«Конспект урока по литературе на тему «М. Булгаков. Собачье сердце» (9 класс)»


Тема урока: М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести. Сатира на общество шариковых и швондеров.
Цели: 1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Булгакова, провести обзор повести М. Булгакова «Собачье сердце».
2. Развивать умение анализировать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию статьи учебника.
3. Воспитывать интерес к чтению.
Оборудование: учебники, портрет М. Булгакова, сборник рассказов М. Булгакова, повесть «Собачье сердце».
Ход урока:
1.Проверка д/з : ответы на 4-5 вопросы учебника с. 48 по рассказу «Темные аллеи»
И. А. Бунина.
2.Изучение новой темы.
1) Слово учителя о М. Булгакове и его повести «Собачье сердце», краткая запись основных вех биографии писателя.
(15.05.1891 - 10.02.1940).
Биография.
Родился в семье профессора Киевской духовной академии. Детство и юность Булгакова прошли в Киеве. В творчество писателя Киев войдет как Город (роман "Белая гвардия") и станет не просто местом действия, но воплощением сокровенного чувства семьи, родины (очерк "Киев-город", 1923). В 1909 г. Булгаков поступает на медицинский факультет Киевского университета. По его окончании в 1916 г. он получает звание "лекаря с отличием". Киевские годы заложили основы мировосприятия Булгакова. Здесь зародилась его мечта о писательстве. Ко времени первой мировой войны Булгаков уже сформировался как личность. После окончания университета, летом 1916 г., он работал в госпиталях Красного Креста на Юго-Западном фронте. Тогда же был призван на военную службу и переведен в Смоленскую губернию, где стал врачом сначала сельской больницы, затем с сентября 1917 г.— Вяземской городской больницы. Эти годы послужили материалом для восьми рассказов писателя, составивших цикл "Записки юного врача" (1925—1927). Работу над ними он начал там же, в Смоленской губернии, регулярно записывая свои впечатления от встреч с больными. События 1917 г. прошли почти незаметно для земского лекаря Булгакова. Его поездка в Москву осенью того же года была вызвана не интересом к событиям революции, что пытались из лучших побуждений приписать ему некоторые биографы, а желанием освободиться от военной службы и от личного недуга, довольно точно воспроизведенного в одном из рассказов упомянутого цикла —"Морфий". Вплотную с событиями революции и гражданской войны Булгаков столкнулся в своем родном Киеве, куда возвратился в марте 1918 г. В условиях постоянной смены властей в столице Украины 1918— 1919 гг. остаться в стороне от политических событий было невозможно. Сам Булгаков в одной из анкет напишет об этом так: "В 1919 г., проживая в г. Киеве, последовательно призывался на службу в качестве врача всеми властями, занимавшими город". О ключевом значении для его творчества этих полутора лет пребывания в Киеве свидетельствуют роман "Белая гвардия", пьеса "Дни Турбиных", рассказ "Необыкновенные приключения доктора" (1922). После взятия Киева генералом Деникиным (август 1919 г.) Булгаков был мобилизован в белую армию и отправлен на Северный Кавказ военврачом. Здесь появилась первая его публикация — газетная статья под заглавием "Грядущие перспективы" (1919). Написана она с позиции неприятия "великой социальной революции" (иронические кавычки Булгакова), ввергнувшей народ в пучину бедствий, и предвещала неизбежную в будущем расплату за нее. Булгаков не принимал революцию потому что крушение монархии во многом означало для него крушение самой России, родины — как истока всего светлого и дорогого в его жизни. В годы социального разлома он сделал свой главный и окончательный выбор — расстался с профессией врача и целиком посвятил себя литературному труду. В 1920—1921 гг., работая во Владикавказском подотделе искусств, которым руководил писатель Ю. Л. Слезкин, Булгаков сочинил пять пьес; три из них были поставлены на сцене местного театра. Эти ранние драматургические опыты, сделанные, по признанию автора, наспех, "с голодухи", были впоследствии им уничтожены. Тексты их не сохранились, за исключением одной — "Сыновья муллы". Здесь же Булгаков пережил и свое первое столкновение с "левыми" критиками пролеткультовского толка, нападавшими на молодого автора за его приверженность культурной традиции, связанной с именами Пушкина, Чехова. Об этих и многих других эпизодах своей жизни владикавказского периода писатель расскажет в повести "Записки на манжетах" (1922—1923).
В самом конце гражданской войны, находясь еще на Кавказе, Булгаков готов был покинуть родину и уехать за границу. Но вместо этого осенью 1921 г. он появился в Москве и с тех пор остался в ней навсегда. Возможно, этот шаг он сделал не без влияния О. Э. Мандельштама, с которым встречался в последние дни своего пребывания на Кавказе. Начальные годы в Москве были очень трудными для Булгакова не только в бытовом, но и в творческом отношении. Чтобы выжить, он брался за любую работу: от секретаря ЛИТО Главполитпросвета, куда устроился при содействии Н. К. Крупской, до конферансье в маленьком театре на окраине. Со временем он стал хроникером и фельетонистом ряда известных московских газет: "Гудка" (здесь Булгаков делал знаменитую "четвертую полосу" вместе с В. Катаевым, И. Ильфом и Е. Петровым, И. Бабелем, Ю. Олешей), "Рупора", "Рабочего", "Голоса работника просвещения", "Накануне", издававшейся в Берлине. В литературном приложении к последней, кроме упомянутых "Записок на манжетах", были опубликованы его рассказы "Похождения Чичикова", "Красная корона", "Чаша жизни" (все— 1922). Среди множества ранних произведений, написанных Булгаковым в "журналистский период", выделяется своим художественным мастерством рассказ "Ханский огонь" (1924). В его творчестве той поры менее всего ощутимо влияние различных течений современной литературы от А. Белого до Б. Пильняка, воздействие которых испытали на себе многие молодые писатели, начинавшие вместе с Булгаковым. Ему были чужды были и популярные тогда концепции "левого" искусства, формальные творческие эксперименты (отсюда — сатирические колкости в его произведениях по адресу В. Шкловского, Вс. Мейерхольда, В. Маяковского).
Любимыми его авторами еще с юных лет были Гоголь и Салтыков-Щедрин. Гоголевские мотивы непосредственно вошли в творчество писателя, начиная с раннего сатирического рассказа "Похождения Чичикова" и кончая инсценировкой "Мертвых душ" (1930) и киносценарием "Ревизор" (1934). Что касается Щедрина, то Булгаков неоднократно и прямо называл его своим учителем. Основная тема фельетонов, рассказов, повестей Булгакова 1920-х гг., говоря его же словами,—"бесчисленные уродства нашего быта". Главной мишенью сатирика явились многообразные искажения человеческой натуры под влиянием совершившейся общественной ломки ("Дьяволиада" (1924), "Роковые яйца" (1925)). В том же направлении движется авторская мысль и в сатирической повести "Собачье сердце" (1925 г.; первая публикация в 1987 г.). Все эти своеобразные "сигналы-предупреждения" писателя служили для одних его современников поводом к восхищению (М. Горький назвал "Роковые яйца" "остроумной вещью", для других — к категорическому отказу в публикации (Л. Б. Каменев о "Собачьем сердце": "это острый памфлет на современность, печатать ни в коем случае нельзя"). В названных повестях отчетливо обнаружилось своеобразие литературной манеры Булгакова-сатирика. Рубежом, отделяющим раннего Булгакова от зрелого, явился роман "Белая гвардия", две части которого были опубликованы И. Г. Лежневым в журнале "Россия" (1925, полностью роман вышел в Советском Союзе в 1966 г.). Этот роман был самой любимой вещью писателя. Позднее на основе романа и в содружестве с МХАТом Булгаков написал пьесу "Дни Турбиных" (1926), которая до известной степени является самостоятельным произведением. У нее своя примечательная судьба, предопределенная знаменитой мхатовской постановкой (премьера состоялась в 1926 г.). Именно она принесла Булгакову широкую известность. "Дни Турбиных" пользовались небывалым успехом у зрителя, но отнюдь не у критики, которая развернула разгромную кампанию против "апологетичного" по отношению к белому движению спектакля, а следовательно, и против "антисоветски" настроенного автора пьесы.
Массированные атаки критики привели в 1929 г. к изъятию спектакля из мхатовского репертуара (в 1932 г. он был возобновлен). И все же абсолютный сценический успех, а также многократные посещения "Дней Турбиных" И. Сталиным, проявившим странный и непонятный для театральных чиновников интерес к "контрреволюционному" спектаклю, помогли ему выжить и пройти на мхатовской сцене (с перерывом в несколько лет) почти тысячу раз при неизменном аншлаге.
В мае 1926 г., во время обыска московской квартиры Булгакова у него изъяли рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В дальнейшем его произведения методично, год за годом вытеснялись из литературной периодики и со сцены театров. "Турбины" были единственной пьесой Булгакова со столь удачной, хотя и не простой сценической историей. Другие его пьесы, если даже и пробивались на короткий срок на сцену (сатирическая комедия "Зойкина квартира" поставлена в 1926 г. театром им. Евг. Вахтангова; сценический памфлет "Багровый остров" поставлен в 1928 г. московским Камерным театром; драма "Кабала святош (Мольер)" поставлена МХАТом в 1936 г.), впоследствии запрещались. Не были доведены до премьеры, сатирическая комедия "Бег" (1927)—последнее прикосновение писателя к теме белого движения и эмиграции; "оборонная" пьеса "Адам и Ева" (1931); фантастическая комедия "Блаженство" (1934) и отпочковавшаяся от нее гротескная пьеса "Иван Васильевич" (1935); историко-биографическая пьеса "Батум" (1939). Драма "Александр Пушкин (Последние дни)" (1939) появилась на сцене МХАТа лишь через три года после смерти автора. Аналогичная участь ожидала и театральные инсценировки Булгакова ("Полоумный Журден", 1932, "Война и мир", 1932, "Дон Кихот", 1938), за исключением "Мертвых душ", поставленных МХАТом в 1932 г. и надолго сохранившихся в его репертуаре. Ни одна из пьес и инсценировок Булгакова, включая и знаменитые "Дни Турбиных", не была опубликована при его жизни. Вследствие этого его пьесы 1920—30-х гг. (те, что шли на сцене), будучи несомненным театральным явлением, не были в то же время явлением литературы. Лишь в 1962 г. издательство "Искусство" выпустило сборник пьес Булгакова. На рубеже 1920—30-х гг. пьесы Булгакова были сняты с репертуара, травля в печати не ослабевала, возможность публиковаться отсутствовала. В этой ситуации писатель вынужден был обратиться к власти ("Письмо правительству", 1930), прося либо предоставить ему работу и, следовательно, средства к существованию, либо отпустить за границу. За упомянутым письмом правительству последовал телефонный звонок Сталина Булгакову (1930 г.), который несколько ослабил трагизм переживаний писателя. Он получил работу в качестве режиссера МХАТа и тем самым решил проблему физического выживания. В 1930-е гг. едва ли не главной в творчестве писателя становится тема взаимоотношений художника и власти, реализованная им на материале разных исторических эпох: мольеровской (пьеса "Мольер", биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера", 1933), пушкинской (пьеса "Последние дни"), современной (роман "Мастер и Маргарита"). Дело осложнялось еще и тем, что даже доброжелательно настроенные к Булгакову деятели культуры (например, К. С. Станиславский) проявляли порой непонимание писателя, навязывая ему неприемлемые для него художественные решения. Со всей остротой это обнаружилось во время репетиционной подготовки "Мольера", из-за чего Булгаков вынужден был в 1936 г. порвать с МХАТом и перейти на работу в Большой театр СССР либреттистом.
Роман "Мастер и Маргарита" принес писателю мировую известность, но стал достоянием широкого советского читателя с опозданием почти на три десятилетия (первая публикация в сокращенном виде произошла в 1966). Булгаков сознательно писал свой роман как итоговое произведение, вобравшее в себя многие мотивы его предшествующего творчества, а также художественно-философский опыт русской классической и мировой литературы.
Последние свои годы Булгаков жил с ощущением загубленной творческой судьбы. И хотя он продолжал активно работать, создавая либретто опер "Черное море" (1937, композитор С. Потоцкий), "Минин и Пожарский" (1937, композитор Б. В. Асафьев), "Дружба" (1937—1938, композитор В. П. Соловьев-Седой; осталась незавершенной), "Рашель" (1939, композитор И. О. Дунаевский) и других, это говорило скорее о неистощимости его творческих сил, а не об истинной радости творчества. Попытка возобновить сотрудничество с МХАТом посредством пьесы "Батум" (о молодом Сталине; 1939), созданной при активной заинтересованности театра к 60-летию вождя, окончилась неудачей. Пьеса была запрещена к постановке и истолкована политическими верхами как стремление писателя наладить отношения с властью. Это окончательно надломило Булгакова, привело к резкому обострению его болезни и скорой смерти. Умер писатель в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.
М. А. Булгаков родился в Киеве, в семье профессора Киевской духовной академии; учился в гимназии, увлекался театром, пересмотрел все спектакли.
Это увлечение повлияло на творчество Булгакова – он автор ярких драматических произведений.
В 1916 г. с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и полтора года служил в земской больнице села Никольского уезда Смоленской губернии. Об этом времени он рассказывает в автобиографической повести «Записки юного врача».
– Единственный ли это случай в русской литературе, когда врач становится писателем? (Нет, не единственный. Врачами были и Чехов – любимый писатель Булгакова, и Вересаев, с которым Булгакова связывала многолетняя личная и творческая дружба.)Фантастические повести Булгакова – «злая сатира на советскую страну, откровенное издевательство над ней, прямая враждебность». Булгаков же не считал себя противником нового, считал, что помогает ему, помогает правдой.
Сатирические произведения Булгакова слишком откровенно критиковали советскую власть и, конечно, не могли быть опубликованы. Автор так и не увидел напечатанной свою повесть «Собачье сердце», в которой писатель по-новому повернул тему ответственности науки перед живой жизнью. Рукопись вместе с дневником была изъята во время обыска 7 мая 1926 г. Впоследствии рукопись вернули в обмен на то, что Булгаков забрал свое заявление о выходе из Всероссийского союза писателей.
«Собачье сердце» — шедевр булгаковской сатиры.
Написана в 1925г., опубликована – 1987.
Жанр – фантастика, сатирический памфлет (остросатирич. произв)
– Основной конфликт –между профессором Преображенским и его детищем Шариковым.
Композиция – 8 глав и эпилог.
111.Углубленное понятие о сатире(сообщение о сатире)Сатира (от гр. кот.) КОС-веселый, смешной – вид комического; эстетическая категория, единственным предметом которой является человек и его пороки. ( В сатирических произведениях часто изображаются животные, но высмеиваются не они, а люди, отмечается человекоподобное в животных). Сатира отмечается отрицательным, изобличающим тоном оценки. Несовершенство противопоставляется идеалу через антиидеал. Источник сатиры – противоречие между общечеловеческими ценностями и действительностью жизни.Учитель:Что такое сатира и каков предмет ее изображения?Какие виды сатиры вам известны?(Ирония - когда смешное скрывается под маской серьезного.Юмор - когда серьезное скрывается под маской смешного.Сарказм – высшая степень иронии, едкая, язвительная насмешка).-Расскажите о средствах сатиры.(Гиперболизм, гротескность; несоответствие между определением предмета и его действительным состоянием; контраст между тем, чем должен заниматься человек, и тем, что он делает)- Вспомните русских писателей, чьи произведения можно назвать сатирическими?(Крылов, Грибоедов, Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов)-А есть ли у Пушкина сатирические произведения?(Да. Эпиграмма на Воронцова:« Полу – милорд, полу - купец,Полу - мудрец, полу- невежда,Полу - подлец, но есть надежда,Что будет полным наконец.»)1.Аналитическая беседа по повести « Собачье сердце».Учитель : Начнем работу с пересказа фабулы повести. Напомню вам, что фабула-это схема, по которой строится сюжет. Повесть состоит из 8 глав и эпилога. Я заранее дала задание по группам озаглавить каждую главу.1 группа – 1 глава : « Показался гражданин, а не товарищ, и даже вернее всего – господин».2 группа -2 глава: « Боже! пропал Калабуховский дом !».3 группа- 3 глава : « Разруха не в клозетах,а головах».4 группа- 4 глава: « Эх, доктор Борменталь, жаль пса, ласковый был..»5 группа – 5 глава : « Перед нами новый организм».6 группа – 6 глава: « Дорогой доктор, я измучился за эти 2 недели больше, чем за последние 14 лет. Вот ведь тип, я вам доложу…»7 группа – 7 глава : « Ей –богу, я, кажется, решусь».8 группа- 8 глава: « Ну так вот, Швондер и есть самый главный дурак».9 группа – эпилог : «То есть он говорит? Это еще не значит быть человеком».Учитель: Итак, снова обратимся к фабуле. Она связана с идеей очеловечивания животных и с идеей улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.Учитель: Какой главный мотив лежит в основе?( В основе повести лежит мотив превращения, мотив оборотничества, как добрый бродячий пес превратился в злобное человекоподобное существо).Учитель : Как вы считаете, какие проблемы волнует автора « Собачьего сердца в первую очередь?(Булгакова волнует тема ответственности науки, да и не только науки. За результаты своих экспериментов. Его волнует небывалый социальный эксперимент, результатом которого его организаторы предполагали видеть нового человека. Последствия эксперимента оказались неожиданными и трагичны ми. Писатель показывает, что получится , если насильно вмешиваться в природу.)Учитель: Как вы думаете, из этого насильственного вмешательства в природу, какая следует проблема?( Разрушительная сила качества и невежества. Булгаков с большим скептицизмом смотрел на попытки искусственного и ускоренного воспитания « нового человека»)Учитель: Как Булгакову удается показать абсурдность этой идеи?( С помощью фантастического сюжета).Учитель: Кто из героев повести, ваш взгляд, наиболее последовательно обращается к проблемам, важным для писателя?( Профессор Преображенский. Он скептично относится к революционному процессу, который, по его убеждению, мешает людям каждому заниматься своим делом. И также решительно выступает против всякого насилия. Ласка - вот единственный способ, который возможен и необходим в обращении с живыми существами – разумными и неразумными).Учитель: Мыс вами пришли к мнению, что профессор Преображенский скептически относится к революционному процессу. Но, оказывается, что этот консерватор-профессор, категорически отвергающий революционную теорию и практику переустройства мира. Вдруг сам оказывается в роли революционера. Новый строй стремится из старого « человеческого материала» сотворить нового человека. Ф.Ф. идет еще дальше: он намерен сделать человека, да еще и высокой культуры и нравственности из собаки.Учитель : Какой результат этого эксперимента?( Со стороны Шарикова мы наблюдаем стойкое и возрастающее сопротивление.)-Приведите пример из текста. Как реагирует Шариков на попытки привить ему элементарные культурные навыки?«..Все у вас как на параде.. салфетку – туда , галстук – сюда, да « извините», да « пожалуйста- мерси», а так по –настоящему, это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме».Учитель: Шариков с каждым днем становится все наглее, агрессивнее и все опаснее. Он испытывает воздействие слова. Он становится объектом словесных атак Швондера, который защищает интересы Шарикова « как труженика».Учитель: Как вы считаете, почему по логике Швондера, Шариков - труженик?( Потому что ничего не имеет, нет собственности).-Как Шариков вслед за Швондером упрекает профессора, вспомните?(«…один в семи комнатах расселился, штанов у него 40 пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет»).Учитель: Шариков не понимает, что все это стоит денег, а деньги нужно зарабатывать, что и делает профессор Преображенский, принимая в день несколько десятков человек.Принцип Шарикова прост : зачем работать, если можно « взять и поделить». Вот она, обработка шариковского первобытного сознания. Швондер тоже своего рода Шариков, только « выведенный другим путем. Таким же миллионам людей внушали: чтобы стать хозяином жизни, не нужно прилагать никаких усилий, любой пролетарий обречен быть таковым в силу своего происхождения. Это и вызывает взрыв возмущения у Преображенского и Борменталя.Учитель: А сейчас расскажите, как Шариков с помощью Швондера становится сознательным участником революционного процесса?(Через 2 недели после того, как сошла с него собачья шкура и ходить он стал на 2 ногах, этот участник уже располагает документом, удостоверяющим его личность. Еще через неделю – другую Шариков – служащий. И не рядовой - заведующий подотделом очистки города Москвы от бродячих животных.)Учитель: Между тем натура у него те же, что и была,- собачье - уголовная. Чего стоит одно его сообщение о своей работе « по специальности»: « Вчера котов душили- душили». Впрочем, Полиграф Полиграфыч котами уже не довольствуется… В скором времени он показывает профессору кукиш, а по адресу опасного Борменталя револьвер.Как в « Собачьем сердце» показана неготовность общества послереволюционной эпохи уважать труд, культуру, знания?(Безграмотные Шариковы оказались идеально приспособлены для новой жизни и власти. Именно они готовы хозяйничать, не умея этого делать). Учитель: В чем, на ваш взгляд, вина Швондера по отношению к Шарикову?(Председатель домкома Швондер подобен сказочному гному, и возможности у него тоже сказочные. Швондер придает Шарикову социальный статус, дает бывшему псу права, вооружает «идейной фразой». Это он делает не из человеколюбия, а лишь для того, чтобы показать свою власть, покомандовать « интеллигенцией». Для этого он провоцирует Шарикова, натравливает его на профессора.)Учитель: В чем актуальность предупреждений Булгакова? Нужно ли искусственно фабриковать людей, вмешиваться в жизненные процессы?Булгаков в мире своего героя, профессора Преображенского, показывает мучительные размышления над результатами произведенной им операции. Он пришел к выводу, что Шариков – насилие над природой).Учитель : Найдите в тексте и зачитайте размышления профессора по этому поводу.(«Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может родить кого угодно. Ведь родила же в Холмогорах мадам Ломоносова этого своего знаменитого!.. Человечество само заботится об этом ив эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар. ..Мое открытие, черти б его съели,.. стоит ровно один ломанный грош…)Учитель: А что вы думаете о клонировании?Когда происходит превращение Шарика в « человека» ( под рождество).Когда обратное превращение? ( Весной, в марте).Обратите внимание на символичность этих дат.(Это похоже на пародию: « рождение» Шарикова совпадает с рождеством, «воскрешение» пса Шарика – с весною, возможно, с пасхой).Учитель: Может быть, без участия председателя домкома из доброго пса мог получиться хороший человек?(Нет, превратить собаку в человека, очеловечить зверя – это та же рискованная и безуспешная операция, какую проделала революция, вырвав человека из звериного быта, из духовного и политического рабства и объявив его хозяином жизни. Это против природы. Не случайно слухи об операции профессора Преображенского ассоциируются в сознании обывателя со «светопреставлением»).Учитель: Как вы считаете, есть ли вина Преображенского ( не как хирурга!) в сознании Шарикова?(Да, сам того не желая, вызывает к жизни силы зла, которые едва не губят его самого. Он несет ответственность за свое вмешательство в природу, в то, что вовсе не находится в его ведомстве).Учитель: Традиции каких писателей прослеживаются в повести Булгакова наиболее явно?(Булгаков в сатирической повести « Собачье сердце» следует традициям своих любимых писателей – Гоголя, Чехова. Об этом говорят общие мотивы, приемы, обряды).Учитель : Ради чего написана повесть?(Булгаков поднимает сложные, философские вопросы, отвечать на которые приходится каждому поколению. Можно ли бездумно вмешиваться в природу? Какими путями нужно идти, чтобы мир стал лучше, добрее, гуманнее?).Учитель: Как вы думаете, актуальна ли повесть в наши дни?(Да, вопрос о клонировании остается открытым. Но можно ли устраниться от хода истории? Как воспитывать чувство уважения к личности, чувство собственного достоинства, осознанное отношение к происходящему. Очевидно, что это возможно только при постепенном, эволюционном развитии общества).Д\З: подготовить письменный ответ на один из предложенных вопросов:«В чем смысл финала повести?»« Актуальность повести « Собачье сердце».
2) О чем же идет речь в повести? Сюжет повести (зачитать в учебнике)
- Повесть рассказывает об идее очеловечивания животных и идее улучшения человеческой породы. Именно над этой последней идеей работал профессор Преображенский. профессор пересаживает уличной дворняге гипофиз человека. По прихоти науки возникает чудовище с собачьим нравом и замашками хозяина жизни. Эксперимент профессора Преображенского по очеловечиванию собаки заканчивается провалом : милый и добродушный пес Шарик воспринимает худшие черты своего человеческого донора, пролетария Клима Чугункина, и превращается в зловещую фигуру Шарикова, угрожающего погубить своего создателя. У профессора Преображенского и его ассистента Борменталя не остается другого выхода, как сделать все возможное для исправления ошибки и вернуть все возможное для исправления ошибки и вернуть все на круги своя.
(О непредсказуемых последствиях научных открытий, о том, что эксперимент, имеющий дело с неадекватным человеческим сознанием, опасен.)
Основные образы: профессор Преображенский, доктор Борменталь, Шариков.

Приложенные файлы


Добавить комментарий