Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась…» (10 класс)

Литературно-музыкальная композиция, посвящённая жизни и творчеству Марины Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась»
Цели: ознакомиться с жизнью и творчеством М.И. Цветаевой;
рассказать об основных темах и мотивах цветаевской лирики;
показать трагичность мироощущения поэта;
Оформление: на стене портрет М. Цветаевой. Возле него, на драпировке, - листья клёна, гроздья рябины. На столике под портретом – подсвечник с тремя свечами, цветы. Рядом сборники стихотворений А.С. Пушкина, А.А. Блока, М.И. Цветаевой.
Ход мероприятия
1чтец. 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева, профессора Московского университета, директора Румянцевского музея и основателя московского Музея изящных искусств, и Марии Александровны Мейн родилась дочь Марина.
2 чтец. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть
3 чтец. «Когда вместо желанного, почти приказанного сына Александра, родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». И очень рано начала учить меня музыке, напевая мне гамму: «До, Муся, до, а это ре, до-ре». Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку».
(Звучит музыка Е. Доги из телефильма «Гонки по вертикали», зажигаются свечи под портретом)
4 чтец. Кто создан из камня, кто создан
из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан
из плоти –
Тем гроб и надгробные плиты
– В купели морской крещёна –
и в полёте
Своём – непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце,
сквозь каждые сети
Пробьётся моё своеволье,
Меня – видишь кудри беспутные эти? –
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская!
5 чтец. Шло время, и Марина из круглолицей девочки с глазами цвета крыжовника превратилась в невысокую светловолосую девушку с задумчивым взглядом близоруких глаз. Интерес к музыке у Марины постепенно угасает, особенно после смерти матери. У неё появилась более глубокая страсть – книги. С шести лет Марина писала стихи, теперь же любовь к поэтическому творчеству захватывает её целиком.
(Звучит музыка Ф. Шопена)
6 чтец. Анастасия Цветаева, сестра Марины, вспоминает:
« В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей рано осенью – в 27 лет. Увеличенная фотография – тёмноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, горечью тронутым ртом»
1 чтец. Вот как об этом говорит Марина в своём стихотворении «Бабушка»:
Продолговатый и твёрдый овал
Чёрного платья раструбы
Юная бабушка! – Кто целовал
Ваши надменные губы?
Руки, которые в залах дворца
Вальсы Шопена играли
По сторонам ледяного лица –
Локоны в виде спирали.
Тёмный, прямой
и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто вы?
Сколько возможностей вы унесли,
И невозможностей – сколько? –
В ненасытимую прорву земли,
Двадцатилетняя полька!
День был невинен,
И ветер был свеж,
Тёмные звёзды погасли.
– Бабушка! – Этот жестокий мятеж
В сердце моём – не от вас ли?...
2 чтец. Стремительно и властно в жизнь будущей поэтессы вошёл Пушкин и стал и стал постоянной духовной опорой этой гордой, тонкой и мятежной души.
Нет, бил барабан
перед смутным полком,
Когда мы вождя хоронили:
То зубы царёвы над мёртвым певцом
Почётную дробь выводили.
Такой уж почёт,
что ближайшим друзьям –
Нет места. В изголовьи, в изножьи,
И справа, и слева – ручищи по швам –
Жандармские груди и рожи.
Не дивно ли – и на тишайшем из лож
Пребыть поднадзорным мальчишкой?
На что-то, на что-то на что-то похож
Почёт сей, почётно – да слишком!
Гляди, мол, страна, как,
молве вопреки
Монарх по поэте печётся!
Почётно – почётно – почётно – архи –
Почётно,– почётно – до чёрту!
Кого ж это так – точно воры вора
Пристреленного – выносили?
Изменника? Нет. С проходного двора –
Умершего мужа России.
Великому русскому поэту Цветаева посвятила цикл стихотворений «Стихи к Пушкину» и эссе «Мой Пушкин», «Пушкин и Пугачёв»
3 чтец. Марина Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих с ней. Поэтесса была хорошо знакома с Валерием Брюсовым, Максимом Горьким, Владимиром Маяковским, Борисом Пастернаком, Анной Ахматовой и др. талантливейшими людьми конца XIX – начала XX века. Им она посвящала свои стихи, являющиеся выражением её чувств и мыслей. Особенной любовью проникнуты строки, посвящённые её поэтическому кумиру – Александру Блоку:
Имя твоё – птица в руке,
Имя твоё – льдинка на языке.
Одно-единственное движение губ.
Имя твоё – пять букв.
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Камень, кинутый в тихий пруд,
Всхлипнет так, как тебя зовут.
В лёгком щёлканье ночных копыт
Громкое имя твоё гремит.
И назовёт его нам в висок
Звонко щелкающий курок.
Имя твоё, – ах, нельзя! –
Имя твоё – поцелуй в глаза,
В нежную стужу недвижных век.
Имя твоё – поцелуй в снег.
Ключевой, ледяной, голубой глоток
С именем твоим – сон глубок.

·4 чтец. В 1906 году поэтесса знакомится в Крыму с Сергеем Эфроном, ставшим впоследствии её мужем. Именно ему, любимому, мужу, другу будут посвящены лучшие стихи.
(Звучит музыка А. Петрова из кинофильма «Жестокий романс».)
5 чтец. Я с вызовом ношу его кольцо!
– Да, в Вечности – жена,
не на бумаге! –
Чрезмерно узкое его лицо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вниз,
Мучительно великолепны брови.
В его лице трагически слились
Две древних крови.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза – прекрасно-бесполезны! –
Под крыльями раскинутых бровей –
Две бездны.
В его лице я рыцарству верна,
– Всем вам, кто жил и умирал
без страху! –
Такие – в роковые времена –
Слагают стансы – и идут на плаху.
(Звучит вальс Е. Доги из кинофильма «Мой ласковый и нежный зверь»)
6 чтец. Мне нравится, что вы больны не мной,
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда тяжёлый шар земной
Не уплывёт под нашими ногами.
Мне нравится, что можно быть
смешной –
Распущенной – и не играть словами.
И не краснеть удушливой волной,
Слегка соприкоснувшись рукавами.
Мне нравится ещё, что вы при мне
Спокойно обнимаете другую,
Не прочите мне в адовом огне
Гореть за то, что я не вас целую.
Что имя нежное моё, мой нежный, не
Упоминаете ни днём, ни ночью – всуе
Что никогда в церковной тишине
Не пропоют над нами: аллилуйя!
Спасибо вам и сердцем и рукой
За то, что вы меня – не зная сами! –
Так любите: за мой ночной покой,
За редкость встреч закатными часами,
За наши негулянья под луной,
За солнце, не унес над головами,–
За то, что вы больны – увы! – не мной,
За то, что я больна – увы! – не вами!
(Звучит музыка Е. Доги из кинофильма «Гонки по вертикали»)
1 чтец. 1913 год. Крым. Коктебель. Рядом с Мариной Цветаевой – её друзья, любимый человек и крохотная дочурка Аля. Сестра поэтессы рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты. Цветком , поднятым над плечами, её золотистая голова, пушистая, с вьющимися у висков струйками лёгких кудрей, с густым блеском над бровями подрезанных, как у детей волос. Ясная зелень её глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское. Эта не та застенчивость, что мучила её в отрочестве, когда она стеснялась своей ею не любимой наружности Она знает себе цену и во внешнем очаровании, как с детства знала её – во внутреннем».
(Продолжает звучать музыка)
2 чтец. Тихо плещет море. Тёмно-синее небо, мерцающие звёзды и стихи:
В огромном липовом саду –
Невинном и старинном –
Я с мандолиною иду
В наряде очень длинном.
Вдыхая тёплый запах нив
И зреющей малины,
Пробором кудри разделив
Тугого шёлка шорох.
Глубоко вырезанный лиф
И юбка в пышных сборах.
Мой шаг изнежен и устал,
И стан, как гибкий стержень.
Склоняется на пьедестал,
Где кто-то ниц повержен.
Упавшие колчан и лук
На зелени так белы!
И топчет узкий мой каблук
Невидимые стрелы
3 чтец. Стихи Марины Цветаевой мелодичны, задушевны и чарующи, к ним постоянно обращаются композиторы, и тогда они превращаются в удивительные по красоте романсы.
( Звучит романс А. Петрова «Под лаской плюшевого пледа» из кинофильма «Жестокий романс»)
(Гаснут свечи. В зале зажигается свет.)
4 чтец. Бурные события 1917 года разделили сестёр Марину и Анастасию на 3 с половиной года. В мае 1921 Марина передаёт сестре письмо с вызовом на работу в Москву, пуд муки на дорогу и машинописный сборник стихов:
Я эту книгу поручаю ветру
И встречным журавлям.
Давным-давно – перекричать разлуку –
Я голос сорвала.
Я эту книгу, как бутылку в волны,
Кидаю в вихрь войн,
Пусть странствует она –
свечой под праздник –
Вот так: из длани в длань.
О ветер, ветер верный мой свидетель,
До милых донеси.
Что еженощно я во сне свершаю
Путь с Севера на Юг.
5 чтец. И снова разлука: с 1922 года по 1927. До встречи в Париже. Находясь в эмиграции, М. Цветаева постоянно думала о родине. В стихотворении, обращённом к Б. Пастернаку, звучат ноты непередаваемой тоски и грусти:
Русской ржи от меня поклон,
Ниве, где баба застится
Друг! Дожди за моим окном,
Беды и блажи на сердце
Ты в погудке дождей и бед –
То ж, что Гомер в гекзаметре.
Дай мне руку – на весь тот свет!
Здесь – мои обе заняты.
6 чтец. Годы летят один за другим. Короткие и длинные письма. Анастасия Ивановна узнаёт, что сестра с сыном Георгием в 1939 году возвращается в Россию (муж и старшая дочь к тому времени были уже на родине).
Однако надежды, связанные с возвращением, не оправдались. Тяжёлые удары судьбы обрушились на поэтессу. Арест мужа и старшей дочери Али. Начало войны. Высылка в Елабугу. Постоянная тревога за жизнь близких ей людей. Полная духовная изоляция. Ни весточки от друзей. И думы, думы Испепеляющие душу, не оставляющие места желанию жить.
В 1943 году, вспоминает Анастасия Цветаева, пришла страшная телеграмма.
5 чтец. «Я раскрыла листок. В нём 2 строчки от друзей: «Марина погибла 2 года назад, 31 августа. Целуем ваше сердце. Лиля. Зина».
(Звучит «Реквием» М. Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой: «Уж сколько их упало в эту бездну»)













15

Приложенные файлы


Добавить комментарий