Методическая разработка занятия по декоративно-прикладному творчеству «Изготовление национального крымскотатарского головного убора «Фес»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СУДАКСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА» ГОРОДСКОГО ОКРУГА СУДАК
Методическая разработка
занятия по декоративно-прикладному творчеству
«Изготовление национального крымскотатарского головного убора «Фес»


Автор-составитель:
Алядинова Эльзара Снаверовна,
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД «Судакский ЦДЮТ» городского округа Судак
Судак- 2017 г.
Пояснительная записка
Фе́ска (тур. fes) — головной убор в восточных странах. Представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или чёрной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью. Имеет первоначально византийское происхождение. Название феска или фес происходит от города Феса в Марокко, где изготовлялись эти головные уборы. С 1826 г. феска или фес была введена вместо тюрбана как форменный головной убор для османских чиновников и солдат.
Население Западной Армении, в частности, его городская часть, как, например, в Ване,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD" \o "Васпуракан" Васпуракане, носили войлочный красный фес с чёрной кисточкой; в  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%81" \o "Сивас" Себастии у стариков он был синий или фиолетовый. Но во всех случаях вокруг него обматывали головной платок, концы которого, завязанные сзади узлом, свободно свисали. В Киликии носили фес, обмотанный несколькими повязками. У молодых кисточка феса была длинной и доходила до плеч. Иногда вместо неё к верхушке прикрепляли серебряное украшение[1].
Мода на европейскую одежду, начавшая распространяться в правление Махмуда II (1808—1839), не затронула феску, поскольку та идеально соответствовала ритуалу мусульманских молитвенных поклонов, в отличие от шляп с полями и т. п.
В Турции феска отменена при введении европейского костюма при  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8E%D1%80%D0%BA" \o "Ататюрк" Ататюрке в 1920-е годы (эта отмена получила название «шляпная революция» или «революция шляп», так как фески были заменены европейскими шляпами). В Италии мода на фески получила распространение после Крымской войны среди берсальеров, а под влиянием Итало-турецкой войны также и среди  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8" \o "Добровольная милиция национальной безопасности" чёрнорубашечников. В эпоху фашизма в 1920—1940-х годах фески чёрного цвета стали одним из символов этого движения. В Египте сохранилась до 1950-х годов.
В сленговом обороте слово феска может использоваться как обозначение любого головного убора. Также феской называется вязаная шерстяная шапочка — часть водолазного снаряжения.
Изучать прекрасное в национальной истории и создавать на его основе художественное произведение – важный элемент в обучении национальному ремеслу. Умение использовать в традиционные материалы в современном мире, развивает творческие способности и креативное мышление. Феску на голове девушки можно встретить повсеместно. Важно, чтобы дети самостоятельно выбирали материалы для своих будущих работ. На этапе выбора формы фески у многих начинают формироваться определенные творческие замыслы, которые впоследствии превращаются в интересныекомпозиции.
Тема занятия: «Изготовление национального крымскотатарского головного убора «Фес»
Цель занятия:
- обучение изготовлению фески.
Задачи:
Обучающие:
Научить приемам изготовления выкройки.
Научить выбирать материал в соответствии с творческим замыслом.
Научить воплощать художественные замыслы с помощью материалов.
Развивающие:
Развить творческие способности и воображение.
Воспитательные:
Воспитать творческую активность, самостоятельность, наблюдательность, интерес к национальной культуре, желание достигать результат.
Оборудование и материалы:
Лист формата А3, простой карандаш, ластики, ножницы, плотный картон формата А3, нитки, иголки, подкладочная ткань, бархат или велюр.
Тип занятия: комбинированное.
Вид занятия: учебное занятие в мастерской.
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Возраст детей: 12- 16 лет.
Предварительная подготовка
Педагог просит детей принести лист формата А3, плотный картон формата А3, подкладочная ткань, бархат или велюр.
Сообщает, что одно из занятий будет посвящено изготовлению фески. Показывает образцы и объясняет, как выбрать картон, подходящий для изготовления. Картон должен быть плотным и должен легко гнуться, чтобы его удобно было свернуть в конус.
Структура урока:
1. Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2.Теоретическая часть: сообщение новой темы и необходимой информации о технике изготовления фески.
3. Практическая часть:самостоятельная работа учащихся.
4. Анализ проведенной на занятии работы.
5. Подведение итогов занятия.
Ход занятия
Организационный момент:
- приветствие
- проверка присутствующих
- проверка готовности к занятию
Теоретическая часть:
Сегодня мы научимся собирать фески. Феска служит украшением девушка, могут послужить оригинальным подарком и необычным сувениром.
Все вы молодцы! На предыдущих уроках выполнили вышивки на ткани и теперь мы их соберем.
Чтобы сделать выкройку, нужно подготовить заготовку (учитель демонстрирует как это сделать). Мы чертим прямоугольник на листе, длинной как наша мерка, а высотой от 7-10 см. Делим полученный прямоугольник на 6 равных частей. Около каждого разделения с верхней стороны выкройки отмеряем 0.5 см с двух сторон разделительной черты и соединяем его с нижней разделительной чертой. Полученные треугольники срезаем и соединяем полученные трапеции между собой. Наша выкройка готова!
Прикладываем выкройку на картон, обводим ее и вырезаем.
Накладываем выкройку на ткань и обводим мелом или кусочком сухого мыла. Отступив от края по 1 см на подгиб, вырезаем заготовку из ткани. Тоже самое мы проделываем с подкладочной тканью.
Все детали фески готовы! Можно приступать к сборке. Булавочками крепим бархат на картон с наружной стороны и подкладочную ткань с внутренней стороны. Потайными стежками прошиваем все края фески. Соединяем края заготовки так, чтоб получился обрезанный конус, и сшиваем его.
Измерив диаметр верхнего края фески, рисуем круг, вырезаем и обшиваем, так же как и главное полотно. Соединяем обе части. И в центр прикрепляем специальную кисточку. Ну вот! Наша феска готова.
Практическая работа
Учащиеся самостоятельно делают выкройки с бумаги и переносят на материал, в зависимости от своего творческого замысла. Педагог оказывает индивидуальную помощь.
Анализ проведённой на занятии работы
Выставка работ учащихся. Учитель с учениками обсуждают форму получившихся фесок. Педагог акцентирует внимание на наиболее удачных работах и объясняет их достоинства.
Подведение итогов занятия.
При подведении итогов педагог подчеркивает на сколько индивидуальна каждая работа, насколько хорошо учащиеся проявили навыки декоративно-прикладного творчества.
Используемая литература
Абдуллаева, А. Открываем сундуки - достаем обновки: [О национальной одежде крымских татар] // Авдет. - 2005..
Абкадыров, Р. Национальная одежда (XIX - первая половина ХХ в.) // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь : Крымучпедгиз, 2005 г.
Аблямитова, Л. Х. Прошлое и настоящее традиционного крымскотатарского костюма.// Ученые записки КГИПУ. - Симферополь: Доля , 2002.
Крымскотатарский костюм 19 в.: мужской и женский (фото Е.Лиговской) // Крымские известия. - 2004.
Крымскотатарский национальный костюм: Фото // Очерки истории и культуры крымских татар. - Симферополь: Крымучпедгиз, 2005.
Къадын-къызларымызнынъ безеклери// Достлукъ.-1989-1990.-март 8.
Къырым къызлары. 1920 сс.: [Миллий урбалар кийген къызларнынъ фотосы] // Turk Dunyasi Tarih. - 2008.
Люманова, М. Встречают все же по одежке...: [О костюме крымских татар] // Голос Крыма. - 2002.
Максимова, Т. А. Традиционная одежда крымских татар // IV Таврические научные чтения: г. Симферополь, 23 мая 2003 г. Сборник материалов. - Симферополь : [б. и.], 2004.


Приложенные файлы


Добавить комментарий