Исследовательская деятельность учащихся на уроках русской литературы в 6, 7 классах


Государственное учреждение образования
«Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ В VI – VII КЛАССАХ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
Гаркович Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
8 (029) 980-69-50;
e-mail: [email protected]Пинковичи
2017
Информационный блок
1.1. Актуальность опыта
Главная задача современного образования не просто сообщение знаний, а развитие у учащихся потребности и способности эти знания добывать, осознавая их личностную значимость.
Однако в последнее время приходится всё чаще сталкиваться с нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно добывать знания. Уменьшается количество читающих детей. Это влечёт за собой постепенное снижение познавательной активности учащихся на уроках, теряются навыки грамотно и красиво излагать свои мысли, выступать публично.
Как же сделать так, чтобы современные школьники, поглощенные виртуальным миром компьютеров, планшетов и телефонов, вернулись к живому общению с книгой, наслаждались красотой художественного слова, почувствовали радость от самостоятельно сделанных открытий?
Я считаю, что значительную помощь педагогу в решении возникших проблем могут оказать такие средства активизации познавательной деятельности, которые ставят учителя и учащегося в позицию сотрудничества, формируют творческие и мыслительные способности. Такое обучение увлекает школьника, а знания, полученные ими, запоминаются гораздо лучше и приобретают личностную значимость.
Среди разнообразия форм и методов обучения, нацеленных на решение
подобных задач, исследовательская деятельность занимает особое место.
1.2. Цель опыта
Повышение познавательной активности учащихся посредством организации исследовательской деятельности на уроках русской литературы в VI – VII классах.
1.3. Задачи опыта
1. Выявить в научных и методических изданиях особенности организации исследовательской деятельности учащихся в образовательном процессе и конкретно на уроках русской литературы.
2. Предложить методические приёмы организации исследовательской деятельности, соответствующие возрастным особенностям учащихся VI – VII классов и направленные на повышение познавательной активности на различных этапах изучения литературного произведения.
3. Оценить эффективность применения исследовательской деятельности как средства повышения познавательной активности на уроках русской литературы в VI – VII классах на основе разработанных критериев.
1.4. Длительность работы над опытом
Работа над данной темой начата в 2012 году и включает три этапа: подготовительный, практический, обобщающий.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Организация исследовательской деятельности на уроках русской литературы в значительной мере повышает учебную мотивацию, творческое отношение, самостоятельность, инициативность учащихся. А это значит, что новые знания приобретаются не в готовых формулировках учителя, а в результате собственной активной познавательной деятельности.
2.2. Описание сути опыта
Сущность опыта заключается в том, чтобы на основании изученных материалов сформировать и апробировать собственные методические приемы и на их основе сделать выводы об эффективности использования исследовательской деятельности на уроках русской литературы в VI – VII классах с целью повышения познавательной активности учащихся.
2.2.1. Научная основа опыта
Основные теоретические понятия моего опыта – «исследовательская деятельность» и «познавательная активность».
Как показывает анализ литературных источников, существуют разные подходы к определению познавательной активности учащихся. В своей работе я буду опираться на утверждение российского учёного Э. Я. Красновского, который считает, что познавательная активность – это проявление всех сторон личности школьника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения [7].
Огромным активизирующим эффектом обладает исследовательская деятельность учащихся в школе. Представленный опыт основывается на научных положениях по данному направлению в работах отечественных и российских ученых Н. И. Запрудского, М. Г. Качурина, А. С. Обухова, А. В. Леонтовича.
Как отмечает А. С. Обухов, организация исследовательской деятельности учащихся – наиболее эффективный способ построения образования, направленного на развитие активной личности, успешной в условиях изменяющихся реалий бытия [6, с. 4].
Психологической основой исследовательской деятельности учащихся является их поисковая активность, которая присуща каждому человеку. В процессе исследовательской деятельности развиваются качества, важные для самореализации личности: творческое мышление, инициативность, уверенность в себе, умение сотрудничать, мотивация достижений, высокая работоспособность [2, с. 52].
В основе моего опыта лежат идеи исследовательского подхода к обучению. Согласно этому подходу, учитель создаёт такие учебные ситуации, которые предоставляют учащимся возможность знакомиться с понятиями и в то же время требует от них самостоятельно устанавливать и обнаруживать эти понятия на предлагаемых примерах [1, с. 42].
Сама возможность исследования на уроках литературы, по утверждению М. Г. Качурина, опирается на фундаментальную закономерность словесного искусства – бездонность, неисчерпаемость лучших его произведений в восприятии читательских поколений. Ученый показал, что содержание исследовательской деятельности по литературе столь же широко, как и содержание самого предмета. Она может быть направлена на изучение личности писателя, его жизни, истории произведения, его бытования, изучение текста произведения, включаться в подготовку творческих речевых или исполнительских работ. Выбор тех или иных заданий, направляющих исследование, определяется жанром, содержанием, особенностями стиля произведения, а также возрастными возможностями учащихся и задачами их литературного развития [3, с. 7].
При проектировании и проведении уроков литературы я руководствуюсь, помимо классических принципов дидактики (научность, доступность, наглядность, систематичность и др.), и теми принципами, совокупность которых определяется на основе исследовательского подхода.
Принцип сотрудничества учащихся и педагога (в исследовательском обучении позиция учителя и учащегося уравниваются, создаётся благоприятный психологический микроклимат, положительно влияющий на личностное развитие учащихся).
Принцип осознанности (учащимися должны быть понятны как цели, так и ход исследования, его результаты).
Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации (знания не сообщаются в готовом виде, а развиваются потребности и способности учащихся эти знания добывать).
Принцип продуктивности (в результате исследовательской деятельности у учащихся происходит формирование и развитие творческого мышления, исследовательских умений и навыков).
Успешность организации исследовательской деятельности в школе во многом зависит от индивидуально-возрастных особенностей учащихся.
Для среднего школьного возраста характерны выраженные в разной форме элементы «взросления», которые проявляются в стремлении к самостоятельности. В подростковом возрасте происходят изменение и расширение познавательных интересов школьников. Наряду с учебной деятельностью основной психологической потребностью учащихся VI – VII
классов становится общение. В этом возрасте интересы школьников
определяются той деятельностью, в которую они вовлечены [5, с.526].
2.2.2. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий.
Вовлечение школьников в исследовательскую деятельность, чтобы она стала потребностью, - процесс длительный и сложный, но вполне осуществимый через обычный урок. Именно поэтому я начинаю вводить задания исследовательского характера уже с V класса. На данном этапе приобретаются простейшие навыки, необходимые для выполнения исследовательской работы: умение ориентироваться в материале самостоятельно, выделять главное и ставить вопросы, подбирать дополнительный материал по теме, работать со справочной литературой.
В VI – VII классах в процессе проведения учебных занятий исследовательского характера я использую разнообразные формы работы.
Индивидуальная исследовательская деятельность позволяет учащимся усваивать информацию, работая с источником самостоятельно. Это могут быть задания на подготовку сообщений, составление таблиц, кластеров.
Парная форма обучения ориентирована на организацию взаимопомощи, совместную поисковую или творческую деятельность. Например, учащиеся VI класса после изучения лирики поэтов XX века могут с увлечением работать в паре над составлением тематических списков стихотворений различных авторов для поэтического сборника, разработать эскиз обложки такого сборника.
Наиболее интересной и эффективной в VI – VII классах, на мой взгляд, является групповая форма организации исследовательской деятельности, так как в этом возрасте учащимся нравится взаимодействовать друг с другом, чувствовать ответственность за конечный результат.
Первоначально учитель помогает учащимся разделиться на группы. Каждая группа получает своё задание и работает сообща над его выполнением. Например, уже традиционно в данной форме проводится урок литературы в VII классе по теме «Разоблачение чиновничества и его пороков в комедии
«Ревизор» Н. В. Гоголя». Учащиеся готовят своеобразный «парад чиновников»,
оформляя результаты совместной работы в виде кластера или таблицы (приложение 1.2).
Коллективная исследовательская деятельность на уроках литературы в VI – VII классах активно используется при изучении лирических произведений, когда необходимо дать целостный анализ стихотворения через характеристику лейтмотива, композиции, рифмы, изобразительно-выразительных средств поэтической речи. Такие уроки начинаются с выдвижения гипотезы исследования, и вся дальнейшая работа строится по принципу подтверждения этой гипотезы. Например, при изучении стихотворения Н. Заболоцкого «Одинокий дуб» в VI классе гипотеза может быть сформулирована следующим образом: «Природа и человек всегда едины,
а стихотворение Н.Заболоцкого не только о дубе, но и о человеческой жизни».
Как известно, изучение литературного произведения в школе складывается из четырех основных этапов: вступительные занятия, чтение, анализ и заключительные занятия. Повышение познавательной активности учащихся на всех перечисленных этапах может быть достигнуто через организацию исследовательской деятельности.
Основной целью вступительных занятий по литературе в VI – VII
классах является знакомство учащихся с автором произведения, создание установки на восприятие текста с учетом рода и жанра изучаемого произведения, ориентировка в месте и времени действия, в системе образов и событий.
В содержание вступительных занятий я включаю прием подготовки индивидуальных сообщений о личности писателя, о времени и эпохе, в которую было написано произведение или в которую происходят его основные события.
Чтобы подготовка данного вида задания не превратилась в механическое переписывание статей, я провожу предварительную консультацию, в ходе которой перед учащимися ставлю ряд исследовательских задач: отобрать соответствующий материал, проанализировать его, определив главное по теме сообщения, сделать выводы. Например, при изучении повести А. Пушкина «Капитанская дочка» к первому уроку учащимся могут быть предложены следующие темы индивидуальных сообщений: «Прототипы героев повести Пушкина», «Хронология крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева», «Исторические личности, упомянутые в повести».
В процессе подготовки выступлений учащиеся работают со справочной литературой, словарями, интернет-источниками, у них формируются умения добывать необходимую информацию, грамотно систематизировать и логически распределять имеющиеся данные, выделять главное и исключать избыточное.
Не секрет, что современные школьники все труднее представляют себе особенности быта прошедших веков. Следовательно, им трудно воспринимать и понимать читаемое. Чтобы заинтересовать ребят реалиями прошлого, я использую прием «словарь эпохи». Готовить такое задание можно как индивидуально, так и в паре, а результаты представить в форме презентации. Примером может служить «Словарь эпохи Ивана Грозного», который составляют учащиеся перед изучением «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова.
Важно, что такие мини-исследования в дальнейшем могут быть использованы во внеклассной работе как начало более серьёзного изучения особенностей языка художественного произведения (приложение 1.5).
Анализ произведения – наиболее важный этап в работе учителя с классом. Он связан с постижением глубины авторского замысла, с пониманием как конкретного, так и обобщенного смысла событий, образов, а также специфики художественной манеры автора.
В VI – VII классах над анализом произведений я работаю по двум направлениям: это может быть собственно урок-исследование или использование отдельных исследовательских приемов при организации работы учащихся на различных этапах урока (приложение 1.1).
В среднем школьном возрасте закладываются и шлифуются навыки работы с текстом, которые к старшим классам необходимо довести до автоматизма. Задания исследовательского характера будут способствовать пристальному вниманию учащихся к художественному слову, постоянному обращению к тексту произведения. Именно поэтому я учу ребят читать «с карандашом».
Всегда интересно проходят уроки изучения «Песни о Соколе» М. Горького. Уже на первом занятии учащиеся сталкиваются с проблемным вопросом: «Почему прозаическое произведение названо песней?» Возникает необходимость более подробно исследовать определение слова «песня», вспомнить особенности данного жанра. Следующий шаг – исследование необычной композиции и формы произведения, его графического и пунктуационного оформления, эмоциональности языка. Дома учащиеся готовят выразительное чтение отрывка и подбирают по желанию соответствующее музыкальное оформление. В качестве индивидуального задания можно предложить исследование образа сокола в русском фольклоре.
Второй урок обычно провожу в форме дискуссии, в ходе которой учащиеся решают, чья позиция - Сокола или Ужа - им ближе, кто имеет шанс на бессмертие, почему в названии произведения упомянут только Сокол. Стараюсь на уроке создать все условия для развития образного мышления учащихся, умений сравнивать и сопоставлять, актуализировать личный жизненный опыт.
Эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся в ходе анализа литературного произведения считаю работу в исследовательских группах. На уроках по изучению повести А. Пушкина «Дубровский» были сформированы следующие группы:
1) историки (изучают творческую историю произведения);
2) архитекторы (готовят «реконструкцию» дворянских усадеб Троекурова и Дубровского);
3) лингвисты (составляют «словарь эпохи»);
4) литературоведы (готовят викторину по произведению);
5) сценаристы (работают над составлением кадроплана эпизода).
Многие произведения, изучаемые в VI – VII классах, сами подсказывают
направления исследований в ходе их анализа. Устроить «парад планет» и организовать исследование образов-символов можно в ходе изучения сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (приложение 1.3). Композиция рассказа Л. Толстого «После бала» помогает организовать работу в группах по сопоставительному исследованию цвета, звуков, движений, чувств в сцене описания бала и в сцене описания наказания солдата (приложение 1.4).
Заключительные занятия по литературной теме в VI – VII классах трудно представить без включения исследовательских заданий, направленных на обобщение, воссоздание целостности произведения, активизацию познавательной и творческой деятельности. Значительную помощь в организации такой работы оказывает рубрика школьного учебника «Наше творчество». Многие задания рубрики носят интегрированный характер и нацеливают учащихся на исследование взаимосвязи литературы с другими видами искусства (приложение 1).
На заключительном этапе изучения литературного произведения в VI – VII классах использую приём инсценирования эпизода. Такая форма работы требует тщательной подготовки, внимательной работы с текстом. Фрагмент, по которому идет постановка, нужно освоить, творчески интерпретировать, найти в нем что-то своё. Такое исследование обогащает восприятие произведения, развивает читательскую фантазию и культуру речи, пробуждает творческий интерес к произведению, раскрывает актерские способности. Традиционно с учащимися готовим инсценировки рассказов А. П. Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон», эпизодов из повести «Ночь перед Рождеством» и сцен из комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя (приложение 1.6).
Уроки, на которых учащиеся занимаются исследовательской деятельностью, никогда не бывают скучными, однообразными, всегда вызывают большой интерес у школьников, помогают каждому почувствовать себя первооткрывателем чего-то нового, активно проявить свои творческие и познавательные способности.
2.3. Результативность и эффективность опыта
Диагностирование успешности опыта проводилось на базе государственного учреждения образования «Пинковичская средняя школа имени Якуба Коласа» Пинского района в 7-х классах на протяжении двух лет.
Мною были выбраны следующие критерии:
1) мотивация учащихся,
2) средний балл по предмету,
3) результативность участия в научно-практической конференции, творческих конкурсах исследовательской направленности.
Анализ анкеты «Измерение познавательной активности» позволяет сделать вывод о положительном влиянии исследовательской деятельности на активность учащихся: доля опрашиваемых, чувствующих себя на уроке уверенно, увеличилась с 54% до 76%; мотив стремления к успеху появился у 68% учащихся (в сравнении с первоначальными 45%); домашнюю работу по предмету с интересом выполняют 74%; любимым предметом литературу называют 75% учащихся.
Положительная динамика наблюдается по таким критериям, как средний балл по предмету (приложение 2), результативность участия в научно-практической конференции, творческих конкурсах исследовательской направленности (приложение 2.1).
Практика использования исследовательской деятельности на уроках литературы в VI – VII классах показывает, что благодаря разным видам заданий у учащихся активизируется познавательная деятельность. Учащимся нравится готовить презентации, работать с художественными текстами, исследовать биографии писателей, работать с дополнительными источниками. И пусть для некоторых ребят ещё трудно принимать самостоятельно решения и творить, главное, что и они не останутся в стороне, будут тянуться за остальными. Ведь только в поиске рождается желание новых открытий.
3. Заключение
Таким образом, в данной работе подтвердились предположения об
актуальности и практической значимости организации исследовательской деятельности на уроках русской литературы с целью повышения познавательной активности учащихся.
Безусловно, ученическое исследование в VI – VII классах не может быть приравнено к исследованию учёного. Учащиеся совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений в сотрудничестве с учителем. Такая совместная деятельность вызывает положительные эмоции, стимулирует дальнейшую познавательную активность в старших классах.
Практическое использование исследовательской деятельности учащихся VI – VII классов было продемонстрировано мной в ходе открытых уроков русской литературы на районном (2015 г.) и областном (2016 г.) семинарах. Опыт работы по теме «Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках русской литературы» был обобщен на уровне школы и района. Имею несколько опубликованных уроков русского языка, в структуру которых включены задания исследовательского характера на основе литературных источников.
В 2015 году материалы опыта были представлены на выставке-ярмарке социально-педагогических инноваций, организованной в ходе конференции педагогических работников «Реализация молодежных инициатив в системе образования, спорта и туризма Пинского района» (приложение 2.2).

Список литературы
Запрудский, Н. И. Педагогический опыт: обобщение и формы представления: пособие для учителя / Н. И. Запрудский. – Минск: Сэр-Вит, 2014. - 256 с. – (Мастерская учителя).
Запрудский, Н. И. Технология исследовательской деятельности учащихся: сущность и практическая реализация / Н. И. Запрудский // Фізіка: праблемы выкладання. – 2009. - №4. – С. 51-57.
Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы: книга для учителя / М. Г. Качурин. – М.: Просвещение, 1988. – 175 с.
Леонтович, А. В. Исследовательская и проектная работа школьников 5 – 11 классов / А. В. Леонтович, А. С. Саввичев. – М.: ВАКО, 2014. – 160 с. – (Современная школа: управление и воспитание).
Маклаков, А. Г. Общая психология: учебник для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
Обухов, А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся / А. С. Обухов. – М.: Прометей, 2006. – 224 с.
Формирование познавательной активности учащихся как психолого-педагогическая проблема [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.fiteducation.ru/fivoqs-293-1.html. - Дата доступа: 25.01. 2015.
Приложение 1
Исследовательский компонент на уроках русской литературы в 6 классе
(I-е полугодие)
№ урока Раздел программы Исследовательский компонент
1 Введение.
О художественной литературе
1. Работа в группах на основе таблицы учебника по повторению особенностей литературных родов и жанров.
2. Инд. задание: сравнительное исследование текста стихотворения «Бородино» и исторической справки о Бородинской битве.
2-3 Устное народное творчество. Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» 1. Исследование особенностей построения и языка былины.
2. Инд. задание: «История одной картины: В. М. Васнецов «Богатыри».
3. Работа в группах:
«Былинные мотивы в русской живописи» (презентация);
«Парад былинных героев».
4 А. К. Толстой. «Илья Муромец» Инд. сообщение «Былинные мотивы в русской поэзии».
5 Из древнерусской литературы.
«Повесть временных лет» («Сказание о смерти Олега») 1. Историческая справка «Древняя Русь».
2. Инд. задание: «Древнерусские книги» (презентация).
3. Работа в парах над оформлением обложки летописи.
6-7 А. С. Пушкин.
«Песнь о вещем Олеге» 1. Составление «словаря эпохи».
2. Исследование нравов и обычаев Древней Руси на основе пушкинского текста.
3. Сравнительная характеристика внешнего облика, речи, поведения князя Олега и кудесника.
4. Работа в группах над составлением сценария диафильма к стихотворению.
8 Внеклассное чтение.
«Поучение»
Владимира Мономаха 1. Историческая справка «Владимир Мономах».
2. Групповая работа над составлением свода правил жизни молодого человека.
3. Сочинение в жанре поучения.
9-12 Басня как эпический жанр.
И. А. Крылов.
«Волк и Ягненок», «Квартет», «Демьянова уха», «Свинья под дубом» 1. Работа в группах:
литературные теоретики (готовят «паспорт» жанра басня);
историки литературы (знакомят с родоначальниками жанра басня);
актёры (представляют инсценировки басен).
2. Сочинение в жанре басни.
3.Инд. задание: «Басни Крылова в иллюстрациях русских художников».
4. Работа в паре над исследованием «Афористичность языка басен Крылова».
13 Внеклассное чтение.
Предшественники Крылова и продолжатели его традиций 1. Инд. сообщения об Эзопе, Лафонтене, С. Михалкове.
2. Сравнительный анализ басен разных авторов по одному сюжету.
14-16 Рассказ как эпический жанр.
И. С. Тургенев.
«Записки охотника» (рассказ «Бежин луг») 1. Инд. задание: заочная экскурсия «Жизнь И. Тургенева в имении Спасское-Лутовиново».
2. Групповая характеристика мальчиков (портрет, манера держаться, говорить, авторская оценка).
3. Урок-исследование «Человек и природа в рассказе «Бежин луг».
4. Дневник наблюдений за явлениями природы или состоянием человека.
17-21 А. П. Чехов.
«Хамелеон», «Лошадиная фамилия», «Хирургия», «Налим», «Толстый и тонкий» 1. Анализ роли портретных и речевых деталей на примере рассказа «Хамелеон».
2. Инд. сообщение: «Кто такой хамелеон?».
3. Инд. задание: «Рассказ «Хамелеон» в иллюстрациях русских художников».
4. Исследование приёмов создания комического в рассказе «Толстый и тонкий».
5. Работа с таблицей «Речь персонажа в рассказе «Лошадиная фамилия».
6. Работа в группах над оформлением кадроплана рассказа «Налим».
7. Конкурс инсценировок рассказов А. Чехова.
8. Сочинение в жанре юмористического рассказа.
22-23 А. И. Куприн.
«Тапёр» 1. Исследование дворянского быта семьи Рудневых.
2. Работа в группах над характеристикой хозяина дома, его жены и детей.
3. Инд. задание: «Венгерская рапсодия №2 Ф. Листа».
4. Сопоставление портрета А.Г.Рубинштейна работы И. Репина с текстом рассказа
24-25 В. Г. Распутин.
«Уроки французского» 1. Исследование быта послевоенного времени.
2. Определение различий между авторским текстом и телефильмом «Уроки французского».
3. Сочинение в жанре письма.
26-29 Стихотворение как лирический жанр.
А. С. Пушкин. «Няне», «Зимний вечер», «Зимнее утро», «Мой первый друг, мой друг бесценный!..», «Обвал» 1. Заочная экскурсия в село Михайловское.
2. Сообщения «Няня Пушкина», «И. И. Пущин – лицейский друг Пушкина».
3. Исследование изобразительно-выразительных средств стихотворений.
4. Исследование ритмического построения и рифмы стихотворений.
5. Колористический анализ стихотворений «Зимнее утро» и «Зимний вечер».
6. Инд. задание: «История одной картины: Н. Н. Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском».
7. Монолог, обращенный к другу, на тему «Что сказали мне стихи Пушкина».
30-33 М. Ю. Лермонтов.
«Парус», «Тучи», «Утес», «На Севере диком…» 1. Исследование изобразительно-выразительных средств стихотворений.
2. Исследование ритмического построения и рифмы стихотворений.
3. Сопоставление акварельного рисунка М. Ю. Лермонтова со стихотворением «Парус».
4. Групповая работа над сопоставлением стихотворений с целью определения авторской манеры и основного мотива творчества.
Приложение 1.1
А. С. Пушкин. «Зимнее утро»
6 класс
Цели: планируется, что к концу урока учащиеся будут знать историю создания, особенности композиционного и интонационного строя произведения; научатся находить в тексте изобразительно-выразительные средства языка и определять их роль.
Задачи: создать условия для повышения учебной мотивации учащихся; содействовать развитию исследовательских умений; способствовать воспитанию радостного восприятия жизни.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина, репродукции картин художников и рисунки учащихся на тему «Зима», словарь С. Ожегова, карточки с исследовательскими заданиями.
Эпиграф: «Мороз и солнце, день чудесный…» - это не только прекрасное стихотворение, но и средство от простуды. И что ещё важнее, средство от депрессии… (Ф. Искандер)
Ход урока
Организационный момент.
Учитель. Мы начинаем наш урок. Сегодня он не совсем обычный, так как мы принимаем гостей. Как радушные хозяева, мы постараемся показать всё самое лучшее, чему научились на уроках русской литературы. А поможет нам в этом хорошее настроение.
Подготовка к восприятию нового материала.
Беседе.
- Что такое пейзаж? (Изображение природы)
- Что ярче изображает нам картину природы – краски или слова? (Главное, чтобы владел этими средствами мастер)
2) Развитие речи учащихся.
Учитель. В качестве домашнего задания вам было предложено создать небольшую словесную зарисовку зимней картины или нарисовать зимний пейзаж и представить свою работу классу. (Презентация творческих работ)
Сообщение темы и цели урока.
Учитель. Ребята, мы не случайно сегодня так много говорим о зиме. Ведь тема нашего урока – стихотворение «Зимнее утро». А. С. Пушкина (запись темы в тетрадь).
Сегодня на уроке мы откроем для себя ещё одну страницу биографии Пушкина, познакомимся с удивительным стихотворением «Зимнее утро», попытаемся исследовать текст произведения, чтобы обогатить свой словарный запас, понимать настроение лирического героя и научиться видеть красоту родной природы.
Работа над новым материалом.
Исследуем страницы биографии.
Учитель. Первой результаты заранее проведенного исследования нам представит. Она расскажет о времени и месте создания стихотворения «Зимнее утро».
Выступление учащейся.
Стихотворение «Зимнее утро» было написано Пушкиным в годы ссылки. Эти годы были наполнены не только горестным чувством одиночества, но и счастливыми переживаниями дружбы, любви, творческого вдохновения.
В 1829 году на обратном пути с Кавказа Пушкин заезжает в село Павловское, куда его пригласили соседи по Михайловскому. Здесь, в Тверской губернии, он бывал подолгу и неоднократно. Живописные берега реки Тьмы, тишина и естественность деревенской жизни, милое общество детей Осиповой – всё это радовало Пушкина.
Здесь жила поэзия, видна была прелесть жизни природы, здесь в отличие от Петербурга, слышалась искренность человеческих чувств. Пушкин обретал добросердечную обстановку, так необходимую для занятий литературой. Поэт был на подъёме творческих сил. Поэтому неудивительно, что стихотворение «Зимнее утро» было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня - 3 ноября 1829 года (запись в тетради).
Учитель. Стихотворение «Зимнее утро» стало настоящей жемчужиной пушкинской лирики, лучшим поэтическим пейзажем зимы.
Чтение стихотворения «Зимнее утро».
Чтение стихотворения мастером художественного слова.
3) Определение первичных впечатлений.
- Поделитесь своими мыслями и чувствами. (Ответы учащихся)
4) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно. Обратите внимание на трудные и непонятные слова.
Исследуем язык стихотворения.
Учитель. Денис провел предварительную работу с Толковым словарем Ожегова и исследовал значения некоторых слов.
Выступление учащегося.
Читаем в первой строфе: «Открой сомкнуты негой взоры».
Нега – это блаженство, приятное состояние. Во времена Пушкина так могли называть сон. Взоры – взгляды. Но в стихотворении имеются в виду глаза. Это устаревшее значение слова. Нынче – значит сегодня. Вечор – вчера вечером. Авророй называли богиню утренней зари.
Эпитет «янтарный» указывает на янтарь – окаменевшую смолу хвойных деревьев чаще всего желтого цвета.
Таким образом можно сделать вывод о том, что лексика стихотворения «Зимнее утро» отличается богатством и разнообразием.
Физкультминутка.
VI. Исследуем текст стихотворения.
Учитель. А сейчас мы все попробуем себя в роли исследователей поэтического текста и проследим за тем, как рождаются литературные шедевры.
В начале каждой исследовательской работы выдвигается гипотеза-предположение, которое нужно доказать. Попробуем сформулировать предположение о мастерстве Пушкина в создании пейзажа.
Гипотеза: Пушкин – мастер пейзажной лирики.
Работа в группах.
1 группа. Кому адресовано стихотворение? Запишите эпитеты, которые употребляет Пушкин при обращениях к адресату.
О каких чувствах лирического героя стихотворения свидетельствуют эти эпитеты?
Вывод. Он относится к адресату, прекрасной девушке, которая находится рядом с ним, с нежностью, заботой, вниманием. Лирический герой не одинок.
2 группа. Проследите смену эмоционального состояния лирического героя в стихотворении «Зимнее утро». Оформите результаты исследования в виде схемы на доске.
1 строфа – восторженность, призыв.
2 строфа – тревога, печаль;
последняя строка – радостное удивление.
3 строфа – восторг, радость, любование картинами природы.
4 строфа – чувство спокойствия, мечтательность.
5 строфа – предвкушение приятных впечатлений.
Вывод. Смена эмоционального состояния лирического героя напрямую связана с состоянием природы и подчеркивает их единство.
3 группа. Какие эпитеты помогают создать картину чудесного зимнего утра, а какие передают тревогу вчерашнего вечера? Заполните эпитетами таблицу.
Утро Вечер
Вывод. Положительных эпитетов намного больше, они передают чувство радости, счастья. Эпитеты помогают поэту описать прекрасную картину, которая окружает героя стихотворения, а читателям помогают лучше представить эту красоту.
4 группа. Проведите эксперимент: замените в последней строфе слово «навестить» словом «посетить». Как изменится в связи с этим смысл строфы?
Для справок:
навестить – значит пробыть недолго (навестить приятеля, друга);
посетить – прийти куда-нибудь, к кому-нибудь (посетить музей).
Вывод. Природа у Пушкина оживает, превращается в милого друга, в гостях у которого хочется задержаться.
5 группа. Какие слова в стихотворении «Зимнее утро» говорят о времени совершающихся событий? Какая часть речи помогает определить время в стихотворении?
Расположите «события» стихотворения на «временной» прямой, определяя, что происходит сейчас, что происходило в прошлом и только произойдёт.

прошлое настоящее будущее
Для справок: день чудесный; красавица, проснись; вьюга злилась; мгла носилась; лес чернеет; ель зеленеет; речка блестит; навестим поля, леса, милый берег; леса, недавно столь густые.
Вывод. Определить время в стихотворении помогают глаголы.
VII. Работа над выразительным чтением.
Учитель. Много раз звучало это стихотворение в исполнении выдающихся артистов. Одни читали его с безудержной радостью, другие – печально и грустно. Как вы думаете, чего же всё-таки больше в этом стихотворении: радости или печали? (Ответы учащихся)
Давайте вместе прочитаем удивительные пушкинские строки. Каждый из вас по очереди прочтёт по одной строфе, пытаясь передать свои чувства.
Читает наизусть подготовленный ученик.
VIII. Обобщение изученного, рефлексия.
Учитель. Наше знакомство со стихотворением «Зимнее утро» подходит к концу. Сколько раз зимнее утро сменялось весенними днями, летние вечера осенними ночами, а произведения Пушкина до сих пор живут, радуют и волнуют нас, учат жить проще и добрее, честнее и чище.
- Прочитайте эпиграф к уроку. Согласны ли вы с писателем Фазилем Искандером, который назвал это стихотворением «средством от простуды» и даже от депрессии? (Ответы учащихся)
Оценивание работы учащихся.
IX. Домашнее задание.
Приложение 1.2
Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор» (VII класс)
Кластер «Парад чиновников. Городничий»
Ф. И. О.

«Грешки»
Семейное положение


Городничий

Увлечения
Черты характера




Приложение 1.3
Символические образы сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
(фрагмент урока в VII классе)

Задачи исследования:
1) выделить образы-символы в произведении;
2) распределить символические образы по тематическим группам;
3) дать характеристику каждой группы образов: образов планеты Маленького принца, духовной жажды, воплощения мудрости, олицетворения Зла.
Класс делится на 4 группы. Задание оформляется на карточках.

Авторы работы________________________________________________
Вопрос для исследования_______________________________________
Цели исследования____________________________________________
Результаты проведённого исследования
Символика образов духовной жажды:
Пустыня –
Колодец –
Вода –
Приложение 1.4
Прием контраста как средство выражения художественной идеи
в рассказе Л. Н. Толстого «После бала»
(фрагмент урока в VII классе)
После выполнения заданий в группах оформляется сводная таблица.
Слова и выражения, употребляемые в сцене описания бала Линии сравнения Слова и выражения, употребляемые в сцене описания наказания солдата
Слова, обозначающие цвет
Слова, обозначающие звуки музыки Слова, обозначающие чувства Слова, обозначающие действия, движения Приложение 1.5
Лексико-семантическая группа «одежда»
в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Мужская одежда Женская одежда Элементы одежды Головные уборы
армяк, белье
камзол
кафтан
мундир
платье
рубаха
сорочка
тулуп
фуфайка
халат
шуба
штаны
шаровары душегрейка
роброн
сарафан
телогрейка
платье ворот
галуны
заплата
карман
кушак
кисть
лента
манжеты
пола
рукава
рукавица -70485574040венец, колпак, платок, чепец, шапка, шляпа
Приложение 1.6
Инсценирование литературных произведений

Приложение 2
Динамика среднего балла по русской литературе
Класс 2014/2015 2015/2016 2016/2017 (I-е полугодие)
7 «А» 7,46 7,70 7,72
7 «Б» 7,21 7,34 7,80
Приложение 2.1
Результативность участия в научно-практической конференции, творческих конкурсах исследовательской направленности
Учебный год Название конкурса Уровень конкурса Результат
2012/2013 Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Районный Диплом I степени
2013/2014 Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Районный
Областной Диплом I степени
Диплом III степени
2014/2015 Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Районный
Областной Диплом I степени
Диплом III степени
2014/2015 Конкурса исследовательских работ «Россия и Беларусь: единая история, единая судьба» Областной Диплом I степени
2016/2017 Научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» Районный Диплом I степени
Приложение 2.2
Участие в выставке-ярмарке социально-педагогических инноваций «Инициатива, профессионализм, творчество, успех»


Приложенные файлы


Добавить комментарий