«Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Помоги смурфикам»


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №30
«Родничок» г. Моздока РСО-Алания
Конспект занятия по математическому развитию
в старшей группе
«Помоги смурфикам»
Выполнила:Капитуллаева Альбина Юсуповна
г. Моздок, 2017
Цель: развитие у детей элементарных математических представлений, логического мышления, фантазии, умения декодировать информацию о свойствах предметов.
Задачи:
Образовательные:
на основе развивающих игр «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» поупражнять детей в количественном и порядковом счёте в пределах 10;
активизировать знания детей о геометрических фигурах.
Развивающие:
развивать у детей логическое мышление, фантазию;
развивать зрительный глазомер и ориентировку в пространстве на плоскости листа в клетку.
Воспитательные:
воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивость, желание помочь героям в трудную минуту;
способствовать формированию интереса к математике и конструированию.
Тип занятия: интегрированное.
Форма занятия: игра с использование сюжета мультфильма «Смурфики».
Продолжительность: 25 минут.
Участники: воспитатель, воспитанники старшей группы.
Возраст обучающихся: 5-6 лет.
Оборудование и материалы: письмо о помощи из города смурфиков, фигурки смурфиков из киндер-сюрпризов (Приложение 1), развивающие игры «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша» по набору для каждого ребёнка, схемы автомобилей, распечатки с математическим диктантом по клеточкам, карточки-схемы с зашифрованными изображениями предметов (звезда, ракета, стул, гриб, пароход и т. д.), сенсорные таблицы с геометрическими фигурами, телефон, аудиозапись (шум моря, движущегося поезда, гудок паровоза).
Предварительная подготовка: просмотр мультфильма «Смурфики» (дома с родителями), знакомство с геометрическими фигурами, палочки Кюизенера и блоками Дьенеша.
Методы и приёмы работы с детьми:
Наглядные: рассматривание цветных геометрических фигур, карточек, фигурок смурфиков;
Словесные: вопросы детям, рассказ, беседа, использование звукового сопровождения;
Игровые: сюрпризные моменты, использование мультипликационных персонажей;
Практические: дидактические развивающие игры.
Структура занятия:
Этап занятия Содержание Время
Организация детей Проверка готовности детей к занятию. Создание атмосферы заинтересованности детей. 2 минуты
Основная часть занятия Проведение занятия: беседа, упражнения, физкультминутка. 20 минут
Окончание занятия Рефлексия, вопросы детям, окончание занятия. 3 минуты
Ход занятия:
В записи звучит музыкальная загадка (может быть шум паровоза, взлёт космического корабля).
- Дети, что бы это могло быть…(ответы и предложения детей).
- Я сама тоже затрудняюсь ответить, что это могло бы быть.
(Раздаётся телефонный звонок)
- Алло! Слушаю! Да! Поняла! Дети, оказывается, это пролетел злой колдун Гаргамель и обронил письмо. Давайте мы его поищем.
(Дети с воспитателем находят письмо и читают).
«Дорогие ребята! Пишут вам смурфики из волшебного городка Смурфедола. Помогите, пожалуйста, вернуть наших весёлых и добрых друзей – Смурфетту, Благоразумника, Силача, Художника, папу Смурфа и Сластёну. Злой колдун Гаргамель разбросал их по разным мультфильмам и без вашей помощи нам не обойтись, потому что нужно выполнить сложные задания, которые только вам под силу. С уважением – Смурфики, очень дружные ребята!»
- Ну что ж, дети, поможем вернуться Смурфикам в  мультстрану? Тогда в путь! На каком транспорте мы можем отправиться в путь? (ответы детей)
- Если отгадаете загадку, то сможете узнать, на чём мы отправимся в путь.
«В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит!» (паровоз)
(Ответы детей)
Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».
- Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10 от самого маленького до самого большого.
- Сосчитайте вагоны в поезде.
- Каким по порядку стоит жёлтый вагон?
- Какого цвета вагон стоит шестым?
- Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?
- Какой вагон левее голубого?
- Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.
- А сейчас возьмите самую короткую палочку. Это пассажир. Поместите его в восьмой вагон.
- Какого цвета вагон, в котором едет пассажир?
- Ну что ж, вы были очень внимательны, поэтому безошибочно справились с заданием и нам удалось вернуть Смурфетту в свой мультфильм.
(На парте перед воспитателем появляется персонаж)
Следующее задание на основе развивающей игры «Блоки Дьенеша».
- Чтобы вернуть следующего героя, необходимо собрать автомобиль из геометрических фигур по схеме.
Дети выполняют задание, используя схемы автомобилей и наборы блоков Дьенеша. Воспитатель проводит индивидуальную работу.
- Дети, теперь проверьте друг у друга верно ли выполнено задание и, если есть ошибки, исправьте.
- Автомобили собраны, а теперь подумайте, чем интересен ваш автомобиль?
Варианты ответов детей могут быть такими: заправляется газированной водой, развивает большую скорость, при необходимости может взлететь или поплыть, вместо водителя компьютер, может перепрыгивать через горы, не требуется ремонта, очень яркие фары, никогда не нарушает правила дорожного движения и т.д.
- Очень необычные автомобили у вас получились. А самое главное мы ещё одного смурфика - Благоразумника смогли вернуть к друзьям.
(Спасённый персонаж появляется на парте)
Физминутка. Игра «Дни недели».
(Дети, стоя в кругу, проговаривают стихотворение с движениями)
Понедельник – зайка рукодельник.
Вторник – Соловей-разбойник,
За вторником среда – лисоньке еда,
За средой – четверг – волк глазами сверк,
За четвергом – пятница колобком прикатится,
За пятницей – суббота – баня у енота,
За субботой – воскресенье,
Целый день у нас веселье!
- Дети, вы не только назвали без ошибок все дни недели, но и вернули Силача к друзьям.
(Персонаж появляется на парте)
- Приглашаю присесть за столы. Перед вами зашифрованные изображения предметов. Если правильно соедините цифры, то кто или что зашифровано. Цифры необходимо соединять по порядку. Это задание поможет вернуть ещё одного героя.
(Предлагаются карточки-схемы с цифрами от 1 до 10 и точками)
Воспитатель проводит индивидуальную работу, спрашивая какая цифра?
- Что получилось? А на что похоже? (Ответы детей принимаются все)
- Какие вы замечательные фантазёры, видите то, что сразу и не разглядишь.
- Вот и Художника мы вернули в мультфильм. Вы настоящие спасатели!
(Персонаж появляется на столе)
- А теперь необходимо выручить Папу Смурфа. Дети, возьмите карточки с геометрическими фигурами (Предлагаются сенсорные таблицы с геометрическими фигурами)
- Сосчитайте все треугольники, квадраты.
- Сколько всего жёлтых фигур?
- Сколько всего жёлтых треугольников?
- Что можно сказать о жёлтых и красных фигурах?
- Сколько углов у треугольника?
- Сколько углов у квадрата?
- У какой фигуры тоже четыре угла?
- У какой фигуры все стороны равны?
-У какой фигуры нет углов?
(Ответы детей)
Вот и Папа Смурф уже в стране Смурфиков.
(Персонаж появляется на столе)
- Чтобы все друзья были в сборе, необходимо вернуть последнего героя Сластёну. Придётся решить ещё одну задачу, а именно нарисовать по клеточкам нужный рисунок с помощью цифр и стрелок. Если вы всё правильно сделаете, то все друзья снова будут вместе.
Игра «Математический диктант»
У каждого ребёнка есть распечатка с заданием (Приложение 2).
Дети выполняют под диктовку воспитателя математический диктант:
- от первой точки на одну клеточку вверх,
- на две клеточки влево,
- на одну клеточку вверх,
- на две клеточки по диагонали вверх вправо,
- на семь клеточек вверх,
- на одну клеточку по диагонали вверх вправо,
- на одну клеточку по диагонали вниз влево,
- на семь клеточек вниз,
- на две клетки вниз по диагонали вправо,
- на одну клеточку вниз,
- на две клеточки влево,
- на одну клеточку вниз,
- на две клеточки влево.
(Дети показывают свои рисунки)
Что у вас получилось? (Ответы детей)
- Посмотрите, всех ли героев мы вернули в мультфильм? Давайте их сосчитаем.
- Дети, с каким заданием вам было справиться труднее всего?
- А какое задание было самым интересным?
- Ребята, какое доброе дело мы с вами совершили, всех друзей собрали в одну сказку. Они говорят вам огромное спасибо и дарят на память о себе диск с новыми приключениями.
(Раздаётся телефонный звонок)
- Алло! Да! Обязательно передам! До свидания.
- Дети! Это злой колдун Гаргамель попросил прощения и пообещал, что больше не будет совершать плохих поступков.
Литература
Логика и математика для дошкольников: Методическое пособие / Авт.-сост. Е.А. Носова, Р.Л. Непомнящая. – СПб.: Акцидент, 1997. – 79 с.
Математика до школы: Пособие для воспитателей детских садов и родителей. – Ч.1: Смоленцева А.А., Пустовойт О.В.; Ч.2: Игры-головоломки / Сост. З.А. Михайлова, Р.Л. Непомнящая. СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 191 с.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Академия развития», 1996. – 240 с.
Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. Санкт-Петербург; «Детство-Пресс»,2002.

Приложение 1


Приложение 2


Приложенные файлы


Добавить комментарий