Исследовательская работа Компьютер и творчество. 3 класс

Городской научно-практический марафон «Шажок в науку»
III этап









Секция информатики




Компьютер и творчество
исследовательская работа





Выполнена
учеником 3 «А» класса
МОУ «СОШ № 222»
Бакуниным Артёмом

Руководитель:
учитель начальных классов
МОУ «Школа № 222»
Рябушева Елена Юрьевна







г. Заречный 2017г.

Оглавление
Введение 3
Основная часть:
Понятия «компьютер» и «творчество» 4
Программы создания творческих проектов 5
Создание мультфильмов 6-7
Заключение 8
Литература 9
Приложения 10-14






















Введение

Без компьютера и электронных гаджетов мы уже не представляем свою жизнь.
Я стал пользоваться компьютером с 1-ого класса. Больше всего меня привлекала возможность поиграть на нём или посмотреть картинки. Мама использовала интернет как источник информации. В 3-ем классе на уроке информатики мы знакомились с возможностями разных компьютерных программ. Меня удивило то, что нетбуки и программы у всех были одинаковые, а работы получались разные. Я решил исследовать возможности компьютера и информационной среды Интернета для создания собственных творческих проектов.
Цель: Исследовать компьютер как инструмент творчества школьника.

Задачи:
Определить понятия «творчество», «компьютер», «творческий проект»
Исследовать востребованность творческих программ у школьников
Рассмотреть проблему самовыражения ребёнка с помощью компьютера.
Выяснить возможные способы создания мультфильмов на компьютере.
Спланировать действия по созданию мультфильма в различных программах
Побудить детей и взрослых к совместному компьютерному творчеству.

Гипотеза:
Компьютер можно использовать как инструмент для творчества и безопасного самовыражения.

Методы исследования:
Анкетирование (3-и, 4-е, 7-е классы школы № 222, родители )
Выборка и анализ различных данных из Интернет- ресурсов
Опрос
Беседа
Определение алгоритма работы с программами создания мультипликации.



Объект исследования: компьютерные возможности

Предмет исследования: использование компьютера как инструмента творчества

Сроки исследования: декабрь 2016 г. – март 2017 г.






Основная часть
Понятия «компьютер» и «творчество»
Компьютер ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Computer «вычислитель»)  устройство или система, способная выполнять заданную, чётко определённую, изменяемую последовательность операций. Это чаще всего операции численных расчётов и манипулирования данными, однако сюда относятся и операции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Описание последовательности операций называется [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Творчество [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства),  [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] его результата. Никто не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие возможности, стороны своей личности.
Творческий проект – это самостоятельная творческая работа. Проект состоит из двух частей: теоретической и практической.
Востребованность компьютера как инструмента творчества (Итоги анкетирования)
Проведя анкету (см. Приложение 1 Анкета) среди 39 школьников 3, 4 и 7-х классов, а также 18 взрослых, я выяснил:
Практически все имеют дома персональный компьютер.
Подавляющее большинство опрошенных использует его для получения информации. Играют на компьютере все опрошенные 4-классники, половина 3-классников и 20% 7-классников.
Создают разные файлы и продукты на компьютере в среднем треть детей и взрослых, используя программы для создания картинок, презентаций, видео, фото.
Все анкетируемые считают возможным использовать компьютер для творчества, в том числе для создания мультфильмов.
Большинство затруднились назвать программы для создания мультфильмов. Ученики 3и 4-х классов назвали программу Scratch (Скретч), так как проходили её на информатике.
Большинство родителей хотели бы, чтобы их дети занимались творчеством на компьютере, а все опрошенные дети хотели бы научиться создавать мультфильмы.
Таким образом, я понял, что есть желание детей и родителей использовать компьютерные программы и технологии для творческих проектов, но знаний или умений не хватает.
Проблемы самовыражения ребёнка в компьютерном творчестве
Побеседовав с психологом нашей школы, я узнал, что в творческой работе на компьютере есть свои положительные и отрицательные стороны.
Минусы:
Портится зрение, осанка.
Увлечение отнимает много времени, в том числе и от учёбы.
Работа с компьютером заменяет живое общение с друзьями и родными.
Интернет может привести к нежелательному общению или к обнаружению вредной информации.
Плюсы:
Свобода выбора темы, программы, способов творческой работы.
Возможность самовыражения и развития способностей.
Творчество повышает самооценку.
Творчество помогает найти единомышленников в семье и новых друзей.
Творчество отвлекает от негатива в жизни.
Творчество помогает успешно решать любые задачи.
Вывод: любая работа на компьютере требует баланса между сохранением телесного и духовного здоровья и увлечённостью материалом или результатом работы. Но именно в подростковом возрасте при контроле взрослых плюсы творческой работы на компьютере перевешивают.

Программы создания творческих проектов
Компьютеры с соответствующим программным обеспечением являются мощным инструментом для творческого выражения в литературе, графике и музыке. Программы сочинения музыки открывают новые возможности для её изучения, причём даже для тех, кто не умеет играть на музыкальных инструментах. Программы построения графических изображений способствуют созданию картин, мультипликации и специальных зрительных эффектов.
Для литературного творчества требуются два вида деятельности: умственный процесс сочинения фраз, выражающих мысль, и физический процесс записи слов. Мощные текстовые процессоры, такие, как Microsoft Word или StarOffice Writer. делают написание и редактирование менее утомительными. Компьютеризованная система обработки текстов упрощает физический процесс настолько, что писатель теперь не отвлекается от умственной работы на такие действия, как печатанье, стирание, вырезание и склеивание.
Что касается музыки, то здесь можно выделить три момента. Первое - мы слышим музыку, если сочиняем ее на компьютере, а профессионалы могут делать это без инструмента, в голове. Второе - компьютер может сыграть все, даже то, что технически для пользователя недоступно. И третье - живой звук это не «мертвый» звук синтезатора. Аранжируя на компьютере, вы слышите и сразу корректируете партитуру в реальном времени. Вот только несколько таких программ: Cubase, MAGIX Music Maker, Mixcraft, FL Studio, Ableton Live, Adobe Audition, REAPER.
В последние годы растет популярность цифровой живописи. Художники с помощью электронных планшетов создают на экранах компьютеров картины в технике пастели, акварели, масла и пр. Работы выполняются в программах Corel Painter или Adobe Photoshop. Получаются удивительные по цветовым решениям и глубине проработки деталей рисунки, скорость выполнения которых во много раз выше, чем при ручной работе. Однако, не умея рисовать от руки и смешивать цвета, и шагу ступить нельзя. Компьютер лишь избавляет от многих операций, связанных с обводкой линий и раскрашиванием работ.
Все теперь могут на персональном компьютере создать видеоролики, используя такие программы, как [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] или [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
В школе большое применение находит программа Microsoft PowerPoint. В ней создают презентации, в которых сочетаются текст, графика, анимация, звук и видео.
В мультипликации компьютер избавил художника от мультстанка, что значительно ускорило процесс производства фильма. Теперь все сидят дома, и каждый сам себе режиссер.

Программы создания мультфильмов
Мне, как и большинству моих одноклассников нравится смотреть и делать мультфильмы. Их создание включает несколько умений и творческих процессов: литературное, графическое, звуковое, анимационное.
Мультипликация (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] multiplicatio возрастание, размножение)  технические приёмы создания иллюзии движущихся изображений с помощью последовательности неподвижных изображений (кадров), сменяющих друг друга с некоторой частотой.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (от [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] animation оживление, одушевление) западное название мультипликации: вид киноискусства и его произведение (мультфильм), а также соответствующая технология.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] последовательный показ (слайд-шоу) заранее подготовленных графических файлов, а также компьютерная имитация движения с помощью изменения (и перерисовки) формы объектов или показа последовательных изображений с фазами движения.
Из анкеты я понял, что самая популярная в нашей школе программа создания мультфильмов - это Scratch, так как её проходят в начальной школе в УМК Гармония.
Scratch (В переводе с англ. – «царапина», главный объект - кот) – это новая уникальная среда программирования, ориентированная на детей. В программе ребенок может создавать собственные игры, модели и анимированные интерактивные истории. Все блоки проекта-программы собираются из кирпичиков-команд разных цветов. Здесь нет никаких слов, которые необходимо уметь писать или знать наизусть. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] в среде собираются посредством использования обычной компьютерной мыши и готовых блоков-команд, очень схожих с конструктором Lego. К основным преимуществам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] нужно отнести три основных свойства: развивает творческий потенциал ребенка; делает программирование более доступным; способно объединить в общих проектах людей из разных стран. Здесь очень интересно играть с разными объектами (спрайтами), менять их вид, устанавливать формы взаимодействия объектов, перемещать их по экрану монитора (создавать скрипты).(См. Приложение 2 Программа Scratch).
Конструктор мультфильмов: Незнайка и все, все, все. Юным мультипликаторам предлагается придумать новые приключения для Незнайки и его друзей. В их распоряжении будут 30 красочных фонов из мультфильма "Незнайка на Луне", 15 персонажей - Звездочка, Знайка, Пончик, Сиропчик, и другие, а также более 150 анимированных движений. Здесь содержится множество звуков, фрагментов популярных песен и мелодий. Интуитивный интерфейс (средство взаимодействия пользователя с программой) позволяет быстро и легко освоить работу с конструктором, и уже через несколько минут приступить к работе над мультфильмом. Программа сопровождается обучающей демо-версией. Все новые версии "Конструктора" включают в себя возможность записи созданного мультика в один из 10 самых распространенных видео-форматов: AVI, MPEG и пр. (См. Приложение 2 Программа Незнайка...).
Pivot Stickfigure Animator (он же сокращенно Pivot – в переводе с англ. - «точка опоры, точка вращения») – это программа для создания анимации, не требующая особых навыков рисования и обладающая понятным интерфейсом. Весь процесс создания двухмерной анимации основывается на перемещении частей разных фигур, составленных из кругов и линий, связанных в определенных точках (узлах). Данный процесс называется – скелетная анимация. Эта программа имеет встроенный редактор объектов, позволяющий из
·менять и создавать различные фигуры. Определившись с начальным положением персонажа, нужно активировать создание нового слайда. После этого можно изменить положение фигуры и создать новый слайд. Готовые фильмы можно сохранить в формате распространенном GIF или фирменном PIV. Поскольку приложение может похвастаться своей простотой, то здесь даже новичок в мире анимационного искусства сможет создать примитивную анимацию, потратив на этот процесс всего несколько минут. (См. Приложение 2 Программа Pivot).
Stykz – это небольшой пакет программного обеспечения, который представляет собой эволюцию (развитие) идеи Pivot Stickfigure Animator. К примеру, присутствует возможность изменения цвета не всей нарисованной фигуры, а ее отдельных частей. Здесь уже нет конструктора фигур, но ему на смену пришел встроенный редактор фигур. В распоряжении пользователя две кисти (для создания кругов и прямых линий) и два указателя – с черной стрелкой для выделения персонажа и белой – для модификации какой-либо его части. По окончании сборки мультфильма проект можно сохранить в виде MOV-видеоролика, GIF-анимации либо набора кадров в формате PNG или GIF. (См. Приложение 2 Программа Stykz).
Pencil (с англ. – карандаш) – это программа для мультипликации, которая позволяет создавать двухмерную анимацию на ноутбуке или персональном компьютере. 
К преимуществам Pencil следует отнести минимальное количество настроек и понятный интерфейс, почти все необходимые для рисования инструменты находятся в отдельных перемещаемых панелях. Все создаваемые в программе проекты могут содержать несколько слоев. Их порядок можно изменять простым перетаскиванием. Одной из основных составляющих редактора является рисование. Для создания двухмерной анимации нужно набросать несколько изображений (кадров). По окончанию работы над проектом свои труды можно сохранить на жесткий диск компьютера в специальном XML формате, в последовательности PNG изображений либо в формате flash. (См. Приложение 2 Программа Pencil).
В Интернете есть сайты онлайн-рисования мультфильмов. Например, Мультатор. Зарегистрировавшись, пользователь может покадрово рисовать мультфильм, пользуясь двумя цветами (красный и чёрный) «карандаша» и регулятором его толщины. Есть возможность сразу разместить свой мультик на сайте, получить комментарии, поучаствовать в конкурсе. Или посмотреть другие работы, самому прокомментировать что-то. Но этот сайт, мне кажется, больше для опытных мультипликаторов.
Сравнение этих программ после создания мультфильмов я занёс в таблицу. (см. Приложение 3 Сравнение программ). В моём конкурсе победили программы: Конструктор мультфильмов Незнайка, Scratch и Pivot. Основным отличием программы Scratch и Незнайка от других рассмотренных программ является наличием в ней готовых объектов, фонов, движений и звуков, которые можно программировать, создавая мультфильм, не рисуя. Pivot - самая простая в работе, но и возможностей в ней меньше, чем в Scratch или Незнайке.



Алгоритм создания мультфильма
Анимация – это неотъемлемая часть современных интернет-технологий. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] становится простым и доступным каждому пользователю видом творчества.
Прежде всего, я советую выбрать программу для создания мультфильмов и ознакомиться с ёё интерфейсом и возможностями:
Спросить у друзей, знакомых, родственников
Посоветоваться с учителем информатики
Поискать информацию в интернете
Скачать доступные программы и, поработав в них, выбрать.
Отмечу, что осваивать любую программу лучше с более опытным пользователем. Также можно поискать в интернете самоучитель или учебник работы с определённой программной средой. В перечисленных мной анимационных программах можно разобраться методом проб и ошибок, но если уже имеешь опыт работы в графическом редакторе или освоил похожие программы.

Вне зависимости от того в какой программе создается [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], алгоритм основных действий одинаков.
Так, для создания мультфильма, первым делом необходимо сформулировать основную идею будущей картины. Нужно выяснить, что хочется сказать зрителю. К примеру, о том, как не нужно или не нужно поступать в какой-то ситуации. На данном этапе также необходимо подумать над характерами главных героев.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] включает в себя написание сценария – описания сюжета мультфильма, его основных событий и героев (см. Приложение 4 Сценарий)
Далее следует уделить время на создание или выбор существующих персонажей. Для чего нужно нарисовать будущих героев или выбрать из возможных источников. Здесь фантазия ничем не ограничена, ограничение одно – умение рисовать.
Следующий шаг – раскадровка. Здесь необходимо иметь четкое представление о том, какой персонаж, в какое время должен быть в кадре, где все герои должны находиться и т.п. На данном этапе рекомендуется составлять схемы сцен с нумерацией кадров. Следует учесть, что для одной секунды анимированного видео, как правило, используется 24 кадра. Кроме того, благодаря данному этапу можно сэкономить время при анимации эпизодов картины.
После нужно продумать фон или фоны, где будут происходить действия фильма. Он может быть как динамичным, так и статичным.
Основной этап – создание движений героев мультфильма и корректировка изображения (текст).
Затем или параллельно можно приступить к выбору и наложению шумов и озвучанию персонажей.
Сохраняя свой фильм, вы имеете возможность его совершенствовать и изменять детали. Главное – вовремя остановиться!
Если у вас есть единомышленники, поделитесь результатами своего творчества, выслушайте критику и советы. Возможно, мнение зрителей наведёт вас на новые идеи или творческие свершения.









Заключение
В результате своего исследования я выяснил, что существует проблема использования компьютера детьми и взрослыми как инструмента творчества.
Причины различны:
Незнание программ и их возможностей
Неумение разобраться в программе самостоятельно
Нежелание затрачивать силы для освоения или создания нового
Нехватка информации и рекламы
Нехватка времени
Моя гипотеза подтвердилась: компьютер можно использовать как инструмент для творчества и безопасного самовыражения. В том числе для создания мультфильмов.

В ходе исследования я пришёл к таким выводам:
Творчество на компьютере позволяет раскрыть свои способности и совершенствовать различные умения
Компьютерное творчество – источник удовольствия от проделанной работы
Создание мультфильмов – трудное, но очень увлекательное дело.
Творческие проекты (мультфильмы) – можно создавать с различными целями: для рекламы, как поздравления, тематические, обучающие.

Мои мультфильмы посвящены экологии, конкретно отношению к мусору. Они были показаны на уроке информатики, как пример компьютерного творчества. А на уроке окружающего мира - как способ привлечь внимание к проблемам экологии. (Ссылка на мультфильм в программе Незнайка... [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])


















Литература и Интернет-ресурсы

Ожегов С.И. «Словарь русского языка». М.- Рус. яз., 1987г.
Н.К. Нателаури, С.С. Маранин. Информатика и ИКТ. Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2-х частях., Ассоциация 21 век, 2013.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://lumpics.ru/programs-for-make-cartoons/
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
http://portal2011.com/statya-sozdanie-multfilmov-kak-sposob-vsestoronn/































Приложение 1
Анкета «Компьютер и творчество»
(дети)
1.Есть ли у вас персональный компьютер?
Да. нет..
2.Для чего вы используете его чаще всего?
Выберите не более 3-х ответов:
Ищу или передаю информацию в интернете
Играю
Смотрю видео или картинки
Читаю книги
Создаю файлы-документы
Создаю файлы-презентации
Создаю файлы-видео
Другое
3. Можно ли использовать компьютер для творчества?
Да. нет.. не знаю
4. Знаете ли вы программу «Scratch»?
Да. нет..
5. Знаете ли вы программы для создания мультфильмов?
Да. нет..
6. Создавали ли вы мультфильмы?
Да. нет..
7. Если да, то в какой программе?



Анкета «Компьютер и творчество»(взрослые)
1.Есть ли у Вас дома персональный компьютер? Да. нет..
2.Для чего Вы используете его чаще всего?
Выберите не более 3-х ответов:
Ищу информацию в интернете
Играю
Смотрю видео или фото
Читаю книги
Создаю файлы-документы
Создаю файлы-презентации
Создаю файлы-видео
Общаюсь в соцсетях
Другое
3. Используете ли Вы компьютер для творчества? Да. нет..
4*. Какие программы Вы для этого используете?................................................
5. Знаете ли Вы программы для создания мультфильмов?
Да. нет..
6. Создавали ли вы мультфильмы?
Да. нет..
7. Если да, то в какой программе?
8*. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребёнок умел заниматься творчеством на компьютере?
Да. нет.. не знаю
Результаты анкетирования
№ вопроса
Варианты ответов
Дети
Взрослые



Кол-во чел.
%
Кол-во чел.
%

1
Да
нет
37
2
95
5
16
2
89
11

2

Ищу или передаю информацию Играю
Смотрю видео или картинки
Читаю книги
Создаю файлы-документы
Создаю файлы-презентации
Создаю файлы-видео
*Общаюсь в соцсетях
Другое: создаю мультфильмы, работаю в фотошопе, рисую.
3 кл.
4кл.
7кл.

70
56
51
18
10
28
10
-
18

14
0
3
5
8
2
1
3


78
-
17
28
44
11
6
17



14
10
9
4
0
3
4
-
5
10
8
1
1
2
0
-
8
2
3
2
3
6
0
-






7




3
Да
Нет
39
-
100
-
10
8
56
44

4

Да
Нет
3 кл.
4кл.
7кл.

-



19
0
9
1
4
6
82
18


4*
Word
Paint
Paint Picasso
Publisher
Photoshop
-
-
1
5
1
1
2
6
28
6
6
11

5
Да
Нет
31
8
80
20
2
16
11
89

6

Да
Нет
3 кл.
4кл.
7кл.


2
16

11
89



16
3
7
3
4
6
70
30



7
Scratch
Animal studio pro
Adobe premiere pro
Рисуем мультфильмы
16 7
1
1
1
59
3
3
3
2
11

8*
Да
Нет
Не знаю
-
-
17
0
1
94
-
6


Приложение 2
Программа Scratch

Выбор/ создание объекта (спрайта)

Выбор/создание фона. Программирование действий, положений, внешности, звуков и текста речи объектов (создание скрипта)
Конструктор мультфильмов Незнайка и все, все, все.
1.Выбор объектов, фона, звука. 2 Выбор действий героя, скорости.

Программа Pivot Stickfigure Animator
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Программа Stykz


















Программа Pencil

















Онлайн-программа Мультатор












Приложение 3
Сравнение программ по пятибалльной системе

Название программы
Понятность
интерфейса
Возможность не рисовать
Использование музыки/звуков
Возможность стандартного сохранения
Итого

Scratch
4
5
5
3
17

Незнайка
5
5
5
5
20

Pivot
5
5
2
5
17

Stykz
4
5
2
5
16

Pencil
3
2
5
3
13

Мультатор
5
2
2
2
11









Приложение 4
Сценарий мультфильма «Пакеты»

Сцена/фон
Герои/Действия
звук

Лес или парк
Герой спокойно идёт по дорожке парка или леса.
Вдруг он слышит непонятный хрустящий звук.
Герой останавливается.
Задумывается: «Что это?»
Оборачивается и видит: из темноты на него движется что-то непонятное.
Герой кричит от испуга и бежит.
Через некоторое время останавливается и всматривается в непонятный объект ещё раз.
С облегчением понимает, что это куча пластиковых пакетов (мусора).
Задумывается и решает: «Нужно убрать!»
Собирает пакеты (мусор) и выбрасывает в мусорный бак / контейнер.
Довольный герой гуляет по парку.
Конец.

Хруст




Крик


Смех










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415











Приложенные файлы


Добавить комментарий