«Кюй-легенда «Нар идерген» Урок Музыки»

Предмет МУЗЫКА
Урок 6
Тема урока: "Кюй-легенда «Нар идерген»
Цель урока:
1) Продолжать углублять знания уч-ся о народной музыке
2) Познакомить учащихся с легендой «Жетім бала»
Задачи урока:
1)Продолжать формирование знаний о народной и композиторской музыке
2)Воспитывать уважение к музыкальному искусству казахского народа, культуре.
Донести до детей историческое прошлое.
3) развивать образное,ассоциативное мышление,музыкальную память,речь.Всесторонне развивать творческие способности детей.
Методы: метод «наблюдение за музыкой» (Б.М.Асафьев), «размышление о музыке», «сопереживания» (Н.А.Ветлугина)
Тип урока: Урок углубления и закрепления темы
Приемы работы:Слушание,пение,движение,рисование.
Основные виды деятельности на уроке: 1.Восприятие музыки.
2.Познавательная деятельность (изучение основ теории и истории музыки).
3.Пение (вокально-хоровая работа) – хоровое, ансамблевое, сольное (исполнение песни, разучивание песни).
4.Музыкально-ритмическая деятельность – физминутки, двигательные упражнения под музыку, элементы танца.
Основные понятия урока:кюй,народная,композиторская,инструментальная музыка.
Оборудование урока,наглядность: пианино,муз.центр,компьютер,интерактивная доска.
ХОД УРОКА

Организационный этап:
Приветствие, распевки
Исполнение Гимна РК ( 1,2 куплет,припев).

Кюй  это инструментальная пьеса, весьма небольшая повремени звучания (2 - 4 мин.), но очень глубокая по содержанию и отточенная по форме, со сложнымритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определеннуюлогику музыкального мышления.  Вбольшинстве случаев кюи исполняются на щипковых инструментах этих народов: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] у казахов и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] укиргизов. 
Прослушивания видео и музыки (кюй ТепенK™K»)
О чем этот кюй?
Тональность какая?
Настроение у кюя?

Чем отличается народная музыка от авторской (композиторской)?

Народные песни делятся на две группы. Они бывают обрядовыми и необрядовыми. Обрядовые песни :свадебные песни, песни, исполняющиеся при рождении ребенка Необрядовые песни – это песни, которые поют на вечерках, на беседах.
Основное назначение народной песни – выражать разнообразные эмоции, переживания народа.

Композиторская песня – это профессиональное вокально-инструментальное сочинение. В отличие от народной песни, композиторская доходит до нас в первозданном виде, даже если она была написана 100-200-300 лет назад.


Новая тема .
Тема урока : «Как возникла легенда «Нар идірген»»( «Доение верблюдицы»).
Вот что рассказывает старинная легенда-кюй «Нар идірген» о событиях давних времен.
Давным - давно жил старик, у которого была одна-единственная верблюдица. Она родила белого верблюжонка, но малыш вскоре заболел и умер. Верблюдица искала везде своего верблюжонка, звала его, из её глаз катились слезы. старик хотел подоить её , но молоко у неё пропало. Тогда он обратился за советом к мудрецу, который сказал: «Жизнь верблюдице спасет только кюй». Хозяин верблюдицы пообещал отдать замуж свою единственную дочь за того, кто раздоит верблюдицу. Как-то раз пришли два музыканта – старик и джигит. Первым стал играть старик.
Послушайте кюй старика обратите внимание на мелодию кюя.
Какие чувства вызвал этот кюй? Слушание 1 кюй (ответы на вопросы) плавный, напевный, напоминает голос и плач маленького верблюжонка Когда старый домбрист начал играть, верблюдице послышался голос её верблюжонка, и молоко поступило в вымя. Девушка почувствовала это, крепко сжала сосцы верблюдицы пальцами и сказала: «Нет молока, передайте домбру другому». Она сделала это для того, чтобы не идти замуж за старика. Вторым стал играть джигит .
Слушание 2 кюй. Какой характер кюя? Какой темп? Какие чувства вызвал этот кюй? темп более подвижный, синкопированный ритм, тревожный. Какое чудо произошло? (верблюдица снова стала давать молоко). Чтобы люди не заметили её уловку, девушка выждала время и начала доить верблюдицу после того, как джигит поиграл какое-то время. Итак, девушка, согласно договора, должна выйти замуж за джигита. Старик, уверенный в своём искусстве, сказал, глядя на девушку: «Светик мой! Это я раздоил верблюдицу. Если вы мне не верите, давайте ещё раз сыграем и отправимся каждый в сою сторону. Посмотрим, за кем пойдёт это бедное животное». Девушка была вынуждена согласится на это требование. Музыканты заиграли и верблюдица пошла за стариком, обнюхивая полы его чапана. Ей казалось, что именно там находится её потерянный верблюжонок. Так народ узнал, кто раздоил верблюдицу. Вернувшись, старик сказал: «Дорогая моя, никогда не обманывай. Будьте счастливы вместе!» – и старик дал благословение молодым. Чему нас учит эта легенда? ( не лгать, быть честным, справедливым, добрым). Такие легенды, есть у всех народов мира, они учат добру, через музыку.
О том, что музыка может воздействовать на животных знали и другие народы. Туркменки перед дойкой верблюдиц и коров пели священную песню «Ховлум». У бурят есть песни приручения животных Перед первым кормлением новорожденного ягненка женщины исполняют песню «Тээгэ», чтобы разжалобить овцу. Нежная и добрая мелодия помогает людям задобрить животное, чтобы накормит малыша. Монголы досих пор используют ритуал, вызывают курачи к верблюдице, потерявшей верблюжонка. Он исполняет песню «Сариг цаган ингэ». Звучание похоже на голос верблюжонка . из глаз верблюдицы начинают катиться слезы и молоко возвращается. Получается, что казахская легенда «Нар идірген» отражает один из древних обрядов, который существовал у всех скотоводческих народов. Они еще в древности знали о том, как сильно музыка влияет на животных. Такие песни и кюи кочевники считали священными и передавали из от отцов к сыновьям.
Рефлексия: Что нового узнали на уроке?

Д/З. повторить Гимн РК. Нарисовать рисунок к прослушанному кюю-легенде Нар идерген

Итоги урока(Оценки)


15

Приложенные файлы


Добавить комментарий