«Методическая разработка по предмету рисунок «Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа»


МУ ДО «Большенагаткинская ДШИ»
Методическая разработка
по предмету рисунок
«Рисунок гипсового орнамента
невысокого рельефа»
Преподаватель художественных дисциплин Треф Гульнара Энверовна
2017 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Цели разработки
Содержание
План конспект урока
Тест результатов обучения рисунку по теме «Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа»
Заключение
Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Методическая разработка на данную тему послужила то, что в школьной программе по ФГТ по предмету «Рисунок» в третьем классе, включены темы такие как, рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа. На это задание отводится 9 часов. На первом уроке выполняем анализ формы, 1 этап и начало 2 этапа, на втором занятии завершаем 2 этап и начинаем 3 этап, на третьем занятии выполняем 4 и 5 этап.
На пути к профессиональному обучению в сфере изобразительного искусства начальным звеном является ДШИ, ДХШ (художественное отделение). Выпускники желающие поступить в высшее художественные заведения сталкиваются с тем, что на вступительных экзаменах по рисунку в постановках обязательно вводится гипсовый орнамент, и учащийся должен отлично справиться с поставленной перед ним задачей. В учебном плане по рисованию орнаментов широко используются различные элементы архитектурной орнаментики. Рисование с натуры орнаментов не только дает возможность ознакомиться с разнообразием форм, но и ставит перед учащимися более сложные задачи, требующие дальнейшего совершенствования навыков в рисунке. Благодаря стилизации, четкой структуре и рельефности форм листьев и цветов орнамента гипсовые розетки представляют собой хорошую учебную модель для изучения и рисования с натуры. Рисование орнамента является переходным звеном на этапах обучения рисованию. Уроки позволяют понять свет о тон и после перейти к рисованию более сложных моделей.
Это задание дает хорошую возможность закрепить знания о пропорциях, постановку руки, развить пространственное восприятие.
ЦЕЛИ РАЗРАБОТКИ
Цели данной разработки состоит в том, что бы облегчить понимание учащимися несложными наглядными объяснениями о формировании и систематизации знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная перспектива).
Развить образное и пространственное мышление на основе упражнений
направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Научить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы целостно и развить глазомер, повысить наблюдательность.
Закрепление последовательности изображения натуры и целостность всей работы.
СОДЕРЖАНИЕ
Для выполнения этого задания потребуются несложная симметричная гипсовая розетка, ватман А 3, простые карандаши 2Т, Т, ТМ, мягкий ластик, кнопки, мольберт. Розетка располагается на уровне глаз, линия горизонта проходит посередине плиты. Освещение рассеянное или верхнее боковое мягкое.
1 ЭТАП Анализ формы, компоновка и построение плиты.
Прежде чем приступить к работе, нужно изучить розетку со всех сторон, анализируя высоту на разных участках. Данная розетка «Трилистник» симметричная, ось симметрии проходит по центру плиты вертикально. Рисование орнамента требует точной прорисовки осей симметрии, которые являются важнейшей частью построения, так как в основе любого орнамента лежат осевые симметрии (одни и те же элементы располагаются относительно оси симметрично на равном удалении, т.е. повторяются). Орнамент имеет центральный лепесток и два ответвляющихся боковых, основание трилистника имеет форму раскрытой книги. В профиль высота верхней части больше нижней, причем верхняя часть центрального лепестка приподнята и напоминает нос корабля. Если опустить прямые линии от крайних точек трилистника получится пятиугольник. Завершив анализ формы розетки, нужно выбрать точку зрения. Лучше садиться в трехчетвертном положении справа или слева, чуть ближе к фронтальному, в зависимости от характера орнамента и его освещения. Такой выбор места позволяет выразительнее передать форму в целом. Изображение трилистника следует начинать с размещения орнамента в листе, т.е. с композиционного решения. Причем начинаем с плиты: намечаем общую форму, верхние, нижние и боковые границы. Уточним угол наклона (применяем метод визирования) плиты, ее пропорции с учетом перспективного сокращения (учитываем расположение линии горизонта). Пропорции плиты примерно равны 4\5. Построив основание плиты, ПОДНИМАЕМ верхнее основание и отмечаем ось симметрии с учетом перспективного сокращения.
2 ЭТАП
Компоновка и построение.
Размечаем основные точки основания трилистника (нижнее основание чуть меньше верхнего) на верхнем основании плиты с применением перпендикуляров к оси симметрии на которых находятся эти точки. Таких линий будет 9. 1- вершина, 2- самая широкая часть центрального лепестка,3-вершины боковых лепестков, 4-соединение лепестков, 5- крайние точки ширины трилистника, 6-изменение рельефа трилистника, 7-самая узкая часть трилистника, 8-широкая часть основания,9-узкая часть основания. На этих линиях отмечаем ширину нижнего основания трилистника, сравнивая ее между собой, плитой и опуская вертикали. Можно ускорить работу, соединив вершину А с крайними точками ширины трилистника В-В и нижним основанием С-С. Ширину на 2,3,8 осях получаем автоматически. Соединяем полученные точки тонкими четкими линиями и получаем обрубовочное основание трилистника. Из полученных узлов поднимаем высоту трилистника, учитывая разницу высоты нижнего основания и вершины, а также угол наклона. При построении постоянно помним о перспективном сокращении. Отметив высоту у каждого узла, соединяем верхнее основание более четкими линиями, чем нижнее. Получаем обрубовочную форму трилистника.
3 ЭТАП
Округление и проработка деталей трилистника.
Третий этап заключается в определении формы лепестков и цельной формы трилистника. Чтобы получить форму центрального лепестка нужно простроить рельеф верхнего основания нижней части трилистника. Этот рельеф может показаться очень запутанным в построении, поэтому нужно проявить внимательность. Во-первых, опускаем перпендикуляры с нижней части на верхнюю через вершины и впадины. Полезно рассмотреть данный рельеф вблизи и пощупать руками, можно выполнить схему во фронтальном положении. Построение начинаем от центральной оси- от ложбины центрального лепестка-1. Далее опускаем перпендикуляр из вершины центрального лепестка-2, ложбины крайних лепестков -3, вершины «разворота книжки»-4, впадины «разворота книжки»-5 и угла основания трилистника-6. Отмечаем на них высоты, соединяем прямыми линиями и округляем. Теперь приступаем к определению формы центрального лепестка: опускаем прямые линии из узловых точек второго перпендикуляра верхнего основания центрального лепестка в точки 2-2 рельефа основания трилистника. Далее округляем форму трилистника: добавляем и убавляем объем. Добавляем в верхней части у центрального и боковых лепестков и убавляем (углубляем) в нижней части трилистника. Завершаем форму окантовкой по краю трилистника.
4 ЭТАПОбъемно-пространственное решение с добавлением минимального тона.
Особое внимание уделяем пространственному решению: линейная перспектива (ближе- дальше с помощью карандашей 2Т,Т,ТМ). Намечаем собственные и падающие тени легкой штрихтушевкой, усиливая ближние планы и ослабляя дальние. Работаем цельно и легко, не перегружая тонально, т. к. это гипс, работая в серой тональной растяжке. Тон нарабатываем от линий, не забывая уточнять сами линии.
5 ЭТАПОбобщение. Завершение.
Этот этап включает в себя легкое обозначение плиты и орнамента относительно друг друга как единого целого. Легко топим плиту серым тоном, выделяя при этом орнамент. Обобщенно проходим по теням собственным и падающим.
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: рисунок
Тема: «Рисунок гипсового орнамента невысокого рельефа» - 9 часов (3 занятия по 3 часа)
Тип урока: Урок формирования умений‚ навыков
Вид урока: рисование с натуры
Материал, формат: карандаш «Т», «ТМ», «М», плотная бумага формата А3, ластик.
Цель: Построение асимметричного рельефа по законам перспективы (Рисунок гипсового рельефа произвольной формы).
Задачи:
- формирование и систематизация знаний по основам рисунка (градации светотени, линейная перспектива);
- формирование понимания объемного и плоского изображения;
- развитие образного, пространственного мышления;
- развитие мышления на основе упражнений, направленных на выполнение операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- развитие глазомера, наблюдательности;
- учить воспринимать пропорции предметов, способность видеть предметы целостно;
- закрепление последовательности изображения натуры;
- осознание логической структуры объемно-пространственного изображения гипсовой розетки с необходимым применением тона;
- воспитание аккуратности при работе графическими материалами.
Методы и приемы работы: мотивация учебной деятельности, наглядный метод, метод образного сравнения, актуализация знаний и пробное учебное действие, рефлексия.
Зрительный ряд:
Таблица «Последовательность построения несимметричных орнаментов»
дидактические материалы «Рисунок гипсового рельефа»
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и задач урока
III. Основная часть
Плита расположена на стене вертикально. Освещение орнамента контрастное, с левого верхнего угла, наша точка зрения — чуть слева от объекта изображения. Мы видим плиту в небольшом ракурсе.
Этапы работы:
Первый этап (выполняется на первом занятии)
Композиционное размещение рисунка на листе
Если вся постановка имеет большую протяженность в вертикальном направлении, то лист бумаги располагаем большей стороной по вертикали. Можно сделать форэскиз.
Прежде всего, найдем композиционное расположение гипсовой плиты на листе бумаги с учетом перспективных сокращений. Уточняем соотношения общих масс частей и их пропорции, применяя метод визирования и метод образного сравнения.
Определим, где будет проходить линия горизонта. В данной постановке она будет проходить на уровне верхней части гипсовой плиты ближе к ее верхнему краю.
Второй этап (выполняется на первом занятии)
Линейно-пространственное построение форм предметов с учетом их перспективного сокращения
Сложную пластическую форму сводим к простым геометрическим объемам и плоскостям.
Начните рисование гипсовой розетки с очерчивания прямоугольной плиты, для этого отметьте общую форму, нижние, верхние и боковые границы. Также определите размеры плиты с учетом перспективы и наклона объекта в пространстве. Учтите, что от правильности определения плиты во многом будут зависеть ракурс и пропорции розетки.
На изображенной плите намечаем гипсовый орнамент. Определим середину плиты, проведя диагонали.
Наметьте линии симметрии, они будут являться базовой основой рисунка. Затем, в зависимости от формы розетки, постройте основные линии яблока (тонкими линиями намечаем форму, ограничивающуюся листьями). Заключите в нее многоугольник (количество углов зависит от количества лепестков – выступающих точек). Отметьте точками все основные узлы элементов. Если розетка находится под углом, располагайте все фигуры пропорционально с учетом перспективы.
Легкими полупрозрачными линиями прорисуйте основные линии конструкции, яблоко и листья. Тщательно стройте даже невидимые линии, так как малейшая ошибка приведет к нарушению хода построения рельефа. Создайте общий силуэт, при этом обратите внимание, чтобы все части были пропорциональны по отношению друг к другу.
Чтобы наметка стала более детальной и понятной, несколькими штрихами условно отметьте основные пятна теней.
Постепенно «обрубайте» все лишнее и добавляйте мелкие детали. Получите максимальную объемность и конкретность всех форм, но не загрязняйте рисунок слишком большим количеством «поисковых» следов карандаша.
Все время уточняем построение орнамента, его расположение на гипсовой плите, выявляем характерные формы.
Третий этап (выполняется на втором занятии)
Выявление объемности розетки с помощью светотени
После проверки и уточнения построения орнамента переходим к светотеневому решению рисунка. Выберем масштаб отношений света и тени, определим самый темный и самый светлый тон в диапазоне, в котором будем работать. Легкими штрихами наметим теневую часть рисунка: тень падающую и тень собственную. Затем на него нанесем полутон, оставив нетронутыми самые светлые места орнамента, уточним градацию тоновых отношений. Проработаем каждую деталь орнамента тоном, выявив ее объем.
Приступая к созданию тонового решения рисунка, ни в коем случае не заштриховывайте все подряд, иначе вы разрушите впечатление объемности орнамента. «Лепите» форму при помощи штрихов, прокладываемых по направлению поверхности. Обратите внимание на соответствие степени освещенности на рисунке и настоящей розетке. Не задерживайтесь долго на одной части, старайтесь работать одновременно над всей композицией, чтобы общая плотность штриховки была примерно одинакова на всем изображении.
Проработайте все детали. Отойдите от рисунка на некоторое расстояние и постарайтесь увидеть его и натуру одним взглядом. Не допускайте пестроты, старайтесь верно передавать оттенки в черно-белом рисунке, для этого установите связь между тонами, сравнивайте их по светлоте и насыщенности.
Четвертый этап (выполняется на третьем занятии)
Обобщение
Детали на переднем плане требуют более тщательной прорисовки, нежели предметы, лежащие на дальнем плане. В процессе работы над рисунком для достижения цельности постоянно сравниваем части розетки друг с другом, соблюдаем тональные отношения между частями.
Сравниваем рисунок с натурой, добиваемся цельности и выразительности.
IV. Итог урока
Подведение итогов в форме просмотра (рефлексия) проводится в конце каждого занятия.
Выставление оценок (проводится в конце каждого занятия)
Критерии оценки работы:
грамотность построения;
соблюдение пропорциональных соотношений частей розетки;
культура исполнения штриховки;
цельность изображения;
согласованность и единство деталей и целого.

ТЕСТ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ
ПО ТЕМЕ
« РИСУНОК ГИПСОВОГООРНАМЕНТА НЕВЫСОКОГО РЕЛЬЕФА»
Я знаю основной принцип академического рисования
Я имею представление об этапах рисования гипсового рельефа
Я знаю основные элементы светотени
Я умею применять метод визирования
Я умею выполнять штриховку по форме
Я соблюдаю правила техники безопасности
Я знаю термины, применяемы в рисовании
Я хочу научиться у других
Я стараюсь анализировать свою практическую работу
Я смогу использовать информационно-коммуникационные технологии для поиска информации по теме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для каждого преподавателя ДШИ (ДХШ), несомненно, важно знание педагогических принципов обучения, законов изобразительной грамоты и основ композиции. Поэтому я надеюсь, что вышеизложенные рекомендации и композиционные схемы помогут в решении педагогических задач на занятиях по рисунку.
Но всегда надо помнить, что постановка учебного натюрморта – процесс творческий, и преподавателю обязательно нужно полагаться на свою интуицию, внутреннее чутьё, а главное – художественный вкус.
ЛИТЕРАТУРА
Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты: рисунок, живопись, композиция.- М.: Просвещение, 1981.
Крицер Ю.М. Рисунок и живопись. – М., 2000.
Ли Н. Основы академического рисунка. – М.: Эксмо, 2003.
1. Аксенов К.Н. Рисунок. (В помощь начинающему художнику – оформителю). – М.: Плакат, 1987.
2. Жабинский В.И., Винтова А.В. Рисунок: Учеб. Пособие. – М.: ИНФА-М, 2006.
3.Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: Учебник. – М.: Изд – во Эксмо, 2006.

Приложенные файлы


Добавить комментарий