«Исследовательская работа 4 класс «Русский народный танец, как отражение характерных особенностей русского народа».»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24» города Абакана
Русский народный танец как отражение характерных особенностей русского народа
Грудинина Виктория Сергеевна, 4 класс Г
Басуева Екатерина Ивановна, учитель начальных классов
Абакан 2016

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Глава 1. Народный танец – важная составляющая русской культуры
             1.1 Что такое танец?
             1.2 История и становление  русского народного танца
             1.3 Особенности русского народного танца
             1.4 Основные жанры народного танца
             1.5 Особенности движений русского народного танца
Глава 2. Исследование популярности народного танца в современном обществе 
            2.1 Проведение эксперимента на выносливость
            2.2 Анкетирование учащихся класса и участников танцевального коллектива «Саяночка»
2.3 Интервьюирование руководителя коллектива «Саяночка»
Заключение
Список литературы
Приложения
1
Введение
В 6 лет мама привела меня в замечательный ансамбль русского народного творчества «Саяночка» , под руководством Монаховой Надежды Ивановны. На уроках она нам рассказывает не только как выполнять те или иные движения, но и что они означают, историю нашего народа. Мне стало интересно, и я захотела узнать больше о русских народных танцах.
Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.
2
Тема исследования: « Русский народный танец как отражение характерных особенностей народа».
Гипотеза: танец является отражением сущности русского народа.
Объект исследования: русский народный танец.
Предмет исследования: отражение в танце характерных особенностей русского народа.
Цель исследования: выяснение нужен ли народный танец людям. Назначение танца.
Задачи исследования:
Изучить теоретический материал по теме
Определить основные жанры русского народного танца
Определить составляющие компоненты русского танца
Провести опрос одноклассников
Провести интервью с преподавателем
Методы исследования:
Анализ литературы
Опрос в виде анкетирования, интервьюирования
Анализ опроса
3
Что такое танец?
Танец-поэма, в нем каждое движение-слово
Мата хари
Танец – это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.
Русский народный танец - это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
4
1.2 История и становление  русского народного танца
Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. Но по мере разложения первобытно- общинного строя, в связи с разделение труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок.
Зародился русский танец в 907 году, на празднике у Вещего Олега, где выступали танцоры, переодетые в медведей и наоборот. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными.
У Русского Народного Танца своя многовековая история. В V - VII веках народные танцы исполнялись в лоне "игрищ" (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древние языческие представления.
Принятие христианства способствует развитию культуры, и народное творчество получает выражение в скоморошестве. Скоморохи сыграли огромную роль в развитии и популяризации народного танца. Именно в это время зарождаются сценические формы народных танцев. В середине XVI столетия усиливающееся влияние русской церкви негативно сказывается на народном искусстве. Видя в народных песнях и танцах пережитки язычества, церковь притесняет музыкантов, танцоров и певцов, а в XVII веке Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.
Восемнадцатый век - это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности.
После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала своеобразным преемником и продолжателем традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре профессиональных театров. 5
1.3 Особенности русского народного танца
Народный танец-искусство, основанное на творчестве самого народа. Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям.
Народный танец всегда имеет ясную тему и идею - он всегда содержателен.
Изначально русский танец был частью обрядов. Основным видом обрядовых танцев является хоровод. Хороводы водились вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу. Обходили поля и произносили нараспев специальные заговоры, что бы уберечь урожай от духов. Рисунок хоровода отражает форму и движение солнца, которому покланялись в языческие времена. Осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости разделенной друг с другом.
Со временем хоровод стал бытовым танцем и украшением праздников русского народа.

6
1.4 Основные жанры русского народного танца
1.Хоровод Существует 2 вида хоровода: орнаментальный и игровой
Орнаментальный: когда участники под музыку создают орнамент, фигуру похожую на узор кружев или тонкую резьбу по дереву. Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.
Игровой: разыгрывается содержание песни, раскрывается сюжет. В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.
Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины. Прежде всего, в его основе веселье, смех, бодрые движения и прыжки, задорные пляски и прекрасные национальные одеяния.
В основе русского танца лежат: кадриль, хоровод, пляска.
О хороводе я рассказала выше.
2.Кадриль
Кадриль исполняется парами, расположенными по четырехугольнику.
3.Пляска
Пляска это танец импровизация. В нем раскрывалась душа человека.
Пляска дает возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера. В пляске могут участвовать парни и девушки, мужчины и женщины, подростки и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.Одиночная пляска была мужской и женской. В ней наиболее полно отражалась индивидуальность, мастерство, изобретательность исполнителя. Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски
7
своими движениями могли передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также привносить движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д.
Одиночная пляска имела свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начиналась с движения по кругу - проходки - или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте - с выходки. Это начало пляски, затем шло ее развитие, пляска достигала кульминации, и следовал финал.
Парную пляску исполняли в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимали. Содержание парной пляски - как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. Но иногда в парных плясках содержание и настроение бывало несколько иным: ревность или легкая обида любящих. В основном парные пляски были очень лиричны. Они не имели строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения.
Перепляс - это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс исполнялся под сопровождение музыкальных инструментов, реже под песню. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполнялся под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.
В групповой пляске могло участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивался небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имела установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли одиночная или парная пляска, использовалась импровизация. Групповые пляски исполняли не только парни и девушки, но и мужчины и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполнялись по парам или по тройкам.
8
Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Они всегда имели точное место рождения и бытования. Каждая местность имела свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит.
9
             1.5 Особенности движений русского народного танца
Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири-медведя. Стоит отметить, что движения русского народного танца требуют от парней силы, задора, и мужественности, а от девушек – грации и умудренности в движениях. Русский народный танец – это своеобразный пересказ истории Великой России. И его неотъемлемой частью всегда были песни о героях, государях, и праведных делах отчизны.
Принято считать, что всевозможные трюки и прыжки, исполняемые в русских танцах, были придуманы народом для того, чтобы согреться, так как в основном все русские праздники проходят зимой или осенью, когда народ справился со всеми земельными работами. Но если смотреть глубже, то мы узнаем, что это не совсем верно.
Каждая фигура танца символизировала определенное действие: у мужчин это были навыки для боя.
Бой вприсядку включал в себя четыре основных уровня:
1. Кувырки;
2. Ползунки (перемещения на корточках и четвереньках);
3. Удары и передвижения стоя;
4. Прыжки и колёса.
Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самоподстраховки при падении.
Ползунки, это особый вид перемещения на нижнем уровне, из которого можно наносить удары и выполнять прыжки. Атаки оружием усиливались ударами и подсечками выполняемыми ногами. Руки, поставленные на землю, давали дополнительную опору, в них можно держать оружие и подбирать его с земли.
Удары стоя наносились преимущественно ногами, так как руки были заняты холодным или огнестрельным оружием. Именно поэтому в пляске «вприсядку» работе ногами уделяется больше внимания.
Перемещения вприсядку, смена уровней боя, уход вниз и в прыжок дополняют технику работы «в рост».
10
В прыжках, в основном били ногами и холодным оружием. Атаковали всадника, запрыгивали на коня и спрыгивали на землю. Оказавшись на коне, умели бегать по спинам коней, нанося сабельные удары, стрелял из-за коня и из-под его брюха, умели джигитовать (вольтижировать) и совершать фланкировку (вращение оружия с атакой и защитой флангов).
В пеших схватках бой вприсядку был актуален для воина упавшего на землю, оказавшегося в одиночку против многих противников, в тесноте или в темноте. Такая манера боя требовала хорошей физической подготовки и была очень энергоемкой, поэтому её применяли, как тактический элемент боя, чередуя с экономной техникой.
Необходимые, специфические для такой манеры боя двигательные навыки и особенно выносливость, и тренированность, мужчины вырабатывали, постоянно практикуясь в плясе и бойцовских состязаниях.
Подготавливаясь боевому танцу, нередко мужчины уходили в леса из дома, иногда на несколько дней и тренировались, выдумывали новые сочетания плясовых «коленцев», неизвестные противникам.
Назначение движений в боевом плясе было как непосредственно прикладное, так и условно-боевое, развивающее, для ловкости и координации. Поскольку боевой пляс был информационным носителем боевого искусства и способом тренировки прикладных движений, что наибольшее распространение он получил в среде воинов: казаков, солдат, матросов, офицеров и пользовался большой популярностью.
На Руси женщина сравнивалась с птицей. В танцах показывалась стать, сильные руки, красивая шея и голова.
Ученые давно выяснили, что занятия танцами очень полезно для здоровья. Существует даже специальная танцетерапия: человек танцует определенные движения, и во время танца у него улучшается самочувствие. Исследования показали: занятия танцами улучшают работу сердечной мышцы, понижают давление, внутренние органы становятся на место, вырабатывается гормон радости.
11
2.1 Проведение эксперимента на выносливость
Я провела в классе эксперимент: попросила девочек, которые не ходят на танцы или в спортивные секции (1 группа) выполнить прыжки. Потом попросила то же самое девочек, которые ходят на танцы или в спортивные секции (2 группа). Итог был такой:

Мальчиков я попросила выполнить приседания, так же разделив их на 2 группы.
Еще наша учительница заметила, что «спортивные» дети реже болеют и почти никогда не опаздывают на уроки. Потому что они самоорганизованы.
Вывод: танцы делают человека выносливее, сильнее, здоровее.
12
2.2 Анкетирование учащихся класса и участников танцевального коллектива «Саяночка»
Пообщавшись со сверстниками и более взрослым поколением, я поняла, что народные танцы сейчас не в моде.
Я провела анкетирование. Были заданы такие вопросы:
Нравиться ли вам русский народный танец?
Что отражает русский танец?
-характер русского народа
-особенности быта
-особенности настроения
-отношение к природе
-отношение к человеку
Что больше нравиться: современный танец или народный?
На вопросы я получила такие ответы:
Нравится ли вам народный танец?

13
Что отражает русский народный танец?

Что больше нравиться: современный танец или народный?

Почему вы выбрали народный танец?

Что ж, говорить о популярности народного танца в наше время не приходиться.
14
2.3 Интервьюирование руководителя
Потом я взяла интервью у моей учительницы по танцам Надежды Ивановны. И после общения с ней оказалось не все так плохо. Я задала ей несколько вопросов и получила такие ответы:
Со скольки лет Вы занимаетесь танцами?
-с 6 лет.
Что привело Вас в танцы?
-любовь к танцам и русскому народному творчеству.
Что дает танец подрастающему поколению?
-чувство патриотизма, терпение, здоровье, дисциплинирует, чувство «локтя» - поддержка друг друга.
Почему народный танец не пользуется популярностью?
-отнюдь, в настоящее время народный танец набирает силу. Современный танец, он «показной» имеет временный характер и в настоящее время становиться уже не интересен. В нем нет души, только трюки. А в русском танце есть жизнь!
15
Заключение
В начале своей работы выдвинула гипотезу: является ли русский народный танец отражением сущности русского народа.
Целью исследования было выяснение нужен ли русский народный танец людям. Назначение танца.
Итак, в ходе проведения данной работы, выяснила, что народные танцы нравятся почти всем: и детям, и взрослым. Подтвердила свою гипотезу – действительно, русский народный танец является отражением особенностей народа.
Сделала вывод, что русский народный танец нужен людям, и в этом причина его тысячелетнего существования. Народный танец нужен как вид искусства, создающий красоту своеобразными выразительными средствами: пластическими и музыкальными, динамическими и ритмичными, зримыми и слышимыми. Этими средствами он служит человеку в жизни, помогая в труде и праздниках, в горе и радости.
Народный танец развивает физическую силу, выносливость, помогает углубить знания истории, наглядно рассказывает об истории костюма.
Если утратить все это богатство, значит нанести ущерб культуре нашей страны. Мы можем потерять корень, основу нашей истории. А без корней крона дерева не выживет. Нужно хранить память о своих предках и беречь все то, что отражает их жизнь.
16
Литература
Научная литература.
Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,
М.-Л.,Музгиз,1958
Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия 
 www.КМ.ru. 2007,
Голейзовский К. «Образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964
Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978
Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец,
М.: Искусство. 1963
Климов, А. Основы русского народного танца  А. Климов. – М., 1994
Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство,  1976
Худеков С. Н., История танцев, ч. 1—4, СПБ, 1913
Интернет-ресурсы
http://www.ural-khorovod.narod.ru/
http://www.classicalmusic.ru/?id=2339
tp://www.sgdf.ru/groups/smile/
http://ru.wikipedia.org/wiki.
17
Приложение
Приложение №1
Образцово – показательный ансамбль русского народного творчества «Саяночка»

Приложение №2
Интервьюирование

Приложение №3


Приложенные файлы


Добавить комментарий