ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЫБРАЯ АЛТЫНСАРИНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ ЫБРАЯ АЛТЫНСАРИНА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Кострова Л.Ю.
Костанайский педагогический колледж
Казахский народ имеет богатое духовное наследие, уходящее корнями вглубь веков, от орхоно-енисейских древних письменных памятников VI-VIII вв. до наших дней. Казахстан - край орлиных крыльев. И действительно, он занимает территорию от седого Каспия, до Алтайских гор от Уральского хребта до высокогорного Алатау. Казахи говорят, коль богата земля, то богат и народ. Где земля просторна, там и жизнь привольна. Конечно, не всегда так было в действительности, но казахи- жители Великой степи – испокон веков имели и громадную единую территорию, и единый язык, и единую национальную культуру. Богат казахский народ фольклором, в нем сконцентрированы все оттенки нюансы народной педагогики и народной психологии кочевников.
На этой земле родился великий сын казахской степи Ы. Алтынсарин. Он вошел в историю Казахстана как выдающийся просветитель, педагог, поэт, общественный деятель.
Педагогические взгляды Ы. Алтынсарина сыграли положительную роль в истории развития образования, во многом они не утрачивают своего значения. Их учения представляют собой целостную и оригинальную педагогическую систему, в которой нашли отражение многие педагогические проблемы, были введены в употребления важнейшие понятия общепедагогические, дидактические, и методические наглядности в преподавании, опыт и наблюдение. В своей просветительско-педагогической деятельности Ы. Алтынсарин уделяет огромное внимание воспитанию нравственных основ личности. Он не отвергает ислам, он не против обучения исламу, но религия должна согласовываться с наукой и техникой и содействовать нравственному воспитанию молодежи. «... Стараюсь всеми силами, чтобы подействовать еще на их (учеников) нравственность, чтобы они впоследствии не были взяточниками. Посмейтесь надо мною, я иногда являюсь детям в пустое от занятий время официально муллой и рассказываю, что знаю, из духовной истории, прибавляя к тому и другие полезные, удобопонятные рассказы...» [3] Как педагог-просветитель Ы. Алтынсарин огромное внимание уделял значимости и роли школы, а также социальной и нравственной миссии учителя в реализации целей учебного и воспитательного процессов. Он считал, что «...школы - это главные пружины образования [3]
Особое внимание казахские просветители уделяли нравственному, физическому, и трудовому воспитанию именно на базе народных традиций. Исследователями изучены многие проблемы и вопросы, связанные с историей народного образования в Казахстане.
Историко-педагогические труды Ы. Алтынсарина посвящены разработке вопросов, связанных с историей развития народного образования и школьного дела в Казахстане и развитие культуры казахского народа, в области народной педагогики. В последнее время вопросы национальной педагогики чаще стали учитываться при решении практических задач, связанных не только с традициями, обычаями казахского народа, его культурой, языковыми проблемами, нравственно- духовными ценностями. Это связанно с обретением государственного суверенитета республикой Казахстан, процессы демократизации, которые разворачиваются в нашем обществе и ставят задачи по осмыслению истории и самого общества, и его новых социальных институтов. В нынешних условиях решается задача возвращения забытых и запрещенных в свое время явлений в духовной жизни народа. [1]
Актуальной проблемой современности становятся возрождения культурно- исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является народная педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения [3]
Следует отметить, что в процессе воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма и интернационализма педагоги недостаточно используют материалы по истории, культуре, просвещению Казахстана те материалы, которые помогают формировать нравственные чувства, вырабатывают ценностные ориентации личности. А ведь важно показать молодежи, что принципы деятельности и актуальные проблемы современности имеют глубокие исторические корни в прогрессивных, гуманистических идеях прошлого. В распрастранении этих идей большую роль сыграли казахские просветители 19 века, последовательные поборники просвещения, отстаивавшие гуманные принципы и идеалы общественного образования.
На сегодняшний день одной из самых актуальных «заморочек»педагогики является неувязка постановки цели воспитания. Определение целей и задач воспитания имеет огромное теоретическое и практическое значение, так как непосредственным образом влияет на разработку педагогической теории. Этот момент подчеркивает актуальность темы моего мини-исследования. Сейчас многие ученые-теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся в мировоззрении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. На таком мировоззрении сходятся многие педагоги, но не все. Управление целостным педагогическим действием начинается с проектирования его целей и задач, которые постоянно обязаны опираться на общие цели и потребности общества и личности. Это еще раз подчеркивает значимость цели, как компонента педагогической деятельности. Задачи деятельности конкретизируются в тактических, стратегических и оперативных задачах образовательного, воспитательного и развивающего характера.
Светское образование, согласно его глубоким убеждениям, дороже всякого богатства.
Стада - богатство степное
Сметает суровый джут
Богатство ученных иное
Растущее, вечно живое
Вьюги не заметут…
Мать и отец постареют,
А в старости, может быть,
Придет к ним внезапно бедность…
Как им ее пережить?
Тогда - то учение ваше
Даст им желанный покой.
Вы бедность от них отведете
Уверенною рукой. [5 с.152]
Ы. Алтынсарин однозначно считал, что просвещение лежит в основе прогресса всех сторон общественной жизни. Именно знание позволяет просвещенным народам создавать жизненные блага, строить процветающее общество, а невежество и отсутствие знаний делают человека беспомощным перед судьбой. И только тот, кто без устали стремится овладеть наукой и знаниями, может быть спокоен за свою жизнь. Такими простыми и понятными для людей словами Ы. Алтынсарин пытался довести до их сознания идею необходимости образования, приобретения истинных знаний путем обучения в светских школах, дающих полезные для жизни уроки, а не забивающих головы учеников, школу не нужной схоластической ерундой. Что же касается невежества и так называемого религиозного образования, то они не могут дать нечего, кроме застоя, средневековой отсталости и даже попятного движения.
Ы. Алтынсарин утверждал, что профессия педагога - одна из самых замечательных, но в, то, же время – одна из самых трудных.
Настоящий педагог- это учитель и воспитатель в одном лице. Учителю в школьном деле Ы. Алтынсарин отводил ведущую роль: «Для народных школ учителя составляют все; с ними не могут сравниться ни прекраснейшие педагогические руководства, ни благодетельнейшие правительственные распоряжения, ни тщательный инспекторский надзор...» [4с.247] Педагогическому процессу свойственны противоречивость, динамичность, скачкообразность, и поэтому стать педагогом в полном смысле этого слова может не каждый.
Педагог- это призвание, призыв внутренние осознание того, что это твой путь.
Сегодня многие ученые- теоретики, а так же практикующие педагоги сходятся во мнении, что основной целью педагогического процесса является воспитание и формирование всесторонне развитой, творческой, активной, физически здоровой и высоконравственной личности. На этом мнении сходятся многие педагоги.
Список литературы.
«К. Жарикбаева С. Калиев Антология педагогической мысли – Алматы Рауан 1995г.
Газета « Что? Где? Когда?» № 15 за март.
Джумагулов К.Т. Алтынсарин и развитие культуры казахского народа. Алма-Ата: Казахстан, 1984.
Ильминскии Н., Воспоминания об И. А. Алтынсарыне, Каз., 1891, с. 247.
Г Сатпаева М Адильбаев Казахская литература 10-11 Кл.

Приложенные файлы


Добавить комментарий