«Конспект урока по теме «В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.»


Олейник Надежда Петровна
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Карасаевская СОШ»
Название предмета: литература
Класс: 11
УМК: Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. [Л. А. Смирнова, О. Н. Михайлов, А.М. Турков и др.; сост. Е. П. Пронина]; под ред.
В. П.Журавлёва. 16-е издание.- М.: Просвещение. 2011.
Уровень обучения: базовый
Тема урока: В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Художественный мир ранней лирики поэта. «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно». Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики. «Прозаседавшиеся» и др.
Общее количество часов, отведенное на изучение темы: 2 часа
Место урока в системе уроков по теме: №1-2 урок в системе уроков по теме «Лирика
В.В. Маяковского»
Цель урока: создать условия для изучения жизни и творчества Маяковского.
Задачи урока:
- образовательная: углубить и расширить знания учащихся о жизненном пути В.В. Маяковского, познакомить учащихся с произведениями ранней лирики Маяковского, новаторским характером его поэзии, своеобразием лирического героя,
- развивающая: совершенствовать навыки анализа лирического произведения, умения сравнивать, обобщать и делать выводы, развивать исследовательские умения, навыки выразительного чтения;
- воспитательная: воспитывать интерес к творчеству поэта; любовь к поэзии, культуру чтения, формировать правильное понимание поэзии Маяковского
Планируемые результаты:
учащиеся должны знать:
- биографию и произведения В. В. Маяковского, основные отличительные черты его поэзии; основные термины по теме «Лирика».
учащиеся должны уметь:
- анализировать лирическое произведение; выразительно читать наизусть поэтические тексты, самостоятельно осуществлять поиск и отбор нужной информации по заданной теме.
Дополнительное методическое и дидактическое обеспечение урока: портрет Маяковского, приложение с текстами стихотворений, аудиозапись стихотворений.
Урок №2
Ход урока.
I. Организационный момент.
Включает в себя приветствие учителем класса, проверку готовности кабинета к проведению урока, проверку отсутствующих.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
На доске записи:
«Его место в революции, внешне столь логичное, внутренне столь принужденное и пустое, навсегда останется для меня загадкой» (Б. Пастернак).
«А я скажу, что без Маяковского русская революция бы сильно потеряла, так же как сам Маяковский – без Революции» (М. Цветаева).
«Стихи и революция как-то объединились в голове». В.В. Маяковский.
Учащиеся определяют тему и цели урока.
Пафос революционного переустройства мира.
Учитель.   "О, четырежды славься, благословенная! " - такими словами встретил Маяковский Великую Октябрьскую социалистическую революцию. С Октября 1917 года начинается новый этап в его творчестве, этап, обусловленный, прежде всего, изменениями действительности. Резко меняется тональность стихов.
Господствующий в дооктябрьском творчестве поэта пафос решительного отрицания враждебной человеку действительности, саркастическое, гротескное ее изображение (персонажи сатирических гимнов, образ повелителя Всего) , мрачные картины людского горя, страданий уступают место мажорному, одическому утверждению начавшихся в стране коренных перемен. Запись в тетрадь. «Наш марш», «Радоваться рано», «Левый марш», два приказа «Приказ по армии искусств», «150 000 000», отчасти «Мистерии-буфф». Для Маяковского «революции нет без насилия». Обложив мир сплошным «Долой!», любого сомневающегося в необходимости революционного давления Маяковский обзывает обывателем, а «демократизмы, гуманизмы» откровенно зачисляет в разряд самых ядовитых противников.А мы –не Корнеля с каким-то Расином –отца, –предложи на старье меняться, –мыи егообольем керосиноми в улицы пустим –для иллюминаций.Задачи, поставленные перед искусством революцией Маяковскийсформулировал в стихотворениях «Приказ по армии искусства», «Приказ №2 армии искусств». Прочитаем. (карточки для учащихся )
 Искусство должно стать массовым, объединить людей на началах новых революционных идей: «Улицы – наши кисти./ Площади – наши палитры». 
Искусство – главная идеологическая сила. «Бросьте!/ Забудьте, плюньте/ и на рифмы,/ и на арии,/ и на розовый куст,/ и на прочие мелехлюндии/ из арсеналов искусств». 
Искусство должно способствовать строительству нового общества: «Товарищи,/ дайте новое искусство -/ такое,/ чтобы выволочь республику из грязи». 
Вывод:Новое искусство ставило задачу поиска новых форм, способных пробудить сознание масс. Анализ стихотворения «Левый марш». Запись в тетрадь.
История создания стихотворения «Левый марш»: 17 декабря 1918 года стихотворение было прочитано в Матросском Театре Петрограда. 
Выразительное чтение стихотворения или прослушивание
Стихотворение приобрело огромную популярность: под его ритм училась походному маршу отправлявшаяся на гражданскую войну молодёжь, его читали хором колонны демонстрантов. 
Что отвергает и что утверждает в стихотворении Маяковский, как достигает своей поэтической задачи, ответим, анализируя стихотворение. Запись в 2 колонки в тетради. Читаем.
Отвергает Утверждает
Словесную кляузу;прежнюю историю («Клячу истории загоним» - ирония);«горы горя» (метафора, аллитерация);голод;«мора море» (метафора, аллитерация). Власть «товарища маузера» (метонимия);Коммуну – новую форму власти;«солнечный край» (эпитет). В основе композиции старый мир, который защищает Антанта и контрреволюция, противопоставляет революционной России - Какой приём лежит в основе композиции стихотворения? (Антитеза)- Кто является главным героем стихотворения? (Матросы - коллективный герой). - Какими создает поэт матросов? (Их отличает боевой дух, внутренняя сила, дисциплинированность и организованность).- главный образ создается с помощью рефрена «Левой», маршевого ритма стихотворения, риторических вопросов и восклицаний. 
Рефрен - стих или строфа, в определенном порядке повторяющиеся в стихотворении – запись в тетрадьВывод. Новая поэзия - особого рода. Суть её - в качестве переживания лирического героя. Автор выражает не индивидуальные чувства, а мысли и чувства, владеющие многими.  Запись в тетрадь:  Судьба одного человека соотносится с судьбой народа. Прошло время митингов, настал момент действовать. Предложения короткие, с обилием глаголов, подчеркивающих ритм стиха.
Работа с картиной А.А. Дейнека «Левый марш»Учитель: Основную мысль стихотворения «Левый марш» точно почувствовал А.Дейнека, создав картину с тем же названием.
- В чём заключается эта идея?- Кого видим на первом плане? (мы видим чётко прорисованные фигуры матросов, освещённых солнцем). - Как художник показал устремленность в прекрасное будущее? (Матросы одновременно делают шаг вперёд как одно целое, как «мы» у Маяковского вместо обособленного «я»). Какое значение имеют ярко нарисованные красные флаги? (Эти люди начинают новый этап в жизни страны)Вывод: Можно по-разному относиться к поэзии В.Маяковского революционного содержания, выразившей дух времени, эпохи крутого перелома, противоречивой и сложной. Но поэтом двигало чувство любви к людям, перед своим читателем он был абсолютно честен и уже этим заслуживает уважение и понимание потомков.      
Сатирический пафос лирики Маяковского.
Слово учителя. Творчество Маяковского было чрезвычайно актуально для современников поэта, оно актуально и для нас, его потомков. Чего стоят одни только сатирические произведения. Кажется, невозможно назвать отрицательное явление, которое не попало бы под увеличительное стекло поэта-сатирика: хулиганство, предательство, бюрократизм, обывательщина, злословие, подхалимство:А язык?!
              На метров тридцать
                  Догонять
                              Начальство
                                          Вылез...
Актуальность сатиры В. В. Маяковского хочется донести и вам, вступающим во взрослую жизнь, в мир, который не без добрых людей, но и не без плохих, к сожалению, тоже. Приходится так часто встречаться с хамством, грубостью, ложью, что трудно не унизиться, не потерять свое человеческое достоинство.
Поэзия Маяковского, «призывающая к вечной драке со злом», его вера, его стихи становятся жизненно необходимыми, как и он сам, Владимир Маяковский, ...человек, воплощавший в себе то, чего часто не хватает сегодня нам, чего мы ищем друг в друге и очень редко находим.
Уже в ранних стихотворениях в сатирическом ключе предстает мир «жирных» обывателей, смотрящих «устрицей из раковины вещей».
2. Подготовленный ученик  читает  наизусть  стихотворение «Нате!», 1913 г
Учитель. Откровенные и убедительные слова Маяковского сквозь пелену десятилетий долетели и до наших дней. Своей поэзией он заложил основу своего и нашего будущего. Известный российский деятель культуры С. В. Образцов так писал об этом: «Вот сколько лет прошло, а забыть исповеди Маяковского, его разговора с будущим, его отчета за всю свою жизнь, пронизанную борьбой за правду, за чистоту, за счастье тех, кто будет жить после него, я не могу. Навсегда врезалось это в мою память, будто выжжено в ней».
III. Чтение  и  анализ  стихотворений  «Прозаседавшиеся», «О дряни». Работа в группах.
В течение 10 минут необходимо:
- подготовить выразительное чтение отрывков,
- определить идейно-художественное своеобразие стихотворения,
- проявление видов комического в предложенном тексте,
- ответить на вопросы, написанные на доске. /
3). Заслушать ответы учащихся.
1 группа. Анализ стихотворения – «Прозаседавшиеся».
В 1922 году выходит в свет стихотворение «Прозаседавшиеся». Тенденция к увеличению бюрократического аппарата наметилась уже в первые годы советской власти. С невероятной быстротой стали возникать учреждения, погрязшие в непрерывных заседаниях, собраниях, имитирующие кипучую деятельность, но далекие от истинных нужд народа. Основные приемы сатиры — ирония, гротеск, фантастика.
Используя прием доведения качества до абсурда, Маяковский придумывает «Объединение ТЕО и ГУКОНА», т. е. театральное объединение соединяет с Главным управлением конезаводов. И наоборот, Главкомполитпросвет разбивает на четыре организации: Глав, Ком, Полит, Просвет. И чтобы уж совсем высмеять нелепость этого явления, он называет учреждение по буквам алфавита:
«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —
«На заседании
А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».
Если количество заседаний преувеличено, то в вопросе, обсуждаемом на собрании, явное преуменьшение - «покупка склянки чернил Губкооперативом». Фантастично зрелище сидящих на заседании половин людей - «до пояса здесь, а остальное там», - так как служащим приходится буквально разрываться между заседаниями. В этих строчках Маяковский использует приём гротеска – предельного преувеличения, придающего образу фантастический характер. Гротеск нарушает границы правдоподобия, выводит образ за пределы вероятного, деформируя его.
Многие произведения поэта посвящены борьбе с бюрократизмом: «Бюрократиада», «Бумажные ужасы», «Товарищ Иванов», «Баллада о бюрократе и рабкоре», «Который из них?». Две его наиболее популярные комедии - "Клоп" и "Баня" также антибюрократической направленности.
Бюрократия опасна тем, что, ничего не делая сама, она активно мешает людям творчески работать, изобретать, стараясь улучшить жизнь. Поэтому в конце стихотворения звучит жизнеутверждающая концовка: решение, призыв к искоренению явления, мешающего движению вперед: «...еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний!»
2 группа. Анализ стихотворения «О дряни»
Если в предреволюционные годы острие сатиры было направлено против «жирных», против бесчувственной к словам поэта «толпы», то когда революция свершилась, сатирической мишенью для Маяковского стали ее враги. Безоговорочное отрицание буржуазного мира позволило Маяковскому с восторгом принять революцию, а острие сатиры он направил против тех, кто мешал строить коммунизм - бюрократов и мещан. Уже в 1920-1921 годах появилось первое стихотворение «О дряни», обличающее «мурло мещанина» нового советского времени. Чуждая обывательская среда изображалась сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей. Символом и спутником бюрократа в быту, по Маяковскому, становится «оголтелая канарейка». Даже серп и молот - модные эмблемы, без которых нельзя «фигурять» «на балу в Реввоенсовете».
В финале стихотворения возникает опять-таки гротескная картина — традиционный для литературы образ оживающего портрета, на этот раз портрета Маркса, который выступает с довольно странным призывом свернуть головы канарейкам. Понятен этот призыв только в контексте всего стихотворения, в котором канарейки приобрели столь обобщенное значение –ненавистного прогрессу мещанского существования .
- От какой опасности предостерегает поэт?
Мещанин — замаскированный под советского работника враг, считает автор. Поэт издевается над «мразью», сумевшей приспособиться к новым условиям: «оперенья переменив», свить себе «уютные кабинеты и спаленки». Мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений. Страшна и атмосфера, которую несет в себе мещанство: ему так удобно «в тине».
Большую роль играют детали в стихотворении. Выразительно рисует Маяковский подробности быта: непременная алая рамочка для портрета Маркса; газета «Известия», служащая подстилкой котенку. Это фон для лоснящейся самодовольством «мрази», советского чиновника, озабоченного лишь собственным благополучием, и его супруги, «товарища Нади», для которой эмблемы революции серп и молот — лишь непременный узор на платье. Такие люди только опошляют представления, связанные с революцией. Даже слово «Реввоенсовет» оказывается связано для «товарища Нади» с балом, на котором она собирается «фигурять».
Слова сниженной лексики подчеркнуты своим положением на концах строк: «мурло мещанина»; «зады»; «мразь»; «тихоокеанские галифища». Выразительна гипербола: «намозолив от пятилетнего сидения зады, / крепкие, как умывальники». Мещанский символ — канарейка — оказывается страшнее Врангеля. В целом получается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Маркса не выдерживает и «орет» караул. Эксцентрический вывод стихотворения: «Скорее / головы канарейкам сверните — / чтоб коммунизм / канарейками не был побит!»
IV. Подведение итогов урока:
Учитель: - Традиционны ли темы, проблемы, затронутые В. В. Маяковским в анализируемых стихах?
Ответы учащихся: Да, мещанские, обывательские интересы всегда подвергались критике в творчестве классиков: Н. В. Гоголь «Миргород»,М. Е. Салтыков-Щедрин «Сказки для детей изрядного возраста», А. П. Чехов «Маленькая трилогия», «Ионыч».
Учитель: - Актуально ли творчество В. В. Маяковского в наше время?
Ответы учащихся: К сожалению, общественные пороки, порицаемые художником начала прошлого века, имеют место и в наши дни. Творчество Маяковского архисовременно, но вместе с поэтом хочется сказать: ««…Не приемлю, ненавижу всё это…». Кроме того, мы должны бороться с проявлениями взяточничества, казнокрадства, коррупции, занимать активную жизненную позицию!
Учитель: Маяковского по праву можно назвать талантливым сатириком XX века. Он обновил сатирический жанр. Обширность тем его сатирических стихотворений поражает. Кажется, не было такого негативного явления в жизни общества, которое бы поэт обошел своим вниманием. Маяковский создал галерею сатирических портретов взяточников, лентяев, мещан, глупцов и обжор. Сатиру рождают гнев и возмущение. Не случайно свой сборник сатирических произведений поэт назвал «Грозный смех». Маяковский продолжает лучшие сатирические традиции русской литературы: Грибоедова и Салтыкова-Щедрина, Гоголя и Минаева, Чехова. Стихи поэта пережили свое время и остались актуальными и сегодня. Смех Маяковского по-прежнему разит наповал мещан, критиков, взяточников и бюрократов.
Большое место в многогранном поэтическом творчестве Маяковского занимает сатира - вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки. И задача этого вида искусства, по словам великого русского сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, «провожать в царство теней все отживающее».
V. Рефлексия. Составление кластера «Основные темы и мотивы лирики Маяковского»
VI. Выставление отметок.
VII. Домашнее задание: прочитать другие сатирические произведения Маяковского
составить связный рассказ по теме «Сатира Маяковского».
Индивидуальные задание: сообщения об адресатах любовной лирики Маяковского (Марии Денисовой, Лиле Брик, Татьяне Яковлевой)


Приложенные файлы


Добавить комментарий