Особенности организации и содержание работы танцевального кружка в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья


Особенности организации и содержание работы танцевального кружка в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Альбина НазироваОсобенности организации и содержание работы танцевального кружка в коррекционной школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
У детей с ограниченными возможностями здоровья двигательная активность существенно зависит от вида заболевания и не находит выхода в естественных играх, которыми с раннего детства занимаются обыкновенные дети. Это влечет за собой гиподинамию, а также недостаток знаний о своем организме и его возможностях. Определенные физические упражнения способствуют развитию функциональных систем организма, повышают общий уровень здоровья, иммунитет, способность к адаптации, стимулирует умственную деятельность. Надо отметить положительное влияние занятий танцами на развитие личности, что особенно ярко проявляется у детей с ограниченными возможностями здоровья.
В коррекционных образовательных учреждениях обучаются дети, имеющие проблемы в интеллектуальном и физическом развитии. Целью обучения таких учащихся, в первую очередь, становится подготовка их к самостоятельной жизни в обществе
Танцевальный кружок приобщает обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к музыкальному искусству через танец, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Нет сомнений, что наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, танец является одним из факторов психического, физического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей.
Хореографическое искусство учит детей красоте и выразительности движений, формирует их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость. Благодаря хореографическому образованию учащиеся приобретают общую эстетическую и танцевальную культуру. Приобщение к искусству хореографии включает ознакомление учащихся с источниками танцевальной культуры, самобытностью национальных танцев, связанных с укладом жизни народов, с их красочными костюмами, музыкально-ритмическим складом мелодий [5, с. 32].
Структура танца, его четкий рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка. Танцы создают эмоционального равновесие в группе: собирают, успокаивают, облегчают переход от одного занятия к другому. Помимо всего прочего, танец переключает внимание детей, отвлекает их от различных проблем (например, способствует их более безболезненной адаптации) [1, с. 30].
Преподавание танцев в коррекционном образовательном учреждении обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития умственно отсталых детей средствами музыкально-ритмической деятельности. У детей развивается координация движений, понимание музыки, владение своим телом, прививаются навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения в целом. Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.
Надо отметить положительное влияние занятий танцами на развитие личности, что особенно ярко проявляется у детей с умственной отсталостью. Систематическое занятие танцами способствует развитию статической выносливости, координации движений, повышению адаптивных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем, развития волевых качеств, работоспособности, что в целом создает для них благоприятный психологический климат.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные танцам, способствуют общему развитию: коррекции недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма, эстетическому воспитанию [6, с. 74]. Цель работы танцевального кружка в коррекционой школе для обучающихся с ОВЗ всестороннее развитие ребенка , формирование средствами музыки и ритмических движений, разнообразных умений, способностей, качеств личности средствами танцевального искусства.
Задачи работы танцевального кружка:
Образовательные:
обучение детей танцевальным движениям;
формирование умения слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их с помощью танцевальных движений;
формирование культуры движения, выразительности движений и поз;
формирование умения ориентироваться в пространстве;
Воспитательные:
развитие у детей активности и самостоятельности;
формирование общей культуры личности ребенка;
создание атмосферы радости детского творчества в сотрудничестве – учить радоваться успехам других и вносить вклад в общий успех.
Развивающие:
развитие творческих способностей детей, воображения;
развитие музыкального слуха и чувство ритма, темпа;
развитие исполнительских навыков в танце;
Оздоровительные:укрепление здоровья детей;
развитие ловкости, гибкости, координации движений, умения преодолевать трудности;
формирование осанки [7, с. 76].
Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, танцевать.
Умение ориентироваться в пространстве достигается путем композиционного перестроения с образованием кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между предметами, способствуют развитию вестибулярного аппарата, памяти, внимания.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая, грустная, развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы движений и характер упражнений – музыкально совершенствуя психические функций (мышление, память, внимание, восприятие).
Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
Занятия танцами эффективны для воспитания положительных качеств личности. Выполняя упражнения на пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом [2, с. 120].
Потребность в музыкально-пластических занятиях ощущается уже с 7-9 летнего возраста, когда психофизический аппарат ребенка не только наиболее предрасположен для такого рода занятий, но и нуждается в них. Распространенные у детей искривления фигуры, косолапость успешно исправляются и, как правило, вообще не имеют место при систематических занятиях танцами. Особое значение для детей имеет развитие координации. Очень важно продолжение обучения детей в возрасте 10-12 лет и затем в 13-16 лет. В этом возрасте переходят непосредственно к улучшению танцевального репертуара [8, с. 114].
В соответствии с возрастными особенностями детей используются различные формы и методы работы на занятиях.
Формы работы: показ танца; слушание музыки; обучение танцевальным движениям и использованию их в различных танцах; отработка движений; знакомство с костюмом; танцевальные конкурсы, школьные фестивали, праздники.
Методы работы: объяснительно – иллюстративный (показ элементов, объяснение, использование фольклора); репродуктивный (разучивание, закрепление материала); метод побуждения к сопереживанию (эмоциональная отзывчивость на прекрасное). Основой программы является репертуар, который разучивается и исполняется на школьных праздниках. Основной вид образовательной работы с детьми в танцевальном кружке: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное, и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания и т. д.
Занятия в кружке проводятся в форме урока и в форме самостоятельной тренировки. Занятия в форме урока организуются при постоянном составе учебной группы, по твердому расписанию, под руководством руководителя и его помощников; во время самостоятельных тренировок учащиеся работают индивидуально или группами, состав которых может меняться без непосредственного наблюдения руководителя, но по его предварительным указаниям.
Важной частью проведения танцевального кружка для воспитанников интерната становиться организация времени и пространства занятий, исходя из базового принципа – принципа безопасности. И здесь важно придерживаться следующей схемы структуры занятия:
1. Организационный этап (педагог настраивает детей на начало занятия, проводит вводный рассказ о теме занятия, его цели и задачи).
2. Этап сообщения новых знаний (подробный рассказ о теме танца, обсуждение вопросов, подготавливающих детей к работе с двигательными образами).
3. Практический этап (работа над эмоциями, подходящими к теме танца, прослушивание музыки, разучивание или повторение движений).
4. Заключительная часть (упражнения на восстановление дыхания, поведение итогов встречи, прощание) [5, с. 35].
Работа танцевального кружка в коррекционной школе проводится во второй половине дня.
Программа танцевального кружка составляется на основе программы по ритмике для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида.
Для воспитанников интерната на первоначальном этапе посещения танцевального кружка сложно запомнить даже простую танцевальную комбинацию из 2-3 движений, исполненную в короткий промежуток времени неоднократно, а самостоятельное ее воспроизведение на начальных этапах обучения танцу практически невозможно. На начальном этапе большее внимания уделяется общению с детьми, а меньшее – самому процессу хореографии. Руководителю кружка следует быть готовым к тому, что на протяжении всего занятия ребенок сможет усвоить лишь несколько шагов с простой сменой направлений [7, с. 78].
Обучение детей танцу и развитие у них на этой основе творческих способностей требуют от руководителя кружка не только знания определенной соответствующей методики, но и предполагают наличие у него правильного представления о танце как художественной деятельности, виде искусства. Именно понимание природы танца позволяет педагогу более осмысленно и квалифицированно решать поставленные задачи [3, с. 23].
Таким образом, посещение танцевального кружка детьми интерната дает возможность посредством движения в танце и эмоционального общения воспитанников и педагога компенсировать недостатки психического и физического развития умственно отсталых детей, развить координацию движений, понимание музыки, владение своим телом, привить навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения в целом. Содержанием работы на занятиях танцами является музыкально-ритмическая деятельность детей. Организация танцевального кружка в коррекционной школе для обучающихся с ОВЗ определяется возрастными особенностями детей, организуется при постоянном составе учебной группы, по твердому расписанию, под руководством руководителя и его помощников, на основе разработанной программы работы кружка.

Приложенные файлы


Добавить комментарий