«Электронный образовательный ресурс к урокам литературного чтения по теме: «Мастер класс по теме: «Развитие креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения»»»»


Мастер – класс для учителей начальной школы к урокам литературного чтения.
Цель: - организовать работу по ознакомлению с развитием креативного
мышления в младших классах;
- разработать систему творческих заданий для учащихся младших
классов по литературному чтению.
Ход мастер - класса
1
Дорогие коллеги, я рада приветствовать вас в нашей школе.
Так как мы встретились накануне праздника влюбленных, я поздравляю вас с этим праздником, желаю, чтобы с вами всегда были рядом «Надежда, Вера и Любовь!» Я всем вам дарю сердечко. Передайте его друг другу и представьтесь. Я думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам много новых идей, а наша работа будет продуктивной и творческой.
Вы уже не раз были у нас в школе и знаете, что наша школа - это наша гордость. Здесь трудятся великие творцы и мастера своего дела, которые куют золотые знания, умения, навыки в такой великой школе.
Вы спросите: «Чем отличается ваша школа от других школ?» Да, это обыкновенное здание, с самыми обыкновенными людьми, которые делятся своими знаниями, умениями и навыками со всеми педагогами. Но вдруг появилась в нашей школе Одаренность, которую нам привезли из могучего и красивого студенческого государства БелГУ. Работая над этой проблемой педагоги вдруг столкнулись с её Величеством Креативностью. Стали педагоги рассказывать друг другу о Креативности. Стоит им хоть раз её увидеть, как тут же попадают в плен её очарования и обаяния. Так и тянет их вновь встретиться с ней, зарядиться её оптимизмом, творческой энергией, вдохновением.
«Закреативились» работники школы и поставили перед собой цель: - «заразить» креативностью всех вокруг. Начали с себя, затем пошли по соседним классам, по школе. А вот сегодня мы хотим заразить и вас. Я приглашаю вас на мастер-класс. Тема: « Развитие креативного мышления младших школьников на уроках литературного чтения»
Слайд № 1
На рубеже двух тысячелетий в мировой и отечественной педагогической культуре развивается гуманистически ориентированное педагогическое сознание, которое направляет современное образование на обновление. Гуманистическая направленность образования проявляется в ориентации на «личностно-ориентированную» модель взаимодействия, на развитие личности ребенка, его творческого потенциала.
В образовательных учреждениях нашего района идет освоение новых развивающих технологий.
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, следовательно, и соответствующей подготовки учителей начальных классов.
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Эти позиции соответствуют современным гуманистическим тенденциям развития отечественной школы, для которой характерна ориентация педагогов на личностные возможности учащихся, их непрерывное "наращивание". Выдвижение на первый план цели развития личности, рассмотрение предметных знаний и умений как средства их достижения находят отражение в государственных документах. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года", "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12летней школе)" делается акцент на развитие креативных способностей учащихся, индивидуализацию их образования с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности.
Основой для определения особенностей творческой деятельности учащихся младшего школьного возраста служат труды известных российских педагогов и психологов А.С.Белкина, Л.И.Божович, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, В.А.Петровского, Е.С.Полат и др.
Креативность - это значит копать глубже, смотреть лучше, исправлять ошибки, беседовать с кошкой, нырять в глубину, проходить сквозь стены, зажигать солнце, строить замки на песке, приветствовать будущее, - пишет Торенс П.
Слайд № 2
Креативность - это способность создавать множество идей, это возможность придумывать необычные умные идей и доводить их до конца.
Развитие творческого подхода к школьному обучению один из самых разработанных теоретически и самый неразработанный практически вопрос. Трудно найти педагога, который не стремился бы, развить в своих учениках не только определенные знания, умения и навыки, но и способность самостоятельно учится, добывая эти знания и на их основе решать творческие задачи которые поставит жизнь.
Творчество – это человеческая потребность. Замечено, что творческие люди обладают большой жизненной энергией до глубокой старости, а люди ко всему равнодушные, ничем не увлеченные чаще болеют и быстрее стареют.
Слайд № 3
И поэтому нам необходимо помнить, что творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Пластично, так как творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно.
Подвижно, т.е. для творческого мышления не составляет труда перейти от одного вида аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной точкой зрения.
Оригинально, оно порождает неожиданные, непривычные решения.
Слайд № 4
Характеристика креативности:
Богатство мысли;
Гибкость мысли;
Оригинальность;
Любознательность;
Фантастичность;
Умение видеть проблему
Беглость;
Слайд № 5
Сложность проблемы развития творческого мышления у детей обусловлена большим числом разноплановых факторов, определяющих как природу, так и проявление творческого мышления.. В основном эти факторы можно объединить в три наиболее общие группы.
Природные задатки и индивидуальные особенности;
Влияние социальной среды;
Зависимость креативности от характера и структуры деятельности;
Творческие способности или творческие потенциалы заложены и существуют в каждом ребенке. Творчество – естественная природная функция, которая проявляется и реализует в деятельности в меру наличия специальных способностей к той или иной конкретной деятельности. Кроме того, креативность рассматривается не как единый фактор, а как совокупность разных способностей, каждая из которых может быть представлена в разной степени у той или иной личности. Поэтому для психолога, педагога все дети должны быть потенциально креативными. Взрослому важно заметить своеобразную индивидуальную креативность ребенка и стремиться развивать ее.
Социальная среда играет важную роль в формировании творческой индивидуальности. И хотя среда «не создает», а проявляет талант, ей отводят 95% влияния на формирование разных вариаций креативности и только 5% - наследственным детерминантам. Требования социальной среды, ближайшего окружения, традиции и установки в обучении могут стимулировать или, наоборот, подавлять творческие способности детей, не обладающих высоким креативным потенциалом.
Слайд № 6
Для формирования креативности необходимо:
1.Отсутствие заданного образца;
2.Эмоциональные переживания по поводу художественного образца, создаваемого в процесс совместной деятельности;
3.Развитие межличностных отношений в классе;
Среда, в которой креативность могла бы актуализироваться, обладает высокой степенью неопределенности и потенциальной многовариативностью (богатством возможностей). Неопределенность стимулирует поиск собственных ориентиров, а не принятие готовых; многовариативность обеспечивает возможность их нахождения. Кроме того, такая среда должна содержать образцы креативного поведения и его результаты.
Значительная роль в структуре креативности отводится и регуляторным процессам – эмоциям и чувствам, а также сфере саморегуляции и самоконтроля.
Слайд № 7
На уроках литературного чтения необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которых формируются базовые знания, умения, навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи:
Замечать любые творческие проявления учеников;
Создавать условия для развития творческих способностей;
Развитие креативного мышления процесс долгий и сложный, который начинается с первых шагов приобщения младших школьников к настоящей литературе на уроках литературного чтения. Это движение обусловлено активностью мысли и чувства, памяти и воображения степенью наблюдательности и общим речевым развитием читателя.
Уже с первых дней обучения основываясь на искреннем доверии детей к автору можно начать формирование творческих талантливых читателей. Этому способствуют следующие виды творческих заданий
Слайд № 8Слайд №9 -10Слайд № 11
Задания для
1 класса Задания для2-3 классов Задания для4 класса
Иллюстрация к прочитанному произведению План-схема, раздели и запиши или нарисуй Умение составлять: модельный, картинный, эскизно-модельный планы, схемы «экологический отношений», сравнительные таблицы.Участие в коллективном сочинительстве небольших сказок, историй Участие в сочинительст-ве, сочинение ( по аналогии) загадок, потешек, небылиц, сказок, забавных историй с героями изученных произведений Умение написать небольшое сочинение. Изложение по текстам литературных произведений.
Сочинение сказок, загадок, потешек.
Участие в коллективном сочинительстве стихотворений «Дописывание», «Досказывание», сочинительство четверостиший, акростихов. Сочинительство, умение писать отзывы, аннотации на книги, составлять каталожную карточку
Разыгрывание небольших литературных произведений, участие в театрализованных играх. Участие в коллективной творческой работе –творческой мастерской: «Дорога сказок », «Мир сказок », «Город героев» и т.д., подготовка и проведение литературных игр, конкурсов, утренников, уроков-отчетов. Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх-драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Чтение текста по ролям, рассказывание небольших сказок и историй от лица героев Пересказ сказок от лица одного из персонажей, придумывание продолжения произведения, изменение начала и продолжения произведения. Чтение и пересказ от имени героев произведения, сочинение истории по данному началу, продолжению, концу.
Творческие задания в печатных тетрадях:
«Рассыпались» слова. Прочитай правильно. Сделай рисунок к тексту и др. Творческие задания в печатных тетрадях:
Схема. Соответствие. Проталинки и др. Творческие задания в печатных тетрадях:
Поиск. Кроссворд. Проба пера.
Появление интереса к словесному творчеству, желания работать с детской книгой. Иллюстрирование книг-самоделок, создание собственных страничек в коллективных книгах- самоделках, стремление работать со справочной литературой. Сочинение собственных произведений, создание книжек – малышек со «своими» авторскими работами, умение работать с детскими книгами и справочной литературой
Эти задания предусмотрены для работы как по учебнику, так и по рабочим тетрадям. Разнообразные задания развивающего и творческого характера позволяют учащимся «погружаться» в текст и, вчитываясь в него, познавать особенности художественного слова, обогащать лексику и речь, развивать креативное мышление.
Слайд № 12, 13
Задания сгруппированы по видам учебной деятельности, пояснение к которым даны в начале тетради. Выделено 12 рубрик, из них есть творческие задания:
«Выбор» - выбери, допиши или подчеркни в тексте имена героев, эпитет, олицетворение, сравнение.
«Противопоставление» - укажи имена положительных и отрицательных героев, их действие и поступки.
«Собери» - составь пословицу, поговорку, загадку, рассказ, историю, нарисуй иллюстрацию.
«Схема» - составь план, обобщи, сделай вывод, дополни план и др.
«Кроссворд» - отыщи в тексте произведения ответы на вопросы кроссворда.
«Соответствие» - выбери строки их стихотворений и нарисуй к ним иллюстрации.
«Проба пера» - сочини загадку, сказку, рассказ, историю, нарисуй к ним иллюстрацию.
Настоящей находкой становится использование метода моделирования. Л.А.Ефросинина дает такое определение: « Моделирование – это технология, специфическая деятельность, которая помогает учителю сформировать у младших школьников литературоведческие понятия и понимать их, создать условия для работы в силу собственных возможностей». На уроках литературного чтения учащиеся знакомятся с моделированием: сначала дети учатся моделировать обложку книги, составлять план с заместителями, и так же использовать другие разновидности моделирования:
Слайд № 14 -19
Модельный план.
Картинный план.
Эскизно-модельный план.
План-схема «экологических отношений» между героями.
Таблицы для сравнения героев.
Сегодня необходимо сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируют базовые знания, умения, навыки с творческой деятельностью, связанной с развитием индивидуальных творческих задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи. Систематически используя творческие задания, дети становятся более раскованными, не боятся высказывать свое мнение. Появляются новые интересные решения в первую очередь, потому что дети перестают панически, боятся ошибок. Дети, успешно прошедшие обучение легче начинают писать сочинения, не боятся высказывать и отстаивать свое мнение.
На уроках литературного чтения я систематически предлагаю учащимся различные виды упражнений для организации эмоционально-творческой деятельности в учебном процессе, которая во многих случаях возвышается до подлинного творчества.
Слайд №20,21, 22,23
Разновидности творческих заданий на уроках литературного чтения.
иллюстрирование
драматургия
рассказывание

Рассказ от лица одного
из героев

из из героев
Чтение по ролям
Графические

Словесные

Чтение по ролям с предварительным устным описанием героев
Творческое продолжение

Музыкальные

Дополнение одной из частей

Инсценировка

Рассказ с изменением лица рассказчика

С изменением сюжета по типу « А что было бы если…»

Имитационная игра.
1 задание. - Уважаемые коллеги! Перед вами рисунки. К какому жанру произведений они относятся? (к сказкам).
- Верно.
- Сегодня мы совершим путешествие по «Дорогам сказок». Слышите? Уже звенит колокольчик, приглашая нас в волшебный мир чудес и приключений.
2 задание.
Слайд № 24,25
Вспомните, какие бывают сказки?
Какие бывают сказки?
Народные
Литературные
(авторские)
Волшебные
о животных
бытовые
Волшебные
о животных
бытовые
Какие бывают сказки?
Народные
Литературные
(авторские)
Волшебные
о животных
бытовые
Волшебные
о животных
бытовые

- Верно.
Слушаю я сказку –
Сердце так и мрет;…
Отчего так сердце замирает у слушателей сказок? Да от того, что в сказке есть волшебство и чудеса.
Задание 3.
Слайд № 26,27
А сейчас поработаем в группах. Вспомните и запишите, какие чудеса есть в сказках:
1группа - чудеса в сказке «Царевич Нехитер-Немудер»;
2 группа – чудеса в сказке «Сказке о царе Салтане»;
3 группа – чудеса в отрывке «Руслан и Людмила».
Чудеса
?
?
?
?
?
?
?
?
?
?

Задание 4
Слайд № 28
Собери пословицу.
Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

Слайд № 29
Хитрость и смекалка – родные сестры.

Слайд № 30
Вся семья вместе, и душа на месте

Слайд № 31
На обмане счастье не построишь.

Ответы к пословицам слайд № 32

Задание 5
Слайд № 33, 34
Как королевич Елисей обращался к солнцу, месяцу ветру?

__________________________________________________________________

_____________________________________________________________

________________________________________________________________
Задание 6
Слайд № 35
Сказки А.С. Пушкина
1.Как звали сватью?
2.Какую птицу убил царь Гвидон?
3. Какая кличка была у верного пса семи богатырей?
4.Кто выполнял поручение злой царицы?
5.Кто соревновался с Балдой?
6,7,8 В кого превращался князь Гвидон?

Задание 7..
Слайд № 36
Коллективно-творческая работа. А сейчас нам предстоит попробовать себя в роли художника-аппликатора. Сделаем аппликацию к эпизодам сказки.
1 группа - «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет … »;
2 группа - «А лежит наш путь далек:
Мимо острова Буяна,
В царство Славного Салтана…»;
3 группа - «Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом
Белка там живет ручная…»;
4 группа - «И очутятся на бреге, в чешуе как
Жар горя тридцать три богатыря…»
Вот ваши иллюстрации перед вами. Скажите, какую закономерность вы встретили в этих работах?
Правильно. Это получился картинный план к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».
Уважаемые коллеги вот и подходит к концу наш мастер-класс. Я хочу, чтобы от нашей встречи у вас остались хорошие впечатления. Напишите на своих сердечках, чтобы вы хотели унести с собой, что вам пригодиться в вашей работе. А теперь свои сердечки с пожеланиями и отзывами оставьте возле моего сердца, чтобы оно почувствовало вашу поддержку.
Слайд № 37
И закончить свое выступления я хочу словами Президента России Д.А. Медведева: «…Интеллектуальная энергия, творческая сила людей - это главное богатство нации и основной ресурс прогрессивного развития».
Список литературы:
1. Башкирева А.В.Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения: Реализация идей УМК «Начальная школа XXI века на Белгородчине: науч.- метод.сб./ отв. ред.Н.С.Сердюкова, О.А.Павлова, Л.В.Серых.- Белгород: Константа, 2006. – 330 с.
2. Л.Н. Прохорова. Подготовка учителя к работе по развитию креативности младших школьников. // Начальная школа. – 2003. -№ 2.
3. Литературное чтение. Учебник 1-4 класс по УМК «Начальная школа XXI века»
4. Рабочие тетради 1-4 классы по УМК «Начальная школа XXI века»
5. Беседы с учителем: Методика обучения: 1 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л.Е.Журовой.- 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Вентана – Граф, 2004.-384 с.
6.Обнорская О.А. Учу детей чтению-общению//Начальная школа.2005. №2.26-29с.
7.Михайлова Н.Л. Одари ребенка словом // Начальная школа.2005.№ 4.15-19с.
8.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – 3-е изд., дораб. и доп.-М.: Вентана-граф, 2008. – 176 с.
9. Богоявленская. Психология творческих способностей.- М: Педагогический поиск, 1999.


Приложенные файлы


Добавить комментарий