«Методические рекомендации «Свободный диктант и его роль в развитии речи учащихся»


Муниципальное образование город Краснодар
(территориальный, административный округ (город, район, поселок)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия № 88
(полное наименование образовательного учреждения)
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
заместитель директора по УВР решение педсовета протокол № 1
_____________ Л.В.Большеченко от 29.08.2015 года
«_29__» __августа__2015___ года Председатель педсовета
__________________ М.В. Смолонская
подпись руководителя ОУ Ф.И.О.
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей филологического цикла
от 29.08.2015 № 1
_____________Л.В.Щербатюк
подпись руководителя МО ОУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
к урокам русского языка
(указать предмет, курс, модуль)
Тема разработки: «Свободный диктант и его роль в развитии речи учащихся»
Адресат: учителя русского языка и литературы 5-9 классов
Разработчик: Пaвленко Aнжелика Владимировна
Методические рекомендации разработаны на основе методической литературы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Свободные диктанты. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1967, Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М.: УЧПЕДГИЗ, - 1963.
Краснодар, 2015
Оглавление
Пояснительная записка ……………………………………………………….…..3-7
Общие сведения о свободном диктанте…………………………………….…..8-11
Требования к тексту свободного диктанта …………………………………...12-13
Виды свободных диктантов. Их связь с изложением и сочинением. …........14-16
«Свобода» свободного диктанта…………………………………………………..17
Роль устных пересказов. Требования к проведению свободных диктантов..18-21
Первые уроки свободных диктантов…………………………………………..22-27
Оценка свободных диктантов и работа над ошибками………………………28-29
Библиография ………………………………………………………………………30
Приложения …………………………………………………………………….31-32
Пояснительная записка
Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы 5-9 классов по проведению уроков свободных диктантов составлены на основе методической литературы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Свободные диктанты. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1967; Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М.: УЧПЕДГИЗ, - 1963.
Развитие личности в системе современного образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Для развития языковой компетентности на уроках русского языка используются различные виды творческих работ.
Коммуникативные универсальные действия обеспечивают правильное и умелое пользованию речью в различных жизненных ситуациях, передачу другим своих мыслей и чувств, социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
В ряду учебно-тренировочных и контрольно-проверочных письменных работ свободный диктант занимает промежуточное место между диктантом и изложением. Этот вид упражнения по развитию речи опирается на подражание образцу. Но вместе с тем, относясь к видам работ, обучающим через подражание, свободный диктант сохраняет для ученика возможность самостоятельных проявлений, активизирует как производящее, так и творческое мышление, что помогает при подготовке учащихся к ГИА. Помочь учителям в подготовке и проведении уроков свободного диктанта – основная цель данных методических рекомендаций.
Актуальность данной работы подтверждается тем фактом, что, к сожалению, в настоящее время о таком виде работы по развитию речи, как свободный диктант, стали забывать, и многие учителя углубленно занимаются таким видом упражнений, как тестирование. Но свободные диктанты играют важную роль в обучении, воспитании, интеллектуальном и речевом развитии учащихся. В процессе работы над текстом школьники учатся анализировать, синтезировать, выделять главное, сосредоточивать внимание на одних явлениях и абстрагироваться от других. Работа с образцами художественных текстов положительно влияет на эмоциональную сферу, учит чувствовать образ, развивает воссоздающее и творческое воображение. Углубленная работа над текстом, предшествующая свободному диктанту, повышает читательскую культуру.
С помощью правильно подобранных текстов для написания свободных диктантов можно влиять на развитие памяти, внимания, мышления, сосредоточенности и воображения учащихся, тем самым подготавливая их к переходу в обучении к более сложным видам упражнений, влияющих на развитие речи (изложение, изложение с элементами сочинения, сочинение).
Данные методические рекомендации решают следующие задачи:
Определение основных требований к текстам свободных диктантов.
Описание методики обучения и проведения свободных диктантов.
Определение системы оценивания свободных диктантов.
В ходе непрерывного процесса развития речи учащихся с использованием свободных диктантов предполагается достичь выпускниками основной общей школы следующих результатов:
Аудирование.
Выпускник научится:
различным видам аудирования (с полным пониманием аудиотекста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
передавать содержание учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов в форме плана, тезисов, ученического изложения (подробного, выборочного, сжатого);
понимать и формулировать тему, коммуникативную задачу, основную мысль, логику изложения учебно-научного, публицистического, официально-делового, художественного аудиотекстов, распознавать в них основную и дополнительную информацию.
Письмо.
Выпускник научится:
создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);
излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;
соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.
Текст.
Выпускник научится:
анализировать и характеризовать тексты различных типов речи, стилей, жанров с точки зрения смыслового содержания и структуры, а также требований, предъявляемых к тексту как речевому произведению;
осуществлять информационную переработку текста, передавая его содержание в виде плана (простого, сложного), тезисов, схемы, таблицы и т. п.;
создавать и редактировать собственные тексты различных типов речи, стилей, жанров с учётом требований к построению связного текста.
Функциональные разновидности языка.
Выпускник научится:
владеть практическими умениями различать и анализировать тексты разговорного характера, научные, публицистические, официально-деловые, тексты художественной литературы;
2) оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям и языковой правильности;
3) исправлять речевые недостатки, редактировать текст.
5. Синтаксис.
Выпускник научится:
1) опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение) и их виды;
2) анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
3) употреблять синтаксические единицы в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
4) использовать разнообразные синонимические синтаксические конструкции в собственной речевой практике;
5) применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах анализа.
6. Правописание: орфография и пунктуация.
Выпускник научится:
соблюдать орфографические и пунктуационные нормы в процессе письма (в объеме содержания курса);
2) обнаруживать и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
3) извлекать необходимую информацию из орфографических словарей и справочников, использовать ее в процессе письма.
Чтобы учащимся овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, необходимы систематические упражнения, направленные на обогащение словарного запаса учащихся, приобретение навыков правильного и целесообразного употребления в речи разнообразных грамматических форм и конструкций, связное изложение прочитанного, услышанного или увиденного. Одним из таких упражнений и выступает свободный диктант.
Данные методические рекомендации апробируются при проведении уроков русского языка в 5-9 классах МБОУ гимназии №88.
Общие сведения о свободном диктанте.
Свободный диктант – это эффективный вид комплексного упражнения, позволяющего совместить работу, направленную на развитие памяти, закрепление орфографических навыков и на развитие речи, поскольку ученику при написании диктанта приходится одновременно решать три задачи: думать о точной передаче содержания, о грамотном грамматическом оформлении и связности изложения мысли. Коммуникативная направленность – это главное достоинство диктанта. Свободное самостоятельное построение собственного высказывания, пусть даже с сохранением сюжетной линии или особенностей стиля, требует сформированности умения быстро ориентироваться в речевой ситуации и выбирать адекватные средства построения монолога. Подобные упражнения способствуют овладению основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета, приобретению опыта их использования в речевой практике, стремлению к речевому самосовершенствованию. Ни в одном из диктантов с изменением текста учение не конструирует текст заново, кроме как в свободном диктанте. Такая работа требует большой самостоятельности и активности и этим привлекательна для учащихся.
Ценность свободного диктанта отмечали в своих методических работах такие известные методисты, как В.А. Флеров, Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.Т. Григорян, П.Ф. Ивченков, Т.В. Напольнова, Ю.И. Равенский, З.Ф. Ульченко, А.Н. Боброва, А.П. Астафурова, Н.Н. Щепетова, К.Б. Бахарин, З.А. Томкевич, М.В. Ушаков, Е.Н. Петрова, Ю.А. Ганшина и др.
Свободный диктант – это диктант, при котором учитель диктует текст по частям, а ученики не дословно, а свободно воспроизводят прочитанное учителем.
С помощью свободных диктантов можно ввести в речевую практику учащихся определенную лексику и разнообразные синтаксические конструкции. И в этом отношении свободные диктанты более эффективны, чем изложения с грамматическим заданием, так как при воспроизведении по частям авторский текст больше воздействует на речь учащихся. В то же время свободные диктанты являются средством формирования у школьников навыков правописания.
Таким образом, свободные диктанты позволяют решать сложные задачи преподавания русского языка в школе. Несмотря на это, возникает вопрос, почему же свободные диктанты не нашли еще должного применения на практике? – Это в определенной мере объясняется недостаточным количеством пособий и текстов, которыми учитель мог бы воспользоваться для проведения этой работы в школе.
Основной причиной «непопулярности» свободного диктанта на уроках русского языка является то, что его проведение связано для учителя с целым рядом трудностей, включающим большую подготовку, подбор текста, недостаточность времени на уроке. Кроме того, нет убедительного ответа на вопрос о том, насколько свободно может быть изложен учащимися диктуемый текст. Недостаточно разработан вопрос о видах свободного диктанта, не ясна его связь с другими творческими упражнениями. Требует разрешения и вопрос об объеме текстов и диктуемых абзацев. Также важно выявить, как влияет текст диктанта на употребление учащимися определенных слов и конструкций. Опытной проверке подлежит вопрос о возможности использования для свободных диктантов текстов несюжетного характера (типа описаний и рассуждений). Также не совсем ясен вопрос о том, насколько целесообразно практиковать устные пересказы текста, предназначенного для свободного диктанта.
Однако свободный диктант имеет большой перечень положительных фактов, говорящих о необходимости практики использования их в рамках уроков русского языка.
Являясь средством подготовки учащихся к овладению навыками, необходимыми при изложении целого текста, свободный диктант, при систематическом его проведении, помогает преодолеть основной недостаток ученических изложений: неполноту и непоследовательность передачи содержания. В процессе прослушивания школьники вырабатывают умение отбирать основное, отсеивать второстепенное. Умение выделить главное, установить логические связи и передать своими словами содержание прослушанных отрывков (объем которых постепенно увеличивается) – вот тот фундамент, который закладывается свободными диктантами для изложений.
Свободный диктант воспитывает и развивает внимание и память учащихся.
Сравнительно небольшой объем отрывков, на которые расчленяется текст свободного диктанта, их смысловая законченность позволяет учащимся, при условии внимательного прослушивания, успешно воспроизводить содержание своими словами.
Опыт показывает, что учащиеся, овладевшие умением писать свободные диктанты, значительно лучше пишут и обычные, дословные диктанты.
Характер свободного диктанта позволяет отбирать для его проведения тексты, значительно большие по объему, чем для диктанта дословного. Это обстоятельство дает возможность использовать не только законченные отрывки из больших по объему произведений, но и целые, почти без купюр, рассказы.
В тексте для свободного диктанта, как правило, сохраняются все особенности авторской речи, в отличие от текстов для дословного диктанта. Предварительная речевая подготовка позволяет остановить внимание учащихся на семантике новых для них слов и оборотов, помогает обогатить активный словарь учащихся.
Анализ художественно-изобразительных средств языка выбранного для проведения свободного диктанта отрывка или рассказа дает учителю возможность показать учащимся своеобразие и достоинства языка автора. Наиболее «впечатляющие», яркие эпитеты, сравнения, метафоры ученики используют в своих работах. Эти выразительные средства речи остаются в памяти детей и впоследствии используются ими в самостоятельных устных и письменных высказываниях.
Таким образом, свободный диктант с полным правом может быть рекомендован как упражнение, способствующее обогащению активного словаря учащихся.
Этот вид диктанта может, при известных условиях, служить также орфографическим и пунктуационным целям.
Свободные диктанты способствует решению и воспитательных задач.
Для проведения свободных диктантов можно выбрать тексты на самые различные темы (о дружбе, честности, верности слову, уважении к окружающим, дружеской взаимопомощи, любви к родной природе и др.) Осторожно и ненавязчиво акцентируя внимание учащихся на идейном содержании рассказов, на поведении героев учитель заставляет детей задуматься над своим собственным отношением к жизни, к окружающим, подумать и оценить свое собственное поведение.
Все вышесказанное, несомненно, должно повысить интерес учителей русского языка к этому важному и очень интересному виду работы.
Требования к тексту свободного диктанта
Успех работы при проведении свободных диктантов зависит не только от специальной подготовительной работы, но и от самого текста, содержание которого должно отвечать ряду требований.
В связи с тем, что специфика свободного диктанта требует от учащихся записи по памяти целого абзаца, состоящего из ряда предложений, текст для написания должен представлять собой связное целое, легко членящееся по смыслу на части. Это первое требование к тексту.
Но не всякий текст школьники могут пересказать. Следовательно, он должен быть доступен по содержанию.
Наряду с этим тексты должны быть интересны для детей в познавательном отношении.
Для того чтобы текст вызвал у школьников живую работу воображения и, насколько возможно, взволновал, заставил вместе с героями рассказа пережить их радости и печали, целесообразно создать в классе нужное настроение с помощью вступительного слова, выразительного чтения текста и т.п. Этому же будет способствовать сам текст, его художественные достоинства.
Наконец, текст свободного диктанта содержанием должен воспитывать детей.
В связи с текстами свободных диктантов в воспитательных целях может проводиться беседа на морально-эпические темы (о дружбе, честности, уважении к старшим и т.д.), живое обсуждение поведения героев рассказа.
Итак, второе требование: текст должен быть доступным, интересным детям и ценным в воспитательном отношении.
Свободные диктанты как учебное упражнение служат задачам выработки орфографических, пунктуационных и грамматических тем.
Более всего речевым задачам служат образцовые в языковом отношении тексты, которые могут быть взяты учителями из произведений классиков русской литературы (И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, К.Г. Паустовского и т.д.).
Вместе с тем целесообразно использовать яркие по языку тексты из произведений детских писателей, которые часто помещаются в журналах и газетах для школьников.
Как правило, тексты, взятые для свободного диктанта, не адаптируются, так как необходимо учитывать влияние языка текста на речь учащихся; но в некоторых случаях, когда текст оказывается большим по объему, в нем можно делать несущественные пропуски (купюры).
Конечно, составить или подобрать текст свободного диктанта – дело нелегкое, но нельзя забывать, что тексты, подбираемые в соответствии с задачами правописания, должны быть, прежде всего, безупречными в языковом отношении. Это третье требование.
Четвертое требование к тексту следующее: для свободных диктантов необходимо использовать лишь повествовательные прозаические тексты, а также тексты описательного характера в VI-VII классах, тексты-рассуждения в VIII-IX классах.
Объем текста должен быть рассчитан так, чтобы школьники смогли выполнить предложенную работу в течение одного урока. При этом важно помнить, что нужно отвести время на подготовительную работу и чтобы сам диктант писался без спешки.
При проведении свободного диктанта текст читается один раз, затем происходит однократное чтение по абзацам, поэтому текст для свободного диктанта по объему должен быть примерно в полтора раза больше дословного контрольного диктанта (пятое требование), то есть в V классе это 150 слов, в VI – 180 слов, в VII – 210 слов, в VIII-IX – 240 слов.
Но, разумеется, в зависимости от содержания, от дополнительных творческих заданий (например, закончить свободный текст как изложение) объем свободного диктанта, рассчитанного на один урок, может быть изменен.
Виды свободных диктантов. Их связь с изложениями и сочинениями.
Среди свободных диктантов различаются диктанты полусвободные, задача при проведении которых заключается в сохранении в своем изложении определенных слов, словосочетаний и предложений. В данном случае могут одновременно преследоваться цели развития речи и правописания.
Понятно, что ставить различного рода грамматические задачи, ограничивающие свободу изложения, необходимо умело, так, чтобы это задание было посильно, легко выполнимо, так как в противном случае дети будут больше думать о форме, чем о содержании излагаемого.
В некоторых случаях постановка грамматического задания является излишней.
Следовательно, в каждом конкретном случае при постановке полусвободных диктантов необходимо учитывать посильность грамматического задания и его целесообразность.
Свободные, как и другие диктанты, могут быть обучающими (с разбором написаний) и контрольными (без разбора, пишется учащимися самостоятельно).
Обучающие свободные диктанты также могут быть различных видов. Он могут проводиться как предупредительные, если орфографический и пунктуационный разбор, а также предупреждение речевых ошибок проводится перед записью абзаца или перед чтением по абзацам.
Свободный диктант может проводиться и как объяснительный. В этом случае дети вначале пишут текст частично или полностью, а затем производится орфографический или пунктуационный разбор. Может быть и так, что часть текста будет записана учащимися с разбором до ее написания, другая часть – с разбором после ее написания, а третья – совершенно самостоятельно, без всякого разбора. В этом случае будет сочетаться предупредительный, объяснительный и контрольный свободный диктант.
Учитель должен учитывать подготовленность класса и каждый раз творчески подходить к вопросу о формах проведения того или иного диктанта, изменяя по ходу урока, если потребуется, предварительно намеченную подготовительную работу.
Свободные диктанты могут различаться по тому, как будет восприниматься текст: только на слух или на слух и зрительно. В зависимости от этого следует различать слуховые и зрительные свободные диктанты.
Если в классе раньше не проводились свободные диктанты, целесообразно начать с обучающих диктантов. При этом текст может восприниматься учащимися как на слух, так и зрительно.
По мере обучения свободный диктант должен носить все более самостоятельный характер. Его текст усложняется по своему содержанию и языку и вместе с тем увеличивается объем предлагаемых для воспроизведения частей.
Так как свободный диктант близок к изложениям, он может сочетаться со многими из тех заданий, которые предлагаются при проведении последних: заменить 1-е лицо 3-м; озаглавить текст; составить план или озаглавить абзацы и т.д.
Ставя задачу озаглавить текст или его части, мы учим детей находить главное, выделять существенное. Одновременно мы тренируем школьников в умении точно, логично и ярко формулировать основную мысль воспринимаемого на слух текста.
Свободный текст может соединяться с изложением. Такое сочетание свободного диктанта с изложением целесообразно, когда используется большой по объему текст.
Текст свободного диктанта дает возможность в целом ряде случаев ставить перед учащимися задачи творческого характера, например:
- ответить на вопросы по тексту;
- написать заключение;
- написать свое мнение по поводу изложенного;
- сформулировать вывод о том, чему учит данный рассказ;
- охарактеризовать действующих лиц на основе изложенного и т.п.
Также текст свободного диктанта может быть использован в качестве образца для проведения аналогичного по теме или по жанру сочинения.
Кроме того могут быть предложены такого типа задания, как изложить содержание текста диктанта, но:
- от лица другого рассказчика;
- с изменением композиции;
- в другом стиле или в другом жанре (например, в стиле юмористического рассказа, официального сообщения, в форме сценария, инсценировки, описания кадров к фильму и т.д.)
Сюжет, записанный учениками во время диктанта, может быть затем развернут ими в рассказ. Можно предложить ввести диалог, описание места, времени, действия и действующих лиц. Дети могут придумать конец рассказа и развить один из его второстепенных моментов в самостоятельный рассказ.
Таким образом, формы связи свободных диктантов с изложениями и сочинениями разнообразны. Их использование в работе учителя необходимо и целесообразно, так как повысит эффективность свободных диктантов и всей работе по развитию речи на уроках русского языка.
«Свобода» свободного диктанта.
Существует несколько точек зрения на вопросы о том, насколько свободно должны излагать учащиеся текст свободного диктанта и допустим ли дословный пересказ.
Проанализировав мнения ученых-лингвистов, приходим к выводу, что на первых порах обучения свободному диктанту можно допустить дословное воспроизведение диктуемого, но затем следует требовать все более свободной, осмысленной передачи излагаемого. Ученик должен стремиться к изложению прочитанной части своими словами, сохраняя, где это возможно, образно-выразительные языковые средства авторского текста. В процессе анализа написанных учащимися диктантов следует особенно выделять наиболее удачные средства выражения мысли, найденные детьми.
Роль устных пересказов. Требования к проведению свободных диктантов.
Устные пересказы при проведении свободных диктантов.
Устный пересказ при проведении свободных диктантов следует рекомендовать для самых начальных этапов, когда учащиеся знакомятся с новым для них видом диктанта. Если учителю предстоит проводить свободный диктант в классах, слабых по своей речевой подготовке, где очень важно развивать внимание и память детей, устный пересказ частей (с последующим их чтением) также будет необходимым. Как только учащиеся более или менее овладеют навыками изложения, устный пересказ частей текста (как с повторным их чтением, так и без него) должен все меньше занимать место в процессе подготовительной работы к свободному диктанту.
Требования к проведению свободных диктантов.
В процессе работы над обучающим свободным диктантом в классе выделяют следующие этапы:
1) выбор текста и его подготовка к диктовке;
2) речевая, орфографическая и пунктуационная подготовка;
3) вступительное слово учителя;
4) чтение текста;
5) смысловой анализ текста;
6) дополнительная творческая работа учащихся;
7) заключительное слово учителя.
3), 6), 7) этапы иногда могут опускаться, если в них нет необходимости.
Рассмотрим каждый из этапов в отдельности.
Итак, работа начинается с выбора текста, который должен соответствовать требованиям указанным ранее.
Для определения соответствия выбранного текста учитель должен детально изучить его, выделить в нем незнакомые слова и выражения, подготовиться к их объяснению, выразительно прочитать текст вслух.
Собственно в подготовительной работе можно отметить 2 основных момента: 1) анализ содержания текста и языка текста; 2) предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок.
В зависимости от того, когда проводится орфографическая и пунктуационная подготовка, можно выделить 2 основных варианта построения свободных диктантов. При первом - орфографическая и пунктуационная подготовка проводится за 2-3 дня до урока свободного диктанта. В этом случае на самом уроке основное внимание обращается на смысловой и речевой анализ текста. О затрудняющих их написаниях учащиеся справляются по словарю или спрашивают у учителя.
При втором – орфографические, пунктуационные и частично речевые упражнения проводятся на самом уроке написания диктанта. При проведении контрольных свободных диктантов предварительная подготовка, как уже указывалось выше, отсутствует.
Характер, объем и последовательность проведения подготовительной работы зависят от следующих условий:
степени овладения учащимися навыками изложения;
подготовленности учащихся к данному виду работы;
орфографической и пунктуационной подготовки школьников.
Орфографическую и пунктуационную подготовку можно проводить: 1) на самом уроке написания диктанта, 2) накануне (за 2-3 дня до него), 3) частично до урока и на самом уроке.
Данный вид подготовки состоит из повторения соответствующих правил и выполнения упражнений. При этом учащиеся могут повторить указанные учителем правила дома. В классе же главным образом проводится практическое повторение.
Учитель должен составить такие упражнения, которые бы соответствовали написаниям, имеющимся в тексте.
Осознанию прочитанного способствует вступительное слово, которое поможет школьнику представить эпоху, в которую происходило событие, понять содержание текста, пробудить желание узнать его.
Чтение текста должно быть выразительным, возбуждающим интерес учащихся к содержанию рассказа, вызывающим у них определенный эмоциональный настрой. Иногда необходимо подчеркивать голосом те или иные слова, словосочетания и предложения, которые желательно ввести в речевую практику школьников, но в такой степени и так, чтобы это не только не осложнило, а, наоборот, облегчило бы восприятие текста.
После чтения учителем текста важно провести смысловой анализ, школьников необходимо учить этому, чтобы они смогли выделять главное, основное, связывать смысловые конструкции в единое целое.
Работа над текстом только тогда принесет свои плоды, когда смысловой анализ будет сочетаться с языковым. С этой целью в процессе смыслового анализа рассматриваются средства, с помощью которых автору удается подчеркнуть основную мысль, ярко описать тот или иной факт и т.п.
Чтобы помочь детям в осмыслении текста, необходимо ставить такие вопросы, которые помогли бы учащимся понять обусловленность основных действий. Начинается анализ текста с вопроса: что неясно в прочитанном? Далее выясняется идея. Можно задать и такие вопросы: какова главная мысль? как автор относится к своему герою? за что автор любит (не любит) его? какой вывод можно сделать из текста? чему учит рассказ? почему он назван так? В любом тексте полезен вопрос: почему автор именно на это обратил внимание?
Большое значение имеет выяснение того, какое впечатление произвел тот или иной рассказ (особенно с эмоциональным содержанием) на детей. Следовательно, учитель может задать такие вопросы: какое чувство вызывает у вас этот рассказ? какое настроение он создает? и др.
Иногда вопросы по содержанию и языку текста целесообразно ставить к отдельным абзацам, при этом они могут ставиться учителем как до чтения текста, так и после него.
В качестве дополнительной творческой работы, осложняющей написание свободного диктанта, но оказывающей значительный эффект на развитие речи, можно предложить следующие задания: озаглавить текст, составить его план, подчеркнуть те или иные части речи, указать их грамматические или лексико-грамматические категории, продолжить рассказ и т.д.
Как уже было отмечено выше, дополнительную творческую работу можно и не проводить в ходе написания свободного диктанта, особенно на первых порах, когда дети только начинают учиться писать данный вид текста.
Заключительное слово также необязательный этап при проведении свободного диктанта, но, тем не менее, оно призвано подводить итог выполненной работы, обратить внимание на выводы, исходящие из нее.
Оценка свободных диктантов и работа над ошибками.
Первые уроки, на которых проводятся свободные диктанты, имеют свои особенности. Их цель – познакомить учащихся с новым для них видом работы: научить школьников выделять главное и своими словами (свободно) излагать услышанное.
Если в начальных классах данный вид работы не проводился, то целесообразно провести первый опыт свободных диктантов в начале V класса при повторении изученного в предыдущих классах. Для этого необходимо подобрать связный текст примерно такой же степени трудности, какие обычно предлагаются учащимся в начале учебного года для проверки их знаний. Необходимо учитывать, что данный текст должен быть доступным по содержанию и не должен заключать в себе особенно трудных случаев написания в орфографическом отношении.
При написании свободного диктанта на первых этапах не следует усложнять работу какими-либо заданиями.
Существуют 2 варианта урока обучения свободным диктантам, и выбор одного из них будет зависеть от особенностей классного коллектива, где намечено проведение данной работы.
В классах с достаточно хорошей орфографической, пунктуационной и речевой подготовкой целесообразно проводить первый вариант урока обучения свободным диктантам, который заключается в следующем:
Выбор текста лучше остановить на повествовательных рассказах с небольшим количеством слов (около 130), состоящих из примерно равных по размеру абзацев с небольшим количеством предложений в каждом. Предложения должны включать примерно 5-10 слов.
Особой подготовительной работы проводить не нужно, но целесообразно предупредить школьников о том, что на следующий день им предстоит написать новый для них вид диктанта – свободный диктант.
В качестве примера такого текста мы предлагаем текст «Олененок». (Приложение: текст № 1).
Данный текст состоит из четырех абзацев по 1-6 предложений. Встречающиеся в тексте орфограммы особых трудностей для пятиклассников не составляют.
На следующем этапе, непосредственно на уроке, план которого заключается в следующем: 1) объяснение учителем специфики данного вида работы и чтение текста – 5 минут; 2) чтение текста по частям (абзацам) и запись их учащимися – 30 минут; 3) проверка учащимися своих работ – 3-4 минуты, учитель рассказывает об особенностях свободного диктанта, об отличии его от других диктантов (контрольного и объяснительного); разъясняет, с какой целью проводятся эти диктанты, какое значение в жизни имеет умение свободно излагать услышанное. Внимание учащихся обращается на то, что надо запомнить главную мысль каждого абзаца, его содержание, а не слова. Учащиеся предупреждаются, что будет поощряться свободная передача содержания текста.
Далее учитель полностью читает текст.
В тексте, предложенном в качестве примера, все слова и выражения понятны по смыслу (необходимо лишь выписать предварительно на доску собственный имена – Емеля, Гришутка).
После этого текст читается по абзацам, при этом каждый из них учитель читает один раз, но 1-ый абзац все же лучше повторить дважды, так как не все учащиеся успевают настроиться на продуктивное аудирование. На написание каждого абзаца в среднем требуется 7 минут.
В конце урока рекомендовано отвести время на проверку текста. При проверке работы учащимися разрешается пользоваться заранее розданными орфографическими словарями.
Если в тексте много слов на неизученные правила, их необходимо заранее фиксировать на доске для предупреждения ошибочных написаний. При этом лучше их группировать в соответствии с абзацами, к которым они относятся, по следующей схеме, предложенной Т.А.Ладыженской и другими методистами в книге «Свободные диктанты»:
Номера абзацев
1 2 3
Слова
… … …
… … …
… … …
Согласно второму варианту урока обучения свободным диктантам:
Учитель в начале урока знакомит учащихся с данным видом работы по вышеуказанному образцу. При этом ученикам при записи абзацев разрешается спрашивать о трудных написаниях. Затем проводится небольшая беседа, которая должна вызвать интерес к содержанию текста диктанта.
Так, например, в связи с текстом «Партизанский обоз» (Приложение: текст №2) учитель говорит о том, какие с виду простые, но по значению героические поступки совершали во время Великой Отечественной войны партизаны, в отряды которых иногда входили и дети. Об одном таком эпизоде из жизни партизан и рассказывается в тексте диктанта.
Чтение текста должно быть четким и выразительным.
После чтения проводится работа по анализу содержания каждого абзаца и предупреждению ошибочных написаний.
Ставятся вопросы:
Какие слова вам не понятны? (артиллерия – род войск с огнестрельным оружием; вереница подвод – ряд конных повозок, следующих друг за другом, продовольствие – продукты питания).
Как вы думаете, почему партизанам удалось, минув врага, выйти к своим?
На следующем этапе учитель выдвигает основную задачу – научить детей запоминать и свободно воспроизводить текст.
Демонстрируется слайд с первым абзацем текста: Фронт партизаны переходили ночью под прикрытием артиллерии. Командир дивизии, которая стояла на этом глухом участке, знал о подходе обоза. В назначенный срок он выслал навстречу партизанам разведчиков. Они и повели обоз глухими тропами через линию фронта.
Учитель предлагает каждому про себя прочитать этот отрывок, а затем ответить на вопросы: С помощью каких слов и выражений передаются основные факты, которые следует запомнить, чтобы правильно изложить содержание текста? (Эти слова и выражения называются коллективно и показываются подчеркнутыми в абзаце на следующем слайде: Фронт партизаны переходили ночью под прикрытием артиллерии. Командир дивизии, которая стояла на этом глухом участке, знал о подходе обоза. В назначенный срок он выслал навстречу партизанам разведчиков. Они и повели обоз глухими тропами через линию фронта.)
Почему нельзя не сказать об определенных фактах? (Учащиеся объясняют, например, что при изложении данного абзаца нельзя не упомянуть о том, что партизаны переходили фронт, так как останется неясным, почему они шли под прикрытием артиллерии и с помощью разведчиков и т.д.)
После этого показывается слайд, на котором записаны только подчеркнутые ранее слова. Дети убеждаются, что по этим словам и словосочетанием можно без труда воспроизвести содержание части.
Полезно, чтобы дети ответили далее на такой вопрос:
Какой же вывод можно сделать из этого анализа? (Надо запоминать не все подряд, а основное, надо правильно передавать содержание услышанного).
Один из учащихся устно пересказывает первый абзац. Затем читается второй абзац. Учащиеся слушают, выделяют самое главное, основное, что необходимо для передачи содержания отрывка, после чего дети пересказывают его. Такая же работа проходит и по третьему абзацу. Каждый пересказ обсуждается. Дети говорят, правильно ли передано содержание и как оно передано, дословно или своими словами.
Последний абзац предназначен для письменной работы. Перед его чтением учитель предупреждает, что на запись этого отрывка дает 7 минут. Это делается с целью установления нужного темпа письма, сосредоточения внимания рассеянных учащихся и «подстегивания» медлительных, а также с целью обращения внимания детей не на запоминание отдельных слов и предложений, а на осознание ими содержания прочитанного отрывка.
После подготовки к написанию листок тетради делится пополам, ученик пишет
Моя запись: Нужно писать так:
Учитель читает последний абзац, учащиеся слушают и делают запись на левой стороне тетради.
После окончания работы учитель просит вначале среднего, затем слабого и, наконец, сильного ученика прочитать свою запись. В каждом конкретном случае отмечаются положительные и отрицательные стороны изложенного. Лучшую из ученических работ дети записывают под диктовку учителя (или автора) на правой стороне тетради. После этого каждый ученик проводит сравнение самостоятельно записанного текста с продиктованным, то есть лучшим вариантом свободного воспроизведения текста. Неудачные места в своей работе ученики подчеркивают волнистой чертой.
Затем демонстрируется слайд с последним абзацем текста. Учащиеся сравнивают данный текст и с тем, что им удалось воспроизвести, и с записью на правой стороне.
Сравнение лучше провести по следующему плану:
Нет ли фактических ошибок, искажений, отступлений от авторского текста?
Какие слова, которых нет в тексте автора, употребил ученик?
Сколько всего слов и предложений в авторском тексте и сколько слов и предложений в ученических работах?
Учитель сообщает, что при письменном воспроизведении абзацев слов может быть и больше, чем у автора, и меньше. Это специфика свободной диктовки. Главное, чтобы не было фактических ошибок и искажений.
Учитель поощряет учащихся, сумевших найти удачные словесные формы для воспроизведения авторской мысли, оценками.
Оценка свободных диктантов и работа над ошибками.
При оценке свободного диктанта во внимание принимается:
а) есть ли в нём фактические ошибки, ведущие к содержанию авторского текста (под фактическими ошибками подразумеваются: неточная или ошибочная передача фактов, пропуски существенных деталей, которые тоже ведут к искажению смысла);
б) есть ли недочёты в употреблении слов и выражений;
в) есть ли грамматические погрешности, выражающиеся в нарушении правил изменения слов и словосочетания слов в предложении;
г) есть ли орфографические или пунктуационные ошибки (на уже изученные правила);
д) насколько близко к авторскому тексту передано содержание.
При оценке свободных диктантов, как и при других видах письменных работ, целесообразно исходить из количества ошибок, допущенных детьми.
Т.А.Ладыженская и другие методисты предлагают следующие нормы оценок за свободный диктант:
Оценки Ошибки, допущенные учащимися во всем тексте
Фактические Речевые Орфографические и пунктуационные
5 Не более одной 1 0/1
4 1-2 несущественные 1-2 2/2; 2/3
3 3-4 3-4 3/4; 4/4; 3/5
2 5 и более 5 и более 4 и более/5 и более
Вместе с тем оценка выполненной работы не будет объективной, если не учитывать в какой мере удалось ученику воспроизвести особенности авторского стиля; есть ли в диктанте свои (не авторские) удачные слова и обороты, усиливающие тот или иной художественный образ.
Необходимо также учитывать объем текста для свободного диктанта. Так, если он будет меньше указанной выше нормы, то соответственно повышаются требования при его оценке (и наоборот).
При оценке обучающих свободных диктантов следует предъявлять более строгие требования. Учитель должен принимать во внимание, насколько работа над данным текстом подготовлена, какое место в системе других работ занимает данный диктант, были ли еще различные работы на эту тему, близкие по содержанию, насколько учащиеся в период проведения свободного диктанта сумели овладеть навыками изложения. Следовательно, оценки обучающих свободных диктантов в значительной степени определяются самим учителем с учетом всего изложенного выше.
Завершается диктант специально подготовленным и тщательно продуманным итоговым уроком всестороннего обсуждения ученических текстов и работы над ошибками. Анализ проводится в такой последовательности: от содержания и лексико-фразеологического состава текстов до грамматического их оформления, орфографической и пунктуационной грамотности.
БИБЛИОГРАФИЯ
Астафурова А.П. Творческие работы по русскому языку в V-VIII классах. – М.: УЧПЕДГИЗ, 1962.
Баринова Е.А. и др. Методика русского языка. Учеб. пособие для студентов фак. рус. яз. и литературы пед. ин-тов. – М: Просвещение, 1974.
Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка. Учебное пособие. М., Просвещение, 1990.
Кустарева В.А., Назарова Л.К., Рождественский, Яковлева В.И. Методика русского языка для школьных педагогических училищ. М., Просвещение, 1969.
Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Свободные диктанты. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1967.
Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М.: УЧПЕДГИЗ, - 1963.
Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителя./ Н.Е. Богуславская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980.
Москвина Р.А. Свободный диктант с грамматическими заданиями//РЯШ, 1980, №1.
Текучев А.В. Методика русского языка в средней школе. - М.: Просвещение, 1980.
Ульченко З.Ф. Диктанты с изменением текста: пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
Приложение
Текст № 1.
Оленёнок.
Среди гор в лесной глуши жил старый охотник Емеля с внуком Гришуткой. Отец Гришутки умер три года назад. Мать заели волки, когда она зимой возвращалась поздно вечером с Гришуткой из соседней деревни. Мать закрыла своим телом Гришутку и спасла ему жизнь. Мальчик лежал больной, простудился.
Однажды дед собрался на охоту. Гришутка попросил его принести жёлтенького оленёнка. День был жаркий. Но вот знакомый треск. На опушке стоял олень. Емеля стал целиться, но олениха металась из стороны в сторону.
Вдруг Емеля увидел в кустах жёлтенького оленёнка на тонких ножках. Охотник снова прицелился. Но тут вспомнил Гришуткину мать, опустил ружьё и свистнул. Оленёнок скрылся в кустах.
Весело смеялся Гришутка, когда дед рассказывал о том, как убежал оленёнок.
Текст № 2.
Партизанский обоз.
Фронт партизаны переходили ночью под прикрытием артиллерии. Командир дивизии, которая стояла на этом глухом участке, знал о подходе обоза. В назначенный срок он выслал навстречу партизанам разведчиков. Они и повели обоз глухими тропами через линию фронта.
При переходе фронта серьезного боя не было. Вражеский заслон сняли легко. Но подкрепление к гитлеровцам могло подоспеть в любую минуту. Поэтому в полночь заговорили наши пушки. Они били по немецким позициям, оставляя только узкую полосу. Там должна была проходить партизанская вереница подвод с продовольствием для военного госпиталя. Разведчики торопили.
После Ленька вспоминал, как он торопливо шагал в потемках под вспышками выстрелов. Сани были тяжелыми, но он стремился как можно быстрее пройти линию фронта.
Через несколько дней во всех газетах писали о всенародном подвиге сильных духом людей, о партизанском обозе. Но никто из сопровождавших обоз не знал этого. Центральные газеты еще не дошли до переднего края.


Приложенные файлы


Добавить комментарий