«Изучение культуры и традиции якутского народа при разработке творческого проекта «Сувениры-обереги»


В условиях радикальных изменений во всех сферах жизни, происходящих в нашей стране, продолжается рост национального самосознания и стремление к национальным ценностям культуры, люди стали суеверными, в человеке выросла потребность в защите от болезней, от несчастий, «сглаза», «злых духов».
Так, несмотря на повышенный интерес в современной Якутии к традиционной народной культуре, все же ощущается дефицит внимания к некоторым ее важнейшим пластам, в частности к орнаментальной семантике, где воплощены сформировавшиеся в веках нравственные и эстетические идеалы народа, общественная психология, взгляды на окружающий мир.
Значение орнамента как предмета исследовательского интереса в последнее время усиливается вследствие оживления интереса к религии в целом.
На просторах Республики Саха более чем ста национальностей живут коренные народы - якуты, эвенки, эвены, юкагиры и чукчи. Культура каждого из них складывалась веками. Отражение мировоззрения, эстетики и характера народа можно найти в его изделиях декоративно – прикладного искусства, в частности, в орнаменте. Именно поэтому для изготовления ювелирного изделия мы обращаемся к народному опыту - языку древнего якутского орнамента.
Таким образом, только узнав истинное содержание древнейших узоров можно, опираясь на этом, создавать новое и усовершенствовать их.
Данная проблема обусловила выбор темы: «Сувениры – обереги из драгоценных металлов и камней ».
Цель работы: изготовить сувениры – обереги из драгоценных металлов и камней с использованием национальных традиций и функциональной значимостью.
Исходя из цели следует решить следующие задачи:
- изучить значение якутских орнаментов и их применение;
- выполнить эскизы сувениров – оберегов;
- изготовить наилучший вариант.
Гипотеза исследования состоит в том, что данные сувениры – обереги могут стать защитой души человека от отрицательных влияний других миров и воздействий различных таинственных сил природы, в котором огромную роль играют символические знаки.Научная новизна и практическая значимость исследования состоят в том, что рассмотрен вариант изготовления настольного сувенира – оберега из серебра и драгоценных камней по мотивам якутских орнаментов с функциональным значением.
Идея возникла после того, как было разработано эктронное пособие «Семантика орнамента саха».
Поэтому, сначала надо было опять изучить семантику орнамента саха.
Прежде чем раскрыть содержание орнамента у якутов, нам важно было ознакомиться с особенностью верований и обычаями народа саха. Важное место в их религиозных верованиях занимало почитание природы, которую якуты одухотворяли. Якуты (саха) верили, что Природа живая, все объекты и явления природы имеют своих духов.
Художественная образность орнамента тесно связана с обрядами и обычаями, мифологии, эпоса, что свидетельствует о древности и целостности художественных традиций в культуре и искусстве народа, еще недостаточно изученных и осмысленных специалистами.
Якуты орнаментом украшали изделия из дерева, металла, бересты, керамики, кости, вышивали по меху, коже, бересте, по ткани. По представлениям якутов, металлические украшения обладали особыми свойствами, способными предохранять, защищать, тем самым могли влиять на судьбу человека, поэтому не случайно они сопутствовали человеку при важных моментах жизни: рождении, создании семьи, смерти. Так, выступая в качестве амулетов и оберегов, они занимали особое место в родильных, свадебных и погребальных обрядах и обычаях. В традициях якутских украшений проявляются социально-знаковые функции, которые отражали строгую половозрастную регламентацию, социальное происхождение, семейное и имущественное положение.
Изучив необходимую литературу, при разработке серии сувениров – оберегов нужно было придерживаться таких критериев как:
- функциональность, то есть изделие должно быть не только красивым, но и нести какую – то функцию, в нашем случае, обереги – это подставки для фотографий или открыток;
- низкая себестоимость, то есть наименьшие расходы при изготовлении;
- доступность материалов, означает то, что может получиться из существующих в наличии материалов;
- сохранение национального стиля, то есть использование мотивов орнаментов и соблюдение традиций своего народа ;- новизна – серию сувениров – оберегов для семьи как подставок для фотографий еще никто не придумал;
- экологичность – не должен наносить вред здоровью человека, в нашем случае, обереги очищают, поскольку они сделаны из серебра;
- эргономичность – должен быть очень удобным, ни большим, ни маленьким, соответствовать размеру руки человека, уверенно стоять на плоскости.
Материалами для изготовления нашего украшения выбрали серебро, бивень мамонта и цирконий, как наиболее традиционные.
При изготовлении серии сувениров использована технология ручного изготовления ювелирных изделий с применением лобзика, штихеля, метчика и т.д. Но перед тем как сделать изделие, нужно прокатить пластину до 1 мм через вальцы.
Таким образом, мы выполнили серию эскизов «Ийэ ке5уер», «Пятиглазый оберег», «Туосахта».
Оберег «Ийэ Ке5уер». .Предназначен для матери семьи, девушки, молодой женщины. Этот лировидный орнамент – символ роста, плодородия и богатства. Он имеет благопожелательную функцию. Такой мотив должен расположиться вертикально. Устремленные верх ветви означают стремление к свету и высшим божествам. Камней вставлено девять. Обычно, среди якутов бытует мнение, что число «девять» – это женское число. Красный цвет олицетворяет материнскую душу – «ийэ кут», символ тепла и огня. Отпугивает демонов. Цвет жизни и плодовитости.
«Пятиглазый оберег» (Биэс харахтаах харысхал бэлиэтэ) предназначен для отца семьи, взрослого мужчину. Оберегает жизнь, душу и сознание человека. Это священный орнамент Ытык Ойуу. Корни этого знака уходят в глубокую древность. Напоминает крест. Такой мотив обычно располагается у мужчин на груди. Окантован линией, который препятствует проникновению злых духов. Вставлен один камень – как приносящий удачу.
«Туосахта» предназначен для ребенка. Это символ солнца. Придает энергию. Орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет жизненную силу. Это оберег от «сглаза», «злых демонов». По краям нанесен зигзагообразный орнамент, который отгоняет «абаасы». По середине вставлен камень.
Таким образом, мы прикоснулись к национальным традициям, который требует большого уважения и понимания, ювелирному искусству, который требует большой аккуратности, усидчивости и терпения.

Приложенные файлы


Добавить комментарий