рядом с чайной парой. Обратите внимание, есть ли сходство в облике чашки и чайника. Получились ли они похожими между собой по своей форме? На следующем этапе работы мы это сходство усилим с помощью декоративных деталей оформления.
VIII. Физкультминутка
Мы с вами попробуем исполнить движения, которые мог бы сочинить постановщик, который долго рассматривал нарядный чайный сервиз. Только что вы вспоминали, как выглядит праздничный стол, покрытый нарядной скатертью, уставленный красивой посудой с различным угощением, и какие предметы входят и чайный сервиз. Вы все хорошо знаете названия предметов для чаепития. Сейчас попробуем изобразить каждый из них жестами. А поможет нам в этом плясовая музыка.
(Под аудиозапись произвольной плясовой русской народной мелодии школьники выполняют движения, стоя на месте или передвигаясь вперед маленькими шагами.)
1. Чайные чашки - повороты плечами, руки опущены вниз, ладони отогнуты под прямым углом.
2. Блюдца — двигаются аналогично, только их руки с отогнутыми ладонями выпрямлены в стороны.
3. Чайник - одна рука поднята вверх и развернута ладонью и сторону, вторая согнута в локте, ладонь на поясе. Повороты и разные стороны. Чайник - фигура важная, двигаться он должен медленно, с достоинством.
IX. Понятие о колорите
Теперь надо выбрать колорит вашего сервиза. Слово «колорит» в переводе с латинского языка означает «цвет», «окраска». В живописи колорит — это система подбора цветов для передачи нужного художественного образа. Зависит от подбора красок, которыми пользуется художник.
- Какие цвета вы выберете для передачи летнего пейзажа? (В основном — зеленый, синий.)
— Какие цвета вы выберете для передачи осеннего пейзажа? (Желтый, оранжевый, красный.)
Для изображения лета также можно выбрать желтый цвет -это окраска солнышка, песка на пляже. Но в летнем пейзаже такой цвет присутствует не как основной, а как дополнительный.
Подумайте, какой колорит понадобится для оформления вашего сервиза.
X. Декоративное оформление
Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумайте, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть орнаменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.
Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.
При выполнении отделки можно воспользоваться специальными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пластилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавливаниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похожую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.
Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, затем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.
(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)
XI. Продолжение практической работы
Вспомните название предмета для чайного стола, который не входит в состав чайного сервиза. Без него раньше чайный стол не обходился. Отгадать название этого предмета вам помогут две загадки.
(Педагог читает народные загадки, а школьники отгадывают.)
Сверху дыра, снизу дыра,
А внутри — огонь да вода. (Самовар.)
Хочется попить чайку,
Разогнать прочь хворь-тоску.
Вот теперь раздуем жар,
И запышет... (самовар).
Какую замечательную посуду вы сегодня слепили. Сейчас эта работа будет продолжена - надо будет слепить еще некоторые пещи, без которых сервиз будет неполным.
- Что же еще осталось? (Сахарница, кувшинчик для молока или сливок, вазочка для конфет.)
Любой из этих предметов надо вылепить и оформить в едином с тиле с предыдущими компонентами сервиза. (Школьники продолжают работу.)
XII. Физкультминутка
Завершим танец предметов чайного сервиза. Сначала повторите прошлые движения, потом выучите новые.
(Школьники под музыку повторяют выученные движения.) Теперь посмотрите танцевальные действия оставшихся предметов.
1. Сахарница - две руки, упертые в бока. Движения - маленькие приседания-пружинки.
2. Маленькие розетки для варенья - изображаются по образу чайных чашек, только при этом ребята слегка приседают, согнув колени.
3. Самовар - изображается раздвинутыми и закругленными, разомкнутыми руками. Этот персонаж прыгает на месте, попыхивая на ходу: «Пых, пых!»
Вот как весело танцует наш чайный сервиз!
XIII. Рефлексия
- Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.)
- Какие, помимо чайных, еще бывают сервизы? (Столовые.)
- Когда используются столовые сервизы? (За обедами для первых и вторых блюд, закуски.)
- Какие предметы входят в столовые сервизы? (Разные тарелки — глубокие, мелкие, пирожковые, закусочные; супницы, соусники, селедочницы, салатники.)
- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)
- Когда про предметы посуды говорят: «Они гармонично смотрятся друг с другом»? (Одинаково оформлены, похожи по форме.)
- Что такое колорит?
- Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы?
- Какой цвет является основным для посуды из Гжели?
А теперь сочиним синквейн на тему «Сервиз». (Школьники выполняют задание.)
XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно положите в специальную упаковку — пакетик или коробочку.
На следующий урок принесите бумагу, краски и принадлежности для работы с ними.

Приложенные файлы


Добавить комментарий