«Педагогические возможности игры- драматизации в формировании творческой активности детей в образовательной области «социализация»

Обращаю ваше внимание на тему : «Педагогические возможности игры- драматизации в формировании творческой активности детей в образовательной области «социализация»
« Социализация» - это область направлена на достяжение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений. В наше время дети часто проявляют грубость, враждебность, зло. Решение этих проблем связано с формированием общепринятых норм и правил поведения со сверстниками, и взрослыми, формирование семейно гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Поэтому как мне кажется, решению этих вопросов и поможет игра - драматизация, которая помогает обогатить детей нравственным содержанием, реализовать задачи социального развития и проявить творчество.
Игра- ведущий вид деятельности дошкольника. Этот постулат детской психологии известен всем. При этом игра понятие многообразное. Какой же вид игровой деятельности является наиболее важным для дошкольника. Среди многочисленных игр у детей используются игры- драматизации.
Драматизировать значит разыграть в лицах , какое- либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в ней эпизодов, передавая характеры его персонажей. Игра- драматизация это деятельность, требующая от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков. В дошкольном возрасте закладываются основные черты личности характера, формы поведения в различных социальных ситуациях , способность соотносить собственные желания и потребности с потребностями других людей. В процессе создания и реализации игрового замысла находят свое отражение представления детей об окружающем мире, и их отношение к той или иной проблемной ситуации. Овладение навыками мимической, пантомимической , речевой выразительностью способствует развитию творческого потенциала детей и повышению уровня их социальной адаптации.
В ходе игры у детей проявляется их способности и возможности (ребенок – «режиссер», ребенок – « актер», ребенок –«зритель», ребенок –«оформитель»). Ребенок - "режиссер" - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев), и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет "сцену" и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).
Ребенок - «актер" – наделен коммуникативными способностями, легко включается в коллективную игру, свободно владеет вербальными и невербальными средствами выразительности и передачи образа литературного героя. Не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля (следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).
Ребенок - «зритель" - обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче "участвовать в игре" со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре-драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).
Ребенок - "декоратор" - наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно-изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создание соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизиты.
Творчество – это соединение и раскрытие художественных образов, объединенных общим замыслом. Творчество детей в играх проявляется в трех направлениях – как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов), исполнительное (речевое, двигательное), и оформительское (декорации, костюмы и т.д.), которые могут объединиться.
Необходимы условия для проявления самостоятельности и творчества дошкольников в играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей;
- педагогическое сопровождение строить с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка;
- театрально – игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в ее создании принимать участие дети.
В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных режиссерских игр с помощью насыщения предметно – игровой среды мелкими образными игрушками( куколки, матрешки, звери, конструкторы, мебель и др.). Участие педагога в играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций ( из потешек, произведений А. Барто, и др.), показе пользования речью, звукоподражанием, втягивания ребенка в игру, подсказывания реплик, объяснения действий.
В средней группе воспитатель создает условия для коллективных игр. В предметно – развивающей среде кроме образных игрушек должен быть разнообразный бросовый материал ( дощечки, катушки и т.д.) способствующий развитию воображения, способности действовать с предметами заместителями. В этих играх воспитатель занимает позицию помощника: ( Что сказал?, Куда пошел?), иногда выступает носителем игровых умений, показывая при помощи игрушек и предметов – заместителей фантастические истории, что помогает ребенку включиться в подобную деятельность.
Ребенку предлагаются творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной игры: завершить историю, показанную воспитателем; придумать и показать начало истории, которую продолжит воспитатель или ребенок.
Старший дошкольный возраст является период рассвета режиссерской игры. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Сказочный сюжет дает возможность использовать литературную сказку как основу для развития сюжетосложения.
Я решила провести игру- драматизацию. Как только сказала, у детей проявился интерес к игре. Сначало, поговорили что такое театр, кто такой актер. Я предложила сказку: « Заюшкина избушка».- здесь показаны примеры героев : лиса – хитрая, заяц – добрый, петух – смелый, справедливый.
После чтения сказки можно использовать прием : нравственной лесенки. Дети должны расположить героев на лесенке по степени личной симпатии. Этот прием является более точным показателем эмоционального отношения детей к персонажам по сравнению с ответами на вопросы. Можно использовать следующие творческие задания: « словесный потрет героя», «опиши жилище», вырази страх , радость. В ходе всей игры мы должны формировать элементарные представления о том, что хорошо, а что плохо. В процессе игры нужно учить детей общаться спокойно без криков, формировать доброжелательное отношение друг к другу, учить высказывать свое мнение и дать высказаться другим.
Следующее это поиск средств выразительности: интонация, мимика, жесты. Например, можно использовать « Волшебную палочку». Она превращает детей в героев сказки. Дети должны показать героев сказки, используя разные движения.
При распределении ролей учитываются интересы и желания детей, а также учитывается, кто будет играть эту роль мальчик или девочка. При выборе на роль лисы подняли руки девочки. Задаю вопрос, А если взять мальчика? Дети начинают отвечать: « плавные движения, походка, голос и т. д.».А на роль петуха? Дети : « мальчика, он смелый, храбрый и т. д.». Перед началом драматизации можно использовать проблемную ситуацию: Какой театр будем использовать? ( маски куклы и др). Во время игры, когда дети играют своего героя, действуют за него они переносят свою личность в персонаж. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя сыгранным другим. Да и один и тот - же ребенок играя во второй раз может быть совсем другим . Например при выборе роли на лису у Лиды Черенковой это роль получиться более доброй не такой хитрой, а у Ани Коньшиной наоборот , более злой , хитрой. Игру нужно проводить несколько раз пока все дети не поиграют, при этом сказка каждый раз будет другой.
Необходимо детям предлагать проблемные ситуации например : « К нам придут дети из другой группы им нужно показать сказку. Но «колобок», «теремок» и т. д, они уже знают нужно взять героев и сочинить новую. В этом случае ребенку нужно будет домыслить, вообразить, придумать сюжет. Воспитатель в этом случаи задает только вопросы : Что было дальше?, Кого встретили?, Что случилось?, Таким образом, дети создают свой сюжет. При этом здесь решаются многие социальные задачи.
Игра – драматизация дает возможность познакомить детей с окружающим миром, животными, которые они видели только на картинке, формирует представления о птицах и их повадках, помогает раскрыть характер героев, учит правилам и нормам общения. Литературные произведения учат детей понимать «добро» и «зло», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе и окружающим.

15

Приложенные файлы


Добавить комментарий