«Материал на тему «Редкие малочисленные народы России»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОСЕЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАЗДОЛЬНЕНСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
МАТЕРИАЛ
На тему: «Редкие малочисленные народы России»
Подготовила:
учитель начальных
классов
МБОУ «Новоселовская
школа»
Незборецкая Ольга
Васильевна
пгт. Новоселовское – 2017 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Территория России просто огромна — практически ни одна другая страна не выдерживает такой территориальной конкуренции.
В разных уголках нашей родины до сих пор живут представители десятков народностей, каждая из которых обладает своими, уникальными обычаями и традициями.
К сожалению, не все народы могут похвастать большой численностью: цивилизация и постоянно меняющийся мир буквально уничтожают этих людей.
В России проживает порядка 200 различных народов, однако, некоторые из них вскоре могут навсегда исчезнуть. Согласно переписи населения, численность некоторых народов не превышает 10 человек, а это значит, что с уходом последнего представителя уйдет язык и культура этого народа. И скоро увидеть их можно будет разве что на картинке.
Малочисленными народами России являются те российские коренные аборигенные народы, численность которых не превышает 50 тысяч человек».
Наиболее крупные среди них – ненцы, чукчи, ханты, манси, нанайцы, численность которых составляет от 10 до 40 тысяч человек.
А есть народы, численность которых не превышает даже одной тысячи (энцы, тофалары, нганасаны, негидальцы, ороки, юкагиры и др.)
В своем реферате я хочу рассмотреть те малочисленные народы, которые не превышают 1000 человек.
МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ РОССИИ
1. ЧуванцыЧисленность (Всероссийская перепись 2010 год) – 1002 человека.Расселение – Чукотский автономный округ, Магаданская область.
Язык – чукотский, русский.
Религия – православие.Родственные народы – хакасы, шорцы, северноаптайцы, сибиры.

Чуванцы (шелаги, самоназвание — этэл) — народность на Чукотке. Происходит от юкагирского чаунджи «приморские, береговые жители».
Занятия: Для оседлых чуванцев был характерен юкагирский тип хозяйства рыболовство, поколки дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Их культура и социальные отношения испытали сильное русское влияние. Они стали 
заниматься огородничеством, восприняли русский язык и православие, отмечали 
христианские праздники, в домах имели иконы и церковные книги. Свадьбы играли по русскому обычаю. В 20 веке оседлые чуванцы стали рассматриваться как группа камчадалов. Кочевые чуванцы сохранили этническоесамосознание, подобнотундровым чукчам и корякам, занимались крупнотабунным оленеводством. 
Средикочевых чуванцев наряду с православными бытовали и дохристианские 
обряды. Они отмечали сезонныепраздники, связанные с хозяйственным 
оленеводческим циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и анимистическими ритуалами.
2. Нганасаны 
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 862 человека.Расселение – Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район.
Язык – нганасанский.
Религия – православие, шаманизм.Родственные народы – энцы, ненцы, селькупы, камасинцы.

Нганаса́ны ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Нганасанский язык" нган. нгана́саны́ — «люди», самоназвание няа, ня — «товарищ») — коренной самодийский народ в Сибири. Нганасаны состоят из двух племён — HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%8B&action=edit&redlink=1" \o "Авамские нганасаны (страница отсутствует)" авамские (западные, с центрами в посёлках  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%90%D0%B2%D0%B0%D0%BC" \o "Усть-Авам" Усть-Авам и  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0" \o "Волочанка" Волочанка) и вадеевские (восточные, с центром в посёлке Новая) нганасаны — и одного рода (род Око (Долган) или  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%AF%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B5_%D0%BD%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%8B&action=edit&redlink=1" \o "Яроцкие нганасаны (страница отсутствует)" яроцкие нганасаны), не входящего в эти племена.
Занятия: Традиционные занятия — охота на дикого оленя, водоплавающих птиц, домашнее оленеводство, пушная охота, рыболовство по открытой воде. Женщины в посёлковых пошивочных мастерских и дома занимаются выделкой оленьих шкур и шитьем национальной обуви, сувенирных ковриков, поделок из шкур оленя, шитьем меховой одежды для промысловиков. В посёлке  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D1%87%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D0%B0" \o "Волочанка" Волочанка женщины работают на звероферме голубых песцов.
Основным оружием были копье (фонка), лук (динта) со стрелами (буди), нож (кюма), а с XIX в. широкое распространение получило огнестрельное оружие. Рыбу ловили сетями (кол бугур), железными крючками (бату), костяными спицами (федир).
Традиционное жилище — конический чум (ма) по конструкции близок к ненецкому. Размер его зависел от количества живущих в нём людей (обычно 1-5 семей). Дверь делали из двух сшитых мездра к мездре (изнанка шкуры) оленьих шкур. Открывалась дверь в зависимости от направления ветра — справа или слева. В центре чума, напротив входа, располагался очаг (тори), над которым подвешивали крюки для чайников и котлов. В верхней части чума оставляли отверстие — дымоход. За очагом — «чистое место» (сиенг), куда запрещалось ступать женщинам. Места для женщин (бату) располагались у входа, здесь же укладывали домашнюю утварь. Правая от входа сторона была жилой, в левой — помещали гостей и хранили хозяйственные предметы. Пол застилали циновками из тальника (тола) и досками (лата).
В течение года оленеводы меняют три вида жилья: зимой — балок, летом — чум, осенью — брезентовая палатка.
Традиционная одежда изготавливалась из оленьих шкур. Мужской костюм состоял из глухой двойной малицы (лу), сшитой из белой оленьей шкуры и отороченной белым мехом собак, которых разводили специально для этого. В мороз в дорогу поверх малицы надевали сокуй (хиэ) с капюшоном, с высоким султаном из меха надо лбом. Женская одежда состояла из ровдужного комбинезона (фоние) с нашитыми на груди металлическими бляхами-лунницами (бодямо) и распашной парки (лифарие). Вместо капюшона женщины надевали шапку-капор (сьму) из белой шкуры оленя с опушкой из чёрного собачьего меха. Одежду украшали аппликацией в виде геометрических орнаментов (мули), по которым определялось, к какой социальной или возрастной группе относится её обладатель.
Волосы и женщины, и мужчины заплетали в две косы, смазывая оленьим жиром. В косы вплетали металлические подвески (няптухяй).
Основу питания составляло оленье мясо. Летом и осенью женщины заготавливали мясо впрок. Вяленое мясо (тириби) развешивали длинными полосами (лентами) на вешалах (чиедр) — нартах, поставленных друг на друга, — затем резали на мелкие кусочки, смешивали с жиром и ещё раз вялили на разостланных шкурах. Зимой замораживали оленью кровь и по мере надобности откалывали куски для приготовления похлебки (дяма). Вяленую рыбу —юколу (фака) готовили почти таким же способом, как оленье мясо, хранили в мешках. Зимой ели строганину. Хлеба нганасаны раньше почти не употребляли. Пресные лепешки из покупной муки (кириба) считались лакомством. Среди любимых блюд были также чирима кириба — лепешки из муки с икрой и чириме дир — сало, сваренное с икрой.
3. ТофаларыЧисленность (Всероссийская перепись 2010 год)– 762 человека.Расселение – Иркутская область.
Язык – тофаларский.
Религия – православие, анимизм, шаманизм.Родственные народы – тюрки, саянские народы.

Тофала́ры, то́фы (прежнее название — карага́сы, самоназвание — тоъфа, тофа, топа, тоха) — коренной малочисленный народ России в Восточной Сибири. Тофалары всегда были крайне малочисленным народом, даже во времена, когда племя не затрагивали войны и прочие пертурбации «большого мира».
Занятия: Имея в основе хозяйственной деятельности охоту и оленеводство, тофалары вели кочевой или полукочевой образ жизни. Основу традиционного хозяйства тофалар составлял охотничий промысел (белка, соболь, выдра, бобр, лисица, лось, марал, косуля и др.), сочетавшийся с оленеводством. Они прекрасные следопыты. Умение читать книгу тайги передавалось из поколения в поколение. Однако советский период оставил неизгладимый след в судьбе народа, лишив тофов их исконного хозяйства и образа жизни. В годы советской власти в жизни тофаларов произошел коренной перелом, они освоили новые для них виды труда: огородничество, разведение коров и свиней, сенокошение, деревенский способ заготовки дров. В то же время тофалары сохраняли традиционную индивидуальную хозяйственную деятельность в области таёжных промыслов: охоты, рыболовства, добычи кедровых орехов, а также сохранили навыки в ведении оленеводства.
Традиционным жилищем тофаларов являлся чум конической формы, из жердей, зимой крытый ровдугой (замшей из шкуры изюбря или лося), летом —берестой. Чум делился на женскую (справа от входа) и мужскую (слева) половины.
Стойбище обычно насчитывало от 2 до 5 чумов, летом — до 10.
Мужская одежда представлена штанами из шкуры кабарги или козла (летом из ровдуги или покупной ткани) и разнообразными кафтанами с застёжкой на правую сторону, которые надевали на голое тело, и поясом. Уже в XIX веке перешли на унифицированный костюм русских сибиряков, сохраняя национальную особенность в деталях (правосторонние застежки, отделка, пояса). Тофаларский женский наряд состоял из штанов и платья с разрезом на груди, а также пояса. Традиционные женские украшения — серьги, оловянные браслеты и кольца. Зимой тофалары носили тулупы из оленьей шкуры мехом внутрь. Специфическими являются головные уборы: летом — войлочная шапочка маньчжурского типа (но обычно без кисти; позже её заменила фуражка), зимой — меховые шапки-ушанки, которые подвязывались у подбородка.
Основу рациона тофаларов составляло мясо, в том числе дичи и оленина; ржаные хлебцы, выпекаемые в золе или на камнях; в качестве приправ и приложений — многочисленные корни и дикорастущие растения (дикий лук, черемша, ягоды, кедровые орехи и т. д.).
4. Орочи
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 596 человек.Расселение – Хабаровский край, Магаданская область.
Язык – орочский, русский.
Религия – православие, анимизм, шаманизм.Родственные народы – эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, ульчи, маньчжуры, сибо.

О́рочи (самоназвание орочисэл, ед. ч. орочи, а также на̄ни (утраченное, старое самоназвание, заимствовано от амурских нанайцев: на̄ — «земля», нӣ — «человек», перевод — «местный житель»; обычно именовали себя по местам проживания, по родовой принадлежности)) — народ в России.
Занятия: Основные традиционные занятия — охота (кабарга, лось, медведь, пушной зверь), в том числе морская, а также рыболовство. Оружием служили лук со стрелами, копьё, использовались ловушки, петли, самострелы и др. Огнестрельное оружие, капканы появились в XIX веке. Рыбачили круглый год, летом — в маленьких долблёнках и больших дощатых лодках по рекам, а для добычи нерпы и сивуча выходили в Татарский пролив и его бухты. Морского зверя били гарпунами, из ружья, на льдинах и берегу — колотушками, рыбу (кета, горбуша, таймень и др.) ловили сетями, неводом, устраивали ловушки, били острогой. Согласно этнографическим исследования, в древности орочи практиковали обряд воздушного погребения.
НегидальцыЧисленность (Всероссийская перепись 2010 год)– 522 человека.Расселение – Хабаровский край.
Язык – негидальский, русский.
Религия – православие, анимизм, шаманизм.Родственные народы – эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, ульчи, маньчжуры, сибо.

Негида́льцы (от  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Негидальский язык" негидал. ңегидал — «береговой», «прибрежный», самоназвание: элькан бэйэнин — местные люди; амгун бэйэнин — люди реки  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BC%D0%B3%D1%83%D0%BD%D1%8C" \o "Амгунь" Амгунь) — малочисленный тунгусо-маньчжурский народ в Приамурье.
Занятия: Негидальцы занимались охотой на копытного зверя, птицу, лисицу, белку, соболя и других животных. Существовало рыболовство, особенно в период хода кеты и горбуши. Рыбу квасили на зиму, после прихода русских соление вытеснило квашение. Для низовских негидальцев большое значение имел морской зверобойный промысел (добыча маленькой нерпы и сивуча), который с коллективизацией был прекращен. В советский период также существовало оленеводств. Подсобный характер имело собирательство — сбор дикого лука, черемши, дикого чеснока, корней папоротника, ягод и т. п. Сельское хозяйство у негидальцев было заимствовано от русских в конце XIX века, активно внедрялось в советский период, но после роспуска колхозов прекратило своё существование, оставшись в виде огородничества. До начала XX века кузнечное ремесло у негидальцев заключалось в изготовлении орудий труда из старых котлов и привозного железа, а также из меди и бронзы. С 1997 года созданы национальные негидальско-эвенкийские общины, которые занялись охотничье-промысловой деятельностью, рыболовством, заготовкой дров и иными промыслами. Так негидальско-эвенкийская община «Охотник» занималась также изготовлением пиломатериалов и ремонтом тротуаров.
6. Алеуты (анаганане)
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 482 человека.Расселение – Камчатский край.
Язык – алеутский, английский, русский.
Религия – православие, анимизм, шаманизм.Родственные народы – эскимосы (инуиты).

Алеу́ты (самоназвание — унаңан / unangan) — коренное население Алеутских островов. Бо́льшая часть живёт в США (Аляска), часть — в России (Камчатский край). Название «алеут» русского происхождения. Оно было дано после открытия Алеутских островов. Гипотеза, по которой название «алеут» происходит от  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Чукотский язык" чукот. алиат ‘остров’, алиут ‘островитяне’, представляется наиболее убедительной.
Занятия: Основу хозяйства составляли зверобойный промысел, рыболовство и птицеловство, дополнявшиеся собирательством. Зверобойный промысел. Алеутские мужчины охотились с байдар на морских животных, а на суше добывали морских котиков и — зимой — тюленей; в некоторых районах они вели охоту на медведей и карибу. Калана добывали в открытом море при помощи гарпуна (метательного копья на длинной веревке), сивучей и моржей.  Рыболовство. Алеуты ловили рыбу, используя длинные удочки, изготавливаемые из водорослей. К этим прочным и крепким приспособлениям крепились крюки. Удочки можно было использовать для ловли морской рыбы, такой, как палтус и треска. Речную рыбу ловили при помощи мешкообразных сетей, изготавливаемых из китовых сухожилий. Птицеловство. Охотились на птиц при помощи метательных копий (шатин) и метательного снаряда (бола) — связки ремней с каменными или костяными грузиками на концах. Отлавливали их и на птичьих базарах большим сачком на длинном шесте (чируча), а также сетями. Собирательство. Алеутские женщины собирали моллюсков и морских ежей, а также дикие растения — ягоды и травы (последние, в частности, использовались для изготовления разнообразных плетёных изделий).
Селения располагались на морском побережье, часто в устьях рек и состояли из двух-четырёх больших полуземлянок (улягамах). Для них выбирали высокие, открытые места, чтобы удобно было наблюдать за морскими животными и приближением врагов. Полуземлянки строили из плавника (прибитых к берегу деревьев), сверху покрывали сухой травой, шкурами и дёрном. В крыше оставляли несколько четырёхугольных отверстий для входа, забирались туда по бревну с зарубками. Полуземлянка вмещала от 10 до 40 семей. Внутри вдоль стен сооружали нары. Каждая семья жила на своей части нар, отделенных друг от друга столбами и занавесками. Под нарами хранили утварь. Летом переселялись в отдельные лёгкие постройки
Традиционной зимней одеждой алеутов была парка — длинная глухая (без разреза спереди) одежда из меха морского котика, калана, птичьих шкурок. Поверх неё надевали камлейку — глухую непромокаемую одежду из кишок морских животных с рукавами, глухим закрытым воротом и капюшоном (прообраз европейской ветровки). Края капюшона и рукавов затягивали шнурками. Мужская и женская одежда была сходна по крою и украшениям. Позже появился новый тип одежды — бродни (штаны из сивучьих горл), к которым пришивали непромокаемые торбаса — мягкие сапоги из кожи морских животных. В повседневной жизни носили европейскую одежду.
В качестве летней одежды алеуты использовали выношенную зимнюю, однако шили и специальную летнюю — из кишок морских животных и птичьих шкурок. Во время промысла для защиты от сырости алеуты в XVIII веке надевали плетёные из травы дождевики (аналогичные ительменским и айнским), а позднее — плетёные соломенные циновки.
Традиционную еду алеутов составляли мясо морских животных и птиц, рыба, морские беспозвоночные, водоросли и дикие растения. На зиму они заготавливали юколу.
7. Чулымцы
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 355 человек.Расселение – Томская область, Красноярский край.
Язык – чулымский, русский.
Религия – православие, шаманизм.Родственные народы – хакасы, шорцы, северноаптайцы, сибиры.

Чулы́мцы (самоназвание: чулым, татар, татарлар; устаревшие названия: томские карагасы, чулымские люди, чулымские татары, чулымские тюрки, чулымские хакасы) — тюркский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Занятия: Свои поселения чулымцы создавали на берегах рек и озёр, что было обусловлено важной ролью рыболовства в их жизни. Рыбу они ловили неводами, сетями, острогами, ловушками. Зимой чулымцы переселялись на охотничьи стойбища. К началу XX века ведущим направлением охоты был пушной промысел. Собирательство играло подсобную роль. После появления русских в Причулымье чулымцы освоили плужное земледелие; в советское время часть чулымцев работала в лесной промышленности.
Чулымцы хорошо умели обрабатывать дерево, из которого они вырезали чашки, миски, ложки, долбили лодки и ступы, изготавливали нарты, лыжи, луки и самострелы. В их быту широко употреблялась разнообразная посуда из бересты; из неё делали также ларцы, колчаны для стрел, футляры для ножей.
Традиционное жилище чулымцев представляло собой землянки (одыг), срубные полуземлянки (кыштаг), срубные юрты, имевшие прямоугольную или многоугольную форму с конусообразной крышей; в качестве временного жилища использовался чум. С XVIII века чулымцы осваивают русскую избу, ставшую у них основным типом жилища. Рядом с избой ставились хозяйственные постройки: амбары (клат), хлевы (оран), сараи, бани[22].
Национальная одежда чулымцев состояла из рубахи и штанов. У мужчин рубахи были шерстяные и дабовые (из китайской хлопчатобумажной ткани); они носили также кафтаны со стоячим воротником и халаты, сшитые из русских и среднеазиатских хлопчатобумажных тканей или китайской дабы. У женщин рубахи шили из холста, а на праздник они одевали ситцевые или шёлковые платья туникообразного покроя. Штаны первоначально изготавливали из налимьих шкурок, позднее мужские штаны были из сукна, женские — из холста. Как мужчины, так и женщины носили камзолы, отороченные мехом. В зимнее время верхней одеждой у женщин служили беличьи или лисьи шубы (тон) с шёлковым покрытием, у мужчин — тулупы, шубы или дохи из козьих, оленьих или лосиных шкур. На головы мужчины и женщины надевали зимой опушённые мехом, а летом у женщин в употреблении были белые или алые колпаки, покрывала (тастар) и полусферические шапки из красного бархата с длинными красными шёлковыми кистями. Ноги чулымцы обували в мягкие унты из козлиной кожи, кожаные сапоги; летом они нередко ходили босиком.
8. Ороки (уйльта)
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 295 человек.Расселение – Сахалинская область.
Язык – орокский (ульта), русский.
Религия – православие, шаманизм.Родственные народы – эвенки, эвены, нанайцы, удэгейцы, ульчи, орочи, негидальцы, сибо, маньчжуры.
Оро́ки (самоназвание: ульта́, уйльта, на̄́ни) — тунгусо-маньчжурский народ, один из коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Ороки подразделяются на две исторически сложившиеся группы — северную (доронени ‘люди, живущие на Севере’) и южную (суннени ‘люди, живущие ближе к солнцу’).
Занятия: В XIX — начале XX века ороки, занимавшиеся преимущественно оленеводством, кочевали по северному Сахалину; в летнее время они выходили на восточное побережье острова и занимались рыболовством и морской охотой (прежде всего — на нерпу), а зимой вместе с оленями уходили в тайгу, где вели пушной промысел. Олени использовались на мясо и как тягловая сила. Ороки изготовляли различные орудия из железа, причём не только удовлетворяли собственные потребности, но и сбывали часть изделий нивхам.
Во время ловли рыбы ороки применяли разнообразные орудия: сети (адули), неводы (кэрэку), удочки (умбу), различные крючки. Зимнюю охоту в тайге они вели верхом на оленях. Применялись также разнообразные ловушки для пушных зверей: самострелы (дэнггурэ), падающие ловушки (нангу), петли (пута). При охоте на оленей или медведей использовались лук, копья или ружья.
Зимним жилищем ороков традиционно служил конический чум (сходный с эвенкийским и сооружавшийся из наклонных плах). Летним жилищем был обычно двускатный шалаш, крытый корой и близкий по типу к жилищу орочей; однако у ороков бытовал также и оригинальный (не встречавшийся у соседних народов) тип шалаша, у которого поперечные стены были не вертикальными, а наклонными (он выглядел двускатным только с двух сторон, а с двух других казался коническим). Жили ороки семьями, объединявшимися в территориальные группы, каждая из которых включала семьи из различных экзогамных патрилинейных родов, которых насчитывалось более 15. Для ороков была характерна вера в духов природы: воды, огня, земли, неба, тайги; духам приносили бескровные жертвы. Определённое распространение получил и шаманизм.
Традиционная одежда ороков была сходна с одеждой эвенков. Получили распространение тканевые халаты покроя кимоно, охотники и оленеводы носили куртки и шубы из оленьих шкур, юбки из шкур нерпы. Женщины надевали под халаты нагрудники (ноллу) с украшениями из бус и подвешенных на ремешках металлических бляшек.
9. Тазы
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 274 человека.Расселение – Приморский край.
Язык – тазский диалект, русский.
Религия – христианство.Родственные народы – китайцы, удэгейцы, нанайцы.

Та́зы (удэ́) — этническая группа в России. Относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации.
Занятия: Уже в конце XIX века тазы жили оседло в постоянных жилищах (фанзах), занимались огородничеством, носили китайскую одежду. В отличие от китайцев, женщины из тазов не сидели дома бо́льшую часть времени, а наравне с мужчинами работали на огороде и ходили в тайгу на охоту. Занимались тазы также рыболовством (рыбу — в основном лососёвых — добывали острогами, ловили сетями и на крючки), охотой (на изюбря, лося, кабана, пушных зверей с использованием копий, ружей, ловушек), собирательством женьшеня и древесных грибов, заготовкой морской капусты, трепангов, раковин морских гребешков.
Религиозные представления тазов представляли собой сочетание буддизма и китайского культа предков. Они полагали, что человек обладает девяноста девятью поочередно умирающими душами. После переселения в Михайловку тазы поселились в деревянных домах. Наряду с работой на огороде они разводят коров, свиней, кур и уток.
В одежде они практически не отличаются от окружающегося русского населения, но тазовки иногда одевают традиционный костюм — фуфайку и штаны чёрного цвета, а старики нередко хранят традиционный костюм «для похорон».
Если у китайцев употребление сырой животной пищи исключено, то тазы (подобно удэгейцам и нанайцам) ели блюда из сырого мяса или рыбы. Тазы готовят многие традиционные для Северного Китая блюда: пампушки (приготовленное на пару тесто), боудхе (приготовленные аналогичным образом пирожки с мясной начинкой), ланцей (блюда из мяса и нарезанного соломкой картофеля), пельмени.
10. Ижора
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 266 человек.Расселение – Ленинградская область.
Язык – ижорский, русский.
Религия – православие, лютеранство.Родственные народы – карелы, вепсы, финны, ингермаландцы, эстонцы, водь.

Ижо́ра (ижо́ры, самоназвание ижора, инкеройн, ижоралайн, карьялайн,  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B6%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Ижорский язык" ижор. inkeroin, ižora, ižoralain) — финно-угорский народ, один из коренных малочисленных народов России. 
Занятия: Главным занятием ижор, живших на морском побережье, стало рыболовство, которое велось в основном зимой и приносило неплохой доход; добывали в основном салаку и корюшку.
Население восточных ижорских деревень, лучше знавшее русский язык, уезжало в Санкт-Петербург: мужчины уходили на фабрики и в мастерские, работали извозчиками, девушки шли в няньки. Многие девушки нанимались на ткацкие фабрики в Нарву.
У ижоры были развиты ремёсла, хотя эти занятия и не приобретали форм кустарной промышленности. Среди ижор было немало прекрасных гончаров и плотников, изготовлявших изделия на продажу; во многих деревнях ткали полотно, плели из прутьев корзины и другую домашнюю утварь.
Для домов, в которых жили ижоры, характерен тщательно выложенный фундамент, который был рассчитан на местные почвы с высоким уровнем грунтовых грунтовых вод. Применялись крыши на накладных стропилах, соломенные кровли, конструкция которых предохраняла кровлю от ветра. Как правило, жилище состояло из двух изб (пертти) и сеней (эукши); у бедняков дом был двухкамерным: изба и сени. Долгое время избы топились по-чёрному. Характерно наличие внешнего декора домов (ветровые доски с резьбой, расписанные многоцветными узорами ставни, резные наличники у окон). Кроме располагавшихся рядом с домом сараев и помещений для скота, отдельно ставились клеть (айтта) и баня (кюлю).
У девушек одежда не отличалась от одежды замужних женщин, однако имелись отличия в причёске и форме головного убора. Именно, замужние женщины должны были всю жизнь носить (не снимая ни днём, ни ночью) особого покроя головной платок (сапано). В нательной одежде основным элементом служила холщовая рубаха (рятсиня) сложного покроя, которая у ворота скреплялась фибулой — «большою серебряною овального образа пряжкой… иногда вызолоченною, осыпанною  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D1%80%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5_%D0%BA%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8" \o "Драгоценные камни" каменьем или жемчугом». Украшены рубахи были сложным тканым орнаментом и вышивкой. Поверх рубахи надевали два полотнища на лямках (одно из них — на правое, другое — на левое плечо). Верхнее полотнище (аануа) напоминало сарафан на одной лямке и покрывало весь корпус, оставаясь распашным на левом боку; там рубаху прикрывало нижнее полотнище (хурстуксет). В составе ижорской женской одежды одной из древнейших частей был «спинной пояс» — носимая сзади широкая полоса сукна, на которую подвешивались «змеиные головы» (раковины каури). Пояс украшали узоры из разноцветного бисера, золотой и серебряный позумент, а также две полосы из раковин каури. Всем этим украшениям отводилось важное магическое значение в обрядах и обычаях.
11. Энцы (энэтэ)
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 227 человек.Расселение – Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район.
Язык – энецкий, русский.
Религия – православие, шаманизм.Родственные народы – ненцы, селькупы, нганасаны.

Э́нцы (самоназвание эньчо, могади, пэбай, устаревшее енисейские самоеды) — один из коренных малочисленных самодийских народов России.
Занятия: Основу хозяйственного уклада энцев составляют домашнее оленеводство, охота на дикого оленя, пушной промысел и рыболовство. При охоте на оленя энцы применяли лук и ловушки с сетями, при добыче пушного зверя они применяли «пасти» — ловушки давящего типа. Энцы, живущие в лесу, до сих пор занимаются сбором ягод, шишек. Эта часть народа приняла православие. Но сохранилось почитание материй природы: земли, солнца, огня и воды.
Основное жилище энцев — конический чум, близкий к ненецкому, но отличавшийся меньшими размерами покрытия-нюка (так что для покрытия чума энцам требовалось четыре нюка, а не два, как в ненецком чуме). Зимним жилищем служил  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9D%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B" \o "Нарты" нартяной чум — близкий по конструкции к  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BB%D0%B3%D0%B0%D0%BD%D1%8B" \o "Долганы" долганскому, но имевший дверь с левой стороны.
Традиционный комплекс одежды энцев у двух этнотерриториальных групп различается: у лесных энцев большее распространение получила ненецкая одежда, а у тундровых энцев комплекс одежды являлся более сходным с нганасанским: в основе лежала парка (глухая у мужчин и распашная у женщин), состоявшей из двух шуб — нижней (с мехом наружу, доходившей до колен) и верхней (с мехом внутрь и более длинной); обе шубы шили из оленьих шкур, а по подолу делали оторочку из собачьего меха. Мужскую парку дополняли штанами, а женскую — комбинезоном. В настоящее время энецкая одежда полностью вышла из употребления.
12. Сету (сето)
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 214 человек.Расселение – Печорский район Псковской области, Красноярский край.
Язык – (говор) сету, выруско-сетуский (диалект), эстонский, русский.
Религия – православие.Родственные народы – эстонцы, финны, карелы, вепасы.

Сету (также сето, псковская чудь, полуверцы) — малочисленная финно-угорская этническая группа, проживающая в Печорском районе Псковской области 
Занятие: Основным занятием народа сету было земледелие. Разводили коров, кур. До сих пор вручную обрабатывают шерсть, прядут прялкой, вяжут носки и варежки, плетут кружева.
Для домостроительства сету характерен псковский замкнутый двор с высокими воротами; позднее распространяется двухкамерные (а затем — и многокамерные) дома с застеклённой верандой. Такой тип дома переселенцы-сету занесли и в Сибирь.
Традиционный народный костюм сету значительно отличался от костюма других групп эстонцев и включал в себя элементы русской одежды. У женщин бытовали рубаха-долгорукавка и косоклинный сарафан, у мужчин — русская косоворотка. Характерно обилие вязаных шерстяных вещей (носков, перчаток, варежек) с двуцветным (белый с коричневым) геометрическим орнаментом.13. Водь (вадьялайн)
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 64 человека.Расселение – западная часть территории Ленинградской области.
Язык – водский, ижорский, русский.
Религия – православие.Родственные народы – эстонцы, ижора, финны, ливы, карелы, вепсы.
Водь (самоназвание ва́ддялайзыд ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Водский язык" водск. vaďďalaizõd), вадьякко, водь, редк. вожане) — малочисленный финно-угорский народ в России. Относится к списку исчезающих народов России.
Народность, близкая к полному исчезновению. Сегодня её представители живут лишь в поселке Усть-Луга (здесь будут строить порт), деревнях Краколье (план строительства предполагает её снесение) и Лужицы (окажется в промзоне).

Занятие: Основным и традиционным занятием этого небольшого народа было земледелие, а также лесной промысел, рыболовство и мелкое ремесленничество. Выращивали рожь, овес, ячмень, разводили скот и птицу, занимались рыболовством. Полученные в хозяйстве продукты обычно сбывались в крупные центры, такие как Санкт-Петербург.
Жили в ригах, наподобие эстонских, а с XIX века – в избах. Девушки носили сарафан из белого холста, короткую кофту «ихад». Молодые люди сами выбирали себе жениха и невесту. Замужние женщины коротко стриглись, а пожилые брились наголо и носили головной убор «пайкас».
Самый малочисленный народ России не смог сохранить свой первоначальный язык. Этому помешало не только пришедшее православие (проповеди велись на русском языке), но и ненормированность языка, отсутствие школ, в которых преподавался бы письменный водьский язык, маленькая численность народа и множество смешанных браков. Таким образом, водьский язык практически утерян, а культура народности водь сильно поддалась обрусению.
14. Кереки (анкалгакку)
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 4 человека.Расселение – Беринговский район Чукотского автономного округа.
Язык – керекский, чукотский, русский.
Религия – шаманизм.

Кере́ки (самоназвания анкалгакку — «приморские люди», каракыкку — от  HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D1%83%D0%BA%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Чукотский язык" чук. кэрэкит) — один из палеоазиатских народов России.
Исчезающий народ. На всей территории России их осталось только четыре человека. А в 2002 году было восемь. Трагедия этого палеоазиатского народа заключалась в том, что издревле они жили на рубеже Чукотки и Камчатки и оказались между двух огней: чукчи воевали с коряками, а доставалось керекам. Враги сжигали жилища, женщин уводили в рабство, мужчин убивали. Много кереков погибло во время эпидемий, охвативших земли в конце XVIII века.
Занятия: Кереки вели оседлый образ жизни, пропитание добывали рыболовством, морским зверобойным и пушным промыслом, охотой на дикого оленя и горного барана, собирательством. Держали упряжных собак (нарты и упряжка восточно-сибирского, или чукотско-корякского типа). У южных кереков существовало мелкотабунное оленеводство. Рыбу в больших количествах заготавливали впрок.
Распространённым оружием морской охоты было гарпунное устройство, т. н. «керекская спица», лук со стрелами, потеснённые впоследствии огнестрельным оружием. При охоте на морского зверя и медведя до 1970-х гг. использовали в числе других видов оружия дубинку (кэлюунэн) с наконечником из моржового клыка или металла, находящую аналогии среди предшественников томагавка у индейцев Северной Америки.
Зимние поселения включали 1—3 большие землянки, в каждой — по несколько семей. Весной переселялись в летние жилища, устраивая по этому случаю праздник с охранительными ритуалами. Был развит шаманизм; шаман имел специальную ритуальную одежду.
15. Алюторцы
Численность (Всероссийская перепись 2010 год)– 0 человек.Расселение – вымерли.
Язык – алюторский, русский.
Религия – православие, шаманизм.Родственные народы – коряки, чукчи, кереки, ительмены.

Алюторцы ( HYPERLINK "https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D1%8E%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA" \o "Алюторский язык" алютор. alutal'u) — этническая группа из числа официального списка коренных малочисленных народов Севера России. В последние годы фактически прекратила своё существование как отдельный народ. Жили на севере Камчатского края.
В России по данным Всероссийской переписи населения 2002 алюторцы отдельно не выделялись и в основном включались в состав коряков, среди которых 3 человека себя самоидентифицировали как «алюторцы», ещё 3 человека — как «алутальу», 6 человек — как «олюторцы», то есть всего 12 алюторцев. Всероссийская перепись населения 2010 уже не упоминает алюторцев даже в качестве субэтноса. 
Занятия: Традиционное хозяйство алюторцев сочетало оленеводство с рыболовством и морским зверобойным промыслом. Рыболовством занимались в летнее время, с середины июня до середины сентября, а во время наибольшего хода рыбы переселялись на устья рек. Основная часть рыбного улова шла на юколу  — основную пищу алюторцев — которой кормили также и собак, использовавшихся как ездовые животные. Морским промыслом занимались в весенний и осенний сезоны. Использовали мясо и жир морского зверя, употребляя в пищу либо сразу, либо делая из них запасы, а жир также служил и для освещения. Продукты морской охоты также обменивали на оленьи шкуры и мясо. С декабря по февраль охотились на пушного зверя. Занимались также мелкотабунным оленеводством.

Приложенные файлы


Добавить комментарий