«Открытый урок «Красота и философичность поэзии Бунина»


В начале урока звучит песня «Свечи»
Тема ( Расулова Е. Г):
Красота и философичность поэзии И. А. Бунина
Цель (Згурская Е. Н): повторить виды изобразительно-выразительных средств в поэтическом тексте; совершенствовать навыки анализа и интерпретации поэтического произведения; развивать языковое и литературоведческое чутьё, аналитическое и творческое мышление; воспитывать интерес к чтению и любовь к слову.
Эпиграф (Расулова Е. Г): «Можно стоять в полной тьме перед прекрасными произведениями искусства, ибо тьма в нас» (Николай Рерих).
Автор рассуждает о том, насколько человек восприимчив к красоте; одни могут пройти мимо красоты, не заметив её, а другие могут подметить необычное в самых обычных вещах.
- Как соотносится эпиграф с темой урока?
Згурская Е. Н.: А сейчас Лазарева Настя расскажет нам о поэзии Ивана Бунина.
(Живая заставка)
Расулова Е. Н.: Важинская Настя со стихотворением «Листопад»
(Звучит мелодия № 4)
- Какое настроение вызывает описание осени в стихотворении «Листопад»?
Бунин воскрешает жизнь осеннего леса, таинственного и поэтичного.
Посмотрите слайды из картин-образов к этому стихотворению.
(Просмотр слайдов ОСЕНЬ)
Згурская Е. Н.: А теперь, ребята, разгадаем этот кроссворд.
I. Подумай и отгадай кроссворд. Это пригодится на уроке.

1. Исследование отдельных составных частей стихотворения, его всестороннее рассмотрение (АНАЛИЗ).
2. Трёхсложный размер, в котором ударный слог находится между двумя безударными (АМФИБРАХИЙ).
3. Стилистический приём, состоящий в том, что поэт или писатель сознательно недосказывает мысль; за многоточием скрывается пауза, отражающая волнение говорящего (УМОЛЧАНИЕ).
4. Стилистическая фигура, в которой отражено сочетание противоположных по значению слов (ОКСЮМОРОН).
5. Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (МЕТАФОРА).
6. Слова, употреблённые в переносном значении с целью создания образа (ТРОПЫ).
7. Для интонационного и логического подчёркивания выделяемых предметов используется выразительная стилистическая фигура (МНОГОСОЮЗИЕ).
8. Записки, литературные воспоминания о прошлых событиях (МЕМУАРЫ).
9. Слова, противопоставленные друг другу, с противоположными значениями (АНТОНИМЫ).
II. Переходим к анализу стихотворения И. А. Бунина.
1 слайд: «Как всё спокойно»
2 слайд: «Запустение»
Маслеников Виталя выразительно читает стихотворение.
Звучит музыка (№5)
1). Придумайте, на ваш взгляд, более подходящее название данному стихотворению. «Одиночество». Одиночество… А ведь это основное состояние лирического героя Бунина.
2). Досочините последнюю строку стихотворения «Одиночество» (учащиеся предложили несколько интересных вариантов). А вот вариант Бунина:
Хорошо бы собаку купить.
Неожиданный образ-символ. Почему?
Собака – самое преданное существо, уж она-то не предаст и сможет скрасить одиночество лирического героя.
Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году.
3). Что мы знаем об этом периоде из личной и творческой жизни Бунина? (учащиеся готовятся заранее).
По свидетельству В. Н. Муромцевой-Буниной, Бунин написал это стихотворение летом 1903 года: «Лето 1903 года было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу.
4). А почему столь «осеннее» стихотворение рождается летом?
Бунин писал: «Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам». И тут же: «Как ни кинь, всё тяжко одиночество».
И вновь обращаемся к мемуарам В. Н. Муромцевой-Буниной: «Душевного покоя у Ивана Алексеевича не было; он стал чувствовать своё литературное одиночество».
Не забудем о разрыве с женой – Анной Цакни. Этот разрыв очень болезненно переживал Бунин. Личные переживания поэта находят отражение в его творчестве.
Давайте посмотрим на «литературное окружение» стихотворения «Одиночество». О чём стихи Бунина 1902-1903 годов?
И только ночью, когда бушует
Осенний ветер, всё чуждо снова…
И одинокое сердце тоскует:
О, если бы близость сердца родного!
(«Как всё спокойно…», 1902)
А название стихотворения «Запустение» говорит само за себя:
Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге…
Пора свести последние итоги.
Я изнемог, и мёртвый стук часов
В молчании осенней долгой ночи
Мне самому внимать нет больше мочи!
Как видим, состояние лирического героя кризисное. И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром:
И сердце жаждет блеска дня и счастья.
(«Запустение»).
Вот теперь вы по другому будете воспринимать это стихотворение. Давайте споём. Песня на стихи И. Бунина «Одиночество» (исполняют А. Чернышев, В. Маслеников, В. Мильтин).
Пока мальчики поют, посмотрите презентацию к стихотворению «Осень».
Слайд «Всякая любовь – великое счастье»
5). Лазарева Настя выразительно читает стихотворение «Вечер». Звучит музыка № 7.
- Как звучит это стихотворение в отличие от стихотворения «Одиночество»? (Оптимистично).
Стихотворение «Вечер» расположено в сборнике после «Одиночества» и написано несколькими годами позже. Лирическая ситуация этих стихотворений традиционна для поэзии Бунина. Во-первых, совпадает время года и время дня (осень, вечер), во-вторых, герой наедине с миром Божьим. Именно в общении с природой лирический герой Бунина постигает Бога, испытывая то чувство горести, страдания, то, наоборот, счастливые мгновения жизни.
6). Как выглядят эти два стихотворения по отношению друг к другу? (контрастно).
Вернёмся к нашему стихотворению «Одиночество». Стихотворение обращено к женщине. Это своеобразное стихотворение-письмо. Неотправленное. Прощальное письмо, высказанное только про себя и во многом самому себе.
7). О чём этот маленький шедевр?
Об одиночестве. Да. И о душе. Об одинокой душе, которая пытается прорвать своё одиночество, ибо сейчас оно тягостно для неё. Это стихотворение и о женщине, и о любви, и, в конечном счёте, о смысле жизни.
8). Из скольких строф состоит стихотворение?
(Стихотворение состоит из четырёх строф-шестистиший).
9). Как звучит первая строка? (ритмично, однообразно).
И сразу представляешь, ощущаешь почти физически эту до боли знакомую осеннюю заунывность.
10). Как же удалось поэту так ненавязчиво и быстро погрузить читателя в атмосферу своего стихотворения? (Благодаря многосоюзию «и…, и…, и…» и точно выбранному размеру стиха – амфибрахию).
Огромную роль здесь играют и ключевые слова «ветер», «дождик», «мгла», создающие настроение бесприютности, одинокости. Во второй строке это ощущение усугубляется «холодной» метафорой «пустыня воды». Третья строка, кажется, звучит трагичнее:
Здесь жизнь до весны умерла…
«Жизнь умерла» - оксюморон. Но есть, оказывается, временной предел этой смерти: «до весны».
11). Внимательно посмотрите, какой ещё стилистический приём использует автор? (повтор).
(Если учащиеся затрудняются ответить, то учитель обращает внимание ребят к доске, на которой заранее написано данное стихотворение).
Не случайно автор использует повтор, это имеет важное значение. И если в третьей строке «до весны» «потерялось» где-то в середине, то в четвёртой строке именно на это слово падает логическое ударение.
Далее герой раскрывает своё состояние души, передаёт чувства, которые испытывает:
Я на даче один. Мне темно
За мольбертом, и дует в окно.
Итак, герой одинок. Это одиночество бесприютно («темно», «дует»). Мольберт – атрибут художника. Но и творчество не спасает его.
12). Почему это происходит с героем?
В последующих строках мы легко находим ответ:
Вчера ты была у меня…
Оказывается, вчера тоже был ненастный день, но он воспринимался по-другому, потому что «она была» и «казалась женой».
13). Какой ещё стилистический приём использует Бунин? (Учитель обращает внимание учащихся на многоточия (умолчания)). Причём за этими многоточиями – противоположные думы: что было бы, если бы она осталась? Что теперь будет и как прожить одному?
14). И почему только «как-нибудь до весны проживу и один – без жены»?
Может, всё просто: весной можно одному, т. к. сложно ощущать себя одиноким среди пробудившейся, воскресшей природы. Но сейчас ещё только осень, а лирическому герою невозможно прожить даже этот день сегодня (зачитайте). Образ «сегодня» в третьей строфе раздвигается до бесконечности:
Сегодня идут без конца
Те же тучи – гряда за грядой…
И вдруг – от туч, от неба, от бесконечности – к совершенно конкретной земной детали:
Твой след под дождём у крыльца
Расплылся, налился водой.
Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот исчезающий след. Это страшно, когда и следа не остаётся. А остаётся только рана на сердце героя. Оттого и больно ему глядеть в «серую тьму». Образ тьмы, как и образ холода, многозначен:

Обратимся к последней строфе:
Мне крикнуть хотелось вослед:
«Воротись, я сроднился с тобой!»
«Сроднился». А ведь это сильнее, чем «любовь».
«Воротись» - хочется вернуть прошлое, чтобы повторить его в настоящем. Но не крикнул: знал, что не вернётся. Почувствовал: чужой.
15). Найдите в стихотворении антонимичные пары.
(осень – весна; вчера – сегодня; родной – чужой). Противопоставления есть, но в целом стихотворение не контрастное. Напротив, оно очень цельное по настроению, по эмоциональному типу.
16). Обратите внимание на концовку стихотворения.
Концовка стихотворения внешне вроде бы снимает трагизм. Может, и правда герой примиряется с действительностью, находит силы, чтобы продолжать жить:
Что ж, камин затоплю, буду пить…
И уж совсем, казалось бы, прозаичное:
Хорошо бы собаку купить.
17). Вам понравилось это стихотворение? Почему? Может быть, потому, что это «песня последней встречи». А может быть потому, что состояние души лирического героя порой созвучно с нашим состоянием души, которое испытываем и мы. Верно говорят, что любовь может обходиться человеку очень дорого, но ещё дороже обходиться человеку без любви.
18). «Жизнь не баловала Бунина, - пишет В. В. Лавров в книге «Катастрофа». – Не было, кажется, испытаний, которые она ни послала бы ему: он потерял любимого ребёнка – единственного и потому особенно дорогого; его обманывала любовь, когда он шёл к ней с открытым сердцем; его предавали друзья; он, для которого весь смысл существования был в творчестве, на взлёте своего дара лишился миллионов читателей; богато одарённый природой, он годы провёл в нищете, холоде; он должен был смирять свою непомерную гордость, чтобы из чужих рук принимать благодеяния. Вся сила его дара питалась связью с Россией, но обстоятельствами он был принуждён жить на чужбине».
Но несмотря ни на что, он подарит нам стихотворение «За всё тебя, Господь, благодарю». Послушайте, пожалуйста. (Написано в 1901 году).
Чтение стихотворения.
В чём важность (ценность) этой темы? Почему Бунин обращается к Богу?
Чтобы предостеречь от всего дурного, плохого: от спеси, от гордыни, и научиться ценить то, что мы имеем на данный момент.
Надо благодарить Бога за всё, что мы имеем, нужно жить с чувством благодарности: ъа дом, за работу (учёбу), за всё!
У Сергея Есенина есть похожие строчки:
Но и всё ж, теснимый и гонимый,
Я, смотря с улыбкой на зарю,
На земле, мне близкой и любимой
Эту жизнь за всё благодарю!
В 1920 году Бунин покинул Россию и жил затем во Франции. Последние 33 года своей жизни провёл во Франции, вдали от родины и своего читателя.IV. Вывод. Бунин оставил нам высокую поэзию красоты, поэзию, наполненную философичностью и в то же время простотой и таинственностью.
Звучит песня на стихи И. Бунина, музыка Е. Згурской «Листья падают в саду».
(В конце урока звучит музыка «Как упоительны в России вечера»).

Приложенные файлы


Добавить комментарий