«Конспект урока по предмету «Искусство»(МХК) на тему «Искусство единого Российского государства»


Урок по предмету «Искусство» (МХК) в 10 классе
Тема урока: Искусство единого Российского государства
Тип урока: урок изучения нового материала
Место урока в теме: урок №4 в теме «Искусство Руси»
Цель урока: сформировать у учащихся представление об ансамбле московского Кремля времен Ивана III как о символе мощи столицы единого Русского государства.
Проследить связь возвышения Москвы, укрепление политической стабильности и влияние этих факторов на развитие московского зодчества.
Задачи:
Образовательные:
Расширение культурно-художественного кругозора учащихся при знакомстве с кремлевским зодчеством.
Повторение и использование терминов: апсида, закомары, арктурный пояс.
Развивающие
Закрепление навыка использования знаний из различных областей для оценки исторических и художественных явлений.
Использование способности видеть с помощью художественных объектов связь времен в окружающем городском пространстве
Развитие у учащихся умения анализировать и критически осмысливать материал.
Воспитательные
Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России.
Развитие культуры работы в группах.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут (актуализируют) обучающиеся в ходе урока:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные:
- осознавать эстетическую ценность русской культуре;
- воспитывать в себе уважение к культурному наследию;
- развивать достаточный объем словарного запаса для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- способность к самооценке.
Метапредметные:
Познавательные:
- развивать навык смыслового чтения - самостоятельно вычитывать концептуальную информацию, необходимую для решения поставленной задачи;
- интегрировано воспринимать информацию из разных областей знаний;
работать с информацией в разных формах (рисунок, текст, таблица) . Регулятивные
- определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической;
- выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;
- работать по плану, находить и исправлять ошибки.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение, аргументируя его;
- организовывать работу в группе.
Основная педагогическая технология: технология критического мышления, групповая технология.
Методические методы и приемы: проблемного обучения, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: компьютер, учебник «Искусство» (10 кл.), раздаточный материал.


Краткая структура урока:
Организационный момент. 2 мин.
Определение темы урока. 5 мин.
Постановка цели и задач урока. 3 мин.
Изучение нового материала. Работа в группах. 18 мин.
Первичное закрепление новых знаний. Самостоятельная работа. 5 мин.
Итог урока. 4 мин.
Домашнее задание. 3 мин.
Рефлексия учебной деятельности (подведение итогов урока). 5 мин.
1.Организационный момент.
Учитель: Сегодня мы с вами урок-исследование по территории Московского Кремля.
2.Определение темы урока.
Учитель: Начнем наш урок с загадок.
Приложение 1
Учитель: Отец нашего героя в ходе ожесточенной войны за московский престол был пленен и ослеплен, однако, победил своих соперников и снова вернулся к власти. В двенадцать лет наш герой стал соправителем своего слепого отца. Этого князя впервые в истории России принявшего титул "государя всея Руси", по праву можно назвать созидателем единого Российского государства. В его правление Россия установила тесные связи со странами Западной Европы, Османской империей, Персией (Ираном). Перед вами портреты трех русских государей, о ком из них идет речь?
Ученики: Об Иване III.
Учитель: Она была племянницей последнего византийского императора Константина и дочерью правителя провинции Морея (современная Греция) Фомы. После гибели Византии ее семья бежала в Рим под покровительство Папы Римского. Устраивая ее брак с русским князем, Папа Римский надеялся на расширение католичества на Восток, на территорию России. Однако он ошибся в выборе союзницы. Став русской царицей, она способствовала укреплению православия, обустройству Кремля. Кто она?
Ученики: Софья Палеолог.
3.Постановка цели и задач урока.
Учитель: Москве предстояло стать столицей единого Русского государства. Мощь и красоту, уверенность в величии русской земли должны были являть храмы и палаты Кремля.
Какова цель нашего урока?
Ученики: узнать об ансамбле московского Кремля времен Ивана III как о символе мощи столицы единого Русского государства; проследить связь возвышения Москвы, укрепление политической стабильности и влияние этих факторов на развитие московского зодчества.
Составим план урока:
Искусство периода образования государства: Московский Кремль, изобразительное искусство (фрески Ферапонтова монастыря).
Искусство периода утверждения государственности: Покровский собор, Церковь Вознесения в Коломенском (шатровый храм).
4.Изучение нового материала. Работа в группах.
Разбиваемся на 3 группы.
Готовясь к уроку, вы работали в 3-х направлениях. Часть из вас была историками, 2 часть - архитекторами, 3 часть – живописцами. Все вы изучали период правления Ивана III, каждая группа в своем направлении. Теперь вы выступите экспертами друг у друга.
Ученики делятся на группы.
Учитель: Чтобы до конца понять, как развивалось искусство периода образования государства, нужно хоть немного изучить эпоху, в которую происходили архитектурные преобразования.
Начинают историки.
Ученики – историки раздают свои вопросы и помогают на них ответить.
На основе полученных ответов описывается историческая ситуация, позволившая преобразить Кремль Москвы.
Приложение 2.
Историк 1. Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать централизованное государство. Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов - палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы. Приложение 3.
Учитель: Огласите, пожалуйста, ответ на первый вопрос. Назовите имя мастера, отливавшего пушки для артиллерии Ивана III.
Ученики: Аристотель Фиораванти
Учитель: Какие исторические события вы отнесли к эпохе правления Ивана III?
Ученики: Присоединение Новгорода, "Стояние на Угре", Союз с Крымским ханством, Судебник - свод законов государства.
Учитель: Как изменился титул Великого князя?
Ученики: Иван III стал именовать себя государем всея Руси.
Обобщение учителя:
Итак, к концу XV века, русские земли освободились от ордынской зависимости и объединились в единое государство. На московские земли стали приглашать лучших иностранных зодчих. Чудо, которое возникло в сердце нашей Родины – Кремль стал бурно обустраиваться тогда, когда гениальный правитель нашей страны привел ее к миру, население занялось ремеслами и созидательным трудом. Хозяйство приносит прибыль, в стране стабильность, в казне деньги. Можно подумать и о монументальном искусстве.
Учитель: Давайте же дадим слово архитекторам.
Ученики – архитекторы рассказывают о постройке сооружений Московского Кремля:
1.Успенский собор.
2.Благовещенский собор.
3.Архангельский собор.
4.Колокольня Ивана Великого. Приложение 4.
Обобщение учителя:
На этом обустройство столицы московского государства не закончилось. Было возведено казнохранилище - Казенный двор, малые набережные палаты, Грановитая палата, заменены башни и обновлены стены Кремля. Архангельский собор - последний храм, выполненный по заказу Ивана III, был завершен после смерти государя. Это далеко не полный перечень преобразований, произошедших на московской земле в эпоху правления Ивана III.
Определяющую роль в становлении общерусского стиля сыграло и изобразительное искусство, и прежде всего творчество Дионисия и художников его круга.
Доклад учащихся о творчестве Дионисия. Приложение 5.
Учитель: Мы переходим в следующему вопросу нашего плана урока: Искусство периода утверждения государственности.
Начинают историки.
Историк 2. Активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х годов 16 столетия. Образование единого многонационального государства, развитие социально-экономических, политических и культурных связей способствовали завершению процесса формирования русской народности.
К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Римом» - центром всего христианского мира (вслед за Первым – Древним Римом и Вторым – Константинополем – столицей Византии). Выдвинутая теория подчеркнула особую значимость созданного государства Российского и во многом предопределила его дальнейший духовный путь развития.
Историк 3. По сравнению с началом 16 века почти в 2 раза увеличилось количество городов (более 170), которые стали главными очагами общественной и культурной жизни России. Возведение мощных крепостных сооружений в ряде городов, присоединение к России Казани (15552 год), Астрахани (1556 год) и Западной Сибири (1589) потребовали масштабного строительства новых и перепланировки старых городов. В Москву – крупнейший центр общерусской культуры – из разных регионов государства съезжаются лучшие мастера. Здесь происходит упорядочение городской застройки, осуществляются поиски новых архитектурных решений. Приложение 6.
Учитель: В 1555-1561 годах на Красной площади был возведен Покровский собор.
Передаю слово архитекторам.
Доклад о Покровском соборе. Приложение 7.
Учитель: Оригинальной находкой древнерусской архитектуры стал тип каменного шатрового храма, получившего распространение в 16 веке. Шатровые завершения как нельзя лучше выражали устремленность верующего человека в «мир горний» и очень полюбились русскому народу.
Архитекторы вам слово.
Доклад учащихся о церкви Вознесения в Коломенском. Приложение 8.
Учитель: В конце 16 века в русской монументальной и станковой живописи происходят противоречивые процессы. Язык изобразительного искусства чрезвычайно усложняется. С одной стороны, наблюдается стремление художников к возрождению монументальных образов Дионисия (так называемая Годуновская школа), а с другой – попытки достижения ювелирной точности, яркости и декоративности в передаче изображения (Строгановская школа живописи). Название первой связано с именем Бориса Годунова и его родственников. Название второй – с фамилиями заказчиков работ купцов и промышленников Строгановых из Предуралья.
Живописцы докладывают нам о развитии изобразительного искусства того периода.
Годуновская школа.Приложение 9.
Строгановская школа. Приложение 10.
5.Первичное закрепление новых знаний. Самостоятельная работа.
Учитель предлагает заполнить исследовательские карты «Древнерусский храм». Приложение 11.
Взаимопроверка карт. С помощью учителя учащиеся приходят к выводу, что на основе выполненных работ можно сделать заключение о московском архитектурном стиле и о влиянии на него итальянских зодчих.
Выставление оценок.
6.Домашнее задание.
Провести сравнительный анализ Успенских соборов во Владимире и в Московском Кремле. Учебник, с. 174-175 и 185-186.
7.Итог урока.
Учитель раздает учащимся графическую рефлексию для подведения итогов урока.
Цели урока +
Все понятно -
Ничего не понял ?
Интересно, хочу узнать подробнее
Вывод: что «прекрасно украшенное», таких масштабов как Кремль, может возникнуть только на основе укрепления власти и усиления стабильной экономической ситуации и политических преобразований в государстве.
8.Рефлексия деятельности.
Учитель: активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х годов XVI столетия, но об этом мы поговорим с вами на следующем уроке.
Заполнение анкеты.
Список использованной литературы:
Крюкова Е.Н. Московский Кремль. От княжеской крепости до царской резиденции. -М. 2012.
Кремль - школа. Эпоха Ивана III и московский кремль. Вспомогательные материалы к курсу истории для учащихся. -М. 2013
Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры. -М. 1990
Использованные ресурсы:
http://www.kreml.ru/img/uploaded/files/MaterialsInvestigations/part03/v03s02_Florya.pdfhttp://ic.pics.livejournal.com/agritura/16089606/423908/423908_640.jpghttp://alternathistory.org.ua/files/291010_rossiya-pravopreemnitsa-zolotoi-ordy.jpghttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Marguerite_d%27Angoul%C3%AAme_by_Jean_Clouet.jpg?uselang=ruhttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/cf/Maryna_Mniszch%C3%B3wna.JPG?uselang=ruhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Great_standing_on_the_Ugra_river_2.jpg?uselang=ruhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_Kalita.jpg?uselang=ruhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vasil2b.gif?uselang=ruhttp://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_III_of_Russia_3.jpg?uselang=ru http://architecture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000009/st010.shtmlПриложения
Приложение 1.
Отец нашего героя в ходе ожесточенной войны за московский престол был пленен и ослеплен, однако, победил своих соперников и снова вернулся к власти. В двенадцать лет наш герой стал соправителем своего слепого отца. Этого князя впервые в истории России принявшего титул "государя всея Руси", по праву можно назвать созидателем единого Российского государства. В его правление Россия установила тесные связи со странами Западной Европы, Османской империей, Персией (Ираном).

1. Василий Темный 2. Иван Калита3. Иван III
Она была племянницей последнего византийского императора Константина и дочерью правителя провинции Морея (современная Греция) Фомы. После гибели Византии ее семья бежала в Рим под покровительство Папы Римского. Устраивая ее брак с русским князем, Папа Римский надеялся на расширение католичества на Восток, на территорию России. Однако он ошибся в выборе союзницы. Став русской царицей, она способствовала укреплению православия, обустройству Кремля. Кто она?

1.Софья Палеолог 2.Маргарита Наваррская3.Марина Мнишек
Приложение 2.
Вопросы от группы историков
1. До царствования Ивана III пушки не перевозились – они стационарно располагались в крепостях и служили только для обороны. Именно в это время талантливый итальянец (специалист в строительстве кремлевских стен, монетных дел мастер) отливал пушки, которые стали первой русской полевой артиллерией. В стоянии на Угре они сыграли решающую роль – это было передовое оружие. Для обеспечения производства пушечного дела царь даже ввел налог «пищальный». А звали «гостя»…
Аристотель Фиораванти
Алевиз Фрязин Новый
Пьетро Антонио Солари
2. При Иване III произошли следующие события (отметьте правильные ответы):
Присоединение Новгорода
Принятие Соборного уложения
"Стояние на Угре" освобождение от власти Орды
Начало книгопечатания в России
Союз с Крымским ханством
Принят Судебник - свод законов государства
Куликовская битва

3. В связи с ростом могущества и авторитета Московского государства изменился и титул великого князя. Иван III стал именовать себя (отметьте правильный ответ):
Цезарем
Императором
Государем всея Руси
Приложение 3.
Историки 1.
Всеобщим чаянием и одновременно ужасом православного мира того времени являлось ожидание Апокалипсиса. Конец света должен был наступить, по уверениям клириков, в 1492 году. В политической жизни Руси также проходили большие перемены. В 1480 году была одержана победа на Угре, которая ознаменовала падение монгольского ига. Московский князь захватил земли Пскова, Новгорода и Твери. Иван III решил создать централизованное государство. Придворные писцы стали выводить генеалогию царского рода через византийских базилевсов - палеологов от римского императора Августа. Поэтому скромный размер и убранство московских церквей больше не устраивали Ивана III. И в этой ситуации зодчие и живописцы были очень востребованы.
Приложение 4.
Успенский собор Московского Кремля
В XIV веке Иван Калита решил перестроить каменный храм, сделать его самым величественным и роскошным на Руси. Этому была довольно веская причина. В связи с переездом митрополита из Владимира в Москву, в столице необходим был новый храм, который затмил бы собор во Владимире по красоте и величию. В 1470-х годах началась перестройка Успенского собора. Сначала постройкой собора руководили русские зодчие, но при возведении сводов возведенный ими собор рухнул. Продолжить работу государь пригласил уже новых мастеров – знаменитого зодчего из Италии – Аристотеля Фиораванти с учениками. Фиораванти закончил строительство к 1477 году. А в 1479 году состоялось торжественное освящение Успенского собора.
Не желая копировать владимирский Успенский собор, итальянский архитектор сумел привнести много нового в его облик. Новизна заключалась:
1)строгая разбивка прямоугольного плана собора на 12 равных квадратов. Сторона каждого из них равнялась ширине средней апсиды Успенского собора во Владимире;
2)размеренная расстановка столбов внутри храма позволила в значительной мере расширить полезное пространство собора, способствовала его лучшей освещенности.
Монументальный пятиглавый собор, выстроенный из особо прочного кирпича и облицованный белым камнем, стал первым на Руси храмом зального типа с крестовыми сводами.
Посвящение московского кафедрального храма Успению Богородицы – главному богородичному празднику, отмечаемому по старому стилю 15 августа, имеет древнюю традицию, обусловленную особым почитанием на Руси Богоматери.
На протяжении шести столетий храм был государственным и культовым центром России: здесь поставляли великих князей, венчали на царство, короновали императоров. В Успенском соборе возводили в сан епископов, митрополитов и патриархов, оглашали государственные акты, служили молебны перед военными походами и в честь побед. В XIV – XVII веках Успенский собор являлся усыпальницей глав русской церкви – митрополитов и патриархов.
Успенский собор Московского Кремля сыграл важную роль в истории отечественной архитектуры. Под его непосредственным влиянием был выработан особый тип городского собора, возводившийся в других городах на протяжении двух столетий.
Благовещенский собор
Изящный златоглавый собор Благовещения Пресвятой Богородицы расположен рядом с Большим Кремлевским дворцом, в юго-западной части Соборной площади.
Изначально на месте нынешнего каменного собора располагалась деревянная Благовещенская церковь, построенная на каменном фундаменте в начале XIV века. А уже в конце века на месте старенькой церквушки строится новый белокаменный собор, ставший домовым храмом великокняжеской семьи. Именно в этом соборе великие князья московские принимали крещение, сюда они приходили на исповедь. Иногда здесь проходили венчания.
Начавшаяся при Иване Калите, масштабная перестройка Кремля коснулась и Благовещенского собора. В 1484 году здание было разобрано и заложено заново. Иконостас и иконы старого храма были сохранены и перенесены в новый.
Строительные работы велись русскими (псковскими) мастерами в течение пяти лет. Это здание собора сохранилось и до наших дней. Псковские зодчие сумели придать храму внушительность, прекрасно сочетающуюся с изысканной декоративностью - оригинальные пояски на главах, и много других элементов. Строительство Благовещенского собора закончилось в 1489 году. В то время собор украшали три купола. Но в середине XVI века над собором вознесли уже девять куполов. Это объясняется тем, что посвящен он был именно празднику Благовещения: в русской церковной архитектуре девять глав символизируют образ Пресвятой Богородицы — Царицы Небесной Церкви, которая состоит из девяти чинов Праведников Небес и девяти чинов Ангелов.
В бытность главного дворцового храма собор был соединен с государевыми палатами, а с востока к нему примыкал сад, где были высажены фруктовые деревья и созданы аккуратные пруды с рыбками. Южный вход в собор был предназначен для использования исключительно входом для государя и его семьи. Пол храма был выложен ценными камнями — мрамором, яшмой, агатом.
Иконостас Благовещенского собора – один из древнейших русских иконостасов. В его состав входят иконы XIV-XIX веков. Многие исследователи считают, что некоторые иконы принадлежат кисти прославленного Феофана Грека, а часть икон праздничного ряда - величайшему художнику русского средневековья Андрею Рублеву.
Архангельский собор
Архангельский собор расположен в южной части Соборной площади, напротив Благовещенского собора. Он был воздвигнут в честь святого Архангела Михаила - покровителя воинов и князей в их ратных подвигах. Известно, что ещё в XII веке на месте нынешнего Архангельского собора находилась деревянная церковь Михаила Архангела. В 1333 году по приказу Ивана Калиты в Кремле был возведен белокаменный храм в память избавления Руси от эпидемии чумы.
В 1505 году храм разобрали, с тем, чтобы возвести на его месте новое здание - еще лучше прежнего. Постройкой храма руководил итальянский зодчий Алевиз Фрязин. За три года он возвел новый Архангельский собор, поражающий очевидцев своей красотой. Новое здание храма стало великолепным образцом архитектуры, воплощенной в лучших традициях древнерусского зодчества и венецианской архитектуры эпохи Возрождения. Архангельский собор стал одним из самых нарядных зданий Московского Кремля.
Собор увенчали пять сверкающих куполов: золоченых и серебряных. Одним из новшеств, примененных зодчим, стали белокаменные раковины в отделке собора. Порталы храма были обильно украшены резным растительным орнаментом.
Главной святыней храма является икона «Михаил Архангел с житием». Эта икона стала символом защиты русского народа и Русской земли от вражеских нашествий, а по своим художественным достоинствам она считается одним из высших достижений древнерусской иконописи. Нынешний иконостас является уже вторым (первый иконостас погиб в пожаре 1547 года), он создан в 1680-1681 годах.
Храм живописно расписан сложными декоративными орнаментами, радующими глаз своими яркими красками. В живописи Архангельского собора представлена целая портретная галерея великих князей Киевской Руси... Образы этих славных воинов объединены между собой в единую красочную процессию, устремляющуюся к алтарю. Росписи Архангельского собора также включают в себя и композиции на тему подвигов Архангела Михаила.
Архангельский собор еще со времен своего основателя - Ивана Калиты был усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится у южной стены собора. Всего в соборе 54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями). Гробницы представляют собой надгробия из белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя. В соборе похоронены Дмитрий Донской и Иван III, Иван Грозный, его сыновья и другие деятели русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, останки которого перенесены в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная осень. В 1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид. Погребения в соборе продолжались до Петра I.
Колокольня Ивана Великого
В центре Кремля на Соборной площади возвышается чудо архитектурного искусства XVI века - колокольня Ивана Великого. Она объединяет в величественный архитектурный ансамбль все древние храмы Московского Кремля. К тому же это самое высокое здание Кремля, выразитель могущества и силы Москвы. Гигантский белокаменный «столп славы», подняв над кремлевским холмом свою сияющую золотом главу, возвещал каждому, кто подъезжал к Москве, о величии столицы Русского государства.
Этот шедевр кремлевской архитектуры был построен на месте старой каменной церкви Иоанна Лествичника в 1508 году итальянским архитектором Боном Фрязиным. В 1532 году другой итальянский зодчий - Петрок Малый - пристроил к колокольне звонницу, предназначенную для огромного колокола в 1000 пудов. В 1552 году к третьему ярусу звонницы была пристроена наружная лестница, а сама звонница была увенчана барабаном с куполом.
В 1600 году Борис Годунов затеял крупную перестройку колокольни, увеличив ее на два яруса. В нижнем этаже колокольни был вновь создан храм Св. Иоанна Лествичника, отчего вся колокольня и получила название Иван Великий.
После надстройки высота колокольни достигла 81 м. Она была сторожевой и сигнальной башней, поскольку с нее можно было видеть окрестности на 30 км. В 1624 году с северной стороны звонницы Бажен Огурцов возвел так называемую Филаретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шатром.
Колокольня Ивана Великого представляет собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой помещаются колокола. Всего их - 21. Все колокола украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола, дате отливки, весе, мастере. Самый большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке. Другой колокол весом 19 тонн отлит в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII веке.
В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска пытались взорвать колокольню. Она уцелела, но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Джиларди, правда, уже с некоторыми элементами архитектуры XIX века.
Около колокольни поставлен Царь-колокол - шедевр литейного мастерства. Его поверхность украшена великолепным рельефным орнаментом.
Приложение 5.
Дионисий
В отличие от его великих предшественников, Феофана Грека и Андрея Рублева, этот мастер изучен неплохо. Жизнь Дионисия более-менее известна исследователям. Конечно, даты рождения и смерти мастера довольно расплывчаты. Считается, что он появился на свет около 1440, а умер не раньше 1502 и не позже 1525 годов. Родился он в семье мирянина, но достаточно богатого, чтобы отдать сына в обучение изографному ремеслу. Первая известная современникам работа мастера – роспись в церкви Рождества Богородицы Пафнутьево-Боровского монастыря около Калуги. Впрочем, работал там молодой художник под началом своего учителя, некоего мастера Митрофана, о котором больше ничего не известно.
Вероятно, при росписях проявился самостоятельный талант ученика, так что в 1481 году его пригласили в Москву для работы в Успенском соборе Кремля. Когда фрески были написаны и царь с боярами пришли принимать работу, то, как пишет летописец, они, «видя многочудные росписи, мнили себя, аки на небесях стоящими…».
Затем по приглашению митрополита Вассиана художники во главе с Дионисием начинают работы над иконостасом в том же соборе. Как и фрески, его работы на деревянной доске маслом удивляют зрителя цветовой гармонией. Но если в живописи на сырой штукатурке палитра цветов выглядит удивительно нежной, полупрозрачной, напоминающей акварель, то в иконах художник прибегает к новаторской технике «усиления цветом». Он кладет мазок одного тона поверх другого, отчего изображение приобретает объемность, выпуклость. Сохранилось более 20-ти настенных изображений мастера: из них «Поклонения волхвов», «Похвалы Богородице», «Алексей, человек божий». Исследователи полагают, что этот образ является автопортретом художника.
После успеха в Москве Дионисий - иконописец получил прозвище «преизящного мастера». Но наиболее ярко творчество Дионисия проявилось после 1500 года, когда он работал в северных и заволжских обителях. Он был приглашен в северные белозерские земли, где вместе со своими сыновьями расписал собор Рождества Богоматери Ферапонтова монастыря. (Он имел троих сыновей – Андрея, Владимира и Феодосия, двое последних пошли по стопам отца и стали иконописцами).
Мастер создал уникальный по красоте и технике ансамбль икон и фресок. Это настоящий гимн Богородице в красках – торжественный, но в то же время радостный и светлый. Доминируют белые, золотистые и зеленоватые цвета, нежные полутона. В целом, изображения порождают праздничное настроение, несут надежду на всепрощение Божье и грядущее Царство Небесное. Чем же так примечательны росписи Ферапонтова монастыря? У обители впоследствии никогда не было достаточно средств, чтобы переписать фрески в угоду новой моде. Поэтому только здесь мы можем увидеть работы мастера в подлинном, неизмененном виде. Среди фресок Ферапонтова монастыря выделяется композиция «О Тебе радуется», проникнутая радостным прославлением Богоматери.

Приложение 6.
Историки 2.
Активный процесс объединения русских земель вокруг Москвы продолжался вплоть до 20-х годов 16 столетия. Образование единого многонационального государства, развитие социально-экономических, политических и культурных связей способствовали завершению процесса формирования русской народности.
К этому времени широкий общественный резонанс приобрела теория, согласно которой Москва была объявлена «Третьим Римом» - центром всего христианского мира (вслед за Первым – Древним Римом и Вторым – Константинополем – столицей Византии). Выдвинутая теория подчеркнула особую значимость созданного государства Российского и во многом предопределила его дальнейший духовный путь развития.
Историки 3.
По сравнению с началом 16 века почти в 2 раза увеличилось количество городов (более 170), которые стали главными очагами общественной и культурной жизни России. Возведение мощных крепостных сооружений в ряде городов, присоединение к России Казани (15552 год), Астрахани (1556 год) и Западной Сибири (1589) потребовали масштабного строительства новых и перепланировки старых городов. В Москву – крупнейший центр общерусской культуры – из разных регионов государства съезжаются лучшие мастера. Здесь происходит упорядочение городской застройки, осуществляются поиски новых архитектурных решений.
Приложение 7.
Покровский храм
Храм Василия Блаженного, который также широко известен как Покровский собор или храм Покрова Божией Матери, – один из самых красивых и древних храмов Москвы, самое главное украшение Красной площади. Вплоть до 17 века Покровский храм чаще называли Троицким, по имени первоначального деревянного храма, стоявшего на этом месте.
Покровский храм был построен в середине 16 века в ознаменование победы русского войска над Казанским ханством, в то время входившим в Золотую Орду. Штурм Казани начался 1 октября 1552 года, в день Покрова Божией Матери, и закончился победой русских воинов, после чего царь Иван Грозный издал указ о строительстве собора, чтобы увековечить эту славную победу и выразить благодарность небесным покровителям.
В 1554 году на Красной площади возле защитного рва, на том месте, где ранее стояла деревянная Троицкая церковь, и был похоронен самый почитаемый русский юродивый – Василий Блаженный, началось строительство нового каменного храма. Легенда гласит, что Василий Блаженный сам собирал деньги на строительство храма, приходил на Красную площадь, и бросал монеты: через правое – пятаки, через левое – копейки, и будто даже воры не осмеливались трогать эти монеты. Перед самой своей смертью, согласно этой же легенде, Василий Блаженный отдал деньги Иоанну Грозному. Правдивость этой легенды установить точно нельзя. Но как бы там ни было, а в 1588 году по велению Федора Иоанновича в Покровском храме был устроен придел Василия Блаженного, куда в серебряной раке поместили его мощи, и собор часто стали называть храмом Василия Блаженного. Была и другая версия названия храма, что царь строит этот храм в память о своем отце великом князе Василии III.
Храм Василия Блаженного строился с 1555 по 1561 год. Воплощали великолепную идею в жизнь строители архитекторы Барма и Постник Яковлевы (возможно, это был один мастер, которого звали Иван Яковлевич Барма). По легенде, Иван Грозный, увидев готовый храм, был поражен его красотой, и не желал, чтобы где-нибудь еще появилось творение столь же прекрасное. Он задал мастеру вопрос, сможет ли тот построить нечто, еще более красивое, на что строитель дерзко ответил: "Могу!". Такой ответ разгневал царя, и тот будто бы приказал ослепить архитектора.
Что же из себя представляет архитектура храма Василия Блаженного? Вокруг центрального шатра расположены восемь глав, которые в плане образуют фигуру из двух квадратов, пересекающихся под углом 45 градусов, и образующих восьмиконечную звезду, которая является символом Пресвятой Богородицы, а также днем Воскресения Христа (по древнееврейскому календарю он был 8-м днем), а также напоминает о Вифлеемской звезде, указавшей волхвам путь к Христу-младенцу. Совмещенные квадраты также символизируют распространение Евангелия на все четыре стороны света.
Центральный престол был освещен во имя Покрова Богородицы, отчего и весь собор стал носить имя Покрова Божией Матери, что на Рву. Освящал храм Митрополит Макарий в июле 1557 года в присутствии Ивана Грозного, но строительство на то время не было закончено и продолжалось в годы правления сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича.
При всем своем внешнем величавом великолепии Покровский собор внутри имеет достаточно скромные размеры. Во время проведения службы внутри могло поместиться очень небольшое количество людей, поэтому во время больших церковных праздников жители Москвы и священнослужители собирались на Красной площади.
Во второй половине 18 века, в годы правления Екатерины II, Покровский собор реконструировали. Были снесены 16 маленьких глав вокруг главных башен, а шатровую колокольню соединили со зданием самого собора. Именно тогда собор стал таким разноцветным, каким мы знаем его и сейчас.

Приложение 8.
Церковь Вознесения в КоломенскомХрам расположен в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, одним из первых каменных шатровых храмов в России.
Возведена в Коломенском в 1529-1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петроком Малым) на правом высоком берегу Москвы-реки. Возможно, храм был возведен в честь рождения сына великого князя Василия III, будущего царя Ивана Грозного.
Первоначальное убранство интерьера церкви не сохранилось. По-видимому, оно было богатым, ведь церковь предназначалась для царской семьи.
Церковь выполнена из кирпича с многочисленными белокаменными элементами декора в виде центрического храма-башни; её высота составляет 62 метра. План представляет собой равноконечный крест. Внутреннее пространство храма сравнительно невелико - чуть более 100 квадратных метров. Церковь стоит на подклете (нижнем, цокольном этаже храма), состоит из двух плавно переходящих ярусов – крестообразного четверика (четырехгранное, часто квадратное в плане сооружение), соединенного ступенчатыми килевидными кокошниками с восьмериком (восьмигранный в плане объем, сруб со скошенными углами), увенчанный стройным шатром с маленькой главкой.
Устойчивость и устремленность ввысь придавали формам широкие галереи с тремя лестничными сходами, поднятые аркадой на уровень подклета. Три ряда стрельчатых кокошников украшают и оживляют гладкие стены храма. Мастеру удалось создать ощущение невесомости, легкости камня. Между тем толщина кирпичных стен достигает почти двух метров. 28-метровый шатер увенчан низкой полусферической главкой. Сверху он как бы покрыт легкой, изящной сеткой из нитей белокаменных бусин, образующих ромбовидный орнамент.

Приложение 9.
Годуновская школа живописи
Годуно́вская шко́ла и́конописи — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века в стремлении возродить традиции дионисиевского искусства путём следования древнему иконописному канону. Наиболее ярко иконописная школа проявилась в ряде произведений, связанных с именем царя Бориса Годунова, отчего и получила своё название. Хотя вкладные иконы и лицевые рукописи Годуновых в Ипатьевском и в других монастырях и храмах характеризуются определённым единством стиля, выделение «годуновской школы» носит достаточно условный характер, поскольку зачастую одни и те же иконописцы создавали произведения, относимые и к «годуновской школе», и к противопоставляющейся ей «строгановской школе» иконописи.
Особенности:
Канонические образы соседствуют с изображениями, свидетельствующими о поисках новых средств выражения путём обращения к разным источникам (византийские и западные произведения живописи, впечатления живой натуры).
Многофигурные сцены с попыткой дать толпу людей в виде компактной многоголовой группы, одна композиция часто содержит несколько эпизодов.
Сочетание плотных охряных, киноварно-красных и густых зеленовато-синих тонов.
Заметно желание передать материальность предметов, хотя в этом направлении делаются лишь первые шаги.
Фигуры представлены в разнообразных позах и быстрых движениях, излюбленный тип лица — с острым носиком и маленькими зоркими глазами.
К годуновской школе иконописи относятся: росписи Грановитой и Патриаршей палат Московского Кремля, стенопись Спасо-Преображенской церкви в Больших Вяземах, стенопись церкви Благовещения в Сольвычегодске, часть росписи Смоленского собора Новодевичьего монастыря, которая датируется концом XVI века.
Приложение 10.
Строгановская школа живописи
Строгановская школа иконописи — русская школа иконописи, сложившаяся в конце XVI века. Получила своё название по имени богатых купцов-солепромышленников Строгановых, поскольку наиболее ярко проявилась в ряде произведений, связанных с их именем. Лучшие мастера школы были московскими иконописцами, работавшими в царских мастерских. Строгановы ввели в области иконописания разделение труда между иконописцами узкой специализации: «личник», «доличник», мастер «палатного письма», и т. п.
Особенности:
1. Пейзажные панорамы. Впервые в истории древнерусской живописи художники строгановской школы открыли красоту и поэтичность пейзажа. На фонах многих икон показаны пейзажные панорамы с овражками и лесными полянами, с холмами, поросшими золотолиственными деревьями, травами и цветами, с извилистыми серебристыми реками, со множеством зверей и птиц.
2. Для живописи Строгановской школы смутного времени характерно отсутствие праздничности и цветности, сумрачность цветовой гаммы, изображения защитников Родины (Сергей Радонежский, святые Борис и Глеб, другие).
3. Развитие связей России с другими странами сказалось и на искусстве, которое стало утрачивать каноны, приобретать более светский характер, расширять тематику изображений.
Лучшие образцы Строгановской живописи принадлежат кисти главы Оружейной палаты Симона Ушакова, работавшему во второй половине XVII века. Известны такие его работы как икона «Спас нерукотворный» (где мастер в выразительном крупном изображении лика смог продемонстрировать мастерство светотени, передачи анатомии, шелковистости волос и бороды, выражения глаз), работа «Насаждение древа государства Российского» с изображением богоматери владимирской в центре, кремлёвской стены в нижней части и медальонов - портретов самых значительных деятелей древней Руси на ветвях древа, картина «Воевода Скопин-Шуйский», представляющая собой парсуну (от слова «персона»), появившийся при нём тип портретного изображения, в то же время сохраняющий технику, стилистику и образный строй иконы. В выписанных Ушаковым портретах митрополитов и членов царской семьи он стремился к достижению портретного сходства.
Другой известный художник того времени — родившийся в Костроме Гурий Никитин, ярко и декоративно расписавший, в частности, иконостас церкви Ильи Пророка в Ярославле.
Наиболее известные представители: Прокопий Чирин, Никифор, Назарий, Фёдор и Истома Савины. Старший — Истома Савин — был государевым иконописцем, Степан Арефьев, Емельян Москвитин.
Приложение 11.

Найдите и отметьте на схеме цифрами следующие элементы:
Лопатка
Прясло
Закомара
Аркатурный пояс
Барабан
Купол
Апсида
Портал

Приложенные файлы


Добавить комментарий