«Классный час «Мы разные — в этом наше богатство, мы вместе — в этом наша сила»

Начало XXI века человечество встречает на пике расцвета научного и технического прогресса. Но, начиная со времён средневековья, с уст людей не сходит слово «чума». Эта болезнь в наше время проявляется в духовной сфере.

Мы считаем, что этим медицинским термином можно сегодня обозначить совокупность вирусов терроризма, национализма, расовой и религиозной нетерпимости, которые поражают общество. Именно нетерпимость рождает войны, ставит людей в положение убийцы или жертвы войны, лишив права на жизнь, оставив без крова и средств к существованию. Таков удел беженца, вынужденного переселенца. Конечно правительство может помочь материально, может помочь найти место под солнцем. Но крик о помощи может разбиться о каменные глыбы человеческого равнодушия, непонимания, неприятия. Мы считаем, что значительная доля ответственности за исход борьбы с современной «чумой» лежит на сфере образования. Именно преподаватели пытаются сформировать образ мыслей подрастающего поколения.
Понятие «милосердие» изначально должно быть заложено в мыслях и сердцах наших студентов – иначе нам предстоят тяжёлые дни разочарований и утрат.
В юном возрасте хорошо развито воображение. Создавая проблемные ситуации, преподаватель может может попытаться, используя это качество подростков, перенести их в реальную, но далёкую от них действительность. Это поможет не только узнать о событии, но и стать непосредственным, хотя и «виртуальным», его участником.
В течение учебной пары (1,5 астрономического или 2 академического часа) кто-то из студентов попробует решать проблемы, стоящие перед правительством, кто-то окажется в трудном положении беженца или вынужденного переселенца и будет искать путь к достойной жизни, кто-то возьмёт на себя ответственность за судьбы других людей.
В процессе ролевых игр, тренингов, тестирования формируется умение рассуждать, анализировать, формулировать свою позицию и доказывать её правильность.
Таким образом подросток – с помощью педагога – моделирует для себя ситуацию и осуществляет выбор модели поведения в ней.
Конечно, трудно ручаться, что подросток, ощутив чужой страх безысходности и чужой груз ответственности, сразу приблизится к идеалу. Всё же, думается, в будущем ему будет намного сложнее оставить людей без крова, расстрелять из пулемёта невинных, остаться равнодушным к чужой боли.
Души человеческие должны быть милосердными.







Цели и задачи:

- формирование у студентов умения анализировать проблемные ситуации, защищать свои убеждения в корректной форме;
- регулирование и укрепление межличностных отношений, стимулирова- ние самовоспитания;
- содействие в выборе правильной модели поведения на основе анализа
полученной информации;
- ознакомление учащихся с этимологическими корнями слов, персонажей
народного фольклора;
- воспитание толерантных взаимоотношений.


Формы и методы:

- беседа;
- ролевая игра;
- тренинг;
- анкетирование.


Оборудование:

- телевизор;
- видеомагнитофон;
- компьютер;
- проектор;
- карточки с описаниями проблемных ситуаций;
- анкеты;
- плакаты с определениями.


Учащиеся распределяются по группам. При этом они не должны заранее знать те вопросы и проблемные ситуации, с которыми им придётся столкнуться на занятии. Ознакомившись с содержанием карточек, они представляют свою точку зрения, доказательно её аргументируют и делают предварительные выводы.
По-другому действует «экспертная группа», которая состоит из 3-х человек. Они готовят свои выступления заранее, уже в процессе подготовки к классному часу ознакомившись с предлагаемой информацией.
Свои заключения (это обязательное условие) эксперты строят на принципах в соответствии с основными положениями Всемирной декларации прав человека и международного гуманитарного права.
Ход занятия

Примечание
Содержание


1-й ведущий:
/слайд № 1/
















2-й ведущий:





1-й ведущий:
/слайд № 2/
Студенты:
/предполагае-мый ответ/

1-й ведущий:
Студенты:
/предполагае-
мый ответ/


2-й ведущий:

Эксперт:
/слайд № 3/










2-й ведущий:
Студенты:
/предполагае-мый ответ/
2-й ведущий:










Студенты:
Мотивационная беседа.
Ворона сидела на ветвях апельсинового дерева, а по газону дворцового парка расхаживал павлин. Ворона возмущённо каркала: «Как только можно разрешать такой странной птице входить в этот парк? Она вышагивает так надменно, будто это сам султан, а ведь у неё ужасно безобразные ноги, а перья – какой жуткий цвет! А хвост – она тащит его за собой, словно лиса!»
Ворона выжидающе замолчала.
Павлин ничего не отвечал, а потом заговорил с улыбкой: «Я думаю, твои слова не соответствуют действительности. Ты говоришь, что я надменный только потому, что я хожу с поднятой головой. На самом же деле я знаю, что мои ноги в кожистых складках, это мне неприятно, поэтому я поднимаю повыше голову, чтобы не видеть их. Ты видишь только мою безобразность, а на красоту ты закрываешь глаза. Ты никогда не задумывалась, почему люди восхищаются тем, что ты называешь во мне безобразным? Почему ты не видишь меня таким, какой я есть?»
На уроках обществознания и литературы мы уделяли много времени беседам о межличностных отношениях, моральных нормах поведения, необходимости и конструктивности взаимопонимания. Тема сегодняшнего классного часа является логическим продолжением разговора о культуре и общения и поведения.
Давайте вернёмся к басне и рассмотрим позиции вороны и павлина. Охарактеризуйте, пожалуйста, позицию вороны.
Ворона, видя, видя, что проигрывает в сравнении с павлином, и не имея возможности повысить свои достоинства, желает опорочить красоту павлина и указывает ему на его недостатки, намеренно игнорируя достоинства. Это позиция агрессивности.
А теперь дайте характеристику позиции павлина.
Павлин действует совершенно иначе. Он отказывается от общепринятой в обществе позиции «сама такая» и признаёт некрасивость своих ног. Но! При этом он показывает, что ворона ищет в нём те недостатки, которых на самом деле нет. Это позиция толерантности.
Спасибо. А теперь давайте попросим «группу экспертов» раскрыть определение «толерантность».
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства мнений партнёров, отказ от доминирования и насилия. Толерантность предполагает готовность человека принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. При этом толерантность не является отношением безразличия или приспособления к другому. Она и не предполагает жертвенной позиции (если тебя ударили по одной щеке, подставь другую) – полного отказа от собственных интересов. Будь таким, чтобы не хотелось ударить даже в первый раз. Это активная позиция сторон, заинтересованных в совместном результате, сотрудничестве.
Как развить в себе столь полезную позицию?
Нужно быть сильным (физически и морально), справедливым, принимать людей такими, какие они есть.

Совершенно верно. А для этого нужно понять, что нет в мире двух абсолютно одинаковых вещей, потому что ни одно существо в мире не может вместить в себе всё многообразие мироздания. Потому-то мы все разные. Но в этом наше богатство. Бог, само мироздание разделило нас на расы, нации, народы. У каждого народа своя вера, боги, обычаи, ярко выраженные черты характера. Пылкие, эмоциональные южане не могут быть похожими по характеру на холодных неторопливых северян.
Как вы думаете, кто виноват в том, что мы такие разные, так не похожи друг на друга?
Разнообразная природа Земли делает такими же разными и наши привычки, обычаи, цвет кожи, разрез глаз.


2-й ведущий:
Практическая часть.
Сейчас я хочу предложить вам принять участие в тренинге под названием «С кем ты?»
/проводится тренинг/


1-й ведущий:
/слайд № 4/



















/слайд № 5/






/слайд № 6/



2-й ведущий:
/слайд № 7/
Студенты:
2-й ведущий:
/слайд № 8/


Студенты:
1-й ведущий:




/слайд № 9/




/слайд № 10/







/слайд № 11/





1 эксперт:


2 эксперт:
3 эксперт:

1 эксперт:

2 эксперт:


3 эксперт:


2-й ведущий:

















Студенты:
2-й ведущий:

/делает вывод/:



















Студенты:
2-й ведущий:
/делает вывод/









Студенты:


/слайд № 12/

2 эксперт:











3 эксперт:





Познавательная часть.
Всё в нашем мире разделено на противоположности. Судите сами: правый – левый, верх – низ, мужчина – женщина Но самое, пожалуй, наболевшее разделение – это старики–молодёжь и богатый – бедный.
Молодёжь считает стариков никому не нужными, забывая, что у старшего поколения накоплен громадный опыт жизни и им уже (с точки зрения природы) не нужна молодая сила и прыть. Они могут себе позволить жить не торопясь. А ворчат и ругаются старики оттого, что неравнодушны к молодёжи, которая в виду неопытности не видит в будущем последствий своих легкомысленных поступков. А ведь отцы и дети – это сильнейший тандем: что может быть крепче мудрости и силы, соединенных вместе?
Униженными и оскорблёнными оказались люди, живущие за чертой бедности. Самые гордые из богачей считают ниже своего достоинства находиться на равных с ними. И зря. Многие из бедных сознательно не стремятся к большому богатству, справедливо считая чистоту души и честность перед самим собой наивысшим богатством. Бедные же ругают богатых за их вороватую натуру, алчность, гордость и продажность. Опять же – зачастую зря.
Даже близнецы имеют разный характер. Да что говорить! Две внешне абсолютно одинаковые капли будут разными по своей структуре.
А уж если говорить о талантах и возможностях, то в одного человека все возможные таланты не вложишь – одной человеческой жизни не хватит на их реализацию. Таланты бывают разные. Но нет среди них хороших или плохих. Профессор Дамблдор из мирового бестселлера Джоан Роулинг «Гарри Поттер» выразил точку зрения всех толерантно мыслящих людей: «Не важно, какие таланты в тебе заложены. Важно то, как ты их будешь использовать».
К чему может привести попытка сделать всё и всех одинаковыми, подогнать под единый стандарт?
К войнам, к геноциду народов, к насилию.
Совершенно верно. Обратимся к истории.
Монголо-татарское иго. Нация монголо-татар ставила свои привычки, образ жизни, религию, законы выше других наций и народов. К чему привело такое отношение?
К геноциду русской нации и ответной ненависти на века.
Ни одна славянская душа не может без негодования читать о зверствах монголо-татар в учебниках истории России. Как себя при этом чувствует сидящий рядом татарин? И не писать об этом нельзя – это наша история, это нельзя забывать хотя бы потому, что такое не должно повториться.
Наполеон желал весь мир офранцузить, так как считал именно французскую нацию истинными ценителями прекрасного. Однако «истинные ценители» грабили дома, убивали мужчин и насиловали женщин. Грабя и убивая армия быстро превратилась в неуправляемое стадо.
Фашистская Германия. Адольф Гитлер желал немцев сделать единственной правящей нацией Земли, остальных поработить или уничтожить. Фашисты уничтожили самих себя., они стали моральными уродами: нельзя любить ребёнка своей нации и при этом мучить и расстреливать других детей. Кроме того, уцелевшие потомки нацистов, оставаясь порядочными людьми, долго ещё не смогут без стыда глядеть в глаза каждому европейцу и россиянину.
Неофашизм, экстремизм – это новая позорная страница истории уже нашего поколения. Она не должна быть дописана.
Попросим «группу экспертов» дать основные понятия, связанные с проявлением нетерпимости.
/Эксперты читают определения, ведущие поочерёдно раскрывают плакаты/
Нацизм – крайняя форма экстремизма, основанная на национальном признаке, господство над другими нациями (фашизм).
Национализм – форма национального самосознания.
Ксенофобия – любая постоянная боязнь, ненависть к иностранцам.
Дискриминация – ограничение в правах части населения по расовому, национальному или религиозному признакам.
Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Одно из тягчайших преступлений человечества.
Расизм – противоправная национальная политика, форма дискриминации, ставившая целью угнетение представителей одной расы другими.
С каждым годом сложная миграционная ситуация по г.Москве всё более набирает обороты: приток мигрантов увеличивается. Соответственно растёт приток детей мигрантов и в нашем колледже. На нашей площадке учится примерно
20 % представителей неславянских наций: среди новичков, например, в 15 группе есть грузин, армянин и азербайджанец. Несмотря на недавний военный конфликт между армянами и азербайджанцами, ребята уже стали неразлучными друзьями. Приятно отметить, что в стенах нашего колледжа нет проявлений нетерпимости к представителям неславянских национальностей. Подтверждением моих слов станет отношение к юному эфиопу из группы № 13 Синдимво Кристиану: ребята настолько радушно его приняли, что Кристиан почувствовал себя настоящей звездой.
Однако же не от хорошей жизни люди покидают свою родину, чтобы навсегда остаться жить в другом государстве.
Как вы думаете, каковы причины национальных конфликтов в наше время?
/дают самые разнообразные ответы/
/записывает ответы студентов на доске, распределяя их по двум группам: экономическая основа и политическая основа/.
Сегодняшние экстремизм и неофашизм имеют под собой экономическую и политическую основы. С одной стороны восточные народы нужно понять в их стремлении найти стабильность и безопасность. Но ведь и родину свою забывать и предавать нельзя: кто, если не они сами, будет наводить порядок и бороться за справедливость на их настоящей родине? Кроме того, не бывает дыма без огня: слишком уж по-хозяйски стали вести себя многие гости с Юга. Это факт, с которым сталкиваются москвичи всё чаще. Вот и получают «гости» в ответ взрыв шовинизма, взращенный на тотальном бескультурье молодого поколения, готового к драке по любому поводу. Немаловажную роль играет и тот факт, что Россия на данный момент заполнена на одну пятую часть теми русскими, которые в 1989-1992 гг. были «огнём и мечом» изгнаны с территорий Узбекистана, Таджикистана, Киргизии и других южных бывших союзных республик. Но и это изгнание родилось тоже не на пустом месте. Оно целых 70 лет созревало в умах восточного народа, прибитого доминирующим русским языком, русской культурой, преобладающим русскоязычным населением.
Возникает новый вопрос. Как не допустить новые войны?
/отвечают, ответы записываются на доске ведущим/
Только понимание истинных причин возникновения конфликта даст возможность предотвратить его страшные последствия, искоренить из сердца ненависть. Но! Покаяние должно быть обоюдным, раскаяние – искренним. А народ, перешедший грань насилия и убийства, должен помнить о совершённом и прощенном преступлении, чтобы потомки не смогли совершить его вновь.
К сожалению, человечество не отказалось от военного урегулирования конфликтов. Остановимся на тяжёлых судьбах людей, оставшихся без средств к существованию.
Как вы думаете, в такое положение чаще попадают участники боевых действий или мирные жители?
/приходят к выводу, что мирные жители – основные жертвы военного противостояния, так как не готовятся к новой ситуации и не могут на неё влиять/.
Те, кто оказался в силу обстоятельств «на линии огня», вынужден бежать, спасая свою жизнь и жизнь своих близких.
Беженец – это лицо, которое не является гражданином РФ и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой этой страны или не желает пользоваться такой защитой вследствие таких опасений; или, не имея определённого гражданства, находясь вне страны своего прежнего обычного места жительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в неё вследствие таких опасений.
Вынужденный переселенец – гражданин РФ, покинувший место жительства вследствие совершённого в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах, либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определённой социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.


2-й ведущий:
Практическая часть.
Теперь, когда мы получили представление о сущности основных понятий: «толерантность», «беженец», «вынужденный переселенец», будем работать по группам. Каждая группа получает задание решить проблемную ситуацию, анализируя её и делая выводы, которыми вы поделитесь с нами. Экспертная группа поможет разобраться, насколько верны прозвучавшие высказывания.
/анализ проблемных ситуаций/


1-й ведущий:








1-й эксперт:
/слайд № 13/











/слайд № 14/







/слайд № 15/

2 эксперт:




/слайд № 16/



/слайд № 17/












3 эксперт:
/слайд № 18/


















1-й ведущий:







/слайд № 19/



/ слайд № 20/

/слайд № 21/

/слайд № 22/


/слайд № 23/


/слайд № 24/






/слайд № 25/
2-й ведущий:
Студенты:
1-й ведущий:
Студенты:

2-й ведущий:
Студенты:


Познавательная часть
Многие люди в своих бедах и бедах страны склонны винить правительство. Правительство, конечно, играет немаловажную роль, но уровень толерантности зависит большей частью именно от простых людей, от того, как они относятся друг к другу. Нам так сейчас необходимо почувствовать себя единым целым, человечеством, эпохой людей, помнящих своё родство друг с другом. Ведь именно в наше время учёные открывают такие тайны и загадки происхождения людей. Что только диву даёшься. Ребята из экспертной группы расскажут нам о них.
Например, выяснилось, что истинными арийцами являются иранцы, индийцы, русские, греки, армяне и другие народы. Это наименование в значении «благородные» закрепилось за индийскими ариями, а название страны – Иран. Русские и древние индоарийцы являются близкими родственниками. Было доказано, что разговорный русский язык и язык священных древнеиндийских текстов, санскрит, содержат множество одинаковых слов. Например, у многих народов название птицы связано с понятием «рожать». Поэтому в русском – «курица», а по-осетински «Курин» - рожать. Душа могла перемещаться в дерево. Русским знакомо название дерева «ветла», а на древнеиндийском «ветала» - злой дух. По-русски «сосна» а на иранском «сос» - дух. На латышском «риебт» - впадать в экстаз, а по-русски «робеть» - стесняться и бояться Бога. Посмотрите на кокошник знатной этрусской дамы. Чем не русский народный? А наши современные имена? Их повторение в языках разных народов доказывает наличие общих корней. Только вслушайтесь: Элен (франц.), Хэлен (англ.), Элените (прибалт.), Елена (греч.); Полина, Паулина, Пола, Паола, Павла, Павлина; Йохан, Иоганн, Иоанн, Эван, Айвэн, Иван. И таких имён можно привести в пример ещё очень много.
А якобы фашистская свастика повторяется не только на русских вышивках, но и на обложке индийского магического трактата.
Русская национальная вера имеет общие корни с индийской, исламской и даже египетской. Египетская богиня Исида с младенцем Гором на руках удивительно напоминает Деву Марию с младенцем Иисусом. Практически все древние народы знают Творца Вселенной, создавшего мир. В Индии это – Брахма. В Древней Греции – Уран. У русских – Вышень, Вышний. Кроме того, русский Крышень и индийский Кришна обладают одинаковыми полномочиями созидания. А исламский Иса практически соответствует по своим деяниям нашему Иисусу. А троичная система? Какому русскому не знакомы выражения «три дня и три ночи», «Бог троицу любит», «тридевятое царство, тридесятое государство»? В «Слове о полку Игореве» упоминается, например, о веках Трояна. Кто такой этот Троян? Оказывается, Троян – это обязательный принцип триединства божества, Триглав. У индусов – Тримурти. У русских – Троица. Только у индоариев Триглав составляли одни и те же божества – Брахма, Шива и Вишну, а у русских разные. Принцип Триглава лежал и в сказаниях народов всего мира об устройстве мира, разделённого анна Правь, Явь и Навь. Доказательством может послужить нахлдка средневекового украшения, найденного в Северной Норвегии. Ныне этот символ стал гербом Украины.
Много общего у разных народов и среди сказок и сказочных персонажей. И даже, казалось бы, такой совершенно руссконародный персонаж как Баба Яга является глубоко собирательным образом. Баба Яга как образ абсолютного зла присутствует в сказках всех народов. Мыслит и действует она везде одинаково. Вот только имена ей дают разные: Баба Яга, Алмауз Кампыр, Лаума и др. Владимир Яковлевич Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» пришёл к выводу, что речь идёт о трёх совершенно разных персонажах. Это Яга-дарительница, к которой приходит герой. Яга-похитительница, которая похищает детей и пытается их изжарить и съесть. Яга-воительница. Каждый из этих типов имеет свои национальные черты. Скандинавская Яга – суровая богиня смерти Морана. Русская несёт черты миролюбия, помогает героям достичь целей. А вот полёты в ступе, похищение детей и зверские пытки людей – это черты Яги кочевников-аланов. В древности у них был матриархат, поэтому конное войско в бой вела женщина. Она скакала впереди на своём быстром, как ветер, скакуне. Притороченный к её седлу походный котёл был впоследствии заменён ступой, а копьё – метлой.
Надеюсь, нам удалось убедить вас в том, Что совершенно разные по культуре, религиозным воззрениям, национальным традициям народы имеют общие корни.
Хотя мы разные, но мы вместе – в этом наша сила. У каждого человека есть свои таланты и умения Что значит «дружба»? Это объединение талантов и умений в единое целое, нерушимую крепость. Эту идею поддерживает вся мировая культура. Возьмём литературу и кинематографию.
Неважно, какой цвет кожи у тебя, важно, что ты меня понимаешь, а вместе мы поможем девочке пережить смерть мамы. Об этом идёт речь в фильме американских кинематографистов «Коррина, Коррина».
Даже самым необычным существам нужны помощь, любовь и понимание.
А немецкая «Золушка» стала не только интернациональной, но и любимой сказкой детей и взрослых.
Самым толерантным явлением оказывается музыка. Язык нот один для всех людей. В оперетте, например, музыка одна для всех, а слова на каждом языка разные.
Василий Ливанов, исполнитель роли Шерлока Холмса, признан англичанами лучшим Шерлоком Холмсом мирового кино.
В 1977 году кинематографисты трёх стран – СССР, Румынии и Франции – сняли художественный фильм «Мама», в основу которого легла русская народная сказка «Волк и семеро козлят».
Все эти примеры говорят о том, что простой народ в отличие от политиков быстрее находит общий язык для понимания: через искусство и культуру.
Мы вместе – в этом наша сила.
Почему Русь позволила себя завоевать монголо-татарам?
Потому что раздроблена была по отдельным княжествам.
Почему Наполеон был разгромлен в России?
Потому что на защиту Отечества плечом к плечу встали крепостной крестьянин и дворянин.
Почему СССР победил фашизм?
Потому что был мощный тыл на Востоке. Ташкент кормил хлебом всех подряд: и чёрненьких, и беленьких, и украинцев, и узбеков.



2-й ведущий:
Практическая часть.
В заключение я предлагаю вам пройти тест «На сколько Вы толерантны?»
/проводится тестирование, подсчитываются баллы и выводятся результаты/


1-й ведущий
Заключительное слово
Родина наша – Россия – сильное государство, к слову которого прислушиваются в решении межгосударственных конфликтов. И происходит это потому, что сила нашей Родины – в единстве наций и народов, её населяющих. С древнейших времён Россия была сторонницей мирных отношений между народами. Мы должны продолжать традиции дружбы и взаимопонимания между народами. На территории России проживают представители более 100 национальностей и народов. Население России изъясняется примерно на 150 языках. И для того, чтобы Родина наша стала такой цветущей и могучей, какой её видят писатели-фантасты, ваше поколение должно учиться толерантности. А, проще говоря, уметь дружить.


























Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Технологический колледж № 28





Классный час
на тему:

«Мы разные – в этом наше богатство.
Мы вместе – в этом наша сила»
в рамках городского этапа четвёртого международного конкурса образовательных проектов «Диалог – путь к пониманию» по вопросам интеграции мигрантов средствами образования.



Подготовили и провели:
преподаватель общественных дисциплин
Орловская Светлана Сергеевна 1961г/р.,
преподаватель русского языка и литературы
Безина Елена Давыдовна 1970г/р.













Москва
2009г.
15

Приложенные файлы


Добавить комментарий