Исследовательская работа «Нравственный облик Г.Р.Державина в поэзии и изобразительном искусстве».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШАДЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН



XIII Республиканская научно-практическая конференция имени М.Н.Морякова для обучающихся общеобразовательных школ, учреждений среднего профессионального образования.
Секция: литературоведение и лингвистика.




Исследовательская работа


«Нравственный облик Г.Р.Державина
в поэзии и изобразительном искусстве».



Работу выполнила:
ученица 9 класса МБОУ «Шадчинская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Фаляхова Резеда Азатовна.

Руководитель:
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Шадчинская СОШ» Мамадышского муниципального района Республики Татарстан
Ямалиева Далиля Шамиловна.



- 2017 -

Оглавление.

Введение
3

Глава 1. «Не умел я притворяться». .................................
5

Глава 2. «Изобрази меня в натуре самой грубой»
11

Заключение. .
16

Список использованной литературы.
18

Приложения. .
19































Введение.

В конце XVIII века в русском искусстве пробудился интерес к личности, к «внутреннему человеку». Для эстетики сентиментализма, ведущего течения этого времени, характерно соединение категорий эстетических и этических: прекрасное всегда доброе, а безобразное злое. Художники ищут в своих моделях черты, отличающие их от других людей, распространённым типом становятся портреты интимные, миниатюрные, где высоко ценится индивидуальность, неповторимость облика изображённого.
Замечательный русский поэт Гаврила Романович Державин – поэт XVIII века. Поэзия Державина своей основной темой берет человека. В этом заключены её новаторское значение и сила влияния на последующее развитие литературы. Он пишет о людях, о своём к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план. В стихах появляется сам Державин, он выступает со своими собственными мыслями, делами, заботами.
В поэзии он создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, смело разговаривающего с царями, не боящегося говорить сильным мира сего даже самые неприятные истины. Многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь.
Говоря о нравственном облике Державина, надо сказать о присущем ему чувстве неистового правдолюбия, которое сделалось причиной многих его житейских огорчений.
Двенадцать лет влачил он тяжелую лямку рядового Преображенского полка только потому, что высмеял в стихах полкового секретаря, который, мстя ему, аккуратно вычеркивал его имя из списков, представленных к наградам и повышениям.
Назначенный тамбовским губернатором, он и здесь проявил такую неуступчивость к мздоимству и неправосудности, процветавшим в тогдашнем чиновничьем аппарате, что очень скоро нажил себе немало врагов как среди подчиненных, так и среди высших сановников. В результате их козней Державин был отдан под суд, из-под которого, однако, вышел оправданным.
Состоя статс-секретарём самой императрицы Екатерины II, Державин с присущей ему наивностью помыслов решил, что теперь, имея доступ к самой властительнице, он сможет открыть ей глаза на произвол ее подданных и непосредственным к ней обращением даст справедливое разрешение многим судебным делам. Он, например, представил императрице одно из самых запутанных дел того времени, которое привезли из Сибири на трех доверху нагруженных подводах. Такая неумеренная ревность секретаря-обличителя пришлась не по нраву государыне, и вскоре он был переведен в Сенат.
Александр I, не желая сносить поучения Державина, удалил его с поста министра юстиции в отставку.
Сам поэт считал себя имеющим право на уважение не столько за поэтическую деятельность, сколько за благие свои стремления к государственной службе. Никто из литераторов не дослужился до таких чинов и не занимал столь высоких должностей, как Державин. И добился он всего без большого образования, без знатной родни, без связей.
Таким образом, Г.Р.Державин - это поэт и государственный деятель, который является образцом нравственной чистоты, патриотизма, смелости, что является актуальной проблемой в современной жизни.
Целью данной работы является исследование и описание единства нравственного облика «отца русских поэтов» Г.Р.Державина в его собственных стихотворениях и в изображении художников.
Задачи:
- изучить литературу, в которой даётся анализ стихотворений поэта;
- установить связь личной биографии поэта с его стихотворениями;
- изучить портреты Г.Р.Державина, созданные в разные периоды его жизни разными художниками;
- сравнить образы Г.Р.Державина, созданные художниками и самим поэтом.
Методы, с помощью которых выполнялась работа:
сравнение и сопоставление; изучение и обобщение; анализ и синтез.
Глава 1. «Не умел я притворяться»

Гаврила Романович Державин прожил долгую и сложную жизнь, полную взлётов и падений, почётных назначений на высокие посты и бурных ссор с вельможами и царями. Сын бедного офицера, он начал службу рядовым солдатом, а стал одним из крупнейших государственных деятелей России XVIII столетия. Губернатор Олонецкой и Тамбовской губерний, статс-секретарь при Екатерине II, сенатор, государственный казначей, министр юстиции – таким был Г.Р.Державин.
В поэзии Державина слово «человек», сопряжённое с требованием высокой нравственности и гражданственности, являлось наивысшей похвалой и критерием. «Будь на троне человек!» - призывал поэт будущего царя Александра I в стихах «На рождение в Севере порфирородного отрока». «Был в вельможе человек», - писал Державин о старом покровителе искусств и наук И.И.Шувалове в «Эпистоле И.И.Шувалову».
Ум и сердце человечье
Были гением моим, -
подчеркнул поэт в стихотворении «Признание», которое он считал «объяснением на все свои сочинения».
Организующим центром поэзии Державина стал образ автора, остающийся единым во всех произведениях. Это конкретный человек с плотью и кровью, который передаёт своё личное отношение к миру, вещам и людям независимо от их общественного положения.
Борьба против злоупотреблений вельмож, дворянства и чиновничества за благо России была определяющей чертой деятельности Державина и как государственного деятеля, и как поэта. А силу, способную достойно руководить государством, вести Россию к славе, к процветанию, Державин видел только в просвещённой монархии. Отсюда появление в его творчестве темы Екатерины II – Фелицы. Этой темой, красной нитью проходящей через творчество Державина 80-х годов, объединены многие его произведения: «Фелица», «Благодарность Фелице», «Видение мурзы».
В начале 80-х годов Державин не был ещё близко знаком с императрицей. Создавая её образ в одах этих лет, поэт использовал рассказы о ней, о распространении которых заботилась сама Екатерина. В то же время Державин очень хорошо знал многих видных вельмож екатерининского двора, под начальством которых ему приходилось служить. Поэтому идеализация образа Екатерины II у Державина сочетается с критическим отношением к её вельможам.
Екатериной-человеком Державин восторгался недолго. В начале 90-х годов поэт оказался при дворе и был глубоко разочарован, когда «вблизи увидел подлинник человеческий с великими слабостями», тема Фелицы в его поэзии совершенно заглохла. Действительность не соответствовала его идеальным представлениям. Державину стало душно в придворной атмосфере:
Поймали птичку голосисту
И ну сжимать ее рукой:
Пищит бедняжка вместо свисту,-
А ей твердят: Пой, птичка, пой!
К этому времени относится первый известный портрет Державина. Ранний портрет поэта создает необыкновенно живой и правдивый образ поэта, несмотря на то что Державин изображён в официальном костюме – мундире правителя наместничества, с одним только орденом св. Владимира не шее, полученном поэтом в 1787 году.
Маленький портрет в круге относится, возможно, к концу 1794 или к началу 1795 года. Несколько небрежная, как бы незаконченная манера письма позволяет думать, что портрет первоначально пред-назначен для перевода в гравюру. Пейзажный фон этого портрета не вполне удачно связан с фигурой, он не очень гармонирует и с обликом Державина в чиновном мундире, украшенном орденскими знака-
Портрет Г.Р.Державина ми, с указующим жестом руки. Отчасти эта противо-
Худ. В.Л.Боровиковский речивость образного строя объяснялась характером самой модели.
Прямой и правдолюбивый, в высшей степени наделенный сознанием своего человеческого достоинства и чести, Державин не был лишен простодушного тщеславия и склонен был преувеличивать значение собственной служебной деятельности.
В начале 1794 года Державина постигло большое несчастье – умирает обожаемая жена, Катерина Яковлевна. Державин в отчаянии, он не в силах сносить свое горе. И может быть, именно поэтому, неожиданно для всех, всего через полгода он женится вторично. Его избранницей стала Дарья Алексеевна Дьякова, давняя его знакомая – на её сестрах были женаты друзья Державина поэт Капнист и архитектор Н.А.Львов. По обычаю того времени в подарок невесте поэт заказывает свой миниатюрный портрет у самого известного художника Владимира Лукича Боровиковского. На миниатюре Державин изображён в завитом парике, с орденом св. Владимира на шее и Владимирской звездой на груди, в мундире коммерц-советника.
Хотя это миниатюра, но перед нами парадный портрет уже широко известного поэта и государственного деятеля. В лице Державина, вылепленном правдиво и строго, есть та простота и грубоватость, в которых угадывается трудная жизненная школа, пройденная писателем, его неуживчивый и “нельстивый нрав”. Исполнена выразительности и твёр-дая осанка Державина, представленного в кабинете у стола на фоне полок с книгами. Левая часть интерьера сокрыта зеленой драпировкой, образующей фон для фи-
Портрет Г.Р.Державина гуры Державина в светло-синем сенаторском мундире Худ. В.Л.Боровиковский. 1795 и с орденом на красноватой ленте. Рука демонстра-тивно указывает на бумаги и рукописи, лежащие на столе. На них отчётливо читаются надписи: “опре(деление) общего собрания”, “доп(рошен)”, “неви(нность) и название прославленной державинской оды “Бог”. Слева видна картина с изображением моря с кораблем. В объяснениях оды “К Меркурию. В новый 1794 год” Державин пишет по поводу слов “среброчешуйну океану”: “под сим изображается мореходство, приносящее богатство”. Поэт намекает здесь на свое назначение 1 января 1794 года президентом коммерц-коллегии. В портрете картина с силуэтом корабля на море также должна указывать на занятие Державина по части государственной коммерции, в то время как деловые бумаги и рукописи на столе – на его деятельность в сенате и как на поэта.
Боровиковскому надлежало, таким образом, не просто запечатлеть неповторимую личность Державина, но и рассказать о важности исполняемых им обязанностей. Показывая значительность его фигуры как государственного деятеля и поэта, художник прибегал к языку иносказаний и атрибутов, т.е. к тем опосредствованным приёмам характе-
В.Л.Боровиковский ристики, которые применялись всякий раз, когда требовалось возвеличить портретируемого, создать его парадное изображение.
Он был гравирован, причем изображение сопровождалось стихотворной подписью И.И. Дмитриева:
Державин в сих чертах блистает;
Потребно ль больше слов
Для тех, которых восхищает
Честь, правда и язык богов.
Стихотворная подпись под гравированным портретом не случайна. В конце XVIII – начале XIX века очень распространен был особый жанр мелких стихот-ворений – подписи «К портрету». Задача такого короткого стиха - в нескольких строках дать характеристику изображённого, иногда шутливую, чаще компли-ментарную. Эта характеристика, помещенная вместе с портретом, помогала раскрыть «внутреннего человека». Так, под гравированным портретом 1801 года, когда поэт переживал большие неприятности по службе, помещены стихи самого Державина, гордо утверждавшего, что унизить его невозможно, он не зависит от монаршей милости:
Меня ничто вредить не может;
Я злобу твердостью сотру.
Врагов моих червь кости гложет;
А Я Поэт и не умру.
Впрочем, этот портрет остался неизданным, а медная доска, с которой его собирались печатать для издания Платона Бекетова «Россияне знаменитые», была в 1837 году куплена братьями Киреевскими.
К началу 1800-х годов относится портрет Державина, написанный И.Смир-новским. Об этом художнике почти ничего неизвестно. Судя по фамилии, он был поляком или белорусом, может быть, портрет был написан во время одной из служебных поездок Гаврила Романовича. Это первый портрет, на котором поэт изображен в халате, любимом своем домашнем наряде.
Родственница Державина М.Ростовская, видевшая поэта в его петербургском доме, вспоминала: «Он поха
Портрет Г.Р.Державина живал по комнатам в своем синем шелковом халате, опу-
Худ. И.Смирновский шенном мерлушкой, заложив руки за спину»
Последний, самый поздний живописный портрет был написан А.А.Василь-евским в 1815 году. Державина он изобразил в его любимом наряде – в колпаке и в халате, отороченном мехом. Художник не льстил модели: на нас смотрит усталый старик. Об этом времени В.Ф.Ходасевич, угадывая состояние Державина чутьём поэта, писал: «Отойдя от дел государственных, Державин стал как бы глохнуть – и сразу это почувствовал, чем дальше, тем явственней. События перестали в нем вызывать тот быстрый и резкий отзвук, которым была сильна его лира».
Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее Александра Сергеевича Пушкина в
Портрет Г.Р.Державина Петербурге; вариант этого портрета – в Государственном
Худ. А.А.Васильевский Литературном музее в Москве.
Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли: портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».




И.Е. Репин. Пушкин на лицейском экзамене в
Царском Селе 8 января 1815 года. 1911.


























Глава 2. «Изобрази меня в натуре самой грубой»

Самый знаменитый, самый известный портрет Державина написан Сальватором Тончи, итальянцем, приехавшим в Россию в ноябре 1795 года. Художник, поэт, музыкант, певец, Тончи был человеком богато и разносторонне одарённым. О его музыкальных способностях мы узнаём по воспоминаниям современников, стихи, написанные по-итальянски и в большинстве неизданные, остались достоянием немногих знатоков итальянского языка, но как живописца Тончи в России знали хорошо.
История знаменитого державинского портрета известна не полностью. «Мы с трудом различаем последовательность со-
Тончи Сальватор бытий, которые привели к славным плодам поэзии и искусства, - пишет исследовательница творчества С.Тончи Ю.Радченко. – Началось, кажется, с того, что богатейшей иркутский купец К.М.Сибиряков решил отправить в столицу дорогой подарок – соболью шубу и шапку – первому поэту, которым был в 1801 году, конечно, Гаврила Романович Державин. Говорили, будто купец хотел всему миру продемонстрировать свою просвещённость и любовь к музам» Кажется, купец ожидал в ответ стихотворного посвящения, но Державин решил иначе. Он заказал портрет известному живописцу-философу.
Возникли разговоры и споры о том, в каком виде поэт должен быть изображён: «иные советовали художнику написать <его> в мундире и во всех орденах, а другие – по примеру антиков, без всяких украшений, как он в самом деле; живописец о сем просил разрешения автора, который, чтобы удовлетворить и ту и другую сторону спорщиков, велел представить себя так, как и в сей оде он описан».
Ода «Тончию» была сочинена в ноябре 1801 года. Рассуждая о возможности получить портрет в античном стиле, без всяких украшений, поэт опасается, как бы его лицо, мастерски написанное, не удивляло потомков, «в сединах лысиной сияя». Вторая программа, парадная, способна была вызывать зависть и другие суетные чувства, не угодные самому поэту. Не этого хотелось Державину:
Бессмертный Тончи! Ты моё
Лицо в том, слышу, пишешь виде,
В каком бы мастерство твоё
В Омире древнем, Аристиде,
Сократе и Катоне ввек
Потомков поздных удивляло,
В сединах лысиной сияло,
И в нём бы зрелся человек.

Но лысина или парик,
Но того иль мундир кургузый
Соделали, что ты велик?
Нет! Философия и музы;
Они нас славными творят.
О! если б осенял дух правый
И освещал меня луч славы, -
Пристал бы всякий мне наряд.

Так, живописец – философ!
Пиши меня в уборах чудных,
Как знаешь ты, но лишь любовь
Увековечь ко мне премудрых.
А если слабости самим
И величайшим людям сродны,
Не позабудь во мне подобны,
Чтоб зависть улыбалась им.

Иль нет, ты лучше напиши
Меня в натуре самой грубой.
В жестокий мраз с огнём души,
В косматой шапке, скутав шубой;
Чтоб шёл, природой лишь водим,
Против погод, волн, гор кремнистых,
В знак, что рождён в странах я льдистых,
Что был прапращур мой Багрим.

Не испугай жены, друзей,
Придай мне нежности немного:
Чтоб был я ласков для детей,
Лишь в должности б судил всех строго;
Чтоб жар кипел в моей крови,
А очи мягкостью блистали;
Красотки бы по мне вздыхали
Хоть в платонической любви.

Человек, по характеру чрезвычайно независимый, Державин хотел и в портрете подчеркнуть, что всего в жизни он достиг своими трудами и своим талантом, а не покровительством сильных и царскими милостями.
К этим стихам Державин дал такое пояснение: «Сими стихами автор изображает, что он без всяких почти приуготовительных наук, одной природой возведен в Поэты, и что на пути службы, испытывая многие препятствия, неприятности и нужду, одним характером, без всякого постороннего покровительства, преодолевал их». Упоминает он здесь и о своём происхождении: его предок татарин мурза Багрим еще в XV веке при великом князе Василии Темном приехал из Большой Орды в Москву служить. Великий князь крестил его в православную веру, а за хорошую службу пожаловал землями. От Багрима, по записи Бархатной книги российского дворянства, произошли несколько русских дворянских родов, и среди них Нарбековы. Один из Нарбековых, служивший в Казани, получил прозвище Держава. От него и пошел род Державиных, ко времени рождения Гаврилы Романовича уже достаточно обедневший. Даже свидетельство о дворянском достоинстве в роду было утрачено, и Державину пришлось восстанавливать его и хлопотать о гербе своём.
Ода Державина специально для художника была переведена на французский язык, и он принялся за работу. Сначала Тончи написал этюд маслом, поясной портрет с необыкновенно выразительным лицом. По столице поползли слухи о необычном произведении. Известный мемуарист Сергей Степанович Жихарев записал в дневнике: «Тончи ни за что не хотел представить поэта в парике, а Державин не соглашался писать себя плешивым, и поэтому художник придумал надеть на него русскую соболью шапку. Сказывают, что это верх совершенства».
После окончания этюда художник принялся за большое полотно. Он написал два огромных портрета – один для самого поэта, другой был послан в Иркутск купцу Сибирякову. На обоих портретах Державин изображен в шубе и в меховой шапке, на снегу, сидя у скалы. Доброе лицо («чтоб очи мягкостью блистали»), «огонь души» и другие заданные качества Тончи попытался передать не только как живописец, но и начертав внизу латинское двустишие: «Правосудие изображено в скале, пророческий дух в румяном восходе, а сердце и честность в белизне снега». Даже нарисовал на снегу следы, сделав буквальную иллюстрацию стихов: «Чтоб шёл, природой лишь водим, / Против погод, волн, гор кремнистых»
Огромный портрет был выставлен в нижнем зале петербургского дома Державина, в столовой, так что все, посещающие поэта, могли видеть. Юный Сергей Тимофеевич Аксаков пришел в восторг: «Портрет похож (на хозяина) как две капли воды». А поэт И.И.Дмитриев, один из первых увидевший портрет, засмеялся: «Тебя, верно, писали на станции».
У портретов, как и у людей, свои судьбы. Пока была жива Дарья Алексеевна Державина, переживая мужа на 26 лет, портрет неизменно находился в петербургском доме поэта. После смерти она завещала полотно племяннику А.Н.Львову. В 1899 году из семьи Львовых
Портрет Г.Р.Державина портрет Державина перешёл в Румянцевский
Худ. Сальватор Тончи, 1801 музей, а с 1925 года его можно видеть в Третьяковской галерее.
Второй портрет Державина в 1801 или 1802 году был отправлен в Иркутск. Миллионер счастлив, но ему кажется, что художник недостаточно подчеркнул значение Державина. Он приглашает местного живописца, и тот изображает над головой Державина Амура с трубой, из которой шла надпись: «Дай Бог побольше таких». В своем роскошном доме на берегу Ангары Сибиряков отводит под портрет особый зал, который называет «державинским». Но прошло время, купец-миллионер разорился и умер, дом его перешел в казну, стал резиденцией генерал-губернатора Сибири. «Державинский зал» сохранен, и портрет Державина по-прежнему занимает центральное место. Его видят заезжие образованные гости, удивляясь «явным свидетельствам успехов просвещения в столь дальнем крае», возможно, видят жены декабристов, надолго задержанные в Иркутске. Новый генерал-губернатор в 1830 – 1840–е годы свою резиденцию модернизировал, а огромное полотно сослал в склад, где оно потихоньку приходило в негодность. В 1871 году просвещенный генерал-губернатор Н.П.Синельников велел разыскать на складе державинский портрет и поручил ссыльному польскому художнику Вронскому его реставрировать. Вронский убрал Амура и надпись, но на заднем плане вместо снежной степи написал панораму старого Иркутска. Когда, уже в наше время, в 1948-1952 годах, портрет реставрировали в Москве, панораму старого Иркутска решили оставить – об этом просили иркутяне, и И.Э.Грабарь поддержал их. Панорама написана мастерски и сама уже стала исторической ценностью. Так два портрета художника Тончи, когда-то совершенно одинаковые, стали различны между собою
В 1815 году казанский поэт Владимир Иванович Панаев встретился в Петербурге с Державиным. Исполняя поручение членов Казанского общества любителей отечественной словесности, Панаев получил от Державина в дар обществу 4 тома сочинений его с собственноручной надписью – автографом на заглавной странице 1-ого тома и большой портрет, копию с портрета художника Тончи. Панаев рассказывает в «Воспоминаниях», как он восторженно говорил поэту: «С какой благодарностью примет казанское общество изображение великого поэта, своего почётного члена, своего знаменитого согражданина! Да и где приличнее, как не там, стоять вашему портрету?» С портретом и книгами впоследствии случилась беда. Они были отправлены в Казань из Петербурга в марте 1816 года. Дорогою их захватила преждевременная оттепель. Почтовая кибитка с посылкой попала где-то в зажоры, в результате чего посылка была доставлена в Казань сильно подмоченной. Портрет, написанный маслом, попал в руки хорошего казанского художника Крюкова, и он успешно отчистил его от плесени и капитально реставрировал. Теперь этот портрет находится в Державинском уголке Казанского государственного музея.










Заключение.

Державин умер 8 июля 1816 года в своем имении Званка. Последние стихи, написанные им на аспидной доске – как всегда он писал черновики - были значительны и торжественны:
Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.

В заметке, приложенной к этим стихам в «Сыне отечества» (1816. - №30), сказано: «За три дня до кончины своей, глядя на висевшую в кабинете его известную историческую карту Река времён («Река времен, или Эмблематическое изображение всемирной истории»), начал он стихотворение «На тленность» и успел написать первый куплет». Аспидную доску, на которой было написано это стихотворение, поместили на стене в Публичной библиотеке, но, по свидетельству Я.Грота, она уже в его время была сильно стерта.
Тогда же с оригинала Васильевского литограф Фислер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен». Это был первый посмертный портрет великого поэта.
Державин всегда говорил о великой роли поэзии и поэта в жизни общества, именно в поэтической деятельности видел своё право на бессмертие. О значении своего творчества он наиболее полно изложил в оде «Мой истукан». Она представ-
Бюст Г.Р.Державина ляет собой по форме разговор-монолог, обращённый к скульп-
Скульптор Я.И.Рашет тору Я.И.Рашету, который работал над бюстом Державина.
Державин утверждает, что потомство будет чтить его память, как певца России, русского народа, его вождей и героев, за то, что он всегда был поборником правды и истины, отстаивал добродетель. По убеждению Державина, великий поэт-патриот, поэт-гражданин достоин бессмертия не менее чем великий полководец.
В оде «Памятник» (1796 г.) Державин сам оценил свою поэзию:
«Всяк будет помнить то в народах неисчётных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить.
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить».
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- Г.Р. Державин в своих стихотворениях пишет о людях, о своем к ним отношении, и в его стихах личность автора не скрывается в тени, а выходит на первый план;
- в поэзии Державин создал свой собственный образ – образ поэта, неподкупного борца за правду, многие оттенки настроений поэта, отзвуки его личной жизни можно найти почти в каждом стихотворении. Они являются фактами биографии Державина и сохраняют с ней теснейшую связь;
- в портретах разных художников, в разные периоды жизни поэта мы видим того же неподкупного борца за правду, что и в его стихотворениях.










Список использованной литературы.
1. Пигарев К. В. Русская литература и изобразительное искусство. – М., 1966.
2. Портреты Г.Р.Державина// Литература в школе-2004 - №7
3. Радченко Ю. Российский итальянец Сальваторе Тончи // Панорама искусств. – 1986. - №9.
4. Объяснения на сочинения Державина, им самим диктованные родной его племяннице Елизавете Николаевне Львовой в 1809 году. – СПб., 1834. – Ч. 3.
5. Ходасевич В. Ф. Державин. – М., 1988.
6. Т. Бобченко, К.Синицына Казань путеводитель – К. - 1970
7. Климентовский В.А. Русские писатели в Татарской АССР. Татгосиздат, 1951




































Приложения.



























Портрет Г.Р.Державина Портрет Г.Р.Державина
Худ. В.Л.Боровиковский Худ. В.Л.Боровиковский

1794-1795 1795

























Худ. В.Л.Боровиковский



















Катерина Яковлевна Бастидон,
первая супруга Гаврилы Романовича. Литография с портрета работы В.Л.Боровиковского














Дарья Алексеевна Дьякова,
вторая супруга Гаврилы Романовича

































Портрет Г.Р.Державина Портрет Г.Р.Державина
Худ. И.Смирновский Худ. А.А.Васильевский
Начало 1800-х гг. 1815 г.
















Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года.
Худ. И.Е.Репин
1911 г.




















Сальватор Тончи, итальянец, приехавший в Россию в ноябре 1795 года. Художник, поэт, музыкант, певец, Тончи был человеком богато и разносторонне одаренным.





























Портрет Г.Р.Державина. Худ. Сальватор Тончи. 1801 г.
«Правосудие изображено в скале, пророческий дух в румяном восходе,
а сердце и честность в белизне снега».


Бюст Г.Р.Державина. Скульптор Я.И.Рашет

13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

Памятник Г.Р.Державину был открыт в 1847 году во дворе университета. В 1871 году он был перенесён на Театральную площадь (сейчас Площадь Свободы). Сквер вокруг него вскоре превратился в Державинский сад. В 1931 году памятник был разрушен.








13PAGE 15


13PAGE 142315




15

Приложенные файлы


Добавить комментарий