Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5,6 классе Азбука журналистики


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа с. Чувашское Урметьево
муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Педсоветом школы Директор школы
Протокол № 1 _______С.Н.Антипов
от «29 » августа 2014 г. от « 29 » августа 2014 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
в 5,6 классе
«Азбука журналистики»


Программа составлена: Туллиной Натальей Владимировной
2014 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы.
Окружающий нас мир таит в себе много проблем для подрастающего поколения. Проблемы сегодняшних подростков – принятие себя как ценности, укрепление веры в себя и свои силы, ощущение своей уникальности и неповторимости, появление представлений о возможностях своего «Я» на этом пути.
Наше время – время активных, предприимчивых, деловых людей. В стране созданы предпосылки для развития творческой инициативы, открыт широкий простор для выражения различных мнений, убеждений, оценок. Все это требует развития коммуникативных возможностей человека.
Важнейшим средством коммуникации является слово. «Словом можно убить - и оживить, ранить - и излечить, посеять смятение и безнадежность – и одухотворить», - писал талантливый педагог В.А.Сухомлинский.
Герои книг и видеофильмов, партнеры по связям через Интернет расширяют круг наставников и друзей школьников, но средства массовой информации, в стремительно изменяющемся мире, становятся все более значимым фактором существования и развития человека в юном возрасте.
Кружок «Азбука журналистики» поможет учащимся реализовать свои возможности в литературном творчестве, раскрыть свои таланты. Эта программа дает учащимся возможность развивать и повышать культуру речи, научиться общаться с окружающими их людьми, не оставаться равнодушными к окружающему миру и событиям, происходящим в нем.
Программа кружка «Азбука журналистики» составлена на основе стандартов основного общего образования.
Цели программы:
Объединение детей разного возраста с целью формирования разносторонне развитой личности и реализации творческих интересов и способностей подростков.
Практическое участие в работе районных СМИ. Профессиональная ориентация молодёжи.
Овладение учащимися современными методами получения информации.
Педагогическая и психологическая поддержка детей.

Задачи программы:
Освещение в СМИ школьной жизни.
Содействие в воспитании информационной культуры школьников.
Повышение интереса к учёбе (литературе, русскому языке, информатике).
Развитие интеллекта, творческих и коммуникативных способностей
Знакомство с жанрами газеты.
Привитие трудовых навыков и профессиональная ориентация.
Социальная адаптация подростков в условиях временного коллектива.
Организация досуга.
Связь содержания программы с учебными предметами.
Журналистская деятельность – это мощное воспитательное средство, а также средство повышения интереса к учёбе. Эта работа способствует сплочённости детей, повышению их коммуникативных способностей, повышению их социального статуса в школьном и классном коллективе, становлению личности, определению своей дальнейшей профессии. В результате работы с детьми по выпуску школьных газет возрастает их мотивация к обучению. Обучающиеся совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.
Содержание программы курса не дублирует обязательный минимум содержания образования, а углубляет, расширяет его. Оно направлено на формирование практических умений в написании сочинений газетных жанров. Таким образом, практикоориентированный курс предполагает активные и интерактивные методы и формы обучения, разнообразные виды деятельности учащихся: от тренинговых упражнений и заданий до создания собственных проектов, рукописных газет.
Ожидаемые результаты от работы кружка «Азбука журналистики»:
Развитие творческих способностей
Установление новых связей с районными СМИ.
Создание банка детей, которые смогут работать в районных СМИ.
Предоставление возможности для общественного признания, оценки, самореализации ребят.
Создание условий для продолжения образования в сфере журналистики.
Профориентация.
Курс "Журналистика" даст возможность накопить опыт для дальнейшей жизни, научит свободно ориентироваться в информационном пространстве и высказывать свою точку зрения на различные значимые события общественной жизни.
Занятия по данной программе помогут обучающимся овладеть секретами мастерства журналиста, научиться логически думать, грамотно излагать свои мысли, ориентироваться в информационном пространстве, представлять себя редактором собственного издания.
Обучающиеся смогут:
Определить тему или идею текста;
Составлять простой и подробный план текста;
Создавать связные высказывания (с заданным языковым материалом);
Оценивать чужую и свою речь;
Спорить, но не ссорится, аргументировать свои высказывания;
Сокращать один и тот же текст до половины, до трети его первоначального объёма, до одного абзаца и одного предложения;
Рассказать о себе так, чтобы тебя слушали;
Брать интервью у знакомых и незнакомых людей;
Вести репортаж с места событий;
Составлять различные типы текстов газетной информации.

Обучающиеся должны:
понимать основные проблемы общественной жизни, роль и функции средств массовой информации в жизни современного человека;
уметь определять жанр газетного текста, выявлять его отличительные особенности, анализировать его структуру, владеть разнообразными приемами анализа текста;
уметь создавать собственный текст в условиях ограниченного времени, грамотно и аргументировано выражать собственные мысли, точку зрения, позицию, мнение современным литературным языком, избегая при этом ложно-публицистических штампов и общих мест, выстраивать собственное высказывание по модели, продумывать план и композицию, отбирать фактический материал в соответствии с темой и замыслом высказывания;
уметь редактировать предложенные тексты, находить и исправлять ошибки.
Формы контроля и учета достижений обучающихся:
Устный опрос
Диагностическая работа
Участие в выставках, конкурсах
Письменные самостоятельные работы
Контрольная работа
Творческий отчет
Тестовые задания
Творческая работа
Проектно-исследовательская работа
При изучении теории основной метод - безоценочный. Выставляемые оценки - зачтено/ не зачтено. Текущие оценки выставляются в качестве поощрения.
Формы подведения итогов.
Проверка эффективности данного курса осуществляется через итоговые творческие часы, открытые занятия, на которых обучающиеся демонстрируют свое журналистское мастерство. Также проводится тестирование обучающихся психологом школы.
Подведение итогов реализации программы кружка «Азбука журналистики» проводится путем организации выставок работ обучающихся.
Конечные результаты:
умение построить устное и письменное сообщение;
умение работать в различных жанрах публицистического стиля;
умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;
самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.
Количество часов – 34
Тематический план программы кружка «Азбука журналистики»
Тема занятия Теория Кол-во часов Практика Кол-во часов
Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. Лекция 1 Составление плана 1
Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика. Лекция 1 Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы? 2
Газета как источник информации. Виды газет, их назначение. Беседа 2 Ролевая игра «Презентация любимой газеты» 2
Заголовки. Лекция 1 Дебаты, деловая игра. 1
Необычные тексты. Обучаю-
щий семинар 2 Сочинение малой формы (заметка)
Редактирование собственных текстов. 2
Чужая речь в моём тексте. Лекция 1 Практическая работа, исследование. 1
От отзыва к рецензии. Обучаю-
щий семинар 2 Практическая работа.
Эксперимент. 2
Газетная информация. Самостоятельное изучение 1 Выпуск листовок «Новости недели» 2
Текст. Лекция 2 Миниатюра "Автопортрет".
Редактирование собственных высказываний.
2
Репортаж как разновидность публицистических жанров, его особенности. Фиксация материала и его систематизация. Лекция 2 "Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии. 2
Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг
Лекция 2
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование 2
Рецензия. Статья. Интервью. Лекция 2 Деловая игра «Берем интервью» 2
Выпуск школьной газеты. Экскур-
сия 3 Конкурс художников-оформителей 2
Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот Лекция 2 Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь". 2
Житейская история. Легенда Лекция 1 Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история". 1
Творческие проекты "О чем пишут в газетах?" Фронтальная беседа 2 Выпуск рукописных и печатных газет. 2
Экскурсия в редакцию районной газеты «Авангард». Экскур-
сия 3 Экскурсия 2
Написание статьи в районную газету «Авангард». 2 Участие в выпуске районной газеты 2
Проба пера 2 Выпуск газеты 2
Краткое описание материала, изучаемого в теоретической и практической части
Тема 1. Введение.
Роль и функция журналистики в обществе. Деятельность журналиста. Закон о СМИ. Слушание лекции учителя. Составление плана.
История возникновения газеты. Преимущества печатной прессы пред радио и телевидением. Типология прессы. Лицо газеты - первая полоса. Информационная, комментирующая, контрольная, связующая функции журналистики. Бережное отношение к языку, сохранение культуры языка - важнейшая функция журналистики.
Деятельность журналиста. Журналист - выразитель позиции, мнения, суждения, точки зрения. Журналист - лицо газеты. Закон о СМИ.
Форма обучения - диалог. Слушание лекции учителя. Составление плана.
Тема 2. Секреты журналистского мастерства. Журналистская этика.
Разработка кодекса чести журналиста. Каким должен быть настоящий журналист? Искусство репортажа. Секреты мастерства. Значение скорописи. Как не потеряться в информационном поле?
Теория и практика профессиональной этики. Журналист как сторонний наблюдатель. Этические правила журналиста.
Форма обучения – дебаты, деловая игра.
Тренинг: определить, правильно ли поступили журналисты в тех или иных случаях (ситуациях)? Как поступили бы вы?
Тема 3. Газета как источник информации. Виды газет, их назначение.
Анализ периодической печати. Обзор региональных газет. Презентация любимой газеты. Центральные и региональные газеты. Городские газеты. Ежедневные и воскресные газеты. Бульварная и желтая пресса.
Форма обучения - презентация, выступления учащихся.
Практическая работа. Исследование. Анализ текстов газетных жанров.
Тренинг: проверить "слух", определить источник информации и способ ее отображения.
Тема 4. Заголовки.
Содержание, типы заголовков, влияние заголовка на содержание текста, ключевые слова.
Методы - традиционные, исследование.
Форма обучения - дебаты, деловая игра.
Тема 5. Необычные тексты.
Поликодовые тексты. Слова к фотографии - какими они должны быть? Необычный текст - фотозарисовка. Составление фотозарисовки. Стилевые черты и языковые средства необычных текстов.
Метод - исследование.
Форма обучения - исследование, практическая работа, деловая игра.
Творческая лаборатория: сочинение малой формы (заметка). Редактирование собственных текстов.
Тема 6. Чужая речь в моём тексте.
Чужая речь как элемент текста. Чужая речь - рефрен. Чужая речь как лейтмотив произведения. Использование цитат.
Конкурс эрудитов (чьи строки ?).
Методы - традиционные, самостоятельная работа.
Формы обучения - практическая работа, исследование.
Тема 7. От отзыва к рецензии.
Форма написания деловых бумаг. Основные признаки лицензии.
Методы - традиционные.
Формы обучения - лекция.
Практическая работа. Эксперимент.
Творческая лаборатория: создание рубрики "Школьные новости"
Тема 8. Газетная информация.
Каким должен быть тезис; речевые стереотипы, которые помогают внести тезис в аргументированный текст; какими должны быть аргументы; культура статьи; желтая пресса. Газетные жанры. Событие как предмет отображения информации в газетных жанрах. Факт как основа публикации. Способы отображения информации. Разнообразие газетных жанров: информационные, аналитический, художественно-публицистические. Роль различных жанрообразующих факторов в формировании жанров. Событие как предмет отображения в газетных жанрах.
Метод - исследование.
Формы обучения- беседа, дебаты, деловая игра.
Анализ периодической печати.
Обзор региональных газет.
Презентация любимой газеты.
Тема 9. Текст.
Что такое текст. Типы текстов. Сильные позиции текста, тема и микротема текста, составление визитной карточки, первичные и вторичные тексты, пересказ, виды пересказа.
Характеристика информационных жанров: информация, корреспонденция, пресс-релиз и проч. Заметка. Информационная корреспонденция. Информационный отчет. Информационное интервью. Репортаж.
Роль информационных агентств. Значение пресс-релизов. Источники информации и правила их использования.
Методы- традиционный.
Формы обучения - практическая работа, эксперимент, лекция.
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Миниатюра "Автопортрет". Редактирование собственных высказываний.
Тема 10. Репортаж.
История репортажа. Событие неприкосновенно. Законы репортажа. Основа репортажа. Формы выражения авторского "Я".
Особенности проведения репортажа, интервью. Оформление на газетной полосе. Искусство получать нужную информацию. Интервьюирование людей, не желающих разговаривать с журналистами. Правила жанра.
Методы - работа в разновозрастных группах, традиционные.
Формы обучения - диалог, экскурсия.
"Творческая командировка": интервью с места событий. Репортаж об интересном школьном событии.
Тренинг: попытка уговорить человека согласиться на интервью.
Тема 11. Аналитические жанры. Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет. Анкета. Мониторинг. Рейтинг
Характеристика аналитических жанров. Аналитический отчет, интервью, опрос. Анкета. Мониторинг. Рейтинг. Рецензия. Статья. Обозрение. Обзор СМИ. Прогноз. Версия. Социологический опрос. Языковые и структурные особенности.
Анализ текстов аналитических жанров.
Творческая лаборатория: составление рейтинга учебных предметов. Анкетирование.
Тема 12. Рецензия. Статья. Интервью.
Творческая лаборатория: написать статью на основе последних данных о случившемся тогда, когда в редакцию через каждые 5 минут поступает "новая" последняя информация
Тема 13. Обозрение. Обзор. Прогноз. Версия. Социологический опрос
Соцопрос.
Тренинг: конкурс обозревателей.
Обзор СМИ.
Тема 14. Фельетон. Пародия. Сатирический комментарий. Анекдот
Анализ текстов художественно-публицистических жанров.
Творческая лаборатория: сочинение в рубрику "Сатира и юмор", "Нарочно не придумаешь".
Редактирование.
Тема 15. Житейская история. Легенда
Анализ текста-легенды.
Творческая лаборатория: сочинение "Моя житейская история".
Тема 16. Творческие проекты "О чем пишут в газетах?"
Работа над творческими проектами "О чем пишут в газетах?" Оформление творческих работ. Выпуск рукописных и печатных газет. Оформление выставки.

Методические рекомендации для учителя, реализующего данную программу
Пояснения к особенностям реализации программы
В кружок принимаются все желающие. Обучение происходит по нескольким направлениям (журналистика, отбор и редактирование материала, фотодело, компьютерный дизайн, социология). Каждая группа выполняет работу по своему направлению, на своём уровне, после чего результаты объединяются. Обучающиеся по желанию могут менять направление деятельности.
Сбор материала происходит в любых местах: это могут быть различные школьные мероприятия, спортивные турниры, экскурсии, походы и т.д. Итогом работы кружка является выпуск газеты о школьной жизни.
С помощью кружковой работы ребята вовлекаются во всю деятельность школы. Их вниманием охватываются все мероприятия, события. Это способствует объединению школьного коллектива, воспитывает непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
Требования к условиям, материально-техническому оснащению.
Методическое обеспечение:
диагностические тесты по риторике, тестовый материал по темам кружка;
методические разработки для занятий;
методическая литература;
поурочное планирование;
наглядные пособия;
таблицы по изучаемым темам;
раздаточный материал;
материал для практических работ;
карточки с разноуровневыми заданиями по изучаемым темам.
Компакт-диски по темам программы
Техническое обеспечение:
Компьютер, проектор;
Выход в сеть интернет
Обеспечение программы методическими видами продукции.
Материал к занятию по теме: «Репортаж»
Событийный репортаж
К основным признакам событийного репортажа можно отнести оперативность и актуальность. Первое качество проявляется в том, что событийный репортаж-это всегда моментальный и даже сиюминутный отклик на происходящее. Поэтому именно данной разновидности репортажа особенно характерно хронологическое следование за событием, точное указание места и времени действия, за счет чего и создается "эффект присутствия". Предметом репортажного описания выступает событие, которое происходит на глазах репортера и находит свое наглядное отображение в тексте как результат непосредственно авторских наблюдений. С точки зрения актуальности событийный репортаж всегда посвящен общественно-значимой теме.
Чтобы показать события в динамике, репортеру необходимо в центр произведения поставить самые яркие и эмоционально насыщенные моменты. При этом автор должен не только четко описывать разворачивающиеся на его глазах действия, но и отслеживать все его повороты и коллизии. В репортаже позиция автора является доминирующей, так как именно через его личностное восприятие читателю передается весь колорит происходящего. Для создания "эффекта присутствия" автор может поделиться с читателями своими непосредственными чувствами и впечатлениями, описать свои внутренние переживания и эмоции, оценить, привести собственные рассуждения и комментарии.
Документальность и точность изображения достигаются и за счет создания "эффект наглядности". Средства, с помощью которых достигается этот эффект, очень разнообразны.
- использование ярких деталей и подробностей. Через подобного рода содержательные элементы можно описать различные предметы или объекты материального мира, охарактеризовать поведение людей, обрисовать внешнюю обстановку события;
- использование речевых стратегий. Мини-диалоги, мини-интервью, реплики и т.д. помогают воспроизвести в репортаже речь действующих героев, тем самым внося в ткань репортажа живые голоса реальных людей.
Таким образом, можно отметить, что в основе событийного репортажа, с одной стороны могут лежать события, требующие своего оперативного освещения, а с другой - те из них, которые нуждаются в проникновении во внутреннюю суть. Но и в том, и в другом случае требуется отбор наиболее ярких и значимых элементов события, а также показ их через динамичное действие или через описание внутренней напряженности. Особенно важным является создание "эффекта присутствия". Читатель должен видеть глазами автора, сопереживать вместе с ним, наглядно представлять время и место репортажного действия.
Аналитический (проблемный) репортаж
Данный вид репортажа ориентирован не только на описание одномоментного события, но и на выяснение причин его возникновения и развития. Поэтому в данной разновидности репортажа мы наблюдаем симбиоз различных жанровых элементов. В аналитическом репортаже могут присутствовать зарисовочные элементы (описание места действия, характеристика его участников), информационные (факты, цифры, свидетельства), аналитические (оценка, комментарий, прогноз). Все эти разнородные элементы, как правило, объединяются единой темой, которая раскрывается автором в логической последовательности. Движение темы разворачивается по схеме: тезис-аргумент - вывод. Поэтому в аналитическом репортаже автору важнее всего показать логику развития события, все предшествующие и сопутствующие факты и случаи, которые в той или иной степени могут пролить свет на жизненную ситуацию.
Для раскрытия сути той или иной проблемы журналист может рассмотреть не одно, а несколько однородных событий, происшедших в разное время и в разных местах, но обусловленных одними и теми же причинами. Поэтому в аналитическом репортаже возможны временные и пространственные смещения.
Динамика повествования может быть достигнута за счет развертывания авторских мыслей, суждений и версий, а также показа внутренних движущих сил проблемы.
В отличие от других разновидностей, в аналитическом репортаже факты даются в обобщенном виде, то есть как некий итог уже осмысленных автором данных.
Познавательно-тематический репортаж
По своему функциональному назначению эту разновидность репортажа можно разделить на специальный, расследовательский и комментированный. Во всех этих разновидностях на первое место выдвигается описание репортером интересной жизненной ситуации. Поэтому главное здесь не оперативный повод, а раскрытие и познание новых и неизвестных сторон жизни социума.
Специальный репортаж готовится в тех случаях, когда та или иная ситуация или проблема требует от репортера тщательного и всестороннего изучения. Как правило, специальные репортажи пишутся на самые актуальные и общественно значимые темы. Чтобы выделить из числа многочисленных событий самое интересное, необходимо особое репортерское чутье. При этом, как отмечают, теоретики, «специальный репортаж должен оправдывать свое название. Поэтому стоит задуматься: можно ли именно из этого события сделать репортаж с ремаркой "специальный"».
Итак, в основе специального репортажа всегда должна лежать актуальная тема. Важнее не оперативная подача фактов, а, скорее, их актуальность и значимость для общественности.
В отличие от специального репортажа, в репортаже-расследовании главный акцент делается на самом процессе познания репортером ситуации. При этом здесь многое зависит от той роли, которую выбирает журналист. Как правило, в таких репортажах используют метод "включенного наблюдения". Именно с этой целью меняют профессию или же активно включаются в различного рода эксперименты. Родоначальниками метода "смены профессии" в отечественной журналистике были Лариса Рейнснер и М.Кольцов.
Репортаж - расследование, по мнению исследователей, это "динамическое описание полосы препятствий", преодолеваемой журналистом в поиске информации, которую пытаются скрыть.
Репортаж-комментарий
Данный вид репортажа ориентирован не на подробное освещение события, а на его детальный комментарий. Пользуясь элементами комментария, репортер может разъяснить или растолковать читателям суть события, то есть, как отмечают теоретики, "вычленить из происходящего самое главное, но не интерпретировать его глубоко, с привлечением дополнительных аргументов, без которых невозможен серьезный анализ, а дать простор для размышления и воображения самим читателям и слушателем".
В репортаже-комментарии могут использоваться следующие виды комментария: расширенный комментарий - пространное разъяснение факта; синхронный комментарий - разъяснение фактов до мельчайших подробностей; комментарий специалиста - факт комментируется профессионалом, более компетентным человеком; полярный комментарий-толкование, разъяснение факта различными специалистами. Во всех этих случаях репортажный комментарий должен быть обязательно соотнесен с описываемым событием или с тем или иным документом, человеческим поступком, жизненной ситуацией.
Таким образом, рассмотрев различные виды репортажа, мы можем отметить, что данный жанр можно классифицировать по различным основаниям: по предмету отображения и функциональному назначению (событийный, аналитический), познавательно-тематический (специальный, расследовательский, репортаж-комментарий). Во всех этих случаях, подчеркнем, репортаж сохраняет свою информационную природу, даже, если в нем присутствуют элементы анализа.
Язык и стиль репортажа.
В языке и стиле репортажа могут быть два языковых начала: документальность и художественность, они должны быть в идеальном балансе, если будет преобладать художественность, то репортаж получится беллетристикой, а если документальность - то сухим и неинтересным.

Занятие-игра по издательской деятельности "Юный журналист"
Ход занятия
1. Введение. Организационный момент.
2. Рассказ об истории российской журналистики.
3. Игра.
А) 1 этап – организация корпораций. (2 балла)
Б) 2 этап – начало работы издательства. (5 баллов)
В) 3 этап – создание печатного издания. (5 баллов)
Г) 4 этап – подведение итогов. (5 баллов)
Если будут зрители игры (ученики, не входящие в команду), то они, обсудив работу издательств, могут добавить 2 балла любой команде за увеличение рейтинга (по мнению ребят) при интересных материалах.
1.Введение. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие: это занятие-игра под названием “Юный журналист”.
Цели и задачи данного занятия:
Развитие школьной газеты.
Открытие творческого потенциала учащихся.
Рассказ о целях и задачах школьной газеты для привлечения учащихся в пресс-центр школы.
Сегодня вы узнаете, кто такой журналист, в чём заключается его работа. Побываете в роли издателей и главных редакторов. Вы узнаете, с чего начинается газета, какое название для неё лучше выбрать, как она оформляется и что такое “макет”.
2. Рассказ об истории Российской журналистики.
В Санкт-Петербурге считается, что история русской журналистики начинается с 16 декабря 1702 года, когда вышел первый номер газеты "Ведомости". За день до этого император издал указ "Ведомостям быть!". Однако до нас дошел самый ранний номер газеты - от 2 января 1703 года. Москвичи считают, что русская журналистика началась именно с этой даты. Однако в этом бесценном потрепанном раритете, величиной с половину школьной тетрадки (а какого размера современные газеты?), есть несколько ссылок на более ранние вышедшие номера. На этом основании и можно полагать, что 2 января – не первый номер, а как указано в нем, самый первый - от 16 декабря 1702 года, как и считают петербуржцы. Газета выходила нерегулярно, как Бог на душу положит. Периодичность “Ведомостей” была различной. В 1703 и 1704 гг. вышло по 39 номеров, в 1705 - 46 (это наибольшая цифра). С годами сроки выхода все более растягиваются: известно, например, лишь три номера за 1717 г. и один за 1718 г. Номер состоял из разного числа страниц — от 2 до 22, чем определялась и его цена. Формат был установлен в восьмую долю листа (примерно в половинную ширину школьной тетради), но отдельные номера печатались и в формате листа. С № 3 за 1711 г. первая полоса (страница) газеты получает гравюру, на которой изображены вид Петербурга с Невой и Петропавловской крепостью и летящий Меркурий с трубой и жезлом -кадуцеем. Интервал бывал суточным, месячным и самым разным. "Ведомости" постоянно меняли свое название: "Ведомости московские", "Ведомости московского государства", "Ведомости российские", "Вести", "Реляция", "Подлинное доношение", а одно время газета выходила под таким удивительным заголовком: "Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах". Впрочем, это неудивительно, ведь в XVIII веке было полно длинных названий печатных изданий.
История распространения.
Сначала газета выходила в Москве, а с 1711 года стала выпускаться в Санкт-Петербурге. Объем "Ведомостей" был регулярным – 22 страницы. Тираж газеты испытывал большие колебания – от нескольких десятков до нескольких тысяч экземпляров. Данные, например, за 1708 г. показывают, что отдельные номера “Ведомостей” печатались в количестве 150, 200, 400, 700 и даже 1000 экземпляров, а в 1724 г. тираж снизился до 30 экземпляров. Известие о Полтавской битве было отпечатано в количестве 2500 экземпляров и разошлось целиком, но ряд номеров не находил распространения и оставался на Печатном дворе. Газета делалась для очень состоятельных людей, и стоила от двух до восьми денег (деньга – русская монета, равная половине копейки тех времен). К примеру, наборщик получал тогда от трех до четырех денег, работая на тяжелейшей работе. Первая русская газета пропагандировала точку зрения власти. В то время "Ведомости" писали о Северной войне и культурной политике Петра. Тогда и возникли начала цензуры. Первыми журналистами были, во-первых, сам Петр, а также его чиновники. Первым редактором “Ведомостей” был директор Печатного двора в Москве Федор Поликарпов, литературно образованный человек, писавший стихи. Он готовил материалы газеты, обрабатывал переводы из иностранной печати, которые поставляли чиновники Посольского приказа, добывал известия из других ведомств и канцелярий, следил за расположением заметок в номере и вел корректуру. Когда “Ведомости” были переведены в Петербург, ими стал заниматься директор столичной типографии Михаил Абрамов. Яков Синявич – дьяк одного из приказов, самый известный из первых журналистов в России, "репортер". "Ведомости" стали меньше и меньше читать. Во-первых, надоела Северная война, длившаяся больше двадцати лет. Во-вторых, выходили они нерегулярно. В-третьих, стоили очень дорого. Уже после смерти Петра, в 1727 году, став совсем неинтересным, они умерли. В том же году "подхватила эстафету" другая газета – "Санкт-Петербургские ведомости", которую можно купить и сегодня. Один год она выходила на немецком языке, а с 1728 года – стала на русском. Поэтому сегодня в заголовке этой газеты значится, что выходит она не с 1727, а с 1728 года. Первый главный редактор "Санкт-Петербургских ведомостей" - немец Герхард Фридрих Миллер. Это –- первая русская регулярная газета. Выходила она два раза в неделю, по так называемым почтовым дням (два раза в неделю лошади развозили почту - заодно и газету в дома). Первый номер “Санкт-Петербургских ведомостей” за 1728 г. был отпечатан на четырех страницах в четвертую долю листа, остальные выходили в таком же формате. На первой странице под заголовком газеты помещался виньет, изображавший двуглавого орла с цепью ордена Андрея Первозванного. Ниже следовала дата издания. Содержанием номера явились известия из Гамбурга, Лондона, Вены, Берлина, Рима, Парижа и других европейских городов, а также придворная хроника - сообщения о поздравлениях государя с новым годом, о производстве в чинах и награждениях. У новой газеты было несколько источников информации:
1) Зарубежные газеты.
2) Путешествующие чиновники.
3) Вскрытие писем крупных дипломатов.
4) Слухи и сплетни.
В наши дни, пожалуй, только не вскрывают письма для получения информации в газету. А на основе пункта 4 существует не один десяток современных русских газет.
В 1728 году вместе с "Санкт-Петербургскими ведомостями" начинает выходить приложение-словарик "Месячные исторические, генеалогические и географические примечания", но просуществует недолго – до 1742 года. Приложение это служило для объяснения неграмотным непонятных им слов. Теперь в газете печатались этнографические и прочие научные статьи. “Примечания” имели самостоятельный характер, на их страницах замелькали статьи, вовсе не прикрепленные к газетным сообщениям, и они превращаются в своего рода научный дайджест, журнал, выходивший вместе с “Ведомостями” два раза в неделю. Газета стала выходить ежемесячно. Здесь работал Ломоносов, и написал гениальную статью "Рассуждения об обязанностях журналистов", ставшую морально-этическим кодексом. Это - первая статья о том, каким должен быть журналист. Вот основные требования Ломоносова, предъявляемые журналисту:
1) Компетентный.
2) Скромный.
3) Уважающий мнения других;
4) Знающий фразу "Стыдно воровать чужие мысли".
Итоги русской журналистики 18 века.
В течение всего XVIII века в России вышло около 150-ти газет, журналов и альманахов. 1796 год – Екатерина II перед смертью подписывает указ об учреждении в России цензуры. В Москве, Петербурге, Риге и Вильно (Вильнюсе) были созданы специальные комитеты, состоявшие из трех человек: один - духовный, два светских. Они были обязаны проверять все книги и журналы, выходящие по всей России. Павел I за свои пять лет правления сделал положение русской журналистики совсем ужасным. В его правление было издано около десяти (!) законов о цензуре. 1800 год – в Россию было запрещено ввозить любые заграничные печатные издания, даже ноты. Так печально для русской журналистики закончился XVIII век. Русская журналистика возникла как газетная, а затем переросла в журнальную в одном и том же XVIII веке. Русская журналистика возникла как правительственная, позднее переросла в оппозиционную. Русская журналистика была неактуальной и неоригинальной.
3. Игра:
А) 1 этап – организация корпораций.
Задание участникам:
1) разбиться на творческие группы (обычно по 4 – 5 человек) 2-3 группы в классе. Если в классе участников больше, то остальные в качестве народа будут обсуждать и определять рейтинг издания.
2) Придумать название своей корпорации.
3) Определить должности каждого участника (директор, главный редактор, художественный редактор, корреспондент, независимый источник информации).
Выступление команд и подсчёт баллов.
Б) 2 этап – начало работы издательства.
Определить направления работы издательства: выпуск рекламной полиграфии, выпуск научной литературы, выпуск учебной литературы и т.д. Определить контингент читателей, возрастную группу, заинтересованную в вашем издании.
Выступление команд и подсчёт баллов.
В) 3 этап – создание печатного издания.
Определить тип издания (газета, журнал), количество страниц, направление, создать логотип журнала, придумать девиз издания, название, разработать рубрики. Рассказать об основных материалах.
Ведущий игры объясняет задания и даёт практические советы.
Большие журналы можно разделять на разделы и большие рубрики. Можно придумать корреспондентов ведущих какую-либо рубрику (Например Василиса Одуванчикова ведёт рубрику “Во саду ли, в огороде…”) необходимо продумать логичную схему рубрик; обращать внимание на время года и ближайшие праздники; обращать внимание на текущие мировые события; не забывать про актуальные темы; создавать рубрики, в которых читатели получают конкретные ответы на свои вопросы; оформлять фотосессии модных течений по любому направлению (спорт, моддинг, одежда и т.д.); не забывать об интервью.
Выступление команд и подсчёт баллов.
Выступление зрителей по рейтингу каждого издательства.
Г) 4 этап – подведение итогов. Суммируются баллы, по каждому пункту даются замечания коллег и ведущего. Можно начислить дополнительные баллы за хорошие и оригинальные идеи.
Тренинг для юных журналистов.
Краткий конспект
Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий раздает текст. Игроки внимательно читают его, конспектируя его на полях рисунками, схемами или символами. Слов и предложений в конспектах быть не должно. Затем игроки передают смысл информации, пользуясь своими конспектами. Побеждает тот, кто передаст текст ближе всех к содержанию.
Образная память
Участников игры знакомят с информацией. Затем игроки делятся на команды. Их задача - представить текст в виде застывшей немой сцены. Каждый из участников может изобразить деталь этого текста, нарисовать или написать ее на листе бумаги. Команды по очереди представляют свои варианты. Побеждает тот, кто точнее всех передаст суть информации.
Эмоциональная память
В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им раздаются тексты, которые надо будет озвучить с наиболее выразительными интонациями. После того, как будут прочитаны все предложенные тексты, определяется победитель - тот, чья информация наиболее полно отразилась в памяти слушателей.
Зрительная память
Игроки делятся на команды, каждая из которых создает собственную композицию из членов команды или неживых предметов. После того, как представители соперников познакомятся с готовым произведением, необходимо поменять в нем как можно больше деталей. Соперникам надлежит восстановить первоначальный вид композиции. Побеждает та команда, которой это удастся сделать максимально точно и быстро.
Журналист-художник
Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участники рисуют словесную картинку по предложенной фразе. Например, "он рассердился" - "он грохнул кулаком по столу и отшвырнул ногой стул". Побеждает тот, кто сможет ярче передать "эффект присутствия".
Короче, Склифософский!
Ведущий сообщает игрокам фразу, смысл которой можно выразить одним словом. Например, "дует студеный ветер, пронизывающий до самых костей, ледяные вихри обжигают лицо" - "холодно". Побеждает игрок, сумевший в кратчайший срок "сократить" большее число фраз.
Вслед за Демосфеном
В игре принимают участие индивидуальные игроки. Им сообщается о том, что Демосфен оставил пятьдесят шесть вступлений к ненаписанным речам, и предлагается написать пятьдесят шесть первых фраз к еще ненаписанным материалам. Побеждает тот, у кого будет больше ярких фраз, способных заинтересовать, вызвать желание читать дальше.
Постигая суть
Группа делится на команды по 5-6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст. После быстрого и внимательного прочтения, команда составляет к этому тексту лид - фразу или абзац, в сжатой форме передающий смысл информации. Записав лид на отдельном листе, команды обмениваются текстами. Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший лид.
Всадник без головы
Группа делится на команды по 5-6 человек. Каждой из команд вручается информационный текст без заголовка. После быстрого и внимательного прочтения, команда составляет к этому тексту заголовок, фиксирующий внимание на наиболее важных и интересных моментах и экспрессивно побуждающий познакомиться с текстом. Записав заголовок на отдельном листе, команды обмениваются текстами. Когда все тексты побывают в каждой из команд, ведущий предлагает представителям команд огласить свои варианты. Затем коллективно выбирается победитель - лучший заголовок.
Понял сам - объясни другому
Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий зачитывает фрагмент текста повышенной сложности для восприятия. Затем игроки придумывают сказку по заданному тексту, понятную даже детям. Побеждает тот, чье произведение полностью отразит главную мысль, основную суть предложенной информации.
Контрольно-пропускной пункт
Игроков знакомят с информацией, по которой им необходимо написать текст. После того, как текст будет создан, его автор должен будет ответить на любой вопрос по материалу, который ему зададут его коллеги. Затем его место занимает следующий игрок, написавший свой вариант текста по предложенной информации. Число игроков не ограничено. Побеждает тот, кто сумеет ответить на большее число каверзных вопросов.
Вариации на тему
Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Участникам предлагается выбрать из текста ключевые слова и записать их в столбик. Затем каждый должен придумать свой вариант, свою забавную историю, используя эти ключевые слова. Побеждает тот, кто смог использовать все предложенные ключевые слова и при этом создать текст, достаточно далекий от первоначального варианта.
Как это было?
Игроки делятся на две команды. Ведущий зачитывает небольшой фрагмент из центральной части материала. Задача первой команды - написать, что было до этого момента. Задача второй команды - написать, что было после этого момента. Побеждает тот, чей рассказ окажется наиболее реалистичным, интересным и совершенным по форме.
Я знаю три слова...
Игру можно проводить с участием команд или с индивидуальными игроками. Ведущий сообщает участникам тройки слов. Задача игроков - составить как можно больше предложений, включающих эти три слова. Предложения должны быть повествовательными. Можно менять падежи слов и дополнять предложения другими словами. Побеждает тот, кто составит больше предложений за кратчайший срок.
Раскрась текст
Ведущий сообщает игрокам фразу, передающую смысл известного фразеологизма. Игроки должны назвать этот фразеологизм. Побеждает угадавший большее число фразеологизмов в кратчайший срок.
Давай с тобой поговорим!
Ведущий или один из участников игры выходит на авансцену. Задача других участников - разговорить его, получить как можно больше информации по интересующему вопросу и услышать в ходе разговора то, что никто из других собеседников не заметил. По итогам разговора игроки пишут материалы, жанр которых не регламентируется ведущим. Побеждает тот, чей материал полнее отразит личность интервьюируемого.
Будь со мной
Игроки делятся на две команды. В каждой из команд выбирается капитан, который и будет основным участником игры. Капитаны изначально занимают противоположные точки зрения по выбранному вопросу. Их задача - убедить друг друга в верности своего мнения. Команда помогает своему капитану, подсказывая аргументы. Побеждает тот, кто чаще в ответ на свои убеждающие вопросы услышал от партнера - "да".
И это еще не конец!
Игрокам предлагают написать сказку о своей жизни. После того, как текст будетсоздан, его автор должен будет зачитать его, не сообщая финала. Следующий игрок придумывает окончание сказки. После чего автор сообщает свой вариант. Все участники коллегиально выбирают лучший, а затем игрок, придумавший окончание чужой сказки, рассказывает свою сказку. Число участников не ограничено.
Я хочу вам рассказать...
Игроки делятся на три команды. Ведущий предлагает в качестве темы для материала одну из известных сказок. Каждая из команд должна подготовить и инсценировать ее в одном из публицистических жанров - информационном, аналитическом или художественно-публицистическом. Побеждает та команда, чья версия будет одновременно близкой к оригиналу и отражающей максимальное число жанровых признаков.
Истина где-то рядом
В игре принимают участие индивидуальные игроки. Участникам сообщается освойствах психики человека одновременно бессознательно стремиться к жизни, к сближению с другим человеком, и к смерти, к уничтожению другого человека. Это может реализовываться в самых обычных поступках: стремление к жизни (созидательное начало) - в творчестве, стремление к смерти (разрушительное) - в борьбе со старым или в хирургии. Задача игроков - вскрыть подсознательное в действиях человека, рассмотрев последние события с позиций проявления в них энергий жизни и смерти.
Я вам пишу...
В игре принимают участие индивидуальные игроки. Предварительно они знакомятсясо стилистическими особенностями публицистики известных классиков и типологической спецификой их изданий (И.А. Крылов - "Почта духов", Н.И. Новиков - "Трутень", Д.И. Фонвизин - "Друг честных людей или Стародум", А.С. Пушкин - "Современник" и др.). Затем им дается задание написать материал на современную актуальную тематику в одно из этих изданий. Главная задача - максимально приблизиться к языку и стилю избранного издания.
Следствие ведут знатоки
Игроки делятся на две команды. Каждой из команд ведущий дает тайное задание, на выполнение которого требуется дополнительное время. Суть его - создать запутанное дело, в котором участвовали бы все члены команды. Для этого могут быть задействованы различные роли; участники, свидетели, пострадавшие, клеветники, доносчики и так далее. Истину о произошедшем должны знать только непосредственные исполнители и ведущий. Затем команда-соперник вступает в расследование запутанного дела. Конечная цель игры - дознаться до сути случившегося, попутно выяснив максимальное число подробностей. Побеждает команда, первой раскрывшая истину.
Список литературы для учителя
Основная:
Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. – М., 1965.
Голуб И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка.
Лукина М.М. Технология интервью. – М., 2005.
Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. – М., 2004.
Дополнительная:
Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. – М., 2005.
Розенталь Д.Э. Справочник по пунктуации для работников печати. – М., 1984.
Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2000.
Шумилина Т. Методы сбора информации в журналистике. – М., 1983.
Список литературы для обучающихся
Основная:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М. : Высшая школа.1987.-146с
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
Дополнительная:
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.

Приложенные файлы


Добавить комментарий