Из опыта постановки пьес Вампилова на школьной сцене

Министерство образования и науки РФ
Управление образования администрации МО «Нукутский район»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новоленинская средняя общеобразовательная школа







Из опыта постановки пьес
А. В. Вампилова на школьной сцене











Булкеева Светлана Сергеевна,
учитель русского языка и литературы











с. Новоленино, 2012
История замысла

1. Тема, идея, сверхзадача постановки.
Приступая к постановке пьесы Вампилова на школьной сцене, мы не имели подобного опыта работы с драматическим произведением. Поэтому для театрального воплощения пьесы свой выбор остановили на пьесах одноактных.
Казалось бы, проще поставить одну пьесу по готовому сценарию. Мы же хотели бы внести свой вклад в постановку, поэтому решились совместить две одноактные пьесы в одну. Выбор пал на пьесы «Цветы и годы» и «Свидание». Эти пьесы легко поддавались монтажу, основа для слияния двух пьес – мотив свидания, встречи двух влюбленных. Таким образом, тема нашей постановки – свидание.
Идея постановки - показать разное, в чем-то даже противоположное, отношение к свиданию поколения старшего (Потапов, Мария Сергеевна) и поколения современного (Студент, Девушка).
Сверхзадача постановки - показать, что хамство и обывательство губят в человеке лучшие чувства. Так, Мария Сергеевна, когда-то скромная молодая девушка, погрузившись в суету жизни, теряет свои лучшие человеческие качества, становится сплетницей. Студент, до тех пор пока будет хамом, не научится любить по-настоящему.

2. Система персонажей
В главных ролях задействованы четыре человека: сцена 1 - Потапов и Мария Сергеевна, сцена 2 – Потапов – сапожник, студент, девушка.
Для того чтобы смонтировать две пьесы, мы решили, что один герой будет в двух сценах. Поскольку в пьесе Вампилова сапожник, починяющий обувь, безымянный, мы решили, что Потапов из первой сцены станет по профессии сапожником. Он сначала сам вспоминает о первом свидании с женой спустя 20 лет, а затем становится невольным свидетелем свидания молодых людей.

Однако совместив пьесы, нам не хотелось никоим образом нарушить замысел Вампилова. При монтаже пьесы не утратят своей самостоятельности.
3. Сценарий постановки
Был составлен монтажный лист, который отражает точный ход всего сценического произведения и предстает в табличной форме.

номер, название эпизода


место действия



декорации, оформление




Муз. оформление.


характер действия, описание действия;



текст, реплика;





1-ая сцена
«Цветы и годы»
Эпизод №1



Начало июня. Вторая половина идеально ясного дня. Уголок городского
сада




Сзади полотно с изображение сквера, по бокам деревья
Кругом - большие клумбы, на них дощечки с надписями: "Цветы не рвать!", "К цветам
близко не подходить!", "Штраф!"
Скамейка под
самым большим кустом черемухи.
Звучит песня «Первое свидание»









Пустая сцена, звучит песня, которая задает тему действия.

После первого куплета на сцену выходит немолодая пара, навстречу – женщина.
Женщины приветствуют друг друга. Видно, что они знакомы давно. В разговоре они забывают о мужчине и уходят.
На сцене – пожилой человек Потапов.



1-ая женщина: Мария?!
2-ая женщина: Евдокия?!
1-ая женщина: Как дела?
2-ая женщина: Пойдем. Я тебе такое расскажу


Эпизод 2.










































































·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·Усаживаясь с живостью, которая ему полезна

Замечает дощечки с надписями: "Цветы не рвать!", "К цветам
близко не подходить!", "Штраф!"

Задумывается, потом осматривается





Еще больше
оживляется, что выражает яростным потиранием лысины. .











Оглядывается по сторонам. Говорит тихо, боясь, что кто-то услышит.

Равнодушно.

Задумчивый вид.

Равнодушно.

Удивленно.

Оживляясь. Настроен на лирический лад.

Оглядываясь.

Игриво. Рвет цветы с клумбы, преклоняя колено перед женой, подает букет.

Мария Сергеевна в ужасе. Испуганно.

Смеется счастливым смехом.

Выхватывает у него цветы и, оглянувшись,
бросает их в кусты.

С беспокойством

Рассерженно.


Грустно.









Мимо проходит милиционер.

Заметив его, Потапов издает торжествующее
восклицание и бросается к клумбе, рвет цветы, но милиционер, может быть, с
улыбкой уже прошел мимо и не заметил хулиганствующего Потапова. Мария
Сергеевна отбирает у Потапова сорванные им цветы, не успевает их выбросить, прячет за спину. Потапов снова покушается на семью больших и ярких георгинов, но Мария
Сергеевна удерживает его.

В тисках у Марии Сергеевны.

Милиционер подходит.


Сердито.
Выпускает Потапова из объятий, но удерживает за руку.




Показывает на общипанную клумбу.

Растерянно.

Хвастливо.





Тянет мужа за руку, тот упирается.

Вдруг обретая обычную милицейскую строгость.

Жалостливо.






Уходит


С яростью

Устало.


Немая сцена.
Мария Сергеевна оглядывается по сторонам, смущается, с любовью смотрит на мужа. Прижимает к груди букет цветов. Герои, обнявшись, уходят со сцены.



ПОТАПОВ Отлично, отлично... Пусть она там разговаривает, а я отдохну... Милое местечко, и сколько цветов!

Вот обязательно такие глупости. Эти райские
цветы хочется потрогать из любопытства. Интересно, на сколько оштрафуют, если нарвать букет цветов, к которым нельзя подходить близко.


Это место мне напоминает... Да, да... Здесь! Именно
здесь! Здесь меня оштрафовали на десять рублей! Конечно! Со мной была Маша... Это двадцать лет назад! Черемуха разрослась, скамейка новая, скамейка лучше, а цветы все те же... Так же много, такие же яркие, такие же неприкосновенные. Ха-ха! Оштрафовали! Приятно вспомнить.

Да, были и мы рысаками! Помню, я такой молодой, застенчивый. Любить тогда для меня значило говорить нежности и делать глупости. Любил, как могут любить только поэты-лирики. Да, приятно вспомнить... Мне и тогда покраснеть ничего не стоило. Прощались мы тогда, помню, как-то... со скрытой нежностью. А Маша, Маша! Скромная была, прямо до изумления. И такая хорошенькая! В тот вечер я в забывчивости сорвал что-то белое и благоухающее, выдал это за камелию - и ей на грудь. Тут свисток и квитанция. Помню, милиционер откозырял, приятно улыбнулся и сказал, как будто поздравил: "Прошу прощения. Служба!" С тех пор я ничего подобного не видел. Маша сначала смутилась, а потом смеялась целый вечер... А вот и она.




Мария Сергеевна: Ты здесь? Евдокия Степановна рассказывает, что Вихляев уходит от жены к какой-то Чугиной, ты ее должен знать...



ПОТАПОВ. Знаю. Это сестра нашего бухгалтера.

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Подожди... Это такая старая...

ПОТАПОВ. Твоих примерно лет.

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. О! Такая юная!

ПОТАПОВ. Маша, садись. Посмотри, Маша, это место тебе ничего не напоминает?

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Нет, ничего. А что?

ПОТАПОВ Не напоминает? Ну, так я напомню.




МАРИЯ СЕРГЕЕВНА Лева! Ты с ума сошел!


ПОТАПОВ. Вспомнила?


МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Что с тобой?



ПОТАПОВ Неужели ты не вспоминаешь?

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА Что ты плетешь? Что это за выходка? Штрафы платить? Деньги тебе девать некуда?

ПОТАПОВ. Маша!

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Это у тебя с жиру. Захотел дурачиться - ходил бы на голове или играл в этот... в Гонконг, а то выдумал - цветы рвать!

ПОТАПОВ Не Гонконг, а пинг-понг.

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Неважно, все равно глупость.

ПОТАПОВ. Трудно представить, но когда-то ты была совсем другой, а теперь даже не в состоянии об этом вспомнить...

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. А ты всегда был таким же.

ПОТАПОВ. Маша, нельзя же так...



















ПОТАПОВ Товарищ милиционер!


МИЛИЦИОНЕР. Гражданка, отпустите товарища.


МАРИЯ СЕРГЕЕВНА Это мой муж



ПОТАПОВ. Товарищ милиционер!

МИЛИЦИОНЕР. Чем обязан?

ПОТАПОВ. Видите!


МИЛИЦИОНЕР Ну?

ПОТАПОВ Моя работа!

МИЛИЦИОНЕР. Ну и что же?

ПОТАПОВ. Как "что же"? Вы должны меня оштрафовать.

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Он шутит. Вы не обращайте внимания. Извините, мы пойдем...

МИЛИЦИОНЕР Что значит "шутит"?

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. То есть не совсем шутит. Он болен, знаете. Врачи разрешили ему гулять, но, понимаете...
МИЛИЦИОНЕР. Вам помочь отвести его домой?

ПОТАПОВ. Нет. Не надо.

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА. Спасибо.

МИЛИЦИОНЕР. До свидания. Вы с ним поосторожнее в общественных местах.

МАРИЯ СЕРГЕЕВНА Что с тобой?

ПОТАПОВ Ничего. Я только хотел напомнить тебе, что здесь двадцать лет назад у нас с тобой было первое свидание.







Сцена 2
Свидание






Шум толпы








































































































































































Звучит песня «Первое свидание»








Выходит дворник, подметает. По саду гуляют прохожие, занятые разговорами.
Из угла выходит Потапов. Он сапожник.
В руках чемодан с инструментами. Он надевает рабочий фартук, приводит с порядок инвентарь и начинает чинить туфли.

К нему подходит
молодой человек в сером пиджаке и обуженных в мастерской брюках, в руках – цветы.


Указывая на ботинки студента.

Усаживаясь на табурет и снимая ботинки.

Осматривает штиблеты

Поспешно и категорически.




















Начинает чинить обувь.
Студент следит за работой сапожника. Высокомерно.






Проходящая мимо девушка, коротко подстриженная и модно одетая, вдруг
вскрикивает и приседает на тротуар. С отчаянием.

Осматривается.

Любезно

Подходя, поглядывая на часы.
Снимает обувь и держит в руках. Далее – оба героя без обуви.








Девушке.










Смотрит на часы.

Смотрит на часы, нервничает.

Встает. Возмущен.



Нервничает, ломает руки. Тихо.

Сапожнику.


Много выразительных жестов.











Сапожнику.


Смотрит на часы








Вспыхивая.
Сапожнику.

От неожиданности падает на скамейку. С ужасом


Смотрит на часы. Всхлипывая.

Робко. Бледнея.

Нервно.



Быстро уходит.



Бормочет.


Краснея от любопытства.

Кричит.






Надевает обувь и уходит.








































СТУДЕНТ. Здравствуйте!

САПОЖНИК. Добрый день!

СТУДЕНТ. Изнываете без работы?

САПОЖНИК. Прячусь от жары. В моих башмаках нет такой роскошной вентиляции...

СТУДЕНТ Досадная случайность. Привычка ходить не глядя под ноги... Эти штиблеты должны жить во что бы то ни стало.

САПОЖНИК. Ты хочешь сказать: во что бы это тебе ни стоило? Операция рискованная...

СТУДЕНТ Десять рублей!

САПОЖНИК. Сколько?

СТУДЕНТ. Десять. И то из сострадания к безработным хирургам.

САПОЖНИК. Тридцать рублей. Из сочувствия к городскому порядку.

СТУДЕНТ. Только десять.

САПОЖНИК. Тогда давай своим ботинкам порошки - по три раза в сутки... И потом, мне кажется, я чинил эти штиблеты кому-то другому.

СТУДЕНТ. Но-но!

САПОЖНИК. Пришить, подбить, поставить набойки - тридцать рублей!

СТУДЕНТ. Ну хорошо... Среднее арифметическое между десятью и тридцатью - двадцать рублей. Чините, черт с вами! Но условие: как можно быстрее. Промедление смертельно.

САПОЖНИК. Что ж, давай. Я воспитан по-старому.


СТУДЕНТ. Что-то мне сдается, что вы, папаша, сидите на чужом месте.

САПОЖНИК Почему это на чужом? Место самое мое. Где еще сидеть шестидесятипятилетнему пенсионеру, изнывающему от скуки жизни? Здесь светит солнце, ходят люди... Гляди, девушки-то, девушки-то, так
и шьют, так и шьют!






ДЕВУШКА Каблук!

Сапожник! Как удачно!

САПОЖНИК Очень удачно!

ДЕВУШКА Оторвался каблук, пришейте, пожалуйста.

СТУДЕНТ. Вы видите, мастер занят.

ДЕВУШКА. Но надеюсь, вы уступите. Мне ужасно некогда.

СТУДЕНТ. Мне тоже некогда.

ДЕВУШКА. Но войдите в положение.

САПОЖНИК Разрешите вашу модель...

СТУДЕНТ. Ни в коем случае! Я опаздываю.

ДЕВУШКА. Вы не имеете права... Мастер согласен.

СТУДЕНТ. Зато я не согласен. Присядьте... то есть вам придется
постоять.

ДЕВУШКА. Благодарю... Поймите, меня ждут...

СТУДЕНТ. Очень рад за вас... Поторопитесь, патриарх.

ДЕВУШКА Я не говорю уж о благородстве, но элементарная вежливость, порядочность...

СТУДЕНТ. Вежливым и предупредительным с вами будет тот, к кому вы торопитесь. Он, и никто другой. Я же не вижу в этом никакого смысла. Другое дело, если бы вы мне понравились...

ДЕВУШКА. Ну знаете ли! Вы, вы... Ну хорошо... Я прошу вас, вы понимаете, прошу... Я даже признаюсь вам... мне нельзя опоздать. Решается судьба, от этих минут зависит счастье...

СТУДЕНТ. Не нервничайте. Мое счастье, может быть, тоже зависит от этого вот гвоздя. А почему вы думаете, что ваше счастье лучше моего?
Скажите, патриарх, сколько вам лет?
Вы, наверно, успели уже заметить, что взаимоотношение полов состоит из предрассудков и заблуждений. Оттого, что какой-то болван тысячелетие назад взял манеру бренчать под окнами капризной особы на гитаре, прикладывать руку к сердцу и прочее, я должен сейчас уступать во всем каждой женщине. И, заметьте, женщины уже не ждут проявления чуткости, томно закатив глаза, а требуют, кричат и грозят судом. Не уступите в автобусе места - и вас назовут невежей, хамом и кем угодно. (Смотрит на часы.) Вот, скажем, вы. Вы пристаете ко мне с нелепым требованием: "Уступите мне свое счастье!" С какой стати! Я не могу, не имею возможности быть чутким и нежным со всеми девушками, починяющими обувь у частников. Не нервничайте. Вас ждет феодал с гитарой. Вы, я полагаю, понравитесь ему и без каблука. Спешите - вейте из него веревки, гните в бараний рог. Но при чем здесь я?

ДЕВУШКА Прибейте этому молодому человеку язык.


СТУДЕНТ. Вам нечем будет за это заплатить.
Поторопитесь, патриарх! Осталась минута!

САПОЖНИК. Дети, разве можно заходить так далеко с самого начала?

ДЕВУШКА. Для таких нахалов не бывает начала.

СТУДЕНТ. Вы хамеете на глазах...

ДЕВУШКА Нет, это вы - хам!
Сколько минут ходьбы до памятника Крылову?

СТУДЕНТ Крылову?


САПОЖНИК. Пять, не больше.

ДЕВУШКА Опоздала! Вы... Вы самый наглый хам...


СТУДЕНТ Вы... Вы - Лиля?..

ДЕВУШКА Что! Так это вы... Ха-ха-ха! Чудесно! Ха-ха-ха!...
Прощайте! Не смейте звонить.


САПОЖНИК. В чем дело? Обувайся, беги за ней...



СТУДЕНТ Девушка с нежным голосом! Гордая любовь... Первая
встреча...

САПОЖНИК В чем дело?

СТУДЕНТ В чем дело! В чем дело! Дело в том что свидание состоялось. Первое свидание! Три месяца я упивался этим голосом, боялся дыша в телефонную трубку. Почти признался в любви! боготворил... Гордая и таинственная. Едва вымолил свидание...

САПОЖНИК. Хе-хе... Феодал рвет струны...

СТУДЕНТ. Молчи, старый пират! Черт посадил тебя сюда! Разрешают же частные лавочки.
























II. Воплощение замысла

1. Читка текста пьесы
Приступая к постановке, мы прежде всего провели коллективную читку текста выбранной пьесы в присутствии всех участников спектакля. Затем между ними распределили роли, при этом учитывались пожелания юных артистов и соответствие каждого из них избранной роли (внешние данные, дикция и т. п.).
После этого проводилась читка по ролям. Режиссер с артистами определили идею пьесы, оговорили предлагаемые обстоятельства, особенности поведения каждого персонажа на сцене. В это же время обсудили, какие декорации, костюмы, сценические эффекты, музыкальное сопровождение понадобятся для спектакля.

2. Репетиции
После того как артисты выучили свои роли, начались репетиции, на которых каждый учился играть в ансамбле других участников спектакля.
На репетициях режиссер применял различные приемы работы с актерами: это упражнения на снятие напряжения, дикционные упражнения, упражнения на импровизацию и другие.
Приведем примеры таких упражнений.

КАМЕРА ВИДИТ ВСЕ!
Видеть себя в видеозаписи – ужасное потрясение. Все мы естественно хотели бы видеть, как выглядим на самом деле, итак нам хочется посмотреть на себя со стороны. Но часто реальность приводит нас в состояние шока. Многие актеры заблуждаются, считая, что они способны отлично передавать чужие мысли. Другие же наоборот недооценивают себя. Правда находится где-то посередине и ее лучше всего понять через видеозапись. Используйте видео не только для записи спектаклей, но и во время репетиций. Возьмите какой-нибудь любимый вами сценарий и снимайте труппу во время читки ролей. Дайте им коротенькие отрывки, чтобы они смогли сразу же их запомнить. Затем прокрутите пленку и прокомментируйте для каждого, что у него получилось, а в чем он должен продолжать совершенствоваться. Некоторых это напугает, но добрая доля реальности принесет всем пользу.

СТОП! Я НЕ СЛЫШУ!
Одна из наиболее общих ошибок у непрофессиональных актеров (впрочем, как и у профессионалов) это неумение громко воспроизводить слова. Это огорчает всех. Вы должны воспроизвести великолепно написанные слова, но зрители, исключая тех, кто прекрасно умеет «читать по губам», совершенно не понимает, о чем говорит актер. Эту ошибку легко допустить при постановке пьесы, если режиссер руководит актерами с близкого расстояния. Попытайтесь разместить своих помощников в разных местах зрительного зала и начинайте декламировать поначалу что-нибудь знакомое, а затем и строки из пьесы. Пусть те, кто слушают вас, всякий раз, когда они не слышат строк, кричат «стоп!». Напомните, что в незаполненном зрительном зале звук слышен более отчетливо, в то время как люди «поглощают» звук, и поэтому до них все должно доходить очень отчетливо. Это упражнение даст всем возможность научиться правильно, произносить текст пьесы. Если вы сами не слишком сильны в декламации, пригласите руководителя хора и даст вам 10-минутный урок. Никогда не позволяйте великолепным текстам не быть услышанными зрителями.

Особое внимание уделялось работе с жестами и мимикой. Выполнялись следующие упражнения:
Чувства. Учащиеся должны изобразить, то, что им предлагает преподаватель: радостную улыбку (приятная встреча); утешительную улыбку (все будет хорошо); счастливую улыбку (наконец-то, какой успех); удивленную улыбку (не может быть); огорченную улыбку (как же так, ну вот опять).
- Выразить одними глазами и бровями: огорчение, радость, осуждение, восхищение, строгую сосредоточенность, недовольство, удивление.
- Только жестами и мимикой выразить следующие задачи: прогнать, пригласить, оттолкнуть, привлечь, указать, остановить, предупредить.
- Выразить одним жестом: отвращение, ужас, благодарность.
Главная задача в работе над жестами - добиться естественной и уместной жестикуляции, без наигрыша, без пафоса.
3. Музыкальное сопровождение пьесы.
Музыка служит не просто помощником режиссера, музыка в театрализованных представлениях всегда многофункциональна. Она и сопровождает действия героев, она может и сама быть одним из действующих сил. Музыка украшает, оттеняет, разграничивает эпизоды, драматизирует и смешит, нагнетает тревогу, и помогает зрительскому воображению рисовать фантастические образы.
В качестве музыкального сопровождения взята песня советского времени «Первое свидание». Во-первых, песня задает тему постановки, во-вторых, она воссоздает эпоху.


III. Театр и школа

Работа в театральной студии вызвала у детей творческую активность, развила навык выразительного чтения, работу воображения, научила школьников слушать и слышать, наслаждаться художественным словом.
Воспитательные возможности такой работы трудно переоценить. По моему мнению, такая работа с детьми решает ряд воспитательных задач:
- формирование умения работать в группах;
- воспитание культуры чувств;
- формирование дисциплинированности, ответственности;
-формирование умения сопереживать партнеру по игре, помогать, поддерживать.





15

Приложенные файлы


Добавить комментарий