«Доклад на РМО учителей истории и обществознания на тему: «Музейная педагогика в урочной и во внеурочной деятельности учителя истории и обществознания»»


Доклад
по теме:
«Музейная педагогика в урочной и во внеурочной деятельности
учителя истории и обществознания»
В условиях современной политической напряженности в странах бывшего СССР, и расширением НАТО на восток российское общество нуждается все в большей степени в единой идеологической концепции, опирающейся на идею спасения нации, сохранения её истории. Один из возможных удачных путей реализации этой концепции - преподавание предметов гуманитарного цикла (литература, история, краеведение, обществознание) и создание творческих объединений учащихся, клубов, обществ, музеев.
Сегодня важно по-новому, с позиции современной жизни осмыслить и оценить огромное историческое наследие, накопленное человечеством, сформировать потребность в общении с ним, его постижении, сохранении и преумножении. Это непростая задача успешно реализуется в рамках нового педагогического направления - музейной педагогики.
Современная школа в свете меняющихся Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) предъявляет высокие требования к выпускнику. В этой связи необходимо особое внимание учителя - предметника и руководителя школьного музея к подбору такого содержания, методов и приемов образования учащихся, которое обеспечивало бы сохранение ценности личности.
Подход к музею как к модели многомерного мира, в которой опыт рационального познания переплетается с чувственным, вызывает необходимость существования музейной педагогики. Это ставит перед образованием новые задачи:
Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике,
Гармонизация развития творческой личности,
Формирование национальной идеологии,
Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
Создание новой музейной аудитории;
Расширение пространства влияния музея.
В связи с этим всё большее внимание в теории и практике образования придаётся музейной педагогике. Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовнонравственного, гражданско-патриотического, историко-краеведческого воспитания личности в едином образовательном процессе. Стремление к гуманитарному обновлению образования, ориентированному на сотрудничество музея и школы, на создание любительских школьных тематических музеев - суть новой образовательной парадигмы XXI века.
Музей обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий и фактов через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются не только взрослые, но и учащиеся.
Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена в первую очередь на расширение задач активизации творческих способностей личности учащихся. Ведущей тенденцией музейной педагогики становится переход от единичных и эпизодических контактов с посетителями к созданию многоступенчатой системы музейного образования, приобщения к музею и его культуре.
Объект музейной педагогики - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее диалоговым процессам, ставящий задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога.
Ключевыми понятиями музейной педагогики, определяющими подходы к организации деятельности школьного музея, являются:
Музейный предмет - прежде всего подлинник, обладающий
большойнаучной,мемориальной,исторической и
художественной значимостью.
Музейная культура представлена, с одной стороны, как хранилище, набор музейных предметов, с другой - как культура, втягивающая в себя, рефлектирующая процессы производства и воспроизведения (пополнения и хранения) предметов культуры.
Музейная коммуникация - взаимодействие участников образовательного процесса в рамках школьного музея.
Музейная коммуникация строится на следующих принципах:
Принцип активного отношения к музейному пространству.
Принцип толерантности.
Принцип авторства.
Цель музейной педагогики - создание условий для развития личности путём включения её в многообразную деятельность школьного музея.
Задачи музейной педагогики:
Воспитание любви к школе, уважения к учителям, работникам школы;
Воспитание любви к родному краю и людям, заботящимся о его процветании;
Формирование самосознания, становления активной жизненной позиции, умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
Развитиетворческихи организаторскихспособностей,
предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность;
Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики;
Освоениенового типа учебных занятий,формирование
профессиональной компетентности музейного педагога;
Формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного результата музейной педагогики.
1. Музейная педагогика во внеурочной деятельности учителя истории и обществознания.Направления внеурочной деятельности школьного музея.
Поисково-собирательское:
Планирование;
изучение литературы и периодической печати;
изучение материалов школьного музея;
получение дополнительных сведений в местном государственном музее, архиве, краеведческом обществе;
научные экспедиции;
интервьюирование местных жителей - очевидце или участников тех или иных событий;
анализ полученных материалов;
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация юного поисковика-краеведа, так как через личностное отношение к существующей проблеме выявляются его гражданская позиция, ценностные ориентиры и приоритеты.
Экспозиционное (оформительское).
Этапы создании экспозиции - сложный процесс, проходящий несколько этапов:
Разработка концепции будущей экспозиции
Разработка архитектурно-художественного решения экспозиции.
В процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты залов и экспозиционных комплексов, которые должны дать достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции. После принятия советом музея тематико-экспозиционного плана и архитектурно-художественного проекта можно приступать к монтажу экспозиции. Если, например, вся школа увлечётся созданием экспозиции, то решение отдельных задач этой работы можно включить и в предметы учебного курса. Так, на уроках истории можно разрабатывать научно-исторические концепции отдельных разделов экспозиции; на уроках черчения - выполнять чертежи и эскизы стендов, витрин, подиумов и другого экспозиционного оборудования; на урока труда - его изготавливать; на уроках рисования - составлять и отбирать варианты информативно-лаконичных ведущих текстов; на уроках математики - осуществлять расчеты необходимых материалов и их стоимость; на уроках информатики - заниматься компьютерным дизайном и оформлением экспозиции.
Экскурсионное.
Особенностью музейной экскурсии является сочетание показа и рассказа при главенствующей роли зрительного восприятия, которое дополняется впечатлениями и моторного характера: осмотр с разных точек зрения, на различном расстоянии. В детских музейных экскурсиях используется вопросноответный метод, приёмы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребёнка (рисунок, лепка, моделирование).
Экскурсоводом может быть каждый, кто любит музей, умеет интересно рассказывать, стремится к новым знаниям. Подготовка и проведение экскурсии в школьном музее - непростое дело. Оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков. Подготовка к выбору темы, составлению текста экскурсии должна проводиться под руководством педагога. К проведению экскурсии должны быть разработаны специальные требования:
Экскурсию можно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;
Содержание вопроса должно раскрываться путём показа и анализа определённых экспонатов;
Экскурсию делает интересной эмоциональный, интересный рассказ.
Для того чтобы это направление работы проходило более успешно,
интересно, необходимо собрать группу учащихся, желающих освоить экскурсионное дело, познакомить учащихся с основными правилами, по которым строится текст экскурсии, и её проведение.
Культурно-массовые мероприятия.
Одним из основных критериев в оценке работы школьного музея является разнообразие форм массовой и учебно-воспитательной работы: проведение экскурсий и уроков по экспозиции, встреч с участниками вооруженных конфликтов, выдающимися земляками, почетными выпускниками и т.д. Школьный музей должен органично вписываться в план работы всего общеобразовательного учреждения.
При разработке и проведении мероприятий и культурно-массовых дел в рамках школьного музея необходимо учитывать следующие исторически сложившиеся принципы:
Интерактивность;
Комплексность;
Программность.
Проведение занятий требует дифференцированного подхода к учащимся, соблюдения принципа индивидуализации, внимательного отношения к интересам и возможностям каждого ученика.
Школьный музей должен органично вписываться в систему проводимых мероприятий.
Формы и метолы внеурочной работы школьного музея.
массовые (театрализованные экскурсии, походы, экспедиции, вечера, олимпиады, викторины, встречи с участниками и свидетелями исторических событий, краеведческие игры, школьные конференции, дебаты, лекции, поездки по другим музеям и городам);групповые (кружок, общество, составление видеофильмов и т.д.);
индивидуальная работа (работа с документами архивов, подготовку докладов, рефератов, запись воспоминаний, наблюдение за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий, написание научных работ, персональные выставки учащихся).
Однако одна форма работы не мыслится без другой. Из массовой работы вырастает кружковая, а результаты занятий в кружке зачастую выносятся на общешкольные вечера, конференции и т.д.
Музейные педагогические технологии.
игровые технологии;
технология коллективных творческих дел;
технологии проблемного и индивидуального обучения;
технологии проектной деятельности.
2. Музейная педагогика в урочной деятельности учителяистории и обществознания.Урок сохраняет преемственность с традиционными урочными формами работы, такая организация деятельности требует другой формы - детско- взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Кроме того, нужно всякий раз необычно встретить, рассказать, приготовить игры, атрибуты, найти образ. Нетрадиционные формы (технологии) проведения урока:
интегрированные уроки;
урок-экскурсия
урок-игра;
урок-конкурс;
урок-турнир;
урок-викторина;
урок-исследование;
урок-изобретательство;
урок-анализ первоисточников;
урок-комментарий;
урок мозговая атака;
урок-репортаж;
урок мудрости;
урок мужества;
урок-презентация;
урок-сказка;
урок-сюрприз;
урок-суд;
урок-следствие;
урок - парламентские дебаты и т.д.
Успехи воспитательной деятельности связаны, прежде всего, с тем, насколько владеет педагог умениями развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности.
Характер педагогической деятельности постоянно ставит учителя в коммуникативные ситуации, требуя проявления качеств, способствующих эффективному межличностному взаимодействию. К таким качествам можно отнести эмпатию, рефлексию, гибкость, общительность, способность к сотрудничеству. Именно эти качества стимулируют состояние эмоционального комфорта, интеллектуальной активности, творческого поиска. В то же время эти качества составляют гуманистический потенциал учителя и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребёнка, обеспечивая целесообразность и эффективностьпедагогического
взаимодействия, повышение качества образования, формирование гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения - главной цели современной школы, выполняющей социальный заказ общества.
Музейная педагогика в наши дни - это наиболее активно развивающееся направление деятельности, которое все чаще включается в современный учебный процесс. Музейно-педагогическая технология снабжает педагога новыми эффективными методами обучения и воспитания на основе использования музейного материала в образовательном процессе, позволяет сделать жизнь ребёнка более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, даёт в руки новый инструмент для познания мира. Одна из важных социальных функций школы и образовательной деятельности педагога в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и культурой человечества, передать ее в процессе образования не только теоретически, но и с помощью практического уклада жизни, традиций и духа культурного пространства школы, района, региона, страны.
Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых. Образовательная функция музея приобретает особую значимость и ценность, новую динамику в XXI веке, подтверждая высокую востребованность обществом ценностного и информационного потенциала. Кроме того, сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств. Продолжая оставаться местом хранения реликвий, раритетов и др., музей становится более эффективной базой для общения, культурно-образовательной средой, местом повышения культурно-образовательного процесса.
Используемая литература:Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. - М., 1980.
Ванслова Е.Г. Музейный всеобуч. Методические рекомендации. - М., 1988.
Васичева Э.В., Иванова Л.М. Музейная педагогика в образовательном пространстве школы/ Методист. - №7. - 2007. - С. 53-59.
Голышева Л.Б. Музейная педагогика/Преподавание истории в школе - №2.-2003 г.
Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика - средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. - 2007. - № 9. - С. 29-31.
Методика историко-краеведческой работы в школе, под ред. Н.С. Борисова. - М., 1982.
Музейная педагогика под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой, Творческий центр. - М., 2008г.
Организация и работа музеев на общественных началах. Составитель: Г.Н. Голобкова. - Курск, 1989.
Родин А.Ф., Соколовский Ю.Е. Экскурсионная работа по истории. - М., 1974.
Ю.Садкович Н.П., Практические рекомендации по созданию текста истории школы/Преподавание истории в школе - №2. - 2003 г.
Следзевский И.В. Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия.// Преподавание в школе. - №7. - 2007. -С. 10-15.
Смирнов В.Г., Художественное краеведение в школе. - М., 1987.
Столяров, Б. А. Музей в пространстве художественной культуры и образования : учебное пособие. - СПб., 2007.
Терминологические проблемы музееведения. Сб. науч. тр. ред. Т.Г.Шумная-М., 1986.
Туманов В.Е., Школьный музей. - М., 2002
Чумалова, Т. В. Музейная педагогика как новая образовательная технология. Проблемы и пути из решения / Т. В. Чумалова // Музей и общество. Проблемы взаимодействия. - М., 2001. - С. 30-34
Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: Методическое пособие - М., 1990.

Приложенные файлы


Добавить комментарий