Основы цветоведения и цветовосприятия. Ахроматическая гамма. Монохромная гамма.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Колледж декоративно– прикладного искусства
имени Карла Фаберже № 36
Отчет
о проведении открытого урока
по живописи с основами цветоведения
Тема. Основы цветоведения и цветовосприятия. Ахроматическая гамма. Монохромная гамма.
Дата проведения: 04.10.2013
Педагог: Акимов Сергей Петрович
Учебная группа: ДИ-2А
Дисциплина: Живопись с основами цветоведения
Специальность: 072501
МОСКВА 2013 год.
Общее положения
Цели: Образовательные.
Целью изучения данной темы является обучение колористическому мышлению, принципиально необходимому для составления колористических таблиц и рекомендаций в различных областях создания художественного образа, в дизайне и рекламе.
Изучить свойства ахроматической гаммы.
Изучить ахроматическую равно ступенчатую школу методом деления крайних тонов.
Научиться применять ахроматическую комбинаторику по трем диапазонам светлоты.(нюансные и контрастные сочетания)
Задачи:
Построить ахроматическую равно ступенчатую шкалу методом деления крайних тонов.
Обозначить шкалу условных единиц измерения цветов.
Разделить все цвета на светлые и темные.
Развивающие:
Технически грамотно выполнять упражнения по теории
цветоведения;(ОК 1-9)
Составлять хроматические цветовые ряды; (ПК 1-9)
Распознавать и составлять светлотные и хроматические контрасты; (ПК 1-9)
природу и основные свойства цвета; (ОК 1-9)
теоретические основы работы с цветом; (ОК 1-9)
особенности психологии восприятия цвета и его символику; (ОК 1-9)
теоретические принципы гармонизации цветов в композициях; (ОК1-9)
Сформировать у студентов следующие навыки, понятия и умения: понятие о свойствах цвета и красок; понятие о хроматических и ахроматических цветах; понятие о цветовых парах; знание визуально-психологических свойств цвета; знание зависимости психологической интерпретации цветовосприятия от природной соотнесённости цвета; понятие о предпочитаемых цветах, с учётом физиологических и психологических факторов; понятие о колорите, цветовых композициях.Использование правил организации цвета при реализации художественного образа в дизайнерских решениях.
Научиться грамотно, составлять на палитре смеси тонов и правильно выполнять выкраски.
Воспитательные:
развить художественно нравственный - эстетический вкус в цветовом решении.
Методическая связь: история, культура и искусство
Тип урока: изучение нового материала.
Методы ведения урока: лекция, беседа, демонстрация, анализ, практическое задание.
Оборудование:
Для преподавателя: план урока, наглядное пособие, плакаты, репродукции, доска.
Для студентов: тетрадь, ручка, ластик, карандаш, гуашь двенадцати цветная, палитра, тряпочка, кисти, линейка 40 см. скотч, мольберт, стул.
Ход урока
2.1.Организационыый момент. - 5 мин
Подготовка рабочего места. Приветствие студентов. Знакомство. Проверка отсутствующих
2.2.Изложение нового материала- 20 минут
2.3. Обсуждение наглядного пособия. - 5минут.
2.4. Практическая работа.- 45 минут.
2.5. Подведение итогов- 10минут
2.6.Уборка рабочих мест. – 5 минут.
В ходе демонстрируются соответственные плакат, репродукции. Обобщение пройденного материала. Даются основные понятия в цветоведении, хроматические цвета, ахроматические цвета.
- Ахроматические цвета отличаются друг от друга только по одному признаку - по светлоте (светло-серый или темно-серый).
-Хроматические цвета, кроме отличия по светлоте, характеризуются еще двумя главными признаками - цветовым тоном и насыщенностью.
Три атрибута цвета: тон, светлота и насыщенность
Для того чтобы художник мог смешать любой цвет, ему необходимо сперва научиться определять его: 1) тон 2) светлоту; 3) насыщенность. Каждому из цветов можно присвоить имя, отчество и фамилию. Чтобы назвать цвет, мы посредством определения основного исходного тона сначала называем тон (один из двенадцати тонов цветового круга), затем — уровень светлоты (насколько данный цвет является светлым) и, наконец, уровень насыщенности (степень яркости).
В определенном смысле называние цвета с помощью его атрибутов аналогично определению объекта. Мы прежде всего задаемся вопросом: «К какой категории относится этот объект?» Затем: «Каковы его размер и форма?» И наконец: «Из чего он сделан?» Это может быть шкатулка длиной 15 см, прямоугольной формы, деревянная. Или ваза высотой 30 см, цилиндрической формы, стеклянная. Такие описания достаточно точны, чтобы дать нам ясное «представление о предмете. Точно такие же вопросы мы задаем себе и в процессе называния цветов. Когда «художник пишет пейзаж, перед ним вновь и вновь, «вплоть до самого конца работы над картиной, встает один и тот же вопрос: «Что это за цвет?»
Определение тона
Чтобы ответить на этот вопрос, художник первым делом должен назвать первый атрибут — тон. На рисунке представлен цвет, который часто называют бледно- или розовато-лиловым. Но, когда пытаешься получить цвет, который видишь, подобные гламурные названия мало что дают. Вы должны сказать себе: «Если на минуту отвлечься от того, насколько светлым является этот цвет, а также от того, насколько он яркий, то какой из двенадцати основны тонов цветового круга является исходным для представленного на рисунке. После чего вы делаете вывод (абсолютно правильный) о том, что исходным для него является красно-фиолетовый — третичный тон цветового круга.
6944463500
Определение уровня светлоты
Вопрос, который нужно себе задать, чтобы определить второй атрибут, звучит примерно так: «Haсколько светлым является этот красно-фиолетовый цвет в сопоставлении с двенадцати ступенчатой шкалой градаций от белого до черного?» Для того чтобы ответить на этот вопрос, сравните цвет на рисунке со светлотной шкалой на рисунке и вам станет ясно, что этот красно-фиолетовый цвет — светлый (третий уровень светлоты), и оносится он к светлому тону. Итак, вы уже назвали два из трех атрибутов цвета.
7104454610
(Розовато-лиловый цвет в сопоставлении со светлотной шкалой)
Обратите внимание на то, что между белым и черным всего двеннадцать градаций светлоты и те же двенадцать градаций на шкале насыщенности между чистым спектральным цветом — например, оранжевым который приглушается путем добавления к нему дополнительного синего пигмента, — и «никаким».
На практике между белым и черным возможны сотни микроскопических светлотных градаций и столько же градаций насыщенности, простирающее от чистого цвета до «никакого».
Однако, как показывают статистические исследования, двенадцать градаций светлоты и насыщенности — это максимум того, что способна удержать наша зрительная память.
Определение уровня насыщенности
Третий атрибут, насыщенность, — это яркость цвета. Вы должны определить, насколько ярким является данный цвет по шкале насыщенности от самого яркого цвета — один из чистых тонов цветового круга — до самого приглушенного — в котором тон приглушен настолько, что его вообще невозможно различить. Воспользовавшись шкалой насыщенности на рисунке 3. вы поймете, что этот цвет — приглушенный (четвертый уровень). Итак, вы определили |цвет посредством всех трех атрибутов:
Цветовой тон:Светлота: Насыщенность:
Красно-фиолетовый Светлый Приглушенный
63599060
Хроматические цвета условно делят на теплые и холодные. К теплым относятся желто-красная часть спектра, а к холодным - сине-голубая. Свое наименование теплых и холодных эти группы цветов получили: одни - по ассоциации с цветом солнца и огня, другие - по ассоциации с цветом неба, воды и льда. Фиолетовый и зеленый цвета занимают промежуточное положение и в различных конкретных случаях, в зависимости от сочетания, могут быть отнесены то к теплым, то к холодным.Если спектральную полосу, где все соседние цвета, постепенно изменяясь, переходят один в другой, взять и согнуть в кольцо, то это кольцо не замкнется, потому что, как уже отмечалось, между крайними цветами - красными и фиолетовыми — недостает переходных - красно-фиолетовых (пурпурных). Если их добавить, круг замкнется. Такой цветовой круг поможет нам многое понять в отношении цветов.
Рассмотрите цветовой круг на представленном рисунке. Ко всякому хроматическому цвету можно подобрать другой такой цвет, который в смеси с первым даст ахроматический цвет (практически близкий к черному). Такие пары цветов называются дополнительными. Так, к малиново-красному дополнительным будет зелено-голубой, к желто-зеленому - пурпурно-фиолетовый и т. д. Практически пары таких дополнительных цветов в цветовом круге лежат диаметрально противоположно.
Практическая работа.
3.1.Для того чтобы точно определить светлоту тон и насыщенность, лучше всего построить серую шкалу, которая поможет измерить все атрибуты цвета.
Построить горизонтальный ряд тональной шкалы из 12 квадратов через небольшой интервал. Окрасить эти квадраты в ахроматические цвета от белого к черному.
0176159
Сверху ахроматической шкалы нанести ряд цифр «1-2-3-…12» (шкала тяжести) С право на лево.

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
-3175088900

12 11 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1
Снизу – ряд цифр «12-11-10….1» (шкала светлотности.) С лево на право.
5080509641
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
694948083303.2. Ниже ахроматической шкалы построить такую же шкалу, но окрасить ее в хроматические цвета, где каждый хроматический цвет соответствовал бы по светлоте ахроматическому тону.
Светлые тона цвета Средние тона цвета Темные тона цвета
Монохромная гамма
Выполнить выкраски основных и дополнительных цветов в монохромной гамме по диапазонам светлоты, в трех видах насыщенности.
Насыщенность цвета – свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами. Три вида насыщенности: светлый тон - разбеление (смешивание с белой краской), средние тона - потускнение (смешивание с серой краской), темные тона - затухание (смешивание с черным цветом)
-18288-1397Светлые тона
Средние тона
Темные тона
Светлые тона
Средние тона
Темные тона

Ключевые понятия.
Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающие друг от друга только по светлоте.
Светлота – степень отличия данного цвета от черного, измеряемая числом порогов различения от данного цвета до черного. Светлота – это светотеневая характеристика цвета.
Диапазон светлоты – участок ахроматической шкалы, куда входят цвета, очень близкие по светлоте.
Равноступенчатая шкала – ряд тонального перехода, идущего по степени равномерного возрастания или убывания какого – либо цветового качества.
Цветовая палитра – набор цветов и оттенков, составленный для достижения определенных художественных целей.
Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном. К ним относятся все спектральные и многие природные цвета.
Равновесие цветовых пятен – это такое их соотношение, которое вызывает впечатление устойчивости всего цветового построения.
Цветовая гамма – совокупность различных локальных цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. С учетом характера их психофизического воздействия выделяют теплую, холодную, нейтральную и т.д.
Монохромная гамма – одноцветная гамма с оттенками трех видов насыщенности.
Насыщенность цвета – свойство цвета изменять свое цветовое содержание от смешивания с ахроматическими цветами.Три вида насыщенности: разбеление (смешивание с белой краской), потускнение (смешивание с серой краской), затухание (смешивание с черным цветом)
5.Список используемой литературы.
В.В.Куленок Цветоведение. Минск 2012г.
Иоханнес Иттен Искусство цвета. М. Д.Аронов.2001г.
Б.Эдвардс Цвет. Минск. 2011 г.
Буймистру Т.А. Колористика: цвет – ключ к кпасоте и гармонии. М. Ниолла-Пресс.2010г.
Шашлов Б.А. Цвет и цветовоспроизведение. Уч.пособие –М.Мир книги.1995.

Приложенные файлы


Добавить комментарий