Методическая разработка «Сочинение как средство развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы»


МБОУ «Хоринская СОШ №2»
учитель русского языка и литературы
Доржиева Надежда Михайловна
Методическая разработка
«Сочинение как средство развития творческих способностей на уроках русского языка и литературы»
Аннотация
В данной методической разработке рассматривается проблема развития творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы средством сочинения.
Жизнь заставляет школьников искать применения своим творческим силам. Если учитель уделяет больше внимания отстающим ученикам, то способные ученики начинают терять интерес к занятиям: мы не даем им возможности проявить себя. Опыт работы, выводы из него заставляют задуматься над этой серьезной проблемой, искать формы и приемы работы с детьми, развивать их творческую индивидуальность. Эта разработка может быть полезна учащимся, учителям русского языка и литературы.

Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Основная часть……………………………………………………………..5
Характеристика темы. Цель методической разработки и задачи...5
Рекомендуемые методы и приемы при подготовке сочинений по произведениям искусства в системе уроков русского языка…………………..6
Воспитательное значение учительских мини-сочинений……….13
Методические рекомендации по применению классификации учеников с целью формирования интереса к предмету……………………….13
Поэтические пятиминутки – одно из условий создания учащимися своего творчества…………………………………………………..16
Заключение………………………………………………………………..18
Список использованных источников……………………………………19

Введение
Проблема формирования способностей и талантов являлась и является большой социальной и государственной проблемой. При этом задача всестороннего развития способностей у всех детей не противопоставляется задаче развития специальной одаренности у отдельных особо талантливых детей.
Воспитание человека, гражданина – задача сложная, многогранная, всегда актуальная. Творчество – самый мощный импульс в развитии ребенка. Потенциальная гениальность живет в каждом человеке, и задача учителя – развивать творческие силы в маленьком человеке. Но для творческой атмосферы необходимы свобода и ощущение уверенности в том, что творческие проявления будут замечены, приняты и правильно оценены. Надо и самих ребят учить любить то, что они делают на уроках, относиться к этому уважительно и с достоинством.
Стимулирование интереса учащихся к русскому языку и литературе, формирование творческого мышления учащихся, развитие их творческих способностей, выявление наиболее талантливых детей, совершенствование преподавания русского языка и литературы – вот цели, которые преследует каждый словесник.
Рождение творческой личности вовсе не таинственный перманентный процесс, изолированный от жизни общества, наоборот, это процесс накопления жизненных наблюдений, это увлекательная борьба точек зрения и оценок, это поиски истины, кристаллизация жизненного опыта.
В последнее время всё более входит в свои права понятие «творческая педагогика», под которой понимаются непосредственная творческая работа со способными детьми, поиски средств, методов и форм воздействия на формирование личности.
«Стремление к глубокому познанию, мечта найти не только пример для подражания, но и интересное, познавательное, конкретное для себя дело – вот те черты способного ребёнка, которые обязана,- по мнению писателя Альберта Лиханова,- учитывать творческая педагогика».
Урок развития письменной речи как форма учебного занятия предоставляет больше возможности для развития творческих способностей учащегося.
Сочинение – одно из действенных средств формирования мировоззрения и воспитания личности ученика, раскрытия его творческого потенциала.

Основная часть
Характеристика темы.
Цель методической разработки – раскрытие опыта работы по развитию творческих способностей детей на уроках русского языка и литературы средством сочинения.
Задачи по учебному предмету, для решения которых предназначена МР:
развитие у школьников универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных);
создание мотивации к дальнейшей успешной деятельности;
формирование интереса к образованию;
формирование читательской культуры;
формирование исследовательской позиции;
создание условий в процессе обучения для максимального раскрытия способностей каждого ребенка;
развитие личности ребенка;
развитие художественного вкуса и чувства языка;
развитие устной и письменной речи учащихся;
привитие навыков и потребностей в самостоятельной учебной деятельности.
Существуют различные приёмы выявления творческих способностей учащихся.
Этапы работы по выявлению творческих способностей учащихся:
изучение творческой индивидуальности учащихся,
изучение творческих способностей,
развитие творческой индивидуальности ученика средством сочинения.
По первому этапу работы я использую вопросы, составленные А.Г.Ковалевым (книга «Психология литературного творчества») :
уровень образования и характер интересов членов семьи;
образ жизни ученика в семье (игры, занятия, труд);
отношение ребёнка к сказкам, рассказам и реакция на них;
основы восприятия жизни и природы;
интерес к музыке, театру и т.д.
первые попытки сочинительства и их качества;
отношение к школе, желание учиться;
впечатлительность;
острота и наблюдательность;
убеждения и требовательность к себе.
Приведённые из программы А.Г.Ковалёва вопросы могут дать учителю интересный материал для понимания творческой индивидуальности ученика, раскрытию его внутреннего мира. Это может лечь в основу дальнейшей работы с учеником с учётом его индивидуальных особенностей.
2. Рекомендуемые методы и приемы при подготовке сочинений по произведениям искусства в системе уроков русского языка
На первых уроках в 5 классе целесообразно знать, что требования к каждому будут различные в зависимости от его возможностей. Практически это можно осуществить так. В течение первой четверти проверяются возможности и интересы учащихся по схеме, предложенной А.Г.Ковалёвым. Далее ставятся разные по трудности вопросы и ведутся наблюдения, кто как отвечает; ведётся индивидуальная работа во время исправления сочинений; наблюдается, как ученик выполняет поставленные учителем устные и письменные задания. Всё это помогает проверить уровень знаний, творческие способности, творческое воображение, богатство языка. Задания могут быть такие: самим придумать темы сочинений; описать своё психологическое состояние во время первого учебного дня; дать ответ на вопрос, почему фольклор – источник нашей литературы и т.д.
После проведения обстоятельной работы по изучению творческой индивидуальности учащихся и получения интересующего нас ответа, переходим к изучению творческих способностей методом экспериментально - проверочных работ. Для выявления литературных наклонностей всем учащимся можно дать экспериментально-проверочные сочинения на разнообразные темы творческого характера: на основании жизненных впечатлений, по картинам, художественным произведениям и т.д.
Использование произведений искусства в процессе обучения языку и речи имеет ряд обоснований.
Первое обоснование – большая роль искусства в развитии духовно-нравственного потенциала учащихся. При работе с произведением искусства на учебном занятии собственно языковое, речевое, духовное и эстетическое развитие школьников представляет собой единый процесс.
Второе обоснование – психологическое. Во-первых, процессы восприятия окружающего мира и мира искусства изначально психологически одинаковы. Во-вторых, использование художественных произведений создает в образовательном процессе единство эмоционального и рационального. В-третьих, искусство помогает человеку понять чувства не только самого себя, автора, но и тех, кто участвует в обсуждении произведения.
Третье обоснование имеет психолингвистическую основу. При восприятии произведений искусства становятся задействованными и наглядно-образные, и словесно-логические механизмы обучения. Образы-представления автора и тех, кто воспринимает художественное творчество, соотносимы.
Произведения искусства дают возможность сопоставить различные формальные (словесные и несловесные) средства для выражения одного и того же содержания.
Использование произведения искусства создает среду, благоприятно влияющую на развитие творческого потенциала и учителя, и учащихся.
При подготовке сочинения по произведениям искусства я включаю в систему уроков русского языка такие методы, как метод чувственного познания, метод мысленного составления целостной информации о какой -либо картине мира, метод классификации, метод ассоциаций.
Итак, представляю методы и приемы которые могут быть использованы в системе уроков русского языка.
Метод чувственного познания
Человек воспринимает мир не только посредством своих ощущений, но и эмоционально, на основе чувств. Познание языка тоже относится к миру объективного мира, который предстоит освоить и сделать понимаемым, своим, родным.
Обращение к эмоциям ученика.
Чтобы пробудить эмоции ученика, полезно обратиться к факту из истории создания произведения, памятника архитектуры, привести свидетельства (или предположения) о настроении, чувствах автора в момент работы над произведением, высказать собственную оценку того или иного факта, сопоставить художественные образы с реальными людьми и событиями, поговорить об ассоциациях, которые вызывает данное произведение искусства.
Воображаемое перемещение в мир иной культуры, т.е. в другие время и пространство.
Определите свое местонахождение в пространстве картины. Где бы вы встали, сели? Где бы вы хотели (не хотели) находиться? Что бы сделали (сказали)? Как бы себя чувствовали в этой среде? Объясните причину своего желания. ( При ответе на вопросы повторяются темы «Глагол. Условное наклонение», «Раздельное написание частицы бы с глаголами в условном наклонении». Производится отбор и анализ материалов к сочинению.) Расскажите, каким образом вы выразили бы свое настроение в данный момент. Какие цветовые пятна нанесли бы на лежащий перед вами белый лист? (Тема «Глагол». Поиск аргументов для текста-рассуждения.) Из данных трактовок произведения искусства выберите ту, которая более близка вашему пониманию. Объясните, почему. (Сжатый пересказ. Отбор материалов к сочинению.) По данному высказыванию попытайтесь определить, к какой социальной группе относится автор, когда, где он жил. (Обучение сочинению-рассуждению.)
Как бы вы себя повели, оказавшись в изображенной на картине ситуации? (Тема «Глагол. Условное наклонение».) Представьте себя в роли персонажа какого-либо жанрового произведения изобразительного искусства и опишите состояние героя.
Метод мысленного составления целостной информации о какой-либо картине мира.
Сущность этого метода заключается в осмыслении учащимися поступающей информации. Мыслительные образы, отражающие действительность, различны: 1) чувственно-наглядные образы представления; 2) понятия; 3) целостные мыслительные структуры – совокупность знаний о предмете.
Приемы работы с образами-представлениями.
Выявление связи между словом и образом.
Прием заключается в вычленении из потока различных образов-представлений одного образа и последующего его словесного описания.
Расскажите, какой образ возникает у вас при произнесении слова/ термины искусства: книга, картина, музей, радость? (Упражнение по развитию речи с опорой на образ-воспоминание. Сбор материалов к сочинению.) Запомните самое первое впечатление от произведения искусства, а затем быстро запишите его в нескольких словах (словосочетаниях) или в одном-двух предложениях. (Подготовка к сочинению с использованием произведения искусства. Побуждение к художественной коммуникации.) Анализ названия произведения искусства.
Придумайте название для картины. Сопоставьте его с авторским, попытайтесь обосновать выбор художника. (Сбор материала к сочинению-рассуждению.)
Приведите примеры картин, в названиях которых использованы односоставные назывные предложения с существительными-подлежащими, указывающими на место или на время действия, само действие, имя. Объясните причины выбора подобной словесной формы. (Темы «Имя существительное», «Имя прилагательное», «Односоставные предложения». Сбор материала к сочинению.) Приемы работы с понятиями.
Сопоставьте, как толкуют один и тот же термин искусства разные люди. Проверьте точность понимания слова по словарю. (Темы «Словари», «Профессионализмы». Пересказ исходного текста.) Активное рассматривание. Это спонтанное обозначение словами, словосочетаниями предложениями того, что видит человек в процессе зрительного восприятия картины. Прием эффективен при первом знакомстве с явлением в искусства. (Сбор рабочих материалов к языковому оформлению сочинения.)
Напишите художнику письмо, используя трехчастную композицию: комплимент, вопрос – сомнение и выражение несогласия с автором в чем – либо. (Письмо как одна из разновидностей текста. Создание текста по данным темам). Приемы работы с целостными мыслительными структурами – с многокомпонентной информацией о какой – либо картине.
Прочитайте (дома) и перескажите (на уроке) искусствоведческий текст. (Создание текста на основе исходного.)
Сопоставьте тексты, например, описания картины и истории ее создания. (Сравнительная характеристика.)
Определите порядок предложений в тексте, рассказывающем об истории создания какого – либо произведения. (Тема «Связность как признак текста».)
Отгадайте название произведения искусства по его словесному описанию. (Отбор доказательства для текста – рассуждения.)
Составьте план сценария, в котором описываются, например, процесс изготовления дымковской игрушки или действия мастера, расписывающего гжель. (Темы «Причастие», «Деепричастие».)
Метод классификации.
Сущность метода заключается в явлении сходства между предметами, явлениями окружающего мира.
Приемы группировки признаков.
Распределите термины искусства по однородным классам, например, по художественным стилям, жанрам искусства. (Тема «Профессионализмы».)
Составьте с термином словосочетание или предложение. (Тема «Профессионализмы», «Синтаксис».)
Приемы сопоставления признаков.
С помощью толкового словаря сравните признаки, характеризующие разные явления искусства. (Тема «Лексика».)
Игра «Четвертый лишний» с использованием искусствоведческих терминов.
Формулирование ключевого вопроса.
Идея пейзажа Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» передана через движение. Какие изобразительно – выразительные средства выбирает художник, чтобы передать движение жизни, ее стремительность, напряженность?
Метод ассоциаций.
Слово в речи выявляет не только свои прямые и переносные значения, но и ассоциативно связанные с ним образы, чувства. Каждое слово связано не только с другими единицами языка, но и с образами – воспоминаниями о явлениях действительности.
Выявление связей слова и образов – воспоминаний.
Учитель произносит слова – стимулы (например, картина, искусство, контраст, архитектура…) – ученики записывают ответ- реакцию. Выявления ассоциативных связей слов, обозначающих чувства, и названий произведений искусства.
Радость. Какое произведение искусства вызывает у вас чувства радости?
Тревога. Какое произведение искусства вы связываете с тревожным предчувствием?
Приемы работы по явлению художественных ассоциаций.
Какая музыка, какие стихи могли бы сопровождать ваш рассказ о картине в кругу друзей, в телепередаче, домашнем видеофильме? (Подготовка к сочинению публицистического характера.)
Может ли орнамент быть музыкальным? (Обучение сочинению – этюду.)


3. Воспитательное значение учительских мини-сочинений
Большое воспитательное значение имеет работа учащихся над школьным сочинением. К этому виду учебной деятельности у них особенное отношение потому, что в форме сочинения проходит допуск к ЕГЭ.
Мысль написания учительских мини-сочинений возникла в связи с одним из упражнений в 7 классе. В нем требовалось описать одного из одноклассников так, чтобы можно было догадаться, о ком идет речь. Выполняя это задание, учащиеся испытывали затруднения: их описания были недостаточно выразительными, а персонажи неузнаваемыми. И тогда я дала описание двух мальчиков, не называя их, одноклассники сразу поняли, о ком идет речь.
При написании сочинений – характеристик я ставила цели: поддержать развитие лучших, ценимых мною в детях личностных черт, укрепить их веру в себя, а также помочь им в поиске нравственного ориентира.
Постепенно жанр сочинения-характеристики приобретал жанр послания. В посланиях – напутствиях учащимся 11 класса делилась с ними размышлениями о жизни, любви, дружбе, взаимопомощи.
Учитель, по моему мнению, должен пробуждать в сознании и чувствах подростков важные для их становления ориентиры, в основе которых труд, долг, скромность, ответственность. Он должен стать образцом правильной речи для учеников.
4. Методические рекомендации по применению классификации учеников с целью формирования интереса к предмету
По способу изложения школьные сочинения могут быть художественными, научными и публицистическими с элементами взаимопроникновения. Выбор способа изложения диктуется, с одной стороны, характером материала для сочинения, с другой- особенностями склада ума школьника, его творческими способностями. Допустим, в 9 классе предстоит сочинение о Чацком. Учитель предлагает такие темы, чтобы одни ученики могли писать научные сочинения, другие – публицистические, третьи – художественные. Тему “Взгляды Чацкого в его монологах” (Или “Прав ли Гончаров, утверждая, что “борьба истомила” Чацкого?”, “Согласен ли Гончаров с мнением Пушкина о Чацком?” и т.п.) успешно разовьют те ученики, которые любят исследовать художественный текст, те, у кого рождаются мысли на основе прочитанных критических и литературоведческих материалов, кто любит ссылаться на авторитеты, у кого логика ума развита больше, чем воображение и чувства. Перед такими учениками стоит задача: самостоятельно сделать наблюдения над текстом, сопоставления, выводы, подкрепить их выдержками из авторитетных источников (учебник, критические статьи, цитаты из произведения – на всё автор научного сочинения должен ссылаться) и изложить в жанре научной статьи (наблюдение, тезис, подтверждение выдвинутой мысли фактами, ссылками и выводы).
Надо научить школьника правильно работать: пользоваться несколькими источниками и ссылаться на них. Обобщать, цитировать и т.п. Навыки такого рода пригодятся им в будущей практической деятельности, многие учащиеся избавятся от упрёков в списывании и будут работать с удовольствием.
Для тех, кому сочинение необходимо для самовыражения, кто не мыслит восприятия художественного произведения и литературного героя без слияния со своими чувствами, со своей личностью, кто ищет в книгах прежде всего ответы на нравственные и эстетические вопросы, лучше дать темы в иной редакции: “Чем привлекает меня образ Чацкого?”, “Чацкий – передовой человек своего времени” и т.п. Такое сочинение по своей жанровой природе близко к короткой литературно-критической статье или рецензии. Как всякому публицистическому произведению, ему свойствен страстный тон. Ученик высказывает свои мнения, впечатления, иногда даже не совпадающие с общепринятыми, что свидетельствует об особом интересе, о самостоятельности автора. Он обратится и к портрету героя, и к его характеру, и к его взаимоотношению с окружающими. В таком публицистическом сочинении обычно присутствуют два героя: литературный и сам автор – школьник.
Учащиеся с ярко выраженными гуманитарными способностями, для которых любимые герои – лучшие друзья и наставники на всю жизнь, можно предложить тему художественного сочинения “Ещё одна удивительная встреча”. Такую тему можно раскрыть в жанре дневниковой записи. Этот жанр при всём своём многообразии не мешает ученику показать в полной мере знания о персонаже произведения.
Предлагаемые принципы классификации не схема, а методическая рекомендация, которая может помочь и учителю и учащимся в творческой работе над сочинениями.
Какими основными умениями должен овладеть ученик?
умению вдумываться в тему, осмысливать её границы, умению раскрыть тему сочинения;
умению подчинять своё сочинение определённой (основной) мысли;
умению собрать материал для сочинения;
умению сгруппировать и определить последовательность подачи материала;
умению строить сочинение в определённой композиционной форме.

5. Поэтические пятиминутки – одно из условий создания учащимися своего творчества
С пятого класса на уроках развития речи, на уроках литературы я провожу поэтическую пятиминутку. Эта работа позволяет вести детей от чтения стихотворений о природе к сочинению своих стихов, что создает непринужденную творческую атмосферу на уроке, обостряет внимание к поэтическому слову, к усвоению литературоведческой теории. Константин Паустовский писал: «Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанными».
В детские годы Паустовский вел словарь. «Словарь этот был толковым», - вспоминал писатель. Каждое слово объяснено, затем следовали несколько отрывков из книг писателей, ученых, имеющих отношение к этому слову.
Наш словарь природы пятиклассники начали с «осенних» слов. Это приметы осени, о которых ребята подбирают стихи русских поэтов, сочиняют свои стихи, пишут сочинения.
Словари ведем в отдельных тетрадях, каждому слову отводится отдельный лист, так удобнее работать, удобнее приклеивать рисунки, рисовать, дополнять. На первом листке как эпиграф стоят слова Паустовского: «Для всего, что существует в природе, - воды, воздуха, неба, облаков, солнца, дождей, лесов, болот, рек и озер, лугов и полей, цветов и трав, - в русском языке есть великое множество хороших слов и названий».На поэтической пятиминутке в начале каждого урока звучат стихи с приметами осени: листопад, желтый лист, печальная пора, золотая осень, холодная погода, осенний воздух, лужи на дворе, последний лист, голые деревья, скучная картина, морозное утро, первый снег, корочки льда на лужах.
На «осенних» страницах «Словаря природы» появляются стихи учеников.
Весной в поэтических пятиминутках ведем разговор о весенних приметах, учим стихи и пытаемся сочинять сами. Весенние приметы: сосулька, ручеек, ярко светит солнышко, лужи на дворе, все тает, весенний ветер, почки набухли, теплый день, последний снег растаял, полевые работы, подснежник, травка зеленеет, скворцы прилетели, «ласточка с весною в сени к нам летит». Ребята также сочиняют стихи о весне.
В 5-6 классах я предлагаю написать сочинения о временах года:
Осень: 1. Осинкам холодно
2. Краски художника осени.
3. Разговор падающих листьев.
4. Кем бы я хотел быть в осеннюю пору.
5. О чем чирикает воробей в солнечный осенний день?
Зима: 1. Мелодия зимнего дня.
2. Приключения солнечного лучика.
3. За окном – метелица.
4. На лыжах – в лес.
5. Снежный городок вечером.
6. Зима – художница.
7. Сказка деда мороза.
8. Зимний лес за сказкой.
Весна: 1. Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?
2. О чем может рассказать весенняя сосулька?
3. Разговор березки с ландышем.
Лето: 1. Разговор поспевающих колосков.
2. Галчата учатся летать.

Заключение
Школьное сочинение - это особый род творческой деятельности. Это литературное произведение, созданное в процессе индивидуального творчества ученика на доступном ему материале и доступными выразительными средствами; на основе соответствующего его возрасту жизненного, общественного и читательского опыта.
Сегодняшнему обществу нужны люди, умеющие активно и разумно пользоваться тем богатством знаний, которые они получают в школе, умеющие применять их на практике, делая их орудием дальнейшего познания. Учитель должен постепенно оставлять руку ученика, за которую он вёл его по новым путям, звал его за собой, теперь он предлагает идти рядом, а иногда и самому искать дорогу, определять её по звёздам, по солнцу, по компасу.
Список использованных источников
Леонов С.А. Развитие речи учащихся на уроках литературы. -М.: Высшая школа,1988.-123с.
Мусорин Н.П. В сельской школе после звонка. -Книга для учителя.- М.:Просвещение,1989.-95с.
Сухомлинский В.А. О воспитании. Книга для родителей.-М.:Просвещение,1985.-143с.
Айзерман Л.С. Сочинение о сочинениях. -М:Просвещение, 1986.-160с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий