Основы стилизации в детском рисунке


Введение
Декоративно-прикладное искусство огромно и разнообразно, как окружающий нас мир, оно создает среду, в которой живут люди, украшает повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Мы любуемся предметами русских народных промыслов, нам интересны узоры народного праздничного костюма и вышивки; изучая декоративно-прикладное искусство, мы знакомимся с особенностями росписи по ткани, основами декорирования стеклянных сосудов.
Безусловно, декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно и о многом можно рассказать, но нам бы хотелось в работе подробно изучить стилизацию как творческую трансформацию форм природы в орнаментальные мотивы.
Мы считаем, что роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды, и, конечно же, с развитием дизайна возникла необходимость создания творческих работ, которые без стилизации не могут отвечать современным эстетическим требованиям.
Учителя декоративно-прикладного искусства уверены, что на уроках необходимо воспитывать любовь и уважение к традициям, развивать интерес к творчеству. Мы считаем, что стилизация - очень увлекательный творческий процесс, развивающий фантазию, воображение, наглядно-образное мышление человека. декоративного натюрморта.
Главным критерием при выборе темы курсовой работы явился научный интерес и стремление расширить свои познания в области декоративно - прикладного искусства и педагогики. Данный выбор стал результатом размышлений и идей, возникших на основе наблюдений на практике, изучения теории и истории развития декоративного натюрморта и чтения психолого-педагогической литературы.
Первым этапом деятельности в процессе работы над курсовой стал поиск соответствующих источников информации по выбранной теме. Основные источники: книги, учебно-методические пособия и разработки, статьи в сборниках и научно-методических работах.
После сбора информации по теме курсовой мы приступила к ее изучению. Важнейшей задачей на этом этапе работы явилось изучение основных понятий, научных и практических проблем по данной теме, разных точек зрения на нее, а также анализ, сравнение, группировка, систематизация и обобщение собранных материалов. В результате изучения литературы было сформировано представление о логике и этапах исследования данной темы, об основных направлениях, аспектах ее изучения, что в дальнейшем определило логическую последовательность содержания теоретической части курсовой работы. Практическая актуальность нашей работы определяется необходимостью поиска новых знаний для решения художественно-эстетического воспитания учащихся младшего школьного возраста.
Тема исследования: "Формирование навыков стилизации у младших школьников на кружковых занятиях средствами декоративной живописи".
Объект исследования – декоративный натюрморт.
Предмет исследования - стилизация как основа декоративного искусства.
Целью курсовой работы является изучение стилизации как основы декоративного искусства.
Задачами курсовой работы являются:
изучить литературу по теме исследования;
исследовать историю развития стилизации как основы декоративного искусства;
рассмотреть особенности выполнения декоративной стилизации природных форм, объектов предметной среды и орнамента;
определить методы и принципы обучения декоративному натюрморту;
применить методику на практике.
Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются такие вопросы, как история развития стилизации, цвет в декоративной композиции, показаны особенности декоративной стилизации природных форм, объектов предметной среды, орнамента. Вторая глава посвящена принципам и методам стилизации в декоративной композиции, подробно описан план урока творческой работы.
Глава 1. Теоретические особенности стилизации как основы декоративной живописи
История развития стилизации
В данном параграфе мы считаем необходимым рассмотреть историю развития стилизации как основы декоративного искусства, выявить особенности и характерные черты декоративной стилизации.
Прежде чем познакомиться с историей стилизации, необходимо найти определения данного понятия. В различных источниках мы рассмотрели разные определения понятия "стилизация". Например, из Большого энциклопедического словаря можно узнать, что стилизация - намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи; стилизация нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля [1с.672].
В Большой советской энциклопедии дано такое определение: в изобразительном и декоративном искусстве стилизация - обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; стилизация особенно характерна для орнамента, где объект изображения превращается в мотив узора [2с.564].
Интересные содержательные определения данного понятия можно найти в книгах по декоративно-прикладному искусству и дизайну: стилизация - упрощенный четкий контрастный линейный рисунок, в основе которого лежит штрих, пятно, линия; упрощенность и лаконизм - это характерные черты стилизованного рисунка; стилизация - утрированное изображение чего-либо, с преувеличенными, обостренными чертами [3с.56], (см. прил. 1).
Таким образом, проанализировав эти источники, можно сделать общий вывод, что стилизация - декоративное обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью ряда условных приёмов, упрощения рисунка и формы, объёмных и цветовых соотношений.
Далее мы считаем, что необходимо акцентировать внимание на специфических чертах и особенностях стилизации как вида декоративно-прикладного искусства. Преподаватель декоративно-прикладного искусства Горяева Н.А. подчеркивает, что чтобы стилизовать рисунок, нужно отобрать основные, характерные черты изображаемого предмета: ими могут служить характерный объем отображаемого предмета, специфические линии и формы. Когда они найдены, начинается работа над стилизацией предмета. При стилизации не передается объемно-пространственное построение, конечно, художник должен мастерски владеть рисунком, чтобы иллюзорно передавать его, но здесь действует воображение зрителя, которое само "дорисовывает" его в воображении, в роли пространства выступает бумага. Художник-график может ограничиться и беглым впечатлением, условным обозначением предмета, как бы намёком на него - незаконченность и лаконизм при этом служат одними из главных средств выразительности [4с.120].
Мастер декоративно-прикладного искусства Сокольникова Н.М. отмечает, что в декоративной композиции важную роль играет то, насколько творчески художник может переработать окружающую действительность и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией [5с.45].
Необходимо отметить, что стилизация используется в декоративном искусстве - логотипах, плакатах, орнаментах, шаржах, силуэтной графике, прикладной графике - как главное средство выражения идеи, в монументальной живописи и других видах искусства, требующих декоративной ритмической организации целого, а в станковое искусство стилизация вносит черты декоративности.
Интересно знать, что еще с середины XX века художники начали применять в своих работах стилизацию; современные художники часто прибегают к упрощению – стилизации - и передают идею, задумку.
Автор методических разработок по стилизации Заикина А.В. обращает внимание на то, что стилизацию как основу декоративного искусства можно подразделить на два вида:
а) внешняя, поверхностная - не имеющая индивидуального характера, а предполагающая наличие готового образца для подражания или элементов уже созданного стиля (например, декоративное панно, выполненное с использованием приемов и мотивов хохломской росписи);
б) декоративная - все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля (например, декоративное панно, подчиненное среде интерьера, сложившегося ранее).
Под декоративностью стилизации принято понимать художественное качество произведения, которое возникает в результате осмысления автором связи его произведения с предметно-пространственной средой, для которой оно предназначено. В этом случае отдельное произведение задумывается и осуществляется как элемент более широкого композиционного целого [6с.37].
Необходимо отметить, что для декоративной стилизации характерно абстрагирование – мысленное отвлечение от несущественных, случайных с точки зрения художника признаков с целью заострения внимания на более значимых, отражающих суть объекта деталях.
Таким образом, изучив многочисленные определения и историю данного понятия, можно сделать вывод, что стилизация - интересная творческая трансформации какой-либо конкретной природной формы в орнаментальные мотивы (см. прил. 2).
Следует акцентировать внимание, что роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды. С развитием дизайна в области интерьера возникла необходимость создания произведений декоративно-прикладного искусства, которые без стилизации не могут отвечать современным эстетическим требованиям.
В следующем параграфе мы должны рассмотреть особенности цветового решения стилизации.
Особенности декоративной стилизации природных форм, объектов предметной среды и орнамента.
В этом параграфе мы считаем необходимым выявить особенности выполнения декоративной стилизации природных форм, объектов предметной среды и орнамента.
Рассмотрим декоративную стилизацию в орнаменте (см. прил. 3). Определившись, какой будет композиция – статичной или динамичной – начнем работать над изображением мотивов, из которых она выстраивается.
При работе над эскизными зарисовками мотива (например, цветка) необходимо обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. При этом характерные особенности цветка могут быть максимально утрированы и доведены до знаковости.
Каким же образом можно менять форму объекта? К примеру, если колокольчик имеет удлиненную форму, ее можно вытянуть более активно, а цветок одуванчика, приближенный по форме к кругу, можно максимально округлить.
Важно также обратить внимание на ракурс изображаемого объекта. При статичной композиции целесообразнее избегать разворотов в три четверти, а использовать вид сверху или сбоку, располагая мотив по вертикальной или горизонтальной осям. В динамичной композиции разумнее использовать ракурсы и наклоны. В процессе декоративного изображения мотива возможно свободное обращение не только с размерами элементов, но и с изменением пропорций, если данная деформация оправдана композиционной целью, придает выразительность и остроту.
При декоративной трансформации изображаемого мотива важнейшее значение имеют те участки формы, где есть изгибы и изломы. Именно они будут являться местами для преобразования, особенно при достижении эффекта статики и динамики в орнаментальном построении.
Цвет и колорит орнаментальной композиции тоже подлежит преобразованию. Он может быть условным, совершенно отвлеченным от натурального варианта или заранее задуманным.
Очень важно подчеркнуть, что декоративность - качественная особенность произведения искусства, определяемая его композиционно-пластическим и колористическим строем, которая выступает как форма выражения красоты. Любые орнаментальные композиции представляют собой упорядоченные и закономерные построения; большую роль в них играют разрабатываемые мотивы, из которых выстраиваются орнаменты. От того, насколько выразительно изображаются мотивы в композиции, зависит восприятие всего орнаментального построения. Декоративность - особое качество художественной формы, повышающее ее эмоциональную выразительность, это и повышенная цветовая яркость, и цветовая гармония, и тональное или контрастное решение, и плоскостность изображения, и орнаментальность, и условность решения темы.
Хочется отметить, что изображение животных в орнаменте также требует определенной условности передачи (см. прил. 4). Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности силуэта и усложнять общее восприятие композиции. Желательно, чтобы силуэт не был слишком изрезан и вписывался в простые геометрические фигуры. Природная форма должна приобретать условно-декоративный смысл, при этом в одном и том же мотиве правдивость изображения может сочетаться с элементами мифологической условности.
При разработке орнаментального мотива объемно-пространственную форму целесообразно превращать в плоскостную; при необходимости же объемного изображения обязательно использовать обобщения, условности. Исследуя историю стилизации, важно отметить, что большого мастерства в стилизации орнаментальных мотивов достигли египтяне. Их произведения предельно лаконичны и выразительны как по силуэту, так и по цветовым решениям. В них одновременно присутствуют условность изображения и узнаваемость объектов, это яркие, декоративные, запоминающиеся образы [7с.123].
Теперь рассмотрим декоративную стилизацию в природных формах (см. прил. 5).
Окружающая нас природа является прекрасным объектом для художественной стилизации. Один и тот же предмет можно изучать и отображать бесконечное множество раз, постоянно открывал новые его стороны в зависимости от поставленной задачи.
Нужно заметить тот факт, стилизации природных форм уделяется большое внимание, так как данные объекты всегда доступны и работа с ними помогает овладеть аналитическим мышлением и способами оригинального выражения натуры в трансформированных формах, то есть производить преломление увиденного через индивидуальность художника. Стилизованное изображение изучаемых объектов дает возможность находить все новые оригинальные способы отображения действительности, отличные от иллюзорного, фотографического изображения.
Мы считаем, что стилизацию природных форм легче начать с изображения растений: цветов, трав, деревьев, лишайников в сочетании с насекомыми и птицами.
Преподаватель Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. Васнецова В.М. Заикина А.В. отмечает, что в процессе декоративной стилизации природных мотивов можно пойти двумя путями: изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а в дальнейшем перерабатывать их в сторону выявления декоративных качеств, либо же сразу выполнять стилизованную декоративную зарисовку, отталкиваясь от природных особенностей объектов [8с.43]. Мы считаем, что и тот, и другой путь возможны в зависимости от того, какой способ изображения близок автору. В первом случае необходимо тщательное рисование деталей и постепенное изучение форм по ходу работы. Во втором способе художник долго и тщательно изучает детали объекта и выделяет наиболее характерные для него. Например, колючий татарник отличает наличие шипов и угловатости в форме листьев, стало быть, при зарисовке можно использовать острые углы, прямые линии, ломаный силуэт, применить контрасты при графической обработке формы, линию и пятно, светлое и темное, при цветовом решении – контраст взаимодополнительных цветов и разные световые тональности. Для вьюна характерна плавная тягучесть стволов и мягкая пластика форм листка и цветка, поэтому в зарисовке будут преобладать извилистые, округлые формы и деликатная проработка деталей с использованием преимущественно тонкой линии, мягких тональных и цветовых отношений. Один и тот же мотив может быть трансформирован по-разному: близко к натуре или в виде намека на нее, ассоциативно; однако следует избегать слишком натуралистической трактовки или крайнего схематизма, лишая узнаваемости. Можно брать один какой-либо признак и делать его доминирующим, при этом форма объекта изменяется в сторону характерной особенности так, что приобретает символичность.
Необходимо отметить, что наиболее важным выводом для Заикиной А.В. в работе над стилизацией является предварительная эскизно-зарисовочная работа. Это очень важный этап в создании рисунка стилизованной композиции, так как, выполняя натуральные зарисовки, художник глубже изучает природу, выявляя пластику формы, ритм, внутреннее строение и текстуру природных объектов. Эскизно-зарисовочный этап проходит творчески, каждый находит и отрабатывает свою манеру, свой индивидуальный почерк в передаче всем известных мотивов [9с.43].
Мы считаем необходимым выделить основные требования к зарисовкам растительных форм:
Начиная работу, важно выявить наиболее ярко выраженные особенности формы растения, его силуэта, ракурсных поворотов.
При компоновке мотивов необходимо обратить внимание на их пластическую направленность (вертикальную, горизонтальную, диагональную) и соответственно ей располагать рисунок.
Обратить внимание на характер линий, из которых складывается абрис изображаемых элементов: от того, прямолинейные или мягкие, обтекаемые конфигурации он будет иметь, может зависеть и состояние композиции в целом (статическое или динамическое).
Важно не просто зарисовать увиденное, а найти ритм и интересные группировки форм (стеблей, листьев), делая отбор видимых деталей в изображаемой на листе среде.
При зарисовке цветов необходимо детально изучить строение цветка, расположение и форму лепестков, их группировку и окраску, ибо это и будут те природные особенности объекта, которые дают возможность их декоративного преобразования.
В работе с такими природными мотивами как кора, срезы деревьев, мох, камни, раковины перед художником стоит задача превращения фактурной поверхности мотива в декор, выразительный по ритму и пластике, выявляющий особенности объекта.
Исследуя части и детали формы, можно использовать лупу, микроскоп – это дает возможность разложения образа на части, оперирования разрезами для достижения определенных композиционных задач и передачи природных особенностей изображаемых объектов.
Далее остановим ваше внимание на декоративной стилизации пейзажа (см. прил. 6).
Известны разные способы стилизации пейзажа. Например, все объекты пейзажа (сельского, городского или индустриального) можно представить как геометрические фигуры, плоскости.
Теперь рассмотрим декоративную стилизацию в натюрморте
(см. прил. 7). Предметы натюрморта можно представить как геометрические тела или плоские формы, декорировать каждый предмет натюрморта, передавая фактуру, материальность, характер и образ.
В данном параграфе, рассмотрев особенности выполнения декоративной стилизации природных форм, объектов предметной среды и орнамента, можно сделать общий вывод, что работа над стилизацией - очень интересный, увлекательный творческий процесс. Стилизация как работа над трансформацией природных форм в орнаментальные мотивы, развивает наблюдательность художника, творческое, наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, глазомер, общие художественные способности.
Глава 2. Методика формирования навыков стилизации у младших школьников средствами декоративной живописи.
2.1. Методы и принципы обучения декоративному натюрморту
В данном параграфе необходимо определить основные методы и принципы обучения младших школьников декоративной живописи натюрморта.
Декоративное рисование, способствующее развитию творческих способностей, художественного вкуса и эстетических чувств, должно быть тесно связано с рисованием с натуры. Существенную роль играет момент художественности, то есть задача педагога – научить ребенка подмечать богатство красок, красоту в природе и восхищаться ими.
Необходимо отметить, что в обучении детей декоративной живописи натюрморта применяют следующие принципы обучения:
1) принцип наглядности – самый главный принцип, так как изобразительное искусство без наглядных пособий преподавать невозможно.
Автор учебника «Изобразительное искусство и методика его преподавания» Сокольникова Н.М. обращает внимание на то, что принцип наглядности состоит в том, что учащиеся идут к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как к источнику познания.
Психологические основы наглядности заключается в том, что в сознании человека решающую роль играют ощущения, то есть если человек не видел, не слышал, не ощущал, то у него нет необходимости и данных для суждения. Чем больше органов чувств участвуют в восприятии, тем познание предмета у человека глубже и вернее. Учителю изобразительного искусства постоянно необходимо использовать на уроке большое количество наглядностей, чтобы заинтересовать и увлечь учащихся [10с.236].
Мы считаем, что принцип наглядности требует такого преподнесения учебного материала, при котором понятия и представления учащегося становятся более понятными и ясными, конкретными.
Учитель в процессе обучения учащихся декоративной живописи натюрморта в качестве наглядного материала может выполнить педагогический рисунок, использовать методическую последовательность рисования декоративного натюрморта, примеры стилизации форм натюрморта, варианты изменения цветового решения с реалистического на декоративный, варианты декорирования и украшения предметов натюрморта. 2) принцип научности – в процессе обучения учащиеся должны усвоить систему достоверных, научно-обоснованных знаний, то есть знаний, правильно отражающих предметы и явления реального мира. В соответствии с этим в основе методики обучения должен лежать принцип научности.
Автор учебника «Методика преподавания изобразительного искусства в школе» Ростовцев Н.Н. обращает внимание на то, что задача педагога – изложить закономерности строения природы и законов ее изображения на плоскости. Преподавание рисованию должно ставить перед учащимися целый ряд учебных задач, которые углубляют и обогащают представление об окружающей действительности.
Учащиеся в процессе объяснения учителя о том, как нужно работать над живописью декоративного натюрморта, узнают большое количество теоретических понятий, например, цвет, оттенок, колорит, тон, декор, узор, техника исполнения [11с.118].
3) принцип сознательности и активности – сознательное овладение знаниями требует обязательной активности и самостоятельности учеников, без чего невозможно эффективное усвоение знаний, овладение умениями и навыками.
Необходимо отметить, что на уроках изобразительного искусства, где в основном идет практическая работа, без активности и сознательности ученика невозможно добиться успехов обучения.
В процессе обучения декоративной живописи натюрморта учитель должен вместе с детьми проанализировать постановку, варианты стилизации формы предметов и цветового решения, способы декорирования объектов натюрморта. Учитель может задавать различные вопросы, связанные с работой над декоративным натюрмортом. Необходимо добиваться от учащихся понимания ими темы, цели работы над натюрмортом, важности проявления творческого мышления, фантазии и воображения. Только осознавая и понимая, учащиеся смогут выполнить интересные работы.
4) принцип систематичности и последовательности обучения – каждое новое положение или новая задача основывались на знаниях и навыках, усвоенных ранее, чтобы нарастание трудностей было постепенным.
Например, учащиеся сначала изучают особенности стилизации как трансформации форм природы в орнаментальные мотивы, затем знакомятся с вариантами цветового решения, способами декорирования, техниками исполнения, этапами работы над натюрмортом, а потом полученные знания применяют в работе над декоративным натюрмортом.
5) принцип доступности – требует от педагога четкого установленной степени сложности и глубины освещения учебного материала для каждого класса, для каждого возраста.
Ростовцев Н.Н. отмечает, что программу постепенно необходимо усложнять, например, во 2 классе художественной школы учащимся даются только основные знания, азы декоративной живописи натюрморта, а в 4 классе требуется показать в декоративной живописи все ее особенности, тонкости, характерные черты, основы декорирования предметов сложной натурной постановки [12с.148].
Ростовцев Н.Н. подчеркивает, что при изучении основ декоративной живописи натюрморта необходимо применять следующие методы обучения:
1) информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный) –наблюдение, обследование предметов, рассматривание работ учащихся по этой же теме, сопровождающееся словом учителя, показом готовых образцов, способов действия, как правильно рисовать, как интересно стилизовать.
2) репродуктивный метод – деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, учитель на доске показывает педагогический рисунок, а учащиеся повторяют.
3) исследовательский (эвристический) – метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности. Например, все дети выполнили компоновку, построение, декоративное цветовое решение натюрморта, а теперь перед учащимися ставится задача: декорировать предметы в постановке. Конечно, у детей получаются разные творческие декоративные натюрморты [13 с.334].
Необходимо отметить, что в ознакомлении учащихся с живописью натюрморта широко используются пояснения, сравнения, прием акцентирования деталей, тактильно-чувственный метод, метод оживления эмоций с помощью литературных и песенных образов, метод музыкального сопровождения, игровые приемы.
Нужно знать, что единство приемов и методов, используемых в работе с учащимися на занятиях, обеспечивает формирование у них устойчивого интереса к искусству, глубины, яркости впечатлений, эмоциональности их отношений к содержанию живописи.
Таким образом, рассмотрев основные принципы и методы обучения младших школьников декоративной живописи натюрморта, можно сделать вывод, что грамотное применение на уроках различных принципов и методов обучения позволяет заинтересовать, увлечь детей, развивать их фантазию, воображение, творческое мышление, сделать урок содержательным, познавательным, запоминающимся, добиться поставленных на уроке целей и задач.
2.2.Методические пояснения для проведения урока по теме
декоративный натюрморт
Для проведения урока, по теме соответствующей курсовой работе, я обратилась к программе изобразительного искусства Б.М. Неменског [14;с.138]. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей действительности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков учащихся.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в форме (рисование с натуры, по памяти, по представлению), декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства (слайдов, репродукций); обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия.
Программа подчеркивает важность увлеченности учителей и школьников искусством для формирования у учащихся познавательного интереса к нему и стремления к его самостоятельному изучению. Эстетические потребности детей должны сознательно развиваться педагогом на каждом занятии.
Одна из ведущих задач – творческое развитие личности ребенка, особое внимание обращается на развитие его воображения, фантазии. В каждом задании, на каждом уроке детям дается возможность для простора фантазии, поощряется отход от шаблона, привнесение в каждую работу собственных образов. Важно «расковать» детей, высвободить их творческую энергию.
План – конспект урока
Тема: декоративный натюрморт
Вид занятий: работа с натуры и по воображению
Цель урока: декоративное решение натюрморта
Задачи
Учебные: научить декоративному решению натюрморта
Развивающие: развитие абстрактного мышления, воображения, фантазии, самостоятельной творческой деятельности
Воспитательные: художественно – эстетическое воспитание
Материалы: гуашь, кисти, бумага
Зрительный ряд: репродукции натюрмортов с ярко выраженным настроением ( К. Петров – Водкин, П.Кончаловский, М. Сарьян, А. Матисс).
Важно, чтобы при просмотре примеров живописных натюрмортов ребята увидели мир в изображении художника радостным и торжественным, нежным и певучем и даже мрачным и тоскливым. Если дети поймут, что натюрморт говорит о жизни людей разных времен и народов, поймут, что даже рисуя неодушевленные предметы, можно многое выразить, то воспитательные задачи урока будут достигнуты.
Ход урока
Итак, рассмотрим декоративное решение натюрморта. Ставим натюрморт, драпировки и предметы которого без орнамента и декора, у каждого конкретный, локальный цвет. Благодаря этому мы сможем наиболее точно определить тональные и цветовые отношения в работе. Основным является характер, силуэт предметов, их ритм, пропорции цветовых пятен, колорит.
Выполнять работу будем гуашью, можно также использовать темперу. Именно эти краски обладают хорошей кроющей способностью.
1 этап. Выбор наиболее интересного положения. Для этого необходимо сделать несколько набросков в тоне и цвете. Тоновые наброски можно делать любым мягким материалом или гуашью, используя два цвета: черный и белый или коричневый и белый.
2 этап. Когда найдено наиболее выразительное положение, переходим к построению и композиции в листе. На этом этапе происходят поиски декоративного решения, композиции, ритма, силуэта.
Надо помнить, что декоративное изображение на плоскости не имеет третьего измерения. Пространство мнимо, условно. При построении натюрморта карандашом можно не использовать законов перспективного изображения. Важно добиться равновесия в листе, при необходимости можно «двигаться» предметы в поисках наиболее удачной композиции.
Изображение рисуется без перспективы, плоскостно. В построении каждого предмета необходимо увидеть силуэт.
Главное – ритмически организовать плоскость листа, следить за тем, чтобы правая и левая части были равномерно заполнены.
3 этап. Определение главенствующего акцента, один - два насыщенных цвета. Для этого нужно решить, какой один цвет или два контрастных преобладают в постановке, являются наиболее выразительными и привлекают к себе наибольшее внимание.
На этом этапе важно знать, что в соседстве с темным цветом максимально усиливается интенсивность ярких и светлых цветов, находящихся рядом. Подобранные художником цветовые сочетания в живописной работе должны составлять выразительный аккорд, вызывающий отклик в душе зрителя.
4 этап. Детальная проработка предметов натюрморта и их силуэта. Здесь происходит основное решение в тоне и цвете. Главное – сохранить впечатление цельности, свежести и не увлечься излишней детализацией.
Основным на этом этапе является законченность, когда не хочется ничего убавить, ни прибавить. Убедительность декоративного решения темы, когда не возникает желания «подвинуть» тот или иной предмет, усилить или приглушить какой-то цвет, когда все максимально гармонирует друг с другом.
Заключение
В данной работе мы рассмотрели стилизацию как основу декоративного искусства. Изучив многочисленные определения и историю данного понятия, сделали вывод, что стилизация - интересная творческая работа, в которой передана натюрморта в декоративный натюрморт.
Проанализировав особенности цветового решения стилизации, мы выявили, что в стилизации как творческой работе допускается богатство цвета и оттенков, а закономерности гармоничных цветовых сочетаний характерны не только для изобразительного искусства, но и для дизайна, народного и декоративно-прикладного искусства.
В данной работе, рассмотрев особенности выполнения декоративной стилизации природных форм, объектов предметной среды и орнамента, можно сделать общий вывод, что работа над стилизацией - очень интересный, увлекательный творческий процесс.
Стилизация как работа над трансформацией натюрморта в декоративный натюрморт, развивает наблюдательность художника, творческое, наглядно-образное мышление, воображение, фантазию, глазомер, общие художественные способности.
Мы считаем важным акцентировать внимание на то, что роль стилизации как художественного метода в последнее время возросла, так как увеличилась потребность людей в создании стилистически цельной, эстетически значимой окружающей среды. С развитием дизайна возникла необходимость создания произведений декоративного искусства, которые без стилизации не могут отвечать современным эстетическим требованиям.
Список использованных источников
Прохоров, А.М. Большая советская энциклопедия /А.М. Прохоров. - М.: Советская энциклопедия, 2010. - 608 с.
Прохоров, А.М. Большой энциклопедический словарь /А.М. Прохоров. - М.: Энциклопедия, 2011. - 768 с.
Горяева, Н.А., Островская, О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /Н.А. Горяева, О.В. Островская. - М.: Просвещение, 2011. - 178 с.
Горяева, Н.А., Островская, О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /Н.А. Горяева, О.В. Островская. - М.: Просвещение, 2001. - 178 с.
Сокольникова, Н.М. Основы композиции /Н.М. Сокольникова. - Обнинск: Титул, 2001. - 80 с.
Заикина А.В. Методическая разработка Заикиной А.В., преподавателя Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. Васнецова В.М.
Горяева, Н.А., Островская, О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека /Н.А. Горяева, О.В. Островская. - М.: Просвещение, 2001. - 178 с.
Заикина А.В. Методическая разработка Заикиной А.В., преподавателя Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. Васнецова В.М.
Заикина А.В. Методическая разработка Заикиной А.В., преподавателя Абрамцевского художественно-промышленного колледжа им. Васнецова В.М.
Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе /Н.М. Сокольникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с.
Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе /Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
Ростовцев, Н.Н., Игнатьев, С.Е., Шорохов, Е.В. Рисунок. Живопись. Композиция /Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов. – М.: Просвещение, 2013. – 207 с.
Ростовцев, Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе /Н.Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
Неменский Б.М. Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1 – 7 кл. – М.: Просвещение, 2012 138с.
Стилизация животных http: //www. fun-cats. ru Все о рисовании и искусстве http: //www. brainart. ru
Как научиться рисовать стилизацию http: //www. paintmaster. ru
Книг должно быть больше
Приложение взять из интернета
Приложение
705485543560Приложение 1
268605-440055Приложение 2
111760828040Приложение 3
Приложение 4
513715508000
-69047578162Приложение 5
-26035293370Приложение 7

Приложенные файлы


Добавить комментарий