«Конспект урока «Эстетический феномен китайской живописи. Жанры: портрет, пейзаж, каллиграфическое письмо. Символическая нагрузка цвета»


Климашевская Ольга Анатольевна,
учитель русского языка, литературы
и художественной культуры
ГОУ «Перевальская школа №3»
Тема урока: Эстетический феномен китайской живописи.
Жанры: портрет, пейзаж, каллиграфическоеписьмо. Символическая нагрузка цвета
Цели:
Познакомить учащихся с особенностями жанров китайской живописи, их философской нагрузкой и символикой;
научить классифицировать жанры китайского изобразительного искусства;
решать творческие, связанные с выявлением оригинальности, анализировать своеобразие национальных признаков изобразительного искусства Китая;
развивать зрительную память, сосредоточенность, внимание, умение обосновывать свою мысль, анализируя произведения искусства;
воспитывать духовность, уважительное отношение к памяткам древневосточной культуры.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Техническое обеспечение: проектор, компьютер
Зрительный ряд: презентация ppt., фильм «каллиграфическое письмо», мультфильм «Ода лету» на тему китайской живописи и каллиграфии, репродукции живописных произведений китайских мастеров, макет «Храма Неба».
Раздаточный материал: карточки для работы групп «Жанры живописи», таблица «Особенности китайской живописи», материалы для художественной деятельности на уроке.
Музыкальный ряд: фрагменты китайских музыкальных произведений.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
1.Учащиеся разделены на 3 группы.
2. Оглашение темы и цели урока.
Звучит китайская мелодия.
(Слайд 1)
Учитель: Нихао! (Здравствуйте). Ребята, обратите внимание на композицию (макет «Храма неба», веер с изображением павлина и пиона, конверт с написанными иероглифами, сувой), которую я подготовил Вам к сегодняшнему уроку. О чем она вам говорит?
- Действительно сегодня мы познакомимся с изобразительным искусством Китая – китайской живописью и каллиграфией.
Актуализация опорных знаний.
Учитель: На уроках изобразительного искусства и художественной культуры мы познакомились с различными жанрами живописи. Давайте вспомним их и дадим определения. Для этого выполним следующие задания.
Задания группам: найти соответствия между названием жанра живописи и его определением.
Портрет, пейзаж, анималистический.
Задания двум учащимся у доски: найти соответствие между автором картины, названием и репродукцией.

Илья Репин Запорожцы пишут письмо турецкому султану Василий Суриков Боярыня Морозова
Виктор Васнецов АленушкаИсаак Левитан Золотая осень
Валентин Серов Девочка с персиками
Михаил Врубель Демон, который сидит
Мотивация учебной деятельности.
Учитель.
(Слайд 2)
- Ребята, вспомните, о каких особенностях этой страны вы говорили на уроках географии?
- Зарождение китайской культуры ученые относят к V-IV тысячелетии до н.э. На протяжении долгого времени в стране удивительным образом сохранилась преемственность и непрерывность культурных и исторических традиций. Китай внес большой и неоценимый вклад в историю мировой цивилизации. С давних времен китайцы уделяли большое внимание астрономии и математике, историческим наукам и географии, обогатил мир многочисленными научными открытиями и изобретениями. Во II тысячелетии до н.э. в этой стране возникла письменность, и с того времени на протяжении многих столетий культ грамотности определил особенности китайской культуры. Блистательное развитие получили философия и литература, живопись и архитектура, прикладное искусство и театр.
- Обратим внимание на нашу композицию. Знакомо ли вам архитектурное сооружение, представленное здесь.
Ученик. Храм Неба – святое сердце империи. Оно входит в комплекс сооружений, которые наполнены символикой неба и земли. В частности, это один из храмов - храм щедрого урожая. Круглый зал жертвенных молитв символизирует небо. Этот храм был самым важным культовым строением Китайской империи.
(Слайд 3)
- Какое архитектурное сооружение изображено на этом слайде?
Ученик: Пагода Люхета
- Ребята, как вы думаете, почему в нашей композиции находится сборник афоризмов Конфуция?
Ученик. В древнем Китае было много философских течений, однако наибольшее развитие получило конфуцианство (по имени философа Конфуция) и даосизм (по названию теории Дао).
Учитель: Ребята, а сейчас я предлагаю решить вам информационно-познавательную задачу.
Она считается самым грандиозным сооружением своего времени. Ее начали строить в IV – III вв. до н.э., чтобы защищать страну от набегов врагов и песков пустыни. Строительство заняло несколько веков. Сейчас длина этого сооружения составляет более 3 000 км, высота на отдельных участках достигает 10 м, ширина – 8 м. она всегда охранялась. Стража жила в специальной башне и в случае опасности зажигала на верхних площадках сигнальный огонь. На верх башен можно было попасть по узким лестницам, вделанным в толщу стен. Защитники могли укрыться за каменными зубцами. О каком сооружении идет речь?
Ученик: Большая Китайская стена
(Слайд 4 ) Изучение нового материала.
Учител.: Обратите внимание на схему под названием «Китайская живопись», рассмотрите и обсудите в группах, дайте ответ на вопрос: что необычного вы увидели в этой схеме?
(Слайд 5 ) Китайская живопись

Каллиграфия Картина-сувой

Рисование на шелке Храмовая настенная
роспись
(Слайд 6 ) Учитель. Традиционная китайская живопись – гохуа – отразила национальные художественные традиции, которые сложились в Китае. Это картина-сувой на шелке или длинной ленте тонкой бумаги, наклеенной на шелковую ткань. Картина-сувой сохраняется в свернутом виде. Сувои были двух видов – горизонтальные и вертикальные. Первые рассматривались только на столе. Они представляли собой многометровые композиции: пейзажные или жанровые. Изображение в них воспринималось постепенно, по мере разворачивания. На вертикальных сувоях изображались пейзажи, цветы и птицы. Для рассматривания их помещали на стены, причем это не было их постоянным местом. Сувои разворачивались в праздники, их раскрывали для знатоков и ценителей для созерцания, в священнодействие.
Источником возникновения китайских картин-сувой были фрески, росписи по шелку, картины на ширмах, которые появились еще до нашей эры. В традиционной китайской живописи выделяют четыре основные жанра:
(Слайд 7 )анималистический (Слайд 8 ) Шань-шуй - «горы и воды» (Слайд 9,10 )Хуа-няо - «цветы и птицы» (Слайд 11,12 ) Жень-у-хуа - Портрет (вместе с сюжетно-бытовым жанром) (Слайд 13,14 )(Слайд 15 ) Учитель. Какое еще направление живописи удивило вас?
Ученик. Каллиграфия.
Учитель. Давайте заглянем в мастерскую китайского художника. Просмотр фильма о каллиграфии
Учитель: Символика Китая, как страны древней земледельческой культуры, с давних времен связана с образами природы. Каждое растение, каждый цветок народная мудрость сопоставляла с законами природы и с человеческими качествами. В Китае эталоном прекрасного была природа. Она была основным объектом и неиссякаемым источником творческого вдохновения поэтов и художников. Китайская живопись еще в древние времена заложила традицию, в соответствии с которой внешние образы и предметы превращались во внутреннее состояние; живопись стремилась отобразить не внешний облик, а свойства предметов. В соответствии с китайской традицией, предмет живописи составляет мысль о предмете, который объединяет форму и содержание.
(Слайд 16 ) Работа у доски.
В китайской культуре определено пять первоэлементов (вода, огонь, дерево, металл и земля) и пять соответствующих им цветов (зеленый, белый, черный, желтый, черный). Рассмотрите китайские иероглифы и определите, какой цвет принадлежит каждому из них.
Вода дерево металл огонь земля
321945023495-635014605123825014605231140014605


Работа по определению символики цвета в китайской живописи. Работа с карточкой из рабочей папки.
Желтый цвет – обозначает имперскую власть и национальную государственность. В пейзажной лирике и живописи обозначает осень как конец года и конец (старости) человеческой жизни.
Красный цвет – цветовой ряд отображает государственную символику (флаг). Является цветовой характеристикой и ранговым цветом знати (одежда, мебель, дом), им обозначаются значимые события в жизни людей (новогодняя обрядовость, атрибутика), ассоциируется с мужским началом (янь). Еще одна цепочка ассоциаций – связь с культом плодородия, женственности и свадебной обрядовостью. Все свадебные атрибуты китайской невесты исключительно красного цвета.
Сине-зеленый цвет – учитывая этимологию иероглифа, его обозначение первоначально передавал собственно зеленый цвет, цвет листьев и больше всего касался растительности. Однако мог использоваться и для передачи цвета волос. Цвета зеленой гаммы так - же воплощают стихию воды и женское космическое начало (инь). Цвета сине-голубой гаммы чаще всего символизируют небо и небесное пространство, хотя могут использоваться для изображения воды (обычно морских волн).
Белый цвет – цвет траура (за исключением даоской образности, идея пустоты как определяющего свойства Дао, воплощает чистоту его вдохновения и духовных поисков личности). Цветовой ряд белого цвета разделяется на лунно-белый – для ритуальной одежды: чисто белый отображает внутреннее совершенство человека, а также природных реалий и предметов.Черный цвет – ассоциируется с ученостью и образованием, став цветом одежды ученого-книжника, наставника и ученика. Черный с оттенком красного означает «таинственное и сокровенное».
Учитель: В арсенале китайского художника было немало изобразительных мотивов – горы, сосны, камни, водные потоки и др. Но это были символы, которые в комбинации представляли собой пожелания.
(Слайд 17)
- Старые камни символизировали долголетие.
- Бамбук - символ действительно благородного человека, который всегда находил в себе силы подняться и который вбирает мудрость жизни так же, как бамбук влагу.
(Слайд 18)
- Павлин - символ гордости, эмблема красоты и бессмертия.
(Слайд 19)
- Цветок пиона символизировал пышность и богатство.
(Слайд 20)
- Изображение дикой сливы в Китае очень популярно. Цветы с нежными белыми или розовыми лепестками персонифицировали солнечное начало, в жизни их связывали с мужским началом янь, а ствол и ветви, полные соков земли, выражали силу инь. Цветы сливы символизируют благородство, чистоту, стойкость, непоколебимость.
(Слайд 21)
- Орхидея нежна и утонченна, ассоциируется с нежностью ранней весны.
(Слайд 22)
- Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени.
(Слайд 23)
- Рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.
V.Закрепление изученного материала. Художественно-практическая деятельность
Учитель. Пока мы с вами будем проводить интерактивную игру «Прочитай картину», предлагаю в группе выбрать одного-двух человек, которые попробуют выполнить рисунок в китайской технике. Инструкция пошагового выполнения рисунка находится у вас в рабочей папке.
Интерактивная игра « Прочитай картину». Работа у доски.
Учитель. Как вы думаете, какое пожелание зашифровано в этой картине с точки зрения китайской символики и философии?
Цветок сливы (мейхуа). Сосна. Бамбук .
Ученик. Под картиной с изображением сливы, бамбука и сосны, наделенных человеческими качествами, можно поставить подпись «Трое друзей холодной зимы».
Стоит добавить к ним хризантему, и картина будет называться уже по-другому – «Четверо совершенных».
Интерактивная игра « Прочитай картину»
Учитель: Как вы думаете, какое пожелание зашифровано в этой картине с точки зрения китайской символики и философии?
(Слайд 24)
(Слайд 25)
Учитель. Назовите жанр китайской живописи.
(Слайд 26)
(Слайд 27)
(Слайд 28)
Творческая работа учащихся.
Ученикам предлагается написать синквейн или стихотворный ряд к рисунку, который выполняют художники группы.
Демонстрация результатов творческой работы учащихся.
Подведение итогов урока.
Учитель: Ребята, на предшествующих уроках мы с вами обращались к европейской и русской живописи. Скажите, пожалуйста, чем, по вашему мнению, отличается китайская живопись от европейской.
(Слайд 29)
Учитель. Подвести итог сегодняшнего урока я предлагаю мультфильмом «Ода лету» на тему китайской живописи и каллиграфии, режиссеров Рон Хуи, Тони и Раймонда Нео (США – Китай). Анимационный фильм, в котором оживает древняя китайская каллиграфическая картина. Под классическую китайскую мелодию звучит стихотворение, посвященное лету. Оно переводится приблизительно так:
Живые тени танцуют среди зеленых деревьев в долгий день лета,
Стрекозы и карпы играют радостно и весело,
Вода струится /слегка/ колеблется, и лотос колышется,
Источая нескончаемый аромат – напоминание о пути Лета.
Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание группам.
Группа 1. Создать сувой по мотивам китайской живописи в смешанной технике: карандаш, черная гелиевая ручка, акварель «по-влажному». Поэт пишет стихотворение, каллиграф подписывает и рисует печать.
Советы к выполнению работы вы можете прочитать на
стенде в кабинете художественной культуры.

Группа 2. Заполнить таблицу «Особенности китайской живописи»
№ жанры особенности жанра символика

Группа 3. Подготовить сообщение об изобразительном искусстве Японии.
Учитель: Ребята, обратите внимание на композицию. Расшифруйте, пожалуйста, пожелание художника вам, к которому хочу присоединиться и я.
(Павлин – гордость, красота, бессмертие, Пион – пышность и богатство.)

Учитель:
(Слайд 30)
К закату поднимусь на пик Жаровни,
Взгляну на юг — там водопад вдали,
Обрушиваясь с высоты огромной,
Он расплескался на десятки ли.
Летит стремительно, как огнь небесный,
Слепит искреньем радужных цветов,
Вселяя ужас сей Рекою звездной,
Низвергнутой из самых облаков.
Окинешь взглядом — сколько в этом мощи!
Природные творенья — велики!
И шторм морской прервать его не сможет,
Луна в ночи тускнеет у реки.
Из тьмы небесной эти струи пали,
Окатывая стены черных круч,
На камнях капли-перлы засверкали,
Как заревой передрассветный луч.
Люблю бродить по этим чудным скалам,
Они душе несут покоя дар,
Мирскую пыль стряхну с себя устало —
И словно выпью яшмовый нектар.
Мне любо благолепие такое,
Где расстаюсь я с суетой мирскою.
Ли Бо
Цзай циень! (До встречи)

Приложенные файлы


Добавить комментарий