«Конспект урока литературы в 8 классе «Воплощение традиций православной семьи в рассказе В.П. Астафьева «Бабушкин праздник»


Белозерова Е.А.,
учитель русского языка и
литературы
МКОУ «Кременская средняя
общеобразовательная школа»
ВОПЛОЩЕНИЕ ТРАДИЦИЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СЕМЬИ
В РАССКАЗЕ В. АСТАФЬЕВА «БАБУШКИН ПРАЗДНИК»
(ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 8 КЛАССЕ)
«Просвещение приносит благие плоды только тогда, когда основанием ему служит вера», - писал Святитель Филарет Московский. Поэтому, изучая с ребятами русскую литературу (которая в основе своей является христианской), мы должны на уроках особое внимание уделять православным традициям нашего народа, воспетым в произведениях отечественных классиков.
Например, традиции православной семьи и бережное отношение к ним ярко показаны в рассказе Виктора Петровича Астафьева «Бабушкин праздник». Именно это произведение было выбрано учителем для урока внеклассного чтения в 8 классе.
Учащиеся должны были увидеть, какие христианские ценности и каким образом воспитывались в семье Потылицыных, понять особую роль дедушки и бабушки в воспитании детей и внуков.
Важно, чтобы дети поняли сложную «науку» взаимоотношений в семье, «дипломатию» строительства православной семьи, которую с детства постигает герой рассказа Витя Потылицын.
Анализируя отдельные эпизоды, сопоставляя их с цитатами из Евангелия, Посланий святых Апостолов, ребята должны прийти к выводу, что бабушка и дедушка Вити стараются жить по заповедям Божиим, тем самым подавая пример детям и внукам.
В процессе работы на данном уроке учитель помогает учащимся углубить знания о творчестве В.П. Астафьева, развить представления о православной семье.
Оборудование и оформление урока: книга Нового Завета; красочный плакат на доске «Заповеди блаженств»; плакат «Русские пословицы»; сборники В.П. Астафьева «Последний поклон»; портрет писателя; букет цветов в вазе - все это должно служить поставленным целям, настроить на ощущение праздника, на новую встречу с писателем и его произведением.
Урок проводится в форме исследования.
Чтобы подготовить детей к восприятию произведения, учитель обращается к их житейскому опыту: «Есть ли в вашей семье любимые праздники? Знаете ли вы, когда у вашей бабушки день рождения? Как вы поздравляете ее? Что она чувствует при этом?»
Далее звучит вступительное слово учителя.
- Замечательный русский писатель, с чьим творчеством мы недавно знакомились, Виктор Петрович Астафьев, всегда помнил о дне рождения своей бабушки и запечатлел это дорогое его сердцу событие в рассказе «Бабушкин праздник». Рассказ входит в сборник «Последний поклон». Название его символично: автор отдает последний поклон, дань уважения и памяти любимой бабушке Катерине Петровне, дедушке, родным и близким людям, землякам из далекой сибирской деревни [ЛВШ 2001,7:13]. Это и преклонение перед русскими православными традициями, которые так чтили в семье бабушки.
Что это за традиции, как воспитывалось уважение к ним в семье Потылицыных, мы сегодня с вами и узнаем.
Далее в процессе беседы идет анализ эпизодов: «Подготовка к празднику», «Бунт деда», «Переломный момент» и других.
- Как готовилась к своему празднику бабушка? ( Она заранее собирала припасы, «чтобы принять и устроить уйму людей».) [Астафьев 1989:234]
- Как вел себя при этом дедушка? («Сидели дед и Ксенофонт, смолили табак и думали».) [235]
- Что раздражало Катерину Петровну? («Таких вот двое мужичищев табак переводят, а она, забегавшаяся, крутится и дел своих не переделает».) [235]
Гнев бабушки растет постепенно. Какие глаголы употребляет рассказчик, чтобы передать ее чувства? («Ругалась», «пнула», «зашвырнула», «хватила об пол», «закипела», «понеслась» и, наконец, «выпалила заряд в деда») [235-236]. Анализ эпизода «Бунт деда» [238].
- В чем он заключался? Какими словами определяет Витя характер деда? («Смиренный и молчаливый».)
- Какое чувство вызывает у нас поведение дедушки? (Сочувствие: даже его терпению когда-то приходит конец!)
Учитель зачитывает слова из Послания святого Апостола Павла к ефесянам, гл. 5: 22-24. («Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Потому что муж есть глава жены…») - Казалось, бабушка забывает об этой заповеди. Но надолго ли хватает ее обиды? Что предпринимает бабушка, чтобы примириться с мужем? (Она отправляет внука на заимку и просит: «Созови дедушку-то, созови… Делов полон двор… Он ндравный, но тебя послушат… Созови, батюшко…») [239].
Здесь уместно провести словарную работу.
Жалица – крапива, заворина - приспособление, которым запирают ворота, расхабарены – растворены настежь, поло – пусто, открыто, ндравный – с трудным характером, упрямый [Даль 2000: 212, 226].
- Как ведет себя внук на заимке? Почему он сразу не просит деда вернуться? (Он уже хорошо усвоил «дипломатию» семейных отношений. Зная характер деда, Витя действует осторожно, с некоторой хитростью. («Договорились с ним (Кольчей-младшим) о дальнейших действиях», «бабушка послала еды в обрез…») [241].
- Наконец, мир восстановлен. Дед, к великой радости внука, возвращается домой. Чему научил Витю этот случай? ( Правильно строить отношения в семье, «связывать разорванную нить», мирить и мириться, прощать обиды, ответственно относиться к своим речам и поступкам, помня, что слово лечит, оно же и калечит).
Ребята читают по ролям зпизод «Переломный момент» [241].
- Какие слова из внутреннего монолога деда перекликаются со словами Священного писания: «Муж есть глава жены»? («…И праздник без меня не праздник… Без меня не обойтись, потому как хозяином я в дому был и хозяином останусь») [242].
- Как бабушка встретила деда? Какой вывод можно сделать о ее характере? (Мудрая, хотя и вспыльчивая.)
-«В доме нашем наступил мир», - читаем мы слова рассказчика [243].
Задание: На доске записаны пословицы [Калганова 2002:15]. Выберите из них ту, которая, на ваш взгляд, лучше всего подходит к этой части текста. («Кто сеет мир, пожнет счастье»)
- По-славянски, счастье – «блаженство», то есть «высшая степень духовного наслаждения». [Даль 2000: 56] С которой из «Заповедей блаженств» связана выбранная вами пословица? («Блаженны миротворцы…») [Лк 6:19-23].
- Можно ли назвать Витю миротворцем? Докажите это. (Ребята, рассуждая, доказывают свою точку зрения.)
- Как мы увидим дальше из текста, это не единственный урок, который усваивает мальчик в своей семье.
В дом бабушки продолжают съезжаться гости: взрослые дети, внуки, зятья и невестки. Что их всех объединяет, несмотря на несхожесть характеров, по-разному сложившиеся судьбы? (Доброе, почтительное отношение к родителям, дорогие воспоминания детства: «А помнишь? – слышалось со всех сторон. И седые мои дядья, тетки смеялись и молодели лицом».) [244] - Как воспитала бабушка таких замечательных детей? («Бабушка не раз говаривала, что ребят своих держала строго, даже излишне строго, зато имеет результат. Она и посейчас еще напускала на себя суровость, чтоб сыны ее и дочери – а иные из них уже и сами деды! – не забывали, кто она и что она. «Робята» охотно доставляли ей удовольствие властвовать над ними и гнету не испытывали…») [245]. Одному из учеников было дано на дом индивидуальное задание – ответить на следующий вопрос: Святой Апостол Павел так обращается к родителям: «Воспитывайте детей ваших в учении и наставлении Господнем» [Еф.6:4]. Где в рассказе видны плоды православного воспитания? (Это общая молитва перед праздничным обедом; церемония усаживания бабушки на почетное место за столом («Поднялись Кольча-старший и дядя Ваня…Спасибо, дети мои, спасибо за уважение»). [252] Все ее любят, почитают как мать, даже улов отличный в честь ее праздника: «На твоего ангела закидывали, мама!» [250]
- Катерина Петровна - не только любящая мать и жена, она еще замечательная хозяйка. В чем это проявляется? (Накануне праздника бабушка не спит всю ночь и вместе с дочерьми и невестками готовит угощение: «Где-то в середине ночи ударило по избе ароматом стряпни…») [249].
- Что говорит автор о традиционном русском гостеприимстве, соблюдаемом в семье Потылицыных? («Столы накрыты по сибирскому закону: все, что есть в печи, в погребе, в кладовке, все, что скоплено за долгий срок, теперь должно оказаться на столе, и чем больше, тем лучше…») [251].
Анализ эпизода «Бабушкин праздник начался!» Как ведет себя Катерина Петровна во время застолья? (Бабушка незаметно ото всех переодевает пришедшего дядю Митрия, горького пьяницу, «в чистую дедушкину рубаху и штаны», умывает его, причесывает и сажает за стол, с вызовом обводя взглядом застолье: «И позвала! Вы как хотите, а я позвала!» [253]. В этом проявляется ее милосердие к человеку несчастному, забытому своей женой, партийной активисткой.
Бабушка привечает и незваных гостей: Мишку Коршукова с дядей Левонтием; ласково угощает всех, сама лишь притрагивается губами к рюмочке и не забывает наведаться на сеновал, где спят «самые прыткие на выпивку мужики» [256, 262]. Она - там, где нужны ее ловкие, заботливые руки.
- Самая поэтичная и красивая часть праздника – пение бабушки и ее гостей.
Реализация индивидуального задания: выразительное чтение эпизода от слов: «Бабушка запевала стоя…» - до слов: «…утираю со своего, тоже потылицынского носа кулаком слезы». [254-255]
- Какое действие оказало бабушкино пение на окружающих? (Люди плакали, обнимали друг друга, в том числе и дядю Митрия: «Брат ведь ты нам, бра-ат!» [255]. Русская песня помогла смягчить сердца людей и почувствовать не только кровное, но и духовное родство.) - Но вот «гулянка» заканчивается, и последних гостей дедушка и бабушка разводят «по углам да по домам». Что делает после этого бабушка? Сразу ли идет отдыхать? Ведь она не спала прошлую ночь! («Затем бабушка обрядилась в фартук, убрала столы, подмела в избе, проверила еще раз, кто как спит, не худо ли кому, и, перекрестившись, облегченно вымолвила: «Ну, слава те Господи, отгуляли благополучно, кажись?..» Даже скандал, который устроил дядя Левонтий во время праздника, не повлиял на бабушкино благодушное настроение: «Посидев у стола, отдышавшись, она еще раз помолилась, сняла с себя праздничную одежду и легла отдыхать» [262]. Именно так, по-христиански, завершает день православный человек.) - А Витя, достойный внук своей бабушки, всю ночь «не позволял себе спать, щипал себя за ногу». Почему? (Караулил связанного дядю Левонтия, чтобы рано утром по первому его зову освободить несчастного пленника, понимая, как стыдно будет «обожаемому человеку» перед бабушкой.) [262]
- Какую замечательную черту проявляет при этом Витя? ( Он перенял от бабушки чувство сострадания, любви и милосердия к ближнему: пусть этот ближний - пьяница и буян, но все же человек.)
Выразительное чтение финала рассказа подготовленным учащимся. [264]
- Почему рассказ «Бабушкин праздник» завершается воспоминанием о могилах, где покоятся родные писателя?
Главный праздник – там, где «нет ни болезней, ни печали, ни стонов, но жизнь бесконечная»… Связь поколений не прерывается: «Старые и малые – все опять вместе» [264]. Тот, кто был тесно связан семейными узами любви и верности здесь, на земле, будет не одинок, счастлив в мире вечном. В это всегда верили православные люди. В это верил писатель Виктор Астафьев.
Какую главную ценность утверждает он в своем произведении?
(Эта ценность – большая, крепкая, дружная православная семья, живущая по Божьим законам, свято чтущая вековые традиции. Семья как надежный спасительный остров в море житейском.) На дом ребята получают задание: написать сочинение-миниатюру «Какой я представляю православную семью?»; нарисовать (по желанию) иллюстрацию к рассказу «Бабушкин праздник».
ЛИТЕРАТУРА
Астафьев В. Последний поклон /М.: «Детская литература»,1989.
Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / М.:
Российское библейское общество, 1995.
Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2000.
Калганова Т.А. Литература: 5 кл.: Сб. упражнений/Т.А. Калганова. – М.: Просвещение, 2002.
Лейдерман Н.Л. Песня и плач. О «Последнем поклоне» Виктора Астафьева// Литература в школе, 2001/7.


Приложенные файлы


Добавить комментарий