Лекция по Хоровой литературе Н.А.Римский -Корсаков

Н.А. Римский-Корсаков
Н.А. Римский-Корсаков (1844-1908) выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик.
В своем творчестве композитор неуклонно следовал традициям основоположника русской классической музыкальной школы М.И. Глинки, развивая и обновляя их. Николай Андреевич был глубоко национальным художником и высказанные им слова: «музыки вне национальности не существует «- подтверждает это.
Мировоззрение и художественные убеждения Римского-Корсакова сложились в эпоху освободительного движения 60-х годов, в среде передовой русской интеллигенции, прогрессивным идеям которой он оставался верен до конца жизни. Демократ-просветитель, гуманист, патриот, Николай Андреевич неутомимо боролся за передовое русское искусство. Принципиальность, твердая воля, высокое эстетическое сознание, настойчивость в труде и борьбе за свои убеждения характеризовали его многогранную деятельность.
Творческое наследие Н.А. Римского-Корсакова обширно. Оно включает 15 опер, кантаты, романсы, произведения для хора, симфонии, симфонические картины. Оперное творчество - наиболее глубоко и ярко представленная часть его композиторского наследия.

1. Творчество Н.А. Римского-Корсаковаобраз женский
Н.А. Римский - Корсаков занимает особое место в русской музыкальной культуре. Творческий путь его был долог, и он всегда шёл в ногу со временем, всегда был лидером, фигурой яркой, неординарной. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия; член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель; дирижёр; автор теоретических работ («Учебник гармонии», «Основы оркестровки»); редактор произведений других авторов; фольклорист.
Творчество Римского-Корсакова завершило развитие русской музыкальной классики в XIX веке, эволюцию жанра оперы, симфонической и камерной вокальной музыки. Вместе с тем оно ознаменовало наступление нового её исторического этапа, приходящегося уже на начало XX столетия. Римский-Корсаков явился одним из носителей и творцов живой, непрерывно развивающейся традиции русского искусства. Опираясь на глубинные пласты национальной музыкальной культуры и на наследие Глинки и Даргомыжского, впитывая достижения своих современников, он обогащал русскую музыку и завоеваниями европейского передового искусства XIX века. Своими произведениями и всей разносторонней музыкальной деятельностью Римский-Корсаков утверждал мировое значение отечественной музыкальной культуры.
Наследие композитора очень велико, охватывает практически все жанры:
оперы (15);
симфонические произведения;
камерно-инструментальный;
вокально-инструментальный: 3 кантаты, хоры;
камерно-вокальный: 79 романсов, дуэты и трио;
обработки народных песен: 2 сборника - «100 русских народных песен», «40 русских народных песен».

2. Характеристика оперного творчества композитора
Светлый, гармоничный характер искусства, его этическая возвышенность и эстетическая облагороженность, отражение народных идеалов в оперном творчестве. Глубина содержания и многообразие жанров проявляются при преимущественном внимании композитора к тематике фольклорного типа. Основные образные сферы творчества: народно-сказочная, народно-бытовая, пейзажная, лирическая. Особое значение отведено живописно-красочной стороне музыки, ее эмоциональной уравновешенности, ведущей роли повествовательного начала. Два основных пласта в музыкальном языке Римского-Корсакова связаны с реальными и фантастическими образами. Пласт, определяемый народно-песенными элементами, и пласт, характеризующийся особого рода ладогармоническими средствами, широким развитием красочности, преобладанием инструментального начала.
Один из важнейших принципов его творчества - народность, проявляет себя очень многопланово: через тематику произведений, их стиль, а так же музыкальный язык. Интонационные корни музыки Римского-Корсакова заложены в русской песне, которую он знал и любил с детства.
Первым сочинением в этом жанре явилась опера «Псковитянка», написанная в 1871 году. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы «Майская ночь» (по Н. Гоголю, 1879) и «Снегурочка» (по А. Островскому, 1881), отразившие увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета «Млада». За ней последовали опера-колядка «Ночь перед Рождеством» (по Н. Гоголю, 1894), опера-былина «Садко» (1895-1896), лирические оперы «Боярыня Вера Шелога» (1894) и «Царская невеста» (1898). На рубеже 20 века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в «Сказке о царе Салтане» (по А.С. Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в «осенней сказочке» «Кащей Бессмертный» (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире «Золотого петушка» (по А.С. Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится так же драматическая опера-легенда «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия.
Большое внимание в своем творчестве Римский-Корсаков уделял произведениям для хора. Это и крупные формы: кантата «Свитезянка», прелюдия кантата «Из Гомера», кантата «Песнь о вещем Олеге». Это и хоры a cappella: «Тучки небесные», «Ночевала тучка», «Крестьянская пирушка», «Ворон к ворону летит», «Дайте бокалы», «Вакхическая песня», «На севере диком», «Владыко дней моих», «Татарский полон».
Оперы составляют главную часть наследия Римского-Корсакова. В них с исчерпывающей полнотой отражены идейно-художественная проблематика и стиль композитора, глубокая, дочерняя связь его оперного творчества с великой русской литературой, столь характерная для русской оперной школы. Большинство своих произведений Николай Андреевич написал на сюжеты, заимствованные у Пушкина, Гоголя, Островского; литературной основой трех наиболее известных его опер: «Садко», «Снегурочка», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», явились памятники фольклора: былина, сказка, легенда. Оперная эстетика композитора сформировалась в русле реалистического русского оперного искусства с его стремлением к полноте и правдивости отражения действительности, обращение к национальным корням, с новаторскими традициями в трактовке опер, как музыкально-сценического жанра. Именно в области музыкального театра нашли выражение реалистические устремления передовых русских композиторов, выдвигавших музыкальную драму как основной, современный прогрессивный вид, ориентированный на русский драматический театр 60-70х годов.
Принципы оперного реалистического искусства диктовали новые подходы к опере: требования к сценичности либретто (наличие в нем драматического действия), к естественности прямой речи в монологах и диалогах, ансамблях с тем, чтобы избежать частых повторений одних и тех же стихов и слов. Правдивая обрисовка характеров действующих лиц, тесная связь музыки со словом и определенным сценическим положением, сочетание мелодической красоты и верной драматической декламации в певучих речитативах - все это Римский-Корсаков рассматривает как своеобразный, кодекс, передовой реалистической оперы. Николая Андреевича заботит так же яркое воспроизведение национального и вообще местного колорита средствами оркестровки и мелодизма в целом. Хор он нередко использовал как «голоса или мысли массы». Композитор гибко подходил к трактовке различных оперных форм: традиционных законченных - в лирических эпизодах, а так же форм свободных и незамкнутых, гибко следующих за развитием драматических положений, отражающих детали сценического действия.
Наряду с тем, как и все «кучкисты» Римский-Корсаков отдавал должное реализму в искусстве и в драме в частности, в то же время его творческие интересы часто направлялись в среду фантастического, сказочного. Опера, считал композитор, должна заключать в себе серьезное, значительное содержание. При таком условии жанр этот будет неотразимо привлекательным для публики, которая охотно примирится со всеми его условностями.
Работая над максимально точным и ярким отображением драмы в жанре оперы, Римский-Корсаков искал новые возможности в области формы. «Сколько на свете сюжетов столько - почти столько должно быть соответствующих самостоятельных оперных форм» - говорил композитор и дал в своем творчестве «целый ряд разнообразных решений этой сложной художественной проблемы». Во многих случаях автор вводил подзаголовки с целью подчеркнуть оригинальность общехудожественного, жанрового облика оперы: «весенняя сказка» и «осенняя сказочка», «быль-колядка» и «небылица в лицах», «опера-былина» и «опера-балет».
Римский-Корсаков разнообразно подходит к решению вокального и инструментального начала в опере, выдвигая на первый план то оркестр, то, напротив, певческие голоса. Но чаще всего стремится к их равновесию, создает партитуры, равно пленяющие богатством оркестровых красок и удивительно мелодичным вокалом.
Мелодические характеристики, их вокальная выразительность играют главную роль в образах действующих лиц. Каждый из них наделен своей музыкальной «речью» - мелодиями кантиленного или ариозного склада, интонационно типичными для данного персонажа речитативами.
Немаловажное место отводит Римский-Корсаков в опере и хоровому пению. Народ у него нередко один из главных «героев», действующих лиц. Это наблюдается и в многочисленных номерах и эпизодах, где хоровой элемент господствует, и в сценах, где хоровая партия является компонентом, подчиненным общей инструментально-вокальной ткани. В последнем случае хор трактуется как «краска» симфонического целого (фантастические сцены, звукописные картины). Нередко роль хора у Римского-Корсакова столь значительна, что некоторые его оперы можно назвать «хоровыми», подобно операм М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского.
Оперные партитуры композитора чрезвычайно ярко отражают процесс симфонизации жанра, типичный для оперного искусства 19 века. Симфоничность, в широком смысле, свойственна всем корсаковским операм, она выражена в последовательном и целенаправленном драматургическом развертывании, в вокальной и оркестровой структуре, во взаимодействии интонационных сфер.
Очень гибко подходит композитор и к использованию собственно оперных форм. С одной стороны, он применяет традиционные, сольные, ансамблевые, хоровые оперные номера. С другой же - постоянно обращается к сценам сквозного развития. Наиболее типичной для корсаковских опер оказывается смешанная структура - сочетание и взаимопроникновение принципов завершенности и текучести в построении оперного целого.
Прочным фундаментом стиля Римского-Корсакова является народная музыка. Влияние фольклора породило многие особенности ладогармонического языка Николая Андреевича, метроритмической, тембровой, формообразующей стороны произведений, словом, окраскою их в ярчайший национальный колорит. Русская песня так же определяет черты корсаковского мелодического тематизма.
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что наследие Римского-Корсакова предстает перед нами как крупнейшее и исторически важное русской музыкальной культуры. В нем нашли обобщение многие существенные стороны развития русской музыки второй половины прошлого столетия и одновременно наметились и некоторые ее пути в новом историческом периоде, в начале нашего века.

3. Народно-песенная основа оперно-хоровых сцен.
Сюжеты опер Римского-Корсакова чрезвычайно разнообразны:
оперы исторические: «Псковитянка», «Царская невеста», «Боярыня Вера Шелога»;
оперы сказки: «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный»;
опера-былина «Садко»;
оперы сказочно-реалистические, в которых реальность и фантастика тесно переплетаются: «Майская ночь», «Ночь перед Рождеством», «Снегурочка».
непременный участник всех событий. В каждой опере есть массовые хоровые сцены. Иногда они достигают размеров целого действия (сцена веча из «Псковитянки», 1-я и 4-я картины в «Садко», II действие «Сказания о невидимом граде Китеже»). В других случаях – это бытовые обрядовые сцены (проводы масленицы в «Снегурочке», подблюдная песня «Слава» из «Царской невесты», колядки из «Ночи перед Рождеством», игра-сватовство «А мы просо сеяли» из «Майской ночи», хороводы, шуточные песни). Тесно переплетаются с картинами быта фантастические сцены в операх. Они нашли отражение во многих хорах: хоры обитателей царства подводного из «Садко», свадебный «Поезд Овсеня и Коляды» и «Бесовская колядка» из «Ночи перед Рождеством», хоровод русалок из «Майской ночи».
Особая роль операх отведена природе. Композитор показывает её во всём многообразии и красоте. Часто образы природы оживают, и в опере звучат хоры цветов, птиц («Снегурочка»). Особое место занимает в творчестве композитора народная песня. Римский-Корсаков использует её по-разному: или полностью («Ай, во поле, липенька» из «Снегурочки», или только мелодию (в песне тучи с хором из «Псковитянки»), или отдельные её элементы. Многие хоры написаны в стиле народных песен. Прекрасное знание хора, особенностей певческих голосов позволило Римскому-Корсакову полностью выявить богатство тембровых красок в самых разнообразных составах: женских, мужских, смешанных – от одноголосных до многоголосных и двойных.
«Псковитянка» - первая опера композитора. Опера написана по драме Л.Мея, сюжетом для которой послужили события, связанные с образованием русского государства при Иване Грозном и подчинении Москве Новгорода и Пскова. Одной из центральных в опере является сцена веча из I действия. Вечевой колокол собрал на сходку жителей вольного Пскова. Михаил Туча не желает склониться перед Иваном Грозным и уходит в лес, чтобы бороться за независимость. Туча запевает песню «Государи псковичи, собирайтесь на дворы». Эта тема подлинно народной песни «Как под лесом» (из сборника Балакирева). Песня звучит решительно, призывно, хор написан в куплетно-вариационной форме.
Весной 1880 года Римский-Корсаков сочинил свою любимую сказочную оперу - «Снегурочка». Либретто написал сам по пьесе А.Островского. Вся музыка оперы проникнута народно-песенными интонациями. Большинство хоров написаны на подлинно народные мелодии, связанные с мелодиями. Обрядовые сцены «Проводы масленицы», свадебный обряд Мизгиря и Купавы, хороводы «Ай, во поле липенька», «А мы просо сеяли» дают яркую музыкальную характеристику различными группам действующих лиц. В хорах использованы народные песни: «Орёл-воевода», «Веселенько тебя встречать», «У нас с гор потоки», «Ай во поле липенька», «Купался бобёр», «А мы просо сеяли». Мелодия обрядовой календарной песни «Ай, во поле липенька» удивительно чистая, весенняя, расцвеченная внутрислоговыми распевами полная лирических интонаций, гармонирует с образами юношей и девушек светлого царства Берендея. Форма изложения хоровода – куплетно-вариационная. Песня про бобра завершает всю эту большую сцену, представляющую собой своеобразные хоровые вариации на тему двух русских народных песен.
Оперу «Ночь перед Рождеством» композитор написал на сюжет Гоголя, назвал её «былью-колядкой». «Поезд Овсеня и Коляды» исполняется женским четырёхголосным хором, причем певцы, находясь за кулисами, как бы повествуют о происходящем на сцене. Хор написал в трёхчастной форме. Оркестровое вступление рисует картину зимнего неба на рассвете. В первой части образ Коляды - нежная, орнаментальная мелодия. Средняя часть – характеристика Овсеня. Реприза построена на темах Коляды и Овсеня. Коляда в образе молодой девушки в раззолоченном возке. Овсень в образе парня выезжает за ней на ведре с золотой щетинкой. Оркестровое сопровождение дублирует звучание хора, непрерывный аккомпанемент шестнадцатыми создает впечатление движущегося поезда. А размер 6/8 и спокойный темп делают это движение неторопливым.
«Садко» - одна из самых хоровых опер Римского-Корсакова. Композитор писал либретто на основе новгородских былин о гусляре Садко, дерзнувшим поспорить с богатыми купцами и выиграть спор, о любви к нему морской царевны, о пребывании Садко в царстве подводном и возвращении к людям, о великой силе искусства. В опере много хоров разнообразных по составу, форме и содержанию. Все группы действующих лиц охарактеризованы хорами: новгородские купцы, дружина Садко, калики перехожие, новгородцы, фантастические образы обитателей царства подводного.
Хор торговых гостей «Будет красен день» звучит в первой картине оперы. Купцы похваляются своим достатком, сытой и хмельной жизнью. Решительная мужественная мелодия близка древним былинным напевам. Хор написан в трёхчастной форме. Простота изложения, переменный лад, неквадратность – придают хору черты подлинной народной песни.
Римский-Корсаков написал оперу «Царская невеста» на сюжет Л.Мея. Драма развёртывает на фоне исторического эпизода – выбора Иваном Грозным невесты. Действующие лица – опричники, бояре, сенные девушки, песенники, слободской люд – охарактеризованы хорами различных составов. Первое действие – пирушка в доме Григория Грязнова. Его гость Малюта Скуратов и опричники. Звучит четырёхголосный мужской хор «Слаще мёду ласковое слово» написан в форме фугетты.
Подблюдная песня «Слава» - смешанный хор написан в форме фугато с заключением (divisi во всех партиях). Мелодия подлинно народная, оркестровое вступление подготавливает торжественное славление.
Хор опричников «То не соколы в поднебесье слетались» завершает второе действие оперы. В этом хоре опричники предстают как жестокие исполнители царской воли. Хор написан в куплетно-вариационной форме. Дробление сильной доли, синкопа придают упругость теме.
«Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» написана на либретто В.Бельского. В основу сюжета положены события XIII века – нашествие татаро-монголов на Русь. Один из городов Владимиро-Суздальской Руси, Китеж, по народному преданию, «чудесно» спасся от разгрома, погрузившись на дно озера Светлый Яр и сделавшись невидимым. Либретто написано по материалам народных легенд, сказания о Февронии Муромской.
В центре внимания композитора – образы русских людей, проявление лучших черт народа: патриотизма, верности, мудрости, любви к родной земле. Музыка проникнута духом народности, широко использованы наряду с подлинными народными мелодиями отдельные попевки и интонации их.
Хор «Как по мостикам по калиновым» звучит во II действии оперы. Под наигрыш домр и гуслей девушки начинают песню. Мелодия, мягкая, лиричная, с внутрислоговыми распевами, с переменным размером, написана в стиле старинных величальных песен.
Массовая сцена с репликами отдельных групп хора, с былиной гусляра, с «представлением» медведя, с величальной свадебной песней реалистически рисует быт народа в древней Руси.
Патриотизм русских воинов, их героизм, решимость умереть в бою за свою Родину наиболее полно раскрываются в хоре «Поднялася с полуночи» из первой картины III действия. В Великом Китеже стало известно о том, что разорили и сожгли Малый Китеж. Молодой княжич Всеволод с дружиной уходит за стены города, чтобы встретиться с врагом в смертном бою. Он запевает песню, её подхватывают дружинники (четырёхголосный мужской хор). Простая мелодия близка народной солдатской песне, одновременно и мужественной, и грустной. Взлёт мелодии на квинту, поступенное движение вниз, размер 3/2, сдержанный темп придают песне, несмотря на минорную тональность и плагальные гармонии, характер решительный, боевой. Хор написан в куплетно-вариационной форме, причём варьируется преимущественно оркестровое сопровождение.
В хоре «Поднялася с полуночи» воплощены лучшие черты народа, особенно ярко проявляющиеся в минуты опасности. Тема этой песни стала характеристикой русских воинов и в симфонической картине «Сеча при Керженце» (III действие).

Заключение
На всём протяжении творческого пути Римский-Корсаков стремился к художественному самообновлению, неоднократно, по его словам, «переделывал» себя, обогащал и совершенствовал свой стиль и мастерство. Такая стилистическая гибкость имела под собой мощную и устойчивую основу - крупную артистическую индивидуальность, самобытность которой не стирали ни какие «наслоения». Широта кругозора, живейший интерес к окружающей музыкальной жизни сочетались у композитора с потребностью активно использовать то новое и ценное, что представлялось ему близким, полезным для собственного творческого роста. Стиль Римского-Корсакова сложился и развивался как внутреннее монолитное и вместе с тем разностороннее единство. Основные его аспекты - это связи с фольклором, традициями Глинки и с творчеством современников; это значение для Римского-Корсакова музыкального языка великих западноевропейских романтиков, восточной народной музыки.
Прочный фундамент стиля Римского-Корсакова - народная русская музыка. Русская песня определяет черты корсаковского мелодического тематизма. Большое место в нем занимает группа народно жанровых тем. Она представлена множеством подлинных песенных образцов, заимствованных в точном или близком к оригиналу виде (период от «Майской ночи» до «Салтана»). Нередки и случаи переосмысления образно-поэтического содержания и жанрового облика песни. Сюда же следует отнести «авторские - народные» мелодии - «творчество в народном духе». Композитор не только ориентировался на типичные песенные мелодии, на жанрово-стилистические «модели», но и сознательно вводил в собственные темы фольклорные мелодические обороты. Воздействие народнопесенного мелодического языка обнаруживается в интонационном содержании и общелирического тематизма Римского-Корсакова, даже в мелодиях инструментального характера - подвижных, сложных по своему ритмическому рисунку.
Оперы Римского-Корсакова содержат множество хоровых сцен, эпизодов, законченных хоров, разнообразных по тематике и музыкальным приемам. Композитор пользовался разными формами изложения, применял вариационность, сочетал приемы общеевропейской техники (гармонии, полифонии) с особенностями русской народной музыки (ладовость, подголосочность, нессиметричные размеры); употреблял увеличенные и уменьшенные лады (в изображении фантастики и пр.). Разнообразные составы хоров, от унисонных до 2-хорных композиций и развернутых сцен со «сквозным» развитием.
Музыка Римского-Корсакова живописна, красочна, картинна. Это связано с особенностями его художественного восприятия. Создавая музыкальный образ, композитор одновременно как бы «видел» его. Звучание часто ассоциировалось у него с цветом, краской; слух окрашивал звук в цвета. Не случайно сказочный мир композитора привлекал к себе художников. Над оформлением оперных спектаклей Римского-Корсакова работали такие выдающиеся мастера живописи, как К.А. Коровин, И.Я. Билибин, А.М. и ВВ. Васнецовы. Михаил Александрович Врубель - глубоко своеобразный художник - чувствовал и любил музыку Римского-Корсакова. Признавая значение Римского-Корсакова для своего творчества, он писал композитору: «я благодаря Вашему доброму влиянию решил посвятить себя исключительно русскому сказочному роду». Творчество Римского-Корсакова вдохновило Врубеля на картины «Морская царевна» и «Царевна Лебедь», на ряд рисунков. Композитор посвятил ему романс «Сон в летнюю ночь».
В сказочном мире Римского-Корсакова есть место всем - царям, купцам и простому люду, скоморохам и лешему, красным девицам и загадочной Шемаханской царице, жителям Руси и Востока, обитателям подводного мира и дремучего леса. Но самое главное - в этом мире царят Красота и добро, справедливость и любовь. Этот мир живет и будет жить долго, потому что создан он великим гуманистом и великим композитором Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым на таком фундаменте, который нельзя уничтожить - на основе народного искусства.









13PAGE 14915




Заголовок 115

Приложенные файлы


Добавить комментарий