«Литературно-художественный анализ произведения, сказки. На примере русской народной сказки «Петушок и жерновцы».»


Литературно-художественный анализ на примере произведения( сказки).
План
Название произведения, жанр ( вид для сказки) ( автор для авторских произведений).
Тема( о ком,чём- по основным событиям).
Идея( ради чего, с какой целью).
Характеристика гл. героев( цитаты из текста).
Художественное своеобразие произведения.
(особенности композиции, приёмы и способы изображения, характеристика языка- примеры из текста).
Выводы- значение в работе с детьми.
Литературно-художественный анализ на примере сказки « Петушок и жерновцы».
1.Русская народная сказка «Петушок и жерновцы» о животных и людях.
2.Сказка о том, как мужик нашёл чудесные жерновцы и петушка. Как жадный боярин украл эти жерновцы, а петушок помог вернуть их.
3.Идея сказки - осудить жадность, зависть, воровство. Показать как важны дружба и взаимовыручка.
4.Старик и старуха – бедные, работящие люди. Радушные хозяева «Ехал мимо какой-то боярин и заехал к старику со старухой в хату.
- Нет ли, - спрашивает, - чего-нибудь поесть?
Старуха говорит:
- Чего тебе дать, родимый,- разве блинков?
Взяла жерновцы и намолола: нападали блинки да пирожки».
Боярин – завистливый, жадный, вороватый. « Позавидовал боярин чужому добру и украл у них жерновцы». Хоть и богат, а у бедняков последнее отбирает.
Петушок – отважный. «- Постой,- говорит кочеток – золотой гребешок, - я полечу и догоню».
Обладает смекалкой: «Как услыхал боярин, сейчас приказывает своему слуге:
- Эй, малый! Возьми брось его в воду.
Поймали кочетка, бросили в колодец.
Он и стал приговаривать:
- носик, носик пей воду! Ротик, ротик, пей воду…- и вытянул весь колодец…
…Боярин велел бросить петушка в горячую печь. Поймали кочетка, бросили в горячую печь- прямо в огонь. Он и стал приговаривать.
- Носик, носик, лей воду! Ротик, ротик, лей воду…
И залил весь жар в печи…
5.Традиционное начало сказки: «Жили- были…»; концовка - обобщающая фраза: «…кочеток - золотой гребешок подхватил жерновцы и улетел к старику и старухе».
Главный герой петушок (животное) действует по образу и подобию человека (антропоморфизм), например: Вспорхнул, влетел в боярские палаты и опять кричит:
- Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые!
Кумулятивность: трижды просит петушок: «Кукареку! Боярин, боярин! Отдай наши жерновцы, золотые, голубые !».
Диалог, раскрывающий характеристику героев и мотив их поступков:
Боярин «- Эй малый! Возьми брось его в воду…».
Петушок «- Постойте, не горюйте, - говорит петушок-золотой гребешок,- я полечу, догоню!».
Старуха « Чего тебе, родимый, дать – разве блинков?».
Антитеза – жадность и зависть противопоставляются доброте и отваге.
Эмоциональный язык: «…стали горевать», «…Отдай наши жерновцы, золотые, голубые…».
6. Значение. Сказка имеет воспитательное значение. Помогает воспитывать в детях отвагу и взаимовыручку, уважение к пожилым людям, смекалку. Учит тому, что чужое брать не хорошо.
Вызывает у детей чувство сострадания к одним героям сказки и неприятие отрицательных качеств других.
Литературно-художественный анализ сказки «Хрустальная гора».
1. «Хрустальная гора»- русская народная сказка- волшебного типа.
2.Сказка о том, как Иван-царевич отправляется на охоту, помогая по пути разрешить спор зверей, за что ему дарят возможность превращения в сокола и в муравья. Освобождает королевство от заточения в хрустальной горе и от трёх Змеев с тремя, шестью и двенадцатью головами. Спасает царевну и женится на ней.
3.Идея сказки в том, что за любовь надо бороться. Что враг, посягнувший на родную землю, будет повержен. Что в спорах надо быть справедливым и рассудительным, а в борьбе с врагами проявлять отвагу и смекалку.
4.Главный герой Иван-царевич рассудительный и справедливый: «Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел к нему на плечо и говорит:
- Иван-царевич, раздели нам эту лошадь; лежит она здесь тридцать три года, а мы всё спорим, а мы как поделить- не придумаем.
Царевич слез со своего доброго коня и разделил падаль: зверям- кости, птицам- мясо, кожа- гадам, а голова муравьям.»
Обладает чувством стыда и совестью, потеряв царевну: «Как к царю на глаза показаться?»
Трудолюбие тоже ему не чуждо: « Нарядился он таким древним старичком, что и признать нельзя; пришёл во дворец и говорит царю:
- Ваше величество! Найми меня стадо пасти…
…Иван-царевич погнал стадо по горам, по долам…»
Наделён волшебной силой: «…а царевич обратился ясным соколом…», «…Поздним вечером оборотился Иван- царевич в муравья и сквозь трещинку заполз в хрустальную гору…».
Змей и о трёх, и о шести, и о двенадцати головах злые и жадные, недооценивающие своего противника: « - Эх, Иван – царевич, за какое ты дело взялся? Где бы сражаться доброму молодцу, а он стадо пасёт! Ну-ка, - говорит, - отгони мне трёх коров…Осерчал змей и вместо трёх захватил шесть коров…».
5.Сказка начинается традиционным зачином: « В некотором царстве, в некотором государстве…». Сокол наделяет героя волшебной силой, то есть сам обладает волшебством. Используется антропоморфизм: « Поднялся сокол, прилетел к царевичу, сел ему на плечо и говорит…», «- Спасибо, Иван-царевич!- сказал сокол.- За эту услугу можешь ты обращаться ясным соколом и муравьём всякий раз, как захочешь.»
В сказке используется закон троекратного повторения, с каждым разом задача усложняется. Трижды герой сражается со змеем, но в первый раз змей с тремя головами. Во второй раз змей с шестью головами. А в третий, решающий бой, змей с двенадцатью головами.
Описание: «… взвился и полетел в тридевятое государство; а того государства больше, чем наполовину, втянуло в хрустальную гору.»
Постоянные эпитеты украшающие язык сказки: «Добрый конь», « Добрый молодец».
Сказка заканчивается традиционной концовкой: «… на той свадьбе и я был, мёд- пиво пил, по усам текло, а в рот не попало».
6.Сказка учит отличать добро от зла. Что нужно в любых ситуациях противостоять злодеям. Проявлять отвагу и мужество. За свою любовь и землю надо бороться. Воспитывает в детях нравственные и патриотические чувства.
Список литературы:
«Народные  русские  сказки»  из  сборника  А.  Н.  Афанасьева,  Москва
издательство "Правда", 1982 г.
Петух и жерновки // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 2. — 1985. — С. 30—31.      
"Русские народные сказки", Москва, "Художественная   литература", 1965 г.

Приложенные файлы


Добавить комментарий