КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ» Вариант 4: Психология супружеских отношений.


Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Кафедра педагогической психологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ»
Вариант 4: Психология супружеских отношений.
Выполнила:
Крамаренко Л.А.

Екатеринбург
2016
Содержание
Анализ любви как психологического феномена Э. Фромм, К. Хорни. Э.Эриксон. Р.Стрернберг, В.Столин, И.Кон…………………………..3
2.     Специфика добрачных отношений. ………………………………..23
3.     Факторы добрачных отношений могут влиять на стабильность в молодой семье……………………………………………………………………32
Список используемой литературы……………………………………….39
Анализ любви как психологического феномена Э. Фромм, К. Хорни. Э.Эриксон. Р.Стрернберг, В.Столин, И.Кон
Анализ психологического смысла возникновения и развития любви приводит к возможности толкования феномена любви как принадлежащего субъективно-психологической и объективно-психологической реальности нашего «Я», как продукта социальной реальности и индивидуальной ментальности, «трансцендентального единства апперцепции» (Ж. Лакан). Любовь стягивает в один узел функциональное бытие и экзистенциальную свободу человека. Любить — значит:
• во-первых, ощущать себя, свое бытие как личности неизменным и радостным, независимо от изменения ситуации, роли, самовосприятия («здесь мы нe думаем ни о том, что будем делать, ни о том, что хотели бы делать, ни о том, что должны»);
• во-вторых, это означает переживание прошлого, настоящего и будущего как единого целого;
• в-третьих, это означает, что человек ощущает полноту связи между собственным «Я» и признанием этого «Я» другими людьми.
Основными функциями любви являются оберегающая (оберегает целостность, индивидуальность и уникальность личности) и организующая (организация жизненного опыта из индивидуального «Я» в семейное Мы). Любовью человек обретает устойчивость в самом себе как устойчивость динамическую, устойчивость внутреннего предназначения. Именно на пути любви человек обретает свободу, волю, творчество, осознание своей сути, своей природы, преодолевает фатальное и беспредельное одиночество, что требует постоянных, непрекращающихся, осознанных усилий с его стороны.
Любовь развивается по закону системной дифференциации и системного расхождения. Любовь дифференцируется на телесную и одухотворенную составляющие, которые являются связными внутри этого целого феномена и функционально взаимно дополнительными по отношению к системе «Я» в целом. Движущей силой развития любви выступает противоречивость результатов системного расхождения: взаимопроникновение телесного и одухотворяющего компонентов любви и возрастание их неустойчивости за счет внутренних противоречий. Эта неоднозначность обнаруживается в ситуациях кризиса и дестабилизации любовных отношений, а разрешается или крахом любви, или ее преображением.
В психологической трактовке любовь – интенсивное и устойчивое чувство одного субъекта к другому. Если мы говорим именно о любви, то, как отличительные, следует учитывать эти две характеристики – интенсивность и устойчивость:
- интенсивность – с объектом любви связана большая часть ваших мыслей, желаний, целей, и эти переживания и стремления достаточно сильны
- устойчивость – эти переживания и стремления достаточно продолжительны во времени, иначе говоря, настоящие чувства проверяются временем.
Менее сильные и менее продолжительные переживания – это приятные, волнующие, но несравнимые с любовью чувства симпатии, влечения, влюбленности. Они могут быть интенсивными, но неустойчивыми (сильное влечение, но непродолжительное – день, месяц, год, затем интерес слабеет). Переживания могут быть продолжительными, но неинтенсивными, когда другой человек в течение длительного времени нам симпатичен, но глубоких переживаний в связи с ним мы не испытываем. И только в случае сочетания интенсивности и устойчивости помыслов, жизненных целей, связанных с другим человеком, вероятно, можно говорить о любви.
Можно добавить и еще одну характеристику – безусловность: положительно отношение к любимому человеку не изменяется в зависимости от условий – от того, стал ли он менее/более состоятельным или менее/более здоровым и т.д.
По всей вероятности, неправомерно понимание любви либо только как сущности биологической, либо только как духовного чувства (любовь платоническая). Вернее будет принять точку зрения, когда любовь выступает как высшее чувство, как «прикосновение души к душе», а физиологическое влечение является формой этого стремления.
Следует отличать любовь от псевдолюбви – это различные формы патологии: любовь-поклонение, иногда с проявлением истерии (идеализация любимого исполнителя), любовь сентиментальная, когда чувство переживается в воображении, а не в реальных отношениях и т.д.
В книге «Женская психология» К. Хорни рассматривает такое явление как невротическая потребность в любви. Разница между нормальной и невротической потребностью в любви может быть сформулирована так: для здорового человека важно быть любимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам, или от которых он зависит; невротическая потребность в любви навязчива и неразборчива. Среди всех проявлений невротической потребности в любви Хорни подчеркивает одно, весьма обычное для нашей культуры - это переоценка любви. Это тип невротических женщин, которые чувствуют себя в опасности, несчастными и подавленными всегда, пока рядом нет никого бесконечно им преданного, кто любил бы их и заботился о них. Существенная характеристика невротической потребности в любви — это ее ненасытность, выражающаяся в ужасной ревнивости. Еще одно выражение ненасытности невротической потребности в любви — это потребность в безусловной любви. Потребность в безусловной любви выражается также в требовании человека, чтобы его любили, даже если он ничего не дает взамен. Другой признак невротической потребности в любви — чрезвычайная чувствительность к отвержению, которая так часто встречается у истерических личностей. Любые нюансы и в любых отношениях, которые можно было бы истолковать как отвержение, они воспринимают только так, и отвечают на это проявлениями ненависти. Хорни в своей книге дает общее и ненаучное определение любви – это способность и желание спонтанно отдаваться другим людям, делу или идее, вместо того, чтобы в эгоцентрической манере подгребать все под себя.
Интересно, что в ряде психологических исследований установлена связь между способностью человека любить и отношением человека к самому себе. Т.е. человек, не умеющий ценить самого себя, вряд ли способен на глубокое чувство к другому. Переживание чувства истинной любви – это всегда личностный рост для того, кто любит: это и духовное очищение, и самопознание, и ощущение гармонии с природой.
Анализ феномена любви невозможен в рамках какой-либо одной научной дисциплины. Здесь в полной мере необходим междисциплинарный подход, как единственно адекватный изучаемому понятию.
Обязательность сексуального компонента не только в любви, но и в иных феноменах человеческой жизни впервые отметил Зигмунд Фрейд. Согласно психоаналитическим представлениям сексуальность человека определяет многие особенности личности, мотивы, цели, поступки. Однако, под сексуальностью психоанализ предполагает не поведение человека, направленное на реализацию полового инстинкта, а своеобразную внутреннюю силу, энергию (libido), обеспечивающую индивидуальность каждого и проявляющуюся в скрытом, замаскированном, сублимированном виде. Он считал, что человеческая жизнь определяется двумя инстинктами: инстинктом чувственной любви и инстинктом смерти, Эросом и Танатосом. Эрос - основа человеческой психики. Не культура, не политика, не социальные институты, а половая энергия определяет развитие человека, более того, именно сексуальная любовь, по Фрейду, является базисом человеческой культуры, объединяя нации и народы в единое целое.
Понятие любви, в трактовке Фрейда, – это обобщение всего того, что происходит от энергии первичных позывов (либидо), т.е. это – половая любовь с целью совокупления, а также любовь к себе, любовь родителей, любовь детей, дружба и общечеловеческая любовь. Фрейд утверждал, что его понятие "либидо" в принципе совпадает с платоновским понятием "эрос". Изначальное, прирожденное либидо меняет в процессе взросления человека способы своего проявления. Самое раннее эмоциональное влечение ребенка к другим проявляется в виде "идентификации". Это – отождествление себя с кем-то, копирование кого-то любимого или, наоборот, нелюбимого, представление себя вместо кого-то отсутствующего или утраченного (например, отца, матери). Идентификация играет определенную роль в возникновении у человека "Эдипова комплекса", которому Фрейд придавал очень важное значение для понимания человеческого поведения. Первая детская любовь, связанная с "Эдиповым комплексом", вытесняется из сознания в бессознание и продолжает существование в скрытом, "забытом" виде, а остаток любовных чувств проявляется уже только в нежной (а не сексуальной) форме. Нежное чувство – во всех его разнообразных проявлениях – является, по мнению Фрейда, преемником прежнего, вполне чувственного, влечения.
Фрейд различает два течения любви – нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половой любви, в противном случае человек обречен страдать импотенцией (фригидностью). Из этих двух течений нежное зарождается первым – еще в раннем детстве. Оно сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка; оно содержит и некоторую долю полового влечения (нередко от малыша можно услышать обещание жениться на матери, сестре, воспитательнице детского сада). Да и нежность родителей и воспитателей не свободна от эротики. При половом созревании к нежному течению присоединяется чувственное. Ему свойственно идти уже проторенными путями, фиксироваться на объектах первого инфантильного выбора. Однако там оно натыкается на препятствия запрета и стыда кровосмесительства (инцеста) и потому стремится поскорей перейти на посторонних людей, с которыми возможно половое сожительство. Таким образом, нежное и чувственное течения должны слиться воедино.
Важная заслуга Фрейда состоит в том, что он сделал явления эротической сферы предметом научного исследования (а не только умозрительного теоретизирования). Но именно научный подход предопределил и механистичность фрейдовского учения. Вообще механистический метод мышления сыграл и продолжает играть очень ценную роль в развитии познания: он требует подробного анализа явления, выявления всех "деталей механизма", определения их функций, установления причинно – следственных связей. Вместе с тем механицизм абстрагируется от учета принципиально ненаблюдаемых "сущностей", – в их число входят и те, которые в философии называются термином "идеальное". Кропотливо исследуя части "эротического механизма", Фрейд волей-неволей недосмотрел саму любовь как "идеальную сущность". Это все равно что самым тщательным образом изучить устройство авторучки, бумаги, человеческой руки и мозга, но так и не понять, что же такое письмо, так как суть письма оказывается где-то за пределами всех этих компонентов писания. Постепенно становление социальной психологии повлияло на усовершенствование идей Фрейда.
Любовь как стремление к запретному, по Фрейду, была первоначально лишь проявлением чувственности, и в бессознательном человеке она все еще остается такой. Что касается ощущения слиянности, которое суть мистическое переживание и источник самой высшей радости единства с другим человеком или с ближними, то оно было интерпретировано З.Фрейдом как патология возвращения к состоянию раннего, "неограниченного нарциссизма".
Из книги «Искусство любить. Исследование природы любви» Э. Фромма можно отметить, что Фрейд относит любовь к области иррационального. Разницы между иррациональной любовью и любовью как выражением зрелой личности для него не существует. В своей работе, посвященной переносу, он подчеркивал, что любовь, перенесенная на другой объект, в сущности своей всегда граничит с ненормальностью. Она всегда сопровождается безрассудностью в отношении действительности, подчиненностью слепой силе, т.е. похожа на детскую влюбленность, ее слепок. Любовь как интеллектуальный феномен, как вершина достигнутой зрелости не составляла для З.Фрейда предмета исследования, поскольку такая любовь для него вообще реально не существовала. Для Фрейда любовь была в основном половым феноменом.
"Человек, на опыте убедившись, что половая (генитальная) любовь приносит ему самое большое удовлетворение, так что фактически оно для него становится прототипом счастья, вынужден вследствие этого искать свое счастье на пути половых связей, ставить генитальную эротику в центр своей жизни" (З. Фрейд).
Э. Фромм (автор концепции гуманистического психоанализа) утверждал, что основная ценность человечества – это способность к любви, которая заключается в опеке, ответственности, почитании и знании. Взгляды Фромма на природу любви и ее значение в человеческой жизни составляют существенную часть разрабатывавшейся им "гуманистической этики", которая, по его формулировке, есть "прикладная наука "искусства жить", основанная на теоретической "науке о человеке". Таким образом, "искусство жить" у Фромма включает в себя "искусство любить".
Утверждение, что любовь – это искусство, а не инстинкт и не дар свыше, выражает специфику взглядов Фромма. Заблуждаются те, кто думает, будто любовь к нам приходит совершенно независимо от нас – как неподвластный нам инстинкт или как счастливый случай, как стечение внешних обстоятельств, подарившее нам любимого. Дело прежде всего в том, умеем ли мы сами любить. Фромм сравнивает способность любить со способностью, например, к рисованию: представим себе человека, который хотел бы замечательно рисовать, но вместо того, чтобы учиться этому делу, стал бы дожидаться счастливого случая, когда ему повстречается "достойный предмет", воображая, будто тогда он сразу станет рисовать великолепно. Все человеческие способности, умения должны вырабатываться, формироваться благодаря нашим усилиям и опыту; это в полной мере относится и к любви.
Прежде чем сказать, из чего складывается умение любить, нужно выяснить, почему люди ищут любви. По мнению Фромма, любовь – это путь преодоления отделенности людей друг от друга. Разобщенное существование невыносимо для человека, оно вводит и держит его в состоянии тревожности. Фромм рассматривает несколько способов, какими люди пытаются вырваться из одиночества.
Первый: переход в оргиастическое состояние. Оно представляет собой транс, в который человек впадает при помощи наркотиков, алкоголя, секса. При состоянии экзальтации теряется из виду внешний мир, а вместе с ним и чувство отделенности от него. Эти состояния на время избавляют человека от тревоги, но в принципе проблему отделенности не снимают.
Другой способ: приспособление индивида к группе. Он требует от личности конформизма: чтобы быть принятым в группу (попасть в "тусовку"), нужно поступиться своим личным достоинством ("не высовываться из толпы"), подчиниться правилам стада. По сравнению с оргиастическими состояниями стадный конформизм обладает тем достоинством, что он стабилен, а не периодичен. Он частично снимает проблему отделенности "я" от мира, но – за счет утраты "я".
Третий способ: погружение в творческую деятельность. Человек творящий, созидающий сливается с предметом своей деятельности, благодаря чему объединяет себя с миром. При этом не происходит, как в двух предыдущих случаях, ни утраты мира, ни утраты "я", однако достигаемое тут единение с миром все же не является межличностным (между "я" и другим "я").
Наконец, четвертый путь – любовь – Фромм считает подлинным преодолением человеческой отделенности от других. Причем сразу делается оговорка: собственно любовью следует называть зрелые ее формы, а незрелые – это не любовь, а только "симбиотический союз" (от биологического термина "симбиоз"). При симбиотическом единении два человека (условно называемые "садист" и "мазохист", т.е. подчиняющий и подчиняющийся) связаны зависимостью, из-за которой каждый из них утрачивает свою внутреннюю целостность и свободу, а значит, – утрачивает свое "я". В противоположность этому "зрелая любовь это единение при условии сохранения собственной целостности, собственной индивидуальности". Зрелая любовь, по Фромму, характеризуется такими чертами, как отдавание, забота, ответственность, уважение и знание.
Отдавание в любви – это не сделка, требующая что-то взамен, и не транжирство, обедняющее нас. Это – проявление нашей силы и жизнеспособности, дающее радость нам самим.
Забота – это активная заинтересованность в жизни и развитии "предмета" любви. Например, если кто-то говорит, будто любит цветы, но забывает их поливать, мы усомнимся в искренности его слов.
Ответственность – это не налагаемая извне обязанность, а внутренне осознанный долг (ответственность перед судом своей совести) заботиться о другом.
Уважение – это способность видеть в другом человеке не средство для достижения моих целей, но признавать, что он сам – равноценный мне человек, имеющий собственные цели.
Знание в любви – это не банальная осведомленность о "параметрах" или биографии другого, а опыт интуитивного "вживания" в потаенность души другого, сопереживания с ним.
Названные черты зрелой любви имеют место во всех многообразных отношениях, именуемых любовью. "Любовь это не обязательно отношение к определенному человеку; это установка, ориентация характера, которая задает отношения человека к миру вообще, а не только к одному "объекту" любви".
Жан-Поль Сартр исследует феномен любви с принципиально новой по сравнению с предшественниками позиции – экзистенциально-феноменологической. Феномен любви здесь не выводится из инстинктов, или божественного предопределения, или социальных отношений, а рассматривается в аспекте диалогической связи "я" и "другого", стремления личности завоевать себе свободу и признание, найти опору и оправдание своего бытия. Сартр подобно Соловьеву и Бердяеву оспаривает мысль, будто любовь – это стремление к физическому обладанию "предметом" любви. Если бы мужчина, любя женщину без взаимности, имел полную власть распоряжаться и обладать ею, он неизбежно испытал бы глубокое разочарование. Любящему не нужен всего лишь "автомат страсти", с которым он был бы все же одинок, не получая от любимой искреннего признания ценности его персоны. Любящий, по сути, стремится к иному – не лишить любимого свободы, а "соблазнить" и "очаровать" эту чужую свободу, чтобы она сама себя пленила, сама привязала себя к "соблазнителю" . В понимании Сартра, любовь – это предприятие по отвоеванию моего бытия у другого путем овладения его свободой. Исследуя феномен любви, Сартр, очевидно, имел в виду любовь вообще, а не только половую. Сартр называет любовь "предприятием" потому, что она – не какая-то сама по себе существующая "сила", довлеющая над свободой человека (вроде "инстинкта"), а преднамеренное "проектирование" и осуществление человеком своих возможностей и действий. Любовь – это как бы "игра зеркальных отражений", это "система бесконечных отсылок", стремление отразиться в другом, чтобы увидеть в нем признание и обоснование своего бытия. Мир зеркальных отражений невеществен, иллюзорен; легкое смещение зеркал способно разрушить игру отражений, развеять кажущуюся бесконечность глубины. Так же и любовь – постоянно подвержена опасности исчезновения.
Вопрос психологической специфики феномена любви стоит и перед отечественными исследователями. А.Афанасьев считает, что «любовь» - это особое состояние эйфории, вызванное иллюзией обрести "счастье" в паре с субъектом, достаточно наделенным теми психическими свойствами, в которых ощущается недостаток. Он обосновал свое представление о внутренней архитектуре человека, состоящей из четырех психических модулей или функций: Эмоции ("души"), Логики ("ума"), Физики ("тела") и Воли ("духа"). Этот набор функций присущ всем людям, однако он образует в личности иерархию, которая и определяет различие людей. Именно значимый недостаток в про- явлении какой-либо функции (воли, эмоции, тела, ума) является причиной возникновения любви к другому человеку. Существуют три вида любви (или сочетания слабой функции с функциями противоположной стороны, что могут вызвать эйфорию):
Эрос — любовь по принципу противоположности. Встречается чаще всего, к сожалению, сильная сторона другого не прибавляет силы слабой стороне. Любовь — зависть — ненависть.
Филия — любовь по принципу тождества. Родственные души, узнавая друг друга, в конечном счете оказываются перед своим отражением в зеркале. Статика, скука.
Агапе — любовь-эволюция, движущая партнеров от противоположности к тождеству. Плодотворная, настоящая "формула любви", приводит к гармонизации личностей любящих . Любовь, по общему мнению русских мыслителей, - это феномен, в котором наиболее адекватно проявляется богочеловеческая сущность личности. Даже в физиологических основаниях любви они находят подтверждение основной философской идее: человек есть самая великая тайна Вселенной. Так, В.В. Розанов считал, что пол как источник жизни - это нечто потустороннее, и соприкосновение с иными мирами более непосредственно происходит через половое общение, т. е. новая жизнь возникает не от мира сего.
Картина мира, связь всех вещей - человека, природы, Бога - осуществляется через чувственную любовь. В. В. Розанов сближает любовь с красотой и истиной. "Всякая любовь прекрасна. Потому что на земле единственное "в себе самом истинное" - это любовь. Любовь исключает ложь... Гаснет любовь - и гаснет истина". Н. А. Бердяев видел любовь в ином плане бытия, вне человеческого рода. В любви воля более высокая, чем человеческая - именно божественная воля соединяет любящих, предназначает их друг другу. Поэтому любовь космична и нужна для мировой гармонии.
По В. С. Соловьеву, любовь является высшим проявлением нравственности. В работе «Смысл любви» он пишет: «Смысл человеческой любви вообще есть оправдание и спасение индивидуальности через жертву эгоизма». Эгоизм есть отрицание любви и индивидуальности, любовь же есть подлинное самопожертвование. Сама любовь может быть разных видов - от низшей (животной) любви до божественной. Смысл и назначение человека и человечества в том, чтобы встать на путь высшей, божественной любви. Человек, вставший на путь такой любви, вступил на путь «Богочеловека». По сравнению с такой любовью все второстепенно, только истинная любовь «наполняет абсолютным содержанием нашу жизнь».
Существуют чистые и множество переходных типов отношений (24 варианта), имеющих разные перспективы развития. "Любовь исчезает, когда перестает надеяться или бояться", — говорил Ларошфука. Как правило, эйфория длится три года, далее происходит разрыв (если иллюзия оказывается необоснованной) или продолжение отношений на ином уровне. Так, познание себя и другого определяет возможности отношений между людьми.
Любовь — нормальное чувство адекватной личности. Однако для большинства психологов "любовь" — вполне нормальное чувство адекватной личности. Винч связывает это явление с воспитанием: "Индивиды могут быть овеяны такой любовью, которую им необходимо излить другим..." Гринфильд считает, что "любовь" — "поведенческий комплекс, функцией которого является управление индивидами" в обществе, выполнение определенной социальной роли ("муж — отец", "жена — мать"). По мнению Вальстера, "любовь" объясняется сильным физиологическим возбуждением. Источником любви могут являться также и несексуальные стимулы (темнота, опасность и т. д.). Теория социальных норм рассматривает в качестве источников любви внутричеловеческую эмоциональную зависимость, которая воспитывалась у нас в обществе, "любовь и брак все еще признаются за традиционную ценность, мы программируем этот путь с рожденья и поэтому принимаем невротическую потребность в любви за естественную человеческую потребность" (любовь целесообразна ввиду продолжения рода и, соответственно, должна быть культурно подкреплена). По мнению В. И. Мустейна, в понятие "любовь" входят множество характеристик, таких как альтруизм, интимность, восхищение, уважение, участие, доверие, согласие, гордость. Каждую характеристику можно, кроме того, классифицировать по способу выражения: а) чувство, б) установка, в) поведение, r) здравый смысл. Однако ни один из них не является ведущим критерием определения "любви". По мнению В. И. Мустейна, проведенные исследования говорят о трех стадиях "любви": а) страстная любовь; б) романтическая; в) супружеская любовь. Страстная любовь включает сильное возбуждение и основана на сексе, хотя сексуальных отношений может и не быть из-за внутренних и внешних барьеров. Романтическую любовь по силе трудно отличить от страстной, однако она сконцентрирована на идеализации партнера, а не на сексуальности. Супружеская любовь бывает либо после заключения брака, либо если партнеры находятся в длительной связи до брака; базируется на хорошей осведомленности, на "постоянно возрастающем знании друг о друге, заменяющем фантазию". Результат каждой стадии и их последовательность не изучены.
Джон Алан Ли разработал свою теорию "любви", посвященную по большому счету лишь сексуальным отношениям. Самая главная проблема для всех, по мнению автора, это встреча с партнером, который бы разделял наши представления, наши мнения, наши взгляды на жизнь. Исследования показали, что большинство женатых людей испытывают неприятности из-за того, что они выбрали не того человека, которого хотели. Чтобы сделать правильный выбор, автор советует изучать "любовь", ее стили-цвета. Стили любви (присущие каждому человеку взгляды на любовь) не подобны зодиаку, они могут меняться.
«Одно из самых больших и доступных человеку чудес - это непостижимое чудо явления другого, второго «я», пишет С. Л. Франк. Это чудо осуществляется в феномене любви. Любовь, отмечает он, есть осознание подлинной реальности чужой души, ее бесконечной, неисчерпаемой бытийственной глубины. В ней любящий, отдаваясь самозабвенно и самоотверженно любимому, переносит - не переставая быть самим собой - средоточие своего бытия в любимого, пребывает в любимом, как и любимый - в любящем; я теряю себя в ты и именно тем обретаю себя, обогащенный привступившим ко мне дарованным мне ты. Дающий и расточающий именно в силу этого становится обретающим. В каждом подлинном отношении любви любимое «ты» представляется нам бесконечно ценным. Мое замкнутое самобытие исчезает из моего взора и заменяется моим бытием для другого и в другом. Но бытие в другом, в «ты» все же остается вместе с тем бытием в форме "я есмь", бытием «я» и даже представляется мне каким-то впервые обретенным истинным бытием «я» - именно бытием, обогащенным через обладание «ты». Я обогащаюсь, углубляюсь, впервые начинаю вообще подлинно «быть» в смысле опытно осознанного внутреннего бытия. В этом и заключается чудо, или таинство, любви, которое, при всей его непостижимости для «разума» (т.е. трансрациональности), все же самоочевидно непосредственному живому опыту.
Таким образом, рассмотренные исследования любви и основанные на них теории любви привлекают интерес не только психологов, но актуальны для каждого человека. Точек зрения на любовь много, как и плоскостей жизненного опыта, образующих единое поле любви. Причем специфика жизненного опыта отдельной личности накладывает свой отпечаток и на аспекты переживаемой им любви. Любовь как абстрактна, так и конкретна; как бесконечна, так и мимолетна; как физиологична, так и духовна. Предмет психологии Любви для исследования многогранен, противоречив и бесконечно труден, но и манит щедрым вознаграждением для ученого и обычного человека.
Триангулярная теория любви СтернбергаНа языке триангулярной теории любви любовь понимается как сочетание трех компонентов, которые представлены в виде вершин треугольника. Эти компоненты - интимность (верхняя вершина треугольника), страсть (левая вершина у основания треугольника) и решение/обязательство (правая вершина у основания треугольника).
Под компонентом "интимность" подразумеваются чувства близости, взаимной привязанности и тесные узы между людьми, возникающие при любовных отношениях. Таким образом, этот компонент включает в себя те чувства, которые создают теплоту в любовных отношениях. Под компонентом "страсть" подразумевается романтическая сторона любви, физическое влечение, сексуальные отношения и связанные с ними аспекты любовных отношений. Таким образом, компонент "страсть" включает в себя мотивационные и другие источники возбуждения, которыми обусловлены страстные чувства в любовных отношениях. Под компонентом "решение/обязательство" подразумевается принятое одним человеком решение любить другого и обязательство сохранить эту любовь. Таким образом, компонент "решение/обязательство" включает в себя когнитивные элементы, участвующие в принятии решения о вступлении в любовные отношения и о сохранении их в течение длительного времени.
Существует восемь возможных сочетаний различных компонентов любви. Каждое из этих сочетаний порождает любовные переживания различного вида.
1. Отсутствие любви. Отсутствием любви называется отсутствие всех трех ее компонентов. Отсутствие любви характерно для подавляющего большинства наших личных отношений, являющихся лишь повседневными взаимодействиями, нисколько не похожими на любовь.
2. Приязнь. Если в отношениях присутствует только компонент "интимность", а компоненты "страсть" и "решение/обязательство" отсутствуют, то возникает приязнь. Под этим термином подразумевается комплекс чувств, испытываемых человеком в отношениях, которые действительно можно назвать дружескими. Человек ощущает близость, привязанность и теплоту по отношению к другому человеку, не испытывая сильной страсти и не имея долгосрочных обязательств. Иногда в дружеских отношениях присутствуют элементы страстного возбуждения или долгосрочных обязательств, но в таких случаях дружба уже не является просто приязнью и относится к одной из категорий, которые будут рассматриваться далее.
3. Страстная любовь. Страстная любовь - это "любовь с первого взгляда". Страстная любовь, или попросту страсть, характеризуется переживанием страстного возбуждения в отсутствие компонентов "интимность" и "решение/обязательство". Заметить страсть обычно довольно легко, хотя, как правило, определить, что человек страстно влюблен, проще другим людям, чем самому этому человеку. Страсть может возникать почти мгновенно и при соответствующих обстоятельствах так же быстро проходить.
4. Формальная любовь. Любовь этого вида возникает в результате принятия решения о том, что человек любит другого и предан этой любви, в отсутствии как интимности, так и страсти. Любовь этого вида можно иногда обнаружить в застойных отношениях, которые продолжаются много лет и за это время потеряли как взаимную эмоциональную вовлеченность, так и физическое влечение, которые когда-то были для них характерны.
5. Романтическая любовь. В любви этого вида присутствуют компоненты интимности и страсти. В сущности, это приязнь с добавлением еще одного элемента, а именно - возбуждения, возникающего за счет физического влечения и сопутствующих ему факторов. С этой точки зрения романтические любовники ощущают не только физическое влечение друг к другу, но также эмоциональную привязанность.
6. Дружеская любовь. Любовь этого вида возникает при наличии сочетания компонентов "интимность" и "решение/обязательство". В сущности, это длительная, преданная дружба, которая часто возникает между супругами после того, как физическое влечение (главный источник страсти) постепенно угасает.
7. Роковая любовь. Для роковой любви характерно сочетание компонентов "страсть" и "решение/обязательство" в отсутствие интимности. Такая любовь легкомысленна в том смысле, что обязательства принимаются под влиянием одной страсти, в отсутствие стабилизирующего элемента интимности. Хотя компонент страсти может развиться почти мгновенно, развитие компонента интимности требует какого-то времени, и поэтому существует риск разрыва отношений, основанных на роковой любви, а в случае скоропалительных браков - риск развода.
8. Совершенная любовь. Совершенная любовь включает в себя все три компонента. Именно к такой любви стремятся многие из нас, особенно в романтических отношениях. Достижение совершенной любви еще не дает гарантии, что эта любовь будет продолжительной. На самом деле потеря такой любви иногда напоминает процесс прибавления в весе после окончания занятий: часто человек слишком поздно замечает, что достигнутая им цель опять стала далекой.
Таким образом, "Триангулярная теория" Стернберга на сегодняшний день является одной из популярных концепций, объясняющих процесс формирования любовных отношений между людьми.
Р. Стернберг в своей концепции рассматривает три базовых компонента любви (страсть, интимность и преданность), на основании которых определяются возможные индивидуальные стили любовных отношений: любовь-страсть, любовь-дружба и любовь-обязательства. При этом идеальной считается совершенная любовь - сочетание всех трех компонентов.
Если проанализировать все возможные комбинации вышеперечисленных компонентов, получится 8 подгрупп, образующих классификацию любви по Р. Дж. Стернбергу:
симпатия (только интимность); один из партнеров имеет только один интимный компонент при отсутствии страсти и решения/обязательств;
безрассудная любовь (только страсть); любовь-"наваждение", объект любви, как правило, идеализируется; всепоглощающая любовь (время, энергия, побуждения подчиняются страсти); "...эта любовь, в большей степени,— проектирование нужд любящего, а не подлинный интерес"; обычно асимметрична;
пустая любовь (только компонент решения/обязательства); в основу взаимоотношений возводятся решение любить и обязательство перед любимым человеком, при отсутствии страсти и интимности; возможна на последних стадиях в длительных взаимоотношениях и в обществах, где браки упорядочены традицией (асимметрия усугубляется чувством вины);
романтическая любовь (интимность и страсть); любовники связаны физическим и сексуальным влечением, но обязательства друг перед другом отсутствуют (партнеры полагаются на случай); брак маловероятен;
любовь в браке (интимность и решение/обязательства); длительная дружба (некоторые супруги ищут увлечений на стороне);
бессмысленная любовь (страсть и обязательства); "крайне восприимчива к разрушению", страсть угасает, а обязательства носят неглубокий характер;
совершенная любовь (интимность, страсть и обязательства); "достижение совершенной любви может быть трудным, но удержание ее еще тяжелее";
нелюбовь (отсутствие всех компонентов); деловые отношения.
Анализируя любовные истории, автор выявил следующие особенности развития компонентов. Интимность по своим этапам развития сходна с развитием эмоций (сначала постоянное увеличение, затем рост замедляется и приобретает постоянную величину). В развитии страсти важен стимулятор — объект любви, при расставании с ним страсть меняет знак на противоположный (печаль, тоска, уныние). Развитие же компонента решения/обязательства зависит от успеха этих взаимоотношений. Как правило, рост величины таких взаимоотношений начинается с нуля, плавно растет и затем ускоряется. Треугольная теория любви объясняет причины отсутствия равновесия в любви. Графически акцентированный компонент можно изобразить острым углом. Несовпадение треугольников партнеров ведет к разрыву отношений. Однако человеческие отношения более сложная вещь, чем аналитическая геометрия.
И. С. Кон приводит типологию любви Д. А. Ли, экспер ментальное обоснование которой выполнено К. Хендриком:
1. эрос — страстную любовь-увлечение;
2. людус — гедонистическую любовь-игру с изменами;
(Эти два типа любви, по мнению автора, наиболее присущи мужчинам.)
3. сторге — любовь-дружбу;
4. мания — любовь-одержимость с неуверенностью и зависимостью;
5. прагма — любовь по расчету;
(Авторы полагают, что сторге, мания и прагма более свойственны женщинам.)
6. агапе — бескорыстную любовь-самоотдачу.
В.В.Столин указывает, что при описании любви часто используются дихотомичные критерии, такие как любовь-ненависть и доминирование-подчинение. При этом виды любви весьма схематичны, гармоничная любовь предполагает равноправие партнёров, подчинение одного приводит к жертвенной любви, а при доминировании возникает деспотическая любовь.
Любовь представляет собой социокультурный, исторический феномен. Сложность феномена любви, с одной стороны, и её интимный характер, с другой стороны, приводят к схематичности и фрагментарности научных знаний об этом явлении. Современные эмоциональные отношения предполагают партнёрство, обеспечивают саморазвитие личности в исключительных, близких отношениях со значимым другим.
2. Специфика добрачных отношений
Образование полноценной семьи — довольно сложный процесс, и вряд ли встретится такой брак, который не испытал бы кризиса в первые годы своего существования. Пожалуй, самым сложным моментом в налаживании семейной жизни является психологическая адаптация супругов к условиям совместного проживания и индивидуально-личностным особенностям друг друга, формирование внутрисемейных отношений, сближение привычек, представлений, ценностей молодых супругов и других членов семьи. В зависимости от того, как пройдет «притирка» двух личностей на начальном этапе брака, во многом зависит жизнеспособность семьи. Из двух, зачастую очень разных половинок, необходимо создать целое, не потерять при этом себя и в то же время не разрушить внутренний мир другого. Философ И. Кант утверждал, что супружеская пара должна образовать как бы единую моральную личность. Добиться подобного объединения очень трудно, так как процесс этот сопряжен с множеством не зависящих от человека трудностей. Самые серьезные ошибки допускаются молодыми людьми еще до момента заключения брака, в период ухаживания. Как отмечают психологи, решение о вступлении в брак многие молодые люди принимают необдуманно, выделяя в будущем супруге те характерологические черты и личностные особенности, которые в семейной жизни играют несущественную, второстепенную, а иногда и негативную роль.
Поэтому первые проблемы молодой семьи начинаются с проблем выбора будущего супруга. Согласно исследованиям психологов, одной из наиболее распространенных причин нарушения отношений между молодыми супругами является разочарование в брачном партнере, так как в период добрачного общения он не смог (не захотел, не удосужился) получить возможно более полную информацию о будущем спутнике жизни. Примерно две трети будущих супругов знакомятся случайно во время проведения досуга, иногда просто на улице. При этом они, как правило, ничего не знают друг о друге.
Традиционные формы добрачного общения чаще всего также связаны с проведением досуга. В этих ситуациях партнеры обычно видят «парадное», «выходное» лицо друг друга: парадная одежда, опрятность во внешнем облике, аккуратная косметика и прочее, которыми можно скрыть внешние и характерологические недостатки. Даже если партнеры совместно проводят не только свободное время, но и вместе учатся или работают, они не могут получить достаточной информации о качествах личности, ролевых ожиданиях, представлениях и установках друг друга, необходимых для совместной жизни, так как эти виды деятельности не связаны с семейными ролями.
Кроме того, на первых этапах знакомства людям вообще свойственно, осознанно или неосознанно, стараться казаться лучше, чем они есть на самом деле, маскировать свои недостатки и преувеличивать достоинства. Не позволяет в достаточной степени узнать друг друга и ситуация добрачного сожительства, поскольку в нем партнеры выступают в таких ролях, которые существенно отличаются от узаконенных семейных уз. В пробных браках ниже уровень взаимной ответственности, чаще всего отсутствуют родительские функции, домашнее хозяйство и бюджет могут быть лишь частично общими и т.д.
Представление о личностных характеристиках будущего спутника жизни у молодых людей зачастую расходится с качествами, которые традиционно ценятся у партнеров по общению. Как установил психолог В. Зацепин, девушки симпатизируют юношам энергичным, веселым, красивым, высоким, умеющим танцевать, а будущего супруга они представляют, прежде всего, трудолюбивым, честным, справедливым, умным, заботливым, умеющим владеть собой. Популярностью у юношей пользуются красивые, веселые, любящие танцевать и обладающие чувством юмора девушки, а будущая супруга должна быть в первую очередь честной, справедливой, веселой, трудолюбивой и т.д. Таким образом, молодые люди понимают, что партнер по браку должен обладать многими качествами, не обязательными для партнера по общению. Однако, на деле критериями взаимных оценок часто становятся внешние данные и значимые на данный момент личностные качества, доставляющие удовлетворение в повседневном общении («интересный собеседник», «душа компании», «красивый, приятно вместе показаться на людях» и т.п.). При таком расхождении происходит подмена семейных ценностей добрачными.
Возникающие в процессе досугового общения привязанности и чувства создают такой эмоциональный образ партнера, когда некоторые его реалии просто не замечаются. В браке же эмоциональная завеса постепенно снимается, в центр внимания начинают попадать отрицательные характеристики партнера, т.е. строится реалистический образ, в результате чего может возникнуть разочарование или конфликт.
Иногда на познание партнера просто не хватает времени, если решение о вступлении в брак принимается слишком поспешно.
Довольно часто неточность взаимного узнавания, идеализация друг друга может быть обусловлена существованием в сознании людей оценочных стереотипов (например, физиогномические заблуждения; житейские обобщения, связанные с профессией, национальностью, полом, социальным статусом и проч.). Такого рода стереотипы приводят к приписыванию друг другу отсутствующих черт или проецированию на партнера черт своего идеала или собственных положительных характеристик.
Идеализации нередко способствует известный в социальной психологии «эффект ореола»: общее благоприятное впечатление о человеке, например, на основе его внешних данных, приводит к положительным оценкам неизвестных пока качеств, недостатки же не замечаются или сглаживаются. В результате идеализации создается сугубо положительный образ партнера, но в браке «маски» очень быстро спадают, добрачные представления друг о друге опровергаются, всплывают принципиальные разногласия и либо наступает разочарование, либо бурная любовь переходит в более умеренные эмоциональные отношения.
Отсюда вытекает необходимость самоопределения при выборе оптимального соотношения конкретных достоинств и недостатков будущего партнера по браку и последующего принятия избранника таким, каков он есть. Претендент на руку и сердце — в основном уже сложившаяся личность, «переделать» его трудно, так как психологические «корни» уходят очень далеко — в природные основы, в родительскую семью, во всю добрачную жизнь. Поэтому нужно ориентироваться на то положительное, что есть в человеке и не сравнивать его со своим эталоном или другими кандидатурами в спутники жизни: у них есть свои недостатки, которые обычно не видны, так как скрыты под «масками». Не следует также сравнивать свои отношения с отношениями в других парах: в них есть свои проблемы, которые не видны посторонним, поэтому создается иллюзия полного благополучия.
Конечно, в любви, в отличие от дружбы, преобладают эмоции, а не рассудок, но с точки зрения будущих семейно-брачных отношений и в любви необходима определенная доля рационализма, умения анализировать чувства свои и партнера. Однако молодым людям бывает не так легко разобраться в чувствах, отличить любовь от «тысячи подделок под нее». Желание тепла, жалость, потребность в друге, страх одиночества, престижные соображения, гордость, просто половое влечение, связанное с удовлетворением физиологической потребности — все это выдается или принимается за любовь. Поэтому они иногда опрометчиво вступают в брак, попав в «ловушку влюбленности», что далеко не лучшим образом сказывается на семейных отношениях. Психологи А. Добрович и О. Ясицкая считают, что «ловушки влюбленности» затрудняют процесс взаимной адаптации молодых супругов и приводят к быстрым разочарованиям в браке, что не способствует стабилизации семьи. В качестве подобных «ловушек» они выделили следующие:
¾ «обоюдное актерство»: партнеры играют романтические роли в соответствии с ожиданиями друг друга, друзей и близких и, чтобы не обмануть эти ожидания, выйти из принятых ролей уже не могут;
¾ «общность интересов»: одинаковость увлечений принимается за родство душ;
¾ «уязвленное самолюбие»: кто-то не замечает или отвергает, и появляется потребность победить, сломить сопротивление;
¾ ловушка «неполноценности»: человек, не пользовавшийся успехом, вдруг становится объектом ухаживания и любви;
¾ «интимная удача»: удовлетворенность сексуальными отношениями заслоняет все остальное;
¾ «взаимная легкодоступность»: быстрое и легкое сближение создает иллюзию полной совместимости и безоблачной жизни на брачном горизонте;
¾ ловушка «жалости»: брак из чувства долга, ощущения необходимости покровительствовать;
¾ ловушка «порядочности»: длительный период знакомства, интимные отношения, обязательства перед родственниками или друг перед другом морально заставляют вступить в брак;
¾ ловушка «выгоды» или «пристанища»: в чистом виде — это «браки по расчету». Нередко заключение супружеского союза оказывается выгодным для одного или обоих партнеров. Тогда под «вывеской» любви скрываются меркантильно-экономические интересы, согласно некоторым данным, для женщин это главным образом материальная обеспеченность будущего мужа, для мужчин — заинтересованность в жилплощади жены (по-видимому, это связано с тем, что мужчины чаще мигрируют, а после развода оказываются в худших жилищных условиях).
Ловушки» могут привести и к любви, и к удачному браку при условии преодоления эгоизма, осознания мотивов вступления в брак и своей возможной вины.
Нередко побудительной причиной вступления в брак является подражание и конформизм («быть как все»). Такие супружеские союзы иногда называют «браками по стереотипу».
К вступлению в брак человека может подтолкнуть и боязнь одиночества. Чаще всего на такой шаг решаются те, у кого нет постоянных друзей, не хватает внимания со стороны окружающих. Кроме того, человек может страдать от застенчивости, замкнутости, неловкости, неуверенности в себе, и тогда важен не реальный избранник, а брак как таковой, поэтому первое дружеское знакомство у таких людей может закончиться браком. По словам Э. Фромма, в этих случаях сила увлечения, ощущения, что каждый «сходит с ума» от другого, принимается как доказательство силы любви, в то время как это доказательство лишь их предыдущего одиночества. Брак, в основе которого лежит дефицит общения и признания, таит в себе самом опасность распада, поскольку семейная жизнь не сводится к одному лишь обмену знаками внимания, любезностями, демонстрациями положительных чувств… Человеческие отношения в браке оказываются богаче, сложнее, многограннее, чем те, что насыщают первый голод общения и стремления избавиться от одиночества.
К группе браков, заключаемых из-за боязни одиночества, можно отнести и браки, которые заключаются в какой-то степени из «мести»: брак с любимым человеком по определенным причинам невозможен, и супружеский союз создается с другим претендентом на руку и сердце, чтобы, во-первых, избежать одиночества, а во-вторых, доказать свою объективную привлекательность.
Довольно часто браки, которые сейчас сильно «помолодели», заключаются по легкомыслию и связаны с удовлетворением потребности молодых людей в самоутверждении путем повышения своего социального статуса, а также в освобождении из-под опеки родителей, отношения с которыми нередко бывают напряженными и конфликтными. Очень часто такие браки оказываются недолговечными, потому что молодые супруги, «наигравшись в семью», изначально не связанные особыми духовными и эмоциональными узами, решают расстаться.
Увеличилось число и так называемых «стимулированных», «вынужденных» браков, спровоцированных добрачной беременностью невесты. Следует иметь в виду, что нежелательная беременность — это проблема не только брачная, затрагивающая психологическое благополучие супругов и семьи в целом, это еще и острая проблема физического и психического здоровья детей. Так, например, обнаружено, что нежелательная беременность косвенно, через психологический дискомфорт будущей матери, негативно влияет на нервно-психическое здоровье ребенка. Даже если этот ребенок рождается в браке, он часто эмоционально не принимается одним или обоими родителями, что отрицательно сказывается на его развитии. Ребенок не должен быть без вины виноватым (ведь родителей не выбирают) и страдать из-за того, что взрослые не умеют правильно строить свои отношения.
Добрачные отношения не следует рассматривать как статичное образование. Как и любые межличностные взаимоотношения, они обладают своей динамикой. Их формирование от первой встречи до возникновения устойчивой пары представляет процесс, который в своем развитии претерпевает ряд изменений, проходит различные стадии. Одна из важнейших особенностей динамики добрачных отношений состоит в том, что по мере развития взаимоотношений межгрупповые механизмы понимания партнера, дающие неточное, стереотипное представление о нем, замещаются механизмами межличностными, позволяющими понять другого во всей полноте его индивидуальности, неповторимости и уникальности. Если в процессе этой замены происходит сбой, и межличностные механизмы понимания другого в паре работают не в той мере, в какой это требуется для установления и поддержания глубоких личностных отношений, то такая пара распадается, а вместе с этим исчезает проблема заключения брака, создания семьи.
Добрачное знакомство — процесс более или менее протяженный во времени. Можно выделить, по крайней мере, три стадии позитивного развития этого процесса. На первой происходит встреча возможных брачных партнеров, и формируются первые впечатления друг о друге. Вторая стадия начинается тогда, когда отношения переходят в устойчивую фазу, т. е. когда и сами партнеры, и окружающие воспринимают их как достаточно стабильную пару. Отношения на этом этапе более или менее интенсивны и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия развития отношений в добрачной паре начинается, когда партнеры принимают решение о вступлении в брак и переходят в новое качество — женихов и невест.
Как известно, добрачное ухаживание, несмотря на длительный период отношений партнеров, довольно часто завершается их расставанием. Обычно тот из них, кто надеялся на заключение брачного союза, встречает предложение другого о разрыве с недоумением и стремится, во что бы ни стало, удержать его возле себя, идя на всякие уловки и хитрости, вплоть до шантажа. Однако подобные попытки остаться вместе, кроме еще большего отчуждения желающего уйти партнера, ни к чему хорошему не приводят. Для процесса распада добрачных отношений, как и для процесса развития, также характерна определенная динамическая структура. Разрыв добрачных отношений исследуется специалистами чаще всего по аналогии с разводами и нарушениями семейных отношений. И в разводящейся супружеской паре, и в распавшихся добрачных отношениях характер самого процесса во многом сходен, различно главным образом содержание конфликта, причин неудовлетворенности и т. п. Поэтому модели распада семейных отношений приложимы и к процессу разрушения добрачных пар.
Распад любых отношений — это не единичное событие, а процесс, продолжающийся во времени и обладающий множеством граней. Первоначально высказывалось предположение, что этот процесс в обратном порядке повторяет стадии позитивного развития отношений, но в последующем ученым пришлось от него отказаться, так как оно не подтвердилось в исследованиях. Одним из таковых является изыскание британского психолога С. Дака, который предложил свою концепцию распада отношений в любовной (добрачной и семейной) паре. Он выделил четыре фазы разрушения отношений между партнерами. На первой, так называемой интрапсихической фазе, один или оба партнера приходят к осознанию неудовлетворенности отношениями. На второй, диадической, фазе начинается обсуждение с партнером вопроса о возможном прекращении отношений. Во время третьей, социальной, фазы информация о распаде отношений доводится до близкого социального окружения (друзей, родственников, общих знакомых и т. д.). Заключительная фаза включает в себя осознание, переживание последствий разрыва и их преодоление.
Вместе с тем следует иметь в виду, что не во всех парах разрыв проходит через каждую из указанных фаз. К тому же продолжительность каждой стадии, а также ее значимость для партнеров может быть различна. Эмпирические данные свидетельствуют, что различаются, по крайней мере, два вида распада отношений: постепенное их угасание и резкий разрыв всяких контактов между партнерами.
3. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи
В последнее время внимание социологов, демографов, психологов все больше привлекает молодая семья. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. В первые годы брака формируется модель будущих семейных отношений — распределение власти и обязанностей, духовные связи между супругами, родителями и детьми, — происходит сложный процесс адаптации мужа и жены друг к другу, определяется характер основных конфликтов и способы их преодоления. Решение о числе детей в семье и интервалах между рождениями также зачастую принимается в начальный период семейной жизни, а значит, изучение молодой семьи имеет прямое отношение к проблемам рождаемости.
Данные статистики и выборочных исследований свидетельствуют, что около 20\% всех разводов приходится на долю семей, просуществовавших менее двух лет. При этом с момента принятия супругами решения о разводе до подачи заявления в суд, а затем до формального расторжения брака проходит довольно много времени, т. е. фактически браки распадаются гораздо раньше.
Сложности во взаимоотношениях молодых супругов обусловлены, на наш взгляд, прежде всего тем, что в современной семье образцы поведения мужа и жены становятся все менее жесткими. Наблюдается отход от регламентированных форм ролевого взаимодействия: отношения в семье, способы ее организации зачастую определяются ситуацией и зависят от склонностей, возможностей и способностей каждого члена этой общности. В прошлом преобладали традиционные образцы поведения мужа-отца и жены-матери, когда мужчина выполнял роль главы семьи, ее кормильца и носителя социального статуса, а женщина — хранительницы домашнего очага, хозяйки и воспитательницы детей. Сейчас в результате массового вовлечения женщин в производственную деятельность, роста их образования, широкого распространения идей равноправия муж и жена нередко имеют примерно одинаковый социальный статус и заработок, на равных участвуют в принятии семейных решений. В то же время в обществе функционируют представления о семейных ролях и обязанностях супругов, недостаточно соответствующие реальности: с одной стороны, ожидания определенной части населения связаны с традиционной семьей; с другой — бытует мнение о прямом равенстве мужчины и женщины в выполнении большинства семейных функций.
Весьма остро стоит сейчас и вопрос о подготовке молодежи к семейной жизни. Прежде с этой задачей успешно справлялась родительская семья. Однако в настоящее время принятый в ней образец отношений нередко не может быть использован детьми без определенной корректировки. Кроме того, многие молодые люди проводят наиболее важный с этой точки зрения период жизни вне дома — в студенческих или рабочих общежитиях, усваивая совсем иные нормы, на основе которых формируются установки.
В советской социологической литературе наиболее подробно изучались причины и мотивы разводов. Как правило, они анализируются независимо от продолжительности брака. Между тем факторы дестабилизации семьи существенно различаются в зависимости от этапа ее жизнедеятельности. Пьянство одного из супругов, нарушение супружеской верности, наличие другой семьи более характерны, на наш взгляд, для распадающихся пар с продолжительным стажем. На стабильность же молодой семьи значительное влияние оказывают факторы, которые существуют, чаще в неявном виде, уже в момент заключения брака. Это прежде всего личностные характеристики молодоженов, условия заключения брака, различные типы добрачного поведения будущих супругов. Нередко распад непродолжительных союзов связан с идеальными ожиданиями молодых людей по поводу будущего супружества, легкомысленным отношением к нему, недостаточным знанием партнера. Важным «фактором риска» является также вынужденное заключение брака вследствие беременности невесты или под давлением родителей.
Таблица 1
Распределение вступающих в брак
по продолжительности периода ухаживания, \%*

Продолжительность ухаживания По ответам женихов По ответам невест
От 1 до 6 месяцев 45 39
От 6 месяцев до 1 года 19 27
От 1 года до 2 лет 11 8
Более 2 лет 19 20
 * Невесты, видимо, из чисто моральных соображений несколько удлиняют этот период.
Таблица 2
Причины конфликтов между будущими супругами
в добрачный период, \%
 Причины добрачных конфликтов По ответам женихов По ответам невест
Она (он) Вас не понимает 31 39
Вы ее (его) не понимаете 28 26
Невнимательна (лен) к Вам, не считается с Вашими желаниями 15 18
Вы к ней (нему) невнимательны, не считаетесь с ее (его) желаниями 25 24
Она (он) проводит много времени со своими подругами (друзьями) 8 11
Вы проводите много времени со своими друзьями (подругами) 22 15
Жених слишком часто выпивает 14 14
  Основная задача нашего исследования1 состояла в выявлении возможных факторов дестабилизации семейной жизни будущих супругов. На основе анализа советских и зарубежных исследований семей разной степени благополучия и разводящихся пар выделялись характеристики вступающих в брак, которые могут оказать негативное влияние на стабильность молодой семьи.
Известно, что продолжительность знакомства следует рассматривать в качестве одного из важных показателей готовности к браку. Как выявлено в ходе обследования, среди разводящихся удельный вес пар с коротким периодом (менее 6 месяцев) добрачного знакомства намного выше, чем среди продолжающих жить в браке. Это обусловлено тем, что в современном обществе семейные роли гораздо менее регламентированы, чем в прошлом, и успешность брака в большей степени зависит от личностной совместимости партнеров. Поэтому период, в течение которого будущие супруги узнают друг друга, приобретает все более возрастающее значение. Между тем среди обследованных была велика доля вступающих в брак после непродолжительного периода ухаживания (см. табл. 1).
В качестве причины распада брака часто выступает отсутствие общих увлечений и интересов. Видимо, прямого влияния на принятие решения о разводе это обстоятельство не оказывает, но, ограничивая совместную досуговую деятельность супругов и сферу их общения между собой, оно ослабляет их духовную близость и таким образом сказывается на прочности супружеских уз. Среди опрошенных нами только 30\% женихов и 40\% невест при ответе на открытый вопрос смогли назвать те увлечения и интересы, которые у них с партнерами совпадают. Большая же часть вступающих в брак не знает этой стороны личности своего будущего супруга, что впоследствии может отрицательно сказаться на развитии отношений молодоженов.
В исследовании также ставилась цель выявить частоту и причины конфликтов в период ухаживания. По нашим данным, женихи и невесты ссорятся довольно часто (см. табл. 2). В каком-то отношении эти разногласия могут иметь и положительное влияние на успешность будущего брака, так как впоследствии облегчают супружескую адаптацию. В то же время область неразрешенных проблем может стать в дальнейшем источником серьезных конфликтов. Зарубежные исследователи указывают, что разногласия в добрачный период коррелируют с ранним возникновением первых супружеских конфликтов, которые нередко ведут к разрыву.
Сейчас уже можно считать установленным тот факт, что добрачная беременность является фактором «высокого риска» с точки зрения успешности будущего брака, и прежде всего в тех случаях, когда супруги очень молоды. Сокращается необходимый период ухаживания и подготовки к свадьбе, молодые люди оказываются психологически не готовы к браку. Кроме того, они зачастую экономически несостоятельны и нуждаются в поддержке родителей либо вынуждены прерывать учебу. По данным нашего исследования, в момент заключения брака невеста была беременна в 9\% пар по ответам невест и в 14\% — по ответам женихов1.
Существенное влияние на характер складывающихся отношений между будущими супругами оказывают их установки и ожидания по поводу семейной жизни. Несовпадение установок может вызывать серьезные конфликты, особенно на начальном этапе совместной жизни. Мы рассматривали установки в тех сферах семейной жизни, где, по данным ранее проведенных исследований, чаще всего встречаются разногласия между супругами. Прежде всего в связи с изменением положения женщины в обществе, необходимостью совмещения ею производственных и семейных ролей увеличивается значимость справедливого распределения домашних обязанностей между супругами. Семьи, в которых принята эгалитарная модель распределения хозяйственно-бытовых обязанностей и установки мужа и жены в этом отношении совпадают, отличаются большей стабильностью.
У большинства обследованных нами пар установки на распределение обязанностей в быту совпадают (76\%), при этом в 59\% случаев пары ориентированы на одинаковую домашнюю нагрузку мужчины и женщины. Однако довольно много пар (24\%), в которых жених и невеста имеют разные мнения на этот счет. И если в тех случаях, когда на более традиционную модель ориентирована девушка (7\%), разногласия могут быть легко разрешены, в случае подобной ориентации юноши (17\%) возможны серьезные конфликты в молодой семье.
Важное значение с точки зрения успешности будущего брака имеют взгляды жениха и невесты по вопросу о власти в семье. Большинство женихов (78\%) и невест (89\%) ориентированы на эгалитарный стиль отношений. Как показал анализ пар, наибольшее расхождение во мнениях наблюдается в тех случаях, когда жених считает, что главой семьи должен быть мужчина, а его невеста ориентирована на разделение «семейной власти» (22\% пар). В 27\% случаев отмечается расхождение взглядов вступающих в брак в самой трактовке принципа эгалитарности: один из партнеров хотел бы совместно обсуждать все проблемы, другой считает необходимым разделить «сферы влияния». Однако, на наш взгляд, подобные разногласия не могут явиться сильным дестабилизирующим фактором. Лишь 4\% пар предпочитают авторитарный стиль отношений в современной семье.
В связи с вопросом о предпочитаемом типе семьи и соответствующей структуре власти особый интерес представляют взгляды будущих мужей и жен относительно профессиональной карьеры женщины. Как правило, если женщина активно участвует в профессиональной деятельности, она пользуется и большими правами в решении основных семейных проблем. Вопрос о том, в какой степени женщина должна посвятить себя семье или же работе, часто является предметом споров между супругами. По-видимому, мнения на этот счет должны быть согласованы еще до свадьбы. Большинство респондентов в нашем исследовании считают, что замужняя женщина должна работать, но не в ущерб интересам семьи (46\% невест и 61\% женихов). При этом в 52\% случаев установки будущих супругов расходятся: например, в 41 \% пар девушки ориентированы на профессиональную деятельность в большей степени, чем это хотелось бы женихам.
Одна из важных сфер жизнедеятельности семьи — организация досуга. Рациональное использование свободного времени, как известно, способствует стабилизации отношений между супругами. Изучение семей разной степени благополучия показало, что для успешных браков характерно совместное проведение досуга, причем на это ориентированы и муж и жена. Следовательно, расхождение во мнениях жениха и невесты относительно организаций свободного времени в будущем может повлечь за собой серьезные конфликты. Анализ соответствующих ориентации в нашем исследовании выявил несовпадение мнений: невесты гораздо чаще предпочитают проводить досуг вне дома, чем женихи (в 20\% случаев); в то же время в 26\% пар будущие мужья хотят иметь возможность отдыхать в свободное время отдельно от жены. В 19\% случаев установки женихов и невест полностью расходятся, что не может не вызвать в будущем разногласий между ними.
Исследование также ставило целью выявить, в какой степени вступающие в брак информированы о проблемах брака и семьи из специальных источников. Со специальной научно-популярной литературой знакомы лишь 15\% юношей и 11\% девушек, слушали лекции о семье и браке 5 и 3\% соответственно. Это лишний раз свидетельствует о необходимости распространения мер по подготовке молодежи к браку; более доступной должна стать литература по вопросам семейной жизни, более активной пропаганда.
Таким образом, изучение вступающих в брак позволило выявить у них некоторые характеристики, которые могут повлиять на возникновение конфликтов в первые годы супружества и на его успешность. Проведенное исследование является лишь первым этапом реализации программы изучения молодой семьи. В дальнейшем предполагается выделять типы семей, отличающиеся по степени успешности брака, чтобы определить, какое влияние добрачное поведение и отношения, а также организация семейной жизни оказывают на успех супружества. Это позволит выявить наиболее дестабилизирующие факторы. Решение подобной задачи, помимо научного, имеет большое практическое значение с точки зрения разработки программы подготовки молодежи к семейной жизни.
Список используемой литературы
Витек Карел. Проблемы супружеского благополучия / Карел Витек М.: Прогресс , 2008-138 с.
Голод С.И. Семья и брак: историко- социологический анализ / С.И. Голод - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 2008 - 62с.
3. Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. Введение в психоанализ, хрестоматия, CD 2, 2006 г.
4. Климова С.В. Социальный феномен любви. // Социологические исследования. – 2009. № 9. с.79-88.
5. Кон И.С. Психология ранней юности. М. 1989 г. 255 с.
6. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2001. с. 992.
7. Кузнецова И.К. Психологические особенности осознания себя как личности определенного пола в юношеском возрасте: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. М. 1987. 18 с.
8. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб. 2004. 115 с.
9. Мир и эрос: Антология филосовских текстов о любви / Сост. Р.Г. Подольный. М.: Политиздат, 1991. 335 с.
10. Никандров В.В. Психология: учебник /В.В.Никандров. – М.: Волтерс Клувер, 2009. 1008 с.
11. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М. 2002. с. 349.
12. Швец А.М. Мотивация вступления в брак и её влияние на кризис будущей семьи./А.М. Швец // Вопросы психологии. -2006-№2-С.30-34
13. Шнейдер Л.Б. Психология семьи как учебный предмет: актуальные проблемы /Л.Б.Шнейдер // Психология в вузе. - 2004 - №2 - С.17- 25
14. Философия: Учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, В.П. Филатова. – М.: Русское слово, 1996. 432 с.
15. Фрейд З. Сексуальная жизнь. М., ООО «Фирма СТД», 2006. 311 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий