Мастер класс на тему «Работа над художественным образом в музыкальном произведении на начальном этапе обучения»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Центр эстетического воспитания детей «Радуга»





Мастер-класс

«Работа над художественным образом в музыкальном произведении на начальном этапе обучения»



















Нохрина Ирина Афанасьевна
                                                      педагог дополнительного образования
МАУДО ЦЭВД «Радуга»














«..достигнуть успехов в работе над художественным образом можно лишь непрерывно развивая ученика 
музыкально, интеллектуально, артистически»
Г.Нейгауз

Музыка - сложный предмет познания. Своеобразным «инструментом» такого познания является художественный образ музыкального произведения. Однако чтобы он мог сформироваться в сознании, само музыкальное произведение должно стать для учащихся предметом познания. Музыку необходимо услышать и понять, а это значит, что нужно усвоить интонационный язык, форму, весь комплекс взаимосвязанных выразительных средств музыкального произведения.
Работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на инструменте и с усвоением нотной грамоты
Чтобы занятия музыкой стали увлекательными и любимыми, необходимо привнести элемент занимательности как в содержание, так и в формы работы.
Цель занятия: активизация познавательной деятельности в процессе постижения музыкального образа.
Задачи:
Обучающие:
научить анализировать музыкальное содержание произведений, грамотно работать над текстом;
умело пользоваться средствами музыкальной выразительности для эмоционального, выразительного воспроизведения музыкального материала;
научить умению находить информацию в различных источниках;
научить применять полученные навыки и умения не только со стороны технологического исполнения, но и для создания живого, выразительного образа;
Развивающие:
развить умение слышать и мыслить образами через исполнение музыкального произведения;
способствовать развитию ассоциативного мышления, эмоциональной отзывчивости;
стимулировать творческую активность.
Воспитывающие:
поддержать интерес к современной музыке;
формировать позицию активного сопереживания исполняемых произведений;
способствовать формированию таких качеств как: инициативность, самостоятельность. 
Педагогические технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированного обучения, технологии сотрудничества.
Методы обучения:
Словесные: беседа, объяснение, метод ассоциаций, сравнений и сопоставлений; анализ текста, структуры музыкального произведения, практические задания;
Наглядные: видеоматериалы, презентации, показ, исполнение педагогом на инструменте;
Практические: работа на инструменте, исполнение отдельных фрагментов произведения.
Методика начального этапа обучения с первых шагов должна быть направлена на художественный результат. Выбирая произведения, соответствующие данному этапу развития (художественного и технического), педагог должен исходить из музыкального содержания этих произведений, яркости, конкретности, доступности их художественных образов. Сегодня я покажу работу над пьесой «Кукушка». Автор пьесы-современный композитор, талантливый аккордеонист и педагог Роман Бажилин. Музыка, которую он пишет для детей - необыкновенно солнечная и образная. Почему я выбрала именно эту пьесу? Потому что именно программные художественные пьесы способны привлечь юного музыканта к задаче раскрытия музыкального содержания, возбудить интерес ученика к решению этой важнейшей для исполнения задачи.
Но сначала я  предлагаю посмотреть выступление замечательного аккордеониста Петра Дранги.
Мотивация на совместную деятельность. Просмотр видеофрагмента с выступлением Петра Дранги. Обсуждение выступления.
П. Дранга играет ярко, эмоционально, с душой. Но для того, чтобы играть так же выразительно, нужно не только читать нотный текст, но услышать и увидеть в нотных знаках зашифрованный в них образ. И уметь этот образ выразить в звуке.
Давайте попробуем это сделать с участниками мастер-класса.
Распределение участников мастер-класса по группам:
1 пульт - партия 1 аккордеона
2 пульт-партия 2 аккордеона
3 пульт-партия аккомпанемента
Знакомство с пьесой. Исполнение.
Эмоционально-художественное осмысление музыкального материала. Вопрос: Попытаемся создать первоначальный образ. Каково общее впечатление от первого проигрывания произведения? Что можно сказать о характере? О настроении? Что подсказывает ваше воображение?
Предполагаемый ответ: программная пьеса, простая по содержанию и по форме, музыка понятна и близка. В ней характерные интонации пения кукушки. Минорная терция создаёт настроение лёгкой грусти. На память приходит:
У кукушки нет подружки, Очень грустно жить кукушке.
И в лесу, и на лугу Слышно грустное: "Ку-ку..." (Кукушка избегает общества себе подобных и не любит иметь общение с другими птицами.)
Пьеса напоминает картинку, зарисовку природы. Ассоциации: летнее утро, лес просыпается; на траве, листьях роса, пение кукушки, эхо.
Вопрос: как в нескольких словах охарактеризовать общую эмоциональную окрашенность образа?
Предполагаемый ответ: лирико-созерцательный, поэтический, светлый, мечтательный.
Вопрос: для чего вместе с учеником анализируем форму, тональный, динамический, фактурный, ритмический план?
Предполагаемый ответ: чтобы ученик понимал законы, принципы организации музыкального материала.
Художественный образ базируется на тех представлениях, которые возникают в результате собственной практики человека. У ребёнка же сравнительно небольшой жизненный и музыкальный опыт, поэтому рассказываем ему об этой удивительной птице: Презентация «Жизнь кукушки» (демонстрация)
Вопрос: что мы знаем о кукушке?
Предполагаемый ответ: кукушка никогда не строит гнёзда и не высиживает птенцов. Свои яйца они подкладывают в гнёзда других птиц. Поэтому про плохую мать мы говорим «кукушка».
Полезная птица. Спасает наши леса, поедая огромное количество насекомых, в т. ч. мохнатых гусениц, от которых отказываются другие птицы.
На зиму кочует в тропическую Африку. Летит по ночам, в одиночку.
Самки не умеют куковать. Издают громкую трель «кли-кли-кли-кли». Кукует только самец, привлекая на свой участок самку.
Необычно ведёт себя кукушонок. Только что вылупившийся, слепой, глухой и совершенно голый, он в течение 34 дней обычно избавляется от «сводных» братьев и сестер.
В творческом процессе создания художественного образа роль воображения очень велика. Музыкальное произведение должно в определенной степени обрасти ассоциациями.
Вопрос: Что можно предложить сделать ученику, чтобы дополнить его представление об этой птице? обогатить его ассоциативное мышление?
Предполагаемый ответ: найти информацию о проживании кукушки на Урале, узнать о лекарственном растении «Кукушкины слёзки». Найти поговорки, пословицы, загадки, стихи об этой удивительной птице. Попробовать нарисовать. Придумать какую-либо историю о кукушке (может, это кукушка из часов?)
Были часы с кукушкой, а оказались - без.
Стало ей вдруг ску-кучно, и она улетела в лес. Я без нее тоскую.Как там теперь она? И в тишине кукую дома совсем одна.
Вспомнить скороговорку о кукушке:
Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон -  Как в капюшоне он смешон.
Проговариваем. Проводим аналогию между нашей речью (ясное, внятное произношение) и музыкальной. Музыка – это та же речь, и ей тоже свойственна артикуляция – т. е. способ произнесения мелодии. В нашей пьесе это штрих non legato (не связно). Non legato –часто применяется в подвижном темпе, для обозначения значительности текста. Обратите внимание на повторяющуюся интонацию – чередуются восьмая (на слабую долю) и четвертная (на сильную долю).
Показ. Исполнение штриха non legato.
Важным артикуляционным приемом является цезура. Это короткая люфтпауза, отделяющая одну фразу от другой. Именно в этот момент исполнитель (партия №2) должен незаметно поменять направление движения меха.
Исполнение пьесы участниками мастер-класса в медленном темпе штрихом non legato.
Поиск способов для достижения выразительного исполнения. Намечаем смысловой центр произведения, динамику фраз, предложений.
Обратите внимание, в начале пьесы у исполнителей разные динамические нюансы. Партия №1 начинает меццо пиано (mр), умеренно тихо, партия №2 начинает mf (умеренно громко). Т.о. создаётся ощущение, что мы слышим пение кукушки и эхо в лесу.
Вторая фраза уже звучит ярче (кукушка подлетела ближе?)
В третьей фразе мы видим знак Crescendo-усиление звука, который подводит нас к кульминации всей пьесы, к f (громко). Необходимо сделать усиление звука ровным ведением меха и подойти к кульминации.
В заключительной фразе мы видим dimin (ослабление звучности) и rit (замедление) на последних двух тактах. Какие возникают ассоциации?
(Кукушка улетает всё дальше в лес. Её почти не слышно).
Необходимо так распределить мех, чтобы ослабление звучности было ровным, а замедление постепенным.
Задание:
ритмически точно передать текст
добиться аккуратной смены меха
выполнить динамическую нюансировку каждой фразы
ни на минуту не ослабляя натяжение меха, добиться ровного Crescendo, ведущего к кульминации.
ярко исполнить кульминацию всей пьесы
использовать агогические оттенки в окончании пьесы
добавить темп (Allegretto)
Исполнение пьесы.
Вопрос: приходилось ли вам исполнять инструментальное произведение под фонограмму? В любом случае, я обещаю, будет интересно.
Я использую эту форму работы уже несколько лет и вижу её результаты. Такая форма музицирования позволяет ребёнку почувствовать себя артистом, помогает каждому ученику самоутвердиться. Уже на начальном этапе обучения, играя 2-3 ноты, но!- в сопровождении «собственного» виртуального ансамбля или оркестра, ученик может с успехом выступить в своём классе, в школе, и это будут первые ступеньки исполнительского мастерства.
Финальное исполнение пьесы (под фонограмму).
Задание. От исполнителей требуются:
точность в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике.
слаженность, синхронность звучания
активизация слухового контроля
Подведение итогов.
Вопросы:
Получился ли у нас художественный образ?
Интересно ли было работать над пьесой?
Вы согласны с тем, что исполнение пьесы под фонограмму придаёт ей новое звучание, новые краски, новые оттенки настроения?
Что особенно удалось при финальном исполнении?
Ваши пожелания?
Уважаемые коллеги, спасибо за работу.

Оборудование, дидактический материал:
музыкальные инструменты
нотный материал (Р. Бажилин «Кукушка»);
наглядный материал (презентация, иллюстрации, видеофрагмент выступления Петра Дранги);
Модифицированная образовательная программа «Аккордеон»;
ТСО (ноутбук).
 
Литература

Ф. Липс «Искусство игры на баяне»;
Н.А. Терентьева «Художественно – творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства»
Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне».
«Влияние творчества И.Я.Паницкого на развитие современного исполнительства на баяне и аккордеоне». Материалы всероссийской научно-практической конференции. 2006, Саратов.
«Вопросы музыкальной педагогики». Выпуск 5. Составители:
В.А.Натансон, Л.В.Рощина.
Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. Издательство "Дека- ВС", 2007














Приложенные файлы


Добавить комментарий