Урок — закрепление по предмету сольфеджио на тему – Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах.


Урок - закрепление по предмету сольфеджио
на тему – Виды работ на уроках сольфеджио в младших классах.

Подготовила и провела преподаватель теоретических дисциплин
Кошелева Тамара Александровна
Тип урока: урок – закрепление.
Продолжительность – 60 мин.
Цель урока: показать разнообразные формы работы на уроке сольфеджио.
Образовательные задачи урока:
Учебные:
Добиться осознанного интонирование мажора натурального и гармонического
Достичь более четкого представления о ладовом тяготении трезвучий главных ступеней
Добиться более осознанного слухового восприятия основных трезвучий лада.
совершенствовать навык написания музыкального диктанта;
добиваться осознанного и точного интонирования мелодий.
корректировка и отработка навыка в построении интервала чистой квинты и его обращения для дальнейшей работы над темами « Виды трезвучий в построении от звука» и «Тритоны».
Развивающие:
развивать самостоятельность учащихся в ходе решения учебных задач;
активизировать познавательный интерес к предмету Сольфеджио, к построению интервалов и цепочек интервалов
План урока.
Организационный момент.
Настройка в тональности D- durИгра на фортепиано – интонирование и игра с басом трезвучий главных ступеней и их обращений, 3 группы аккордов
Письменная работа – построение интервала Ч.5 с обращением
Работа с карточками – построение интервалов и цепочек интервалов.
Интонационная работа.
Чтение с листа.
Устный разрезной диктант.
Слуховой анализ.
Домашнее задание.
Настройка в тональности
Сегодняшняя работа проводится в тональности Ре мажор.
Обращаем внимание на количество ключевых знаков; поем гаммы D –dur натуральную и гармоническую (уточнив заранее, что гармонический мажор – мажор с низкой 6 ступенью).
Работа над гаммой состоит из нескольких разделов:
- пение гаммы D – dur нотами
- пение гаммы D – dur ступенями
- пение гаммы D – dur через ступень, через две ступени, через три ступени.
Игра на фортепиано
Немаловажное значение в курсе сольфеджио имеет игра на фортепиано различных упражнений. Можно обозначить сразу несколько задач, которые решает эта форма работы:
- закрепление теоретического материала
- плавный переход от теоретических понятий к слуховым представлениям.
- формирование, развитие навыков игры на фортепиано фактурных и мелодических элементов, формирующая и развивающая прямую связь слуха и моторно-двигательного аппарата таким образом, чтобы последний непосредственно реагировал именно на «слуховые импульсы». Этот процесс занимает много времени и требует немалых усилий. В него должны быть вовлечены все формы работы на уроках сольфеджио, обойтись только игрой на фортепиано не удастся. Наибольший эффект она дает в сочетании с другими формами работы, прежде всего – вокально-интонационными упражнениями.
На сегодняшнем уроке представлена работа с аккордовыми последовательностями и их игра с басом.
Для закрепления темы «Трезвучия главных ступеней и их обращения» строим и интонируем одноголосно и трехголосно:
- Трезвучия главных ступеней с обращениями (Т53- Т6- Т64; S53- S6- S64; Д53- Д6 – Д64).
- Три группы аккордов: 1) Т53 –S64 – T53 – D64 – T53;
2) T6 – S53 – T6 – D6 – T6;
3) T64 –S6 – T64 – D53- T64.
Играем на инструменте и трезвучия главных ступеней с обращениями и три группы аккордов с басом.
Этой формой работы достигаются несколько целей:
- Более четкое представление ладового тяготения трезвучий главных ступеней
- более осознанного слухового восприятия основных трезвучий лада.
- закрепление
- подбор на слух баса.
Письменные формы работы
На уроках сольфеджио письменная работа связана с изучением нового теоретического материала (построения аккордов, интервалов, аккордовых последовательностей, цепочек интервалов, построения звукорядов и т.д.) и его закрепления, применяющие в целях проверки теоретических знаний.
На сегодняшнем уроке стоит цель – коррекция и отработка навыка в построении интервала чистой квинты в тональности и от звука.
Главное внимание уделяется на звуковысотное звучание интервала, его «пустоту, спокойствие», необходимо сделать акцент на заполнение «пустоты» квинты, в результате чего мы обнаруживаем получившееся трезвучие - в зависимости от лада – Б53 или М53.
Поем песню о квинте из сборника Камозиной «Нескучное сольфеджио»:

И еще один вариант интервальной песни о квинте

Строим интервал Ч.5 от всех белых клавиш.
Поем интервал Ч.5. Ученик за фортепиано играет, остальные дети интонируют сначала одноголосно, затем двухголосно.
В ходе построения интервала Ч5 в тональности D - dur – указываем, на каких ступенях мажора можно встретить данный интервал.
Делаем обращение интервала Ч.5 и поем двухголосно, обращая внимание на то, в какой интервал обращается Ч.5, тем самым закрепляя тему «Обращения интервалов».
Устные формы работы
Устные формы работы хороши тем, что проходят в активном диалоге с учащимися. Устные задания могут носить творческий характер. Здесь уместно использовать различного вида дидактические материалы.
Я использую «Интервальные карточки» несколько видов: демонстрирующие ступеневую величину интервала, тоновую величину интервала, звуковысотную сторону построения, карточки с сокращенным названием интервала.
Задача учеников – построить устно, от заданного звука, нужный интервал.
Задача вторая – из выбранных интервалов построить цепочку интервалов.
Составляем две цепочки интервалов.
Такой вид работы очень динамичен и нравится учащимся.
Вокально-интонационные упражнения
Развитие навыков вокального интонирования - основная цель сольфеджио. Вокально - интонационные упражнения служат основным средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального слуха и решают сразу несколько задач:
– чтение нот. Трудности в первое время возникают из-за неуверенного чтения нот при сольфеджировании, поэтому важно уделить некоторое внимание этому вопросу и проработать навык беглого чтения нот отдельно (без ритма и интонирования).
– «овладение» звукорядом, доведение до автоматизма чтение гаммаобразных и арпеджированных последовательностей вверх и вниз.
– формирование навыков воспроизведения ритма.
– тактирование и дирижирование – одно из самых проблематичных «мест» в практике сольфеджирования. Метрические доли при тактировании и при дирижировании выполняются короткими движениями.
– освоение базовых методов работы с мелодиями для сольфеджирования – итоговая задача третьего этапа, суммирующая все наработанные навыки в процесс пения по нотам.
Сегодня займемся интонированием нескольких номеров из сборника Б.Калмыков, Г. Фридкин «Сольфеджио» одноголосие.
№248 и № 251. Цель - достичь точного звуковысотного интонирования и хужодественно яркого исполнения; правильного тактирования и дирижирования.
Поем группой и по одному с тактированием и дирижированием.
Чтение с листа из сборника Г.Фридкин «Чтение с листа на уроках сольфеджио» - №140, 142
Музыкальный диктант
Несмотря на то, что музыкальный диктант по своей сути являясь разновидностью слуховых упражнений, в программе упражнения на развитие навыка записи музыкального диктанта в силу их специфики рассматриваются отдельно.
Сложность музыкального диктанта состоит в необходимости записи ритма и звуковой высоты на слух.
Главная задачей музыкального диктанта является формирование и развитие у учащихся музыкально-логического мышления, памяти, внимания.
Данная работа опирается на методики преподавания музыкального диктанта таких педагогов, как А.Л.Островский, Л.М. Масленкова, Н.А. Бергер.
Диктант, который я хочу представить вашему вниманию, не является традиционным и относится к разряду устных диктантов – диктант разрезной, состоящий из разрезанных фрагментов - «пазлов», с написанной на них мелодией. Цель ученика – определить размер, тональность, повторность строения диктанта, начальные звуки диктанта, после чего раздается сам диктант, ученик, руководствуясь своим звуковыстоным, ритмическим слухом «собирает» мелодию из заданных фрагментов, а затем переписывают его в тетрадь.
Диктант – О.Галахов «Колыбельная Вилли Винки» - ре мажор, размер 2/4.
Анализ на слух.
Слуховой анализ является основной формой работы на уроках сольфеджио и тесно связана с остальными формами работы – интонационными упражнениями, чтением с листа, творческими заданиями и диктантом, что было уже представлено на уроке.
Мы остановимся на анализе отдельных элементов музыкального языка.
Определение на слух ладов, интервалов, трезвучий и их обращений.
Домашнее задание.
Наш урок подошел к концу. Пришло время записать домашнее задание. № 249, 252 –петь, тактировать, дирижировать. Квинту – играть, петь, слушать. Диктант – транспонировать в тональность До мажор и ми мажор.

Приложенные файлы


Добавить комментарий